Спросить
Войти

Тува на фоне геополитических сдвигов в первой половине ХХ В.

Автор: указан в статье

общностью представлений, проявляющихся в близких формах обрядов и атрибутов.

Очевидна преемственность между древнейшими обрядами населения Саянского каньона и ламаистской мистерией цам. В результате этих контактов первобытная мистерия была ассимилирована северным буддизмом-ламаизмом и оформлена в храмовый праздник цам - «грозную мистерию торжества над еретиками, парад божеств, сошедших на землю».

Саая С.В.

ТУВА НА ФОНЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ СДВИГОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.

В статье центрально-азиатский регион рассматривается на фоне геополитических сдвигов. Проанализирован комплекс факторов, определивщих направленность эволюции статуса Тувы в контексте международной ситуации. В начале века Тува - провинция Цинской империи, в результате распада, после кратковременного периода поисков - под протекторатом России, после распада Российской империи - процесс самоопределения завершился провозглашением суверенитета Тувинской Народной Республики, а к концу второй мировой войны - Тува в составе Советского Союза.

Saaya S. V.

Tuva at the background of geopolitical changes in the first half of the 20th century

The author examines the Central-Asian region, its geopolitical shifts and factors which determine the evolution of the Tuvan people in the context of international situation. In the beginning of the century Tuva was a province of Zen Empire, after a short period of searches it became a state under the Russian protectorate, then after the Russian Empire disintegration Tuva proclaimed the sovereignty of the Tuvan People&s Republic. By the end of the World War II Tuva was incorporated into the Soviet Union.

В первой половине ХХ в. основными факторами, определявшими климат в центрально-азиатском регионе, являлись две империи - Россия и Китай, и их взаимоотношения, которые включают и более мелкие региональные субъекты. Геостратегия двух государств по своей сути всегда была евразийской. Такая ситуация сохраняется и сегодня. Россия как самое крупное евразийское государство является одним из существенных гарантов сохранения стабильности в мире, в том числе и в центрально-азиатском регионе. Другим фактором, определяющим ситуацию в центрально-азиатском регионе, бесспорно, является динамично развивающийся Китай. В конце ХХ в. стало бесспорным возвышение Китая до статуса мировой державы, что в свою очередь изменило геометрию международных отношений.

Географическое положение Тувы между двумя евразийскими государствами - Россией и Китаем, влечет за собой поиск оптимальных ориентиров с ними в политической, экономической и культурной областях. При этом важно объективно оценить исторический опыт взаимодействия двух государств, и на этой основе наметить перспективные направления сотрудничества.

Во-первых, необходимость изучения исторического опыта взаимодействия Тувы с другими государствами в первую очередь обусловлена потребностями современного этапа развития науки, требующими углубленного изучения новейшей истории взаимоотношений Тувы и России, России и Китая, России и Монголии на фоне геополитических сдвигов в динамике. Во-вторых, вытекает из потребностей современной внешней политики России в условиях изменившейся геополитической картины мира (Россия - как евразийское государство оказывает большое влияние на процессы стратегического развития азиатского региона, где наряду с такими гигантами, как Китай существуют другие государства) и от российской стратегии зависит положение в регионе.

Итак, для изучения процесса изменения геополитического статуса Тувы необходимо определить основные этапы эволюции ее геополитического статуса; выявить факторы, способствовавшие провозглашению протектората России над Урянхайским краем; оценить значение создания тувинского государства - ТНР в изменении международной обстановки в центре Азии; выявить внешнеполитические и внутриполитические факторы изменения международного статуса тувинского государства; проследить степень влияния геополитических сдвигов в регионе и мире на статус Тувы; изучить направленность изменения внешнеполитических параметров позиций соседних государств по вопросу о статусе Тувы.

Остановимся подробнее на хронологических рамках и определимся с периодизацией. Уточняя хронологические рамки, заявленные выше - начало ХХ в. - мы отталкиваемся от анализа исторических процессов с 1911 по 1944 гг., хотя фактические и методологические основы анализа эволюции геополитического статуса Тувы намного шире. Временные рамки исследования охватывают всего тридцать три года, но этот исторически короткий отрезок стал периодом радикального изменения геополитического статуса Тувы от провинции Цинской империи, протектората Российской империи, суверенного государства - ТНР, автономной области Советской России. Нижняя граница определена распадом Цинской империи, в составе которого Урянхай просуществовал с 1756 г. Верхняя — моментом вхождения ТНР в состав СССР в качестве автономной области РСФСР. За этот период статус Тувы менялся несколько раз: до 1911 г. провинция Цинской империи, с 1911 по 1914 гг. период поиска и самоопределения, с 1914 по 1917 гг. под протекторатом Российской империи, с 1917 по 1921 гг. период поиска и самоопределения, с 1921 по 1944 гг. существование суверенного государства - Тувинской Народной Республики, с 1944 г. автономная область РСФСР. Данные хронологические рамки, на наш взгляд, позволяют сравнить: внешнеполитическую ориентацию Тувы на различных этапах - национально-освободительном, протектората, республики; политику Китая в отношении Тувы - в маньчжурской и республиканско-гоминьдановской; внешнеполитический курс России - в имперский и советский исторические периоды.

Вернемся к предмету исследования - статус Тувы, формировавшийся как отражение национальных интересов, внешнеполитической доктрины и внешнеполитического курса, анализируем на основе истории развития взаимоотношений в системе Россия - Китай - Монголия - Тува в первой половине ХХ в.

Данная проблема включает ряд новых теоретических вопросов, таких как соотношение геополитики, идеологии Коминтерна и национальных идей в структуре Россия - Китай - Монголия - Тува; Тува как объект политики России (СССР, Китая, Монголии); генезис российских, китайских и монгольских интересов в Туве; взаимоотношения в этнорегиональном уровне, историко-политическом, экономическом и международно-правовом.

Историография вопроса включает, прежде всего, советскую историческую науку, которая при изучении истории международных отношений России отталкивается от идеологических установок в духе высказывания В.И. Ленина о существовании для народов Востока «двух Россий - Советской России, прогрессивной и передовой, и царской России -грабительской и реакционной»[1]. История колониальной политики держав на Дальнем Востоке, проблемы международных отношений в регионе, русско-китайские и советско-китайские отношения, внешняя политика Советской России в сопредельных регионах Востока исследовали: А.Л. Нарочницкий, Г.В. Ефимова, Б.А. Романова, А.М. Дубинского, С.Л. Тихвинский, В.С. Мясников, М.С. Капица, Г.Д. Сухарчук, А.Н. Хейфец, М.А. Персиц, Б.П. Гуревич[2].

Отдельные вехи советско-тувинских можно проследить в монголоведческих исследованиях советских историков: И.Я. Златкина, С.Д. Дылыковой, С.К. Рощина, М.И. Гольмана, Г.С. Яскиной (Матвеевой), Е.В. Бойковой, В.В. Грайворонского, Ш.Б. Чимитдоржиева, Д.Б. Улымжиева, Г.И. Слесарчука, Б.Б. Батуева, Е.М. Даревской[3].

Современная российская историография отличается многоплановостью и отказом от идеологических догм при оценке истории международных отношений в советский период. К таким относятся российские китаисты, затрагивавшие монгольский вопрос: В.С. Мясников, Ю.М. Гарущянц, Г.А. Боголюбов, Ю.М. Галенович, Е.А. Белов. А также работы моногловедов: С.К. Рощина, Г.С. Яскиной, М.И. Гольмана, Ш.Г. Надирова, Г.Н. Заятуева, Н.Е. Единарховой, Ю.В. Кузьмина, Е.И. Лиштованного, С.Г. Лузянина[4].

Таким образом, геополитический статус Тувы необходимо изучать на основе анализа уже имеющегося исторического материала, с учетом степени изученности темы в научной литературе, а также на основе новых источников и методологических принципов. Один из ключевых методологических моментов, особенно актуальный при анализе геополитического статуса Тувы, как составной части России на современном этапе будем опираться на идею евразийства, классическая основа которой была заложена известными российскими учеными-евразийцами - Н.С. Трубецким, П.И. Савицким, Г.В. Флоровским, Л.П. Карсивиным, Г.В. Вернадским, а также Л.Н. Гумилевым. В данном случае, рассматривая

данную проблему через призму новейших изысканий, исходим из евразийской сути России, являвшейся одновременно и европейской, и азиатской державой, и основная парадигма движения Российской империи в конце XIX - начале ХХ вв. была обусловлена ее евразийской спецификой, определившей пределы, методы и формы экономического и политического влияния России в Туве, Монголии, Китае и других сопредельных регионах. Относительно СССР, то в его действиях, кроме сохранившегося евразийского компонента, просматривались идеологические мотивы (концепция «мировой революции» на Востоке, теория «некапиталистического развития» и др.), являвшихся во многом искусственными схемами, опровергнутыми ходом самой истории.

При анализе особенностей и общих закономерностей китайской политики в отношении Тувы, Монголии и России, важно анализировать систему традиционных китайских внешнеполитических принципов, изучение которых впервые в мировой синологии предпринял В.С. Мясников. По определению В.С. Мясникова, китайская стратагема - это «нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным, и государственным интересам». Применение статогемного подхода дает возможность понять внутреннюю логику китайского руководства при подписании Кяхтинского тройственного соглашения 1915 г., советско-китайского соглашения от 31 мая 1924 г., которые также коснулись Туву. Данный метод в китайской политике в отношении Тувы позволяет более четко выделить два уровня: региональный и международный, основывающиеся на известном постулате «Тува и Монголия - составная часть Китая». Так, С.Г. Лузянин с новых позиций обстоятельно проанализировав весь комплекс дипломатических взаимоотношений СССР с Монголией, Китаем, в рамках изучения восточного направления внешней политики СССР, затронул проблему международного статуса тувинского государства отметив, что «в систему СССР - МНР были включены и этнорегиональные структуры Тувы и Бурятии, которые в первой четверти ХХ в. занимали относительно самостоятельные позиции в отношениях с Монголией», тем самым определил место и роль тувинского вопроса в этом треугольнике[6].

Мы в ряде работ предпринимали попытки воссоздать историю взаимоотношений Тувы и России (СССР), Китаем, Монголией с новых позиций, стремясь отойти от традиционного изложения только советско-тувинских или советско-монгольских, советско-китайских отношений, и дать комплексное освещение системы российско-китайско-монгольско-тувинских внешнеполитических связей, проследить внутреннюю обусловленность и эволюцию их взаимоотношений[7]. Одновременно, новизна нашего подхода к проблеме состоит в анализе не только межгосударственной истории взаимоотношений этих государств, но и в освещении этнорегиональной проблематики. Необходимость работ методологического характера обусловлена несоответствием новой источниковой базы уровню теоретической изученности проблемы в настоящее время.

Далее остановимся на анализе факторов, определявших основные направления геополитических сдвигов в регионе.

К началу ХХ в. Урянхай был частью Цинской империи. Факторами, повлиявшими на эволюцию геополитического статуса Тувы являются: во-первых, в 1911 г. Синьхайская революция, приведшая к распаду Цинской империи, и как следствие произошло ослабление позиций Китая в центре Азии, активизировалось национально-освободительное движение тувинского народа, положивший конец китайскому присутствию в Туве. Однако, неоднозначной была позиция тувинской родовой аристократии, которой понадобилось еще несколько лет чтобы определиться в своих предпочтениях относительно дальнейшего пути развития. Во-вторых, изменилось место Урянхайского края в геополитике России, тому подтверждение анализ истории этапов проникновения русских в Туву, кроме того, имеет место экономические интересы русских предпринимателей (золотодобыча, пушнина, земля, скот, торговля). Наблюдается переориентация тувинской элиты, исходя из элементарного чувства самосохранения перед реальной угрозой поглощения Тувы Монголией, а также из реальной оценки торгово-экономических выгод от русско-тувинских отношений. И как следствие -усиление позиций России в регионе, которая завершилась установлением протектората[8] над Урянхайским краем в 1914 г.[9]

Планы и первые шаги колониальной администрации свидетельствовали в преобладании геополитических интересов над чисто экономическими. Ю.М. Кузьмин, раскрывая роль регионального фактора в российско-монгольских отношениях, затронул проблемы международного статуса, и места Тувы, и оценил как один из аспектов этих контактов[10].

Следующий аспект проблемы - геополитические факторы основания города Белоцарска - нового центра Урянхайского края: объективные факторы (геополитические условия - на слиянии двух рек, где начинается р. Енисей, но центр политической жизни края находился западнее на р. Хемчик); субъективные факторы (В. Габаев, Г. Сафьянов - главные инициаторы выбора места закладки знали, что это географический центр Азии, но город стоит на левом берегу р. Енисея, логично было бы заложить город на правом берегу, к северу, ближе к российской границе).

В последующий период в 1917 - 1920 гг. стали явными новые геополитические реальности, которые также отразились на статусе Урянхайского края: две революции, падение Российской империи и гражданская война в России; революция и национальная консолидация в Монголии, активизация панмонгольского движения.

Так, после февральской революции в России политика российского Временного правительства, направленная на преемственность протектората, как результат слабости самой власти, была не столь последовательной.1 Такая ситуация вполне устраивала тувинскую аристократию - отсутствие контроля, возможность проводить свою линию, сохранив реальную власть в своих руках. Начались поиски новых ориентиров.

Установление советской власти в октябре 1917 г. привнесла кардинальные сдвиги на международной арене. В первых документах советской власти наметились основы внешней политики, соответственно и основы восточного направления. Реализация принципа прав народов на самоопределение вывел Урянхайский край вне пределов прямых геополитических интересов России.

Позиция Коминтерна в тувинском вопросе изначально отличалась с советской, что сыграло определяющую роль в сохранении независимости и суверенизации тувинского народа. Данное обстоятельство также позволило противостоять притязаниям Монголии.

В этот момент национальной элите еще раз история поставила ту же задачу самоопределения. А поиск места Урянхая на международной арене зависело от позиций различных политических сил, которые имели своих сторонников в различных слоях тувинского общества, так появлялись сторонники: пророссийской, панмонгольской ориентаций, и национального суверенитета.

Национальные интересы Тувы только начинались оформляться, в ходе обсуждения альтернатив дальнейшего развития. Международные условия в процессе национального самоопределения тувинского народа играли определяющую роль. Однако субъективный фактор занимал не последнюю роль. Так, Монгуш Буян-Бадыргы - гунн-ноян Даа-хошуна, в последующем председатель Всетувинского учредительного Хурала, глава тувинского государства, не исключал возможность существования тувинского народа в составе других государств. Напротив, И.Г Сафьянов - один из самых ярких представителей русского населения в Туве, исходивший из собственных убеждений стал фактически «конструктором ТНР», встав на сторону защиты национальных интересов тувинского народа (жизнь и деятельность в Туве, торгово-экономические интересы, неоднозначное отношение к советской власти, вопрос о частной собственности)[12].

В 1919 г. произошла ликвидация автономии Монголии, усилилось китайское присутствие в регионе. Ослабла угроза панмонголизма, соответственно нависла угроза захвата Тувы Китаем, присутствие китайско-монгольских войск создавало реальные предпосылки к этому. Началось противостояние частей Красной Армии и китайский войск. Опять ситуацию можно было решить только при поддержке органов советской власти в Туве, которые не желая навязывать войну с Китаем старалось избежать прямого столкновения. В результате неоднократных провокаций китайские войска навязали вооруженное столкновение, которое проиграли. Соответственно, попытки вернуть Туву под сферу контроля Китая провалилась. Зато кардинально изменилась ситуация в Монголии. В регионе усилилось присутствие белогвардейских отрядов, неоднократно пытавшихся закрепиться. Они были уничтожены тувинцами и красными партизанами.

Геополитическая ситуация в Туве накануне провозглашения суверенитета тувинского государства была сложной - Китай в условиях внутренней смуты, Монголия в процессе самоопределения, Советская Россия

в состоянии гражданской войны. В августе 1921 г. расстановка политических сил в ходе Всетувинского Учредительного Хурала нашло отражение в протоколах, и все же тувинский народ сделал исторический выбор, провозгласив свой суверенитет. Так, новый геополитический статус Тувы оформлено созданием Тувинской Народной Республики.

С этого момента ТНР становится новым геополитическим фактором в центре Азии. И даже после этого одним из основных вопросов внутренней и внешней политики правительства стала проблема признания нового международного статуса Тувы[13]. Юридическое оформление советско-тувинских, тувинско-монгольских отношений было поставлено в прямую привязку к вопросу о статусе нового государства.

Тувинское государство в геополитике Советской России занимало немаловажную роль, однако его признание ставило в тупик отношения с Монголией[14]. Примечательно, что ставятся вопросы относительно острых углов советско-монгольских отношений, к одному из них Ю.М. Кузьмин относит и «урянхайский» [15].

Не последнюю роль в изменении статуса Тувы сыграла наличие там русского населения, создавшее советскую трудовую колонию (РСТК), который в последующем стал проводником геополитических интересов России в Туве[16]. Следующий фактор - степень влияния Коминтерна на руководство ТНР, который настаивал на сохранении суверенитета, для демонстрации идеи мировой революции, пробуждения угнетенных народов Востока (через своих представителей в ТНР).

Вернемся к позиции Монголии. Еще в Всетувинском учредительном Хурале присутствовали монгольские представители. Однако это не помешало монгольскому правительству чуть погодя заявлять о том что они не знали о таком факте, и как следствие требовать отправки тувинских представителей в Монголию, отправлять своего представителя в Туву для освидетельствования официального присутствия МНР, следовательно претендовать на Туву как часть Монголии.

Давали о себе знать и идеи панмонголизма, поддерживаемые представителями старой и новой тувинской элиты и частью населения приграничных с Монголией хошунов ТНР. Так, Куулар Дондук - один из глав тувинского правительства в последующем признается, что также поддерживал эти идеи, что заблуждался. Скорее всего, это было выражением процесса поиска политических ориентиров. Такие претензии с монгольской стороны встретили противодействие со стороны прежде всего партийных органов. Так, по линии ТНРП и МНРП началась активная переписка, анализ которых позволяет констатировать столкновение национальных интересов двух государств[17].

И только посредничество советского правительства позволило ТНР сохранить суверенитет, в том числе и в 1924 г., когда в ТНР вспыхнуло антиправительственное восстание[18]. С.Г. Лузянин в рамках изучения восточного направления внешней политики СССР затронул проблему международного статуса тувинского государства, отметив, что «в систему

СССР - МНР были включены и этнорегиональные структуры Тувы и Бурятии, которые в первой четверти ХХ в. занимали относительно самостоятельные позиции в отношениях с Монголией», тем самым определил место и роль тувинского вопроса в этом треугольнике[19].

Торговля во все времена была каналом народной дипломатии. В случае с Тувой и Россией, интересы сторон совпали однозначно. Внешнеэкономическую политику ТНР можно рассматривать как механизм реализации национальных интересов в отношениях с северным соседом. В начале данное направление недооценивалось, однако со временем именно этот канал стал ключевым, как со стороны Советской России, так и ТНР. Режим наибольшего благоприятствования в советско-тувинских торгово-экономических отношениях был достигнут еще до их юридического закрепления.

Совсем другого характера отношения сложились у ТНР с южным соседом. С одной стороны экономика ТНР и МНР базируются на животноводстве. В рамках одного государства они могли существовать и взаимодействовать, однако в статусе суверенных государств они стали конкурентами. И прежде всего за сотрудничество с Советской Россией. Более того, тувинское правительство в новых экономических предложениях МНР который раз усмотрело попытки реализации идей панмонголизма. Соответственно, тувинская сторона сознательно шла на их блокировку, хотя эти перспективные внешнеэкономические проекты могли бы занять региональную нишу в геостратегии Тувы, в том числе России[20].

Другим важным для защиты национальных интересов на международной арене для молодого тувинского государства стала проблема делимитации пограничных зон. Попытки правительства ТНР поставить вопрос о советско-тувинской границе были отклонены Советским правительством. За то с большим желанием советская сторона пошла на разрешение проблемы приграничного режима на советско-тувинской границе в пользу режима наибольшего благоприятствования[21].

Формирование и деятельность дипломатического корпуса ТНР в соседних государствах важно проследить в контексте изменения характера и направлений внешнеполитического взаимодействия с соседними государствами[22]. Тувинско-монгольские переговоры и договоры о регулировании вопроса о границе и пограничном режиме дают основание судить о сложности взаимоотношений двух государств[23]. Ситуация в тувинско-монгольских отношениях изменилось только после подписания советско-монгольского Протокол о взаимопомощи в 1936 г.

Основные направления внутренней политики правительства ТНР в исследуемый период более детально проанализированы в диссертационном исследовании С.Ч. Сат «Формирование и развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921 - 1944 гг.)» (2000). В рамках которого, на основе широкого круга источников и с новых позиций освещаются проблемы влияния СССР на внутриполитическое развитие тувинского государства[24]. Нас же интересует влияние внутриполитических

факторов на изменение внешнеполитической ориентации ТНР[25]. Приход к власти новой политической элиты во главе с Салчак Тока. Начало политических репрессий, усиление односторонней просоветской ориентации внешнеполитического курса ТНР, Тува в условиях геополитических сдвигов накануне и в период второй мировой войны, осложнение отношений между ТНР и МНР, позиция советского руководства по нейтрализации тувинско-монгольских противоречий, подготовка решения о вхождении ТНР в состав СССР, проекты послевоенного устройства мира в ходе международных конференций и тувинский вопрос, процесс вхождения ТНР в состав РСФСР -эти проблемы требующие оценки с позиции изменения геополитического статуса Тувы[26]. В рамках одной статьи постановка данных аспектов данной темы не представляется возможным. Однако отметим, что получив в составе РСФСР статус автономной области Тува продолжила процесс интеграции по меньшей мере два десятилетие, если не больше.

На сегодняшний день необходимо изучение роли региональных факторов - власти, общественности, предпринимательских кругов - в выработке внешнеполитического курса России определяется конкретно-исторической, так и научно-теоретической значимостью темы. В современной социологии международных отношений и историографии уделяется внимание изучению региональной истории. В контексте такого подхода анализируются интересы, цели и действия не только государственных, но и негосударственных участников международных отношений. Кроме того, результаты подобных работ по истории Тувы могут быть использованы научными и государственными организациями России при анализе современного состояния взаимоотношения евразийских государств, при разработке проектов и планов сотрудничества между ними. Практическая значимость наших исследований связана также с тем, что в определенной мере позволит обозначить геостратегические роль субъектов Российской Федерации, в частности Тувы, в развитии международных и межрегиональных связей[27]. При грамотной и обоснованной выработке геостратегии такие регионы могут получить дополнительные стимулы развития за счет своего выгодного географического и политического положения.

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т. 26. - С. 108.
2. Саая С.В. Эволюция международного статуса Тувы в ХХ веке: историография и методология изучения. //Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая: сборник научных статьей. /Отв. ред. В.Н. Тугужекова. Выпуск № 10. - Абакан: изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2009. - с. 4 - 14.
3. Там же.
4. Там же.
5. Мясников В. С. Традиционная китайская дипломатия в реализация Цинской империей стратегических планов в отношении русского государства в 18 веке. - М.: Наука, 1977.
6. Лузянин С. Г. Россия -Монголия - Китай: внешнеполитические отношения в 1914 -1946 гг.: Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - 1997. - 45 с.
7. Саая С.В. Россия - Тува - Монголия: «центрально-азиатский треугольник» в 1921 - 1944 гг. -Абакан 2003. - 199 с.; Саая С.В., Сат С.Ч. Геополитический статус Тувы в перовой половине ХХ века (1911 - 1944 гг.) - Абакан, 2006. - 296.
8. Протекторат - форма колониальной зависимости, при которой проектируемое государство обладает определенной автономией во внутренних делах, тогда как вопросы обороны, внешней политики, а также важнейшие аспекты внутригосударственной жизни подлежат контролю метрополии.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616 - 1915 гг.) К 380-летию

начала русско-тувинских связей. /Составитель В.А. Дубровский. - Кызыл, 1995.

Кузьмин Ю. В. «Монгольские и Урянхайский вопросы» в общественно-политической мысли России

(конец 19 -30-е гг.20 вв.).: Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - Иркутск, 1998. - С. 35.

Дацышен В. Г., Ондар Г. А. Саянский узел. Кызыл, 2003.

Верещагина Т. Эккендей - Абакан: РГУ «Хакасское книжное издательство», 2004. - 100 с. Саая С.В. Внешнеполитическая позиция Советской России в вопросе о международном статусе Тувинской Народной республики (1921 - 1944 гг. //Вестник Тывинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - Кызыл, ТывГУ, 2009. - с. 54 - 60. Саая С.В. Дипломатический корпус Тувинской народной Республики по вопросу о взаимодействии с Советской Россией в 1920-х годах. //Материалы Международной научно-практической конференции «Открытие и изучение орхоно-енисейской письменности « (к 115летию дешифровки орхоно-енисейской письменности). 23 - 24 октября 2008 г. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - С. 177-182.

Саая С.В. Эволюция позиций Советской России по отношению к Тувинской Народной Республике в 1920-е гг. //Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая: Научный сборник молодых исследователей. Выпуск № 4. - Абакан: Издательство ХГУ Н. Ф. Катанова, 2003. - с. 3 - 18. Правовое регулирование функций советского Консульства в Тувинской Народной Республике в 1925 году. //Проблемы реализации национально-регионального компонента в условиях перехода на Государственные стандарты общего образования. Материалы Международной научно-практической конференции 24 - 27 апреля 2006 года. Часть 2. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. - 149 - 152 с.

Кузьмин Ю. В. «Монгольские и Урянхайский вопросы» в общественно-политической мысли России (конец 19 -30-е гг.20 вв.).: Автореф. дис. .докт. ист. наук. - Иркутск, 1998. - С. 35. Саая С.В. Роль советского правительства в урегулировании отношений между Тувинской Народной Республикой и Монгольской Народной Республикой в первой половине 1920 годов. //Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Научный сборник молодых исследователей. - Выпуск № 5. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - с. 56 - 68. Саая С.В. Дипломатический корпус Тувинской народной Республики по вопросу о взаимодействии с Советской Россией в 1920-х годах. //Материалы Международной научно-практической конференции «Открытие и изучение орхоно-енисейской письменности» (к 115-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности). 23

- 24 октября 2008 г. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - С. 177-182.

Саая С.В. Центральноазиатский «треугольник» в 20-х гг. ХХ века: Россия - Тува - Монголия. //Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. Вып. 5./Под ред. В. С. Бойко. - Барнаул, 2005.

- 311 - 321.

Саая С.В. Участие советской стороны в установлении дипломатических отношений между Танды-Тыва и Монгольской Народной Республикой в 1920-е гг. //55 лет в составе России. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции, посвященной 55-летию вхождения Тувы в состав России. - Кызыл: Тыв. ГУ, 1999. - с. 41 - 42.

Лузянин С. Г. Россия - Монголия - Китай: внешнеполитические отношения в 1914 -1946 гг.: Автореф. дисс. . докт. ист. наук. - 1997. - 45 с.

Саая С.В. Развитие внешнеэкономических связей между Тувой и Советским Союзом в 1920-1930 гг. //Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник. /Под ред. Ю. В. Попкова. -Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2000. - Выпуск 3.- С. 123-126. Саая С.В. Установление и расширение внешнеэкономических связей ТНР в 1920-е гг. // Научные труды Тывинский государственный университет. - Вып. 2, т. 1. - Кызыл, РИО Тыв. ГУ - 2005, 21 - 23 с. Саая С.В. Внешнеэкономические связи и их значение в укреплении международного положения Тувинской Народной Республики. //Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Научный сборник молодых исследователей. - Выпуск № 7. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006. - с. 64 - 73. Саая С.В. Деятельность министерства иностранных дел Танды-Тыва Арат Республики по урегулированию государственных границ в 1921 - 1944 гг.//Материалы научно-практической конференции 20 октября 2000 г.: К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области. -Абакан: отдел издат. деятельности ХРИПКиПРО«Роса», 2000. - С.103-114. Саая С.В. Статус советского дипломатического представительства в Тувинской Народной Республике в 1920-х гг. (статья) //Народы и культуры Южной Сибири: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции, посвященной 65-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. 3 - 5 сентября 2009 г. Том 1. - Абакан, Хакасское книжное издательство, 2009. - С.83 - 85. Саая С.В. Вопросы о государственной границе между Танды - Тыва Республикой и Монголией (1921-1944 годы). //Сборник тезисов и докладов IV Международной научной конференции: Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов, 20-24 апреля 1999 г., г. Томск. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. - с. 204 - 205. Саая С.В. Деятельность

министерства иностранных дел Танды-Тыва Арат Республики по урегулированию государственных границ в 1921 - 1944 гг.//Материалы научно-практической конференции 20 октября 2000 г.: К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области. - Абакан: отдел издат. деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. - С.103-114.

24. Сат С. Ч. Формирование и развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921 -1944 гг.).: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Иркутск, 2000. - 26 с.
25. Саая С.В. К оценке политических репрессий в Тувинской Народной Республике в 1930 - 1940 гг. //Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: мат-лы всероссийской научн.-теорет. конф., посвященной памяти профессора В. И. Дулова. - В 2-х кн. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2007. - Кн. 2. - С. 106 - 115. Саая С.В. Причины политических репрессий в Тувинской Народной Республике в 1930 - 1940 гг. (статья) Вестник Тывинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - Кызыл, ТывГУ, 2009. - с. 61 - 65.
26. Саая С.В. Роль советского государства в изменении международно-правового статуса Тувинской Народной Республики в 1944 году. //Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Научный сборник молодых исследователей. - Выпуск № 6. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. - с. 38 - 44.
27. Саая С.В. Историко-правовая база развития межрегиональных и внешнеэкономических связей Хакасии. (тезисы) Сборник тезисов и докладов 2-й региональной научно-практической конференции: Интеллектуальные ресурсы ХТИ - филиала КГПУ Хакасии, 17—18 ноября 1999 г., г. Абакан.- Абакан: Изд-во ХТИ - филиала КГПУ, 1999. - с. 10-13. Саая С.В. Геополитический статус Тувы как предпосылка развития межрегиональных связей в первой половине ХХ в. //Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы 1-ой межрегиональной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов и студентов. При поддержке РФФИ (грант № 09-06-06810-моб_г). - Кызыл, 2009. - С. 60 - 62.

Самдан А.А. ТУВИНСКИЕ ОТОКИ1 В СОСТАВЕ ХАЛХИ

На основе источников монгольских средневековых авторов и официального историографического сочинения маньчжуров «Илэтхэл шастир» автор рассматривает вопрос вхождения тувинских оттоков в состав монгольских хошунов Халхи в период Цинской империи. В состав Северной Монголи входил в общей сложности двадцать один тувинский отток. Все они впоследствии были переданы в подчинение будийн-дарга Тувы.

Samdan A.A.

Tuvan otoki (clans) in the Halkhi body The article gives a full description of Tuvan отоки into Mongolian hoshuuns in the periods of Zen Empire. About twenty one оток consisted in Northern Mongolia. All of them were given into dependaance of Tuvan bugdiyn-darga.

История Тувы доманьчжурского периода и последующее вхождение тувинских племен в состав Цинской империи освещаются в исследованиях Г.Е. Грумм-Гржимайло, Р.М. Кабо, В.И. Дулова, Л.И. Потапова, М.Х. Маннай-оола, В.А. Моисеева и других известных ученых. Но, тем не менее, остаются малоизученными отдельные вопросы, в частности, вхождение тувинских отоков в состав монгольских хошунов и аймаков Халхи. Привлечение источников монгольских средневековых авторов, монголоязычных тувинских летописей и официального историографического сочинения маньчжуров «Илэтхэл шастир» позволит дать цельную последовательную картину происходивших событий.

:Оток (монг. ойу) - административная единица, феодальный удел, в котором объединялось определенное число аилов (селений), состоявших в свою очередь из определенного числа ореге (дворов, семей). Во главе каждого оттока стоял даруга - начальник или старшина. По своим размерам оттоки не превышали уделов -хошунов.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты