Спросить
Войти

Особенности распределения тренировочной нагрузки в подготовке лыжников-гонщиков старших разрядов

Автор: Потапов Сергей Анатольевич

Таким образом, педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности охватывает процессы воспитания, развития и обучения магистров образования, определяет развитие их культуры безопасности жизнедеятельности и профессионально-педагогическую готовность к творческой деятельности и креативного создания принципиально новых способов и методов решения профессиональных задач.

Литература

1. Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности : монография / С.В. Абрамова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 200 с. - ISBN 978-5-8064-2055-9.
2. Пономарева, И.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин. - Москва : Изд. Центр «Академия», 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-76958822-8.
3. Попова, Р.И. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Р.И. Попова // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1. - С. 162-165.
4. Станкевич, П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования / П.В. Станкевич // Наука и школа. - 2008. - № 2. - С. 5-7.
5. Станкевич, П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования : монография / П.В. Станкевич. - СПб. : Изд-во «ТЕССА», 2006. - 164 с. - ISBN 5-94086-050-8.

REFERENCES

1. ЛЬгашоуа, S.V (2014), Theory and practice of bachelor of education in health and safety: monograph, publishing house RGPU, St. Petersburg.
2. Ропошагеуа, I.N., Rogovaya, O.G. and Solomin, V.P. (2012), Methods of teaching biology: textbook, Publishing Centre "Academy", Moscow.
3. Popova, R.I. (2016), "Current questions with respect to purposes of pedagogical education in the sphere of health and safety", Journal High school pedagogics, No. 3.1, pp. 162-165.
4. Stankevich, P.V. (2008), "Innovation in the preparation of a master of science education", Journal Science and school, No. 2, pp. 5-7.
5. Stankevich, P.V. (2006), Theory and practice of bachelor in the multi-level science education: monograph, publishing house "TESSA", St. Petersburg.

Контактная информация: regina_popova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2016

УДК 796.92

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ

Сергей Анатольевич Потапов, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

В статье приведены данные результатов анализа тренировочной нагрузки квалифицированных лыжников-гонщиков в двухгодичном цикле подготовки. Для определения наиболее рационального соотношения выполняемой нагрузки циклического характера в годичном цикле тренировки лыжников-гонщиков и определения эффективности тренировочного процесса были использованы педагогические тесты на отдельных периодах подготовки спортсменов.

FEATURES OF DISTRIBUTION OF TRAINING LOAD IN TRAINING OF SKIERS

WITH TOP GRADES

Sergey Anatolyevich Potapov, the senior teacher,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article presents the data of results of the analysis of training loads of the qualified skiers-racers in the biennial cycle. To determine the most efficient ratio of the performed load of the cyclical nature within the annual cycle of the athletes training and determine the effectiveness of the training process the author used the educational tests for the separate periods of the athletes training.

Анализ тренировочного процесса квалифицированных спортсменов в течение последних десятилетий выявил ярко выраженную тенденцию роста общего объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что привело к существенному повышению уровня спортивных достижений. Вместе с тем, для настоящего времени характерен поиск наиболее оптимальных вариантов построения учебно-тренировочного процесса в лыжных гонках. Составным элементом в системе спортивной тренировки становится контроль эффективности подготовки спортсменов на разных этапах [1, 4]. В виду этого, наряду с планированием и учетом фактически выполненной тренировочной нагрузки используется система тестов для определения суммарного тренировочного эффекта периода (микро-, макро-, мезоцикла) направленной подготовки [2, 3].

Цель наших исследований заключалась в определении наиболее рационального соотношения выполняемой нагрузки в годичном цикле тренировки лыжников-гонщиков старших разрядов и определение эффективности тренировочного процесса. В исследованиях принимали участие спортсмены I спортивного разряда и КМС, в количестве 16 человек. Педагогические наблюдения проводились в течение двухгодичного цикла тренировки. Анализировался объем тренировочной нагрузки на этапах годичного цикла подготовки. В подготовительном периоде каждого годичного цикла проводились контрольные испытания с использованием следующих тестов: подтягивание, прыжок с места, 10-кратный прыжок с места, бег на 800 м и кросс на 1000 и 5000 м. В соревновательном периоде - контрольные соревнования на дистанции 10 км. Критерий надёжности применяемых тестов определялся по результатам корреляционной связи между показателями тестов, полученных в двухгодичном цикле подготовки спортсменов. Коэффициенты корреляции между контрольными тестами находятся в пределах r = 0,92^0,98.

Анализ объемов тренировочной нагрузки, выполненных в каждом периоде годичного цикла подготовки, показал, что во втором годичном цикле подготовки тренировочный процесс испытуемых был организован с ориентиром на динамику функционального состояния первого года подготовки, но с изменением объемов и соотношений по всем параметрам тренировочных нагрузок. Анализируя таблицу 1 можно отметить, что во втором годичном цикле (2014-2015 гг.) достоверно увеличился объём нагрузок анаэробной направленности и смешанного аэробно-анаэробного воздействия, а объём циклических нагрузок аэробной направленности снизился.

Таблица 1 - Объемы нагрузок различной направленности в двухгодичном цикле тренировки_

Направленность Размер Периоды Всего за год

Подготовительный Соревновательный Переходный

2013-2014 2014-2015 2013-2014 2014-2015 2013-2014 2014-2015 2013-2014 2014-2015

Аэробная км 1846 1856 1459 1345 105 86 3410 3287

% 68,4 66,3 60,8 53,8 100 71,4 67,9 64,1

Смешанная км 675 711 502 545 - 34.3 1177 1290

% 25,0 25,4 20,9 21,8 - 28,6 22,9 24,9

Анаэробная км 178 232 439 610 - - 617 842

% 6,6 8,6 18,3 24,4 - - 9,2 11,0

Следует отметить, что нагрузки аэробного воздействия имеют тенденцию неравномерного изменения, а именно, показатели соревновательного периода значительно ниже данных подготовительного периода, особенно во втором годичном цикле.

При анализе нагрузок анаэробной направленности, можно отметить увеличение показателей в соревновательном периоде, по сравнению с подготовительным, в обоих годичных циклах. Эти данные значительно превышают во втором соревновательном периоде относительно первого. Нагрузки в зоне анаэробного воздействия увеличились с 8,6% до 18,3% к началу соревновательного периода и до 24,4% к середине.

Нагрузки смешанной аэробно-анаэробной направленности в двухлетней подготовке спортсменов изменяются незначительно. Как правило, в годичном цикле большой объем нагрузки аэробно-анаэробной направленности применяется в подготовительном периоде. В результате анализа показателей физической работоспособности (по индексу Гарвардского степ-теста) в двухгодичном цикле тренировки спортсменов было установлено повышение нагрузки от подготовительного к соревновательному периоду в обоих годичных циклах тренировки (р<0,05). Показатели второго годичного цикла превышают аналогичные показатели первого в среднем на 10% (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительные данные показателей физической работоспособности спортсменов в двухгодичном цикле тренировки_

Показатели ИГСТ (усл.ед.)

Статистические 2013-2014 гг. 2014-2015 гг.

показатели Подготовительный Соревновательный Подготовительный Соревновательный

период (1) период (2) период (3) период (4)

X 136,5 147,0 139,5 151,5

±о 7,8 5,8 8,4 5,3

±т 2,4 1,8 2,6 1,7

Примечание: р1-2<0,05; р1-3<0,05; р3-4<0,05.

Анализируя данные контрольных испытаний по результатам соревнований в двухлетней подготовке спортсменов (таблица 3), можно отметить улучшение спортивно-технических результатов испытуемых во втором годичном цикле, по сравнению с первым. Результаты в беге на 800 и 1000 м улучшились соответственно на 4,3 и 4%, в кроссе с имитацией - на 4% (р<0,05).

Таблица 3 - Результаты в тестах контрольных испытаний спортсменов в подготовительном периоде в двухгодичном цикле тренировки_

Стат. показ. Подготовительный период 2013-2014 гг. Подготовительный период 2014-2015 гг.

Подтягивание, раз Прыжки 10-й, м Бег 800, с Бег 1000 м, с Кросс с имитацией 5 км, с Подтягивание, раз Прыжки 10-й, м Бег 800, с Бег 1000 м, с Кросс с имитацией 5 км, с

Х 16 25,56 145 190,4 1143,4 19,0 26,11 138,7 182,9 1097,2

±о 4,22 0,75 6,81 7,46 73,7 4,54 0,69 4,22 9,74 69,48

±т 1,34 0,24 2,15 2,36 23,32 1,46 0,22 1,34 3,08 21,98

В тестовых упражнениях, определяющих уровень силовой и скоростно-силовой подготовленности также произошли достоверные изменения в сторону улучшения результатов в подтягивании и десятикратном прыжке (р<0,01).

В соревновательном периоде также можно отметить значительное повышение спортивных результатов (таблица 4). В контрольных соревнованиях (10 км) в первом соревновательном периоде произошло улучшение результата с 1940 сек. до 1757 сек., во втором - с 1814 сек. до 1707 сек.

Таблица 4 - Сравнительные данные результатов на дистанции 10 км (в секундах)

Статистические показатели Соревновательный период 2013-2014 гг. Соревновательный период 2014-2015гг.

В начале В конце В начале В конце

X 1940 1757 1814 1707

±о 1,03 0,91 1,01 0,70

±т 0,33 0,29 0,32 0,22

р<0,01 р<0,05

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

- показатели аэробной и анаэробной производительности находятся в зависимости от величины суммарного объема выполненной тренировочной нагрузки. Выполнение в годичном цикле подготовки нагрузок аэробной направленности - 3287 км (64,1%), смешанной аэробно-анаэробной направленности - 1290 км (24,9%), анаэробной направленности - 842 км (11%) приводят к достоверному приросту функциональных возможностей и повышении спортивных результатов лыжников-гонщиков;

- положительная динамика показателей в тестовых упражнениях, в двухгодичном цикле тренировки свидетельствует о рациональном распределении тренировочной нагрузки для развития физических качеств лыжников-гонщиков и повышении уровня их подготовленности.

Литература

1. Баранов, Л.С. Контроль за специальной подготовленностью лыжника-гонщика / Л.С. Баранов, Е.Н. Приходько, М.Л. Баранова // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке : сб. науч. тр. - Хабаровск, 2000. - С. 3-6.
2. Булкин, В.А. Оперативная оценка готовности спортсменов к предстоящей тренировочной деятельности / В.А. Булкин, И.В. Иванова // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 6. - С. 40-45.
3. Гилязов, Р.Г. Диагностика выносливости лыжников-гонщиков старших разрядов / Р.Г. Гилязов // Сб. науч. тр., посвящ. 70-летию образования кафедры теории и методики лыжного спорта РГУФК. - М., 2007. - С. 61-72.
4. Сенченко, В.В. Комплексное тестирование функциональной подготовки лыжников-гонщиков // Тез. докл. науч.-практ. конф. - Великие Луки, 1995. - С. 39-41.

REFERENCES

1. Baranov, L.S., Prikhodko, E.N. and Baranov M.L. (2003), "Control of specially trained skiers", Problems of Physical Culture, Sport and Health in the Far East, conference, Khabarovsk, pp. 3-6.
2. Bulkin, V.A. and Ivanova, I.V. (1996), "Operational readiness assessment of athletes for the upcoming training activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 40-45.
3. Gilyazov, R.G. (2007), "Diagnosis endurance cross-country racers MSBs", Coll. Scientific works Dedicated. 70th anniversary of the way department of skiing, RGUFK, Moscow, pp. 61-72.
4. Senchenko, V.V. (1995), "Comprehensive testing of functional training country tracks", conference, Velikie Luki, pp. 39-41.

Контактная информация: l-gsgafkst@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2016

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТИ (Ф) СВФУ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО

Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Александровна Мороз, студентка, Алена Игоревна Черцова, студентка, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ТИ (ф) ФГАОУ ВО «СВФУ»), г. Нерюнгри

Аннотация

Авторами представлена реализация проекта, цель которого направлена на повышение мотивации и уровня готовности студентов к выполнению норм комплекса ГТО. Авторы предлагают различные формы работы для создания положительной мотивации студентов в вузе, методическую разработку для самостоятельных занятий на силу, гибкость и скоростно-силовые качества. Показа-

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА АДАПТАЦИЯ ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты