Спросить
Войти

Инженер Бартини и его мир

Автор: указан в статье

НАША СПРАВКА

Инженер Бартини и его мир

Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя - Роберто Орос ди Бартини, Roberto Oros di Bartini) - выдающийся советский авиаконструктор, создатель проектов летательных аппаратов на новых физических принципах. По происхождению итальянец. Родился 14 мая 1897 г. в Австро-Венгрии, в далматинском городе Фиуме (ныне Риека, Хорватия); в трёхлетнем возрасте был усыновлен итальянским бароном Лодовико Орос ди Бартини, бывшим в то время вицегубернатором Фиуме. Роберто Бартини получил прекрасное образование, свободно владел шестью

ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ

европейскими языками. В 1916 г. после окончания офицерской школы он был отправлен на Восточный фронт, где во время Брусиловского прорыва попал в русский плен и до окончания Первой мировой войны находился в лагере военнопленных под Хабаровском.

В 1920 г. Роберто был репатриирован в Италию. К тому времени его отец уже вышел в отставку и обосновался в Риме, сохранив, несмотря на смену подданства, своё звание государственного советника и привилегии высокопоставленного чиновника Австро-Венгрии. Роберто не стал пользоваться возможностями отца; перебравшись в Милан, он устроился на завод «Изотта-Фраскини», где работал сначала разнорабочим, потом разметчиком и шофером. Одновременно он сумел окончить в 1921 г. Римскую лётную школу, а в следующем, 1922 году, сдав экстерном экзамены на Авиационном отделении Миланского Политехнического института, получил диплом авиационного инженера.

В 1921 г. Бартини вступает в Итальянскую коммунистическую партию, которой передает доставшееся ему после смерти отца немалое наследство (оценивавшееся в 10 млн. долларов того времени).

Как бывший офицер-фронтовик он был введён в группу, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини опекала также советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным на Генуэзской конференции 1922 г. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини Итальянская компартия направила дипломированного авиаинженера Роберто Бартини в Советский Союз для оказания помощи советской авиапромышленности; как впоследствии вспоминал сам Роберт Людвигович, ему было поручено сделать всё, «чтобы красные самолёты летали быстрее и выше чёрных», т.е. фашистских.

Прибыв в 1923 г. в Советский Союз, Бартини работал сначала лаборантом-фотограммистом, потом экспертом технического бюро, а с 1928 г. возглавил Севастопольскую экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов. В том же году ему было присвоено звание комбрига ВВС РККА. В 1929 г. тридцатидвухлетний комбриг Бартини возглавил Отдел морского опытного самолётостроения, а с 1930 г. стал главным конструктором завод № 240 Гражданского Воздушного Флота.

В 1932 г. здесь были начаты проектные работы по созданию самолета «Сталь-6», на котором в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. Осенью 1935 г. был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка», на котором в августе 1939 г. был установлен международный рекорд скорости на дистанции5000 км - 405 км/ч. Впоследствии на базе этого самолёта был создан бомбардировщик Ер-2.

Р.Л.Бартини скончался в Москве 6 декабря 1974 г. В Советском Союзе он прожил 51 год, из которых 45 лет был главным конструктором, создав за это время более шестидесяти законченных проектов самолётов.

В течение многих лет Р.Л.Бартини разрабатывал теорию межконтинентального транспорта Земли с оценкой транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов. В результате проводимых в данном направлении исследований он пришёл к выводу, что оптимальным транспортным средством для Земли является амфибийный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) или с использованием воздушной подушки, имеющий грузоподъемность больших судов, а скорость и оборудование - как у самолетов. Бартини начал исследования экраноплана с подводными крыльями, после чего создал проект экранолёта СВВП-2500 со взлетной массой 2500 тонн в виде летающего крыла с

«Сталь-7»

СВВП-2500

Самолет-амфибия ВВА-14

квадратным центропланом и консолями и силовой установкой из подъемных и маршевых двигателей. Эти идеи были воплощены в противолодочной СВВП-амфибии ВВА-14 (1965-1976).

Р.Л.Бартини проявил себя не только выдающимся инженером и конструктором, но и блестящим исследователем. Так, с 1933 г. в современной аэродинамике известен «эффект Бартини» - явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта на 25-30% за счёт компоновки двух моторов тандемом, когда они развёрнуты носами друг к другу. Был он также и одним из вдохновителей советской космической про-

граммы; не случайно С.П.Королёв называл Роберта Людвиговича своим учителем.

Р.Л.Бартини создал теорию шестимерного мира, в котором время, как и пространство, имеет три измерения. Эту теорию, получившую впоследствии название «мира Бартини», он разрабатывал применительно к авиастроению и изначально предназначал для решения прикладных задач в физике и механике. Шестимерный «мир Бартини» представляет собой математическую абстракцию, которая отражает не только перемещение пространства во времени, осознаваемое наблюдателем, но также и то, что наблюдатель не может заметить, а именно -скорость перемещения пространства во времени и состояние любого предмета в прошлом, настоящем и будущем.

Теория шестимерного мира была обнародована в 1974 г. в статье Р.Л.Бартини и П.Г.Кузнецова «Множественность геометрий и множественность физик».

Эта статья и приводится в настоящем номере нашего журнала.

Геворкян С.Г.,

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, ОАО «Фундаментпроект»

В поисках четвертого измерения. Худ. Сальвадор Дали. 1979

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты