Спросить
Войти

АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДИСТАНЦИОННО

Автор: Калмыкова Светлана Владимировна

УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10805

АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДИСТАНЦИОННО

С.В. Калмыкова, В.В. Бакаев, В.С. Васильева

Изучена активность студентов, осваивавших теоретический курс дисциплины «Физическая культура» дистанционно. Обоснована индивидуализация обучения и поэтапное продвижение к цели по самостоятельному освоению программы. Выявлена необходимость постоянного мониторинга знаний, активности и отношения к освоению онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура», что позволяет своевременно вносить коррективы в обучающие программы и тем самым повышать качество дистанционного обучения студентов.

Анализ практики дистанционного обучения студентов, изучающих теоретический курс дисциплины «Физическая культура», проводился с учетом основных теоретических положений [2, 4, 8, 10]. Особый интерес вызывала активность студентов. По ней можно судить об их интересе к теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура».

На основании данного анализа нами был обобщен опыт практики применения дистанционного обучения студентов [6, 9]. Исследование показало, что использование практики дистанционного обучения студентов позволяет интенсифицировать учебный процесс. Использование данной практики позволило систематизировать теоретические знания студентов по дисциплине «Физическая культура» [1, 4].

С помощью дистанционного обучения студентов удалось активизировать их познавательную деятельность и самостоятельную работу в области физической культуры и спорта [3, 5, 7]. На рис. 1 представлена высокая активность студентов в ходе просмотров видеолекций слушателями онлайн-курса по физической культуре. Особенно отчетливо она видна на первоначальном этапе. Однако, как видно, эта активность с середины курса обучения начинает снижаться. На наш взгляд, такая тенденция требует пересмотра взглядов на содержание программы теоретического курса дисциплины «Физическая культура». Это потребует создания и использования новой информационной базы данных по дисциплине «Физическая культура».

Анализ практики дистанционного обучения студентов по физической культуре свидетельствует о необходимости применения универсальных инструментальных средств. Это позволит легко вносить изменения в готовые программы дистанционного обучения студентов и сделает процесс разработки новых средств более технологичным.

Просмотры видео

1800
1600

о р 1400

о м 1200

о р 1000

о в 800

е ч 600

л о 400

200
0
18/02/2019
18/03/2019
18/04/2019

Дата просмотра

■. .I■ 1.1 ■ ■ 1111■ ■ I...I и.

18/05/2019
18/06/2019

Рис. 1. Просмотры видеолекций слушателями онлайн-курса

по физической культуре

Таким образом, одной из наиболее важных проблем для дистанционного обучения является создание прикладных компьютерных программ по дисциплине «Физическая культура» для обучения студентов.

Большой интерес у нас вызвал анализ среднего количества часов, проведенных слушателями на онлайн-курсе по физической культуре (рис. 2).

40

ес35 р

20

§ 15 р

^ 10 ы с

са 5 0

500 1000 1500 2000 2500

Количество слушателей на курсе

3000
35000

Рис .2. Среднее количество часов, проведенных слушателями на онлайн-курсе по физической культуре

В силу специфичности дисциплины «Физическая культура» следует отметить, что для подавляющего большинства студентов (более 85 %) эта цифра составляет в среднем от 3 до 5 ч. Такое количество часов студенты в среднем тратят на освоение онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура». Лишь 1 % от общего числа студентов тратят на освоение онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура» 35 ч и более. Это свидетельствует о недостаточном интересе большинства студентов к содержанию онлайн-курса по физической культуре. В перспективе это потребует переработки содержания программы онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура».

Анализ практики использования дистанционного обучения студентов позволил выявить необходимость контроля над ходом познавательной деятельности студентов, самостоятельно осваивающих дисциплину «Физическая культура». Предварительные результаты, полученные нами, свидетельствуют о необходимости оценивания студентов по результатам освоения программы онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура». Это исключает возможность проведения устных зачетов и экзаменов у студентов и в значительной степени экономит время преподавателей, принимающих зачеты.

Информация, полученная в результате применения опросов с помощью компьютера, применялась с целью непрерывного контроля над процессом обучения студентов. Она использовалась в интересах дальнейшего улучшения содержания и качества обучения. Такой подход к оценке студентов, изучающих теоретический курс дисциплины «Физическая культура», позволил избежать субъективизма в оценке обучающихся.

Заметный интерес у нас вызвал анализ активности студентов по освоению программы онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура» в течение дня (рис. 3).

В ходе исследования этого вопроса было установлено, что наиболее популярным временем для изучения программы онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура» у студентов является вечернее время суток с 20.00 до 23.00. Кроме того, установлено, что после 23.00 активность посещения сайта заметно снижается. Активность посещения сайта начинает возрастать после 15.00 и достигает своего пика к 22.00.

Использование вечернего времени суток позволяет, по мнению опрошенных студентов, максимально концентрироваться на учебном материале. Это, по их мнению, позволяет осуществлять качественный самоконтроль усвоения содержания программы онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура».

4500 4000 3500 3000 2500 2000
1 1
1 - -.1 IX
1 2 3 4 5 6 7 3 Э 10 11 12 13 14 15 16 17 13 19 20 21 22 23 24

Рис. 3. Часы активности в течение дня:

по горизонтали - часы, по вертикали - количество слушателей

Также нами была установлена заметная активность слушателей в начале открытия лекций. Полагаем, что на начальном этапе у студентов проявляется повышенный интерес к содержанию лекций, затем по мере познания содержания лекций интерес к ним начинает пропадать. Данный факт зависит от самого студента. Если содержание лекции стимулирует студентов на поиск нового материала, то интерес к такой лекции не пропадает. Выявлено, что упорядоченная и системная информация в лекции способствует более углубленному освоению дисциплины «Физическая культура».

Таким образом, применение дистанционного обучения студентов обеспечивает индивидуализацию обучения студентов и поэтапное их про -движение к цели по самостоятельному освоению программы дисциплины «Физическая культура», диагностику знаний студентов на основе систематического контроля над качеством освоения онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура», управление учебной деятельностью студентов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости постоянного мониторинга знаний и отношения студентов к освоению онлайн-курса по дисциплине «Физическая культура». Это позволит своевременно вносить коррективы в обучающие программы и тем самым повысит качество дистанционного обучения студентов.

Список литературы

1. Бакаев В.В., Калмыкова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе: опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого // Неделя науки СПбПУ: материалы науч. конф. с междунар. участием. СПб.: СПбПУ, 2017. С. 405-409.
2. Болотин А.Э., Васильева В.С. Организационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения здорового образа жизни студентов вузов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т.9. № 1. С. 327-328.
3. Болотин А.Э., Сивак А.Н. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5(99). С. 16-21.
4. Калмыкова С.В., Разинкина Е.М. Использование онлайн-курсов в модели смешанного обучения при подготовке инженерных кадров (опыт СПбПУ) // Информационные ресурсы России. 2017. № 3. С. 37-41.
5. Сивак А.Н., Дымов С.А., Чистяков В.А. Информационные технологии дистанционного обучения (для вузов внутренних войск МВД России): учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 367 с.
6. Чистяков В.А., Филиппов С.С., Князева Н.П. Научно -методическое обеспечение системы дистанционного обеспечения // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 49-50.
7. Электронные образовательные технологии для системы вузов физической культуры / С.Е. Бакулев [и др.]. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 390 с.
8. Kalmykova S.V., Pustylnik P.N., Razinkina E.M. Role scientometric researches& results in management of forming the educational trajectories in the electronic educational environment // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. Vol. 545. P. 427-432.
9. Mohr A., Holtbrugge D., Berg N. Learning style preferences and the perceived usefulness of elearning // Teaching in Higher Education. 2012. № 17(3). P. 309-322.
10. Theory of physical culture - a massive open online course in educational process / V. Bakayev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2018. № 18(1). P. 293-297. DOI: 10.7752/jpes.2018.01039

Калмыкова Светлана Владимировна, канд. пед. наук, доц., директор центра, kalmykovas amail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Бакаев Владислав Владимирович, канд. пед. наук, проф., bakaev vvaspbstu.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Васильева Валерия Сергеевна, канд. пед. наук, доц., vasilieva vsaspbstu.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF STUDENTS STUDYING THEORETICAL COURSE OF DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" REMOTELY

S.V. Kalmykova, V.V. Bakayev, V.S. Vasilyeva

Studied the activity of students who mastered the theoretical course of the discipline "Physical culture " remotely. The individualization of training and gradual progress towards the goal of independent mastering of the program are grounded. Revealed the need for constant monitoring of knowledge, activity and attitude to the development of an online course in the discipline "Physical culture", which allows timely adjustments to training programs and thereby improve the quality of distance learning of students.

Kalmykova Svetlana Vladimirovna, candidat of pedagogical sciences, associate professor, director of center, kalmykovas@mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University,

Bakayev Vladislav Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, professor, bakaev_vv@spbstu. ru, Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Vasilyeva Valeria Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vasilieva vs@spbstu. ru, Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

References

1. Bakaev V.V., Kalmykova S.V. Massovye otkrytye onlajn-kursy v obrazovatel&nom processe: opyt Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta Petra Velikogo [Massive open online courses in the educational process: the experience of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University] // Science Week SPbPU: materials of scientific. conf. from int. participation. The best reports. St. Petersburg: SPbPU, 2017. P. 405-409.
2. Bolotin A.E., Vasil&eva V.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya, neob-hodimye dlya obespecheniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuzov [Organizational and pedagogical conditions necessary to ensure a healthy lifestyle for university students] // Zdorov&e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya [Health - the basis of human potential: problems and solutions]. 2014. V. 9. No. 1. P. 327-328.
3. Bolotin A.E., Sivak A.N. Tipologicheskie priznaki obrazovatel&noj sredy, neobhodimye dlya effektivnogo professional&nogo razvitiya kursantov v vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii [Typological features of the educational environment necessary for the effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2013. No. 5(99). P. 16-21.
4. Kalmykova S.V., Razinkina E.M. Ispol&zovanie onlajn-kursov v modeli smeshannogo obucheniya pri podgotovke inzhenernyh kadrov (opyt SPbPU) [The use of online courses in the model of blended learning in the preparation of engineering personnel (SPbPU experience)] // Informacionnye resursy Rossii [Information resources of Russia]. 2017. No. 3. P. 37-41.
5. Sivak A.N., Dymov S.A., Chistyakov V.A. Informacionnye tekhnologii distancionnogo obucheniya (dlya vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii) [Information technology distance learning (for universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia)]: textbook. allowance. St. Petersburg: Publishing house Polytechnic University, 2013. 376 p.
6. Chistyakov V.A., Filippov S.S., Knyazeva N.P. Nauchno-metodicheskoe obespechenie sistemy distancionnogo obespecheniya [Scientific and methodological support of the remote support system] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul&tury [Theory and practice of physical culture]. 2006. No. 10. P. 49-50.
7. Elektronnye obrazovatel&nye tekhnologii dlya sistemy vuzov fizicheskoj kul&tury [Electronic educational technologies for the system of universities of physical education] / S.E. Bakulev [et al.]. St. Petersburg: Publishing house Polytechnic University, 2018. 390 p.
8. Kalmykova S.V., Pustylnik P.N., Razinkina E.M. Role scientometric researches& results in management of forming the educational trajectories in the electronic educational environment // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2017. Vol. 545. P. 427-432.
9. Mohr A., Holtbrugge D., Berg N. Learning style preferences and the perceived usefulness of elearning // Teaching in Higher Education. 2012. № 17(3). P. 309-322.
10. Theory of physical culture - a massive open online course in educational process / V. Bakayev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2018. № 18(1). P. 293-297. DOI: 10.7752/jpes.2018.01039
студенты активность дисциплина «Физическая культура» дистанционное обучение теоретический курс эффективность обучения student activity discipline "physical culture" distance learning theoretical course
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты