ных процессов, произошедших в нашей стране и, конкретно, в нашей республике. И не знать это - не значит, что этого не было...
ГУМАНИТАРНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БАШКОРТОСТАНА В 30-Е ГОДЫ: К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА
© Воронцова Ю.С.*
Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа
Данная статья посвящена проблеме изучения гуманитарной интеллигенции и классификации в отечественной историографии.
Гуманитарная интеллигенция в последние годы выдвинулась на передний план общественно-политической жизни России. Она традиционно являлась в нашей стране той социальной силой, которая отражает и выражает общественное настроение и оказывает влияние на общественное сознание, представляя собой важную составную часть социальной структуры. Ее значимость обусловлена потребностями общественного развития, возрастанием роли гуманитарного знания.
По данной теме существует большое количество литературы. О месте и роли советской интеллигенции, в том числе и гуманитарной, писали В.И. Ленин, А.В. Луначарский, М.И. Калинин, М. Горький, Н. Бердяев, Б. Кистяков-ский, Г. Федотов, П. Струве и др. В 30-50-е. интеллигенция рассматривалась в рамках анализа достижений культурной революции (работы М.П. Кима, В.П. Елютина, М.А. Процько, К.Т. Галкина). Вопросы формирования интеллигенции республики Башкортостан рассматривались в сборниках, посвященных юбилейным датам, а также обобщенных исследованиях по истории края. С 60-х годов наблюдается рост интереса к проблемам интеллигенции. Официальная идеология представляла социальную структуру как союз двух классов и межклассовой прослойки. На данном этапе характерно определение
* Старший преподаватель кафедры Истории и культурологии, кандидат исторических наук.
понятия «интеллигенция», классификация ее социальных отрядов и групп. Подчеркивается роль партии в формировании интеллигенции. Среди исследователей социальной структуры советского общества необходимо отметить: М.Н. Руткевича, Н.А. Аитова, В.М. Селунскую, С.Л. Сенявского. Работы Х.З. Фатихова, С.А. Федюкина, Ф.Л. Саяхова, П.П. Амелина, К.К. Каримова, В.Р. Веселова, В.А. Ульяновской и др. дают значительный материал по истории формирования интеллигентских кадров по стране в целом. Они написаны в историко-партийном плане. Информацию о развитии интеллигенции можно найти в многочисленных сборниках. С конца 80-х годов начинается новый этап в осмыслении проблем гуманитарной интеллигенции. Необходимо отметить работы В.А. Куманева, Г.А. Бордюгова, Г.Р. Ахтямовой, Е.М. Аллагуловой, В.В. Радаева, К.Г. Барбаковой, Л.З. Тантаровой, Г.Г. Ша-фикова, Сулеймановой Л.Ш., Бахтизиной М.Р. и пр., а также сборники, посвященные анализу проблем советского общества. Таким образом, проблема изучения советской интеллигенции, ее отрядов и групп приобрела новое звучание и имеет широкие перспективы в плане дальнейших исследований.
Проблема гуманитарной интеллигенции республики Башкортостан в предвоенные годы изучена фрагментарно. Необходимо уточнить социальную сущность понятия «гуманитарная интеллигенция», обозначить ее функции, признаки, провести анализ отрядов и групп гуманитарной интеллигенции Башкортостана. Более конкретно определить социальные источники ее комплектования, обозначить место и роль гуманитарной интеллигенции в истории республики в 30-егоды.
«Интеллигенция социалистического общества может быть охарактеризована как большая и непрерывно растущая социальная группа трудящихся, профессионально занятых умственным трудом высокой квалификации, требующим, как правило, среднего специального или высшего образования» [3, с. 132]. Соглашаясь с данным определением, нам представляется возможным внести следующее дополнение. К началу 40-х годов в советском обществе интеллигенция как социальный слой приобретает классовые черты. Во-первых, она становится массовой. «Если в 1928 году в народном хозяйстве страны было занято 521 тыс. дипломированных специалистов, то к 1941 году их было свыше 2,4 млн., в том числе, имеющих высшее образование: педагогов и культпросветработников - 300 тыс., юристов - 21 тыс; имеющих среднее специальное образование: педагогов и культпросветработников - 536 тыс. С учетом практиков научных работников, педагогов и воспитателей всего было 1553 тыс. В области литературы и искусства было занято 150 тыс. чел» [1, с. 233]. Во-вторых, интеллигенция становится профессионализированной. На первый план выдвигаются ее профессиональные умения, наблюдается четкое разделение на социально -профессио наль-ные группы. Это не просто различия между профессиями, это различия по содержанию и характеру труда. В-третьих, если говорить об отношении к средствам производства, то во многом данный классовый признак являлся
основополагающим в вопросе определения места интеллигенции как социального слоя. Так С.Л. Сенявский в своей работе указывает, что «интеллигенция никогда не являлась самостоятельным классом, так как не имела и не имеет самостоятельного отношения к средствам производства» [3, с. 132], подразумевая под этим вопрос собственности. Многие современные исследователи полагают, что в условиях командно-административной системы рабочий класс и колхозное крестьянство, несмотря на официальное положение, также были ограничены в своем праве собственности на средства производства, которые находились фактически в руках государственной бюрократии.
Гуманитарная интеллигенция является составной частью интеллигенции. Она осуществляет свою деятельность в рамках определенной сферы -духовной. Следовательно, «к гуманитарной следует отнести ту часть интеллигенции, которая на профессиональном уровне создает духовные ценности, хранит и распространяет (транслирует) духовную культуру, занята в учреждениях, образующих ее инфраструктуру» [2, с. 36] В составе гуманитарной интеллигенции исследователи выделяют ряд социально-профессиональных групп, в основе деятельности которых лежат те виды умственного труда, которые относятся к сфере духовной культуры: педагогическая, культурно-просветительская, художественная, научная (гуманитарная), юридическая, духовенство. Дадим краткую характеристику этих групп.
Педагогическая интеллигенция - это социально-профессиональная группа гуманитарной интеллигенции, состоящая, из лиц со специальной педагогической подготовкой, занятая в области народного образования. Художественная интеллигенция - социально-профессиональная группа гуманитарной интеллигенции квалифицированного умственного труда, профессионально занятых созданием художественных ценностей. Что касается научной интеллигенции, то в словаре-справочнике «Советская интеллигенция» дается следующее определение научной интеллигенции - «это высококвалифицированные работники академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, архивов, музеев и библиотек, преподаватели и исследователи в высших и средних специальных учебных заведениях, работники научных подразделений промышленности предприятий и научно-производственных объединений и других организаций» [4, с. 218]. На наш взгляд, в данное определение необходимо внести некоторые уточнения. Работников архивов, музеев и библиотек следует отнести к культурно-просветительской группе гуманитарной интеллигенции на том основании, что они занимаются преимущественно развитием и передачей духовных ценностей. По преподавательскому составу следует уточнить, что к научной интеллигенции можно отнести преподавателей-исследователей высших учебных заведений, то есть людей, занимающихся и преподавательской и научной, профессиональной исследовательской деятельностью. Преподаватели средних специальных учебных заведений к научной интеллигенции в полной мере отнести нельзя. Культурно-просветительская интеллигенция - социально-профессиональная группа гуманитарной интеллигенции, высококвалифицированные работники архивов, музеев, библиотек, клубов и пр., имеющие специальное образование и занятые в сфере народного просвещения, занимающиеся развитием, хранением и передачей духовных ценностей. Юридическая - социально-профессиональная группа гуманитарной интеллигенции, состоящая из лиц со специальной правовой подготовкой. Особо следует сказать о духовенстве. Его представители несколько отличаются образом жизни и характером профессиональной деятельности.
Все вышеперечисленные социальные группы объединяет один общий признак - интеллектуальный труд в сфере духовной культуры. Основными социальными функциями гуманитарной интеллигенции в рассматриваемый период являлись: развитие преимущественно духовной культуры общества: создание, развитие, хранение и передача духовных ценностей; формирование и поддержка социалистической идеологии, ее распространение; подготовка образованных и квалифицированных кадров для социалистического строительства.
Список литературы:
КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ ПРИХОДОВ ПО ДАННЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© Павлова О.А.*
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,
г. Княгинино
В работе рассматривается история единоверческих приходов в Нижегородской губернии в XIX в. на основе Клировых ведомостей.
Клировые ведомости довольно редко упоминаются в историографии, в силу своей малой изученности, но именно данная группа источников дает наиболее полное представление по данному вопросу.
* Доцент кафедры «Гуманитарные науки», кандидат исторических наук.