УДК 796.011:377.1 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10807
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.А. Осадчая
Рассмотрена возможность применения балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов для формирования универсальных компетенций бакалавров. Проанализирована связь универсальных компетенций бакалавра физической культуры и трудовых функций тренера. Приведен пример видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно-рейтинговой системы.
На современном этапе развития высшего образования важной задачей становится подготовка бакалавров физической культуры, владеющих фундаментальными основами профессиональной деятельности, спо -собных к личностному и профессиональному развитию в различных сферах [1].
Вузы призваны готовить прежде всего квалифицированного специалиста широкого профиля. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи обучающийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вузе [3].
Одним из способов удовлетворения запросов современного общества на подготовку таких выпускников является формирование универсальных компетенций, которые можно определить как умения и способности человека, обеспечивающие успешную деятельность в различных сферах жизнедеятельности.
Особенностью универсальных компетенций является то, что они представляют собой не набор знаний или умений, а имеют деятельностный характер, проявляются в учебной деятельности и поведенческих действиях.
Универсальные компетенции специалиста носят надпредметный характер, поэтому они должны обладать определенной относительно устойчивой структурой, отражать степень сформированности способностей, готовность к профессиональной деятельности и развитие ценностных ориентаций личности [7].
Бакалавр физической культуры должен обладать универсальными компетенциями, при этом в первую очередь необходимо рассматривать общебиологические, естественнонаучные, гуманитарные и адаптивные
компетенции, далее идут общекультурные и социально-личностные и уже потом инструментальные и общенаучные компетенции [4].
Для определения способов формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры нами был проведен анализ требований профессионального стандарта «Тренер» на предмет содержа -ния в нем требований к наличию у работника универсальных компетенций. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотнесение универсальных компетенций и требований профессионального стандарта «Тренер»
Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач - систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм; - анализ фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности занимающегося; - аналитическая обработка собранных показателей, фактических данных и результатов наблюдений, определение уровня физической подготовленности занимающегося, эффективности соревновательных и тренировочных воздействий
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений - выбор оптимальных форм и видов тренировочных занятий, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической), умение выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки; - выявлять проблемы тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и резервы улучшения результативности тренировочного процесса; - формулировать спортивные цели и разрабатывать модель мотивированного поведения занимающегося при подготовке к спортивным соревнованиям; - обосновывать принятые решения
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде - использовать адекватные средства, методы и формы раскрытия личностного потенциала занимающегося, формирования волевых качеств и основ мотивации в соревновательной деятельности занимающегося; - контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся; - проводить собеседование с целью выявления индивидуальных склонностей, мотивации, психологического настроя занимающегося
Окончание табл. 1
Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностран-ном(-ых) языке(-ах) - умение осуществлять эффективную коммуникацию с подчиненными; - проведение публичных выступлений, обучающих занятий, семинаров, вебинаров по основам спортивной физиологии, организации общей физической подготовки, специальной подготовки
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе отбора; - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации с занимающимися
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни - проведение теоретических занятий в форме лекций, семинаров, а также совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, обучающих и научно-популярных фильмов с занимающимися с целью изучения системы движений, соответствующей особенностям вида спорта; - отбирать наиболее эффективные методики спортивной подготовки, соответствующие целям подготовки занимающихся на тренировочном этапе
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций - обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе; - обеспечение безопасного выполнения занимающимися упражнений по общефизической и специальной подго -товке; - демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений
Таким образом, сопоставление трудовых действий и универсальных компетенций бакалавра физической культуры позволяет сделать вывод о том, что универсальные компетенции бакалавра физической культуры напрямую связаны с трудовыми функциями тренера. В связи с этим фор -мирование универсальных компетенций невозможно без формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1].
Формирование универсальных компетенций бакалавров физической культуры предполагает не информированность в области физической культуры и спорта, а предоставление возможности обучающимся активно участвовать в учебном процессе, освоение опыта деятельности целепола-гания и планирования, самоорганизации, анализа собственных действий и результатов при освоении образовательных программ.
Универсальные компетенции формируются не в виде преподавания отдельных дисциплин, а за счет системы целостности образовательного процесса на протяжении всего периода обучения. Это различные формы организации образовательного процесса, содержание и разнообразные активные и интерактивные образовательные технологии.
Задача педагога в данных условиях - создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познаватель -ных, организационных, коммуникативных и профессиональных задач, составляющих содержание образования.
Большими возможностями для формирования универсальных компетенций и выполнения трудовых функций обладает балльно -рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов.
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов направлена на решение следующих задач [5]:
• планирование и стимулирование регулярной учебной работы студентов в семестре;
• совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы студентов в семестре и мониторинга их учебных достижений;
• совершенствование контрольно-измерительных технологий на основе учёта всех видов учебной работы студентов, выработки единства требований и объективизации системы оценивания учебных достижений студентов;
• внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений студентов на основе информационных технологий, повышения качества методического сопровождения учебного процесса;
• активизация личностного фактора в студенческой среде, повыше -ние роли самооценки студентов, внедрение принципа состязательности в учебный процесс.
Балльно-рейтинговая система предполагает использование в учеб -ном процессе различных форм и видов учебной деятельности: коллоквиум, выполнение лабораторно-практических работ, кейс-заданий, участие в выездных семинарах, сдача нормативов, подготовка и защита реферата, выполнение заданий исследовательского характера, подготовка научной статьи, составление структурно-логической схемы, таблицы, опорного конспекта на основе текста лекций и др.
В связи с тем, что при компетентностном подходе знания не являются самоцелью, а становятся лишь основой для формирования личностных качеств обучающегося, роль интерактивных форм обучения существенно возрастает. Поэтому в образовательной практике, кроме традиционных заданий и упражнений, целесообразно использовать деловые и ролевые игры, имитационные игры, моделирование и анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссию, пресс-конференцию, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и т. д. Подобные формы работы ведут к развитию универсальных компетенций бакалавра [2].
В табл. 2 приведены примеры видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно -рейтинговой системы.
Таблица 2
Виды и содержание учебной деятельности дисциплины «Математическая статистика в физической культуре»
Виды деятельности Содержание учебного материала (разделы и темы)
Посещение занятий Контрольная работа Основные понятия теории вероятностей. Вычисление вероятности события
Разработка опорного конспекта Основы комбинаторики
Расчётно-графическая работа Анализ статистических данных
Устный опрос Проверка статистических гипотез
Лабораторно-практическая работа Лабораторно-практическая работа № 2-7
Самостоятельная работа. Изучение статистических критериев 1. Критерий Макнамары. 2. Медианный критерий. 3. Критерий х2 (хи-квадрат). 4. Критерий Колмогорова - Смирнова. 5. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Учебно-исследовательская работа Проверка статистических гипотез
Тестирование по дисциплине Основные понятия теории вероятностей и математической статистики
Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений реализует индивидуальный подход в обучении: учебная работа студента регулируется за счет самостоятельного выбора способов деятельности, учебно-методического обеспечения, уровня сложности исследования в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Правила балльно-рейтинговой системы объявляются студентам заранее и не меняются в течение семестра. Поэтому студентам необходимо четко представлять себе цели и задачи предстоящей работы, наметить способы их достижения и спланировать учебную деятельность.
В данном случае навыки самоорганизации в образовательном процессе проявляются в том, что обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности, а именно: он планирует собственную деятельность, ставит цель, активно участвует в процессе обучения, анализирует и корректирует свою работу.
Таким образом, реализация балльно--рейтинговой системы оценивания учебных достижений позволяет формировать у обучающихся универ -сальные компетенции, а именно: навыки постановки цели и конкретизации задач (УК-2), навыки самооценки (УК-3), навыки самоорганизации (УК-6).
Список литературы
Осадчая Людмила Александровна, канд. пед. наук, доц., lydmila_osadchaya@, mail.ru, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры
SCORE-RATING SYSTEM AS A MEANS OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
L.A. Osadchaya
The possibility of using a point-rating system for assessing students& academic achievements for the formation of universal competencies of bachelors is considered. The connection between the universal competences of a bachelor ofphysical culture and the work functions of a trainer is analyzed. An example of the types and content of educational activities when mastering the discipline "Mathematical statistics in physical culture" within the framework of the point-rating system is given.
Osadchaya Lyudmila Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, lydmila_osadchaya@,mail. ru, Russia, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) Ural State University of Physical Culture
References