Спросить
Войти

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Байбурова Ольга Васильевна

ЛИНГВОДИДАКТИКА

УДК 372.881.111.1

Байбурова Ольга Васильевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры

английского языка профессиональной коммуникации,

Пермский государственный национальный

исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15

Тел.: +7 (342) 2396833

E-mail: olga3079@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Современное высшее образование активно развивается с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Вынужденный переход российских вузов на дистанционный формат обучения весной 2020 г. потребовал пересмотра существующей традиционной модели обучения, в том числе используемых учебных пособий. В работе представлен опыт использования системы управления обучением MOODLE при разработке курса английского языка для бакалавров естественнонаучных специальностей, первоначальной целью создания которого была организация аудиторной и самостоятельной работы студентов в рамках традиционной модели обучения. Курс был апробирован в одиннадцати образовательных группах механико-математического, геологического, географического и химического факультетов (более 250 обучающихся). Приводятся результаты опроса шестидесяти студентов и четырех преподавателей, целью которого было выявить положительные и отрицательные стороны нового курса. Основными преимуществами интерактивного учебного пособия являются отсутствие печатных материалов, возможность работать в любом месте и в любое время, разнообразный контент и задания, интерактивность и элементы геймификации, удобный способ отправки выполненных работ, ясная система оценивания, автоматическое оценивание тестов и комментарии к неправильным ответам, возможность совместного онлайн-обучения. Среди трудностей, возникших в ходе обучения, участники опроса отметили медленную загрузку упражнений, необходимость стабильного Интернет-соединения, технические неполадки, спорные моменты при оценивании тестов с открытыми вопросами. Рассматриваемое интерактивное учебное пособие по английскому языку подходит для традиционного и смешанного обучения, позволяет варьировать долю синхронного и асинхронного дистанционного компонента, адаптировать содержание к нуждам конкретной группы, непрерывно обновлять контент.

Введение

Как известно, в условиях пандемии 2020 г. российские вузы перешли на удалённое обучение, что привело к ситуации со многими неизвестными. Как перейти из аудитории в онлайн-пространство? Какое оборудование и программное обеспечение необходимо использовать? Как наладить обратную связь с обучаемыми? На эти и многие другие вопросы пришлось ответить каждому преподавателю.

Учебный курс, изначально не планировавшийся как дистанционный, сложно быстро и качественно перевести на новые рельсы так, чтобы реализовать поставленные цели и задачи, обеспечить введение и усвоение учебного материала, контроль уровня понимания и обратную связь со студентами.

Традиционно курс иностранного языка предполагает наличие учебного пособия (печатный учебник с аудиодиском или его электронный вариант) и требует активного личного взаимодействия преподавателя и обучающихся, выполнения большого числа тренировочных упражнений, тестовых заданий промежуточного контроля, формирующего оценивания, постоянной адаптации курса к запросам, уровню и темпу работы учебной группы.

В начале периода дистанционного обучения в марте-апреле 2020 г. многие наши коллеги-преподаватели общались с учебными группами по электронной почте: высылали старостам групп задания, основанные на материалах учебника, ссылки на Интернет-ресурсы для изучения, повторения той или иной темы, получали фотографии выполненных заданий или текстовые документы в качестве отчёта о проделанной работе. Вскоре выяснилось, что самоизоляция продлится долго, выбранный формат обучения - однообразен, проверка работ занимает огромную часть времени педагога, а переписка по поводу ошибок и доработки заданий превращается в бесконечный, плохо контролируемый процесс.

Преподаватели начали искать новые способы подачи информации и общения с группами, многие перешли к регулярным видеоконференциям посредством Zoom, BigBlueButton, Skype и других сервисов. Однако, на наш взгляд, более удобным может стать некий промежуточный вариант, дополняющий, а при необходимости и дублирующий формат видеосвязи - онлайн платформа, персональный сайт или закрытая группа в социальных сетях, где можно разместить видеоролики, ссылки на полезные ресурсы, задания, упражнения и тесты, организовать учебный процесс в плоскостях преподаватель -учебная группа, студент - студент, студент - группа, получать регулярную и своевременную обратную связь. Это позволит обучаемым выполнять часть заданий в удобное для них время, не выпадая из учебного процесса из-за плохого самочувствия, нестабильного Интернет-соединения, отсутствия веб-камеры или микрофона.

Среди онлайн платформ все большую популярность набирают бесплатный веб-сервис «Google Класс», разработанный компанией Google, сочетающий функции виртуального хранилища информации, набор сервисов для создания документов, таблиц, презентаций, электронную почту и календарь для планирования [Веб-сервис «Google Класс»], и модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment или MOODLE), предложенная Мартином Дугиамасом [Официальный сайт MOODLE]. Система управления обучением LMS MOODLE, известная также как виртуальная обучающая среда, представляет собой бесплатное веб-приложение, которое

встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного или смешанного обучения в качестве дополнительного механизма организации аудиторной и самостоятельной работы [Дьяченко, Демищенко, 2016]. Для работы в LMS MOODLE как пользователям, так и авторам учебных курсов достаточно базовых навыков работы на компьютере.

Курсы на базе LMS MOODLE создаются по всей России (см., например: [Горожанов, 2016; Лычковская, Менгардт, 2016; Сарян, 2016; Скворцова, Митчелл, 2016]) и дают ряд преимуществ: доступность, объективность оценки результатов, наличие постоянной обратной связи, мобильность, возможность обмениваться информацией любого объёма, эффективная организация самостоятельной работы обучающихся, широкий набор гибких инструментов для организации работы и контроля, возможность выбирать индивидуальную траекторию освоения дисциплины, персонифицировать и интенсифицировать образовательный процесс при синхронном и асинхронном обучении.

Основная часть

Коллективом преподавателей кафедры английского языка профессиональной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета на платформе MOODLE разработано учебное пособие для смешанного формата обучения к дисциплине «Английский язык (базовый курс)» для студентов второго курса с уровнем владения английским языком A1-A2 по шкале общеевропейских компетенций владения иностранным языком.

Целью курса является развитие базовых умений общения на английском языке, умений грамотно и аргументированно строить устную и письменную речь, осуществлять перевод текстов с русского языка на иностранный и с иностранного на русский.

Задачи курса: 1) изучение и закрепление грамматики по темам: видовременные формы глагола, модальные глаголы, условные предложения, страдательный залог, типы вопросительных предложений, степени сравнения прилагательных и наречий, артикли, предлоги места и времени; 2) расширение словарного запаса в рамках тематики разделов, изучение идиоматических выражений; 3) формирование коммуникативного навыка в контексте ситуаций бытового и академического общения; 4) знакомство с современными Интернет-ресурсами для самостоятельного углубленного изучения материала; 5) знакомство с современной художественной литературой, музыкой и фильмами на английском языке, актуальными реалиями стран изучаемого языка, причинами проблем межкультурной коммуникации и способами их устранения.

Курс рассчитан на 4 зачётные единицы (56 часов аудиторной и 88 часов самостоятельной работы) и включает в себя 4 раздела: Youth problems and education, Cross-cultural communication, Digital world, Social and natural environment. Каждый раздел содержит введение в тему, работу с мультимедиа файлами, задания на персонализацию проблемы, работу с письменным и звучащим текстом заданной тематики, интерактивные упражнения на формирование лексических и грамматических навыков, создание письменных текстов разных жанров, значительное число заданий для развития навыков монологической и диалогической устной речи, проблемно-ориентированное творческое задание, коллективный проект, письменное контрольное мероприятие, обсуждение результатов и самооценку.

Курс создавался для аудиторной и самостоятельной работы студентов второго курса бакалавриата, но в условиях карантина был легко адаптирован к дистанционному обучению путём организации периодических онлайн конференций для устной групповой работы. В рамках курса используются современные методы и интерактивные технологии (например, видео-лекции по грамматике, записанные в студии университета), форум (обсуждение проблемных вопросов под руководством преподавателя), чат (выполнение работы в парах и мини-группах), Wiki-технологии (коллективное написание проектной работы), методика «Перевернутый класс», методики развития креативного мышления и креативного письма, мобильные технологии (приложения MOODLE для Android и iOS, Quizlet).

В пособии предусмотрен широкий спектр возможностей для организации самостоятельной работы обучаемых в условиях удалённого взаимодействия. Находясь на расстоянии, студенты могут работать (синхронно и асинхронно) над общими текстовыми документами, таблицами и презентациями, заниматься проектной деятельностью, совместно просматривать и обсуждать видеоролики, решать кейсы, собирать, анализировать и оценивать информацию, участвовать в деловых играх, проводить работу над ошибками. В соответствующие разделы курса могут быть импортированы и экспортированы различные типы документов или ссылки на необходимые для работы ресурсы, инструкции от преподавателя и различного рода шаблоны документов, установлены сроки сдачи заданий и критерии оценивания. При необходимости можно дополнить работу общением посредством голосовой связи.

Преподаватель имеет возможность контролировать свойства курса, например, время выполнения заданий; размещать и открывать доступ к информации любого объема (теоретические и лекционные аудио и видео файлы, текстовые материалы в виде файлов и ссылок); отслеживать взаимодействие, активность и успеваемость участников группы, корректировать учебную траекторию группы / обучающегося.

Для закрепления знаний помимо традиционных форм работы применяются приемы формирующего оценивания, задания для промежуточного контроля, взаимо- и самоконтроля, в том числе обучающих тестов (например, задания на множественный выбор, с неограниченным количеством попыток и градуированными подсказками).

Основное средство контроля знаний в системе LMS MOODLE - это тесты разных типов, помимо которых можно использовать обмен сообщениями в рамках форума, блога, чата; групповую работу в Wiki формате, когда учебная группа создает общий продукт, находясь на расстоянии друг от друга, а преподаватель контролирует процесс и оценивает результат удаленно [Как создать сайт...]. Задания открытого типа (например, эссе) проверяются «вручную», большинство стандартных тестов - автоматически.

Важным преимуществом работы в LMS MOODLE является возможность постоянного совершенствования курса. Авторы могут добавлять / удалять материалы, менять блоки информации местами, создавать ресурсы совместно с учебными группами. Кроме того, курс можно тестировать целиком и по частям и вносить правку по мере необходимости.

В течение двух лет отдельные разделы обсуждаемого курса английского языка прошли апробацию в 11 учебных группах четырех факультетов (механико-математического, геологического, географического и химического). Выбраны группы с разным уровнем сформированности навыков владения компьютером: от среднего уровня для специальностей

«геология», «география», «фармация», «химия» до уровня продвинутого пользователя -студенты специальностей «Компьютерная безопасность», «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика и информатика», «Геоинформационные системы». Всего в апробации принимало участие 4 преподавателя и более 250 студентов.

В конце периода апробации студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, целью которой было выяснить отношение обучаемых к новому учебному курсу в целом (выбор тем, заданий, форм работы, уровня сложности и т. д.) и к форме подачи материала, в частности; сравнить новый формат учебника с традиционным; выявить положительные и отрицательные стороны нового курса. В опросе участвовали 60 обучающихся.

Анкетирование показало, что большинство студентов относятся к новой форме учебного пособия положительно или нейтрально: по 10-ти балльной шкале в среднем студенты оценили курс на 7,5 баллов. 55 % респондентов предпочитают заниматься по электронному интерактивному пособию, 42 % - по традиционному варианту учебника (печатный учебник или его PDF версия), 3 % студентов утверждают, что готовы работать по любому учебнику. Никто из опрошенных до этого не имел опыта дистанционного или смешанного обучения иностранному языку.

При ответе на вопрос «С чем Вы предпочитаете работать на занятиях: традиционные формы материала (тексты, аудио файлы) или мультимедийные материалы, сочетающие различные способы представления информации (фильмы, мультфильмы, музыкальные клипы, видео лекции)?», 44 человека (73 %) сделали выбор в пользу мультимедийных материалов.

Семь из десяти опрошенных предпочитают выполнять письменные задания по иностранному языку в одном из текстовых процессоров и отправлять их преподавателю на электронную почту с помощью мессенджеров или загружать в соответствующий раздел курса. Остальные 30 % студентов привыкли писать в тетрадях.

При выполнении домашнего задания 88 % респондентов работали на компьютере (персональный компьютер, ноутбук, планшет) и лишь 12 % из них пользовались смартфоном; в аудитории более половины студентов работают на смартфоне (58 %), 26 % пользуются компьютерами в компьютерном классе и по 8 % - личными ноутбуками и планшетами. При этом подавляющее большинство опрошенных (91,5 %) для работы на занятии пользуются мобильным интернетом.

Сравнив опыт выполнения домашней работы по новому учебному курсу с работой по традиционным учебникам, респонденты отметили, что процесс выполнения заданий стал интереснее (77 %), разнообразнее (83 %), сами задания не стали более сложными (64 %). При этом время выполнение домашней работы практически не изменилось - в среднем 2,3 часа в неделю по интерактивному курсу и 2 часа - по традиционному учебному пособию.

Последние два вопроса анкеты были открытыми. Мы попросили студентов перечислить плюсы и минусы работы с интерактивным курсом «Английский язык (базовый курс)» по сравнению с традиционным обучением, построенным на работе с печатным учебником. Среди преимуществ нового курса студенты отмечают отсутствие необходимости носить с собой учебник и тетрадь, поскольку для работы достаточно компьютера или мобильного устройства с выходом в Интернет, возможность выполнять задания в любом

месте и в любое время, интерактивность, разнообразный интересный контент и задания, элементы геймификации, пополнение багажа страноведческих знаний, простоту в использовании, наличие обратной связи с преподавателем, ясную систему оценивания, автоматическое оценивание тестов и комментарии к неправильным ответам, удобный способ отправки выполненных заданий.

К недостаткам пособия обучаемые отнесли медленную загрузку заданий, технические неполадки, спорные моменты при оценивании тестовых заданий с открытыми вопросами, необходимость стабильного интернета, а также то, что не все задания удобно выполнять с помощью телефона.

Преподаватели, участвовавшие в апробации, отмечают, что новый курс, разработанный в LMS MOODLE, дает возможность широкого применения интерактивных заданий, предлагает актуальные и близкие студентам темы, что способствует повышению их интереса и вовлеченности. Например, обсуждается актуальная для современной молодежи тема прокрастинации, снижающей уровень академических достижений [Руднова, 2019]. Студенты с интересом обсуждают свою личную склонность к откладыванию дел на более поздний срок и возможные способы решения данной проблемы. Положительно оценены тесты с автоматической проверкой, экономящие время педагога.

Оптимизация использования внеаудиторного времени достигается за счет привлечения Интернет-технологий, прежде всего коллективных заданий в формате Wiki. Авторами намеренно добавлены провокационные темы, вызывающие эмоциональный отклик группы, например, предлагается обсудить на форуме утверждения типа «если ночью не поспал, то можно вздремнуть и на лекции» или «к экзамену можно подготовиться за одну ночь».

Основной минус работы с интерактивным курсом, по мнению преподавателей, участвовавших в апробации, - периодически возникающие технические неполадки и нестабильное Интернет-соединение. Поскольку данная проблема не может быть полностью решена, часть онлайн заданий была перенесена в раздел самостоятельной работы, что особенно актуально в режиме удалённого обучения. Еще одна проблема связана со сложностью технического воплощения заданий: необходимо предвидеть все варианты ответов, которые студент может дать в ответ на вопрос, в некоторых случаях даже лишний пробел оказывается значимым. Подобные недочеты регулярно обнаруживаются, база правильных ответов пополняется, инструкции уточняются и детализируются.

Заключение

Платформа MOODLE даёт возможность использовать различные дистанционные элементы в процессе очного обучения, что актуально в случае временной нетрудоспособности студента, при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в период карантина и в других ситуациях, когда студент или преподаватель вынужденно отсутствуют на занятии. При получении, выполнении и отправке выполненных заданий студент может выбирать удобное для себя время и место, работать в условиях мягкого или жёсткого дедлайна, получать новые знания в индивидуальном темпе. В асинхронном режиме могут проводиться и контрольные мероприятия с последующей автоматической или ручной обработкой результатов.

Два месяца самоизоляции и удаленной работы показали, что асинхронный компонент позволяет большинству обучающихся успешно осваивать программу. В частности, студенты, имевшие академическую задолженность по предмету, сумели закончить триместр с положительной оценкой. Позитивные тенденции наметились и в работе застенчивых и робких студентов, получивших возможность сосредоточиться, выразить свои идеи на форумах, в мини-группах, чего сложно было добиться в аудитории.

Однако вышеперечисленные важные преимущества удаленного обучения иностранному языку должны дополняться синхронным взаимодействием с преподавателем и учебной группой, поскольку для изучения иностранного языка необходима живая коммуникация. Часть контрольных мероприятий требует личного общения в аудитории при смешанном обучении или коммуникации посредством конференцсвязи - при дистанционном обучении.

Таким образом, можно сделать вывод, что смешанное обучение является отличным компромиссом между традиционным аудиторным и дистанционным форматами. Использование современных интерактивных методов коммуникации знания позволяет повышать мотивацию и вовлеченность студентов в процесс обучения, эффективно совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучаемых, «интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, формировать способность мыслить неординарно, обосновывать свои позиции, развивать умение выслушивать иную точку зрения; <...> сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным» [Афанасьев, 2016, с. 985].

Размывание границ между традиционным и дистанционным образованием представляется закономерным и неизбежным. Полагаем, что будущее - за сочетанием обоих подходов, поскольку технология смешанного обучения сочетает преимущества аудиторной работы с применением онлайн компонента курса, используемого в синхронном и/или асинхронном режиме. Варьируя долю заданий, вынесенных на удаленную работу, преподаватель может в значительной степени видоизменять курс, смещать акценты на те аспекты, которые требуют его личного внимания и объяснения в аудитории, оставляя отработку отдельных навыков на самостоятельную работу.

Рассматриваемая электронная образовательная среда для сопровождения учебного процесса позволяет эффективно формировать навыки как самостоятельной, так и совместной удалённой работы, повышать качество и эффективность обучения иностранному языку при смешанном обучении.

Список литературы

1. Афанасьев А. Н., Куклев В. А., Егорова Т. М., Воеводин Е. Ю., Бочков С. И. Исследование интерактивных возможностей электронного обучения на основе СДО Moodle: поиски и решения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 982-991.
2. Веб-сервис «Google Класс» компании Google. URL: https://classroom.google.com/ (дата обращения 01.05.2020).
3. Горожанов А. И. LMS MOODLE как инструмент разработки курсов иностранных языков -узлов обучающей виртуальной среды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. № 17 (756). С. 55-64.
4. Дьяченко А., Демищенко Е. 11 фишек системы Moodle, о которых Вы не знали. 2016. URL: https://etutorium.ru/blog/11-fishek-sdo-moodle-o-kotorykh-vy-ne-znali/(дата обращения: 01.05.2020).
5. Как создать сайт с системой дистанционного обучения. URL: https://moodlearn.ru/ (дата обращения: 01.05.2020).
6. Лычковская Л. Е., Менгардт Е. Р. Использование технологии MOODLE при разработке электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Английский язык» // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов. Материалы научно-практической конференции (Томск, 28-29 января 2016 г.). Томск: Изд-во «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», 2016. С. 312-313.
7. Официальный сайт MOODLE. URL: https://moodle.com/ (дата обращения: 03.02.2019).
8. Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости. Автореф. ... к. психол. н. Пермь, 2019. 27 с.
9. Сарян М. А. Опыт интегрирования инновационных технологий в процесс обучения иностранному языку студентов, магистрантов и аспирантов на примере использования системы MOODLE // Глобальный научный потенциал. 2016. № 5 (62). С. 15-19.
10. Скворцова Е. Ю., Митчелл П. Дж. Разработка электронного курса по обучению аудированию в информационной образовательной среде MOODLE // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С.177-187.

Baiburova O. V.

PhD (Philology), Associate Professor,

English for Professional Communication Department,

Perm State University

USE OF LMS MOODLE FOR BLENDED LEARNING OF ENGLISH

Information and communication technologies have become indispensable in view of the COVID-19 pandemic. All the schools and universities in Russia have adopted e-learning technologies. Perm State University has been successfully using Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (LMS MOODLE) as a tool to guarantee flexible efficient teacher-student and student-student interaction. The Department of English for Professional Communication of Perm State University has developed an LMS MOODLE course of Academic English for the second-year undergraduate science students. Before the official introduction in January 2020, the course has been tried in eleven educational groups (about 250 students). We conducted a survey among the sixty students and four teachers to evaluate the effectiveness of the course, advantages and disadvantages of blended learning and the amount of time needed in an average week. The main benefits of the course are absence of printed materials, permanent access to learning materials, interesting content and tasks, interactivity and elements of gamification, easy-to-use format, and a convenient way to send completed tasks, clear grading system, online testing with instant automatic evaluation and feedback, possibility of online collaborative learning. Among the difficulties encountered during the training period the respondents mentioned poor access to the Internet, technical problems, and evaluation of tests with "open " answers. The course developed in LMS MOODLE suggests a great variety of blended learning, by bridging between traditional teaching without e-learning and distance education. It can be adopted to various settings and easily updated.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СИНХРОННОЕ И АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ english language lms moodle blended learning distance learning synchronous and asynchronous learning
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты