Спросить
Войти

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Автор: Быков Анатолий Валентинович

УДК 796.11 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10812

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

А.В. Быков

Предложены подходы к повышению качества подготовки спортсменов высокой квалификации в командных игровых видах спорта и выявлены факторы, влияющие на них. Показано, что принципы всеобщего управления качеством могут быть использованы в управлении спортивной подготовкой и применение процессного подхода повышает эффективность соревновательной деятельности.

Развитие спорта на современном этапе сопровождается обостре-нием конкуренции на соревнованиях различного уровня. Соперничество на международных и национальных аренах дает толчок для роста спортивных результатов, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к самой спортивной подготовке, спортсменам и к людям, от которых напрямую зависит обеспечение роста спортивного мастерства. Эти требования в значительной степени направлены на повышение эффективности соревновательного и тренировочного процессов, в том числе в командных игровых видах спорта [8].

Современная система подготовки спортсменов высокой квалифика -ции в командных игровых видах спорта должна вбирать в себя прогрессивные достижения в области спортивной и смежных наук, внедряя их в систему подготовки конкретного вида спорта. Она должна оказывать определяющее влияние на подготовку спортивного резерва в части внедрения модельных характеристик, контрольных нормативов, результативных средств и методов, применяемых в соревновательной и тренировочной деятельности [7].

Во многих видах командных игр темпы улучшения качества игры и результатов на соревнованиях различного уровня не достаточны для вхождения в элиту спорта мирового, европейского или национального уровней. Это можно объяснить в значительной степени достаточно медленным внедрением в практику подготовки спортсменов-игровиков прогрессивных идей и передовых технологий. В настоящий момент накоплен огромный пласт теоретико-методических знаний в области управления спортивной подготовкой, в том числе и в командных игровых видах спорта. Однако деятельность тренерских штабов - и это случается довольно часто - основывается, скорее всего, на субъективных подходах, нежели на объективных количественных и качественных показателях с учетом последних тенденций развития науки [10].

Основная задача управления системой подготовки должна заклю -чаться в том, чтобы с максимальным эффектом использовать современные технологии подготовки, материальные условия и достижения науки для воспитания квалифицированных спортсменов. Необходимо выявлять тенденции развития игры в его компонентах, чтобы прогнозировать методические и программные требования в направлении развития игры [2].

Таким образом, вопрос о качестве подготовки спортсменов высокой квалификации в игровых видах спорта и внедрение новых современных управленческих идей является весьма перспективным.

Вопросы управления качеством подготовки спортсмена в современных условиях является одной из актуальных проблем в подходах к организации спортивной подготовки. Качество подготовки спортсмена отражает эффективность самой системы подготовки и, в свою очередь, характеризует уровень ее научно-методического обеспечения [1].

Подготовка в командных игровых видах спорта - сложный процесс, критерием эффективности которого и, соответственно, его качества является достигнутый в ответственных соревнованиях уровень результата и спортивного мастерства, показанных в этих турнирах [5].

Понимание «качество» пришло из производства. Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству выпускаемой продукции. Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности как раз и является качество. Глобальные изменения, происходящие в экономике в последние годы, обостряют конкуренцию на мировых рынках, расширение которых позволяет потребителям выбирать, и здесь выдвигается другой фактор конкурентоспособности - цена. В связи с этим сочетание «высокое качество -низкая цена» является показателем эффективности деятельности любого объекта управления [4, 6, 9].

Перенося это на область спорта, можно сказать, что для спортивной подготовки вполне применимы международные стандарты качества, так как именно через систему соревнований различного уровня происходит сравнение качества подготовленности спортсменов. Важно отметить, что качество подготовки спортсменов формируется под воздействием нескольких основополагающих факторов:

- использование и внедрение инноваций в процесс спортивной подготовки;

- изучение требований к результатам на различном уровне соревнований и факторам, их детерминирующим;

- влияние спортсменов, тренеров и управленцев на результат;

- предвидение и предупреждение факторов и причин, влияющих на результат.

Отметим, что говоря о понятии «качество подготовки спортсмена (команд)», в первую очередь имеют в виду конечный соревновательный результат, не связывая его со всеми параметрами системы спортивной подготовки, выделяя при этом в командных игровых видах спорта лишь те характеристики, которые непосредственно влияют на формирование этого качества - определенные показатели соревновательной деятельности (например, такими показателями в футболе, хоккее или флорболе могут быть ожидаемые голы - хО или Сога).

Управление качеством производимого продукта, а в нашем случае -качеством спортивной подготовки, возможно на основе инновационных и передовых технологий, таких как технология «всеобщего управления качеством», которая является новой философией управления. Некоторые идеи этой философии вполне могут быть применимы в системе спортивной подготовки в командных игровых видах спорта и вывести результаты на новый уровень.

Рассмотрим основные, наиболее важные идеи концепции тотального управления качеством и постараемся их сопоставить с практикой спорта. Выделим несколько принципов [3].

Ориентация на потребителя. Именно потребители оценивают качество продукции. В спорте это болельщики и зрители, которые ждут от своих спортсменов (команд) высоких результатов, именно они являются главными оценщиками качества спортивной подготовки, через их призму оценивают эффективность функционирования этой системы.

Лидерство руководителя. Лидеры устанавливают единство целей и руководства в организации, создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Для командных игровых видов спорта это главный тренер, который задает вектор развития с конкретными целями.

Вовлеченность работников. Сотрудники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности на благо организации. В рамках спортивной подготовки необходимо понимание от спортсменов и тренерского штаба важности собственного вклада в результат и ответственности за свою деятельность, необходимо привлекать спортсменов, тренеров и функционеров к активному поиску возможных путей улучшения, а также оценке собственных показателей. Еще одним условием является повышение уровня компетентности, знаний и опыта всех участвующих в процессе спортивной подготовки. Таким образом, все причастные к подготовке спортсменов должны быть вовлечены в деятельность по повышению ее качества.

Процессный подход. Основная мысль состоит в том, чтобы управлять ресурсами и видами деятельности как процессами. Эта идея в спорте, несомненно, может быть воплощена, а внедрение процессно ориентированного управления спортивной подготовкой в командных игровых видах спорта даст возможность выйти на новый качественный уровень и показать высочайшие конкурентоспособные результаты на международных и национальных соревнованиях. Применение принципов процессного управления в спортивных играх заключается в том, что вы -полнение каждой работы рассматривается как процесс (соревновательный, тренировочный и т. д.), а функционирование спортивной подготовки - как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для осуществления этой деятельности. При этом отметим, что процессный подход отображает общую тенденцию развития менеджмента качества.

Системный подход к менеджменту. Для повышения результативности и эффективности спортивной подготовки в командных игровых видах спорта необходимо управлять системой взаимосвязанных процессов (понимать взаимосвязь этих процессов, непрерывное улучшение системы и т. д.). Необходимо обозначить, что системный поход тесно связан с процессным подходом. Управление системой процессов в спортивных играх, несомненно, должно существенно повысить результативность и эффективность спортивной подготовки.

Постоянное улучшение. Основной целью должно стать постоянное ее совершенствование и улучшение. Необходимо повышать эффективность всех процессов спортивной подготовки.

Принятие решений, основанных на фактах. В спорте необходимо, чтобы принятие решений происходило на основе достоверных данных, полученных в результате анализа информативных показателей.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками. В командных игровых видах спорта это может быть выражено в работе с детско-юношескими спортивными школами, клубами, скаутами, агентами для привлечения талантливой молодежи в команды. Обменом знаниями и ресурсами с другими клубами или спортивными федерациями.

Ориентация на эффективное снижение издержек. В спорте высших достижений не принято считать издержки, но, при прочих равных, возвращаясь к экономике, соотношение «цена - качество» является ведущим. В спортивных играх под ценой мы можем подразумевать время, которое спортсмены затратили на подготовку: чем меньше это время и выше результат (качество), тем лучше функционирует система спортивной подготовки.

Резюмируя все вышеизложенные мысли, обозначим, что для повышения эффективности спортивной подготовки в командных игровых видах спорта необходимо применять инновационные технологии, которые позволят вывести ее на новый качественный уровень. Такими нововведениями, несомненно, могут стать идеи менеджмента качества, в частности, применение процессного подхода к управлению спортивной подготовкой в командных игровых видах спорта.

Список литературы

1. Грабельников С.А. Современная система подготовки спортсменов как объект управления // Подготовка спортсменов в современных условиях: сб. науч.-метод. материалов. Тверь: ТвГУ, 2008. С. 8-26.
2. Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2005. 276 с.
3. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
4. Ковалев С.В. Комплексная стратегия управления качеством ра -боты персонала на основе контроллинга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3(29). С. 209-214.
5. Колосков В.И., Климин В.П. Подготовка хоккеистов: техника, тактика. М.: Физкультура и спорт, 1981. 200 с.
6. Мишин В.М. Управление качеством: учебник для студ. вузов: 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 463 с.
7. Никонов Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: учеб. пособие. Минск: ООО «Асар», 2003. 352 с.
8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
9. Самсонова М.В. Всеобщее управление качеством: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2014. 232 с.
10. Федотова Е.В. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высокой квалификации в хоккее на траве. Казань: Логос-Центр, 2007. 630 с.

Быков Анатолий Валентинович, канд. пед. наук, доц., мастер спорта РФ по флорболу, зав. кафедрой, гл. тренер, floorball@,list. ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова; Институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз); соискатель, Белорусский государственный университет физической культуры; Женская команда по флорболу «Наука-САФУ»

NEW QUALITY MANAGEMENT APPROACHES FOR PREPARING HIGH QUALIFICA TIONA THLETES IN TEAM GAME SPORTS

А. V. Bykov

The approaches to improving the quality of sports training in team game sports are presented and the factors influencing them are identified. It is shown that the principles of total quality management can be used in the management of sports training and the use of the process approach increases the effectiveness of competitive activity.

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, master of sports of the Russian Federation in floorball, head of the department, coach, floorball@,list. ru, Russia, Severodvinsk, branch of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov; Institute of Shipbuilding and Marine Arctic Engineering (Sevmashvtuz); Applicant, Belarusian State University of Physical Culture; Women&s floorball team "Nauka-NArFU"

References

1. Grabel&nikov S.A. Sovremennaya sistema podgotovki sportsmenov kak ob"ekt upravleniya [The modern system of training athletes as a control object] // Training of athletes in modern conditions: collection of articles. scientific method. materials. Tver: TVGU, 2008. P. 8-26.
2. Ignat&eva V.Ya., Thorev V.I., Petracheva I.V. Podgotovka gandbolistov na etape vysshego sportivnogo masterstva [Training of handball players at the stage of higher sports mastery]: textbook. allowance. M.: Physical culture, 2005. 276 p.
3. Kane M.M. Sistemy, metody i instrumenty menedzhmenta kachestva [Systems, methods and tools for quality management]: a textbook for universities. Saint-Petersburg: Peter, 2009. 432 p.
4. Kovalev S.V. Kompleksnaya strategiya upravleniya kachestvom raboty personala na osnove kontrollinga [A comprehensive strategy for managing the quality of personnel work based on controlling] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul&tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009. No. 3(29). P. 209-214.
5. Koloskov V.I., Klimin V.P. Podgotovka hokkeistov: tekhnika, taktika [Hockey players training: technique, tactics]. M.: Physical culture and sport, 1981. 200 p.
6. Mishin V.M. Upravlenie kachestvom [Quality management]: a textbook for students. universities: 2nd ed. revised and add. M.: UNITI-DANA, 2005. 463 p.
7. Nikonov Yu.V. Podgotovka kvalificirovannyh hokkeistov [Training of qualified hockey players: textbook. allowance. Minsk: LLC "Asar", 2003. 352 p.
8. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskoe prilozhenie [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical application]. Kiev: Olympic Literature, 2004. 808 p.
9. Samsonova M.V. Vseobshchee upravlenie kachestvom [Total quality management]: textbook. allowance. Ulyanovsk: UlSTU, 2014. 232 p.
10. Fedotova E.V. Sorevnovatel&naya deyatel&nost& i podgotovka sportsmenov vysokoj kvalifikacii v hokkee na trave [Competitive activity and training of highly qualified athletes in field hockey]. Kazan: LogosCenter, 2007. 630 p.
командные игровые виды спорта управление качество спортивная подготовка эффективность team game sports management quality sports training efficiency
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты