Спросить
Войти

Классификация исторической деревянной застройки города Иркутска по принципу оконного деревянного обрамления

Автор: Шишканов Владимир Сергеевич

7. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. Философские начала цельного знания // Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под общ. ред. Г.А.Балла и др. М.: Смысл, 1999. 424 с.
9. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997. С.109-115
10. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998. 664 с.
11. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002.352 с.
12. Johas H.Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technologische zivilization. Zürich, 1987.

УДК 72 (091) ББК 85. 113

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА ИРКУТСКА ПО ПРИНЦИПУ ОКОННОГО ДЕРЕВЯННОГО ОБРАМЛЕНИЯ

В.С.Шишканов1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье приводится классификация стилей декора деревянной застройки Иркутска и раскрываются основные принципы классификации. Также приведены и проанализированы примеры декоративного убранства оконных проемов в деревянной архитектуре других городов России. Ил. 8. Библиогр. 4 назв.

CLASSIFICATION OF HISTORICAL WOODEN BUILDINGS OF THE CITY OF IRKUTSK ON THE PRINCIPLE OF WINDOW WOODEN FRAMING V.S. Shishkanov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides a classification of decor styles of Irkutsk wooden buildings, and reveals the basic classification principles. The author presents and analyses the decoration examples of window openings in the wooden architecture of other Russian cities as well. 8 figures. 4 sources.

Декор памятников деревянной архитектуры Иркутска имеет глубокий культурологический и символический смысл, уходящий корнями в дохристианскую, языческую эпоху Древней Руси. Этот факт можно расценивать как шанс получить статус охраняемого объекта, дающий государственную охрану зданиям исторической деревянной застройки Иркутска, не вошедшим в перечень объектов культурного наследия. Однако надо отметить, что согласно литературным источникам декор рассматривается только как элемент декоративного искусства и упоминается в описании предметов, входящих в перечень охраняемых, в то время как основная ценность памятника измеряется исторической составляющей, планировкой и особенностями конструктивного решения.

Поскольку декор присутствует практически на всех деревянных объектах города, независимо от их статуса, то согласно поставленной цели в контексте данной статьи, все они являются ценными. Настоящее исследование в большей степени посвящено изучению оконного обрамления иркутской деревянной архитектуры, так как именно этот вид декоративного оформления помогает наилучшим образом классифицировать (отнести к определенному стилю) как декор фасада, так и сами объекты. Согласно исследованию А.И. Скворцова [4] «главным декоративным элементом фасада дома является наличник окна». В этом же исследовании предложена классификация оконных обрамлений с точки зрения пропильного узора. В основу классификации положены две большие группы, одна из которых возникла под непосредственным воздействием архитектурных форм города и восприняла их конструктивно- декоративные особенности, а другая родилась в сфере народного творчества. Более точно автор предлагает классифицировать оконный декор по верхней части наличника:

- раскрепованный прямолинейный карниз с широкой подкарнизной доской - очелье (рис. 1);

- карниз «конем» с треугольным фронтоном очелья. Второй вид наличника восходит к древнерусским формам и является наиболее распространенным в центральной части России (рис. 2).

Выбор в пользу оконного декора связан в основном с тем, что декоративное оформление фриза, карниза, лопаток, подоконной части фасадов и т.д. не имеет характерных или более заметных отличий, нежели оформление наличников окон. Поэтому применяемый в исследовании принцип - «систематизация по оконному декору» вполне может быть (в большинстве случаев) основным критерием классификации деревянной архитектуры.

1Шишканов Владимир Сергеевич, аспирант, тел.: (3952) 597958; e-mail: Hazard1149@mail.ru Shishkanov Vladimir, Postgraduate Student, tel.: (3952) 597958; e-mail: Hazard1149@mail.ru

Рис. 1. Наличник. 1930-е гг. Ивановская область

В качестве примера, подтверждающего выбранный принцип систематизации, предлагается привести еще одно научное исследование в области историко-архитектурного наследия и, в частности, декоративного обрамления деревянных зданий - монографию Л.С. Романовой [2]. В данном исследовании, так же как и в уже ранее упомянутом, применяется тот же способ классификации - по принципу декоративного обрамления оконных проемов. Автором монографии выявлено две группы наличников - с прямоугольным и лучковым завершением (рис. 3). Взятый за основу принцип классификации определяет стилистический характер деревянного сооружения, ведь форма оконного проема является доволно выразителнным элементом фасада.

Рис. 2. Наличник. Начало XX в. Костромская область

Согласно результатам натурного исследования исторической деревянной гражданской архитектуры города Иркутска, по стилистическому принципу оконного обрамления были выявлены четыре основные группы (рис. 4): 1)сибирское барокко; 2) древнерусские

мотивы; 3) имитация каменных аналогов; 4) восточные мотивы. Еще одной особенностью наличников иркутской исторической деревянной застройки являются элементы различных архитектурных стилей: барокко, модерна, классицизма, а также некоторые элементы, связанные со славянской символикой. Необходимо отметить, что отличительной особенностью каждой из групп являются характерные технические приемы резьбы по дереву.

Пропильная резьба (рис. 5). С помощью лобзика из доски или деревянного полотна выпиливается по нарисованному трафарету орнамент, чаще всего это повторяющиеся растительные мотивы или городки. Пропильный декор встречается на всех деревянных домах города, чаще его можно увидеть в оформлении карнизов, фризов, причелен и менее часто - во всех остальных элементах декоративного обрамления фасадов. Хотя данный прием довольно распространен в декоре деревянной исторической застройки города, однако в рамках выбранной «оконной» классификации

он встречается не так широко, как в случае, например, с фризом и в делении по стилистическому принципу оконного обрамления. Пропильный декор больше распространен в группах древнерусские мотивы. Фрагментарно его можно встретить и в других двух группах, где, впрочем, это явление также всего лишь небольшое отступление от основных принципов классификации.

С названием «древнерусские мотивы» связана группа декоров и, в частности, оконное обрамление, имеющее в себе славянские языческие символы. Это очень распространенные в русском язычестве солярные знаки (солнце), символы земли (поля), воды и воздуха, аграрная символика (ростки, зерна и т.д.). Изучение данного типа декора имеет смысл, так как со временем символическое значение декоративного убранства стало терять свою первоначальную значимость, что и привело к искажению символического и обережного смысла. Эти изменения особенно заметны при сравнении образцов деревянного оконного

Древнерусские мотивы Пропильная резьба

Элементы модерна Объемная резьба

Сибирское барокко Декор из многослойных деталей

Элементы классицизма Смешанные стили (могут включать в себе все вышеперечисленные способы резьбы л оформлении}

Рис. 4. Основные группы оконного обрамления по стилистическому принципу

Рис. 5. Пропильная резьба: а - элементы модерна (ул.Ф. Энгельса,21); б - древнерусские мотивы

(ул. Дзержинского,3)

обрамления города Иркутска с примерами, приведенными в иллюстрациях книги Б.А. Рыбакова [3] (рис.6).

Объемная резьба (рис. 7) представляет собой технически более сложный прием создания декораа б

Рис. 6. Образцы деревянного оконного обрамления: а - примеры из книги «Язычество Древней Руси» [3];

б - примеры Иркутской деревянной застройки

Резьба деревянной архитектуры города изобилует славянской символикой. Очень часто те или иные славянские символы присутствуют в домах с барочными наличниками. В таких случаях обычно все языческие символы присутствуют в декоративном оформлении карниза и дымника.

Самый яркий признак славянской группы - наличник с верхним горизонтальным очельем и подкарниз-ной доской, на которой чаще всего вырезались ромбовидная розетка, солнце или вазон. Верх очелья украшен пропильным декором в форме полукруга посередине и четвертинок круга по бокам. Такой декор символизирует солнце, а в целом - сутки, смену дня и ночи. На подкарнизной доске оконного обрамления почти всегда расположены символы воды и воздуха (хляби небесные).

тивных элементов с помощью стамесок и различных резцов. Довольно часто встречаются в Иркутске оконные наличники в стиле сибирское барокко, выполненные в технике объемной резьбы. Барочные наличники имеют характерную верхнюю часть в виде стилизованного листа аканта, зажатого между сходящимися завитками двух валют. Данный технический прием не встречается более ни в одной из групп.

К декору из многослойных элементов (рис. 8) можно отнести приемы, создание которых связано с применением различных заводских способов по формообразованию деревянных деталей, которые впоследствии собираются в профилированный наличник. Данный принцип применялся для имитации элементов декора каменного здания. Поэтому в таких домах прослеживаются мотивы классицизма и модерна. Для

Рис. 7. Объемная резьба. Сибирское барокко (ул. Декабрьских событий, 30 - слева, ул. Дзержинского, 39 б - справа

Рис. 8. Декор из многослойных элементов: а - элементы модерна (ул. 1-я Железнодорожная, 22); б - сибирское барокко (ул. Грязнова, 22); в - элементы классицизма (ул. Рабочая, 12а); г - древнерусские мотивы (б. Гагарина,12а)

группы элементы классицизма характеры в основном профильные приемы выделки декоративного оснащения домов.

Необходимо отметить, что профилированные детали также использовались во всех остальных классификационных группах: древнерусские мотивы, элементы модерна, сибирское барокко, а также в декорировании практически всех элементов фасада деревянного здания.

К так называемым смешанным стилям относятся все виды оконного обрамления, не вошедшие в первые три группы. Наличники этой группы не имеют четкой стилистической направленности и включают в себя все вышеперечисленные способы резьбы.

В основе приведенных классификаций заложен принцип характерного визуального отличия верхней части оконного декоративного обрамления, где, в свою очередь, в качестве признака внешнего отличия между группами выступают три принципиально разных способа декоративной обработки деревянных элементов: пропильная резьба, объемная резьба и заводская обработка (профилирование).

Библиографический список

1. Ашихмин А.В. Деревянное зодчество Иркутска: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 92 с.
2. Романова Л.С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. Томск: Изд-во Томск. гос. архитек.- строит. ун-та, 2004. 218с.
3. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. 783 с.
4. Скворцов А.И. Русская народная пропильная резьба: Л.: Художник РСФСР, 1984. 234 с.
5. Корзун А.В. Сибирский диалект барокко // Земля Иркутская. 2001. № 17. С. 9-12.
6. Оглы Б.И. Деревянная традиционная архитектура Иркутска // Архитектура СССР. 1981. № 8. С.16-19.
ДЕКОР НАЛИЧНИК ОБРАМЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВО СТИЛИ decor platband framing paganism styles
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты