Спросить
Войти

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Автор: Пьянкова С.Г.

С. Г. Пьянкова1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В настоящее время актуальными темами для обсуждения в исполнительных и законодательных органах государственной власти становятся:

1) повышение эффективности деятельности органов власти, в том числе органов местного самоуправления. Об этом говорится во многих нормативных документах: Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16.0l.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и др. Данный вопрос акцентировался Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01 декабря 2016 года, на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года;
2) оценка эффективности инвестиционных проектов, введение проектного управления (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»);
3) формирование оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных служащих в зависимости от полученных результатов.

Вопросы оценки эффективности деятельности органов власти, повышения ее эффективности, а также оценки эффективности реализуемых проектов исследованы многими учеными: А. Е. Лапин, Ю. А. Петрова, В. И. Лыков, А. А. Васильев, И. Н. Барциц, А. С. Ахременко, Е. А. Юрескуп, А. В. Щурилов, Д. В. Костюкевич, К. Павлов, Д. Г. Гаде-лия, Л. М. Чистов и др.

Изучение существующих теоретических и методологических подходов показывает наличие разрыва между вопросами оценки эффективности деятельности органов власти, оценки эффективности реализации документов стратегического планирования и формируемыми мерами по повышению эффективности деятельности органов власти. Особенно очевидно отсутствие указанной взаимосвязи при формировании документов стратегического планирования муниципальных образований.

Мы считаем важной разработку методологических подходов к формированию документов стратегического планирования (планов, программ, дорожных карт и др.) муниципальных образований во взаимоувязке с получаемым результатом (целевыми

1 Светлана Григорьевна Пьянкова, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета, д-р экон. наук.

показателями/контрольными событиями). И соответственно, в настоящее время необходима проработка механизмов стимулирования (оплаты труда) работников органов местного самоуправления в зависимости от результатов реализации документов стратегического планирования муниципального образования.

1. Теоретические подходы к оценке и повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления

Существует ряд формулировок понятия «эффективность», в частности: «максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами» (Г. Эмерсон) [1]; «достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов. «Эффективностью» часто называют оптимальность по Парето» (Дж. Блек) [2]; «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» (Б. А. Райзберг) [3].

Основополагающим документом определения эффективности является ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]. В основных положениях и словаре этого ГОСТа приводится следующее определение: эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

В науке оценку эффективности предлагается проводить на основе типовых подходов.

Первая группа подходов основывается на количественном определении эффекта -разницы между результатами деятельности и затратами (критерий - максимизация выгод) [5]. Сопоставляются соизмеримые показатели, например, объем производства с затратами и др. Очевидно, что чем выше (ниже) абсолютное значение сравнимых показателей, тем больше эффект. В случае равных затрат - чем больше результаты, тем выше эффективность. Такая модель оценки эффективности описывает закон самосохранения системы, согласно которому оцениваемый процесс является эффективным, если сумма созидательных результатов больше использованного потенциала организации.

Оценка эффективности, базирующаяся на этом подходе, достаточно популярна в силу внешней простоты и понятности. Некоторые исследователи отмечают, что основной недостаток метода заключается в отсутствии учета факторов внешней среды.

Вторая группа подходов к оценке эффективности учитывает системные изменения [6]. Критерием оценки выступает повышение экономичности процесса развития системы. Показатели желаемого состояния сравниваются с достигнутыми. Эффективность оценивается по отклонению от сложившегося уровня. Чем больше (меньше) эта разница, тем результативнее процесс развития.

Кроме того, оценка эффективности проводится по различным методикам, предложенным в научной литературе. В частности, А. С. Ахременко и Е. А. Юрескуп представили ключевые принципы оценки эффективности на примере метода Data Envelopment Analysis (DEA) [7], Д. В. Костюкевич дает методику оценки степени достижения организационной системой поставленных критериев [8], К. Павлов [9] и Д. Г. Гаде-лия [10] разработали методики оценки эффективности инвестиций, Л. М. Чистов предложил осуществлять выбор лучшего варианта инвестиционного объекта с помощью экономико-математической модели, в состав которой входит ряд компонентов (критерии оптимальности, ограничения (условия), которые необходимо учитывать при выборе лучшего варианта инвестиционного объекта) [10].

А. Е. Лапин и Ю. А. Петрова дают такую формулировку: «эффективность деятельности органов местного самоуправления - мера реализации целей, задач и планов, показывающая, какое конкретное воздействие они оказали на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность» [11].

Согласно В. И. Лыкову, «эффективность муниципальной управленческой деятельности - это результативность деятельности самого муниципального образования, которая не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, социально-экономических, демографических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений» [12].

Мы считаем, что понятия «эффективность деятельности органов местного самоуправления» и «эффективность муниципальной управленческой деятельности» можно рассматривать как однозначные, так как в каждом из них оценивается результат решений и реализуемых мероприятий.

Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно использовать различные методические подходы.

Например, А. В. Щурилов [13] в своей диссертации разработал методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе интегрального показателя. Ее основное отличие от существующих методик в том, что частные показатели сбалансированы относительно главной цели и предметов ведения органов местного самоуправления, формируются на основе утвержденных приоритетных направлений социально-экономического развития городского округа и определяются соответствующими муниципальными целевыми программами.

Кроме того, ученые предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления. На практике часто используется метод расчета частного (К) и обобщенного критериев (К) [14].

Эксперты ООН предлагают оценивать уровень развития государственного управления с помощью индекса развития человеческого потенциала. В основу методики расчета этого индекса положены сведения о продолжительности жизни, уровне грамотности, доле валового внутреннего продукта на душу населения и другие подобные факторы. Отдельные элементы этого подхода активно применяются для оценки потенциала эффективности государственной службы. В качестве предмета исследования берутся данные о состоянии кадров и кадрового резерва государственного управления в стране. Оцениваются уровень дохода, образования, продолжительность жизни, гендерный состав и прочие показатели, касающиеся людей, занятых в сфере государственной службы.

На уровне конкретных стран введены показатели эффективности государственного управления, которые носят целевой характер и привязаны к достижению национальных приоритетов в сфере предоставления определенных государственных услуг или совершенствования процедур и процессов деятельности государственных органов. Примером подобной оценки может служить проект эффективности деятельности Правительства США, который позволил выявить ряд «узких мест» в деятельности субнациональных администраций и разработать меры по улучшению их деятельности. Последним звеном системы является оценка конечных результатов труда управленцев [15].

В Российской Федерации основные и дополнительные показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов

и муниципальных районов утверждены Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р.

При оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с указанными нормативными правовыми актами рассматривается уровень достигнутых показателей и их динамика. По результатам оценки предложено выделять из бюджета субъекта Российской Федерации гранты муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

При этом в вышеуказанных нормативных документах не указаны подходы к формированию мероприятий в целях достижения целевых показателей; не представлены механизмы контроля реализации мероприятий и целевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия; не предложен механизм взаимосвязи оплаты труда работников местного самоуправления с повышением эффективности их деятельности.

2. Примеры зарубежного и отечественного опыта по формированию мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления

На основании изучения зарубежных источников [16,17] приведем примеры из зарубежного опыта по формированию мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления:

• Эллиот-Лейк (Канада) - создание муниципальной некоммерческой жилищной корпорации, целевой аудиторией которой являются пенсионеры; предоставление недорогого жилья с помощью специальной Пенсионной жилищной программы, направленной на привлечение людей пенсионного возраста со всей страны; микрокредитование малого и среднего бизнеса с помощью Специального фонда по развитию обществ;

• Хаддерствилд (Великобритания) - введение государством системы грантов для поощрения социальных, культурных проектов;

• Солтвиль (США) - принятие Агентством по защите окружающей среды США мер по улучшению экологической ситуации в городе;

• Эмшер-Парк (Германия) - применение альтернативных источников энергии в целях экономии затрат; открытие новых компаний и научных лабораторий в целях повышения занятости населения.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях Российской Федерации составляются планы, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Приведем некоторыее примеры:

• План мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Норильск на 20162017 гг. (утвержден руководителем Администрации Норильска 15.02.2016);

• План мероприятий по выполнению муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижний Тагил до 2020 года» (постановление Администрации Нижнего Тагила от 11.12.2013 №2944);

• План мероприятий по реализации исполнительными органами местного самоуправления муниципального образования «Котласский муниципальный район» Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в муниципальном образовании «Котласский муниципальный район» на период до 2018 г. (постановление администрации «Котласский муниципальный район» от 09.06.2014 № 785);

• другие.

Рассмотрев указанные планы, отметим, что чаще всего они не отражают взаимосвязь мероприятий и целевых показателей, на достижение которых они направлены.

3. Методологический подход к формированию и реализации документов стратегического планирования муниципальных образований

К документам стратегического планирования муниципального образования мы относим планы, программы, дорожные карты и другие документы, направленные на социально-экономическое развитие муниципального образования, включающие комплекс мероприятий и целевых показателей, от реализации которых зависит стимулирование (оплата труда) работников органов местного самоуправления.

К базовым принципам методологии, на наш взгляд, следует отнести: ориентацию на согласованное формирование бюджетного и стратегического планирования; совершенствование действующих и формирование новых документов стратегического планирования, ориентированных на достижение результатов, установленных субъектами Российской Федерации и направленных на уменьшение социально-экономических проблем муниципальных образований, и взаимосвязи оценки эффективности реализации документов стратегического планирования и оплаты труда органов местного самоуправления.

Предлагаемый подход основан на следующих методологических принципах:

1. Формирование для каждого муниципального образования набора мер программно-проектного характера, исходя из остроты социально-экономических проблем и значений целевых показателей, установленных субъектом Российской Федерации для муниципального образования.

Мерами программно-проектного характера могут быть меры, направленные:

• на достижение задач и целевых параметров, установленных субъектом Российской Федерации для муниципального образования (строительство на условиях со-финансирования между регионом и муниципальным образованием дворовых объектов, фельдшерско-акушерских пунктов, детских дошкольных учреждений, реконструкция объектов культуры, спорта и т. д.);

• на экономическое развитие (диверсификация производства, открытие новых производств, перепрофилирование основного сектора экономики города, повышение монопрофильности и т. д.);

• на социальное развитие (строительство новых социальных объектов, перепрофилирование пустующих социальных помещений; предоставление помещений фондов развития населению для открытия клубов, творческих кружков и т. д.);

• на заселение пустующей территории (поселок, село, деревня) в городе (в случае открытия новых рудных пород, строительства инвесторами нового производства, выращивания сельскохозяйственной продукции и т. д.);

• на переселение города (в случае закрытия производств, прогрессирующего роста безработицы среди населения, значительной удаленности города от транспортных сетей и т. д.).

2. Установление связи между реализуемыми мероприятиями и целевыми показателями, на достижение которых они направлены. Указанную связь предлагается устанавливать экспертным путем.
3. Разработка методики оценки эффективности реализуемых мероприятий во взаимосвязи со значениями целевых показателей, на достижение которых они направлены. Оценку эффективности предлагается проводить по совокупной балльной шкале выполнения мероприятий и целевых показателей.
4. Формирование и реализация документов стратегического планирования, ко -торые предлагается осуществлять органам местного самоуправления с привлечением экспертов (представителей бизнеса, науки, исполнительных органов государственной власти региона, населения).
5. Оценка эффективности реализации документов стратегического планирования по методикам, предложенным в настоящее время в научной литературе, а также утвержденным в нормативных правовых актах региона и муниципального образования, и организация мониторинга их реализации.

По результатам мониторинга реализации указанных документов предлагается устанавливать направления их дальнейшей реализации:

• актуализация документа с учетом корректировки целевых показателей, установленных субъектом Российской Федерации для муниципального образования;

• актуализация документа исходя из остроты социально-экономических проблем территории;

• приостановление действия документа.

Результаты исполнения документов и направления их дальнейшей реализации должны быть рассмотрены на заседаниях общественных советов с участием представителей бизнеса, власти, населения, науки, СМИ.

6. Установление связи между результатами оценки эффективности реализации документов стратегического планирования и стимулирующими выплатами работникам органов местного самоуправления.

Предлагается проводить стимулирующие выплаты с учетом следующих критериев:

• реализация мероприятий в установленный срок;

• реализация мероприятий с экономией бюджетных средств;

• достижение запланированных значений целевых показателей;

• выполнение работ минимально возможным количеством работников;

• соблюдение всех запланированных механизмов реализации документов стратегического планирования территории;

• положительная оценка исполнительными органами государственной власти региона результатов реализации документов стратегического планирования территории;

• удовлетворенность населения и общественных организаций результатами реализации документов стратегического планирования муниципального образования;

• и другие.

Исходя из данных принципов, автором предложен методологический подход к формированию и реализации документов стратегического планирования муниципального образования, схематично представленный на рисунке.

Методологический подход включает четыре базовых элемента:

1. Выявление социально-экономических проблем муниципального образования и целевых параметров, установленных субъектом Российской Федерации для муниципального образования. Данный этап включает: анализ целевых показателей, установленных субъектом Российской Федерации для муниципального образования; методику анализа остроты социально-экономических проблем муниципального образования

Схема методологии к формированию документов стратегического планирования муниципального образования (МО)

и формирование на ее основе мероприятий; сводную интегральную оценку взаимосвязи между реализуемыми мероприятиями и целевыми показателями, на достижение ко -торых они направлены.

2. Формирование (корректировка) документов стратегического планирования муниципального образования на основе нивелирования остроты социально-экономических проблем муниципального образования и установки взаимосвязи мероприятий и значений целевых показателей, на достижение которых они направлены. На данном этапе формируются мероприятия и устанавливаются целевые показатели (контрольные события) документа стратегического планирования.
3. Организация мониторинга эффективности реализации документов стратегического планирования муниципального образования. Данный этап включает методику оценки эффективности реализации документов стратегического планирования муниципального образования и организационный механизм проведения мониторинга эффективности.
4. Организация механизма оплаты стимулирующих выплат работникам органов местного самоуправления в зависимости от результатов реализации документов стратегического планирования муниципального образования. На данном этапе устанавливается механизм поощрения работников местного самоуправления за успешную реализацию документов стратегического планирования территории.

Предложенная методология ориентирована на совершенствование процесса формирования и реализации документов стратегического планирования муниципальных образований и позволит улучшить социально-экономическую обстановку и качество жизни населения, повысить эффективность принятия решений органами местного самоуправления, ввести систему поощрения органов местного самоуправления в зависимости от результатов реализации документов стратегического планирования территории.

Выводы

1. Существует разрыв между вопросами оценки эффективности деятельности органов власти, оценки эффективности реализации документов стратегического планирования и формируемыми мерами по повышению эффективности деятельности органов власти. Особенно очевидно отсутствие указанной взаимосвязи при формировании документов стратегического планирования муниципальных образований.
2. В настоящее время важной становится разработка методологических подходов к формированию документов стратегического планирования (планов и программ) муниципальных образований во взаимоувязке с получаемым результатом (целевыми показателями/контрольными событиями). Актуальна также разработка механизмов стимулирования (оплаты труда) работников органов местного самоуправления в зависимости от результатов реализации документов стратегического планирования муниципального образования.
3. В нормативных правовых актах Российской Федерации не указаны подходы к формированию мероприятий, направленных на достижение целевых показателей; не представлены механизмы контроля реализации мероприятий и целевых показателей; не предложен механизм взаимосвязи между оплатой труда работников местного самоуправления и эффективностью их деятельности.
4. Предложен методологический подход к формированию и реализации документов стратегического планирования муниципальных образований, нацеленный на создание взаимосвязи формируемых мероприятий и целевых показателей, на достижение которых они направлены.

Список литературы

1. Эмерсон, Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эмерсон // Управление это наука и искусство. - М.: Экономика, 1992.
2. Экономика. Толковый словарь / Дж. Блэк, общ. ред.: И. М. Осадчая. - М.: «ИНФРА -М»; Весь Мир, 2000.
3. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М. 1999. - 479 с.
4. ГОСТ РИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 15.08. 2001. № 332.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. -2-я ред. / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ; ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. - М.: ОАО НПО Изд-во «Экономика», 2000.
6. Гительман, Л. Д. Энергетические компании / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников // Экономика. Менеджмент. Реформирование: в 2 т. - Т. 1. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 80.
7. Ахременко, А. С. Эффективность государственного управления: политологический и экономический подходы / А. С. Ахременко, Е. А. Юрескуп // Общественные науки и современность. - 2013. - № 1. - М.: Наука. - С. 77-88.
8. Костюкевич, Д. В. Оценка и организация кластерных взаимодействий предпринимательских структур: автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Д. В. Костюкевич. - СПб., 2009.
9. Павлов, К. Оценка экономической эффективности использования инвестиций интенсивного типа с учетом региональных особенностей / К. Павлов // Общество и экономика: меж-дунар. науч. и обществ.-полит. журнал. - № 11-12. - М.: Наука, 2011. - С. 208.
10. Пуряев, А. С. Теория и методология компромиссной оценки эффективности инвестиционных проектов в машиностроении: дисс. ... д-ра эконом. наук / А. С. Пуряев. - СПб., 2009. - С. 55-60.
11. Лапин, А. Е. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в России (на примере Ульяновской области) / А. Е. Лапин, Ю. А. Петрова //Публичная власть, государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: Вестник ПАГС. -2013.- С. 28-37.
12. Лыков, В. И. Эффективность муниципальной управленческой деятельности в Забайкальском крае: дисс. ... канд. соц. наук / В. И. Лыков. - Чита, 2011. - 235 с.
13. Щурилов, А. В. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления: дисс.....канд. экон. наук / А. В. Щурилов. - Иваново, 2011. - 187 с.
14. Волкова, М. А. Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса / М. А. Волкова // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2009. -№ 2.- С. 438-442.
15. Барциц, И. Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство / И. Н. Барциц // Государство и право. - № 3. - М.: Наука, 2009. - С. 12-20.
16. Century Technologies Promises and Perils of a Dynamic Future. OECD. 174 s. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/41/16/35391210.pdf (дата обращения: 15.12.2016).
17. Reportof the selection meeting for the European capitals of culture 2010. ECOC. 2006. 15 s. URL: http://ec.europa.eu/culture/pdf/doc674_en.pdf (дата обращения 15.12.2016).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ municipal formation МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД methodological approach ЭФФЕКТИВНОСТЬ efficiency СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ strategic planning ДОКУМЕНТ document
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты