Спросить
Войти

Казанская школа педиатров

Автор: указан в статье

_BLOK_COLL.qxd 17.06.2008 12:25 Page 130 ^ э—

Из истории педиатрии

О.И. Пикуза, Х.М. Вахитов, Н.В. Оленев, И.И. Закиров

Казанский государственный медицинский университет

Казанская школа педиатров

Великий русский педиатр А.А. Кисель в 1926 г. писал: «В своих лекциях постоянно напоминаю о многих замечательных работах русских педиатров, которые совершенно незаслуженно забыты. Отсутствие традиций и преемственности вредит делу. Как остро чувствуется необходимость в составлении истории русской педиатрии».

В 1804 г. император Александр I подписал Устав Казанского университета, в составе которого значилось и «Отделение врачебных или медицинских наук». Возникновение и развитие Казанской педиатрической школы теснейшим образом связано с историей медицинского факультета этого знаменитого учебного заведения. Изучение педиатрии как самостоятельной дисциплины в начале Х!Х в. ни в Казанском, ни в других университетах России не проводилось, и лишь отдельные вопросы о патологии ребенка освещались в лекциях акушеров и терапевтов. В 1826 г. профессор повивального искусства А.Е. Лентовский впервые в России начал читать лекции по детским болезням, составив программу преподавания по переводным учебникам, что ознаменовало начальный этап становления Казанской педиатрической школы. Результатом деятельности А.Е. Лен-товского стало решение, принятое 9 ноября 1844 г., о приеме детей на свободные акушерско-гинекологические койки в недавно открытой университетской клинике. Это позволило впервые ввести в Казанском университете практический курс преподавания детских болезней.

После А.Е. Лентовского кафедру акушерства занял профессор А.И. Козлов, пересмотревший курс лекций своего предшественника, обогатив их данными по объективному обследованию детей. Профессор А.И. Козлов был активным сторонником выделения педиатрии в самостоятельный предмет. В 1875 г. распоряжением ректора Казанского университета открывается кафедра детских болезней, руководителем ее, по рекомендации А.И. Козлова, стал профессор Н.А. Толмачев, который по своему образованию, как и его предшественники, был акушер [1].

С этого момента начинается следующий этап истории педиатрии в Казани. Он был ознаменован деятельностью профессоров Н.А. Толмачева, П.М. Аргутинского-Долгорукого, благодаря которым была проведена огромная работа по изучению этиопатогенеза наиболее распространенных в Казанской губернии детских заболеваний. С 1877 г. Н.А. Толмачев начал вести клинический курс, в 1878 г. его стараниями была отрыта амбулатория для детей при факультетской терапевтической клинике. Курс лекций, которые он читал, включал физиологию и патологию детского организма всех периодов жизни и детские инфекции. Большое внимание он уделял методам физикального и лабораторного исследования, диететике здорового и больного ребенка, санитарно-бытовым условиям жизни, организационным вопросам устройства детских больниц. По высказыванию профессора В.К. Меньшикова, «для своего времени он был разносторонне образованным человеком, он оставил после себя ряд печатных работ, посвященных разным вопросам медицины и педиатрии».

С 1893 г. заведовать кафедрой стал профессор князь Петр Михайлович Аргутинский-Долгоруков — ученик одного из крупнейших педиатров того времени К.А. Раухфуса. Приняв заведование кафедрой от Н.А. Толмачева, он углубил существующую программу по туберкулезу, обратив особое внимание на проявление ранних форм. П.М. Аргутинский был первым профессором-педиатром в Казанском университете. Он начал свою работу в терапевтической клинике, где для детей были отведены три небольших комнаты на первом этаже. Материалом для преподавания были приходящие в амбулаторию больные и больные стационара на 6 коек. П.М. Аргутинский не мог мириться с таким положением, он усиленно хлопотал о строительстве детской клиники. Сторонником создания детской клиники выступил также знаменитый отечественный гистолог, профессор К.А. Арн-штейн, бывший в те годы деканом медицинского факультета, который считал, что «учение о детских болезнях имеет выдающееся значение в ряду медицинских наук — необходимо принять меры к обеспечению преподавания названного предмета в полном объеме».

Новая детская клиника, спроектированная по павильонной системе К.А. Раухфуса, была построена в 1900 г. в составе клинического городка. Она включала по штату 30 коек. Были построены отдельное деревянное здание амбулатории, обширный каменный корпус для незаразных больных с аудиторией и рядом лабораторий, оборудованные рентгеновским кабинетом и молочной кухней, кроме того, имелось 4 инфекционных барака. Создание первой в Казани детской клиники, которая справедливо считалась первоклассной клинической базой того времени для преподавания педиатрии, а также рентген-диагностического кабинета и бактериологической лаборатории является исключительной заслугой профессора П.М. Аргутинского. Именно с их открытием связано дальнейшее расширение и улучшение преподавания детских болезней на медицинском факультете. Весной 1903 г. П.М. Аргутинский был представителем Казанского университета на IV Международном медицинском конгрессе в Мадриде как крупный знаток малярии. Свою научную деятельность он посвятил в основном изучению инфекционной патологии. Научный интерес представляют работы ученого о заболеваниях щитовидной железы у детей. Лекции профессора Аргутинского привлекали большое внимание студентов, для которых клиника становилась образцовой школой. Профессор П.М. Аргутинский воспитал большое количество учеников, трое из которых —

130

В.К. Меньшиков, Е.М. Лепский и А.Ф. Агафонов — представляли педиатрическую науку в Казани после его смерти в 1911 г.

С 1912 г. кафедру детских болезней возглавил В.К. Меньшиков. Первые его исследования были посвящены бактериологии детских инфекционных болезней (корь, скарлатина, коклюш). В последующие годы ученый большое внимание уделял вопросам диетотерапии при различных заболеваниях детского возраста. В 1912 г. он выступил на I Всероссийском съезде детских врачей с программным докладом «Диетическое лечение расстройств питания в грудном возрасте». Дальнейшие исследования были направлены на углубленное изучение проблемы ревматизма у детей. Им опубликовано 32 научных труда, многие из них носят монографический характер. В.К. Меньшиков был одним из организаторов Казанского общества борьбы с детской смертностью, много сил и энергии отдавал совершенствованию учебно-методической работы. После смерти В.К. Меньшикова в 1946 г. кафедрой заведовал до 1968 г. профессор Ю.В. Макаров, а в дальнейшем профессоры Е.В. Белогорская и А.Г. Шамова [2].

В 1919 г. в просторном здании, бывшем особняке купца Оконишникова, при активном участии Ефима Моисеевича Лепского была организована вторая в Казани детская больница, которая на следующий год вошла в состав Клинического института (с 1923 г. Казанского ГИДУВа им. В.И. Ленина), в котором он возглавил кафедру детских болезней. Будучи учеником профессора П.М. Аргутинского, Е.М. Лепский активно занимался научными исследованиями, в 1908 г. увидела свет его работа монографического характера «О роли стрептококка при скарлатине». Впоследствии им написано много научных работ, посвященных актуальным проблемам педиатрии, в частности монографии «Гиповита-минозы в детском возрасте», «Рахит и тетания рахитиков». Большую научную педагогическую и лечебную работу Ефим Моисеевич сочетал с активной общественной деятельностью. В 1932 г. был организован педиатрический факультет при Казанском государственном медицинском институте, а в 1933 г. создана кафедра факультетской педиатрии, которую возглавил профессор Е.М. Лепский, бывший, по существу, основателем факультета. Он широко развивал сотрудничество с различными педиатрическими школами страны. Так, научные работы его ученицы К.А. Святкиной, посвященные патогенезу рахита и фосфорно-кальциевого обмена у детей, проводились под совместным руководством с академиком Г.Н. Сперанским. Вклад Е.М. Лепского не только в российскую, но и в мировую педиатрию трудно переоценить. Параллельно со становлением педиатрических кафедр медицинского института и ГИДУВа происходит выделение в самостоятельное направление детских инфекционных болезней, у истоков которого стоял Андрей Федорович Агафонов. Получив в 1910 г. диплом лекаря I степени, он начал работать ординатором, а затем сверхштатным ассистентом в клинике детских болезней под руководством профессора П.М. Аргутинского. В 1924 г. принят старшим ассистентом на кафедру инфекционных болезней Казанского ГИДУВа, а через три года стал заведующим этой кафедрой после смерти легендарного терапевта, профессора С.С. Зимниц-кого. В 1933 г. был избран профессором и заведующим кафедрой детских инфекций медицинского института. Таким образом, А.Ф. Агафонов вошел в историю Казанской медицинской школы как первый профессор в области детских инфекционных заболеваний. Он на долгие годы определил научное направление созданной им Казанской школы детских инфекционистов — изучение иммуноаллергических реакций при инфекционных болезнях.

После организации кафедр детских болезней КГМИ и ГИДУВа научную и практическую работу продолжила целая плеяда выдающихся врачей-педиатров. Так, после Е.М. Лепского в разные годы кафедру детских болезней возглавляли его ученики: Е.П. Кревер, А.Х. Хамидуллина, К.А. Святкина, которые продолжали научные направления своего учителя. В этот период были поставлены новые задачи по совершенствованию преподавания; большое внимание уделялось усвоению практических навыков, работе педиатров в детских консультациях, детских поликлиниках. На кафедре постоянно проводилась научно-исследовательская работа, направленная в основном на изучение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста.

С 1950 по 1987 гг. в Казанском медицинском институте существовала кафедра пропедевтики детских болезней, которую возглавляли замечательные педиатры Г.А. Мака-рова-Хаин, М.В. Федорова, Н.А. Черкасова, внесшие огромный вклад в изучение вопросов вскармливания детей. Для повышения преемственности преподавания в 1987 г. произошло объединение кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней. Единую кафедру возглавила профессор О.И. Пикуза. Основным научным направлением кафедры явилась разработка прогностических индикаторных систем резервов здоровья ребенка. Существующая по настоящее время кафедра госпитальной педиатрии, у истоков которой стоял Е.М. Лепский, в разные годы возглавлялась известными профессорами: Е.Н. Коровае-вым, А.Х. Хамидулиной, Н.А. Романовой, которые в научных исследованиях уделяли большое внимание изучению ревматизма в детском возрасте, возрастной и клинической физиологии, аллергии и аллергическим заболеваниям у ребенка. Кафедра госпитальной педиатрии, которую возглавляла профессор Романова, была самой крупной в КГМИ. Избрание Романовой на должность зав. кафедрой госпитальной педиатрии совпало с освоением новой учебной базы кафедры — Детской республиканской клинической больницы. С 1986 г. по настоящее время кафедрой руководит профессор В.П. Булатов, создавший новое научное направление по изучению билиарной патологии у детей.

Кафедра детских инфекций подготовила таких известных профессоров, как Е.Н. Короваев, А.Д. Царегородцев, В.А. Анохин. Сотрудниками кафедры активно разрабатывались проблемы диагностики и лечения различных форм вирусных инфекций.

С 1935 г. в медицинском университете организуется доцентский курс детской хирургии, у истоков которого стояли А.В. Вишневский, Г.М. Новиков и И.Ф. Харитонов. В 1967 г. курс преобразован в кафедру, которую возглавил профессор М.Р. Рокицкий. С 2000 г. кафедру возглавляет профессор А.А. Ахунзянов.

Богатые традиции Казанской педиатрической школы живы и поныне вносят достойный вклад в охрану здоровья детей. Славные страницы развития педиатрии в Казани служат достойным примером любви к своей профессии для многих поколений педиатров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанский государственный медицинский университет. 1804-2004 гг. Заведующие кафедрами и профессора. Биографический словарь / Под ред. В.Ю. Альбицкого, Н.Х. Амирова. — Казань: Магариф, 2004. — С. 472.
2. Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х., Созинов А.С., Галлямов А.Б. История Казанского государственного медицинского универси тета. — Казань: Магариф. — 2006. — С. 374.
131

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 3

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты