2. Логачева А.С. Этноческое самосознание (на примере хакасского этноса). - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. - С. 143.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Е.В. Айыжы, О.К. Шыырап ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВМЕСТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСТЕТА И ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ УЧАСТИИ
ООМИИ имени М.А. ВРУБЕЛЯ В июле 2009 г. (с 15 по 27 июля) состоялась совместная экспедиция Кемеровского Государственного университета и Тывинского Государственного университета (при участии Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля) под руководством к.и.н. доцента ТывГУ Е.В. Айыжы и к.и.н. старшего преподавателя КемГУ В.Ю. Чигаевой. В состав экспедиции также вошли: ученый секретарь ООМИИ им. М.А. Врубеля И.Л. Симонова и О.К. Шыырап старший преподаватель кафедры археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ а также студенты исторического факультета 2 и 4 курсов Кемеровского государственного университета.
Целью экспедиции являлась передача опыта методики копирования наскальных рисунков преподавательскому составу кафедры археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ, а также произведение разведывательных работ в районе строительства железной дороги Курагино -Кызыл.
Всего за время экспедиции было исследовано 3 комплекса, содержащих петроглифы: Малый Баян-кол (район Зверофермы), Догээ и Ээрбек.
I. Малый Баян-кол (дачи, район Зверофермы).
Памятник расположен на правом берегу Енисея на территории Кызыла приблизительно в 7-8 км. от центра города. Скальные выходы идут вдоль грунтовой дороги, параллельно заболоченной старице Енисея. Плоскости преимущественно ориентированы на юг. Комплекс находится в районе строительства железной дороги, тем самым попадая в зону риска его уничтожения. Малый Баян-кол изучался М.А. Дэвлет, М.Е. Килуновской. Частично опубликован, в частности, плоскости с изображениями медведя и лося (у М.Е.Килуновской).
Поселок Баян-кол и река Баян-кол («баян» - «богатый», «гол» или «кол» - река, вода) расположены в 60 км. от г. Кызыла, однако во время весеннего половодья, по сведеньям местного населения, р. Баян-кол сильно разливалась, в результате чего возникала река Малый Баян-кол, которая текла с гор.
Со времени основания Кызыла в 1914 г. здесь проводились шаманские ритуалы, т.к. данный район географически связан с другим святым местом -Бобровым источником (Аржан Кундустуг) - находится с ним на одной линии. До настоящего времени на гребне горы в непосредственной близости от плоскостей с изображениями лося и медведя сохранились два оваа (обо) -жилища духа горы.
С советского времени появилось название «Звероферма», т.к. с 1950-х гг. там выращивали ценных пушных животных (чернобурых лисиц, песцов). С 1990-х гг. звероферма перестала функционировать, однако название сохранилось.
Скальные выходы Малого Баян-кола состоят преимущественно из песчаника, местами - сланца (очень редко). Ряд плоскостей подвергнут сильной эрозии или разрушен полностью в результате обрушения камней. Некоторые плоскости подверглись сильному антропогенному воздействию -по верх многих изображений нанесены современные надписи, выполненные красками. Так же, по свидетельству, местных жителей, отдельные отколовшиеся плоскости с рисунками уносят с места комплекса для украшения собственных дачных участков.
Датировка комплекса: бронза, ранний железный век, тюркское время, позднее средневековье, этнографическая современность.
Всего нами зафиксировано 31 плоскость, в том числе изображения козлов, лошадей, оленей, верблюда, лося, медведя, антропоморфные фигуры, орнитоморфное изображение,
II. Ээрбек (поселок, находящийся в 11-12 км от Кызыла, Кызылский район и 4-х км. от пос. Ээрбек).
Ээрбек 1 Находится на правом берегу р. Енисей и правом берегу р. Ээрбек («ээр» - «поворот», т.е. в переводе название реки может звучать как «Извилистая»), в 4 км. от пос. Ээрбек. скальные выходы идут вдоль автомобильной дороги Кызыл-Баян-кол, ориентированы, в основном, строго на юг, частично на юго-восток и юго-запад. Памятник находится в районе строительства железной дороги. Исследован М.Е. Килуновской.
В горах в районе р. Ээрбек находятся богатые залежи угля. Разработки его велись начиная с ХШ-Х1У вв. монголами, использовавшими труд китайских рабов. Здесь же получали высококачественную легированную сталь для производства оружия и доспехов (так же с помощью китайских и славянских рабов-мастеров). Позднее данный регион принадлежал родам Оюн (Хоюн - «тюрки»), Байкара («бай» - богатый, «кара» - черный) и Маады («Ды» - земля). Поселок Ээрбек образован в 1930-1940-х гг. как колхоз, затем совхоз. В советское время хозяйство было ориентировано на животноводство
(овцы, коровы), после 1990-х гг. его жители занимаются, преимущественно, частным хозяйством.
Камень, из которого состоят скалы - песчаник. Ряд плоскостей подвергнут эрозии, в большом количестве встречаются современные надписи, выполненные красками, идущие поверх наскальных изображений.
Зафиксированы изображения козлов, кабанов, оленей, хищных животных, гравированные изображения лучников, тамги, солярные символы, пятна охры. Техника нанесения рисунков разнообразна - выбивка (сплошная и контурная), гравировка, краска (охра). Датировка: эпоха бронзы, скифское время, тюркское время, этнографическая современность. Ээрбек-2 Находится напротив дальнего от Кызыла края поселка Ээрбек, примерно в 25-26 км. от Кызыла, вблизи от р. Ээрбек. Плоскости ориентированны на юг. Камень - песчаник. Зафиксировано всего две плоскости с неопределенной зооморфной выбивкой, а также следы охры. Сведений о данном памятнике у других исследователей нет. Ээрбек-3 Находится на правом берегу р. Енисей. Береговые скальные выходы, ориентированы на юг, восток и запад. Ээрбек-3 расположен напротив ближнего к Кызылу края поселка Ээрбек, приблизительно в 2-х км от Ээрбека-2, в 2-х км. от р. Ээрбек, на ее левом берегу.
Сведений об исследованиях данного памятника нет, в реестре археологических памятников Тывы он также не значится.
Камень, из которого состоят скалы - песчаник.
Зафиксировано 25 плоскостей, датируемых разным временем - от эпохи бронзы, раннего железного века, средневековья вплоть до этнографической современности. Нами выявлены антропоморфные и зооморфные изображения (олени, верблюды, лошади, козлы, бык, хищные животные (волки); всадники, лучник), тамги, две буддийские мантры «Ом мани падме хум», изображение священного буддийского огня. Техника нанесения рисунков - выбивка (сплошная и контурная), в ряде случаев - с прошлифовкой. На памятнике поверх многих рисунков находится большое количество современных надписей и рисунков, выполненных краской или выбивкой. Также ряд плоскостей был уничтожен полностью или частично в результате природных факторов: вымывание, выветривание, естественная эрозия.
Ээрбек 4 - Памятник находится на правом берегу Енисея в 5 км от Ээрбека-3 (ближе к Кызылу). Скальные выходы расположены вдоль автомобильной дороги Кызыл-Баян-кол, выходы ориентированы строго на юг. Камень - песчаник. Изучен М.Е. Килуновской. Памятник включает 7 плоскостей, среди которых есть изображения козлов, каравана верблюдов, кабанов, антропоморфное изображение. Техника нанесения рисунков -преимущественно выбивка, как сплошная, так и контурная, в том числе с прошлифовкой. Петроглифы предварительно датируются скифским временем и эпохой средневековья.
Ээрбек 5 - находится на правом берегу Енисея, на 500 м. ближе к Кызылу, чем Ээрбек-4. Береговые скальные выходы, ориентированные на юг, сильно разрушены. Сведений об исследованиях данного памятника нет.
Обнаружено две плоскости с фрагментом задней части корпуса копытного животного и изображением копытного животного, ориентированного вправо. Техника нанесения рисунков - контурная выбивка. Датировка - скифское время.
Гора Догээ - Название горы берёт начало от глагола «догеленыр», что обозначает «напротив солнца», следовательно название самой горы обозначает «греться на солнце».
Догээ - священная гора тувинского народа. У её подножия (Догээ Баары) в середине сентября проводится «Наадым» - ежегодный праздник животноводов. Праздник включал в себя различные состязания: стрельбу из лука, скачки, хореш (национальная борьба тувинцев), соревнования в красноречии - песни, скороговорки и др. В современное время появилось новое состязание - на лучшую тувинскую юрту. На Надым съезжались тувинцы из Пий-Хемского, Тоджинского, Каа-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского кожунов, к которым также присоединялись представители из других кожунов.
Гора Догээ, по сравнению с другими, имеет необычные очертания, что еще более делает ее наиболее привлекательной как объект поклонения для последователей буддизма. В 2007 г. на склоне горы, обращенном в сторону Кызыла, была создана буддийская мантра на тибетском языке «Ом мани падме хум», которую видно издалека. В настоящее время разрабатывается проект создания на склонах Догээ ритуального комплекса, включающего статую Будды и многочисленные обзорные площадки.
Памятник наскального искусства Догээ находится в 3-4 (вершина - в 2) км севернее от Кызыла, на правом берегу Енисея (р. Улуг-Хем). Памятник состоит из двух распадков (Догээ-1, Догээ-3) и одиночного изолированного камня, с двух сторон которого нанесены петроглифы - Догээ-2. Скальные распадки состоят из песчаника, поэтому плоскости значительно разрушены, осыпаются. Догээ-2 - сланцевая порода. Скалы в основном ориентированы на юг: Догээ-1 - юго-восток, Догээ-2 - юго-восток и северо-запад, Догээ-3 -строго на юг.
Памятник разновремённый. Догээ-1 включает всего одну плоскость, на которой зафиксированы выбитые (сплошная выбивка) зооморфные изображения эпохи бронзы и скифского времени, а также гравированные изображения лошадей и оленя, датируемые эпохой средневековья.
Догээ 2 (Догээ-баары - «подножье Догээ»)- памятник находится в 7 км от Кызыла. Ранее был исследован М.Е. Килуновской. Камень - сланец. Ориентировка плоскостей юго-восток, северо-запад. Догээ-2 включает изображения колесниц эпохи бронзы, зооморфные изображения бронзового века и скифского времени, а также антропоморфные изображения, предположительно, датируемые поздней бронзой.
Догээ 3 - находится в 11-12 км от Кызыла. Камень - песчаник. На Догээ-3 (Догээ-баары) зафиксированы изображения козлов, быка, орла, а так же личина и гравированная решетка. Петроглифы также разновременные. Датируются эпохой бронзы, РЖВ, средневековьем вплоть до этнографической современности.
В числе результатов данной экспедиции можно отметить:
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство памятников наскального искусства на территории Республики Тыва, а тем более рисунков на них мало изучены или не изучены вообще. Поэтому в данном отношении Тыва - перспективный регион, нуждающийся в дальнейшем изучении наскального искусства. Кроме того, культурное наследие Тывы, в частности, наскальные рисунки находятся в зоне риска, связанного с экономическим развитием данного региона. Так, проект железной дороги Абакан - Кызыл, ставит под угрозу уничтожения уникальный комплекс петроглифов Малый Баян-кол, а также памятники наскального искусства Ээрбек-1-5, в числе прочих изображений содержащие священные буддийские мантры. Проект создания религиозно-культурного комплекса на горе Догээ также может повлечь за собой необратимые последствия для выявленных там петроглифов. Поэтому сегодня необходимо создать проект охраны памятников наскального искусства Республики Тыва, и ее культурного наследия в целом.
Ондар Е.М.
ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА МАЛОГО ХУРАЛА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КУУЛАР ДОНДУК
Статья посвящена изучению личности и деятельности одного из выидных государственных деятелей Тувинской Народной Республики, первому председателю Президиума Малого Хурала ТНР. Дается анализ политических взглядов Куулар Дондука, прослеживается его дальнейшая деятельность и судьба.
Ondar E.M.
Kuular Donduk is the first Chairman of the Malyi Khuural of the Tuvan People&s Republic The article is devoted to the investigation of the personality and the activity of the prominent statesman in the Tuvan People&s Republic. Kuular Donduk was the first Chairman of the Malyi Huural of the TPR. The author gives the analysis of Kuular Donduk&s political views and opinions. The life and the career of the statesman is also described in the article.