Спросить
Войти

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор: Мусин Олег Алишерович

УДК 796.011.03 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10806

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О.А. Мусин, С.С. Ерунов, А.В. Лабазова, К.В. Белоусова

Разработана модель формирования профориентационной компетентности у будущих учителей по физической культуре в условиях модульного обучения под патронажем студентов-тьюторов старших курсов. Предложены формы организации практики, педагогического сопровождения и этапы процесса организации деятельности тьютора по отношению к студентам младших курсов.

В настоящее время актуальными являются исследования по форми -рованию профориентационной компетентности в условиях модульного обучения. Модульное обучение по своей структуре и содержанию состоит из взаимосвязанных и структурированных учебно-методических блоков, содержание, сущность и наполнение которых зависит от целей обучения различного уровня профильной и уровневой дифференциации обучающихся [2]. Учащимся по итогу прохождения каждого блока предоставляется возможность выбора своей индивидуальной траектории развития.

Разработанная нами модель формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры представлена в табл. 1. В модель входят технологии для формирования профориентационной компетентности студентов 1-го и 2-го курсов факультета физической культуры и спорта в условиях модульного обучения, реализация которых проводится с применением тьюторства. В качестве наставников студентов младших курсов выступают старшекурсники, при этом студенты младших курсов выступают наставниками абитуриентов (старшеклассников) в вопросах образования и профессиональной ориентации.

Основой модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры является патронат, как одна из наиболее перспективных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. В нашем случае патронат рассматривается как наставничество, форма получения необходимых знаний, рекомендаций по развитию профессиональной компетентности, формирования цели и выстраивания путей для ее достижения.

Таблица 1

Модель формирования профессиональных компетенций у будущих учителей по физической культуре в условиях модульного обучения

Цель:

сформировать профориентационную компетентность у студентов 1 -го и 2-го курсов

_(знаниевый, диагностический, рефлексивный, креативный компоненты)_

Принципы организации деятельности: профессионализация, посильная трудность, опора на положительное, практикоориентированность _Содержание деятельности_

1-й курс

Участие в соревнованиях, праздниках, деятельность внеучебная. Функция - участник, субъект деятельности

2-й курс

Педагогический патронаж, проектная деятельность.

Функция - организатор, субъект проектной деятельности

Педагогические технологии:

1-й курс
1. Мастер-классы.
2. Встреча с известными спортсменами.
3. Легкоатлетические пробеги.
4. Фитнес-конвент
2-й курс
1. Педагогический патронаж.
2. Образовательные проекты профори-ентационной направленности

Педагогические условия: содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объем которых варьируется в зависимости от дидакти-_ческих целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся_

Групповые и индивидуальные образовательные проекты профориентационной направленности. Для студентов проект является неотъемлемой частью по формированию их творческих навыков, развитию коммуникативных способностей и умению решать возникающие задачи в коллективе [8]. Одна из ключевых возможностей - это личностная самореализация в ходе работы над проектом.

С целью формирования профориентационной компетентности педагоги вузов могут организовывать со студентами проектную деятельность профориентационного направления, что позволяет развивать значимые для их будущей профессии профессиональные компетенции [1, 6]. Активное вовлечение студентов в проектную деятельность способствует преобразованию полученных ими теоретических знаний в профессиональный опыт и созданию условий для развития личности, реализации творческого потенциала, самоопределения в профессии, что в конечном счете ведет к формированию не только профессиональных компетенций, но и к развитию личностных качеств, необходимых в будущей профессии, обеспечивая конкурентоспособность и востребованность на рынке труда будущего педагога по физической культуре [7].

Проектная деятельность позволяет студентам:

1) вести самостоятельный поиск информации;
2) целесообразно использовать приобретенные знания для решения поставленной проблемы и задач;
3) развивать исследовательские умения;
4) учиться представлять проект;
5) учиться работать в команде, развивать коммуникативные качества.

Модульное обучение по формированию профориентационной компетентности подразумевает наличие практики на 1-м и 2-м курсах бакалавриата физкультурных профилей педагогического направления. Все этапы непрерывной педагогической практики, как показано в табл. 2, в совокупности готовят будущего специалиста по физической культуре к выполнению его профессиональной деятельности и решению проблем профессиональной адаптации и самоопределения. Содержательное наполнение практики по модулям «Физическая культура» и «Педагогика и психология» включает в себя указанные технологии, способствующие формированию профориентационной компетентности. Студенты пятого курса в рамках своей производственной практики совместно с преподавателем организуют педагогический патронаж самостоятельной учебной деятельности студентов младших курсов по формированию профориентационной компетентности будущего учителя по физической культуре [5].

Таблица 2

Организация деятельности тьютора по отношению к студентам младших курсов в условиях модульного обучения

Этап Форма организации практики Формы педагогического сопровождения

Целеполагания Создает благоприятную творческую атмосферу, помогает определять цели и задачи учебной деятельности студентов факультета физической культуры Определяет цели собственной деятельности по самообразованию и самосовершенствованию как специалиста по физической культуре, способствует осознанию студентом факультета физической культуры целей по их воспитанию, обучению, развитию и социальной защите

Контроля Контролирует и направляет самостоятельное решение студентов факультета физической культуры, проводит выработку умений Консультирует студентов факультета физической культуры по выполнению заданий педагога, ориентирует студентов очного отделения студентов факультета физической культуры в образовательной среде вуза

Окончание табл. 2

Этап Форма организации практики Формы педагогического сопровождения

Диагностический Диагностирует личность и деятельность студентов, использует алгоритмы отработки, таблицы, видеоматериалы на практических занятиях Осуществляет выработку критериев и системы учебных оценок, контролирует и оценивает процесс и результат обучения, воспитания и развития студентов очного отделения факультета физической культуры

Рефлексии Определяет цели и задачи деятельности, проводит анализ результатов работы Доводит до сведения студентов результаты медико-психологической диагностики личности студента очного отделения факультета физической культуры и по дальнейшему личностному профессиональному развитию

Управления Консультирует студентов в процессе их самостоятельной деятельности, создает благоприятную атмосферу, выделяет существенные моменты в любом высказывании студента факультета физической культуры Способствует повышению качества самостоятельной учебной деятельности студентов факультета физической культуры, оказывая им помощь и поддержку

Мотивационный Уделяет внимание проблеме восприятия лекции студентов факультета физической культуры, выявляет внутри- и междисциплинарные связи Устанавливает между собой и студентом факультета физической культуры, а также между самими студентами доброжелательные и партнерские взаимоотношения

Планирования Предоставляет студентам право выбора темы на написание рефератов, докладов, помогает в самостоятельном решении ситуационных задач с использованием условий из задачников, составление задач с представлением эталонов ответов, подбор и изучение литературных источников Разрабатывает структуру занятий самостоятельной учебной деятельностью студентов факультета физической культуры с учетом совместной деятельности студента очного отделения и самого педагога-тьютора

Коммуникативный Проводит коллективное обсуждение докладов, спецсеминары с презентацией и проверкой результатов их работы Формирует в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, корректирует самостоятельную учебную деятельность студентов очного отделения факультета физической культуры в соответствии с результатами проверки заданий

Студенты старших курсов также решают задачи своего профессионального самосовершенствования, таких как:

- реализация тьюторских услуг;

- разработка и апробирование тьюторских техник и технологий;

- проведение научных исследований в области тьюторства;

- сбор и систематизация теоретических знаний и практик по тьюторству;

- популяризация идеи тьюторского сопровождения в условиях модульного обучения;

- поддержка начинающих и практикующих студентов-тьюторов в рамках модульного обучения.

Таким образом, разработанная модель формирования профориента-ционной компетентности у студентов 1-го и 2-го курса при поддержке студентов-тьюторов со старших курсов в рамках модулей «Физическая культура» и «Педагогика и психология» имеет ряд отличительных особенностей. У студентов 1-го курса работа организуется в рамках внеучебной деятельности и наполнена спортивными и образоватально-воспитательными технологиями [3], в то время как студенты 2-го курса являются сами субъектами проектной деятельности и организаторами учебных событий. Также следует отметить, что у студентов на начальном этапе в большей степени формируются креативный и знаниевый компоненты профориентационной компетентности, а на последующих -диагностический, рефлексивный и креативный.

Список литературы

1. Антропные технологии диагностики компетенций и трудовых действий педагога по физической культуре / С.В. Дмитриев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 3-6.
2. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4(12). С. 26.
3. Воробьев Н.Б. Психологические условия формирования позитивного стиля педагогической деятельности у будущих педагогов физической культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2012. 23 с.
4. Иванова С.С., Бурханова И.Ю. Здоровьеформирующие компетенции как основа построения метапредметных программ обучения в педа -гогическом вузе // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры» / под ред. Л.И. Лубышевой, С.Н. Литвиненко. М.: РГУФКСМиТ, 2015. С. 208-212.
5. Иванова С.С., Бурханова И.Ю., Самарин Д.Ю. Подготовка будущих педагогов по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнических общеобразовательных организациях // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27670 (дата обращения: 22.04.2020).
6. Иванова С.С., Иванов А.Д. К проблеме формирования готовности будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном простран -стве // Физическая культура, спорт и здоровье. 2018. № 32(1). С. 42-45.
7. Илалтдинова Е.Ю., Воробьев Н.Б. Новые подходы к проектиро -ванию целевого компонента образовательных программ // Вестник Минин -ского университета. 2016. № 4(17). С. 2.
8. Стафеева А.В. Организация научно -исследовательской работы студентов физкультурных специальностей: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. 114 с.

Мусин Олег Алишерович, преподаватель, mysin332@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,

Ерунов Сергей Сергеевич, преподаватель, erunov.serezha@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,

Лабазова Анастасия Васильевна, студентка, n. labazova99@gmail. com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,

Белоусова Ксения Владимировна, студентка, Ksbel99@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

A MODEL FOR FORMING PROFORJENTA TION COMPETENCE IN FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

O.A. Musin, S.S. Erunov, A.V. Labazova, K.V. Belousova

A model of the formation of vocational guidance competence among future physical culture teachers in the conditions of modular training under the guidance of senior students-tutors has been developed. The forms of organization of practice, pedagogical support and stages of the process of organizing the activities of a tutor in relation to junior students are proposed.

Musin Oleg Alisherovich, teacher, mysin332@mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina,

Erunov Sergey Sergeevich, teacher, erunov. serezha@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,

Labazova Anastasia Vasilievna, student, n. labazova99@gmail. com, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina,

Belousova Ksenia Vladimirovna, student, Ksbel99@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina

References

1. Antropnye tekhnologii diagnostiki kompetencij i trudovyh dejstvij pedagoga po fizicheskoj kul&ture [Anthropic technologies for diagnostics of competencies and labor actions of a physical culture teacher] / S.V. Dmitriev [et.al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul&tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 11. P. 3-6.
2. Bystrickaya E.V., Stafeeva A.V. Antropnye obrazovatel&nye tekhnologii v sfere fizicheskoj kul&tury: problemy i resheniya [Anthropic educational technologies in the field of physical culture: problems and solutions] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2015. No. 4(12). P. 26.
3. Vorob&ev N.B. Psihologicheskie usloviya formirovaniya pozitivnogo stilya pedagogicheskoj deyatel&nosti u budushchih pedagogov fizicheskoj kul&tury [Psychological conditions for the formation of a positive style of pedagogical activity among future teachers of physical culture]:: author. dis. ... cand. psychol. sciences. N. Novgorod, 2012. 23 p.
4. Ivanova S.S., Burhanova I.Yu. Zdorov&eformiruyushchie kompetencii kak osnova postroeniya metapredmetnyh programm obucheniya v pedagogicheskom vuze [Health-forming competencies as the basis for constructing metasubject training programs in a pedagogical university] // Sports science of Russia: state and development prospects: materials of the All-Russian. scientific and practical conf., dedicated. 90th anniversary of the journal "Theory and Practice of Physical Culture" / ed. L.I. Lubysheva, S.N. Litvinenko. M.: RGUFKSMiT, 2015. P. 208-212.
5. Ivanova S.S., Burhanova I.Yu., Samarin D.Yu. Podgotovka budushchih pedagogov po fizicheskoj kul&ture k proektirovaniyu ozdorovitel&noj sredy v polietnicheskih obshcheobrazovatel&nyh organizaciyah [Training of future physical education teachers for the design of a health-improving environment in multi-ethnic educational institutions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2018. No. 3. [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 27670 (accessed: 04/22/2020).
6. Ivanova S.S., Ivanov A.D. K probleme formirovaniya gotovnosti budushchih pedagogov k rabote v polikul&turnom obrazovatel&nom prostranstve [To the problem of formation of future teachers& readiness to work in a multicultural educational space] // Fizicheskaya kul&tura, sport i zdorov&e [Physical culture, sport and health]. 2018. No. 32(1). P. 42-45.
7. Ilaltdinova E.Yu., Vorob&ev N.B. Novye podhody k proektirovaniyu celevogo komponenta obrazovatel&nyh programm [New approaches to the design of the target component of educational programs] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University]. 2016. No. 4(17). P. 2.
8. Stafeeva A.V. Organizaciya nauchno-issledovatel&skoj raboty studentov fizkul&turnyh special&nostej [Organization of scientific research work of students of physical culture specialties]: textbook. allowance. Chita: ZabGSPU Publishing House, 2006. 114 p.
студенты физическая культура профориентационная компетентность модульное обучение проектная деятельность students physical education career guidance competence modular training project activities
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты