Спросить
Войти

Личностно-ориентированный подход в адаптивной физической культуре незрячих и слабовидящих детей

Автор: Пружинина Марина Викторовна

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Тип А «Агрессивное поведение»: Средний, «нормальный» уровень проявления агрессивного поведения, по методике для спортсменов составляет от 0 до 2,5 баллов, показатель более 2,5 баллов говорит о выраженности данного типа поведения.

Тип Б «Избегающее поведение»: Средний показатель частоты использования данного типа поведения находится в диапазоне от 0,5 до 3,5 баллов, показатель более 3,5 баллов говорит о выраженности данного типа поведения.

Тип В «Ассертивное поведение»: Данный тип поведения является доминирующим, по применению, среди спортсменов, в ходе конфликтов, возникающих в спортивной деятельности, при этом диапазон «нормального» использования данного типа поведения составляет от 3 до 8 баллов.

Тип Г «Манипулятивное поведение»: «нормальный» уровень частоты использования данного типа поведения находится в диапазоне от 0,5 до 3,5 баллов, показатель более 3,5 баллов говорит о выраженности манипулятивного типа поведения.

Тип С «Поведение по поиску социальной поддержки»: Средний показатель частоты использования данного типа поведения находится в диапазоне от 1,5 до 6,5 баллов, показатель более 6,5 баллов говорит о выраженности данного типа поведения у спортсмена.

Литература

1. Петров, С.И. Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 110-114.
2. Петров, С.И. Ассертивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. - № 9 (115). - С. 273-277.
3. Петров, С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. - № 5 (123). - С. 245-248.
4. Петров, С.И. Манипулятивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 247-251.

REFERENCES

1. Petrov, S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique &Conflict situations in sports&", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 110-114.
2. Petrov, S.I. (2014), "Sportsman&s Assertive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 273-277.
3. Petrov, S.I. (2015)," Sportsman&s Aggressive Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 245-248.
4. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman&s Manipulative Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No.10, pp. 247-251.

Контактная информация: sipanp@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2017

УДК 376.32:159.9

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Богатова, старший преподаватель, Иркутский государственный университет (ИГУ),

Иркутск

Аннотация

В статье представлено применение личностно-ориентированного подхода на уроках адаптивной физической культуры с незрячими и слабовидящими детьми 11-12 лет. Проанализированы

и обобщены результаты реализации этого подхода в процессе адаптивного физического воспитания школьников.

PERSONAL FOCUSED APPROACH IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Bogatova, the senior teacher, Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article presents a personality-oriented approach at the lessons of adaptive physical culture with the blind and visually impaired children aged 11-12 years old. The results of this approach application have been analyzed and summarized in the process of adaptive physical education of schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс обладает свойствами личностно-ориентированного обучения, улучшает уровень физической подготовленности учащихся, создает психологически комфортные условия обучения и активизирует развитие самосознания личности школьника, если в качестве главной цели педагогического процесса выступает развитие уникальности и неповторимости личности ребенка; учитель должен иметь навыки субъект-субъектного опыта общения с учащимися в учебной деятельности на уроках физической культуры; для обеспечения эффективного образовательного процесса должна быть расширена свобода выбора учащихся [1, 3].

Представленный личностно-ориентированный подход по всем разделам программы, включал в себя, помимо специально подобранных и адаптированных под детей с нарушением зрения блоков подвижных игр, педагогическую поддержку. Она являлась важным моментом в учебно-воспитательном процессе, так как реализация педагогических приемов основана на помощи учащимся более глубоко познать свои возможности и максимально их использовать. Это давало детям возможность чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе, создавало условия успеха и преодоление «комплекса неполноценности» [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование данной проблемы позволяет выявить степень влияния зрительных нарушений на психологическое состояние подростка с нарушением зрения, проанализировать взаимосвязь высокого уровня тревожности с дезадаптивными проявлениями и возникновением в условиях подросткового возраста феномена астено-депрессивной лабильности. В данном виде обследования принимало участие 20 школьников с нарушением зрения (2 незрячих и 18 слабовидящих школьников). Оценка уровня тревожности незрячих и слабовидящих школьников до эксперимента отражена в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели уровня тревожности незрячих и слабовидящих школьников 1112 лет вначале эксперимента_

РТ 1 ЛТ

показатель, %

Уровень тревожности Низкий 0 5

Умеренный 20 40

Высокий 80 55

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что высокий уровень личностной тревожности свидетельствует о сильной подверженности детей к внешним и внутренним фрустрационным воздействиям. С одной стороны влияют условия проживания ребенка в интернате, а с другой стороны - воздействие на психику последствий зрительной депривации. Повышенный фон личностной тревожности обусловлен склонностью детей к невротическим состояниям, частым переменам настроения. Также высокий уровень ЛТ связан с осознанием небезопасности своего состояния, столкновению с более серьезными трудностями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Преобладание в этом возрасте реактивной тревожности можно объяснить несфор-мированностью детского коллектива, вследствие которой подросток не ощущает стабильности, определенности своего положения. Проблемы, связанные с нарушением зрения (плохая ориентировка, слабые навыки самообслуживания) носят в сознании ученика ситуативный, а не глобальный характер, что в свою очередь приводит к увеличению внешних раздражителей, а именно к конфликтам со сверстниками и педагогами.

Среднестатистические данные выборки также свидетельствуют о том, что реактивная тревожность (2=47,2) и личностная тревожность (Х=46,2) соответствуют высокому уровню. Таким образом, анализ данных методики ШРЛТ незрячих и слабовидящих школьников 11-12 лет подтвердил наличие в психологической структуре личности, в условиях зрительной депривации, высокого уровня тревожности, детерминирующего фрустрационные состояния, неустойчивость к стрессу, подверженность аффектам и т.д. Это, в свою очередь, обуславливает появление различных вариантов дезадаптации и изменений в эмоционально-личностной сфере.

После внедрения в процесс по адаптивному физическому воспитанию личностно-ориентированного подхода, результаты показателей изменились следующим образом: реактивная тревожность - высокий уровень снизился на 50%, и соответственно умеренный уровень повысился на 15%, низкий уровень на 35%. Показатели личностной тревожности - высокий уровень снизился на 20%, умеренный уровень тревожности повысился на 5%, а низкий на 15%; результаты опросника отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели уровня тревожности незрячих и слабовидящих школьников в конце эксперимента_

РТ | ЛТ

показатель, %

Уровень тревожности Низкий 35 20

Умеренный 35 45

Высокий 30 35

Снижение уровня реактивной тревожности, связано с тем, что школьники научились самостоятельно решать временные (ситуативные), психологические проблемы, повысился благоприятный психологический климат в коллективе, школьники чувствуют поддержку в лице учителя.

Уровень личностной тревожности снизился благодаря совершенствованию координационных способностей, а как следствие улучшилась ориентация в пространстве, расширился набор навыков самообслуживания. Школьники менее подвержены внешним воздействиям и стрессовым ситуациям.

Среднестатистические данные выборки подтверждают тот факт, что реактивная тревожность (Х=40,2) и личностная тревожность (2=42,2), находятся в пределах умеренной тревожности, значит, применение данного личностно-ориентированного подхода и игрового метода действительно способствуют повышению эмоционального фона и психологической устойчивости.

Литература

1. Бутузова, М.В., Адаптивная физическая культура как фактор формирования социальной интеграции слабовидящих и незрячих детей школы-интерната № 8 г. Иркутска / М.В. Бутузова, М.В. Пружинина // Физическая культура и здоровье разных групп населения : материалы

V Всеукраинской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Одесса, 2014. - С. 137-138.

2. Личностно-ориентированная направленность адаптивного образовательного процесса незрячих и слабовидящих школьников / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, В.Р. Кузекевич, М.В. Бутузова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 229233.
3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования: монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал Гос. центр. ин-та физ. культуры. - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

REFERENCES

1. Butuzova, M.V. and Pruzhinina, M.V. (2014), "Adaptive Physical Culture as a Factor of Formation of Social Integration of visually impaired and blind children of boarding school №8 in Irkutsk", Physical culture and health of different groups of the population: materials V of the All-Ukrainian scientific and practical conference of students and young scientists, Odessa, pp.137-138.
2. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.N., Kuzekevich, V.R. and Butuzova, M.V. (2016), "Personality-Oriented Orientation of the Adaptive Educational Process of Blind and Visually Impaired Schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 1, pp. 229-233.
3. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: Monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.

Контактная информация: 954959@bk.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2017

УДК 796.386:159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ТЕННИСИСТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Софья Рафаэлевна Хозина, аспирантка, Александр Владимирович Вощинин, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Рассматривается проблема формирования структуры рефлексивного мышления личности в спортивной деятельности. Определяются компоненты рефлексивного мышления: анализ, планирование, осмысленность, мотивированность к осознанию. Предлагается модель, учитывающая психологические условия формирования рефлексивного мышления и методики, направленные на формирование компонентов рефлексивного мышления, опирающиеся на технические и тактически действия в учебно-тренировочном процессе. Определяются основные проблемные содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, такие как технические ошибки и игровые стили.

FORMATION OF STRUCTURAL COMPONENTS OF REFLECTIVE THINKING OF TENNIS PLAYERS IN THE TRAINING PROCESS

Sofia Rafaelievna Hosina, the post-graduate student, Aleksandr Vladimirovich Voshchinin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The problem of formation of the personality reflective thinking structure in sports activities is analyzed. The article identifies the components of reflexive thinking: the analysis, planning, comprehension,

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты