Спросить
Войти

Исторические аспекты развития налогообложения в России IX начала XX веков

Автор: указан в статье

УДК 336.221

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ IX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ TAXATION IN RUSSIA OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES: HISTORIC REVIEW

Н.В. Миллер, Д.О. Муталяпова N.V. Miller, D.O. Mutalyapova

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Налоги являются важной частью истории Российского государства. Налоговая система во многом определяет экономическое развитие страны, является главным регулятором экономики. В России налогообложение было нацелено на пополнения средств государственного бюджета, а также для проведения социально-экономической политики и др.

Taxes are the important part of Russian history. The tax system of the country gives the general idea of its economic development and is considered to be the main regulator of state economy. The main aim of the tax system in Russia was to increase the state budget and also to conduct the social and economic policy.

Довольно сложно определить точку отсчета развития налогообложения в России. В литературе появление первых форм налогов относят к IX в. с началом становления Киевского государства.

Первоначально налог существовал в виде дани, которую киевские князья взимали с покоренных народов. Политика налогообложения носила завоевательный характер, князей не интересовало укрепление собственной власти, лишь временная выгода.

В X в. с развитием торговых отношений Киева с соседними странами подати переводятся на денежную основу, строительство городов порождает развитие внутренней торговли и, как следствие, торговые пошлины: мыт перевоз, торговая. Также появляются судебные пошлины: вира (штраф за убийство), продажа (за прочие преступления). В XI в. известны сборы в пользу должностных лиц. Церковь тоже имела свой доход равный десятой части всех доходов государства - десятина.

В XII в. в период феодальной раздробленности происходит децентрализация налоговой системы, с частыми междоусобными войнами князей связано взимание чрезвычайных сборов. Так как основным богатством была земля, в удельных княжествах единицей обложения была соха (земледельческое хозяйство определенного масштаба), исходящая из количественных и качественных характеристик почвы.

В XIII в. татаро-монгольское нашествие приостановило развитие финансовой системы Руси. На русские княжества была наложена дань «выход», которая взималась уполномоченны-

ми хана - баскаками, была распространена откупная система, когда дань взималась в пользу отдельного лица (пошлинного человека), предварительно заплатившего в ханскую казну откуп. Сохранялись и налоги, направляемые в княжескую казну. С освобождением Руси от татаромонгольского ига при Иване III увеличились налоги для содержания войск. Главным прямым налогом являлись данные деньги (дань) с черносошных крестьян и посадских людей. С установлением системы «кормлений» в Х1Ув, по которым наместникам и волостелям передавалось право управлять определенной территорией, связаны сборы на «корм». На содержание должностных лиц были направлены по-дьячьи, казначеевы пошлины.

В Х1У-ХУ вв. усложнилась система пошлин с торговли, которая охватывает различные операции с товарами, конкретизируется порядок уплаты мыта. В основном все выплаты поступали в княжескую казну, хотя часть направлялась монастырям.

При Иване Грозном происходит переворот в налоговой политике. Учреждаются органы центрального управления, возникают отраслевые ведомства: расширился аппарат управления, который был переведен на денежное содержание, возникла необходимость реформирования налоговой системы. Так, формируется система приказов, отменяется система кормлений, появляются городовые приказчики, отвечающие за правомерность сбора подати и повинностей в отдельных уездах. Реформирована и единица налогообложения «соха»: теперь она определялась исходя из четко установлен-

ной земельной площади. С постоянно возраставшими военными расходами связаны повинность «примет», ратная повинность, сбор «пищальных», «полоняничных» денег. Ухудшалось положение населения, из-за опричнины увеличивался отток жителей, в итоге подати и сборы взимать было просто не с кого. В общем, главной тенденцией развития налоговой политики Московского государства было постоянное увеличение косвенных налогов, так как население было не в состоянии уплачивать прямые налоги.

В период Смутного времени из-за шаткого положения быстро сменявшейся власти невозможно было наладить устойчивую систему сбора налогов. С приходом к власти Романовых было произведено некоторое упорядочение налогового производства. Многие повинности переводились на денежную основу, взимание податей стало основываться на данных писцовых книг. Крестьяне оставались основными плательщиками тягла и других сборов, в тягло нередко сливались все прямые налоги. Важным источником доходов государства являлись торговые пошлины, взимавшиеся с отдельных товаров, особенностью внутренних пошлин была многократность обложения, внешние пошлины не играли большой роли в силу неразвитости торговых связей. Была введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот, в 1653 г. разрозненные пошлины были заменены единой торговой пошлиной в размере 5 % от цены товара. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, регламентировавший внешнюю и внутреннюю политику страны и несущий протекционистский характер. Для покрытия военных расходов взимались чрезвычайные нерегулярные налоги. Также посош-ное обложение в силу несовершенства системы было заменено подворным. Эта реформа расширила количество плательщиков за счет включения слоев населения, ранее не плативших налог. Для увеличения доходов казны был введен налог на соль, породивший восстание, вошедшее в историю как «Соляной бунт». Проведение монетных регалий стало причиной «Медного восстания». Хотя величина налогов не была основной причиной этих двух восстаний, но увеличивающееся налоговое бремя усугубляло положение, росло недовольство крестьян.

В правлении Федора Алексеевича возобновляется слияние прямых налогов, что упрощает порядок сбора, уменьшается число ведомств. Но единого финансового органа, ведавшего поступлением налогов в казну, не существовало.

В эпоху Петра I налоговые реформы были слепо направлены лишь на покрытие военных расходов и недоимок. Для этого проводились монетные регалии, увеличивалось число прямых налогов, помимо стрелецкой подати вводятся военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, гербовый сбор. Велась активная борьба против староверов: увеличивались цены на гробы, введен налог на бороды. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых - «сидеть и чинить государю прибыли». В организации системы сбора налогов финансовые приказы были заменены финансовыми коллегиями.

Политика в отношении внешней торговли несла протекционистский характер, устанавливался общий таможенный тариф. Во внут-реннней торговле устанавливались монополии на спиртные напитки, табак, постепенно вводились акцизы.

Петр I стремился найти единый универсальный прямой налог, который заменил бы многочисленные налоги и облегчил работу налогового аппарата. Так, система подворного обложения была заменена подушной податью. В результате увеличилось число плательщиков, возросли поступления прямых налогов в казну, однако впоследствии наблюдалось массовое бегство крестьян и посадских, податная система не учитывала смертность и рождаемость населения, а только условную единицу

- ревизскую душу.

В период царствования преемников Петра I неэффективность подушной подати была осознана, но она все же продолжала существовать. При Екатерине II купцы освобождались от уплаты подушной подати, а облагались налогом в размере 1 % от своего капитала, при этом они делились на три гильдии: в первую попадали купцы с капиталом не менее 10 тыс. рублей, во вторую - не менее 1 тыс., в третью

- не менее 500 тыс. рублей, при этом купцы сами определяли свой капитал. Продолжалось постепенная замена натуральных повинностей денежными сборами.

История России XIX в. характеризуется таким важным событием, как отмена крепостного права, что привело не только к появлению неналоговых платежей, но и изменению в налоговой политике.

Становление налоговой системы дореволюционной России началось, по сути, во второй половине XIX в. Стали действовать такие налоги, как поземельный, налог с недвижимых имуществ, государственные квартирные нало-

ги, которые в связи со значительным ростом городского населения были увеличены. Также с ростом промышленности было принято Положение о государственном промысловом налоге, объектом которого являлись прибыль промышленных и торговых предприятий, предусматривалась уплата сбора с доходов от денежного капитала, чему способствовал рост ссудного капитала, уплата налогов на переход имущественных прав.

В качестве основного дохода по-прежнему выступали акцизы и таможенные пошлины на ввозимые товары, косвенные налоги. Уровень налогообложения в России считался одним из самых высоких и постоянно растущим.

В начале XX в. Россия вступила в полосу кризиса, приведшего к революции 1917 г. С началом русско-японской войны, с революцией расходы намного увеличились. В качестве доходов государство широко использовало эксплуатацию казенных железных дорог и винной монополии. Доля налоговых источников дохода значительно выросла, но новые прямые налоги не вводились, увеличивались ставки. При этом определенного принципа по сбору прямых налогов не было, их роль была невелика, основным был промысловый налог, который содержал в себе элементы, использовавшиеся при построении в России подоходного налога; преобладали подати с торговли и промышленности. Большую часть доходов составляли косвенные налоги, в которой преобладали таможенные пошлины и акцизы.

В период Первой мировой войны налоговые поступления не играли существенной роли в покрытии военных расходов, в основном использовались внешние займы, денежная эмиссия. Налоговая система была не в состоянии справиться с военными издержками, большая часть сборов уходила на покрытие потерь казны после введения «сухого закона». Но уже в ходе войны налоговый пресс был усилен до предела. С увеличением импорта предметов вооружения увеличились поступления таможенного дохода, хотя государство, по сути, платило эти налоги само себе. Был введен подоходный налог, первые поступления от которого намечались только на середину 1917 г. После Февральской революции частые смены состава правительства не позволяют говорить о практических результатах его деятельности.

В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных

условий функционирования налоговой системы, которая характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов. Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания при одновременном существенном росте потребностей государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов с акцентом на реальные налоги [1]. В этот период существовали следующие налоги: прямые - сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины; косвенные - акцизы и таможенное обложение. В условиях централизации управления экономикой была проведена налоговая реформа 1930-х гг.: был изменен принцип определения размеров отчислений от прибыли, проводилось четкое разграничение порядка обложения для обобществленного и частного сектора. Вплоть до 1980-х гг. качественных изменений в эту систему не вносили. За время Великой Отечественной войны наблюдалось снижение доходов с оборота и отчислений от прибыли из-за потери ряда промышленных районов. Были пересмотрены ставки сельскохозяйственного налога, введены налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. В послевоенные годы налоговая политика была направлена на ликвидацию последствий войны и восстановления разрушенного хозяйства.

При реформировании современной налоговой системы необходимо обращаться к историческому опыту России, чтобы избежать допущенных ошибок и учесть положительные моменты реформирования налогов. Таким образом, по мере развития общества в Российском государстве, с изменением потребностей государства усложнялась система налогообложения. Большое влияние оказывали войны, развитие товарно-денежных отношений, породившие новые виды налогов, смена правительств, уровень развития общества, геополитический фактор. Налоги являлись регулятором предпринимательской деятельности, товарных отношений с другими странами посредством пошлин, были причиной недовольства населения, даже восстаний.

1. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. - М.: Наука, 2005.

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. 193.

ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНЫХ РАБОТАХ Ю.Г. ОДЕГОВА

Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. Ч. I. Теория: учебник. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009. - 1056 с.

Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Федченко А.А. Экономика персонала. Ч. II. Практика: учебник.

- М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009. - 1312 с.

В сфере управления персоналом отечественных предприятий сложилась парадоксальная ситуация - подавляющее большинство тех, кто призван формировать и развить человеческий капитал организации, не имеют высшего профильного образования. Сотрудники российских кадровых служб не обладают достаточным багажом экономических знаний, значительная часть тех, кто занимает руководящую должность в этой сфере, является выпускниками технических, психологических или педагогических вузов. Данная книга предназначена именно для такого круга читателей, а также студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Экономика труда» и «Управление персоналом».

Учебник обладает существенным преимуществом по сравнению с большинством публикаций по данной проблематике - он позволяет сформировать у читателя экономический базис в сфере социально-трудовых отношений наряду с развитием навыков практического менеджмента персонала. В нем отражено развитие современных направлений экономики персонала, в основе которого лежат изменения, затронувшие саму сущность трудовой деятельности, проектный и компетентностный подходы, инновационные персонал-технологии.

В учебнике рассматриваются вопросы организационного поведения, поведения персонала и человека в организации, его индивидуально-психологические свойства. Отдельный раздел посвящен формированию рабочих групп и их эффективности. Особое внимание уделено определению и реализации стратегии управления персоналом, анализу и развитию организационной культуры, основным направлениям кадровой деятельности и службе персонала как специализированному субъекту управления.

Д-р экон. наук В. С. Половинко

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты