Спросить
Войти

АДИЛЬ ШЕМШЕДИНОВ. ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ КУМЫКОВ

Автор: указан в статье

УДК (093)

Легенды и сказания кумыков*

Адиль Шемшединов1

Аннотация. Данная работа представляет собой публикацию статьи А. Шемшединова из журнала «Этнографическое обозрение» за 1905 г. В статье раскрываются кумыкско-крымско-татарские связи в 80-е гг. XVIII в. Помимо бытовых зарисовок, здесь показаны и такие события, как покорение Крыма, работорговля.

В эпоху, предшествовавшую покорению Крыма, происходило следующее событие. В один прекрасный день к гавани Хад-жибея - нынешней Одессы - причалил корабль с мусульманскими паломниками, возвращавшимися из Мекки и Медины.

Среди паломников был один хаджи, родом из селения Таргу, возле современного города Темир-хан-Шуры2. При выходе на пристань и в страшной давке и сутолоке, начавшейся при разгрузке корабля, у этого хаджи были украдены все вещи и деньги. Оставшись совершенно без всяких средств, он кое-как добрался до ближайшего аула и явился в дом одного знатного крымчака3, которому рассказал о несчастии, постигшем его на пристани, и о крайне безвыходном положении, в котором он очутился.

Крымчак и его семья приняли в нем самое горячее участие и оказали радушное гостеприимство. Они уговорили хаджи гостить

* Кумыкский мир. Культура, история, современность. Режим доступа: http://kumukia.ru/legendy-i-skazaniya-kumykov.html

Опубликовано: Этнографическое обозрение. 1905. № 2-3. Ксерокопию страниц журнала предоставил Юсуп Идрисов. Распознавание текста и приведение к современной орфографии выполнил С.С. Адилов (1954-2014), администратор сайта «Кумыкский мир». Комментарии к тексту составлены доктором филологических наук, профессором Дагестанского государственного университета Г.-Р.А.-К. Гусейновым.

у них до прихода оказии туземцев с Кавказа, которая посещала Крым ежегодно для закупки войлока и всевозможных продуктов. Хаджи остался. Хозяин старался всячески развлечь его: устраивал для него вечеринки, пиры, показывал ему хутора свои, табуны лошадей. Однажды, когда крымчак отправился на хутор, хаджи остался дома; красивая жена крымчака стряпала обед. Сидя возле очага, она месила на столе тесто и скалкой развертывала его. Хаджи, пленившись формами её тела, слегка дотронулся рукой до её руки; она отстранила его, ударила скалкой по голове и слегка ранила. Хаджи, конечно, тут же раскаялся в своем поступке; сожалела и жена крымчака, что причинила гостю такое огорчение (личность гостя на Востоке священна), прекрасно понимая, что с его стороны это был лишь минутный необдуманный порыв страсти; она перевязала бережно рану хаджи, уверив его, что о случившемся ничего не скажет мужу. Когда хозяин вернулся домой и увидел своего гостя с перевязанной головой, он удивился и спросил его о случившемся. Хаджи ответил, что, входя в дом со двора, он поскользнулся на пороге и, падая, ударился головой о железную скобу двери. То же самое подтвердила и жена хозяина. Последний не поверил и, несмотря на неоднократные вопросы и угрозы, не мог выведать от жены правды. Через месяц пришла оказия с Кавказа. Пока туземцы делали закупки, крымчак старательно заготовлял для хаджи все необходимое на дорогу. Приказал своим домашним сшить для него несколько новых костюмов, прекрасную шелковую абу, барашковую шапку (папаху) с чалмой, подарил ему двух чудных лошадей, со всею сбруей, снабдил его подарками для семьи и дал ему на дорогу 500 рублей денег. Оказия была готова к отъезду. Крымчак поручил хаджи оказии, прося купцов доставить его здравым и невредимым на родину. Таким образом, хаджи, сопутствуе-мый самыми лучшими пожеланиями, покинул дом гостеприимного крымчака, благословляя судьбу, приведшую его в дом этого доброго и благородного человека.

Прошло восемнадцать лет. Крым был покорен. Дальнейшие события происходят в эпоху, последовавшую за покорением Крыма. Это была тяжелая пора. Бедствия и ужасы войны, как это бывает везде и всюду, со всею силою обрушились на мирное, беззащитное население. Пожары, плен, продажа в рабство и полное обнищание народа - таковы были результаты этих тяжелых событий.

В ауле Суюнч (ныне гор. Грозном) армяне на базаре продавали целую партию крымчаков, мужчин, женщин и детей4. Различные торговые операции привели в Суюнч и нашего таргинского хаджи, ставшего к этому времени уже богатым купцом. Прохаживаясь по рынку, он остановился против одной партии крымчаков, пораженный чертами лица одного мужчины, - они были ему знакомы. Он безусловно видел этого человека, но где и когда, не мог припомнить. Вглядевшись пристально, он признал в нем того богатого крымчака, который когда-то так радушно принял его в своем доме в тяжелые минуты его жизни, и слезы ручьями полились из глаз хаджи при виде его теперь в таком положении. Крымчак не обращал на него внимания; одетый в какие-то лохмотья, он смиренно ожидал, пока кто-нибудь его купит. Без сомнения, жизнь раба в чьем-либо доме ему казалась более завидною, чем это тягостное странствование по рынкам различных местностей в лохмотьях, впроголодь и под кнутами этих бездушных армян.

Хаджи подошел к армянину и, не торгуясь, купил у него этого крымчака. Последний, довольный тем, что купил хаджи, значит, человек богобоязненный, добрый по наружности и, по-видимому, богатый, с радостью последовал за ним. Тогда только хаджи спросил крымчака - не узнает, ли он его? Тот отвечал отрицательно. И когда хаджи назвал себя и объяснил ему, что он тот самый хаджи, которого он когда-то приютил, крымчак узнал его и, печально понурив голову, рассказал ему о несчастии, которое его постигло: он лишился семьи, детей, которые так же, как и он, были проданы в рабство, всего, всего имущества и достояния, - одним словом, всего того, свидетелем чего был когда-то сам хаджи, и благодарил Бога, что становится рабом не постороннего человека, а его, хаджи. Обиженный хаджи ответил ему, что он не забыл той услуги, какую тот оказал ему когда-то, и что не рабом его он будет, а лучшим другом. При этом он приказал своим людям одеть, накормить его и относиться к нему с таким же почетом и уважением, как к самому хаджи. Через два дня хаджи отправил крымчака в свой таргинский аул, наказав слугам передать его семье, что присланное лицо - его лучший друг и чтобы он был принят подобающим образом. Сам хаджи остался в селе для закупок. Из аула Суюнч хаджи направился по торговым делам в город Кизляр.

Здесь на ярмарке он вновь наткнулся на партию крымчаков, которых так же, как и в ауле Суюнч, продавали в рабство. Счастье, по-видимому, сопутствовало хаджи: в группе женщин он распознал жену крымчака и немедленно же купил ее. Когда он назвал ей себя, она горько заплакала и сообщила ему обо всем, что произошло с ними со времени их встречи, и о том ужасном горе, которое обрушилось на всю их семью. Хаджи успокоил ее и отправил, как перед тем её мужа, в свой аул, не сказав ей ничего о покупке её мужа. Наконец, через неделю приехал в свой аул и хаджи. Семье своей он не счел пока нужным говорить о том, кто именно были присланные люди. Недели две жили супруги-крымчаки, совершенно разъединенные, но под одним кровом, - он в мужской половине дома, а она в женской, не терпя ни в чем недостатка, окруженные любовью и ласкою всей семьи хаджи, но тем не менее оба они, убитые горем, страшно грустили, совершенно не предполагая, что в данную минуту живут под одним кровом.

Однажды в дружеской беседе семьи хаджи спросил жену крымчака, - нет ли у нее желания выйти замуж и что он бы мог найти ей прекрасного мужа. Та ответила, что очень благодарна ему за предложение устроить её судьбу и за оказанное ей гостеприимство, так как всего этого она совершенно не заслужила, как его рабыня, но что для нее еще до сих пор слишком ощутительна разлука с мужем и детьми. Но хаджи настаивал, и она принуждена была согласиться. С другой стороны, хаджи стал делать предложения крымчаку жениться. Последний привел те же мотивы, что и его жена, но тоже уступил настойчивым просьбам хаджи. После того как последовало взаимное согласие, в одну ночь, хаджи отправил крымчака в женскую половину дома, в комнату его жены. При входе его впотьмах та испугалась и спросила, кто он, такой?

Он объяснил ей, что явился, исполняя настойчивое желание хаджи, но что ему лично совершенно не до того, и стал рассказывать ей все, что случилось с ним.

По мере того как он рассказывал, она все более и более поражалась сходством событий в их судьбе и, со своей стороны, сама начала рассказывать о своей жизни. Этот мужчина по судьбе своей удивительно напоминал ей мужа, и она недоумевала. То же самое казалось и ему, - она поразительно напоминала ему его жену. Супруги, все время беседовавшие впотьмах, зажгли свечи.

Присмотревшись, узнали друг друга, бросились в объятия и горько залились слезами.

Стоявший тут же у дверей, хаджи вошел в комнату и стал рыдать вместе с ними.

Вся семья хаджи, узнавши о происшедшем, плакала слезами радости, сочувствуя обоим супругам и их неожиданному свиданию. Приглашенный кадий вновь обвенчал супругов. Счастливые супруги в течение месяца жили вместе.

Хаджи предложил крымчаку поселиться у него навсегда и объявил ему о своем бесповоротном решении отдать ему половину всего своего имущества. Крымчак благодарил его за оказанное ему благодеяние, но его предложения не принял и просил отпустить его с женой обратно на родину. Хаджи на это никак не мог согласиться, напротив, еще хотел дележ своего имущества оформить торжественным актом.

Для этого в один прекрасный день он пригласил в свой дом кадия, муллу, почетных стариков и знатнейших туземцев аула. Когда гости уселись и вся семья была в сборе, хаджи объявил кадию, что он решил половину всего своего достояния - денег, движимого и недвижимого имущества - принести в дар крымчаку и что он пригласил его и всех присутствующих для того, чтобы этот дележ торжественно оформить письменным актом.

Кадий ответил, что имущество его и на то его добрая воля и что по закону шариата никто таковому его желанию препятствовать не может. Тогда крымчак ответил, что он ни за что не согласится на такой дележ и на основании вот каких соображений: он, купленный раб, только потому, что оказал когда-то хаджи простой акт гостеприимства, обязательный для каждого мусульманина, теперь врывается в его семью и становится претендентом на половину его состояния; таким поступком он обделил бы всех законных наследников хаджи в лице его жены, пяти сыновей и четырех дочерей и что, помимо этого, вся аульная община, если бы он даже взял предлагаемое, сочла бы хаджи человеком нетактичным и неблагоразумным. Такой умный ответ поразил всех присутствующих, но хаджи настаивал на своем и, обращаясь в отдельности к каждому члену семьи - жене, сыновьям, дочерям, спрашивал их, имеют ли они что-нибудь против такого дележа. Все выразили полное согласие. Но крымчак стоял на своем и

окончательно объявил, что он возьмет только двести рублей, помимо самого необходимого для дороги, и при этом прибавил, что если он, располагая этими деньгами, не в состоянии будет собственным трудом устроить свою жизнь, то он не устроит ее в том случае, если бы располагал несколькими тысячами рублей.

Этот ответ привел окончательно в восторг присутствующих, и кадий первый стал восхвалять трезвый и благородный образ мыслей крымчака и посоветовал хаджи более не настаивать. Хаджи принужден был уступить и по случаю отъезда его добрых гостей устроил великолепное торжество. Через несколько дней все было готово к отъезду. Арбы ожидали супругов-крымчаков. Кадий читал напутственную молитву. Толпа благоговейно молилась. Наконец, кортеж двинулся в путь, сопровождаемый наилучшими пожеланиями.

Наш певец закончил свое повествование, говоря: «таковы были люди в доброе старое время, так умели они любить ближних, входить в их нужды и высоко ценить оказанные услуги». И обращаясь к нам, слушателям, задал вопрос: «кто же из героев сказания, по нашему мнению, выше и по образу мыслей и поступком - хаджи или крымчак?»

КОММЕНТАРИИ

1. Шемшединов (Шамсутдинов) Адиль Саримурзаевич (187019??), родился в с. Эндирей Кумыкского (Хасавюртовского) округа Терской области Российской империи - центра бывшего одноименного крупнейшего феодального владения Засулакской Кумыкии. Из потомственных дворян. Закончил Владикавказское реальное училище, а затем -Московское пехотное училище и Московский Лазаревский институт восточных языков. Штабс-капитан, титулярный советник, этнограф, педагог. После ухода в отставку в 1903 г. с военной службы публикует в 1905 и 1910 годах в «Этнографическом обозрении», основанном в 1889 г. при Московском университете, образцы кумыкского фольклора [7; 8]. В 1905-1908 гг. - смотритель Грозненской горской школы и инспектор народных училищ по Бакинской губернии, 1910-1912 гг. -сверхштатный чиновник для поручений Бакинской казенной палаты, 1917-1918 гг. - преподаватель русского языка в Темир-Хан-Шуринском (ныне г. Буйнакск РД) реальном училище, председатель педагогического совета училища, руководитель секции средних школ Темир-ХанШуринского Совета рабочих, земледельческих и красноармейских депутатов, товарищ председателя Президиума Союз учителей Горцев Кавказа, в 1918- 1919 гг. - директор-председатель педагогического совета Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии, исполняющий обязанности заведующего учебной частью и директора Темир-Хан-Шуринской учительской семинарии, в 1920 г. - заведующий школьным отделом при Революционном Совете Обороны Дагестана. Опубликовал в первом кумыкском журнале «Танг Чолпан», издающемся до сих пор, перевод повести М.Ю. Лермонтова «Бэла», а также статьи «Мифы, легенды о древних героях», «Рассказ о Биярслане», «Восток и история». Дальнейшая судьба неизвестна [3, с. 34-41].
2. Точнее, Порт-Петровск (ныне г. Махачкала). Темир-Хан-Шура -административный центр Дагестанской области Российской империи, в пределах которой проживала другая основная часть кумыкского народа, входившая до этого в состав Шамхальства Тарковского и, в принципе, несколько менее тесно связанного с кумыкским населением Хасавюртовского округа Терской области. Последнее на протяжении порядка 300 лет до вхождения в состав Российской империи во второй половине XIX века являлось самостоятельным государственным образованием, представлявшим собой возглавляемое уллубием (старшим князем) федерацию Эндирейского, Аксаевского и Костековского бийликов (княжеств), которые управлялись десятью княжескими фамилиями - потомками Султан-Махмуда (Султан-Мута) - представителя одной из правящих ветвей Дагестанского Кумыкского государства, возглавлявшегося со второй половины XIII века верховными правителями-шамхалами - потомками Чингизидов, Менту- и Тукатимуридами, которые управлялись десятью фамилиями. Засулакские кумыкские правители, начиная с эпохи Султан-Махмуда (Султан-Мута), поддерживали, в силу территориальной смежности, более тесные связи с Крымским ханством, народная память о которых, как о том свидетельствует данное предание, сохранялась и более чем через сто лет после его вхождения в состав России.
3. Хотя в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона крымчаки характеризуются как «отатарившиеся евреи», в узуальном словоупотреблении еще в 30-е годы ХХ века, например, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова термин «крымчак» использовался в значении «житель, туземец Крыма». В дальнейшем, еще в середине ХХ века, в академическом «Словаре современного русского языка» под ним понималась: «1. Немногочисленная этнографическая группа евреев, живущих в Крыму. 2. Вообще о живущих в Крыму» [5, с. 1755-1756]. Тем самым А.С. Шемшединов отразил узуальную практику своего времени, когда этим словом обозначались жители Крыма и в его понимании, прежде всего, татары-мусульмане.
4. Подобный факт вполне мог иметь место, так как в течение XVIII века статус «военнопленных» имели практически все, исключая отчасти христиан, подданные Турции (к их числу относились, надо полагать, и крымские татары), захваченные россиянами на территории противника (главным образом, при штурме крепостей) и интернированные в Россию, вне зависимости от своего пола, возраста и отношения к военной службе. Т.н. «партикулярные» пленные содержались российским офицерами, «фактически превращавшими таковых в своих крепостных», причем «на практике мало кто добровольно возвращал пленных по окончании войны» [4, с. 13, 14]. В уже упоминавшемся кумыкском селении Эндирей, до сих пор располагающемся сравнительно недалеко от г. Грозного, который до сих пор именуется кумыками, проживающими в своих селах в непосредственной близости от него, Сююнч-Къала, в XVII - начале XIX в. находился крупнейший на Северном Кавказе невольничий рынок [1, с. 101]. Торговлей пленниками занимались в Дагестане и некоторые армянские купцы, «для которых работорговля превратилась в специальный промысел» [2, с. 21, 23-24]. Вместе с тем по принятым к этому времени российским законам «горские владельцы не должны были содержать холопов из народностей христианского вероисповедания», и, например, еще в начале 1762 г. крымскому татарину Су Оглу, приехавшему в г. Кизляр за своими пленными грузинами, бежавшими сюда, было отказано в их выдаче [6]. Тем самым подтверждаются отмеченные в предшествующем изложении достаточно интенсивные кумыкско-крымско-татарские связи, каковые могли иметь место и в рассматриваемое время, когда в 1781 и 1783 гг. нынешняя территория Чечни и Крымское ханство входят в состав Российского государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Изд. АН СССР, 1961. 384 с.
2. Иноземцева Е.И. К вопросу о политике России по пресечению работорговли на Северном Кавказе в XVIII - первой половине XIX в. // Вопросы Северокавказской истории. Вып. 9. Армавир, 2004. С. 21-24.
3. Муцалханов М.С. А.С. Шемшединов: штрихи биографии // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Вып. 4. Махачкала, 2000. С. 34-41.
4. Познахирев В.В. Турецкие пленники в войнах России за 16771917 гг. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2012. 24 с.
5. Словарь современного русского языка. М.: Изд. АН СССР, 1956. Т. 5.
6. Суздальцева И.А. Работорговля в Дагестане в ХУ!П - начале XIX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alpan365.ru /vliyanie-rabotorgovli-na-formirovanie-gruzinskoj-i-armyanskoj-diaspor-dagestana/
7. Шемшединов А. Легенды и сказания кумыков // Этнографическое обозрение, 1905. № 2-3. С. 148-164.
8. Шемшединов А. Легенды и сказания кумыков // Этнографическое обозрение, 1910. № 1-2. С. 137-155.

Legends and stories of Kumyks

Adil Shemshedinov

Abstract. This work is a publication of A. Shemshedinov&s article from the «Ethnographic Review» journal, 1905.The relations between Kumyks and the Crimean Tatars in the 80-th of the XVIII century are reveled there. Apart from every day sketches, such events as the conquest of the Crimea and slave-trade are shown.

REFERENCES

1. Gadzhieva S.Sh. Kumyki [Kumyks]. Moscow, Izd. AN SSSR [Publishing House, Academy of Sciences of the Soviet Socialist Republic], 1961. 384 p.
2. Inozemtseva E.I. K voprosu o politike Rossii po presecheniyu rabotorgovli na Severnom Kavkaze v XVIII - pervoy polovine XIX v. [To the politics of Russia to the stopping of slave trade on the North Caucasus]. Voprosy Severokavkazskoy istorii [ The questions of North Caucasus history]. Issue 9. Armavir, 2004, pp. 21-24.
3. Mutsalkhanov M.S. A.S. Shemshedinov: shtrikhi biografii [Features of biography]. Vesti Kumykskogo nauchno-kul&turnogo obshchestva [The news of the Kumyk scientific-cultural society]. Issue 4. Makhachkala, 2000, pp. 34-41.
4. Poznakhirev V.V. Turetskie plenniki v voynakh Rossii za 16771917 gg. [The Turkish prisoners in wars of Russian during 1677-1917] Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk. Kursk, 2012. 24 p.
5. Slovar& sovremennogo russkogo yazyka [The dictionary of modern Russian language]. Moscow, Izd. AN SSSR [Moscow, Publishing House of Academy of Sciences of Soviet Socialist Republic], 1956. Vol. 5.
6. Suzdal&tseva I.A. Rabotorgovlya v Dagestane v XVIII - nachale XIX veka. Available at: http://alpan365.ru/vliyanie-rabotorgovli-na-formirovanie-gruzinskoj -i-armyanskoj -diaspor-dagestana/
7. Shemshedinov A. Legendy i skazaniya kumykov [Legends and stories of Kumyks]. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographical review, 1905, no. 2-3, pp. 148-164.
8. Shemshedinov A. Legendy i skazaniya kumykov [Legends and stories of Kumyks]. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographical review, 1910, no. 1-2, pp. 137-155.
КРЫМЧАКИ ХАДЖИ ПОКОРЕНИЕ КРЫМА the conquest of the crimea РАБОТОРГОВЛЯ krimchaks hadji slave-trade
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты