Спросить
Войти

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Автор: Ширинкина Мария Андреевна

УДК 811.161.1:37.091.3

Ширинкина Мария Андреевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7 (342) 2396256 E-mail: m555a@yandex.ru

Лобашева Александра Андреевна

Магистр филологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7 (342) 2396256 E-mail: lobashevasasha18@gmail.com

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты исследования, посвященного проблемам использования информационных компьютерных технологий в обучении русскому языку, в частности, вопросу о дидактических возможностях квеста как средства формирования лингвистических компетенций у учащихся средней школы. Актуальность и новизна темы исследования объясняются несколькими факторами: в методике преподавания русского языка отсутствует общепринятое определение понятия «квест», в используемых в школе учебно-методических комплексах есть установки на использование игровых методов обучения, но об образовательных квестах не упоминается, в сети Интернет представлены web-квесты по разным школьным предметам, однако образовательных квестов по русскому языку среди них чрезвычайно мало. В статье раскрыто содержание понятия «компетенция», рассмотрены варианты интерпретации понятия «лингвистическая компетенция», обозначены черты личности учащегося, отражающие сформированность у него лингвистических компетенций (коммуникативной, языковедческой, культуроведческой). С учетом различных точек зрения на природу технологии квеста дается собственное определение квеста как интегрированной педагогической технологии, допускающей элементы проектной, исследовательской деятельности, кейс-технологий и ролевой игры и содержащей в себе комплект обучающих и развивающих заданий. Описаны особенности применения квестов на уроках русского языка. Представлены разработанные обучающие квесты по стилистике русского языка «Знатоки стилистики» для учащихся 8-9 классов и по морфологии «Путешествие в страну Местоимений» для 6 классов средней школы. Охарактеризованы цели, задачи, структура этих квестов, методика работы с ними.

Введение

В условиях распространения интернета (и непредвиденного перехода на дистанционное обучение) важное место в современном процессе обучения занимают новые образовательные методы, приемы и технологии. Одной из таких технологий является квест и его разновидность - web-квест.

Несмотря на возрастающую популярность данной технологии, во-первых, наблюдаются противоречия в определении сущности этого явления с точки зрения методики обучения, во-вторых, остается не вполне понятным вопрос о его дидактических возможностях и преимуществах перед традиционными методами обучения, в-третьих, в существующих УМК по русскому языку для средней школы не предусмотрено применение этой инновационной технологии и, наконец, в печатных и электронных публикациях учителей-словесников представлено чрезвычайно мало практических разработок, содержащих квесты. Все эти факторы и обусловливают актуальность предпринятого исследования.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании целесообразности использования технологий квеста и web-квеста для формирования комплекса лингвистических компетенций на уроках русского языка и разработке образовательных квестов по стилистике и морфологии русского языка для средней школы.

Представляется, что применение обучающих квестов на уроках русского языка формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует развивающие, обучающие и воспитательные цели.

Основная часть

Как известно, современное образование носит компетентностный характер. В науке существует несколько подходов к определению понятия компетенции: психологический, собственно педагогический, лингвопсихологический. Мы склонны придерживаться собственно лингвопсихологического подхода и вслед за И. А. Зимней определяем компетенцию как «внутреннее потенциальное когнитивное образование, актуализируемое затем в деятельности, <...> предпосылку и основу формирования компетентности как актуализированного, интегративного, базирующегося на знаниях, интеллектуально и социокультурно обусловленного личностного качества, проявляющегося в деятельности, поведении человека в его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач» [Зимняя, 2013, с. 24].

Конкретный вид компетенции - лингвистическая компетенция - в лингводидактике трактуется неоднозначно. В методике преподавания иностранных языков понятие лингвистической компетенции становится синонимом языковой компетенции. Однако в методике преподавания русского языка чаще всего эти понятия разграничиваются. Так, Е. А. Быстрова считает, что лингвистическая компетенция «представляет собой осмысление речевого опыта, включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса, определенного комплекса понятий», а языковую компетенцию характеризует овладение самим языковым материалом [Быстрова, 2008, с. 37]. Л. В. Черепанова определяет лингвистическую компетенцию как «совокупность специальных (лингвистических и учебно-языковых) и общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также

ценностных ориентации и мотивов учебно-познавательной деятельности, сформированную в результате изучения учащимися предметной области «русский язык» и служащую средством формирования лингвистической компетентности» [Черепанова, 2005, с. 22]. В тексте Примерной основной образовательной программы основного общего образования относительно предмета «Русский язык» говорится о трех основных компетенциях -коммуникативной, языковедческой и культуроведческой [Примерная основная..., эл. р.].

Для того чтобы не исказить существа представленной в Программе трактовки компетенций, приведем развернутую цитату:

«Коммуникативная компетенция - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция - способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения» [Там же].

Этот комплекс компетенций мы условно обозначили понятием «лингвистические компетенции», владение которыми предполагает, что у учащегося 1) развиты коммуникативные умения, он легко выстраивает общение со сверстниками и людьми более старшего возраста; 2) сформированы знания о русском языке как системе и отдельных языковых единицах, а также нормах русского литературного языка; 3) выстроены представления о своеобразии русского языка и русской культуры, о нормах русского речевого этикета, выработаны навыки межнационального общения.

Проанализировав учебно-методические комплексы по русскому языку, рекомендованные Министерством Просвещения на 2019-2020 учебный год [Приказ Министерства Просвещения РФ от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников», эл. ресурс], мы сделали вывод о том, что сведения о русистике представлены в них с разной степенью глубины. Можно сказать, что в описанных учебных комплексах в разном объеме содержатся материалы, формирующие у учащихся знания, умения и навыки, которые реализуют лингвистические компетенции. С другой стороны, во всех УМК имеются установки на использование игровых методов обучения, но об образовательных квестах не упоминается. При этом в сети интернет можно найти немало web-квестов по разным школьным предметам: истории, географии, литературе, - однако образовательных квестов по русскому языку среди них чрезвычайно мало.

Таким образом, становится очевидным, что на разных этапах ведения курса «Русский язык» проблема формирования лингвистических компетенций оказывается весьма важной.

При этом одной из современных технологий, которую можно использовать в обучении русскому языку, является технология образовательного квеста и её формы - web-квеста.

В последнее время в отечественных педагогике и дидактике появляется множество работ, посвященных изучению и описанию квеста. Под обучающим квестом Е. И. Багузина понимает проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [Багузина, 2012, с. 4]. В свою очередь, С. А. Осяк уточняет это понимание, замечая, что «квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов» [Осяк, 2015, эл. р.]. Квест как вид проектной деятельности рассматривают Г. А. Воробьев и Э. Л. Емельянова [Воробьев, 2004; Емельянова, 2013]. Некоторые авторы трактуют квест как образовательную игру [Шульгина, 2014; Напалков, 2013].

Иными словами, в современной науке нет единого определения образовательного квеста. Опираясь на мнения ученых, мы попытались сформулировать своё определение этого понятия: квест - это интегрированная педагогическая технология, допускающая элементы проектной, исследовательской деятельности, кейс-технологий и ролевой игры и содержащая в себе комплект обучающих и развивающих заданий, которые могут охватывать отдельную учебную тему, образовательную проблему, целый учебный предмет и даже несколько предметов (быть межпредметными / метапредметными).

Подчеркнем, что квест может выступать как эффективное средство формирования у учеников лингвистических компетенций при условии, что учитель поддерживает высокий уровень учебной мотивации, предлагает творческие задания, интенсифицирует процесс обучения русскому языку за счет самостоятельной работы с дидактически выверенными качественными информационными ресурсами и опирается при этом на принципы наглядности, доступности, интерактивности и мультимедийности.

Работа учеников с образовательным квестом направлена на достижение следующих целей:

- развивающая (развитие интереса к теме урока, предмету, развитие творческих способностей, умения работать в интернете, расширение кругозора),

- обучающая (вовлечение учеников в образовательный процесс, организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся),

- воспитательная (развитие ответственности за свою работу) [Напалков, Первушкина, 2014, с. 52].

Учитель задумывает квест как вид образовательной деятельности, предполагающий, что информация, с которой работают учащиеся, - вся или частично - находится в различных источниках. Если имеется в виду web-квест, то источниками информации будут являться сайты. Ученику даются различные задания, ориентированные на поиск материалов по той или иной теме, а также решение каких-либо учебных или познавательных проблем. Источники информации указываются преподавателем частично или в полном объеме. По завершении квеста ученики представляют отчеты в форме собственных web-страниц, докладов, творческих работ или самостоятельно разработанных заданий для одноклассников.

Таким образом, можно отметить следующие дидактические возможности квестов: развитие навыков информационной деятельности; развитие творческого потенциала; формирование информационной культуры; развитие коммуникативных умений; формирование мотивации учащихся; достижение метапредметных результатов.

Разработка обучающего квеста не нуждается в особых знаниях ПК или языка HTML. Создавать квесты можно на специальных сайтах, используя предложенные шаблоны, а также в социальных сетях или в обычном текстовом документе Microsoft Word. Так, нами были разработаны обучающие квесты: web-квест по стилистике русского языка «Знатоки стилистики» и квест по морфологии «Путешествие в страну Местоимений».

Квест «Знатоки стилистики» подготовлен с помощью интернет-сервиса JIMDO. Квест нацелен на приобретение и закрепление школьниками 8-9 классов знаний о стилистической системе русского языка. Это ролевой квест, который предполагает, что участники выполняют определенные задания в соответствии с выбранной ими заранее ролью: историки, лингвисты, стилисты и корректоры. Квест включает задания двух уровней. На первом уровне игрокам предлагается изучить сайты-помощники и разработанный преподавателем глоссарий. На втором уровне учащиеся закрепляют изученный материал - разрабатывают упражнения по стилистике с помощью сервиса LearningApps.org. По окончании работы команды обмениваются созданными заданиями и проводят их взаимопроверку. Разработанный web-квест «Знатоки стилистики» расположен по адресу: https://web-kwest-lobasheva.jimdo.com/.

Вторая разработка - тематический квест «Путешествие в страну Местоимений» для 6 класса основной школы. Он может использоваться как на этапе изучения нового материала, так и при закреплении изученного. В соответствии с этим цель квеста мы видим в следующем: дать новые / дополнить имеющиеся знания о местоимении и его морфологических признаках, сформировать / совершенствовать умение находить местоимения в предложении, сформировать / совершенствовать навык правописания местоимений и их употребления в речи (ср. пример из: [Медведева, 2015, с. 13-14]).

Квест состоит из трех блоков (теоретического, поисково-познавательного и закрепляющего). В теоретическом блоке актуализируются полученные ранее знания о местоимении как части речи.

Поисково-познавательный блок включает два задания и представляет собой по существу микроисследование. В заданиях указаны ссылки на те ресурсы, которые предварительно изучены и отобраны преподавателем.

Первое задание ориентировано на поиск информации о группах местоимений по соотношению с другими частями речи. После изучения этих источников учащиеся составляют текст-справку о группах местоимений по предложенному преподавателем плану. Результатом работы учеников становится интеллект-карта или кластер, содержащие полную информацию о каждой группе местоимений.

Второе задание направлено на поиск и отбор информации о разрядах местоимений. Для поиска информации предложены источники, содержащие материалы как о местоимении в целом, так и о каждом отдельном разряде местоимений. Результатом работы учеников становится текст, содержащий полную информацию об отдельном разряде местоимений. Этот текст затем включается в коллективный справочник о местоимениях.

Закрепляющий блок содержит последнее задание и также предполагает работу в группах. Это задание включает комплекс упражнений, каждое из которых посвящено одному разряду местоимений. Группа обучающихся должна выполнить все упражнения и выслать каждое из них на проверку той группе, которая изучала теорию по соответствующему разряду местоимений. Группы проверяют полученные упражнения и ставят оценки в заранее подготовленной таблице.

Во время перехода на дистанционную форму обучения в апреле-мае этого учебного года мы апробировали квест «Путешествие в страну Местоимений» в 6 классах МБОУ «Гимназия № 17» г. Перми.

Результатом выполнения первого задания квеста стала интеллект-карта о группах местоимений - так называемая «карта страны Местоимений» (рис. 1).

Рис. 1. Интеллект-карта «Группы местоимений по соотношению с классами частей речи»

Выполнение второго задания завершилось разработкой справочника о разрядах местоимения - «путеводителя по стране Местоимений». Работая над третьим заданием, учащиеся закрепили полученные теоретические знания на практике, поработали с текстами, приобрели навык взаимопроверки.

Заключение

Таким образом, умения производить поиск и качественный отбор информации оказываются чрезвычайно важными свойствами человека. Работа с тематическим образовательным квестом не только способствует эффективному усвоению материала, но и позволяет активизировать внимание учеников, оптимизирует работу учителя, повышает объективность оценки и в целом реализует индивидуальный подход к учащимся.

При этом важно понимать, что использование квеста и других нетрадиционных технологий должно гармонично сочетаться с привычными, традиционными методами и приемами и опираться на принцип целесообразности.

Список литературы

1. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза. Автореф. ... к. пед. н. Москва, 2012. 24 с.
2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. URL: http://literary.ru/literary.ru/ readme.php?subaction=showfullid=1205414234archive=1206184753 (дата обращения: 12.06.2020).
3. Воробьёв Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции. Автореф. ... к. пед. н. Пятигорск, 2004. 20 с.
4. Емельянова Э. Л. Инновационные подходы в области обеспечения готовности студентов к академической мобильности. Автореф. ... к. пед. н. Москва, 2013. 25 с.
5. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16-31.
6. Медведева Н. В., Рябухина Е. А., Фоминых Л. С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2015. 103 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/70638.html (дата обращения: 11.06.2020).
7. Напалков С. В. Тематические образовательные wев-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе. Автореф. ... к. пед. н. Саранск, 2013. 26 с.
8. Напалков С. В., Первушкина Е. А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 51-53.
9. Осяк С. А. и др. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
10. Приказ № 632 от 22 ноября 2019 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/444714232cf3aff28e7b363309aa7fcb/ download/2549/ (дата обращения: 16.05.2020).
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 04.02.2020) URL: http://fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 06.05.2020).
12. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы). Автореф. ... д. пед. н. Москва, 2005. 58 с.
13. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест. Автореф. ... к. пед. н. Томск, 2014. 25 с.

Shirinkina M. A.

Ph.D. (Philology), Associate Professor of Russian Language and Stylistics Department, Perm State University

Lobasheva A. A.

Master (Philology), Perm State University

QUEST AS A MEANS OF FORMING LINGUISTIC COMPETENCIES IN THE RUSSIAN LANGUAGE LEARNING IN A SECONDARY SCHOOL

The article presents the results of a study devoted to the problems of using computer technologies in teaching the Russian language, in particular, the question of the didactic potential of the quest as a means of forming linguistic competencies in secondary school students. The relevance and novelty of the research topic is explained by several factors: in the methodology of teaching the Russian language there is no universally accepted definition of the concept of "quest", the educational and methodological complexes used in the school have settings for the use of game teaching methods, but educational quests are not mentioned, the Internet presents web-quests in various school subjects, but there are extremely few educational quests in the Russian language among them. The article reveals the content of the concept of "competency", considers options for interpreting the concept of "linguistic competency", identifies the personality traits of the student, reflecting the formation of his linguistic competencies (communicative, linguistic, cultural). Taking into account various points of view on the nature of the technology of the quest, the definition of the term quest is given as an integrated pedagogical technology that allows elements of design, research, case technology and role play, and contains a set of training and developmental tasks. The features of the application of quests in the lessons of the Russian language are described. The authors present educational quests on stylistics of the Russian language "Experts in stylistics" for students of the 8th and 9th forms, and quests on morphology "Journey to the Country of Pronouns" for the 6th form students of secondary school. The goals, objectives, structure of these quests, the methodology of working with them are characterized.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ web-КВЕСТ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ russian language teaching technique linguistic competencies educational quest web-quest distance learning
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты