практ. конф. / Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2007. - С. 62-66.
REFERENCES
Контактная информация: nata_575@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.11.2016
УДК 796.856.2
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 13-15
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет. Данный факт предполагает рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, для достижения высоких спортивных результатов с учётом их особенностей биологического развития (сенситивность развития). По существу система подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации, является основой следующего этапа, этапа спортивного совершенствования.
FEATURES OF INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION IN AGE GROUP OF 13-15 YEARS
Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization for the age group of 13-15 years. This fact assumes the rational planning of the effective system of the athletes training for achievement of high sports results taking into account their features of biological development (sensitivity of development). In its essence the system of training of the athletes at the stage of sports specialization is the basis for the further stage, namely the stage of sports perfection.
Интегральная подготовка в тхэквондо складывается из рационального объединения всех составляющих подготовки в их взаимовлиянии и взаимодополнении, реализуемая на всех этапах спортивной подготовки она позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности занимающихся. Реализация такой «мета-тренировки» (по аналогии с мета-курсом в педагогике, реализующим межпредметные связи и личностно-ориентированный подход в обучении) возможна только в рамках индивидуализированной системы подготовки - научного направления, развиваемого на кафедре теории и методики бокса [4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 16, 19, 22, 23, 24]. Реализация индивидуализированной системы подготовки осуществляется на основе объективной обратной связи между тренером и спортсменов, т.е. непрерывным мониторингом на протяжении всего учебно-тренировочного процесса [9, 11, 17, 18, 25].
Биологические предпосылки формирования спортсмена приходятся на период полового созревания в среднем на возраст 13-15 лет.
Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества. Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушениями в развитии. Юношеский возраст, как никакой другой, сенситивен для формирования устойчивой и аргументированной позитивной Я-концепции (http://nsportal.ru/blog/shkola/tekhnologiya/all/2013/02/08/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchashchikhsya)
Возраст 13-15 лет согласно федеральным стандартам спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо относится к тренировочному этапу (этапу спортивной специализации), а конкретнее учебно-тренировочным группам третьего и четвёртого годов обучения.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) реализуются следующие задачи:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта тхэквондо;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов (minsport.gov.ru>sport/podgotovka/82/27833/).
Как показывает анализ соревновательной деятельности, спортсмены не полностью
реализуют свой потенциал. Не всегда - тренеры и сами спортсмены рассматривают систему подготовки комплексно.
Важнейшей задачей в процессе подготовки тхэквондиста на этапе спортивной специализации является максимальное развитие физических качеств, необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности. Тренировочные воздействия, оказываемые
на организм в сенситивные периоды наиболее эффективны. Наибольшее развитие в этот период происходит таких физических качеств как: быстрота, выносливость, сила и др., максимально происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, функциональные резервы организма развиваются в наибольшей степени. Все эти физические качества проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры движений.
Значительно больший интерес представляет специальная физическая подготовка тхэквондистов на этапе спортивной специализации. Наиболее значимая задача специальной физической подготовки это обеспечение высокого уровня функциональной подготовленности организма тхэквондиста для совершенствования технико-тактического мастерства и максимального уровня подготовленности к соревнованиям. Специальная физическая подготовка тхэквондистов на этапе спортивной специализации отвечает специфике избранного вида спорта. В федеральных стандартах спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо определены влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта тхэквондо (таблица 1).
Таблица 1 - Физические качества и телосложение
Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности 3
Мышечная сила 2
Вестибулярная устойчивость 3
Выносливость 2
Гибкость 3
Координационные способности 3
Телосложение 1
Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние (шш-sport.gov.ru>sport/podgotovka/82/27833/)
Как следует из таблицы, наиболее значимые физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо это: скоростные способности, вестибулярная устойчивость, координационные способности, (гибкость максимально развивается в более раннем возрасте), среднее влияние оказывают мышечная сила и выносливость. Всё это накладывает огромную ответственность на этап спортивной специализации по существу являющейся основой следующего этапа, этапа спортивного совершенствования. Таким образом, для увеличения технического арсенала тхэквондиста, вариативности атакующих и контратакующих действий, для достижения максимального результата, необходимо развивать специальные физические качества в определенном возрасте, в нашем случае в 13-15 лет, создавая необходимую базу для дальнейшего развития тхэквондиста.
Особые требования на этапе спортивной специализации в тхэквондо предъявляются к технической подготовке, а эффективность и экономичность действий, являются основными показателями технического мастерства тхэквондиста. Главным критерием технического мастерства, является эффективность и экономичность действий тхэквондиста, высокий уровень результативности и высокая их стабильность. Рациональность учебно-тренировочного процесса на этапе спортивной специализации в тхэквондо, обеспечивается высоким уровнем технического мастерства, которое заключается в достижении максимальной эффективности экономичности действий тхэквондиста при минимальных затратах энергии. Целесообразно заметить, что чем выше уровень технической подготовленности тхэквондиста, тем он более подготовлен к постоянно меняющимся ситуациям в процессе поединка. Продолжительность занятий избранным видом спорта, в нашем случае тхэквондо, напрямую влияют на его опыт и надёжность действий.
Совершенствование тактического мастерства на этапе спортивной специализации в тхэквондо необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня технической,
физической, интеллектуальной и психологической подготовленности конкретного спортсмена (Дахновский В. С., Лещенко С. С., 1989; Туманян Г. С., 1997; Матвеев Л. П., 1999; Платонов В.Н., 2004; Мунтян В. С., 2006). Совершенствованию тактического мастерства, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, в предсоревновательном и соревновательном периоде уделяется огромное внимание с целью улучшения тренировочного процесса, повышения уровня подготовленности спортсменов к соревнованиям. Тактическое мастерство и творческое мышление в боевой обстановке непосредственно влияют на эффективность применяемых технических действий в соревновательной деятельности тхэквондиста.
Психологическая подготовка объединяет все другие стороны подготовки на этапе спортивной специализации в тхэквондо и имеет избирательную направленность на технико-тактическое совершенствование тхэквондистов. Проявление технических, тактических и физических качеств тхэквондиста зависит от уровня психологической устойчивости во время соревнований. Активная соревновательная деятельность, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, предъявляет особые требования к психологической подготовке, которая должна научить спортсмена приобретать оптимальное боевое состояние к соревнованиям, максимально мобилизоваться к достижению наивысшего результата, который достигается путем формирования правильной мотивации и приобретения оптимальной боевой готовности к соревнованиям. Необходимо, чтобы спортсмен умел входить в это состояние при помощи специальных психологических упражнений, а так же знал и мог регулировать свой индивидуально-оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Психологический настрой должен быть адекватный данной ситуации и соответствовать соревновательной обстановке.
По мере роста спортивных достижений, на этапе спортивной специализации в тхэквондо, повышаются и требования к интеллектуальным способностям тхэквондиста, которые развиваются и совершенствуются лишь в том случае, если спортсмен проявляет интеллектуальную активность. В этой связи возникает необходимость специальной организации и целенаправленного развития интеллектуальной деятельности тхэквондиста. С ростом мастерства возникает необходимость повышения теоретических знаний в области технико-тактической подготовки, изучения правил проведения соревнований в избранном виде спорта, в нашем случае тхэквондо, а также родственных видов. Разделы спортивной подготовки связаны между собой, и за счет проявления какого-нибудь одного качества невозможно достижение максимальных результатов. Огромную роль играет теоретическая подготовка, которая даёт специальные знания в сфере физической культуры и спорта, их осмысление, систематизирование, расширение и углубление. Получение специальных теоретических знаний по избранному виду спорта в сочетание с практическими умениями и навыками составляют базовую подготовку в образовании и физическом воспитании спортсменов.
Особенностями интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет являются:
В физической подготовке, сенситивность развития чисто физических (кондиционных) и управленческих (сенсомоторных) качеств, для достижения максимального результата необходимо развивать специальные физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо это: скоростные способности, вестибулярная устойчивость, координационные способности, (гибкость максимально развивается в более раннем возрасте), среднее влияние оказывают мышечная сила и выносливость [1, 2, 3, 14].
В технической подготовке, в связи с активным участием в соревнованиях происходит дальнейшее совершенствовании технических действий, которые заключаются в
эффективных и экономичных действиях при минимальных затратах энергии тхэквондиста, в высоком уровне результативности и стабильности [12, 13, 21, 26].
В тактической подготовке, отработка способа ведения боя, в котором представлены в единстве техническая, физическая, психологическая, интеллектуальная подготовленность и все эти факторы проявляются непосредственно в боевых действиях. Умение использовать приобретённые технические, физические, психологические и интеллектуальные навыки, учитывая особенности боевой подготовленности соперника. Техника должна подчиняться тактике, т.е. технику атакующих и защитных действий необходимо совершенствовать исходя из тактических задач. Это значит, что тхэквондист должен не просто владеть техникой атакующих и контратакующих действий, но и уметь применять технические навыки в широком тактическом диапазоне [27].
В психологической подготовке, активная соревновательная деятельность предъявляет особые требования к психологической подготовке, которая должна научить спортсмена приобретать оптимальное боевое состояние к соревнованиям, максимально мобилизоваться к достижению наилучшего результата, который достигается путем формирования правильной мотивации и приобретения боевой готовности к соревнованиям. Высокий уровень психологической подготовленности проявляется в способности преодолевать высокие нагрузки в тренировочном процессе, в особенности в экстремальных условиях соревновательной деятельности, когда нужно здраво оценить свои возможности и активно мобилизовать себя для работы на более высоком уровне [15, 20, 27].
В интеллектуальной подготовке, По мере роста спортивных достижений, повышаются и требования к интеллектуальным способностям тхэквондиста, которые развиваются и совершенствуются лишь в том случае, если спортсмен проявляет интеллектуальную активность. Это достигается в процессе планомерной работы во время тренировок, на соревнованиях, системой воспитательной работы, повышением общеобразовательного уровня тхэквондиста [8, 16].
A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.
B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.
- 2013. - № 8 (102). - С. 16-24.
- 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
- 172 с.
REFERENCES
Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 796.922
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ К ФИЗИЧЕСКИМ ПЕРЕГРУЗКАМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евгений Михайлович Слугачев, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СанктПетербург)
Аннотация
Повышение спортивного результата в лыжных гонках остаётся в настоящее время актуальным вопросом. Идут постоянные поиски новых подходов повышения эффективности тренировочного процесса, совершенствования методик подготовки. Для достижения высокой работоспособности, в лыжных гонках, по нашему мнению, важную роль играет долговременная адаптация. В этой связи мы провели исследования на спортсменах лыжниках разной квалификации, и выявили, что ведущую роль в механизмах формирования различных типов долговременной адаптации играет мощность тормозно-релаксационной функциональной системы срочной адаптации и защиты (ТРФСЗ) организма от экстремальных воздействий.
PROBLEM OF RESISTANCE OF RACING SKIERS TO PHYSICAL LOADS IN EXTREME CONDITIONS OF SPORT ACTIVITY
Eugene Mikhailovich Slugachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg
Annotation
The improvement of sport result in the cross-country skiing remains the relevant issue. There is constant search for the new approaches to increasing the efficiency of the training process, improvement