УДК 796.011.3 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10803
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КАТЕГОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Г.В. Боброва, Т.А. Глазина
Изучены теоретические аспекты понятия «ценности» в педагогике, описано их отражение в физической культуре. Представлены результаты анкетирования студентов факультета технической специальности. Выявлены ожидания молодежи от реализации образовательной дисциплины «Физическая культура» и уровень знаний, полученный в средней школе. Определено место физической культуры в системе ценностей студентов.
За последние десятилетия ценностные ориентации в обществе претерпевают изменения как в социальном, так и в культурологическом понимании. Внедрение федеральных образовательных стандартов на всех уровнях образования: общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях заставляют педагогов искать новые пути, совершенствовать технологии построения образовательного процесса, модернизировать образовательные программы. При этом целеустановка педагогического труда не меняет своих ориентиров, ожидаемым результатом многолетних трудов педагогов остается воспитание личности, человека культуры, высококвалифицированного специалиста в избранной профессиональной области. Формирование культуры личности происходит через отражение ценностей субъекта, видов культуры, в том числе и физической культуры, их значимости для индивида, которые и лежат в основе становления личности специалиста.
Целью нашего исследования является постановка вопроса: может ли дисциплина «Физическая культура» в высшем учебном заведении, не связанном со спортом, через ценности физической культуры повлиять на становление личности будущего специалиста. Известно, что для студентов неспециализированного спортивного высшего учебного заведения учебная программа по предмету «Физическая культура» является завершающей в многолетнем процессе преподавания дисциплины, если ее рассматривать в рамках непрерывного образования. Далее, в профессиональной деятельности, у специалиста практически будут отсутствовать рычаги, влияющие на систематические занятия физической культурой и спортом. Следовательно, к началу профессиональной деятельности накопленный выпускником вуза опыт физической культуры должен являться ценностью для него как культурной личности.
Для решения данного вопроса нами проведены исследования в два этапа. На первом этапе изучались теоретические аспекты понятия
«ценности» в педагогике, их отражение в ценностях физической культуры. На втором этапе мы провели анкетирование среди студентов первого курса факультета технической специальности, задачей которого стало выявить «ожидания» студентов от образовательной дисциплины «Физическая культура» и «багаж» знаний, опыт, полученный в средней школе по данной дисциплине, а также определить место физической культуры в системе ценностей студентов Оренбургского государственного университета.
Анализ психолого-педагогических трудов ученых-современников показал, что многие исследования направлены на изучение цели повседневной педагогической деятельности учителей и преподавателей без осмысления общих целей, сверхзадач образования как в их общественно -государственном, так и личностно-ориентированном понимании [1].
Ученые предлагают решение этих задач искать в двух сопряженных, но не идентичных доктринах: «Образование как ценность» и «Ценности в образовании». Вопросы теории ценностей интегративны и охватывают области за пределами педагогических знаний. Различные аспекты ценностей, ценностного отношения широко исследованы в таких науках как педагогика, социальная психология, культурология, социология, философия, валеология. В рамках нашего исследования мы изучали степень научной разработанности проблемы и формирование предметного поля в теории ценностей применительно к молодежной группе.
Так, в работах педагогов Е.В. Есиповой и Н.Г. Никифоровой рассматривается проблема ценности как проблема отношения 50 субъектов педагогического процесса (студентов, преподавателей, учителей, учеников и их родителей) к процессу и объективным материальным и духовным результатам педагогического труда [2]. Динамику ценностных ориентаций студентов, проблемы ее диагностики исследовали социологи Р.К. Малинаускас, О.А. Панфилова, А. Думчене, С. Даукилас. Вопросы дифференциации ценностных ориентаций изучались Т.Г. Исламиной, О.А. Максимовой, Г.Р. Хамзиной. В современной теории ценностей сформирован категориальный аппарат в трудах таких философов, как Л.П. Буева, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский. В.П. Тугаринов анализирует такие понятия, как «ценностное отношение», «ценности», «оценка», «ценностные ориентации». И.Н. Амосов рассматривает «базовые ценности» через изучение образовательной деятельности носителей базовых национальных ценностей, которыми являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы [3].
В педагогике теория ценности позволяет раскрыть различные аспекты действительности, человеческих отношений, которые связаны с выбором жизненных ориентиров, процессом социализации личности.
В концепции личности ценности, которые структурируют компоненты и содержание ценностных ориентаций, разделяются на две ключе -вые группы, дифференцируемые относительно целей и задач, которым служит исследуемая ценность. К первой группе относятся терминальные ценности или ценности-цели, вторую группу составляют инструментальные ценности или ценности-средства. Первые являются важнейшими как основные цели человека, которые отражают долгосрочную жизненную перспективу, то, что для него ценно в настоящий момент, и то, к чему он стремится в будущем. Терминальные ценности указывают, что для чело -века особенно важно, значимо, ценно, и определяют смысл жизни [4, 5].
Американский социолог Т. Парсонс утверждает, что общество руководствуется ценностями как своего рода образцом, моделью поведения, нормами. Ценности занимают главенствующую роль в поддержании и сохранении образца, так как они являются неким стандартом, позволяю -щим выбирать цели, жизненные установки согласно социальным ожиданиям. Характер ценностей определяется господствующим в обществе мнением. Т. Парсонс убежден, что система ценностей, объединяя или разделяя людей, способствует возникновению социальных классов. «Ценности образовывают «коллективный портрет» общностей, обусловливают их своеобразие, отличие друг от друга. То, что приемлемо для одних общностей, оказывается неприемлемым для других» [6].
Ученый-педагог М. Яновская теоретически обосновала значимость эмоционально-ценностного компонента в образовательной деятельности, доказала необходимость применения ценностного подхода в его формировании [7].
Если рассматривать ценности с позиции профессиональной дея -тельности, то здесь ранговая смена приоритетов - овладение профессионально значимыми ценностями - осуществляется в процессе самой профессиональной деятельности, когда и происходит их субъективация. В то же время уровень субъективации профессионально значимых ценностей является показателем профессионального развития и личностного станов -ления специалиста.
Субъективизация ценностей как феномен представляет собой особый уровень развития ценностного отношения студента к профессио -нальной деятельности. Субъективизация ценностей как сущностная составляющая ценностного отношения к выбору профессии формируется у студентов в процессе качественного освоения базового содержания высшего профессионального образования и развивается в процессе освоения вариативного личностно ориентированного, аксиологически значимого содержания профессионального образования.
Рассматривая ценности студенческого сообщества как ориентиры непрерывного образования и в качестве будущей профессиональной дея -тельности, в рамках нашего исследования мы обратились к ценностям физической культуры.
Сегодня имеется достаточно большой научно обоснованный накопленный опыт в представлении ценностного потенциала физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, М.А. Арвисто, С.С. Коровин, В.А. Востриков) [8, 9]. Тем не менее встают вопросы: определения ценностей для современной студенческой молодежи, места физической культуры в системе ценностей, каким образом физическая культура может влиться в жизненный процесс молодежи и находит ли свое отражение в запросах современной молодежной культуры, способна ли дисциплина «Физическая культура» в вузе повлиять на становление личности будущего специалиста. Высшее учебное заведение - это последняя ступень непрерывного образования, где предмет «Физическая культура» является составляющей образовательного процесса. Далее, при заверше -нии образовательной деятельности, физическая культура становится «личным делом каждого».
В.В. Баранов, отмечая ресурс молодежи, в результате накопленного мотивационного потенциала в процессе многолетнего непрерывного образования по дисциплине «Физическая культура» предполагает, что физическая культура - это действенное средство подготовки студента к условиям конкуренции в будущей профессиональной деятельности. При этом ценность здоровья в системе ценностей определяется как конкурентное преимущество [10]. В.А. Востриков, анализируя значимость физической культуры в системе ценностей, утверждает: «... физическая культура как ценность социума в аспекте своей процессуальной составляющей - физкультурное образование, может справедливо рассматриваться, как одно из возможных направлений и механизмов становления личности» [11].
В.К. Бальсевич, отмечая потребность в занятиях физической культурой и возможность ее влияния на становление личности, отмечает, что мотивация физической активности человека, выбор ее характера и методов напрямую зависит от физкультурной образованности, где первичны полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и т. д. Все это вместе характеризуется как уровень физкультурной образованности [12].
Образованность молодежи в области физической культуры позволяет сформировать не только физический потенциал - объем двигательных умений и навыков, физическую подготовленность, привычку соблюдения определенных норм и правил и т. д., но и способствует выполнению социальных обязанностей, развитию личностных качеств, что отражается на становлении культуры личности [13].
С целью выявления значимости физической культуры в жизни студенческого сообщества преподавателями кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета были проведены эмпирические исследования, включающие опрос и анкетирование. В основу исследовательской работы были положены рекомендации ученых по качественному проведению и анализу результатов массового анкетирования в сфере образования [14, 15]. В исследованиях принимали участие юноши-студенты первого курса очного отделения факультета математики и информационных технологий и физического факультета (всего 100 чел.). В ходе исследований были поставлены вопросы: оправдались ли ожидания студентов от дисциплины «Физическая культура», каким бы они хотели видеть этот предмет в высшей школе, насколько значима физическая культура для их образования, способна ли физическая культура через исторически накопленные ценности повлиять на становление личности будущего специалиста.
Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты и поставить рейтинг, определяющий значимость физической культуры в их повседневной жизни, а также охарактеризовать, каким бы они хотели видеть предмет «Физическая культура» в вузе.
Следует отметить, что исследования проводились на четвертой модульной неделе (начало октября), когда посещаемость занятий в группах составляла 100 %.
Исследования показали, что большинство студентов не имеют опыта регулярных занятий спортом. В школьные годы активно занимались спортом только 18 % опрашиваемых, 12 % студентов имеют разряды и продолжают заниматься спортом, еще часть студентов - 28 % - занимались в спортивных школах в начальных классах, 12 % респондентов имеют опыт занятий в оздоровительных группах, 30 % респондентов никогда не посещали спортивные секции.
Уроки физической культуры в школе регулярно посещали 72 % студентов, не регулярно - 18 %, занятия не посещали - 10 %.
Анкетирование показало, что наличие дисциплины «Физическая культура» в вузе для большинства студентов (76 %) стало неожиданностью. В то же время 50 % студентов считают, что это полезный и нужный предмет, 10 % респондентов отнеслись к наличию в программе высшей школы физической культуры негативно. В плане ожиданий студенты хотели бы видеть отличия преподавания предмета «Физическая культура» в университете от преподавания в средней школе: она должна преподаваться на более высоком уровне (50 %), должны быть занятия по выбору (8 %), должно быть больше самостоятельных занятий (12 %), должно быть больше нагрузки (10 %). Однако 20 % студентов считают, что преподавание предмета «Физическая культура» в вузе не должно отличаться от занятий в средней школе.
В пункте, где нужно было оценить степень мотивации к занятиям физической культурой по десятибалльной шкале, только 14 % респондентов поставили 10 баллов, 58 % опрашиваемых оценили свое желание посещать дисциплину от 7 до 9 баллов, 16 % оценили свое отношение к физической культуре как среднее (5 баллов), 12 % отметили отсутствие интереса к предмету (0-2 балла).
О проведении спортивных мероприятий в университете первокурс -ники слышали от своих преподавателей (100 %), но только 11 % планируют в них участвовать.
Ранее нами были проведены исследования по выявлению отношений студентов второго курса технических специальностей Оренбургского государственного университета к физической культуре [16]. Сопоставление результатов исследований показало, что ко второму курсу мотивация студентов к занятиям физической культурой падает. 44,7 % опрошенных посещают занятия с пониманием, что это положительно отражается на состоянии здоровья. Для 16,6 % студентов это предмет, навязываемый программой обучения в вузе с необходимостью получения зачета. Желание посещать занятия по предмету «Физическая культура» 8 % респондентов оценили как 100 %, 32 % - как 70 %.
Проведенный опрос студентов первого курса позволил составить картину значимости физической культуры в жизни молодого человека. За основу исследований была взята методика факторного анализа, предлагаемая Е.Е. Фоминой, где в качестве исходной выступала матрица, включающая ответы на вопросы с числом градаций: 7 - «исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни (обычно 1-2)», 6 - «очень важная», 5 - «достаточно важная», 3 - «не очень важная», 2 - «маловажная», 1 - «не важная», 0 - «совершенно безразличная» [15].
Проводимый опрос подтвердил тот факт, что в системе ценностей молодежи физическая культура занимает опосредованное место, уступая таким ценностям как семья, карьера, образование, друзья, путешествия. Кроме того, ценность «здоровье» для молодежной группы не является главенствующей. Несмотря на то что для подавляющего большинства студентов физическая культура ассоциируется исключительно со здоровьем, физическая культура в системе ценностей отмечается как «не очень важная», тогда как «здоровье» - «достаточно важная».
Беспокойство вызывает тот факт, что 24 % студентов не видят необходимости после завершения обучения в вузе заниматься спортом или иными видами физической активности. Значительное большинство студентов (76 %) не видят взаимосвязи физической культуры с их будущей профессиональной деятельностью, еще 24 % понимают значимость физической культуры как средство сохранения здоровья.
Заключение. Проведенные исследования показали, что физическая культура в категории ценностей студенческой молодежи занимает опосре -дованное место - как средство влияния на здоровье и как качественная характеристика здоровья. У студентов-первокурсников наблюдаются
завышенные ожидания от преподавания физической культуры в высшем учебном заведении, но в тоже время они не готовы включиться в спортивную жизнь университета и принимать участие в спортивных мероприятиях в свое свободное время. Если на первом курсе у большинства студентов наблюдается стойкая мотивация к занятиям физической культурой, то ко второму курсу желание посещать предмет падает и студенты рассматривают посещение занятий как условие получения зачета. Студенты не готовы рассматривать физическую культуру как компонент будущей профессиональной деятельности, что подтверждает тот факт, что у молодежи отсутствует готовность заниматься спортом после образования. Следовательно, для сохранения мотивации к занятиям физической культурой в постобразовательный период, формирования физической культуры личности специалиста требуется поиск путей решения проблемы повышения образования в области физической культуры у студентов, чей опыт занятий физической культурой ограничивается школьными уроками.
Список литературы
Боброва Галина Владимировна, канд. пед. наук, доц., Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,
Глазина Татьяна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., anton_glazin@mail.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет
PHYSICAL CULTURE AS A CATEGORY OF VALUES OF STUDENT&S YOUTH
G. V. Bobrova, T.A. Glazina
The theoretical aspects of the concept of "value" in pedagogy, their reflection in physical culture have been studied. The results of a survey of students of the faculty of technical specialty are presented. Expectations of young people from the implementation of the educational discipline "Physical culture " and the level of knowledge gained in secondary school are revealed. The place of physical culture in the value system of students has been determined.
Bobrova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University,
Glazina Tatyana Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, anton_glazin@,mail. ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University
References