Спросить
Войти

Особенности интерпретации rond de jambe, pirouettes, attitudes в классе и хореографии А. Бурнонвиля

Автор: Силкин Петр Афанасьевич

134 Вопросы методики преподавания хореографических дисциплин

П.А. Силкин

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ROND DE JAMBE, PIROUETTES, ATTITUDES В КЛАССЕ И ХОРЕОГРАФИИ А. БУРНОНВИЛЯ

Статья посвящена стилю и технике классического танца известнейшего датского хореографа Августа Бурнонвиля. В ней рассматриваются особенности интерпретации движений классического танца: rond de jambe, pirouettes, attitudes, присущие только хореографии знаменитого мастера.

В продолжение разговора о стиле и технике А. Бурнонвиля1 рассмотрим еще несколько движений классического танца, по-особому им интерпретированных. Все, кто танцевал или видел балеты этого мастера, могут отметить необычность использования таких движений, как: rond de jambe, pirouettes, attitudes.

Rond de jambe. Нет ни одной вариации Бурнонвиля, которая не содержала бы rond de jambe. Они имеются в вариации мужского соло в «Сильфиде», блестяще применены в «Фестивале цветов в Чинзано» и в последнем акте «Неаполя».

В своей первой книге «Новогодний подарок любителям танца» в 1829 г. Бурнонвиль рекомендовал ronds de jambe как наиболее важную часть ежедневной практики, из которых par terre дает податли,вость в тазобедренных суставах и игру ног, в то время как en Fair способствует скорости и подвижности в коленях. Он требовал, чтобы его танцовщики делали все виды ronds de jambe в различных направлениях. В экзерсисе у палки Бурнонвиль настаивал практиковать ronds de jambe à terre en dehors и en dedans. Известно, что экзерсис у палки в классе Бурнонвиля включал всего 8 или 9 упражнений, т. к. он считал его только разогревом для танца на середине зала. Тем не менее комбинации мастера в данном разделе урока требуют серьезной координации. Эрик Брун и Лилиан Мур в книге

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 13S

«Bournonville and ballet technique»2 привели пример комбинации на хорошую координацию:

(Музыка 3/4, модерато)

(а) Из I позиции один полный ronds de jambe à terre en dehors и, продожая движение, закончить tendue вперед. В то же время, отправляя движение руки в обратном круговом направлении, нога идет спереди назад, одновременно рука проходит подготовительное положение и фиксируется вытянутой назад на уровне плеч, голова повернута к плечу вытянутой руки, глаза следуют линии вытянутой руки.

(б) Обратное движение, исполняя один полный ronds de jambe à terre en dedans, в то время как рука проходит через подготовительное положение вперед вверх, описывая обратный круг, останавливается вытянутой вперед на уровне плеч, нога - tendue назад. Голова повернута к плечу протянутой руки.

(в) Затем три полных ronds de jambe à terre, заканчивая на четвертый счет вперед, в то время как рука, двигаясь в два раза медленнее, чем раньше, описывает один полный круг en dedans, заканчивая как в пункте (а).

В обратном направлении все упражнение выполняется, начиная с целого rond de jambe à terre en dedans.

Движения рук и ног, двигающихся в противоположных направлениях, должны быть ровными, без усилий и прекрасно скоординированными.

Бурнонвиль предупреждал, что это упражнение не следует задавать, пока ученики не освоили технику rond de jambe à terre. Если задать очень рано, то получится конфуз, и усилия, направленные на контроль рук и ног в одно и то же время, будут иметь ошибки, такие как навал на большой палец стопы и ненатянутые колени. Для учеников готовых для этого упражнения его исполнение даст качество плавности движения и поможет им выучить координацию рук и ног.

Rond de jambe en l&air в хореографии A. Бурнонвиля занимает значительное место и является украшением во многих его постановках. Особое внимание он уделял двойным ronds de

136 Вопросы методики преподавания хореографических дисциплин

jambe en l&air, которые требуют необычной координации даже в упражнениях у палки. В балетах Бурнонвиля они исполняются с прыжками, вращением, с продвижением и комбинируются с различными вариантами других движений.

Комбинация экзерсиса у палки из класса Бурнонвиля:

(Музыка: 4/4, модерато)

(а) Préparation на 45° через dégagé. Затем 2 одинарных ronds de jambe en l&air en dehors (счет: «раз» и «два»); plié на опорной ноге, проведя работающую ногу через высокое retiré 45° вперед (счет и «три»), и demi-rond de jambe в сторону на том же уровне (счет «четыре»).

(б) Два одинарных battements sur le cou de pied, возвращая на 2-ю позицию, en l air после каждого battement (как ballonné), (счет: и «5», и «6»). Провести ногу через retiré (passé) назад (arabesque) и demi-rond de jambe в сторону на том же уровне (счет и «7», и «8»).

Повторить в обратном направлении.

Другая комбинация у палки для развития скорости и четкости настоящего кругового движения в rond de jambe en l&air, что важно для rond de jambe en l&air sauté.

(Музыка 4/4, аллегро)

(а) Préparation на 45° через dégagé. Далее: тройной rond de jambe en l&air en dehors (по 1/8) вытягивая ногу только после третьего круга (счет «раз» и, «два» и). Не понижая ноги, сделать тройной rond de jambe en l&air en dedans (счет «три» и, «четыре» и).

(б) Не понижая ноги, проделать double rond de jambe en l air en dehors и остановка, double en dedans и остановка, double en dehors и остановка и закрыть в 5-ю позицию назад (счет 5-8).

Повторить в обратном направлении. Когда достигнута чистота движения, может быть увеличена скорость движения. Круг ногой в этом движении должен быть кругом, не напоминать своего рода ballonné, что случается очень часто. Колено во время исполнения этого движения должно быть свободно и не

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 137

зажато. Бурнонвиль рекомендовал также практиковать rond de jambe en l&air с прыжком из 5-й позиции. Например:

(Музыка 4/4)

Demi-plié в 5-й позиции, правая нога впереди. Прыгая с двух ног приемом dégagé, проделать одинарный rond de jambe en Fair sauté, закончив на 2-й позиции, левая нога на plié и закрыть в 5-ю позицию назад.

Повторить, начиная ногой стоящей сзади.

Повторить с другой ноги.

Еще одна комбинация из класса Бурнонвиля:

(Музыка 4,/4)

Из 5-й позиции, правая нога впереди, rond de jambe en Fair sauté, приземлиться на левую ногу, правая нога 45° (счет и «раз»); assemblé dessus, правая нога в 5-ю позицию вперед (счет «два») и changement de pied (счет «три»). Стоять - счет «четыре». Левая нога теперь впереди. Повторить с другой ноги.

В хореографии Бурнонвиля rond de jambe en Fair sauté комбинировался с другими очень сложными и трудными движениями. Вспомним вариацию балерины в «Фестивале цветов в Чинзано».

Pirouettes. Бурнонвиль называл pirouettes триумфом апломба. Тем не менее в своей автобиографии он признавал, что вращения были слабой частью его техники3. Когда он был учеником О. Вестриса и готовился к экзамену, в результате которого решалось, будет ли ему разрешен дебют в сольном танце в парижской опере, Бурнонвиль брал специальные тренировочные уроки pirouettes у Батиста Пети, известного в то время своими pirouettes. Интересная деталь: Батист Пети был деверем великого танцовщика Луи Антуана Дюпора, знаменитого его вращением. Бурнонвиль в ходе экзамена имел успех в исполнении вращений, но тем не менее на всем протяжении своей карьеры он остро чувствовал этот дефект в его технике.

Бурнонвиль хотел видеть своих учеников способными вращаться en dehors и en dedans c самых различных позах: sur le cou de pied, attitude, à la seconde и attitude allongée. Его технический словарь также содержал pirouettes, заканчивающиеся во

138 Вопросы методики преподавания хореографических дисциплин

все эти положения, также как и в arabesque. Он предполагал, что эти различные типы pirouettes можно тренировать в один, два и три оборота. Бурнонвиль ставил условие, что его танцовщики должны быть способны вращаться со 2-й позиции или с 4-й (croisé или effacé). Чудные pirouettes, которые применялись в классе Бурнонвиля, - это pirouettes из открытой 4-й позиции effacé, в которых впереди стоящая нога быстро поднималась во время вращения.

Préparation, предпочитаемый Бурнонвилем и используемый им более часто, был dégagé из 5-й позиции на 2-ю, затем demi-plié и relevé немедленно в заданную позу вращения. Если вращение было à la seconde, нога шла немедленно из plié во 2-ю позицию наверх, и даже самое первое вращение должно быть закончено в чистую высокую 2-ю позицию.

Одна из комбинаций, предложенная им, состояла из двух туров à la seconde, затем plié-relevé на опорной ноге и четыре тура на attitude или держа позу, или немедленно делая pas de bourrée en tournant en dehors, чтобы завершить движение. Другая комбинация из описи маэстро содержит два тура à la seconde, заканчивающиеся четырьмя турами sur le cou de pied, с окончанием на две ноги.

Бурнонвиль говорил: «Эффект требует, чтобы вторая часть pirouette должна быть удвоена в скорости и количестве. Вращение на целой стопе является фальшивой уловкой, лишенной всякого достоинства»4. Типы pirouettes в сохранившихся балетах Бурнонвиля таков, ы: тур на attitude - en dehors и en dedans, редкие tours en l air, pirouettes en dehors sur le cou de pied и pirouettes en dedans, сопровождая port de bras, которыми он часто завершал вариацию.

Однако Эрик Брун писал о двух слабых сторонах в школе Дании того времени. Первое - это прием использования головы во время вращения. Ни сам Бурнонвиль, ни его последователи не объясняли, как работает голова, и ученики сами находили тот или иной вариант движения головы. Вторая слабость - руки во время вращения. Так, в обычных pirouettes en dehors руки дерВестник АРБ 2010 № 1 (23) 139

жались зажатыми в подготовительном положении, так что они не помогали вращению.

Еще одна особенность исполнения pirouette sur le cou de pied в технике Бурнонвиля - это позиция работающей ноги действительно sur le cou de pied, и стопа обычно обхватывает опорную ногу, как в положении, применяемом в battement sur le cou de pied. Теперь это выглядит немного старомодно, но очень полезно для ощущения колена и бедра, отведенных в сторону, т. е. выворотного положения работающей ноги на щиколотке опорной.

Attitudes. В хореографии А. Бурнонвиля attitude был одним из главных украшений. В его дни attitudes использовался более часто, чем arabesques. Конечно, последние были известны и имели место в его уроках и балетах. Фаворитом Бурнонвиля, вероятно, был attitude effacé, исполняемый с почти перпендикулярной спиной, с поданным вперед торсом, в то время как нога более вытягивалась - attitude allongée - вместо ноги, согнутой под прямым углом (французская школа). Ему нравился также attitude с руками в третьей позиции (по терминологии Бурнонви-ля en couronne) и attitude с закругленными руками на уровне груди. В adagios класса Бурнонвиля сохранились tour lent в attitude с этими руками. Он любил и pirouettes с данным положением рук. В одной из вариаций балета «Сильфида» танцовщица исполняет двойной тур en dehors в позе attitude с руками на уровне груди c préparation по 4-й позиции, заканчивая вращение en face, открыв руки на 2-ю позицию. Затем, не понижая ноги, она переходит в позу 1-й arabesque, повернув тело и голову направо, так что поза видна в профиль. Этим приемом хореограф пользовался довольно часто.

Из многочисленных pirouettes в позе attitude приведем один пример необычного приема исполнения этого вращения en dedans. В балете «Консерватория» две девушки танцуют адажио одна напротив другой. Однако начинают танец они в разное время; вторая исполнительница подключается позже на несколько тактов, а заканчивают танцевальную фразу обе танцовщицы

140 Вопросы методики преподавания хореографических дисциплин

вместе. Этот способ А. Бурнонвиль применил одним из первых в хореографии.

Вот часть комбинации, которую делает одна из девушек.

(Музыка: медленные 4/4)

5-я позиция, правая нога впереди, легкое croisé, руки в подготовительном положении. Demi-plié и подъем на полупальцы в 5-й позиции, опуститься с полупальцев (счет 1, 2). Degagé правой ногой в 4-ю позицию, croisé вперед и шаг на правую ногу, вытянув левую в tendu croisé назад. Руки идут в большую позу croisé, левая рука в 3-й позиции (счет 3, 4).

Port de bras - préparation (напоминает 6-е port de bras Вагановой - П. С.)

Проскользнув пальцами левой ноги назад, положить всю стопу этой ноги на пол и plié на правой ноге (все еще в 4-й позиции croisé, но глубже). Руки снова проходят через первую позицию (по Вагановой), затем левая рука открывается в сторону, в то время как правая поднимается, слегка согнута (по Бурнонвилю это - cambré), голова смотрит через правое плечо на зрителя), затем проходит прямо в 3-ю позицию с поворотом всего верха тела в талии, ноги сохраняют положение. Затем правая рука опускается закругленной перед грудью, в preparation для pirouette (с начала port de bras счет 5-8). Двойной pirouette вправо на правой ноге на attitude, оставляя правую руку перед грудью, присоединяя к ней левую. Закончить в этом attitude прямо (счет 9-12). Раскрыть руки на 2-ю позицию, в то время как левая (поднятая) нога вытягивается назад в arabesque и проделывает demi-rond de jambe на этом уровне во 2-ю позицию в воздухе, à la seconde (счет 13-16). Удерживая ногу в стороне на 90°, проделать полный tour lent en dedans вправо на правой ноге, поднимая руки в 3-ю позицию, и только перед завершением медленного поворота плавно открыть руки, поворачивая корпус до 1-го arabesque. (Медленный поворот счет 17-22; выход в 1-й arabesque счет 23-24). Поднимая левую ногу, проделать в позе 1-го arabesque penché, затем поднять корпус снова (счет 25-30) и relevé в том же arabesque (счет 31-32).

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 141

В данной статье мы рассмотрели только некоторые аспекты экзерсиса Бурнонвиля на середине зала. В дальнейшем автор предполагает познакомить читателей с особенностями техники elevation (прыжки) and batterie (заноски) в классе и хореографии создателя Датской школы балета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 П.А. Силкин. Стиль и техника в классе и хореографии Августа Бурнонвиля // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2009. - № 22 -С. 114-122.
2 Bournonville and ballet technique, by Erik Bruhn fnd Lillian Moore. - Adam Charles Black, London, 1961. - С. 33-44. - Далее: Bournonville and ballet technique...

Q Бурнонвиль, А. Моя театральная жизнь. Извлечения из книги «Mit Theaterliv» / Пер. с датского К.М. Жихаревой / Классики хореографии. - Л.-М.: Искусство, 1937. - С. 271.

4 Bournonville and ballet technique. - C. 41.

Abstract

This article is dedicated to the style and technique of Bournonville, famous Danish choreographer. In this article research special way to using up rond de jambe, pirouettes, attitudes in choreography of famous master.

БУРНОНВИЛЬ СТИЛЬ ТЕХНИКА ОСОБЕННОСТИ rond de jambe pirouettes attitudes bournonville style technique
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты