Спросить
Войти

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА. ТАТАРСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И КРЫМ

Автор: указан в статье

История и Современность

УДК 94(5)+(470.41)

Балканская война. Татарская общественно-политическая мысль и Крым

Камиль Ахсанов

(Казанский федеральный университет)

Аннотация: в статье идет речь об освещении газетами волго-уральских татар реакции татар крымских на начавшуюся осенью 1912 г. Первую балканскую войну. Приводятся ссылки на наиболее читаемые татарские газеты того времени: «Вакыт» («Время»), «Йолдыз» («Звезда») и др. Особое внимание в статье обращается на публикации татарских журналистов непосредственно освещавших ход событий из самой Турции.

В 2014 г. отмечается столетний юбилей со дня начала Первой мировой войны - войны, которая коренным образом изменила политические карты Европы и Ближнего Востока, войны, в результате которой пали целых четыре империи и возникли десятки новых государств. Для Османской империи эта война обернулась потерей огромных территорий, гибелью миллионов людей, и едва не привела турецкую нацию к катастрофе. Для России первая мировая война также стала причиной кардинального поворота в ее истории - концом старой царской государственности, распадом империи и становлением нового советского государства, основанного на коммунистической идеологии. На фоне довольно таки масштабных мероприятий в память о первой мировой, как не заметно прошел столетний юбилей другой войны -Балканской, вернее двух - Первой и Второй Балканских войны (1912-1913 гг.). А между тем балканские войны стали прелюдией, генеральной репетицией будущей мировой войны. В этой войне вновь была разыграна карта этно-конфессиональных меньшинств, в данном случае славян-македонцев и албанцев, для очередного раздела Османской империи. В отношениях между Российской и Османской империями одним из важных факторов было положение этно-конфессиональных меньшинств - мусульманского в России и христианского в Турции. Обе державы стремились использовать этот фактор в своей внешней политике. В то же время как христиане в Османской империи и мусульмане в России хотели видеть в соседних державах своего рода заступника перед имперскими властями.

Связи татар Поволжья и Приуралья с Турцией уходят в глубину веков. В эпоху Золотой Орды и особенно Казанского ханства устанавливаются официальные связи с Османской империей. После падения самостоятельной татарской государственности Турция воспринималась значительной частью татар как оплот ислама, как возможный освободитель, как союзник в борьбе с русским самодержавием. С течением времени многие представители образованной части поволжских и уральских татар стали более трезво оценивать положение в дряхлеющей Османской империи. Новый всплеск интереса к Турции проявился после начала там эпохи преобразований и попыток модернизации, известной как эпоха Танзимата. Особый интерес вызвали у российских мусульман события, связанные с младотурецкой революцией и периодом правления младотурок, т.е. последнее десятилетие существования Османской империи (1908-1918).

Как известно, это время - начало ХХ в. в истории татарского народа ознаменовалось невиданным подъемом почти во всех областях - укрепление позиций национального капитала, движение

за реформы в сфере образования, расцвет национальной культуры, подъём общественного движения. На этой волне после событий 1905 г. происходило становление татарской периодической печати. Конечно же ключевыми темами публикаций стали внутренние проблемы - борьба за равноправие в вопросах народного образования, развития национальной культуры, ярко освещалась деятельность депутатов мусульманской фракции в Государственной Думе. Но татарские издания не замыкались на внутренних проблемах, материалы, посвященные международной политике, занимали достойное место среди публикаций газет и журналов. Естественно, что больший интерес проявлялся к положению в мусульманских странах. Одно из центральных мест на страницах татарских периодических изданий заняла турецко-османская тема. Татарские газеты и журналы живо интересовались событиями, происходившими в этой стране. При том следует отметить, что некоторые татарские журналисты и редактора были так или иначе связаны с Турцией -учились там или имели родственные связи. Судьбоносные события, происходившие в Османской империи, находили живой отклик среди аудитории татарской печати. С воодушевлением была встречена младотурецкая революция 1908-1909 гг. С сочувствием к Турции писали татарские издания во время Триполитанской войны 1911-1912 гг., когда Италия начала военную кампанию с целью захвата последних османских владений в Африке - Триполитании и Киренаики (нынешняя Ливия). Но наибольший резонанс в татарской прессе вызвали события, связанные с Балканскими войнами 1912-1913 гг. Здесь, в отличие от Триполитанской кампании, опасность нависла уже над центральными районами Османской Турции - над сердцем империи Стамбулом.

Истоки Балканского конфликта уходят в средние века, когда османские турки перешли Черноморские проливы и приступили к завоеваниям в Европе. В последующие столетия Османская империя постепенно теряла свои балканские владения. Но полностью «загнать» турок обратно в Азию не удалось даже Российской империи. И вот к концу 1912 г. Балканские государства, объединившись в «Балканский союз» пришли к единому мнению, что настал удобный момент, что бы насести Османской Турции решающее поражение. Болгария и Сербия, руководившие Балканским союзом, стремились овладеть большей частью Македонии; кроме того, болгарские правящие круги путем присоединения Салоник и Западной Фракии рассчитывали получить для Болгарии выход к Эгейскому морю, а сербская верхушка, разделив с Грецией Албанию, стремилась приобрести выход к Адриатическому морю. К тому времени Османская империя была ослаблена восстаниями в Македонии и Албании и Итало-турецкой (Триполитанской) войной 1911-12 гг., чем и решили воспользоваться страны балканского союза. Поводом к объявлению войны послужил отказ Турции провести реформы в своих европейских владениях, направленные на предоставление автономии Македонии и Фракии, и отменить начавшуюся мобилизацию турецкой армии. 9 октября 1912 г. Черногория начала военные действия против Турции. 18 октября в войну вступили Болгария, Сербия и Греция. Силы балканских союзников составляли более полумиллиона солдат, из которых более трети составляли болгары. Турция к моменту открытия военных действий выставила около 400 тысяч человек. В первые же дни определилось полное превосходство войск союзников над войсками Османской империи. Вооруженные силы Турции в это время находились на стадии реорганизации и перевооружения, сказалась и внутриполитическая нестабильность в Османской империи. Наиболее ощутимый удар нанесла болгарская армии, которая, разгромив в нескольких сражениях турецкие войска во Фракии, осадила Адрианополь (Эдирне) и в начале ноября 1912 г. вышла на Чаталджийские высоты в 35-45 км от Стамбула. В Македонии, Албании и Эпире силы союзников, обладавшие двойным превосходством, также добились больших успехов. Сербские войска, захватив территорию нынешней Албании, вышли к Адриатическому морю, а греки 7 ноября 1913 г. заняли Салоники. На принадлежавших Турции островах Эгейского моря были высажены греческие десанты. Лишь ценой огромных усилий туркам 17-19 ноября удалось отбить болгарские атаки на Чаталджийские позиции. Непосредственная угроза Стамбулу была снята, это способствовало заключению 3 декабря 1912 перемирия между Турцией и союзниками. Судьбу мира или войны должна была решить конференция послов в Лондоне. Так завершился начальный и наиболее важный этап Первой Балканской войны [4, с. 107].

События на Балканах татарская пресса начала отслеживать еще до начала военных действий. Так газета «Йолдыз» («Звезда») 18 сентября (по старому стилю) 1912 г. на первой странице поместила статью под названием «Тучи сгущаются», где приводятся слова из декларации министра иностранных дел Австро-Венгрии: «Над Балканским полуостровом сгущаются тучи в воздухе очень сильно электрическое напряжение». Далее автор статьи пишет о том, что на Балканах столкнулись интересы держав тройственного союза и Антанты: «Член тройственного союза - Австрия хочет, каким-нибудь способом, посеяв на Балканах смуту, отхватить в свою пользу какой-нибудь кусок». Автор статьи далее пишет: «Таким образом, мир и война на Балканах на нынешний день не в руках Турции, Болгарии и Австрии. Это вопрос в руках великих европейских государств». В том же номере помещена подборка сообщений со ссылками на европейские издания, в которых идет речь о надвигающейся войне. Таким образом, татарская общественность имела возможность получать информацию европейских СМИ на родном языке и почти без опоздания. О военных приготовлениях балканских стран, о предчувствии будущей войны сообщает издававшаяся в Оренбурге газета «Вакыт» («Время») в номере от 20 сентября. Там же говориться о внутриполитических противоречиях в Османской Турции. Подробно описываются недавние события, связанные с отстранением от власти младотурок и приходом их противников. Газета «Вакыт» также публикует сведения из европейских столиц по материалам телеграфных агентств. «Хотя война и не объявлена - ее черная тень нависла со всех сторон» пишет газета «Вакыт» от 23 сентября 1912 г.: выражается опасение, что балканская война может перерасти в общеевропейскую, и так же высказывается мнение о вовлеченности в разгорающийся конфликт великих европейских держав [2, № 1041]. Татарские газеты цитируют русские издания, в которых в целом благосклонно относятся к тому, что Болгария присоединит к себе турецкие земли. Излагается мнение о том, что турок необходимо вытеснить из Европы в Азию.

Из всех публикаций предвоенных дней можно выделить статью Исмаила Гаспринского, которую газета «Йолдыз» перепечатала в номере от 23.09.1912 г. со ссылкой на газету «Тарджуман» [5, № 884]. Здесь известный просветитель обрушился с негодованием на общественное мнение в Болгарии и других странах, которое поддерживало террористическую деятельность болгарских националистов на территории Османской империи.

Исмаил Гаспринский выдающийся просветитель, общественный деятель, один из основателей новометодного движения издавал газету «Тарджуман» («Переводчик») в Крыму с 1883 г., и вплоть до 1905 г. это была единственная газета тюрок-мусульман России. Ее выписывали и читали в самых разных уголках России, и в том числе в Волго-Уральском регионе. Хотя к 1912 г. «Тарджу-ман» и перестал быть единственным властителем дум говоривших на тюркских языках мусульман России, тем не менее, авторитет газеты и самого Гаспринского был достаточно высок, о чем и говорят перепечатки со страниц «Тарджумана» в татарских газетах.

Когда государства Балканского союза (Сербия, Черногория Греция и Болгария) начали военные действия против Османской империи, Россия официально заняла нейтральную позицию. Что означало возможность свободной трактовки в прессе происходивших событий. Общественное мнение в самой России по Балканскому вопросу разделилось по политическим взглядам и направлениям: социалисты и монархисты, правые и левые занимали порой диаметрально противоположные позиции, но все они, так или иначе, выступали против турецкого присутствия на Балканах. Совершенно иной была реакция на начавшуюся Балканскую войну в татарской печати. Событиям на Балканах посвящались передовые полосы газет, это были перепечатки сообщений информационных агентств, таких русских газет «Новое время», «Русское слово», а также собственные комментарии. Наиболее подробно и скрупулезно ход военных действий отслеживала выходившая в Оренбурге газета «Вакыт». Когда стало известно, что на всех фронтах турки терпят одно поражение за другим, а болгарские войска выходят на подступы к Стамбулу, татарские газеты заговорили уже об угрозе не только самой Османской империи, но и всему мусульманскому миру. Можно сказать что, начало Балканских войн буквально взорвало татарскую общественность. Катастрофические поражения турецких войск в первые недели войны и потеря почти всех европейских владений, за исключением нескольких осажденных городов - все это походило на полный крах некогда могущественнейшей Османской империи.

Уже в декабре 1912 г., когда поражение Османской империи на первом этапе войны стало очевидным газета «Кояш» («Солнце») писала: «Если европейцы обращают внимание на эту войну с точки зрения политического равновесия, то многочисленные многомиллионные мусульмане всего мира вынуждены на нее смотреть совсем с другой точки зрения. В этой войне решается судьба единственного сохранившегося до наших дней самостоятельного мусульманского государства - Османской империи. Останется или нет после этой войны на земном шаре хоть один самостоятельный мусульманин, не попавший в зависимость. Для тюркских народов значение результатов этой войны еще важнее: здесь проверяется их способность жить в ХХ в. если смотреть с этой точки зрения, мы, татары, естественно не можем сохранить хладнокровие: при каждом поражении турок наши сердца разрываются, сопереживаем их бедствия и позор» [7, № 1].

Но дело не ограничивалось только сопереживанием, было и соучастие в виде как бы сейчас сказали гуманитарной помощи по линии Хиляль Ахмар (Красный полумесяц - турецкий аналог красного креста), сборы пожертвований и т. д. Мусульмане Поволжья и Приуралья не только внимательно следили за событиями на фронтах балканской войны, не только собирали пожертвования и ухаживали за раненными. Например, известный татарский политический деятель, публицист Юсуф Акчура ушел на фронт в звании сотника (йузбаши), как сообщает в своей книге редактор газеты «Вакыт» Ф. Карими. Принимал участие в боях и младший брат самого Ф. Карими - Гариф, и даже был ранен. Всего же в военных действиях принимали участие более ста добровольцев из числа российских мусульман [5, с. 32].

Не ограничиваясь перепечатками и ссылками некоторые, наиболее читаемые издания направляют в район боевых действий своих корреспондентов. Но прибывшие в Турцию журналисты стали описывать не только военные действия. Они оказались в круговороте острой внутриполитической борьбы, которая шла в то время в Османской империи.

Наиболее полно ситуация в Османской империи периода Балканских войн отражена в книге Ф. Карими «Стамбульские письма» («Истанбул мэк^плэре»), которая написана на основе материалов для газеты «Вакыт», чьим корреспондентом в Стамбуле он был с ноября 1912 по март 1913 года. Свое видение ситуации содержится в корреспонденциях в газету «Йолдыз», Г. Камала, который пробыл в Стамбуле с ноября 1912 по январь 1913 г. Были и другие корреспонденты, которые снабжали свои издания новостями непосредственно из гущи событий. После отъезда Г. Камала на родину, газета «Йолдыз» продолжала направлять в Турцию своих корреспондентов.

На материалах Ф. Карими следует остановиться особо. По поручению издателя выходившей в Оренбурге газеты «Вакыт» («Время») известного золотопромышленника и поэта Шакира Ра-миева Фатых Карими оправился в Турцию, на театр военных действий, в качестве корреспондента. Он прибыл в Стамбул 9 ноября 1912 г. и, пробыв там четыре месяца, вернулся в Оренбург 18 марта 1913 г. В своих заметках («письмах») Ф. Карими освещал не только и не столько ход военных действий, но и затрагивал различные стороны жизни тогдашней Турции. Заметки в газете вызвали живой отклик у читателей - образованной части мусульман Поволжья и Приуралья, что побудило правление газеты принять решение об издании «Стамбульских писем» отдельной книгой.

Кроме политических проблем татарские журналисты активно освещали гуманитарные проблемы. Прежде всего их беспокоила судьба мирного населения страдавшего от военных действий. Ф. Карими внимательно отслеживает эту тему по турецким газетам: «Описывая в деталях зверства, чинимые над мусульманами на территориях, захваченных балканскими союзниками, газеты взывают перед лицом всего человечества, правдивость этих сообщений подтверждает и из частных источников. Пишут о многих случаях убийств мусульман, покушениях на честь мусульманок, а в некоторых местах о насильственном обращении мусульман в христианство. Я совершенно не хочу верить сообщениям русских газет о том, что турки причиняют зло христианам. Поскольку положение (состояние) и психологическое состояние турок совершенно не способствуют агрессивным действиям. Они были бы рады спасти себя» [6, с. 134].

При том о зверствах, чинимых войсками балканских союзников по отношению к турецкому населению, сообщали и европейские информационные агентства. Подборка таких сообщений содержится в газете «Кояш»: «После того как греческие и болгарские войска вошли в Салоники не возможно по одному сосчитать творимые ими бесчинства. Под видом поиска оружия эти войска обыскивают и забирают последние деньги у людей. Бесчинства не ограничиваются грабежами: средь бела дня режут на улицах людей», - цитирует татарская газета сообщение немецкого корреспондента из Салоник [7, № 1]. К теме страданий мирного населения Ф. Карими неоднократно возвращается в своей книге: «То, что в Румелии на землях оккупированных балканскими правительствами (государствами) над мусульманами в чрезвычайной степени творятся гнет и притеснения понятно из ежедневных общих и специальных сообщений газет. Сверх того, что грабят имущество и состояние мусульман, их массово убивают, бесчестят их женщин. Турция, обратившись по этому поводу к европейским государствам, привлекла их внимание» [6, с. 185]. Теперь уже известно, что ясная и четкая правовая оценка со стороны европейских держава военным преступлениям в период балканских войн так и не была дана. А потом началась первая мировая, и о балканской трагедии уже мало кто вспоминал. Несчастные турецкие беженцы, спасшиеся от террора греков, болгар и сербов были направлены властями на восток Анатолии. И не вольно можно задаться вопросом: не на Балканах ли были взращены ростки трагедии, которая затем развернулась в восточной Анатолии в 1915 г. с армянским население этого региона.

Что же касается выходившей в Крыму газеты «Тарджуман», то она, описывая события балканской войны, занимала более мягкую, в чем то даже примирительную позицию. Это было обусловлено с одной стороны идеями самого И. Гаспринского, еще в 1896 г. призвавшего правящие круги Российской империи заключить союз с мусульманскими странами. Свою концепцию крымский мыслитель изложил в статье «Русско-восточное соглашение», в частности И. Гаспринский писал: «Имея за собой и Турцию и Персию, Россия станет родной всему мусульманскому Востоку и, благодаря особенно счастливому складу русского народного характера, действительно пойдет во главе мусульманских народов и их цивилизации...» [1, с. 351]. Газета «Тарджу-ман» в своих публикациях настаивала, что балканская война не является религиозной, хотя словосочетание «война креста и полумесяца» было произнесено из уст противников Османской империи. Газета утверждала, что война не нужна ни туркам, ни славянам - она выгодна лишь их общим противникам Австрии и Германии. Война одновременно ослабляет и Турцию и Россию. Более того, в публикациях с пониманием воспринималось сочувствие русской общественности славянским противникам Османской империи, и оставался открытым вопрос о правоте воющих сторон. С восхищением «Тарджуман» писала о помощи российского «Красного креста» турецкой стороне, когда в Стамбуле была открыта больница на сто кроватей [3, с. 406-408].

В тоже время мусульмане Крыма (крымские татары), как и многие мусульмане России сами оказывали посильную помощь братскому турецкому народу. Ф. Карими сообщает о прибытии миссии из Крыма в Стамбул. От крымских мусульман должны были поступить пожертвования и прибыть люди для ухода за раненными. «Сейчас из этой миссии прибыли из Ялты уважаемые: Амир Хасан эфенди Бакиров с Рустем эфенди Парпатовым. До отбытия оттуда связались с русским посольством. Из посольства поступил следующий ответ: «Сейчас раненных стало меньше, в прибытии новых отрядов необходимости нет, если отправите собранные деньги и вещи, то они будут использованы по назначению, особенно в помощи нуждаются беженцы».

Услышав весть о прибытии из Крыма этой мисси мы вместе со здешними уважаемыми людьми из числа крымчан зашли в центр «Хиляль Ахмар», что бы узнать положение дел. Там тоже дали тот ответ. Поэтому Бакиров и Парпатов сейчас не привезли свой отряд, а только прибыли сами с пожертвованными деньгами и вещами. 115 кроватей со всем необходимым и сделанные из очень хорошего материала постели и одежда, и больше десяти тысяч пожертвований. Если возникнет необходимость в отряде, то отсюда решили дать телеграмму. Договорились с тремя докторами, для отправления каждому триста рублей, а за службу здесь пятьсот рублей ежемесячно. Русские сестры милосердия обещали работать бесплатно» [6, с. 144-145].

Ф. Карими отмечает координацию, и даже, сотрудничество крымчан и официальных представителей Российской империи в деле организации помощи: «Бакировы здесь будут действовать по советам русского посольства, и пожертвования передадут в нужные места. Они и для беженцев привезли много необходимого.

Крымские мусульманки сами пошили и приготовили для больных, раненных и беженцев одежду и постели. Каждая по мере возможности старалась внести свой вклад. Очень многие приняли участие в сборе пожертвований. Даже не придававшие раньше особого значение мусульманской жизни помещики мирзы, в этот раз, проявив чистосердечные чувства, собирали пожертвования. Таким образом, если появиться необходимость привезти сюда свой отряд, крымские мусульмане решили взять на себя содержание его в течение нескольких месяцев и все расходы на уход и питание за 115 койками больных, в том, что им, удаться легко собрать пожертвования, они оказывается спокойны» [6, с. 145].

Особенно ярко выглядит описание Ф. Карими церемонии проводов крымской миссии: «Во время отправления из Ялты на пристани их торжественно провожали генерал Думбадзе, исправник Ялты Гваздевич, товарищ прокурор Гукович, земский начальник Куваков и до двухсот мусульман. Перед отплытием парохода генерал Думбадзе в своей речи разъяснил, что помощь раненным очень хорошее дело, и русское правительство одинаково относится к раненным с обеих сторон. В ответной речи Искандер эфенди Ахмедов от имени мусульман поблагодарил генерала. Позже под руководством имама Даркоя была прочитана торжественная молитва и отъезжающим пожелали счастливого пути, помолились и за здравие царя и членов его семьи. После отплытия парохода провожавшие еще долго сотрясали воздух криками ура.

Счастье направить партию «Хиляль Ахмар» нашим братьям по вере и крови из мусульман России впервые выпало нашим братьям крымчанам, и, договорившись с правительством, они смогли придать этому официальную окраску. Обратившись через телеграф министру внутренних дел, они получили разрешение для отправки отряда.

За такое усердие и сохранение (защиту) они, безусловно, достойны поздравлений. Оказав официальную поддержку (этому мероприятию) правительство тоже сделало хорошее дело. Так как по причине содействия демонстрации чувств крымчане себя почувствовали не пасынками, а полноправными сынами отечества, (это) станет причиной еще большего роста любви к отечеству, дружелюбия к правительству [6, с. 145-146].

Столь трогательно отношение русских имперских властей к инициативе крымских мусульман оказать помощь братьям по крови и вере на другом берегу Черного моря выглядит не совсем ординарным явлением для России тех лет. Дело в том, что в других регионах к подобным инициативам местным мусульман власти относились, мягко говоря, с куда меньшим энтузиазмом. Если же вести речь о Казанской губернии, то здесь власти пытались пресекать подобные инициативы на корню. Полиция и жандармерия строго следили за потенциальными активистами, которые могли бы организовать сбор пожертвований в пользу турок, пострадавших от Балканской войны. Чего стоит только обыск в доме у классика татарской литературы Ф. Амирхана, которого заподозрили в организации сбора пожертвований для турок.

Выводы. Балканская война 1912 г. вызвала острую реакцию среди татар Поволжья и Приуралья - от направления в Стамбул корреспондентов татарских газет и сбора пожертвований до участия отдельных добровольцев в военных действиях на стороне Турции. Также в изданиях волго-уральских татар освещалась помощь, которую оказывали Османской Турции крымские татары. При том в отличие от Казани, имперские власти в Крыму достаточно благосклонно относились к сбору пожертвований татарами в пользу Турции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арабески истории. Кн. 1. Русский взгляд. М., 1994. 432 с.
2. Вакыт, 1912.
3. Гаспринский Исмагыйль: тарихи-документаль жыентык. Казан: Ж;ыен, 2006. 544 б.
4. Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. М.: Вече, 2000. 416 с.
5. Йолдыз, 1912.
6. Кэрими Ф. Истамбул мэктуплэре. Оренбург, 1913. 454 с.
7. Кояш, 1912.

Сведения об авторе: Камиль Гусманович Ахсанов - кандидат исторических наук, доцент Казанского (Приволжского) Федерального Университета (420008, ул. Кремлевская, 18, Казань, Российская Федерация); kgaxanov@list.ru

Balkan War. Tatar social-political thought and the Crimea

Kamil Akhsanov

(Kazan Federal University)

Abstract: This article is about the reaction of Tatar Volga and Urals community to the First Balkan War, which began at autumn 1912 year. In general the most considered posts in the article are F.Karimi&s posts in the newspaper «Vakyt», which published later in book form named by «Istambul Mektublere» (Istanbul&s letters). There are also highlights of the responses to the Balkan War of the Crimean Tatar community presented by the newspaper «Vakyt».

The main purpose of the research is to highlight the work of Tatar newspapers journalists in Istanbul at the beginning of the First Balkan War; to show the reaction of the both Volga-Ural region and Crimea Tatar to disasters that befell the same faith and kindred for them Turks.

REFERENCES

1. Arabeski istorii. Kn. 1. Russkiy vzglyad [Arabesque history. Book. 1. Russian look]. Moscow, 1994. 432 p.
2. Vakyt [Time], 1912.
3. Gasprinskiy Ismagyyl&: tarikhi-dokumental& dzhyentyk [Gasprinsky Ismagyyl: Historical and documentary collection]. Kazan, Dzhyen, 2006. 544 p.
4. Zadokhin A.G., Nizovskiy A.Yu. Porokhovoy pogreb Evropy [Powder keg of Europe]. Moscow, Veche Publ., 2000. 416 p.
5. Joldyz [Star], 1912.
6. Karimi F. Istambul maktYplare [Istanbul&s letters]. Orenburg, 1913. 454 p.
7. Kojash [Sun], 1912.

About the author: Kamil Gusmanovich Akhsanov - Ph.D. in History, docent, Kazan (Volga Region) Federal University (420008, Kremlevskaya st., 18, Kazan, Russian Federation); kgaxanov@list.ru

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА balkan war ТУРЦИЯ turkey ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ottoman empire ТАТАРЫ tatars СТАМБУЛ istanbul
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов