Спросить
Войти

Становление налоговых отношений в России

Автор: указан в статье

Тема номера: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С. 4-7.

© Н.В. Миллер, А.Е. Миллер, 2007 УДК336.2.027 (075)

СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Н.В. Миллер, А.Е. Миллер

Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского

Stages of establishment of tax relations in Russia are described in the article. Specific peculiarities of each stage are researched and their role in forming of tax relations is determined.

Важнейшим фактором, определяющим развитие любой страны на современном этапе, является опора на внутренние, присущие конкретному государству устои и традиции. Поэтому проводимые преобразования в налоговой сфере сопоставлены с существовавшими ранее в России налоговыми отношениями и формами налоговых платежей.

Развитие форм налоговых платежей в России с определенной долей условности можно разделить на четыре этапа.

Первый этап охватывает Древнюю Русь до XVI в. Данный этап характеризуется раздробленностью России на несколько самостоятельных княжеств, отсутствием единого государства, а значит, многополярностью хозяйственных укладов, в том числе и системы налогообложения. Первоначальной формой платежа в Новгородской Руси было «половье» - половина урожая со стороны сводных крестьян в пользу владельца земли. Затем место тяжелого половья заняла «треть», потом «четверть» и далее «пятина». Позднее «издолье» стало вытесняться точно определявшимся по договору оброком. По традиции боярский оброк свозился из ближайших деревень в более крупное поселение, центр десятков, а то и сотен мелких деревень, и уже отсюда запасы везли в Новгород.

В древнерусском государстве в конце IX в. формой прямого налога, взимаемого с плуга или сохи, была дань - источник княжеской казны (деньги, одежда и т. п.). Дань взималась двумя способами: повозом, в этом случае она привозилась плательщиком в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин: пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы; пошлина «перевоз» - за перевоз через реку; гостиная пошлина - за право иметь склады; торговая пошлина - за право устраивать рынки; пошлины «вес» и «мера» устанавлива-

лись соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом; судебная пошлина «вира» взималась за убийство; «продажа» - штраф за прочие преступления.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

При Иване III в 1480 г. вновь началось восстановление древнерусской системы налогообложения. Уплата «выхода» была прекращена, введены прямые налоги: главный налог (деньги с черносошных крестьян и посадских людей); ямской налог; пищальный (для производства пушек); сборы на городовое и засечное дело (строительство укреплений на южных границах Московского государства); стрелецкая подать (на создание регулярной армии); полоняничные деньги (для выкупа ратных людей, захваченных в плен). Для определения размера прямых налогов использовалось «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы - «сохи» - и определение на этой основе налогов. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги.

«Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. Нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были 40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Кроме нормальных тяглецов из торговых людей были еще маломочные, называвшиеся бобылями; в «соху» входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов

молодших торговых людей. Изменчивость размера «сохи», очевидно, происходила от того, что на «соху» падал определенный, однообразный оклад дани, который был соображаем с состоятельностью местных промышленных обывателей; в ином городе лучшие торговые люди могли платить этот оклад с 40 дворов, а в другом в «соху» зачислялось большее количество лучших посадских дворов.

Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. Так, московская «соха» включала для служилых людей, будущих дворян - 800 четвертей «доброй», 1000 четвертей «средней» или 1200 четвертей «худой» земли; для церквей и монастырей - соответственно 600, 700 и 800 четвертей; для дворцовых и «черных» земель, обрабатывавшихся крестьянами, -500, 600 и 700 четвертей. «Новгородская соха» была существенно меньше.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Сбором налогов в России в конце XV в. занимались приказы: Главный приказ большого прихода; местные приказы (Новгородский, Га-личский, Устюжский, Владимирский, Казанский и др.); Приказ большого дворца (налог на царские земли); Приказ большой казны (сборы с городских промыслов); Печатный приказ (пошлина за скрепление актов государственной печатью); Казенный патриарший приказ (налоги с церковных и монастырских земель) и др.

Среди особенностей данного этапа можно выделить становление древнерусской налоговой системы, поиск наиболее приемлемых форм и размеров налоговых платежей, неоднородность налоговой политики в разных княжествах.

Второй этап включает в себя период с XVI в. до 1917 г. Он отличается образованием единого государства, правлением династии Романовых с XVII в., укреплением российской государственности. В едином российском государстве XVI в. все трудовое население должно было нести «тягло». Освобождались только служилые люди и духовенство (с 1550 г. привилегии духовенства были отменены). Под тяглом подразумевался комплекс натуральных и денежных повинностей. Ответственность за выполнение тягла частновладельческими крестьянами несли феодалы, но одновременно крестьянские общины определяли тяглоспособ-ность своих членов. На посадах в черносошных волостях тягло разверстывали выборные старосты и сотские, которые опирались на плате-

жеспособность крестьянских и посадских хозяйств. «Налоговые ставки тягло» привязывались к трем типам хозяйств: лучшие, средние и молодшие (иногда выделялись самые молод-шие).

Принятый в 1497 г. Судебник ввел «пожилое», которое уплачивали крестьяне феодалу при переходе. Эта форма выплат существовала до 1597 г., когда Юрьев день был отменен.

Для определения размера налога в Судебнике 1550 г. была введена единая государственная мера доходности - «соха». В сельской местности она подразумевала определенную земельную единицу, зависящую от принадлежности и качества земли. В городе в «соху» входило некоторое количество дворов. По количеству «сох» взимались повинности и даже выставлялись ратники. Отдельно были введены «пищальные деньги» - налог на содержание стрелецкого войска, «полоняничные деньги» - налог на выкуп пленных.

Примером неудачной налоговой политики на этом этапе могут служить меры, принимавшиеся в начале царствования Алексея Михайловича. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшими огромных расходов. К тому же Россию во второй половине 40-х гг. XVII в. постигли несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т. е. прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20 %. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью увеличения косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой. Выловленную рыбу тут же солили дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Возник недостаток основного пищевого продукта. После народных (соляных) бунтов «соляной налог» был отменен.

В 1649 г. было принято Соборное Уложение, получившее силу единого государственного закона. Уложение было разработано особой комиссией в составе бояр и князей Одоевского, Прозоровского, Волконского и дьяков Леонтьева и Грибоедова. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей.

В 1653 г. в России был введен первый Торговый устав, по которому взамен множества существовавших ранее торговых сборов взималась

единая «рублевая» пошлина (по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров). Иностранным купцам розничная торговля вообще запрещалась.

В России при Петре I (1672-1725) существовали прямые (обыкновенные и чрезвычайные) и косвенные налоги, а также промысловые сборы (на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, мельницы и др.). У мостов взыскивали «мостовые», при въезде в город - «мыть», в таможне -«явку», за наем лавки - «лавочное», при взвешивании товара - «весчее». Взимали налог на бороды и усы, гербовый сбор, подушный налог (подушная подать, поголовный налог) с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с судов, налоги с арбузов, с найма домов, налоги на церковные верования (раскольники платили двойную подать) и т. д.

В 1679 г. «соха» как единица расчета налогов была отменена. В конце XVII и в первые годы XVIII в. единицей податного обложения в российском государстве был двор. Однако активное объединение семей и родственников в один двор заставило руководителей государства перейти к обложению на одну мужскую душу. Каждая мужская душа, независимо от ее возраста и трудоспособности, была обязана платить в государственную казну годовую подать в размере 74 коп. Эта величина была определена как результат деления ежегодных расходов на содержание армии (4 млн руб.) на количество податных душ (5,4 млн). Все податные люди, за исключением крепостных крестьян, которые несли натуральные и денежные повинности в пользу помещиков, должны были, кроме подати, ежегодно платить 40 коп. оброка. Заплатив эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных или хлебных поборов. С купцов и цеховых брали по 20 коп. с души.

Городское население с каждой мужской души платило ежегодно подушную подать в сумме 1 руб. 20 коп. Подушные собирались в три срока: зимой, весной и осенью.

Кроме подати, налогов, оброка и барщины, крестьяне и простой посадский люд несли многочисленные повинности по перевозке фуража, продовольствия и боеприпасов для армии и флота, заготавливали корабельный лес, работали на верфях, на рытье каналов, строительстве заводов и плотин.

Большое значение для развития торговли имел указ 1753 г. императрицы Елизаветы, отменивший внутренние таможенные пошлины и одновременно увеличивший пошлины на иностранные товары. Это создало единый российский рынок. Сбор податей был возложен на магистраты в городах.

В XIX в. ведущим налогом была «подушная подать» (в 1882 г. отменена и заменена на налог с городских строений). Далее «оброк» -плата казенных крестьян за пользование землей, «гильдийская подать» - процентный сбор с объявленного капитала (введен в 1775 г. для купцов

I, II, III гильдий вместо подушной подати), 1 % (через 50 лет - 2,5 %) с капитала для купцов III гильдии и 4 % с капитала для купцов I, II гильдии; «плата за торговое место».

В качестве косвенных налогов применялись местные сборы с земли, с фабрик, с заводов, с торговых заведений; налог на доходы с ценных бумаг; налоги (пошлины) с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения (1-6 % стоимости имущества в зависимости от родства); паспортные сборы; акцизы (табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, алкоголь и др.).

Николай II в 1898 г. ввел «промысловый налог», включающий налог с торговых заведений; налог со складских помещений; налог с промышленных предприятий; налог со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнением промыслового налога были процентный сбор от прибыли и налог с капитала.

В начале XX в., перед началом Первой мировой войны, основные поступления в бюджет приносили прямые налоги - 265 млн руб. (в том числе промысловый налог - 150 млн руб.), косвенные налоги - 710 млн руб. (в том числе таможенный сбор - 350, акциз на сахар - 150, акциз на табак - 100 млн руб.).

Второй этап имеет следующие особенности: развитие прогрессивных форм налоговых платежей, становление нормативно-правовой базы налогообложения, унификация налоговой системы.

Третий этап позволяет обобщить советский опыт в развитии форм налоговых платежей. Среди характеристик данного этапа следует прежде всего отметить становление и развитие командно-административной экономики, основанной на плановой системе хозяйствования.

В 1923-1925 гг. в России существовали следующие виды налогов:

1) прямые налоги (сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины);
2) косвенные налоги (акцизы на чай, кофе, сахар, соль, алкогольные напитки, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия и таможенное обложение).

Промысловым налогом облагались торговые или промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия.

Плательщиками промыслового налога были все агенты производства и обращения. Основная величина налога составляла 1,5 % с торгового оборота. В пищевой промышленности он составлял от 1,5 до 2 %, на предметы роскоши -от 2 до 6 %. В состав промыслового налога входил еще и патентный налог. Стоимость патента варьировалась в зависимости от вида занятий и географического положения региона.

Подоходно-имущественным налогом облагались физические и юридические лица. Поимущественное обложение представляло собой налог на капитал и прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8 %.

В 1923 г. прямые налоги составляли около 43 %, в 1924 г. - 45 %, в 1925 г. - 82 % всех налоговых поступлений в бюджет страны.

В дальнейшем финансовая система СССР двигалась от налоговых к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.

В рамках Советского Союза государственные предприятия платили налог с фонда заработной платы, налог с прибыли. Государствен-

ные совхозы оставляли себе 10 % продукции, что аналогично налогу в 90 %. Индивидуальная заработная плата облагалась налогом в 12 %.

В конце 1980-х гг. Россия начала создание своей налоговой системы с введения 60%-го индивидуального налога, 38%-го налога на добавленную стоимость и 32%-го налога на прибыль. Обобщающий закон об основах налогообложения был принят Госдумой РФ в 1991 г. Он определил виды налогов и порядок их сбора.

В числе основных особенностей данного этапа можно выделить ориентированность системы налогообложения на планово-директивный принцип развития экономики, что заметно тормозило развитие налоговой системы в целом.

Наконец, четвертый этап охватывает становление российской налоговой системы с начала 1990-х гг. до настоящего времени. В начале 1990-х гг. в общей массе налоговых поступлений Российской Федерации наибольший удельный вес приходился на налог на прибыль предприятий (организаций) и НДС при значительно меньшей доле личного подоходного налога. Возможности изменений в структуре налогов России были ограничены неразвитостью рыночных отношений и отсутствием системы регулярной оценки факторов производства: земли, имущества, труда.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты