УДК 378.147
Ю.В. Сухина, Д.А. Фадеева
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Работа посвящена анализу основных научных подходов к проблеме управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении, принципам государственного управления в сфере образования. Предложены основные пути формирования механизма реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении.
MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
The paper is devoted to the analysis of basic scientific approaches to the problem of management of innovative development of distance learning in institution of higher educationand principles of state administration in educational field. The authors offered some ways to solve the problem of innovations in distance learning at universities.
Проблема эффективного управления инновационным развитием дистанционного обучения в вузах как в России, так и во всем международном сообществе стала актуальной в условиях ее реализации в современной глобальной среде, которая выдвигает жесткие требования относительно качества предоставляемых услуг, в том числе образовательных, их научного новшества, соответствия требованиям государственных образовательных стандартов. Перспективным направлением решения данной проблемы является усовершенствование механизма реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении, в том числе за счет эффективного управления проектами, участия в научном сотрудничестве с высокоразвитыми странами, обмен опытом с ведущими высшими учебными заведениями стран - инновационных лидеров. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности образовательных услуг как в России, так и на внешних рынках.
Исследованию проблем как инновационного развития, так и управления проектной деятельностью посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых. Известный американский футуролог Э. Тоффлер [1] раскрыл сущность и выделил проблемы инновационного развития общества, Дж.А. Гобсон [2] обосновал значимость внедрения нововведений с теоретической точки зрения, П. Друкер [3] исследовал природу инноваций и источники их возникновения, в работе О. М. Хотяше-вой [4] много внимания уделено определению эффективности функционирования компаний в условиях внедрения инновационного управления, в работе М.В. Романовой [5] представлены основные положения современной концепции управления проектами. Однако механизм реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении требует дальнейшего усовершенствования, с учетом современных условий развития как России, так и международного сообщества.
Цель нашей статьи - проанализировать основные научные подходы к проблеме управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении, принципы государственного управления в сфере образования, определить основные пути формирования механизма реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в вузе.
Изложение материалов основного исследования
На сегодняшний день существует множество научных подходов к определению понятий «инновации», «инновационное развитие», но в современной экономической литературе нет их однозначного толкования. Открытым также остается вопрос определения и раскрытия сущности понятия «управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении». Как заметил известный американский футуролог Элвин Тоффлер, «если быстротечность является одним ключом к пониманию нового общества, то «новизна» является вторым ключом» [1, с. 209], поэтому понимание современной тенденции развития общества невозможно без понимания понятия «инновации».
Попытка теоретического обоснования значимости внедрения нововведений была сделана англичанином Дж.А. Гобсоном, который утверждал, что истинная сила предпринимателя связана со способностью находить новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы их изготовления, он отмечал важные социальные функции такого предпринимателя-новатора [2, с. 20].
П. Друкер, американский теоретик менеджмента, определяет понятие инновации не просто как разового нововведения. Понятие инновационной деятельности он характеризует как «хорошо организованную, рациональную, систематическую работу» [3, с. 67].
На основе комплексного подхода к инновационному процессу О.М. Хотяшева предлагает определить инновации как целеустремленно выполняемые изменения во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании [4, с. 11].
Интеграция России с мировым сообществом, переход к инновационным методам управления, в том числе в образовательном процессе, ставят перед системой высшего профессионального образования задачи повышения качества подготовки специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда. Поэтому, рассматривая понятия «инновации», «инновационное развитие», стоит также использовать понятие «управление проектами», что обусловлено инновационной направленностью дистанционного обучения в высшем учебном заведении.
Однако в современной научной литературе также отсутствует однозначное толкование понятия «управление проектом». Так, М.В. Романова рассматривает это понятие как методологию организации, планирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов, техники и технологии управления [5, с. 15].
Но данные определения понятия инноваций, инновационного развития, управления проектом трудно применять в методологии управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении.
С учетом вышеизложенного, понятие «управление инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении» наиболее целесообразно определить как процесс планирования, организации, мотивации и координации использования инновационных образовательных ресурсов (материальных, человеческих) и принципиально новых инновационных технологий в реализации процесса обучения в высшем учебном заведении с целью достичь поставленных целей в осуществлении индивидуальных проектов учащихся.
Необходимость инновационного развития проектной деятельности и дистанционного обучения высшего учебного заведения обусловлена присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, реформированием системы профессионального образования с учетом современных информационных технологий. В этом направлении государство приняло ряд законов, направленных на поддержку инновационного развития образовательного процесса в высшем учебном заведении.
В Российской Федерации разработаны и приняты важнейшие законодательные акты, внесены изменения в базовые законы образования, способствующие внедрению инноваций в процесс обучения на практике. Так, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» с целью сближения инновационного развития высших учебных заведений с существующим понятием «дистанционные образовательные технологии» ввел понятие «электронное обучение».
«Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [6].
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6].
Основными изменениями, способствующими инновационному развитию дистанционного обучения в России, можно назвать следующие:
Однако ни показателей, ни конкретных требований, как именно необходимо осуществлять дистанционное обучение в высшем учебном заведении и отчитываться по его реализации, пока не предложено.
Таким образом, для эффективного управления инновационным развитием дистанционного обучения высшим учебным заведениям необходимо самостоятельно разрабатывать инновационные методы в образовательном процессе и использовать новейшие технологии. Основными направлениями формирования механизма реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении должны стать:
В Российской Федерации осуществляются шаги по внедрению инноваций в процесс обучения. Однако законодательная база для применения дистанционного обучения на сегодняшний день не является совершенной, так как с одной стороны государство разрешило все, лишь бы дистанционное обучение применялось, но ни показателей, ни конкретных требований, как это делать и отчитываться, пока не предложено. Поэтому актуальной остается проблема разработки новых законодательных проектов и практических механизмов влияния, которые будут способствовать эффективному управлению инновационным развитием дистанционного обучения в высших учебных заведениях.
Перспективным решением данной проблемы является формирование механизма реализации управления инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении, основными направлениями которого должны стать: изменение организационной структуры учебного заведения путем введения структурного подразделения, отвечающего за разработку стратегии, реализацию и управление инновационным развитием дистанционного обучения в высшем учебном заведении; формирование и реализация индивидуальных проектов студентов в рамках их профессиональной траектории развития с использованием дистанционных технологий; разработка и внедрение электронного учебно-методического комплекса дисциплин (модулей, курсов).