УДК 796.011.03 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10806
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
О.А. Мусин, С.С. Ерунов, А.В. Лабазова, К.В. Белоусова
Разработана модель формирования профориентационной компетентности у будущих учителей по физической культуре в условиях модульного обучения под патронажем студентов-тьюторов старших курсов. Предложены формы организации практики, педагогического сопровождения и этапы процесса организации деятельности тьютора по отношению к студентам младших курсов.
В настоящее время актуальными являются исследования по форми -рованию профориентационной компетентности в условиях модульного обучения. Модульное обучение по своей структуре и содержанию состоит из взаимосвязанных и структурированных учебно-методических блоков, содержание, сущность и наполнение которых зависит от целей обучения различного уровня профильной и уровневой дифференциации обучающихся [2]. Учащимся по итогу прохождения каждого блока предоставляется возможность выбора своей индивидуальной траектории развития.
Разработанная нами модель формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры представлена в табл. 1. В модель входят технологии для формирования профориентационной компетентности студентов 1-го и 2-го курсов факультета физической культуры и спорта в условиях модульного обучения, реализация которых проводится с применением тьюторства. В качестве наставников студентов младших курсов выступают старшекурсники, при этом студенты младших курсов выступают наставниками абитуриентов (старшеклассников) в вопросах образования и профессиональной ориентации.
Основой модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры является патронат, как одна из наиболее перспективных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. В нашем случае патронат рассматривается как наставничество, форма получения необходимых знаний, рекомендаций по развитию профессиональной компетентности, формирования цели и выстраивания путей для ее достижения.
Таблица 1
Модель формирования профессиональных компетенций у будущих учителей по физической культуре в условиях модульного обучения
Цель:
сформировать профориентационную компетентность у студентов 1 -го и 2-го курсов
_(знаниевый, диагностический, рефлексивный, креативный компоненты)_
Принципы организации деятельности: профессионализация, посильная трудность, опора на положительное, практикоориентированность _Содержание деятельности_
Участие в соревнованиях, праздниках, деятельность внеучебная. Функция - участник, субъект деятельности
Педагогический патронаж, проектная деятельность.
Функция - организатор, субъект проектной деятельности
Педагогические технологии:
Педагогические условия: содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объем которых варьируется в зависимости от дидакти-_ческих целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся_
Групповые и индивидуальные образовательные проекты профориентационной направленности. Для студентов проект является неотъемлемой частью по формированию их творческих навыков, развитию коммуникативных способностей и умению решать возникающие задачи в коллективе [8]. Одна из ключевых возможностей - это личностная самореализация в ходе работы над проектом.
С целью формирования профориентационной компетентности педагоги вузов могут организовывать со студентами проектную деятельность профориентационного направления, что позволяет развивать значимые для их будущей профессии профессиональные компетенции [1, 6]. Активное вовлечение студентов в проектную деятельность способствует преобразованию полученных ими теоретических знаний в профессиональный опыт и созданию условий для развития личности, реализации творческого потенциала, самоопределения в профессии, что в конечном счете ведет к формированию не только профессиональных компетенций, но и к развитию личностных качеств, необходимых в будущей профессии, обеспечивая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда будущего педагога по физической культуре [7].
Проектная деятельность позволяет студентам:
Модульное обучение по формированию профориентационной компетентности подразумевает наличие практики на 1-м и 2-м курсах бакалавриата физкультурных профилей педагогического направления. Все этапы непрерывной педагогической практики, как показано в табл. 2, в совокупности готовят будущего специалиста по физической культуре к выполнению его профессиональной деятельности и решению проблем профессиональной адаптации и самоопределения. Содержательное наполнение практики по модулям «Физическая культура» и «Педагогика и психология» включает в себя указанные технологии, способствующие формированию профориентационной компетентности. Студенты пятого курса в рамках своей производственной практики совместно с преподавателем организуют педагогический патронаж самостоятельной учебной деятельности студентов младших курсов по формированию профориентационной компетентности будущего учителя по физической культуре [5].
Таблица 2
Организация деятельности тьютора по отношению к студентам младших курсов в условиях модульного обучения
Этап Форма организации практики Формы педагогического сопровождения
Целеполагания Создает благоприятную творческую атмосферу, помогает определять цели и задачи учебной деятельности студентов факультета физической культуры Определяет цели собственной деятельности по самообразованию и самосовершенствованию как специалиста по физической культуре, способствует осознанию студентом факультета физической культуры целей по их воспитанию, обучению, развитию и социальной защите
Контроля Контролирует и направляет самостоятельное решение студентов факультета физической культуры, проводит выработку умений Консультирует студентов факультета физической культуры по выполнению заданий педагога, ориентирует студентов очного отделения студентов факультета физической культуры в образовательной среде вуза
Окончание табл. 2
Этап Форма организации практики Формы педагогического сопровождения
Диагностический Диагностирует личность и деятельность студентов, использует алгоритмы отработки, таблицы, видеоматериалы на практических занятиях Осуществляет выработку критериев и системы учебных оценок, контролирует и оценивает процесс и результат обучения, воспитания и развития студентов очного отделения факультета физической культуры
Рефлексии Определяет цели и задачи деятельности, проводит анализ результатов работы Доводит до сведения студентов результаты медико-психологической диагностики личности студента очного отделения факультета физической культуры и по дальнейшему личностному профессиональному развитию
Управления Консультирует студентов в процессе их самостоятельной деятельности, создает благоприятную атмосферу, выделяет существенные моменты в любом высказывании студента факультета физической культуры Способствует повышению качества самостоятельной учебной деятельности студентов факультета физической культуры, оказывая им помощь и поддержку
Мотивационный Уделяет внимание проблеме восприятия лекции студентов факультета физической культуры, выявляет внутри- и междисциплинарные связи Устанавливает между собой и студентом факультета физической культуры, а также между самими студентами доброжелательные и партнерские взаимоотношения
Планирования Предоставляет студентам право выбора темы на написание рефератов, докладов, помогает в самостоятельном решении ситуационных задач с использованием условий из задачников, составление задач с представлением эталонов ответов, подбор и изучение литературных источников Разрабатывает структуру занятий самостоятельной учебной деятельностью студентов факультета физической культуры с учетом совместной деятельности студента очного отделения и самого педагога-тьютора
Коммуникативный Проводит коллективное обсуждение докладов, спецсеминары с презентацией и проверкой результатов их работы Формирует в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, корректирует самостоятельную учебную деятельность студентов очного отделения факультета физической культуры в соответствии с результатами проверки заданий
Студенты старших курсов также решают задачи своего профессионального самосовершенствования, таких как:
- реализация тьюторских услуг;
- разработка и апробирование тьюторских техник и технологий;
- проведение научных исследований в области тьюторства;
- сбор и систематизация теоретических знаний и практик по тьюторству;
- популяризация идеи тьюторского сопровождения в условиях модульного обучения;
- поддержка начинающих и практикующих студентов-тьюторов в рамках модульного обучения.
Таким образом, разработанная модель формирования профориента-ционной компетентности у студентов 1-го и 2-го курса при поддержке студентов-тьюторов со старших курсов в рамках модулей «Физическая культура» и «Педагогика и психология» имеет ряд отличительных особенностей. У студентов 1-го курса работа организуется в рамках внеучебной деятельности и наполнена спортивными и образоватально-воспитательными технологиями [3], в то время как студенты 2-го курса являются сами субъектами проектной деятельности и организаторами учебных событий. Также следует отметить, что у студентов на начальном этапе в большей степени формируются креативный и знаниевый компоненты профориентационной компетентности, а на последующих -диагностический, рефлексивный и креативный.
Список литературы
Мусин Олег Алишерович, преподаватель, mysin332@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,
Ерунов Сергей Сергеевич, преподаватель, erunov.serezha@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,
Лабазова Анастасия Васильевна, студентка, n. labazova99@gmail. com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,
Белоусова Ксения Владимировна, студентка, Ksbel99@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
A MODEL FOR FORMING PROFORJENTA TION COMPETENCE IN FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
O.A. Musin, S.S. Erunov, A.V. Labazova, K.V. Belousova
A model of the formation of vocational guidance competence among future physical culture teachers in the conditions of modular training under the guidance of senior students-tutors has been developed. The forms of organization of practice, pedagogical support and stages of the process of organizing the activities of a tutor in relation to junior students are proposed.
Musin Oleg Alisherovich, teacher, mysin332@mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina,
Erunov Sergey Sergeevich, teacher, erunov. serezha@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,
Labazova Anastasia Vasilievna, student, n. labazova99@gmail. com, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina,
Belousova Ksenia Vladimirovna, student, Ksbel99@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina
References