Спросить
Войти

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ И "ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ" ЖАЛАИРИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА

Автор: указан в статье

УДК 930.23(477.75)

Крымскотатарская история и «Джами ат-таварих» Жалаири в творчестве Чокана Валиханова

Исмет Заатов

(Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ)

Аннотация. В статье впервые поднимается тема места крымскотатарской истории в научных изысканиях выдающегося казахского ученого, потомка казахской чингизидской ханской династии Чокана Валиханова, связей членов его семьи с представителями крымскотатарской интеллигенции и служилого дворянства, воцарения в Крыму чингизидской ханской династии Гиреев.

Определенную лепту в дело изучения истории Крымского ханства внес и выдающийся казахский и российский ученый XIX века, правнук последнего казахского хана Абылай хана, Чокан Валиханов. В тексте первого письма внука Абылай хана Чингиса Ва-лиева к сыну Чокану Валиханову в Петербург от 6 июля 1860 года, среди перечня фамилий лиц, которым он просит в этом письме своего сына передать от него лично большой привет: «... шок сэлем айтьщыз» («передайте большой привет» - И.З.), внимание крымских историков сразу же привлекает фамилия Муфти-заде.

В комментариях к первому письму Чингиса к сыну Чокану, опубликованных в пятитомном собрании сочинений Чокана Чин-гисовича Валиханова, фамилия Муфти-заде значится среди фамилий знакомых отца Чокана, находившихся тогда в Петербурге [3, с. 478]. Время пребывания Муфти-заде в столице Российской

империи в тот период, если судить по дате этого письма, соответствует июлю месяцу 1860 года.

В своём ответном (втором) письме из Петербурга к своему отцу, написанном через месяц с небольшим, датированным числом 9 августа 1960 года, Чокан Валиханов ни единым словом, к сожалению, не упоминает ни одного из знакомых Чингиса Валиева, в том числе и Муфти-заде. Не пишет он своему отцу в этом письме и о том удалось ли ему передать им привет от Чингиса Валиева, и ни о том, удалось ли ему встретиться хоть с кем-то из них вообще. Не приводится никаких упоминаний о знакомых отца в столице и в третьем, последнем письме Чокана Валиханова к родителям из Петербурга от 4 ноября 1960 года [3, с. 141].

В крымской историографии периода с момента завоевания Крымского ханства Российской империей и почти до самого установления Советской власти в Крыму фамилия Муфти-заде встречается довольно часто.

В этой связи самим собой напрашивается предпринять попытку проследить за тем, была ли и, если была, то тогда в какой мере и как была связана эта известнейшая в XIX веке фамилия крымскотатарской знати с семьёй Чокана Валиханова.

Наиболее известными представителями крымскотатарской дворянской фамилии Муфти-заде являлись Батыр Челеби Муфти-заде и Исмаил мурза Муфти-заде. Полковник Российской армии, блестящий военный, меценат, просветитель и общественно-политический деятель Исмаил Муфти-заде избирался депутатом Третьей Российской государственной Думы от Таврической губернии и вошел в историю также как ближайший соратник великого просветителя народов Востока Исмаила мурзы Гаспринско-го. Исмаилу Муфти-заде одному из первых среди представителей тюрко-мусульманских народов Российской империи удалось в условиях жесточайшей цензуры царского самодержавия, после многочисленных мытарств, отказов и проволочек, в 1896 году основать первый крымскотатарский благотворительный фонд «Хайрие джемиети» («Благотворительное общество» - И.З.) с местонахождением его в городе Симферополе. Он проявил себя также и как военный историк, написав основательный научный труд «Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 гг.», а также он вошел в историю, как один из известнейших участников создания организации «Бутюнрусие мусульманларнын итти-факы» («Всеросийский союз мусульман» - И.З.) и один из лидеров общероссийского мусульманского и крымскотатарского национального движения конца XIX - начала ХХ вв. [4, с. 134].

На момент написания Чингисом Валиевым первого письма сыну Чокану Исмаилу Муфти-заде было всего 19 лет (он родился 3 мая 1841 года в Евпатории, затем жил, учился и закончил гимназию в Петербурге) и скорее всего по причине своего юного на то время возраста не мог быть знакомым с отцом Чокана Валиха-нова, знакомство могло быть только гипотетически.

А вот Батыр Челеби Муфти-заде вполне мог быть знакомым Чингиса Валиева, так как они были примерно одного возраста (Чингис Валиев - внук хана Аблая родился в 1811 года в Кзил-Агаше, а по другим данным в Сырымбете на северо-востоке Казахстана, в 1827 году поступил и в 1834 году окончил Омское войсковое училище Сибирского линейного казачьего войска [1, с. 1011]), оба были кадровыми российскими военными и исповедывав-шими ортодоксальный ислам правоверными мусульманами, говорившими на родственных тюркских языках. Чингиса Валиева, как отца Чокана и одного из поборников русской науки и просвещения в казахской степи хорошо знали в Москве и Петербурге, особо он был известен в Императорском Географическом и Императорском Антропологическом обществах, тесно сотрудничал с востоковедом профессором В.В. Григорьевым [1, с. 15].

В пользу близкого личного знакомства Чингиса Валиева и Батыра Челеби Муфти-заде могут свидетельствовать следующие факты биографии этого российского дворянина крымскотатарского происхождения. Батыр Челеби Муфти-заде в чине полковника российской армии с 1850 года по 1862 год (в 1863 г. он был произведен в генерал-майоры) командовал лейб-гвардии крымскотатарским эскадроном конвоя Его Императорского Величества (с 1 мая 1864 года этот эскадрон был преобразован в команду лейб-гвардии крымских татар собственного Его Императорского Величества конвоя), постоянным местом расквартирования которого являлся город Санкт-Петербург [6, с. 207]. За столь длительное время пребывания в Петербурге и несения службы при российском дворе Батыр Челеби Муфти-заде конечно же мог иметь

общих знакомых с Чингисом Валиевым и быть знакомым с ним самим лично. Вполне вероятно, что их пути могли пересечься.

Родоначальником крымскотатарской дворянской фамилии Муфти-заде, автоматически перешедшей в сан российского дворянства после завоевания Крымского ханства Российской империей (Муфти-заде является фарсизмом в крымскотатарском языке и в переводе означает буквально сын или потомок муфтия), является муфтий Крыма и Таврической губернии по данным на 1784 год Мусаллаф Эфендий [6, с. 199].

О принадлежности к высшему духовному сословию Крыма Батыра Челеби Муфти-заде свидетельствует и его сословный титул - унван, принятый в Крымском ханстве - Челеби, который носили в Крыму обладатели и потомки обладателей высших мусульманских духовных санов. А в унване его сына Исмаила уже присутствует приставка дворянского титула мурза (от персидского эмир-заде - сын или потомок обладателей высших светских санов эмиров).

Великому казахскому ученому Чокану Валиханову, яркая, подвижническая жизнь которого оборвалась столь рано, ни разу не привелось побывать в Крыму, но некоторыми вопросами истории Крымского ханства и этнической истории автохтонного населения Крымского полуострова выдающийся казахский тюрколог владел досконально. В качестве свидетельства этому можно привести хотя бы тот факт, что в пятитомнике собрания его сочинений термин Крым в различных сочетаниях упоминается 43 раза. Этому вероятно способствовало и его близкое знакомство, а в некоторых случаях и его совместные с выдающимися российскими тюркологами XIX века исследования в области крымскотатарской истории.

В частности, будучи еще воспитанником кадетского корпуса во время своего обучения в Омске Ч. Валиханов, заинтересовавшись работами востоковеда И.Н. Березина, вступает с ним в личную переписку и по поручению русского востоковеда выполняет ряд тюркологических изысканий в области старо-крымскотатарского и казахского языков. Результаты этих изысканий молодого исследователя вошли в его первый научных труд под названием «Заметки при чтении книги проф. И.Н. Березина "Ханские ярлыки"», что явилось своего рода рецензией на работу выдающегося

российского востоковеда-тюрколога о ярлыках золотоордынских, а в большинстве ярлыках крымских ханов Сеадет-Гирея I и Дев-лет-Гирея I [1, с. 69], изданной в Казани под названием «Ханские ярлыки» в 1850 году. Изучение ярлыков вышеназванных ханов Крымского ханства явилась началом научной деятельности великого казахского ученого [6, с. 69]. Отрадным является сам факт того, что первой научной работой Чокана Валиханова явилось исследование именно на крымскую тематику.

Следует особо выделить тот факт, что двадцать фундаментальных трудов первого ученого коллеги Чокана Валиханова по совместным тюркологическим научным изысканиям Ильи Николаевича Березина в той или иной степени затрагивают крымскотатарскую тематику, среди которых выделяются две его работы, изданные уже после смерти Валиханова, это «Тарханные ярлыки крымских ханов Менгли-Гирея и Мухаммед-Гирея» (ЗООИД. 1872. Т. 8. 2: Приб. к. сб. материалов. С. 10-23) и «Тарханные ярлыки крымских ханов» (ЗООИД. 1872. Т. 8, отд. 2: Приб. к. сб. материалов. С. 1-9) [7, с. 100-101].

Вполне возможно, что одним из первых соприкосновений Чокана Валиханова с описанием и историей Крыма явилось его знакомство с переводами трудов Петера Симона Палласа: «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области, сочиненное на французском языке г. статским советником, академии наук членом и Ордена Св. Владимира кавалером П.С. Палласом (СПб., 1795. IV. 72 с.); Путешествие по Крыму академика Палласа П.С. в 1793 и 1794 годах / пер. с нем. М. С[лавич]; ред. Ф.К. Брун и Г.Э. Караулов (ЗООИД. 1881. Т. 12. С. 62-208; Поездка во внутренность Крыма, вдоль Керченского полуострова и на остров Тамань / Пер. с нем. М. С[лавич]. Прим. Г.Э. Караулова (ЗООИД. 1883. Т. 13, отд. 1. С. 35-107) [7, с. 452453]. В оригинале на немецком языке, а также в переводе на французский и английский языки эти работы были изданы соответственно в 1792, 1793, 1795, 1797, 1802, 1803, 1805, 1811, 1812 годах [7, с. 708-709]. Поскольку Чокан, как султанский ребенок, помимо семи восточных языков [1, с. 17] владел еще и, как тогда их называли языками науки - русским, немецким и французским [1, с. 23], то это предположение выглядит вполне вероятным. Первое же знакомство Чокана Валиханова с работами Палласа

происходит еще в его ученические годы [1, с. 32, 91, 382], когда ему уже было 14-15 лет.

Тогда же он изучил и работы выдающихся российских ученых-востоковедов: серьезно работавшего над на крымскотатарской тематикой В.В. Вельяминова-Зернова [1, с. 91], являвшегося автором академического труда «Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные по распоряжению имп. Академии наук из Московского главного архива Министерства иностранных дел» (СПб., 1864. [940] с.), который впоследствии в бытность Чокана Валиханова в Петербурге часто бывал у него в квартире [1, с. 59], и А.И. Левшина, автора близкой к крымской тематике работы «Известия о древнем татарском городе Сарайчике» (Северный архив. 1824. № 4. C. 179-190).

В период с конца 1859 года по весну 1961 года в Петербургской квартире Валиханова также часто бывали крупнейшие российские ученые-востоковеды В.В. Григорьев и В.П. Васильев [1, с. 59].

В.П. Васильев памятен тем, что является автором биографической статьи «Записка об ученой деятельности заслуженного ординарного профессора И.Н. Березина» (Протоколы заседаний Совета императорского С.-Петербургского университета за первую половину 1879-1880 академического года. 1880. № 21. C. 9799). В среде петербургских востоковедов, знакомых Чокана Ва-лиханова, особое место занимал Василий Васильевич Григорьев -член-корреспондент Петербургской академии наук, исследователь истории, географии и древностей народов Средней Азии, Казахстана и Крыма. Он был близко знаком с Валихановым. В этой связи весьма примечательным является тот факт, что большая часть важнейших рукописей Валиханова хранится в архиве В.В. Григорьева в ЦГАЛИ (ф. 159, № 179) [1, с. 79, 363]. Выдающийся русский тюрколог [1, с. 105], сотрудничавший еще с отцом Чокана Чингисом Валиевым [1, с. 15], оставил после себя более 20 научных работ о Крыме, среди которых можно выделить следующие: Григорьев В.В. Монеты Джучидов, генуэзцев и Гиреев, битых на Таврическом полуострове и принадлежащие Одесскому обществу истории и древностей. Одесса, 1843. 41 с.; Григорьев В.В. Исторический обзор Крыма: текст публичной лекции о Крымском полуострове. РГИА, ф. 853, оп. 1, д. 216, и 1 - 11. Б/г.;

Григорьев В.В. Татары и ногайцы в Крыму. РГИА, ф. 853, оп. 1, д. 216, л. 12. Б/г.

В письме профессору И.Н. Березину, датируемым, вероятнее всего, 1852 годом [1, с. 367] семнадцатилетний Чокан приводит совершенно четкую по своей логике концепцию образования Крымского ханства [1, с. 368], которую он, вероятно, почерпнул кроме других научных источников также и из «Сборника летописей» - «Джами ат-таварих» Жалаири. Этот труд среднеазиатского историка он вполне мог изучить в оригинале, а не по его переводу в публикации в серии «Библиотека восточных историков» (Изд. проф. И.Н. Березина. Т. II, ч. 1. Казань, 1854), напечатанной к тому же через два года после написания самого письма. Подтверждением этому предположению служит исследовательская работа Валиханова «Извлечение из Джами ат-таварих» Жалаири. В этой исследовательской работе анализ труда средневекового тюркского историка, написанного им в конце XVI века в Москве, Чокан Валиханов сделал с тюркского рукописного подлинника, написанного арабицей на, так называемом, чагатайском языке, на основе которого формировались современные казахский, каракалпакский, узбекский, ногайский и крымскотатарский языки. В определенной мере этот язык еще можно назвать и языком официальных документов Крымского ханства начального периода его существования.

Автор сочинения Кадыргали Жалаири принадлежал к тюркскому племени джалаир, поколения тарак-тамгалы (гребне-тамгового) [1, с. 388]. Интересно, что официальным гербом-тамгой правящей династии средневекового Крыма - ханов Гире-ев, а также и всего Крымского ханства, а на сегодняшний день также и официальным гербом крымскотатарского народа являлся и является тоже таракъ-тамгъа. По предположению авторов примечаний к данной статье Валиханова в его пятитомнике, перевод определенной части труда Жалаири Чоканом Валихановым осуществлялся в 1853-1854 гг. в возрасте восемнадцати-девят-надцати лет. Именно в эту переведенную Валихановым часть «Истории летописи» Жалаири вошли очень ценные сведения из истории образования и становления Крымского ханства, малоизвестные, к сожалению, в современном Крыму. Среди этих сведений можно выделить, например, такие факты, как то, что «Идигебий (Эдиге) взял в жены дочь Тохтамыш-хана, когда его сыну Кадырберды-хану было 3 года», о том, что «Джанике выпросила его, (видимо из залога) у Идиге-бека (Эдиге) и однажды с одним или с двумя. сопровождающими секретно в Крым отправила. И после, 11 лет будучи, Кадыберды-хан с крымским войском через Волгу-реку перешли . с Идиге-беком сражение учинил и в одной битве Идиге-бека убил», о том, что крымского войска главные вожди говорили: «Этот год: лето здесь перекочуем, лошадей в тело приведем, тогда для битв силы и возможности будут более., когда зимой пойдем, то и Волга замерзнет, сказали». Эти слова не понравились. Волга замерзнет - кто же не пройдет, Идиге умер - кто не пойдет. Волга скоро не замерзнет, Идиге скоро не умрет. Подобные заклятия. совершив, страшное сражение начали, Идиге был ранен, хан тоже с раною был, два войска между собой сошлись (покончили). (сражались) Ичкилин сын. Хасан держал. (мерина) Идигебия. Известив Кадыберды-хана, что Идиге здесь находится: пришел и убил. Кадыберды-хан тоже от той [раны] вскоре после того, несколькими днями позже умер [1, с. 233-234]. Подавая перевод исторического труда Джа-лаири на русский язык Чоканом Валихановым, следует особо подчеркнуть тот факт, что в этом переводе речь идет о ключевых фигурах крымской истории конца XIV - начала XV веков. В нем, в частности, говорится о похороненной в персональном мавзолее в крепости Кырк-йер (ныне Чуфут-кале в окрестностях бывшей столицы Крымского ханства города Бахчисарая) влиятельной Джанике-хани (Неникеджан) (хани - унван-сословное звание дочерей ханов в Крыму, Джанике была дочерью хана Золотой орды Тохтамыша), об эмире мангытов Эдиге, а также показан уровень мобильности и мощи крымскотатарского войска того времени. Эти и последующие выдержки из перевода Валиханова в виду исключительной их важности для понимания некоторых фактов крымскотатарской истории, генеалогии правящей династии в Крыму и истории этногенеза крымскотатарского народа приводим полностью:

«. [сказание] О Хажди-Гирей-хане . сыне Дулук-Кияс-улана ., Даулетходжа-улана, Таштемир-улана, Темир-улана, Ка-ра-Куяс-Кобеджек-улана . После убиения старшего брата Хаж-ди-Гирей-хана Джан-Гирей-султана [конратскими беками] он в

бегах будя у Чакырганбая в услужении ... находился; беки, между собою [не имея согласия] в несогласии идя, нашед его, Хаджи-Гирей-султана, в ханы избрали року [году], 906 (от гиджры) в месяце . [шестого месяца мусульманского лунного календаря] ... В роде султан сын султана Али-Кул-Чора башлык .; из рода оймас Балтадж-бай . с 10 человеками; рода качи Кошай мастер (уста) с 10 чел. ... рода срда Кул-Алибай - 10 чел. ... рода чижик Ямгурчи с Кизил-куртом ... 10 чел.; рода шабчи Джан-чора-бек в 10 чел. .рода уантас родом нурма [из] Кул-Урус [а] и Алика в 10 чел. ...; шейх-заде рода Колуш-мирза в 10 чел. ...; еще 10 чел. из рода акчора; 4 дома кибак-черемыс .; из рода таклы Мухаммед-бек ... в 10 чел.; из Старого Юрта (возможно, из Эски-юрта татарского поселения XIII века, позже вошедшего в границы новой столицы Крымского ханства г. Бахчисарая - И.З.) Джадигер-бай, Касым-Сеид-бай в 10 чел. .; из рода кара-длулет [Кунак-уста] ... в 10 чел. ... [из отделения хаирби Хафиз в 10 чел. ...; от карагай-ши Тушанак в 10 чел. ...; рода темирчи Ногай, сын мастера (уста)] в 10 человек. Вот которые привезли и избрали в ханы (Крыма - И.З.) Хаджи-Гирей хана. Конец ... [1, с. 235-238]. Далее здесь же мы узнаем, что в Крыму похоронен четвертый сын Баба-Тукласа: «... а четвертый - в Крыму, на Уч-Утлуке ...» [1, с. 238] . Таким образом, благодаря переводу Валиханова в научный оборот был введен и малоизвестный широкому кругу исследователей вариант фактов? свидетельствовавших о восхождении на престол хана Хаджи-Гирея - основателя династии крымских ханов Гире-ев, правившей более трех с половиной веков в Крыму. Этот фрагмент, переведенный на русский язык Чоканом Валихановым из труда, что очень важно тюркского историка Джалаири, являвшегося практически современником описываемых им событий, связанных с избранием представителями основных на тот период степных тюрко-татарских родов Дешт-и-Кипчака на престол первого крымского хана, на наш взгляд может служить, в отличии от компилятивных сообщений на эту тему историков XIX века, основным источником по истории династии Гиреев в Крыму и истории периода образования Крымского ханства.

Чокану Валиханову также принадлежат две рукописные копии, черновик и беловой экземпляр с черновым переводом на русский язык ярлыка крымского хана Девлет-Гирея I (Архив АН

СССР, ф. 23, оп. 1, № 11, лл. 55-57 об.), прославленного полководца и выдающегося государственного деятеля, правнука хана Хаджи--Гирея I, получивший за взятие и сожжение Москвы в 1571 году, когда Иван IV спасся бегством и отсидкой в Коломне, унван Тахталгъан (Взявший трон). Девлет-Гирей I все свое царствование (1551-1577) не переставал требовать от московского великого князя Ивана IV возвращение Казани и Астрахани крымскому престолу. Валиханов также блестяще перевел на русский язык и ярлык сына хана Менгли-Гирея I, крымского хана Сеадет-Гирея I.

Вероятно, не является неким совпадением, а скорее всего является своеобразной данью традициям, существовавшим в царствующих тюркских домах, то, что внук Аблай-хана, отец Чокана Валиханова Чингис назвал одного из своих сыновей именем известного своей стойкостью казанского и крымского хана Сахиб-Гирея - Сахиб-Кирей (Козыке). Как бы в подтверждение этому факту и звучит имя, данное племяннику хана Аблая, Давлет-Гирей-султан [3, с. 30]. Это имя, как известно, принадлежало Тахталгъан Девлет-Гирею I, победителю московского великого князя Ивана IV. В тюрко-мусульманских ханских семьях культивировались и прививались знания об истории родственных и дружественных им пост-золотоордынских династиях чингизидов. А вышеприведенный факты служат доказательством тому, что в правящих династиях бескрайних казахских степей были хорошо знакомы с историей родственной им правящей династии Крымского ханства Гиреев. В пользу того, что история крымскотатарского народа в средневековье была знакома и казахскому народу, говорит широкое в казахской народной среде бытование эпоса «Къырымнынъ къыркъ батыры» («Сорок богатырей Крыма») или «Кырки крымские богатыри» (кырки - название средневекового крымского тюрко-татарского рода, отсюда и Кырк-йер). Ярчайшим подтверждением глубокой и широкой осведомленности представителями средневековых тюрко-мусульманских правящих династий фактами из жизни и истории друг друга, помимо исследовательских работ Чокана Валиханова, может служить научная деятельность Хивинского хана Абул-Гази.

Благодаря работе Валиханова «Исторические предания о батырах XVIII в.», по предположению авторов примечаний к этой статье [1, с. 383], написанной им в 1855-1856 годы, крымские

исследователи, и, в частности, автор данной статьи, смогли выявить для себя форму написания и значение казахского экзоэтни-ма «кондакер», которым в середине XVIII веке называли Крымское ханство и его жителей крымских татар в Среднем жузе.

Валиханов также владел информацией и тонко разбирался в родовом составе, религиозных особенностях, обычаях отдельных этнографических групп крымскотатарского этноса, отмечая в своем незаконченном наброске «Предания и легенды Большой Киргиз-кайсацкой орды» (отражающем творческий процесс работы Валиханова первых лет его научной деятельности и относящейся к началу 1855 года) бытование элементов рудиментов язычества у крымских ногайцев [1, с. 276]. В своей работе «Заметки по истории южносибирских племен» он выявил наличие у крымских ногайцев рода кирей (гирей) [1, с. 299]. В другой своей работе «Киргизское родословие», о которой П.П. Семенов-Тян-Шанский сообщал на заседании Императорского географического общества в 1857 году, рекомендуя избрание кандидатуры Ч. Валиханова в его действительные члены [2, с. 369], сообщает о существовании у крымских ногайцев племен найман, кипчак и конрад [2, с. 155]. Здесь же он очень конкретно выделяет причины, предшествовавшие основанию Крымского ханства [2, с. 151]. Валиханов пристально наблюдал и за современными для него процессами, протекавшими в то время в Крыму. Об этом свидетельствует его замечание в одной из поздних его работ «О мусульманстве в степи», написанной под диктовку больного Вали-ханова в конце 1863 или начале 1864 года [4, с. 401] о фактах организации сопротивления в крымскотатарской среде в Крыму российской колонизаторской власти в период Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. [4, с. 72].

Весьма символичным является и тот факт, что именно под редакцией Николая Ивановича Веселовского, автора 66 научных работ на крымскую и крымскотатарскую тематику [3, с. 143-146], были впервые изданы «Сочинения Чокана Чингисовича Валиха-нова» в Санкт-Петербурге в 1904 году [1, с. 67].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Алма-Ата, 1984. 432 с.
2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Алма-Ата, 1985. 416 с.
3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. Алма-Ата, 1985. 461 с.
4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. Алма-Ата, 1985. 416 с.
5. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. Алма-Ата, 1985. 528 с.
6. Крымъ. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Измаил Мурза Муфтий-заде. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 г. М., 2004. 288 с.
7. Непомнящий A.A. История и этнография народов Крыма: библиография и архивы. Симферополь, 2001. 816 с.

Сведения об авторе: Исмет Аблятифович Заатов - доктор философии в арткритицизме, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, заместитель министра культуры Республики Крым (295005, пр. Кирова, 13, Симферополь, Крым); zaatov@gmail.com

Crimean Tatar history and «Jami-at-Tawarikh» by

Zhalairi in the creative work of Chokan Valikhanov

Ismet Zaatov

(Crimean Scientific Center,

Sh. Marjani Institute of history of AS RT)

Abstract. The first touches upon the history of the Crimean Tatar&s place in the scientific researches of the outstanding Kazakh scientist, descendant of the chingizid Khan&s dynasty Chokan Valikhanov, the members of his family, his ties with representatives of the Crimean Tatar nobility, the accession of chingizid Giray Khan dynasty in the Crimea.

REFERENCES

1. Valikhanov Ch.Ch. Sobranie sochineniy v pyati tomakh [Collection of works in five volumes]. Vol. 1. Alma-Ata, 1984. 432 p.
2. Valikhanov Ch.Ch. Sobranie sochineniy v pyati tomakh [Collection of works in five volumes]. Vol. 2. Alma-Ata, 1985. 416 p.
3. Valikhanov Ch.Ch. Sobranie sochineniy v pyati tomakh [Collection of works in five volumes]. Vol. 3. Alma-Ata, 1985. 461 p.
4. Valikhanov Ch.Ch. Sobranie sochineniy v pyati tomakh [Collection of works in five volumes]. Vol. 4. Alma-Ata, 1985. 416 p.
5. Valikhanov Ch.Ch. Sobranie sochineniy v pyati tomakh [Collection of works in five volumes]. Vol. 5. Alma-Ata, 1985. 528 p.
6. Krym". Istoriko-kraevedcheskiy al&manakh. Issue 1. Izmail Murza Muftiy-zade. Ocherk voennoy sluzhby krymskikh tatar s 1783 po 1899 g. [The Crimea. Local History almanah. A sketch of military service of the Crimean Tatars from 1783 to1 1899.] Moscow, 2004. 288 p.
7. Nepomnyashchiy A.A. Istoriya i etnografiya narodov Kryma: bib-liografiya i arkhivy [History and ethnography of the people of the Crimea]. Simferopol, 2001. 816 p.

About the author: Ismet Ablyatifovich Zaatov - Doctor of Philosophy in Artcriticism, Cand. Sci. (Art history), Leading Researcher of the Crimean Scientific Center of Sh.Marjani Iinstitute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Deputy Minister of Culture of the Republic of Crimea (295005, Kirov av., 13, Simferopol, Crimea); zaatov@gmail.com

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ chokan valikhanov МУФТИ-ЗАДЕ mufti-zade КРЫМСКОЕ ХАНСТВО crimean khanate ЖАЛАИРИ jalairi ХАНСКИЕ ЯРЛЫКИ khan's yarliks (labels)
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты