Спросить
Войти

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор: Осадчая Людмила Александровна

УДК 796.011:377.1 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10807

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.А. Осадчая

Рассмотрена возможность применения балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов для формирования универсальных компетенций бакалавров. Проанализирована связь универсальных компетенций бакалавра физической культуры и трудовых функций тренера. Приведен пример видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно-рейтинговой системы.

На современном этапе развития высшего образования важной задачей становится подготовка бакалавров физической культуры, владеющих фундаментальными основами профессиональной деятельности, спо -собных к личностному и профессиональному развитию в различных сферах [1].

Вузы призваны готовить прежде всего квалифицированного специалиста широкого профиля. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи обучающийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вузе [3].

Одним из способов удовлетворения запросов современного общества на подготовку таких выпускников является формирование универсальных компетенций, которые можно определить как умения и способности человека, обеспечивающие успешную деятельность в различных сферах жизнедеятельности.

Особенностью универсальных компетенций является то, что они представляют собой не набор знаний или умений, а имеют деятельностный характер, проявляются в учебной деятельности и поведенческих действиях.

Универсальные компетенции специалиста носят надпредметный характер, поэтому они должны обладать определенной относительно устойчивой структурой, отражать степень сформированности способностей, готовность к профессиональной деятельности и развитие ценностных ориентаций личности [7].

Бакалавр физической культуры должен обладать универсальными компетенциями, при этом в первую очередь необходимо рассматривать общебиологические, естественнонаучные, гуманитарные и адаптивные

компетенции, далее идут общекультурные и социально-личностные и уже потом инструментальные и общенаучные компетенции [4].

Для определения способов формирования универсальных компетенций бакалавров физической культуры нами был проведен анализ требований профессионального стандарта «Тренер» на предмет содержа -ния в нем требований к наличию у работника универсальных компетенций. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотнесение универсальных компетенций и требований профессионального стандарта «Тренер»

Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач - систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм; - анализ фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности занимающегося; - аналитическая обработка собранных показателей, фактических данных и результатов наблюдений, определение уровня физической подготовленности занимающегося, эффективности соревновательных и тренировочных воздействий

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений - выбор оптимальных форм и видов тренировочных занятий, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической), умение выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки; - выявлять проблемы тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и резервы улучшения результативности тренировочного процесса; - формулировать спортивные цели и разрабатывать модель мотивированного поведения занимающегося при подготовке к спортивным соревнованиям; - обосновывать принятые решения

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде - использовать адекватные средства, методы и формы раскрытия личностного потенциала занимающегося, формирования волевых качеств и основ мотивации в соревновательной деятельности занимающегося; - контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся; - проводить собеседование с целью выявления индивидуальных склонностей, мотивации, психологического настроя занимающегося

Окончание табл. 1

Код и наименование универсальной компетенции выпускника [2] Трудовые действия и необходимые умения в профессиональном стандарте «Тренер» [4]

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностран-ном(-ых) языке(-ах) - умение осуществлять эффективную коммуникацию с подчиненными; - проведение публичных выступлений, обучающих занятий, семинаров, вебинаров по основам спортивной физиологии, организации общей физической подготовки, специальной подготовки

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе отбора; - соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации с занимающимися

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни - проведение теоретических занятий в форме лекций, семинаров, а также совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, обучающих и научно-популярных фильмов с занимающимися с целью изучения системы движений, соответствующей особенностям вида спорта; - отбирать наиболее эффективные методики спортивной подготовки, соответствующие целям подготовки занимающихся на тренировочном этапе

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций - обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе; - обеспечение безопасного выполнения занимающимися упражнений по общефизической и специальной подго -товке; - демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений

Таким образом, сопоставление трудовых действий и универсальных компетенций бакалавра физической культуры позволяет сделать вывод о том, что универсальные компетенции бакалавра физической культуры напрямую связаны с трудовыми функциями тренера. В связи с этим фор -мирование универсальных компетенций невозможно без формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1].

Формирование универсальных компетенций бакалавров физической культуры предполагает не информированность в области физической культуры и спорта, а предоставление возможности обучающимся активно участвовать в учебном процессе, освоение опыта деятельности целепола-гания и планирования, самоорганизации, анализа собственных действий и результатов при освоении образовательных программ.

Универсальные компетенции формируются не в виде преподавания отдельных дисциплин, а за счет системы целостности образовательного процесса на протяжении всего периода обучения. Это различные формы организации образовательного процесса, содержание и разнообразные активные и интерактивные образовательные технологии.

Задача педагога в данных условиях - создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познаватель -ных, организационных, коммуникативных и профессиональных задач, составляющих содержание образования.

Большими возможностями для формирования универсальных компетенций и выполнения трудовых функций обладает балльно -рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов.

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов направлена на решение следующих задач [5]:

• планирование и стимулирование регулярной учебной работы студентов в семестре;

• совершенствование организации учебного процесса на основе равномерного распределения учебной работы студентов в семестре и мониторинга их учебных достижений;

• совершенствование контрольно-измерительных технологий на основе учёта всех видов учебной работы студентов, выработки единства требований и объективизации системы оценивания учебных достижений студентов;

• внедрение инновационных педагогических технологий измерения и оценивания учебных достижений студентов на основе информационных технологий, повышения качества методического сопровождения учебного процесса;

• активизация личностного фактора в студенческой среде, повыше -ние роли самооценки студентов, внедрение принципа состязательности в учебный процесс.

Балльно-рейтинговая система предполагает использование в учеб -ном процессе различных форм и видов учебной деятельности: коллоквиум, выполнение лабораторно-практических работ, кейс-заданий, участие в выездных семинарах, сдача нормативов, подготовка и защита реферата, выполнение заданий исследовательского характера, подготовка научной статьи, составление структурно-логической схемы, таблицы, опорного конспекта на основе текста лекций и др.

В связи с тем, что при компетентностном подходе знания не являются самоцелью, а становятся лишь основой для формирования личностных качеств обучающегося, роль интерактивных форм обучения существенно возрастает. Поэтому в образовательной практике, кроме традиционных заданий и упражнений, целесообразно использовать деловые и ролевые игры, имитационные игры, моделирование и анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссию, пресс-конференцию, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол и т. д. Подобные формы работы ведут к развитию универсальных компетенций бакалавра [2].

В табл. 2 приведены примеры видов и содержания учебной деятельности при освоении дисциплины «Математическая статистика в физической культуре» в рамках балльно -рейтинговой системы.

Таблица 2

Виды и содержание учебной деятельности дисциплины «Математическая статистика в физической культуре»

Виды деятельности Содержание учебного материала (разделы и темы)

Посещение занятий Контрольная работа Основные понятия теории вероятностей. Вычисление вероятности события

Разработка опорного конспекта Основы комбинаторики

Расчётно-графическая работа Анализ статистических данных

Устный опрос Проверка статистических гипотез

Лабораторно-практическая работа Лабораторно-практическая работа № 2-7

Самостоятельная работа. Изучение статистических критериев 1. Критерий Макнамары. 2. Медианный критерий. 3. Критерий х2 (хи-квадрат). 4. Критерий Колмогорова - Смирнова. 5. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Учебно-исследовательская работа Проверка статистических гипотез

Тестирование по дисциплине Основные понятия теории вероятностей и математической статистики

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений реализует индивидуальный подход в обучении: учебная работа студента регулируется за счет самостоятельного выбора способов деятельности, учебно-методического обеспечения, уровня сложности исследования в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Правила балльно-рейтинговой системы объявляются студентам заранее и не меняются в течение семестра. Поэтому студентам необходимо четко представлять себе цели и задачи предстоящей работы, наметить способы их достижения и спланировать учебную деятельность.

В данном случае навыки самоорганизации в образовательном процессе проявляются в том, что обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности, а именно: он планирует собственную деятельность, ставит цель, активно участвует в процессе обучения, анализирует и корректирует свою работу.

Таким образом, реализация балльно--рейтинговой системы оценивания учебных достижений позволяет формировать у обучающихся универ -сальные компетенции, а именно: навыки постановки цели и конкретизации задач (УК-2), навыки самооценки (УК-3), навыки самоорганизации (УК-6).

Список литературы

1. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компе-тенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135.
2. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Н.Е. Булгакова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/pdf/2013/07/ 2013 07 15.pdf(дата обращения: 16.03.2020).
3. Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля / И.В. Тарасевич [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11(165). [Электронный ресурс]. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/11-165-2018/p344-348.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
4. Подготовка бакалавров физической культуры в формате компе -тентностного подхода / О.С. Доржиева [и др.] // Вестник Бурятского госу -дарственного университета. 2017. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-fizicheskoy-kultury-v -formate-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 16.03.2020).
5. Положение о балльной-рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportural.ru/usr/Document/Pologinei/Pologenie_BRS_27.04.2015.p df (дата обращения: 21.03.2020).
6. Профессиональный стандарт «Тренер» [Электронный ресурс]. URL: http:// garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (дата обращения: 16.03.2020).
7. Универсальные компетенции студентов и магистрантов: дина -мика и структура / А.П. Лобанов [и др.] // Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/15123/1/ Lobanov-statya.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 940 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 16.03.2020).

Осадчая Людмила Александровна, канд. пед. наук, доц., lydmila_osadchaya@, mail.ru, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

SCORE-RATING SYSTEM AS A MEANS OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE

L.A. Osadchaya

The possibility of using a point-rating system for assessing students& academic achievements for the formation of universal competencies of bachelors is considered. The connection between the universal competences of a bachelor ofphysical culture and the work functions of a trainer is analyzed. An example of the types and content of educational activities when mastering the discipline "Mathematical statistics in physical culture" within the framework of the point-rating system is given.

Osadchaya Lyudmila Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, lydmila_osadchaya@,mail. ru, Russia, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) Ural State University of Physical Culture

References

1. Kazakova E.I., Tarhanova I.Yu. Ocenka universal&nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel&nyh programm [Assessment of universal competencies of students in the development of educational programs] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2018. No. 5. P. 127-135.
2. Kompetentnostnaya sostavlyayushchaya v professional&noj podgotovke bakalavrov fizicheskoj kul&tury [Competency component in the professional training of bachelors of physical education] / N.E. Bulgakova [et al.] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental&nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2013. No. 7. [Electronic resource]. URL: https://applied-research.ru/pdf/2013/07/2013_07_ 15.pdf (accessed: 03.16.2020).
3. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k budushchej professional&noj deyatel&nosti u studentov vuza fizkul&turno-sportivnogo profilya [Pedagogical conditions for the formation of interest in future professional activities among university students of physical education and sports profile] / I.V. Tarasevich [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No 11(165). [Electronic resource]. URL: http: // lesgaft-notes.spb.ru/files / 11-165-2018Zp344-348.pdf (accessed: 03.16.2020).
4. Podgotovka bakalavrov fizicheskoj kul&tury v formate kompetentnostnogo podhoda [Preparation of bachelors of physical education in the format of the competency-based approach] / O.S. Dorzhieva [et al.] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. 2017. No 4. [Electronic resource]. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-bakalavrov-fizicheskoy-kultury-v-formate-kom-petentnostnogo-podhoda (accessed: 03.16.2020).
5. Polozhenie o ball&noj-rejtingovoj sisteme ocenivaniya uchebnyh dostizhenij studentov Ekaterinburgskogo instituta fizicheskoj kul&tury (filial) FGBOU VO «UralGUFK» [The regulation on the point-rating system for assessing academic achievements of students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of FSBEI HE "UralGUFK"] [Electronic resource]. URL: http://www.sportural.ru/usr/Document/Pologinei/Pologenie_ BRS 27.04.2015.pdf(accessed: 03.21.2020).
6. Professional&nyj standart «Trener» [Professional standard "Trainer"] [Electronic resource]. URL: http: // garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (accessed: 03.16.2020).
7. Universal&nye kompetencii studentov i magistrantov: dinamika i struktura [Universal competencies of students and undergraduates: dynamics and structure] / A.P. Lobanov [et al.] // Teoriya i praktika psihologo-pedagogicheskoj podgotovki specialista v universitete [Theory and practice of psychological and pedagogical training of a specialist at the university] [Electronic resource]. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/15123/1/ Lobanov-statya.pdf (accessed: 03.16.2020).
8. Federal&nyj gosudarstvennyj obrazovatel&nyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul&tura. Vveden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 19 sentyabrya 2017 g. № 940 [The Federal State Educational Standard for Higher Education - undergraduate in the field of preparation 03.03.01 Physical education. Introduced by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated September 19, 2017 No. 940] [Electronic resource] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (accessed: 03.16.2020).
балльно-рейтинговая система оценивание учебных дости-жений студентов образовательный стандарт универсальные компетенции профес-сиональный стандарт трудовые функции point-rating system assessment of educational achievements of students educational standard universal competencies
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты