УДК 930.1
ДЕФИНИЦИЯ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС СССР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
© 2013 Е.Ю. Бобкова
Региональное отделение «Самара_1» Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО
Поступила в редакцию 13.09.2013
В статье рассмотрена категориальная сущность дефиниции «политическое воспитание» военнослужащих Красной (Советской) Армии. Автором отмечается, что, несмотря на широкое использование дефиниции, она является знаковой для постсоветских научных исследований, в то время как в советский период чаще использовались ее синонимичные значения.
Поиск новых моделей и методологических подходов к конкретно-историографическим проблемам актуализирует их рассмотрение на теоретико-методологическом уровне с учетом пространственно-временных трансформаций. Таким образом, комплексное историографическое исследование проблемы политического воспитания личного состава Вооруженных сил СССР (далее - ВС СССР. - Е.Б.) требует предварительного изучения категориальной сущности дефиниции «политическое воспитание» по отношению к военнослужащим Красной (Советской) армии.
Представляется принципиальным подчеркнуть следующее обстоятельство: рассматриваемая дефиниция давно вошла в активный научный оборот, она встречается в монографических и диссертационных исследованиях исторического и историографического характера1 и иных видах научных работ2.
Исходя из проблемно-хронологического подхода историографический и источниковый корпус работ, прямо или опосредованно включающих исследуемую дефиницию, представляется возможным рассматривать по трем условным историографическим периодам: советский (1918-1991 гг.), постсоветский (1992-2000 гг.) и период новейшей отечественной историографии (2001 г. - по настоящее время).
В хронологических рамках первого историографического периода фундаментальность политического воспитания военнослужащих как связующего элемента идейно-воспитательной работы отмечается во многих исторических и историографических источниках, в особенности с момента становления воспитательного процесса в РККА и на всем периоде его развития3.
Бобкова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель регионального отделения. E-mail: bobkovaalena2014@yandex.ru
Например, О.Ф. Сувениров, рассматривая в своей небезынтересной, даже и сегодня, монографии проблему воинской дисциплины и правопорядка в армии в межвоенный период, именно через политическое воспитание личного состава пытается показать, как приемами агитационно-пропагандистской работы оказывалось влияние на личный состав с целью побуждения его к сознательному выполнению воинского долга по защите социалистического Отечества. Именно здесь и раскрываются сущностные характеристики дефиниции «политическое воспитание военнослужащих ВС СССР». Их ядро - воспитание у солдат и офицеров преданности идеям коммунизма, любви к социалистическому Отечеству. Правда, автор не пытается сформулировать четко и кратко дефиницию, рассматриваемую выше4.
Представляется немаловажным, что в работах, посвященных воспитательному процессу в Советской армии, дефиниция «политическое воспитание» военнослужащих практически исчезла, ее заменили дефиниции «идейно-политическое воспитание», «политическая подготовка», «политико-воспитательная работа» и т.д. 5 Так, начальник Главного политуправления СА и ВМФ А.А. Епишев акцентирует внимание на необходимости комплексного подхода к идейно-воспитательной работе, понимая под ним «самую тесную взаимосвязь политического воспитания с боевой подготовкой»6. Актуальность изучения проблемы политического воспитания как идейно-политического подчеркивается и исследователями советской военной педагогики и психологии, характеризующими воспитание советских воинов как «коммунистическое, включающее идейно-политическое, нравственное, атеистическое, правовое, эстетическое и физическое воспитание»7.
Представляется принципиальным отметить, что именно в рамках исследования партийно-политической работы в ВС СССР8 получила дальнейшее обоснование синонимичность рассматриваемой дефиниции родственным категориям, используемым в исторических и историографических источниках, а именно: «политическая подготовка», «политико-воспитательная работа»; «идейно-политическое воспитание», «правовая пропаганда» и др.
Характерно, что в качестве синонима исследуемой дефиниции в ряде работ встречается термин «политическая подготовка», рассматриваемая как «система мероприятий по идейно-политическому воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ, формированию у них коммунистического мировоззрения, высоких морально-политических и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения патриотического и интернационального долга. Основными формами политической подготовки являются: марксистско-ленинская подготовка офицеров; политическая учёба прапорщиков и мичманов; политические занятия с солдатами, матросами, сержантами и старшинами; партийная учёба; экономическое образование коммунистов, всех военнослужащих, рабочих и служащих армии и флота. Занятия в системе политической подготовки проводились в соответствии с требованиями приказов и директив Министерства обороны СССР, начальника Главного политического управления Советской Армии и ВМФ. Тематические и учебные планы по проведению политической подготовки в СА разрабатывались Главным политическим управлением Советской Армии и ВМФ9.
Также синонимичным может считаться термин «политическая учеба», рассматриваемый как система мероприятий по идейно-политическому воспитанию военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ. Политическая учеба, по мнению исследователей, является одним неотъемлемым элементом партийно-политической работы10.
Данная дефиниция, как и термин «идейно-политическая работа», встречается и в последующих периодах: постсоветской и новейшей отечественной историографии.
Необходимо подчеркнуть, что в постсоветской историографии, особенно в кризисный период11, исследователи с большой долей настороженности относились практически ко всему советскому историческому наследию, прямо или опосредованно затрагивающему идеологические проблемы.
Именно поэтому непосредственно сама рассматриваемая дефиниция в фундаментальных исследованиях практически не встречается,
впрочем, как и ее аналоги, например, «идейно-политическое воспитание», представленные небольшим корпусом работ12.
В новейшей отечественной историографии, в период методологического плюрализма13 можно наблюдать изменения в позиции историков, особенно в сфере «возвращения» в научный оборот ранее «идеологизированных» дефиниций советской исторической науки, частично или полностью освобожденных от догматизма марксистско-ленинской идеологии. В первую очередь это нашло отражение в корпусе различных научных исследований14.
Дефиниция «политическое воспитание» встречается в одной из первых крупных историографических научных работ начала XXI века, охватывающих весь период функционирования ВС СССР, - коллективной монографии по проблемам правового воспитания личного состава силовых структур Российского государства в 1918-2000 гг.15 В.Я. Ефремов в дальнейшем продолжил активное исследование проблем политического воспитания военнослужащих в контексте проблем деятельности властных структур по укреплению морального духа Вооруженных сил Советского государства.16 Сущностные характеристики политического воспитания в опосредованной форме раскрыты и в монографиях Г.М. Ипполи-това, А.В. Горожанина, С.А. Пилипенко и др.17
Исследуемую дефиницию содержат и историографические исследования В.А. Морунова, посвященные изучению роли государственных органов власти в политическом воспитании личного состава Советской армии и Военно-морского флота на различных исторических этапах развития советского общества18. А у О.Н. Посвя-тенко исследуемая дефиниция вынесена в название монографии «Политическое воспитание военнослужащих Красной армии (1918-1923 гг.): исторический опыт, уроки»19, то есть она стала предметом исследования.
Составители Военно-энциклопедического словаря, рассматривая синонимичную категорию исследуемой дефиниции - «политическую учебу», выделяют следующие ее формы: политзанятия с сержантами, матросами, солдатами, старшинами; политучеба прапорщиков и мичманов; марксистско-ленинская подготовка офицерского состава; партийное просвещение армейских и флотских коммунистов, членов семей военнослужащих, рабочих и служащих,20 отмечая при этом, что главным в партийно-политической работе являлось формирование у военнослужащих коммунистической сознательности, высоких морально-политических и боевых качеств, крепкой дисциплины, совершенствование полевой, армейской и морской выучки21.
Г.И. Смирнов и А.И. Ясаков отмечают, что идейно-политическое воспитание военнослужащих являлось одним из главных направлений работы с личным составом ВС СССР. Оно осуществлялось в следующих формах: «марксистско-ленинская подготовка [....] путем проведения регулярных занятий [....], активизации самостоятельной подготовки, еженедельные политические занятия с солдатами и сержантами»22.
Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество научных работ, в которых прямо и косвенно рассматривается проблема политического воспитания военнослужащих, структурно-содержательный ее анализ учеными практически не проводится. Более того, только в работе В.Я. Ефремова отмечается, что в советской исторической науке при рассмотрении проблемы политического воспитания военнослужащих зачастую использовалась иная дефиниция -«идейно-политическое воспитание», имевшая до предела политизированное внутренне содержа-ние23, а исследуемая дефиниция появилась только в постсоветский период.
Безусловно соглашаясь с исследователем, представляется принципиальным отметить тот факт, что в советской историографии периода становления и развития РККА данная дефиниция встречается фрагментарно24, а в последующие периоды практически вытесняется категорией «идейно-политическое воспитание» и иными синонимичными категориями25. Ясно, что «идейно» всемерно подчеркивает в этом случае идеологизированность и политизированность.
Результаты проведения структурно-семантического анализа данных синонимичных категорий показывают практически полную тождественность форм проведения политической учебы, идейно-воспитательной работы, политической подготовки и частичную тождественность с формами партийно-политической работы. Более того, их можно рассматривать стержнем партийно-политической работы в ВС СССР.
При этом в большинстве исследований дефиниция «партийно-политическая работа» рассматривается как системная, для которой остальные дефиниции являются взаимосвязанными элементами. В то же время в отдельных работах данная категория принимает несколько синонимичный вид с категорией «идеологическая работа». Последняя категория, в свою очередь, часто выступает в паре с категорией «политико-воспитательная работа».
Таким образом, проанализировав категориальную сущность дефиниции «политическое воспитание» личного состава ВС СССР и ее синонимы, используемые в исторических и историографических источниках по исследуемой
проблеме, можно сделать следующие выводы.
ПРИМЕЧАНИЯ
структур Российского государства: более 80 лет истории изучения (1918-2000 гг.): моногр.: в 2 т. / А.В. Горожанин, Г.М. Ипполитов, В.В. Рыбников, М.В. Хачатурян. Самара, 2003. Том I. 240 с. Том II. 202 с.
Морунов В.А. Политическое воспитание личного состава Советской армии и Военно-морского флота (19651991 гг.) в советской историографической науке. Самара: НТЦ, 2003. 146 с., и др.
THE DEFINITION OF «POLITICAL EDUCATION» OF MEMBERS OF THE USSR ARMED FORCES: THE STATEMENT OF PROBLEM IN HISTORICAl AND HISTORIOGRAPHICAL SOURCES
© 2013 E.Yu. Bobkova
The regional office «Samara_1» of the joint fund of electronic resources «Science and Education» the Institute of Scientific and Educational information of the Russian Academy of Education
The article is devoted to the categorical nature of the definition of the political education of the Soviet Red Army military As the author notes, despite the widespread use of the given definition, it is taken as significant in post-Soviet researches, but during the Soviet period its synonyms were used more often than the concept itself. Key words: political education, the military, the USSR, national historiography.
Elena Bobkova, Candidate of Pedagogical, Associate Professor, Head of the Regional Office. E-mail: bobkovaalena2014@yandex.ru