Спросить
Войти

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В ФОНДАХ БЕРЛИНСКОГО МУЗЕЯ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

Автор: указан в статье

Культура

УДК 391.512:19

Крымскотатарская коллекция в фондах берлинского Музея европейских культур

Исмет Заатов

(Крымский научный центр Института истории

им. Ш.Марджани АН РТ)

Ульвие Аблаева

(Институт этнологии НАНУ)

Аннотация. Статья посвящена исследованию отдельных предметов традиционного костюма крымских татар в фондах Музея европейских культур (г. Берлин, ФРГ). Впервые рассмотрены некоторые уникальные виды мужских и женских головных уборов, аналогов которым нет в музеях Крыма (например, вышитый тюрбан, вышитые детали к мужским шапкам и др.). Сравнительный анализ позволил обозначить многие безымянные или ошибочно атрибутированные объекты. Исследование проведено на основе каталожных карточек музея.

В октябре - ноябре 2003 г. один из авторов статьи по приглашению директора Института тюркологии Свободного университета (г. Берлин) профессора Б. Кельнер-Хейнкеле и директора Музея европейских культур доктора К. Ваня проходил научную стажировку в возглавляемых ими учреждениях. По плану один месяц стажирования предназначался для исследований крымскотатарской коллекции в фондах вышеназванного музея. Одним из результатов работы была доставка в Крым ксерокопий каталожных карточек (далее - к/ карточек) полной картотеки крымскотатарской коллекции МЕК (сведения действительны на 15.12. 2003). Также в Крым были доставлены факсимильные копии всех работ немецкого художника-этнографа В.-А. Кизеветтера, написанных им во время его пребывания в Крыму в 1845-1847 гг.

В берлинском Музее европейских культур (Museum Europäischer Kulturen, Staatlichen Museum zu Berlin), далее МЕК, находится значительная коллекция экспонатов, отражающих историю и материальную культуру крымских татар. [7] Большая часть коллекции МЕК собрана в первой четверти ХХ века в г. Бахчисарае (Крым). Колоссальную работу по выявлению и сбору аутентичных предметов музейного значения провели Г. Финдайзен (Dr. Hans Findeisen) и Н. Финдайзен (Nata Findeisen). Среди остальных собирателей музейного фонда значатся: Титмайер (Dr. Tietmeyer), Бартельс (Geh.Rat Bartels), Вахе (Wache). Некоторое количество раритетных предметов поступили в музей как подарки, среди них замечательные жилет и вышитый мужской пояс от фрау Лау (Frau Lau), часть экспонатов - от безымянных дарителей. Последнее пополнение коллекции состоялось в 90-е годы XX в. и на рубеже прошлого и нынешнего веков. Были приобретены артефакты: две старинные головные шали марама нач. ХХ в. (№ 29Е), закупленные музеем у крымского художника М. Чурлу в 1990-е годы, а также изделия современных мастеров национального декоративно-прикладного искусства.

Разносторонняя коллекция МЕК насчитывает около шести сотен аутентичных объектов, среди которых экземпляры национального костюма, традиционные вышивки, ювелирные украшения, музыкальные инструменты и многочисленные разноплановые предметы материально-бытовой культуры крымских татар. На всех к/карточках исследуемой коллекции указаны этническая принадлежность (Krim-Tataren), место приобретения (чаще всего -Bachtschisarai, также Simferopol, Sewastopol), фамилии собирателей. Однако, к большому сожалению, основная описательная (рукописная) часть многих предметов атрибутирована некорректно. В большей части к/карточек отсутствуют обозначающие артефакт национальные термины, не всегда приводятся линейные размеры предметов, описания некоторых экспонатов очень кратки, имеются несоответствия между названием предмета и его изображением. Например, объекты №№ IIC 2717, IIC 2718 атрибутируются как «Tuch» (с немецкого: платок/ косынка/ шаль/ шарфик/ ткань/ тряпка/ сукно), а на фото - лицевое полотенце юзьбез, N° IIC 2716 - также «Tuch», но изображен къыбрыз - образец традиционного декоративного ткачества. Аналогичные, судя по фото на к/карточках, тканные образцы къыбрыз №№ IIC 2314, IIC 2318 названы «старотатарской вышивкой». Значителен объем к/карточек с термином «Handtuch», с нем. - полотенце. Что обозначает данный термин? Действительно полотенце? Если полотенце, то какое? В национальной традиции полотенца четко дифференцировались по назначению и терминологии, т. е. отдельно для лица/ рук/ ног, соответственно юзьбез/ эльбез/ тизбез. [5, с. 620, 611] Или за термином «Handtuch» скрывается эвджияр - декоративная интерьерная вышивка? Или вышитые женские головные шали шербенти / марама?

Сомнение в атрибуции предметов, названных «полотенцами», возникают из-за характеристики экспонатов как многоцветных вышивок. Однако традиционные полотенца были только тканными! В сплошную полоску/ полосы только на узких концах/ полосы с чередованием геометрических узоров и/ или кружевным декором по узкому краю.

Большой интерес вызывает вышеупомянутый экспонат № II C 2438, атрибутированный как «Schal», с немецкого шарф/кашне/шаль. Из описания в к/ карточке следует, что объект «(выткан) из белой крапивы; с обеих сторон имеет цветную вышивку коричневого, бежевого, желтого, синего, зеленого, красного, серого цветов и плоскими золотыми нитями». Исключительно благодаря наличию линейных размеров (156 х 29 см) артефакт с уверенностью можно атрибутировать как свадебный мужской пояс учкъур, а не шарф/ кашне/шаль.

Вышеприведенный краткий анализ к/карточек по отдельным предметам крымскотатарской коллекции призван продемонстрировать существующие сложности в музеефикации экспонатов и соответственно, вытекающие из этого проблемы в их атрибуции.

Целью настоящей работы является введение в научный оборот этнографического и искусствоведческого материалов крымскотатарской коллекции МЕК, первичное исследование корректно описанных экспонатов, а также атрибуция некоторых спорных, на наш взгляд, аутентичных предметов.

Объектом исследования являются отдельные предметы, объединённые принадлежностью к традиционному крымскотатарскому костюмному комплексу. Это женские фески, мужская шапка и отдельные элементы, фрагменты головных уборов. В исследовании использовались методы сравнительно-исторического и перекрестного анализа.

В фондах музея хранится более шестидесяти экспонатов, имеющих отношение к традиционному крымскотатарскому костюму. Установить точное количество не представляется возможным из-за отсутствия описаний отдельных спорных экспонатов, что делает невозможным проведение безошибочной идентификации.

Женских шапочек фес всего семь, из них пять закуплены в начале, а две - в конце ХХ в. Интерес представляют, безусловно, аутентичные образцы. Среди них - мыхлама фес, в к/карточке № II C 323 «mychlama-fes», которую Финдайзен характеризует как шапочку невесты (Brautmütze) с плотной золотой вышивкой. Размеры: диаметр - 17 см; высота - 6,5 см; форма цилиндрическая (согласно приведенному рисунку). Название фески отражает технический прием декора, мыхлама означает одностороннюю вышивку вприкреп по предварительному настилу. В музее представлен традиционный образец вышитой шапочки мыхлама фес, у которой узоры золотными нитями покрывают всю поверхность фески из малинового бархата. В центре

донца вышит шестилепестковый цветок гуль в окружении полумесяцев ай со звездами бешкоше йылдыз.

Нарядная феска (№ II C 322), атрибутированая как "Chadi - fefes", имеет довольно полное описание и рисунок, однако здесь присутствует двойная ошибка. Во-первых, курьез с термином. Правильно должно быть "Chadife fes" (перевод с крымскотатарского «бархатная феска»). Во-вторых, судя по рисунку и описанию, это так называемый алтын фес, т.е. «золотая феска». Именно так традиционно назывались шапочки с ювелирным декором из золота (монеты на тулье и навершие на донце). Финдайзен характеризует данную феску как женскую шапочку без вышивки, с золотыми монетами по бокам, увенчанную сверху шестиконечной филигранной звездой из золота и серебра и с позументом из золотых нитей сбоку. Размеры фески: диаметр -17 см; высота - 8 см. Итак, корректное описание экспоната, основанное на приведенном рисунке: "altin fes / ^adife fes"(золотой фес/ бархатный фес) - женская шапочка из бархата в форме усеченного конуса с декором из нашитых монет в пять рядов на тулье фески; материал - золото. Сверху прикреплено ажурное филигранное навершие, выполненное в технике ажурной филиграни; материал: золото, серебро. Сбоку свисает украшение в виде аграманта из золотных нитей.

Оставшиеся аутентичные фески (№№ II C 324, II C 325, II C 498) характеризуются Финдайзеном как «fes (фес) - женские шапочки из бархата с золотой вышивкой». Первые две фески сшиты из винно-красного, последняя - из бархата фиолетового цвета. Размеры шапочек даны в последовательности, соответствующей нумерации к/карточек: высота - 8 см/ 7см/ 9 см; диаметры фесок: 18 см /нет данных/ 13,5 см; форма всех фесок в виде усеченного конуса (судя по рисункам). Правильным названием первых двух фесок должно быть мыхлама фес, т. к. на рисунках схематично изображены традиционные узоры вышивки вприкреп по предварительному настилу, как на тулье, так и на донцах шапочек. Дополнительным декором, кроме вышивки, являются нашитые по краям растительных узоров золотые (?) пайетки.

Довольно высокая последняя шапочка имеет ряд нехарактерных (согласно традиционной технологии пошива) особенностей: она сшита из десяти разного размера вытянутых клиньев, собранных в центр на донце фески, внешнюю сторону которой прикрывает накладка в виде небольшой пуговицы. Еще одной отличительной особенностью является декор данной фески. Это три крупных растительных узора из золотного крученого шнурка; один из элементов нашит в лобной части, остальные два равноудаленно по бокам. Нижнее поле тульи оформлено также шнурком в несколько рядов, последний из которых представляет из себя композицию в виде узора из трилистников и кружков. Традиционная жесткая коническая форма (здесь имеется рисунок и фото) достигнута за счет применения твердого каркаса, обычно это был

плотный картон. Так как элементы национального костюма традиционно назывались по виду декора как самому яркому признаку или по названию применяемого при изготовлении материала, то названием данной фески должно быть букме фес, потому что шапочка орнаментирована золотым шнурком букме.

Последние две фески, у которых в графе «собиратель» указана фамилия Титмайер (Dr. Tietmeyer), не атрибутированы. В к/карточке только одно слово «Besen (Hochzeitsbesen)», с нем. «веник / метла (свадебный веник / метла)». Тут явно закралась техническая ошибка. Больше информации по данной шапочке удалось найти на сайте музея: «Фес, вышивка золотыми нитями на фиолетовом бархате. Размеры: высота - 8 см, диаметр - 17 см; создана в 1994 г.», автор работы не указан. На фото изображена вышитая феска мыхлама фес, выполненная современным крымским мастером как ремарка исторического аналога.

В к/карточке № II C 2707 имеется также только одно слово «Fes». По всей видимости, это также один из современных экземпляров, созданных в последние годы в Крыму в подражание историческим образцам.

В коллекции МЕК хранятся отдельные вышитые элементы от женских шапочек: № II C 444 а, б; № II C 445. В первой к/карточке имеется рисунок вышитой детали, который описан как «две боковины фески (а, б) из фиолетового бархата с узорной вышивкой в виде вьющихся цветов и листьев из золотых нитей». Размеры предмета: длина - 25 см, высота - 7 см. Другие данные отсутствуют. Трудно определить, размеры второй детали аналогичны или это общая длина двух деталей? Данные детали являются раскроенными и вышитыми заготовками боковин фески (фесок?), приобретенные без необходимого компонента, т. к. отсутствует донце шапочки. К/карточка № II C 445 имеет очень краткое описание, не оформлена сопроводительным рисунком, но с большой вероятностью можно предположить, что здесь аналогичная вышитая деталь (тулья фески) из красного бархата, размеры которой: 30 см в длину и 7 см в высоту.

Экспонат № II C 443 называется kolpak-tupese (термин записан с ошибками, правильно будет qalpaq tepesi (с крымтат. къалпакъ тепеси - верх мужской шапки). На имеющемся рисунке изображен кружок с крупным узором в центре. Из описания следует, что это «красный бархатный кружок для феса (?) с вышитой золотой розой», и дан перевод последнего термина: гуль - цветок. Указанный диаметр 8,5 см меньше традиционных женских размеров донцев фесок, размер которых обычно не менее 11 см, что подтверждает атрибуцию как декоративной детали мужской шапки къалпакъ.

Следующими объектами исследования являются мужские головные уборы. В музее под № II C 341 хранится один из экземпляров традиционных шапок, которые назывались къалпакъ или бъорк. [4, с. 27] В к/карточке он назван kalpak, с пояснением «Männer- Fellmütze» (с нем. мужская меховая

шапка). На имеющемся рисунке изображена «классическая» мужская шапка крымских татар в форме цилиндра из темного мелко завитого меха. Нечитаемое слово перед цифрой 10 неизвестно что обозначает, т. к. не может быть ни диаметром круглой шапки, ни ее высотой. Высота традиционных мужских шапок составляет от 15 до 30 см, о которых писали Радде [2, с. 398] в середине и Вамбери в конце XIX века. [6, с. 527-542].

Экспонаты №11 С 452 и № II С 453 имеют краткие одноименные описания: «маленькие красные бархатные кружки с золотой вышивкой для мужской шапки». Названия предметов, размеры, изображения отсутствуют. Надо полагать, эти детали, как и выше рассмотренный объект № II С 443, являются составными элементами мужских меховых шапок с вышитым декором. Подобные шапки бытовали в крымскотатарском костюме в середине - конце XIX в. В историографии по крымскотатарскому костюму есть работы, авторы которых писали о мужских меховых шапках, украшенных вышивкой на донце головного убора. По информации академика Г. Радде, «дно шапки бывает из гладкой кожи или сукна с вышитыми фигурами». [2, с. 213] Позже краевед Х. Монастырлы упоминал в качестве используемого материала для украшения мужской шапки «суконный кружок, украшенный вышивками». [3, с. 213]

Самого пристального внимания заслуживает артефакт (№ НС 328), названный «8аггук (саррык)» с пояснением «тюрбан, желтая вышивка на льняной ткани». Иная информация отсутствует. На к/карточке помещено фото с изображением фрагмента (начального или конечного?) изящной вышивки с растительным узором, что переводит данный объект в разряд уникальных. Авторам исследования не известны вышитые образцы национальных тюрбанов. Мужской тюрбан, как правило, безо всякого декора, на крымскотатарском языке называется сарыкъ (от сармакъ - заворачивать, обертывать). В Крыму сарыкъ был статусным мужским головным убором духовенства и паломников мусульман. Этот головной убор был из двух частей, т. е. на нижний убор - основу различной формы навивалась длинная легкая ткань в несколько слоев/ оборотов.

Уникальность экспоната побуждает поставить вопрос гендерной принадлежности. Известно, что женщины в Крыму также носили тюрбаны, упоминания об этом есть в работах академиков П. Палласа в конце XVIII и Г. Радде в середине XIX вв. [2, с. 347, 400] Авторы описали данные уборы без использования национальных терминов, но приведенные сведения позволяют идентифицировать их как тюрбаны. Первый автор описывает некий женский головной убор в виде длинного и узкого куска ткани, повязанного вокруг головы; второй, - как белое длинное и широкое полотенце, которым женщины обвязывали накрест верхнюю часть головы.

Автор монографии по костюму крымских татар Л. Рославцева, опираясь

на неопубликованный материал известного этнографа Б. Куфтина, констатирует факт наличия тюрбанов в девичьем и женском гардеробе, по крайней мере до 20-х гг. ХХ века. Это были самостоятельные головные уборы дюль-бень /дюльбез, которые у первых были разноцветны, у вторых - белого цвета. [4, с. 34] В каталоге к крымскотатарской коллекции музея этнографии одним из названий женских головных покрывал является слово дульмет. [1, с. 26] Литературный вариант, в отличие от выше приведенных версий (дюльбень, дюльбез, дульмет), имеет форму дюльбент.

Среди крымских музеев, насколько нам известно, чалма имеется только в фондах БИКЗ (Инв. № 510; размеры: длина - 2,2 м, ширина - 0,93 м). Она из белой ткани «атма» безо всякого декора. В фондах РЭМ, известных своей обширной коллекцией по костюму крымских татар, есть один экземпляр мужского тюрбана из Бахчисарая (№ 3267-9) также без декора. [4, с.27]

Вышеизложенные сведения гипотетически допускают рассматривать данный объект как принадлежность женского костюма. Предположение основывается на материалах выше цитированных авторов, которые дополнительно сообщали, что конец убора падал сзади и прикрывал волосы. На фото берлинского экспоната край орнамента вышивки в виде двух вытянутых миндалевидных узоров, густо заполненных цветами, располагается вертикально, т. е. вышитая часть полосы тюрбана должна располагаться вдоль тела. В национальной культуре хорошо известны связанные с волосами апотропеи: в виде вышитых шалей, под которые прятали волосы и/или привешенных к косам амулетов. В данном случае вышитый узор, возможно, символизирует две косы. И последнее сохранилось множество гравюр, рисунков, фотографий мужчин в чалмах и заметок об этом, но в изобразительных и письменных источниках нет данных по мужским тюрбанам с узорной вышивкой, по крайней мере нам до настоящего времени они не известны.

Резюмируя наше краткое исследование, можно сказать, что цель по введению в научный оборот части крымскотатарской коллекции МЕК достигнута. В данной статье проанализированы отдельные предметы и элементы женского (к/карточки №№ 11С 322; 11С 323; 11С 324; 11С 325; 11С 444 а, б; 11С 445; 11С 498; 1С 2707) и мужского (к/карточки №№ 11С 341; 11С 443; 11С 452; 11С 453) костюмных комплексов. Атрибутированы женские фески, мужская шапка и отдельные фрагменты - заготовки для изготовления головных уборов. Бегло рассмотренные артефакты №№ 11С 2314, 11С 2318, II С 2438, 11С 2717, 11С 2718, системный анализ над которыми продолжается, будут освещены в следующей публикации.

Крайне скудная информация в к/карточке артефакта с термином «8аггук (саррык)» (№ 11С 328), не позволила четко и однозначно атрибутировать объект. Исследование спорного предмета с привлечением письменных, изобразительных источников и музейных коллекций (РЭМ, БИКЗ) позволяет выдвинуть гипотезу о принадлежности данного артефакта к комплексу женских головных уборов. Однако, вне зависимости от гендерной принадлежности, данное вышитое полотнище является уникальным образцом в ряду традиционных головных уборов крымских татар.

За рамками настоящей статьи по изучению предметов крымскотатарского костюма из фондов МЕК, работа над которыми продолжается, остались нехарактерные шапочки типа тюбетейки, собрание ювелирных украшений, предметы мужской и женской одежды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крымские татары. Каталог коллекций. Государственный Музей этнографии народов СССР. Составители: Э. Г. Торчинская, Е. Б. Кочетова. Л., 1989. 40 с.
2. Крымские татары. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре./ Авт.-сост. М. Араджиони, А. Герцен. Симферополь. Изд-во «ДОЛЯ». 2005. 575 с.
3. Монастырлы X А. Одежда крымских татар // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии: Симферополь и его окрестности / Составитель: Ф. Ф. Лашков. Симферополь, 1890. С.212-214.
4. Рославцева Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII- начала ХХ в. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2000. 104 с.
5. Русско-крымскотатарский, крымскотатарско-русский словарь / Сост. С. М. Усеинов. Симферополь: Издательский дом «Тезис», 2007. 640 с.
6. Vambery, Hermann. Das Türkenvolk in seinen ethnologischen und ethnographischen Beziehungen. Leipzig: 1885.

Museum Europäischer Kulturen [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/museum-europaeischer-kulturen/home. html (дата обращения: 17.05.2016).

Сведения об авторах: Заатов Исмет Аблятифович - доктор философии в арткритицизме, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, заместитель министра культуры Республики Крым (295005, пр. Кирова, 13, Симферополь, Республика Крым); zaatov@ gmail.com

Аблаева Ульвие Османовна - заместитель генерального директора Крымского исторического музея «Ларишес» по экспозиционно-выставочной работе (98400, ул. Басенко, 57 «Л», г. Бахчисарай, Крым), соискатель Института этнологии НАНУ (79000, Украина, Львов-центр, проспект Свободы, 15. тел. 297-01-57); ablaievaulviie@gmail.com

Crimean Tatars" collection in the funds of Berlin Museum of European Cultures

Ismet Zaatov

(Crimean center of Sh. Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan) Ulviie Ablaieva

(The Ethnology Institute National Academy of Sciences of Ukraine)

Abstract. This article is the first one in the series of works, devoted to the Crimean Tatars& collection in the Museum of European Cultures in Berlin (MEC). Art and ethnographic materials, related to the Crimean Tatars& costume from MEK collection, appear in the scientific scope for the first time. Among the six hundred authentic objects from MEK collection (various objects of the Crimean Tatars& material culture: traditional embroidery, jewelry, musical instruments, etc.), there are more than sixty exhibits related to traditional male and female costumes. The vast majority of artifacts were made in the Crimea in the second half of the XIX century.

The aim of the paper is the initial study of correctly described exhibits as well as the attribution of some controversial, from our point of view, authentic items. The objects of the research are unique artifacts related to the headwear of traditional costume complex. Among them there are elegant ladies& hats, headshawls, embroidered of silk, the traditional men&s headwear. Velvet circles with gold embroidery, sew non top of the men&s furhats, and ladies& hats sidepanels, embroidered of gold, are the separate headwear elements, that are describes for the first time.

With the help of comparative analysis, it could be possible to attribute many authentic items such as ladies& velve that fes with different decor.One more item is also very interesting. In the MEK collection it is called sarryk and is described as a turban, yellow embroidery on linen fabric. Embroidered patterns of the CrimeanTatars& turbans are still unknown to the authors of the article.The exhibit&s uniqueness encourages raising the question of gender, because in the middle of the XIX century the turban was a status male headwear and has never been embroidered. A study of the disputed subject, involving writing, graphic sources and museum collections (the Russian Ethnographic Museum, Bakhchisaray Historical and Cultural Reserve), allows to hypothesize affiliation of that artifact to a range of ladies& headwear.

REFERENCES

1. Krymskie tatary. Katalog kollektsiy [The Crimean Tatars. Catalogue of the collection]. Gosudarstvennyy Muzey etnografii I narodov SSSR. Sostaviteli: E. G. Torchinskaya, E. B. Kochetova. Leningrad,1989. 40 p.
2. Krymskie tatary [The Crimean Tatars]. Khrestomatiya po etnicheskoy istorii I trad-itsionnoy kul&ture /Avt.-sost. M. Aradzhioni, A. Gertsen. Simferopol&, DOLYa Publ. house, 2005. 575 p.
3. Monastyrly Kh. A. Odezhda krymskikh tatar [Clothes of the Crimean Tatars]. Tret&ya uchebnaya ekskursiya Simferopol&skoy muzhskoy gimnazii: Simferopol&i ego okrestnosti -The third study excursion of the Simferopol male gymnasium / Sostavitel&: F. F. Lashkov. Simferopol&, 1890. p. 212-214.
4. Roslavtseva L. I. Odezhda krymskikh tatar kontsa XVIII- nachala ХХ v. Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Clothes of the Crimean Tatars at the end of the XVIII - the beg. of XX century]. Moscow, Nauka, 2000. 104 p.
5. Russko-krymskotatarskiy, krymskotatarsko-russkiy slovar& [Russian-Crimean Tatar, Crimean Tatar-Russian dictionary]/ Sost. S. M. Useinov. Simferopol&, Tezis Publ. house, 2007. 640 p.
6. Vambery Hermann. Das Türkenvolk in seinen ethnologischen und ethnographischen Bezie hungen. Leipzig, 1885.

Museum Europäischer Kulturen. Available at: http://www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/museum-europaeischer-kulturen/home.html (data obrashcheniya: 17.05.2016).

About the authors: Ismet Ablyatifovich Zaatov - Doctor of Philosophy in Artcriticism, Cand. Sci. (Art history), Leading Research Fellow of the Crimean Scientific Center of Sh.Maijani Institute of history, Academy of Sciences of the

Republic Tatarstan, Deputy Minister of Culture of the Republic Crimea (295005,

Kirova av., 13, Simferopol, Crimea); zaatov@gmail.com

Ulviie Osmanovna Ablaieva -Deputy General Director of the Crimean historical museum "Larishes" for exposition and exhibition work (98400, st.Basenko, 57 "L", Bakhchisarai, Crimea). Applicant of the Ethnology Institute National Academy of Sciences of Ukraine; 15 Svobody Avenue, Lviv 79000 Ukraine Phone: 297-01-57); ablaievaulviie@gmail.com

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ crimean tatars МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ museum collection ИССЛЕДОВАНИЕ research АТРИБУЦИЯ attribution АРТЕФАКТЫ artefacts
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты