Спросить
Войти

Антиалкогольная кампания и кризис потребительской системы в СССР во второй половине 1980-х (по материалам среднего Поволжья)

Автор: указан в статье

Якупов Р.А.

Аспирант, кафедра новейшей истории России и краеведения, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ И КРИЗИС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

СИСТЕМЫ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х (ПО МАТЕРИАЛАМ

СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

11 марта 1985 года Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Советского Союза был избран М. С. Горбачев. Новый лидер сразу же обозначил перспективы развития страны. Уже к лету 1985 года М. Горбачев среди негативных тенденций отмечает инфляцию, дефицит, пустые полки и прилавки магазинов, низкое качество производимых товаров [1, 152 - 156]. В качестве главного фактора решения насущных проблем была названа задача реформирования советской экономики. Манифестом реформаторских планов М. Горбачева можно считать его доклад на XXVII съезде КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 года), где он провозгласил курс на «совершенствование социализма», предложил вернуться к основным принципам нэпа и оживить экономику с помощью инвестиционной политики, кредитов, материального стимулирования. Наряду с этим выдвигалась и идея децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозяйственного расчета, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов [2, 280]. Но все это, по мнению руководства страны, невозможно было реализовать на практике при сохранении и постоянном проявлении серьезных нарушений дисциплины труда. Поэтому уже в первые дни своей деятельности на должности Генерального секретаря М. Горбачев отметил в рабочем дневнике: «27 марта 1985 г. ... Бой пьянству» [2, 276].

В начале мая 1985 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, фактически провозгласившее курс на введение «сухого закона» [3]. Хотя в документе предусматривалось расширение производства сухих вин и пива, на практике исполнение этого постановления вылилось в шумную антиалкогольную кампанию, призванную в кратчайшие сроки преодолеть тягу населения к спиртному. Борьба «с градусом» была возложена на исполкомы местных Советов, которые были призваны добиваться сокращения «винопотребления при проведении массовых мероприятий, семейных праздников и ритуальных обрядов», вести работу по «внедрению в быт новых обрядов, рекомендовать безалкогольные свадьбы» [4, 4].

Кампания борьбы с алкоголизмом предполагала ежегодное сокращение производства и реализации водки и ликероводочных изделий на 10%, уменьшение их выпуска за пять лет наполовину. Выпуск плодово-ягодных алкогольных напитков к 1988 г. должен был прекратиться вообще. Уже в 1985-1986 гг. производство алкогольных напитков сократилось более чем в два раза. В начале антиалкогольной кампании советское руководство надеялось, что повышение цен на спиртное позволит компенсировать примерно 80 % потерь бюджета и товарооборота от уменьшения объемов продажи алкогольных напитков в натуре [5, 32]. Развитие событий показало, что это была иллюзия.

Сеть предприятий общественного питания, в которых осуществлялась реализация алкогольных напитков, была уменьшена на 71%. Фактическая продажа водки и ликеро-водочных изделий в 1987 г. составила 123,3 млн. дал или на 96,7 млн. дал меньше объемов, предусматриваемых постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1985 года [6, 48]. Количество магазинов, торгующих спиртным, в Астраханской области сократилось со 118 до 5, в Белгородской - со 160 до 15, в Ульяновской - со 176 до 26, в Саратовской в 3 раза [7, 30]. В магазинах стал пропадать сахар, кондитерские изделия,

дешевые конфеты, томатная паста. В июле-декабре 1986 года продажа сахара возросла на 22%, а его запасы в торговой сети сократились на 625 тыс. тонн [8, 7-9].

В Пензенском регионе, по данным заведующей отделом сводных перспективных и текущих планов облплана в 1987 году Владимировой В.П., реализация алкогольных напитков снизилась на 22% [9, 153]. Убытки от антиалкогольной кампании, исходя из протокола заседания Пензенского облисполкома, составили 26 миллионов рублей. А компенсация другими товарами этих недостач равнялась 3,7 миллионов рублей. Таким образом, объем товарооборота по области был недовыполнен на 22,3 миллиона рублей [10, 123].

На просьбу руководителей торговли Пензенской области о выделении дополнительных 40 тыс. декалитров винно-водочных изделий, для того чтобы реализовать их и покрыть годовой дефицит в товарообороте, реакция членов облисполкома была следующей: «Это, товарищи, не по-государственному, не по-партийному» [10, 125]. Борьба с пьянством была негативно встречена и на предприятиях страны. У руководства объединений просто-напросто не было средств для реализации профилактических мер по искоренению алкоголизма: повсеместно не хватало плакатов, методичек и т. д. [11, 86].

Но, несмотря на постоянные замечания в адрес антиалкогольной кампании со стороны руководящих работников, её реализация продолжалась. Так, во время доклада заместителя начальника Управления торговли Пензенского облисполкома Серапушкиной В. В., в котором она показала несостоятельность и убыточность предпринимаемых кампанией мер, в её адрес сразу же посыпались слова критики со стороны второго секретаря обкома КПСС Ковлягина А. Ф.: «Вы, делая упор в своей информации на реализацию винно-водочных изделий, на что нас ориентируете? Вам разве не ясны требования партии и правительства об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом? С вашими утверждениями о том, что сокращение торговли винно-водочных изделий отрицательно сказывается на товарообороте, нельзя согласиться» [10, 127]. В целом, антиалкогольная компания стала еще одним шагом к подрыву доверия о способности партийного руководства найти эффективные решения обострившихся экономических и социальных проблем административными мерами, столь привычными для социализма.

По данным Госкомстата СССР, «в 1987 г. на самогоноварение израсходовано 1,4 млн. тонн сахара, что примерно равно 140 - 150 млн. дкл. самогона и практически компенсировало сокращение продажи водки и ликеро-водочных изделий» [6]. Расширилось потребление спиртосодержащих продуктов, опасных для здоровья. Сокращение продажи водки и бюджетных поступлений от нее было полностью компенсировано ее изготовлением в «теневой экономике» (140 - 150 декалитров в 1987 г.). Помимо тяжелого удара по государственным финансам это привело к становлению мощной организованной преступности, которая практически ликвидировала государственную торговлю спиртным, «приватизировала» ее и изъяла из госбюджета в свою пользу 23 млрд. руб. в 1989 г. и 35 млрд. руб. в 1990 г.

Итоги антиалкогольного похода подвел бывший заместитель председателя КГБ СССР генерал-полковник В. Ф. Грушков: «Мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции... , а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем» [12].

Антиалкогольная кампания резко обострила внутреннюю политическую ситуацию в стране. Правительство было буквально завалено письмами и записками от депутатов Советов различных уровней. Вот некоторые из них: «Кто был инициатором непродуманной политики и что он теперь делает?», «Кто будет отвечать за то, что 40 млрд рублей потеряно из-за того, что мы решили ввести борьбу с пьянством?» и т. д. [13, 135]. Были предложения и радикального толка - об отставке правительства: «Прошу назвать

год, месяц, когда перечень дефицита начнет сокращаться. Если нет ответа, то не пора ли нынешнему Кабинету Министров подавать в отставку? [13, 180].

Обращения к Правительству исходили не только от избранников народа, но и от населения. Так, летом 1987 года, когда в стране происходил эксперимент по выборам в местные Советы народных депутатов, по советской традиции, избиратели использовали бюллетени как «письма к власти», дописывая на них то, что считали необходимым сказать. После выборов составлялись сводки наиболее типичных надписей, которые затем доводились до сведения высшего руководства. К примеру: «Голосую за сухой закон, за заботу об одиноких людях, за борьбу с токсикоманией и курением»; «Желаю, чтобы как в 60-е годы: нормально с продуктами и не толкаться за спиртным»; «Упорядочить торговлю сахарным песком» [14, 174 - 175]. Такие «надписи» красноречиво свидетельствовали как о состоянии потребительской системы, так и о разрастании социальных противоречий внутри страны.

В начале сентября 1988 года руководство страны приняло решение об отказе от дальнейшего развертывания антиалкогольной кампании. Но ситуация на потребительском рынке страны уже была дестабилизирована. С 1985 по 1988 гг. в торговле количество очередей выросло в 2 раза. Экономия средств от сокращения покупок алкогольных напитков привела к тому, что значительная часть населения переключила спрос на продукты питания, одежду, чулочно-носочные изделия, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения [6]. Продажа сахара с 1987 года практически повсеместно стала проводиться по талонам. Так, рыночный фонд сахарного песка, выделенный на IV квартал 1989 года, был на 315 тыс. тонн ниже уровня прошлого, что позволяло продать на одного человека лишь 1,8 кг. товара [13, 130]. В Самарской области летом 1990 г. на 1 талон выделялось всего 1,5 кг. сахара [15, 8-12].

Начавшаяся как борьба с потреблением спиртного, антиалкогольная компания весьма быстро вышла далеко за её пределы. Проводимая с огромным размахом и без учета возможных экономических и социальных результатов, призванная в считанные месяцы изменить потребности, склонности и сознание миллионов людей, антиалкогольная «война» имела разрушительные последствия для потребительской системы страны и не достигла цели - искоренения. Идея лозунга о социально-экономическом ускорении, выдвинутая руководством страны в 1985 году, снизошла на нет.

Литература

1. Российский государственный архив новейшей истории России (РГАНИ). Ф. 89. Оп. 5. Д. 33.
2. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2-х кн. Книга 1. М.: «Новости», 1995. 600 с.
3. Постановление Совмина СССР от 07.05.1985 г. № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 269.
4. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р. 1565. Оп. 14. Д. 668.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 147. Д. 374.

О некоторых негативных явлениях в борьбе с пьянством и алкоголизмом // Известия ЦК КПСС. 1989. №1. С. 48-50.

6. Государственный архив Саратовской области (ГАСарО). Ф. Р. 3514. Оп.1. Д. 922.
7. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 148. Д. 950.
8. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2038. Оп. 1. Д. 7823.
9. ГАПО. Ф. 2409. Оп. 1. Д. 1839.
10. ГАПО. Ф. Р. 2262. Оп. 1. Д. 1239.
11. Легостаев В. Целлулоид ГКЧП // Завтра. 2002. № 33-35.
12. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 288. Л. 135.
13. Пихоя Р. Г., Соколов А. К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М.: РОССПЭН, 2008. 423 с.
14. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 3954. Оп. 7. Д. 1346.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты