Спросить
Войти

Особенности физического развития и физической подготовленности у девочек и мальчиков 11-12 лет, занимающихся плаванием

Автор: Семенова София Михайловна

Статья поступила в редакцию 18.11.2016

УДК 797.21

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ

София Михайловна Семенова, Дарья Андреевна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, преподаватель, Московская государственная академия физической культуры, (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В данной статье рассматриваются уровень развития физической подготовленности и физических качеств у пловцов 11-12 лет, влияние данных показателей на спортивный результат, в условиях спортивной школы.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPARATION OF

GIRLS AND BOYS AGED 11-12 YEARS OLD INVOLVED IN SWIMMING

Sofia Mikhailovna Semenova, Darya Andreevna Lavrentyeva, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

This article discusses the development level of physical preparation and physical qualities of the swimmers aged 11-12 years old, the impact of these indicators on the sports results in the conditions of sport school.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросами физической подготовленности и физического развития в плавании занималось значительное количество авторов [1; 2; 3]. В основе совершенствования процесса физического развития и физической подготовленности юных спортсменов является научное обоснование эффективности тренировочного процесса.

Важной задачей спортивной школы является обеспечение условий для регулярных занятий спортивной деятельностью, развитием необходимых навыков, а так же контроля на разных этапах подготовки. Оценка и контроль тренировочной деятельности позволяет не только проверить уровень умений и навыков, но и выявить ошибки и найти пути их решения.

Цель исследования - выявить особенности развития физических качеств юных пловцов и определить их влияние на спортивный результат. Для достижения поставленной цели в исследовании, были поставлены следующие задачи:

1. Определить физическое развитие и физическую подготовленность девочек и мальчиков 11-12 лет, занимающихся плаванием;
2. Выявить особенности показателей физического развития и физической подготовленности у девочек и мальчиков 11-12 лет, занимающихся плаванием;
3. Исследовать влияние некоторых показателей физической подготовленности и физического развития на спортивный результат.

Гипотеза исследования - предполагалось, что некоторые показатели физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 11-12 лет, занимающихся плаванием, не имеют достоверных различий в этом возрасте, но могут влиять на спортивный результат.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе СШОР №64, в период с мая по июнь 2016, участвовало 20 испытуемых (10 мальчиков и 10 девочек) с квалификацией не ниже 3 взрослого разряда в возрасте 11-12 лет. Все дети имеют стаж занятия в спортивной школе не менее 2-х лет. За все время наблюдений было произведено 25 измерений антропометрических и морфофункциональных показателей по стандартной методике, включая тестирование функциональной системы и специфические тесты в плавании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные показатели физического развития и физической подготовленности юных пловцов представлены в таблице 1

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности пловцов 11-12 лет (Х±о)

№ Показатели Девочки Мальчики 1-Стьюдент

1 Полных лет 11,1±0,32 11,1±0,32 0
2 Стаж занятия плаванием (в спортивной школе), лет 2,1±0,32 1,95±0,6 0,7
3 Разряд, взрослый 2,4±0,52 2,7±0,48 -1,34
4 100 в/ст (с) 73,4±5,7 74,4±7,9 -0,34
5 200 к/п (с) 193,7±14,4 200,8±27,9 -0,72
6 Рост (см) 154,3±7,1 152,1±9,6 0,60
7 Размах рук (см) 156±8,94 154±10,2 0,47
8 Длина ног (см) 90,1±3,63 91,3±6 -0,54
9 Вес (кг) 41,56±6,27 43,24±7,5 -0,54
10 Костная ткань (%) 3,6±0,34 4,3±0,75 -1,8
11 Жировая ткань (%) 10,1±1 7,8±1 6,5
12 Мышечная ткань (%) 37,3±0,85 38,5±0,65 -2
13 Вода(%) 49±1,25 49,4±1,34 -0,5
14 ЖЕЛ (л) 2,52±0,36 2,35±0,3 1,16
15 Тепиинг тест (первая проба) уд/мин 60,6±9,56 64,9±6,9 -1,15
16 Теппинг тест (вторая проба) уд/мин 57,9±16,33 54,4±12,2 0,54
17 Тепиинг тест (третья проба) уд/мин 42±14,94 52,4±7,26 -1,98
18 Теппинг тест (четвертая проба) уд/мин 43,7±10,45 49,3±7,5 -1,38
19 Теппинг тест (среднее значение) уд/мин 51,05±6,66 55,25±5,6 -1,50
20 Систолическое АД в покое 116,1± 10,47 116±10 0,02
21 Диастолическое АД в покое 69,4±11,07 67,8±7,7 0,40
22 ЧСС в покое 94,6±16,36 91,5±12,25 0,48
23 Систолическое АД под нагрузкой 120,7±14,38 118,4±13 0,37
24 Диастолическое АД под нагрузкой 69,1±8,56 69,7±7,2 -0,17
25 ЧСС под нагрузкой 126±12,47 119,3±19,8 0,90
26 Систолическое АД после нагрузки 116,9±8,63 119,6±7,17 -0,76
27 Диастолическое АД после нагрузки 70,4±10,25 67,9±8,5 0,60
28 ЧСС после нагрузки 95,8±16,97 94,3±16,1 0,20
29 Время скрытой реакции 52,4± 13,4 56,3±18 -0,55
30 Плавучесть 4±0,47 4±0,9 0,00
31 Равновесие 4,4±0,7 3,5±0,7 2,80
32 Обтекаемость 10,95±2,05 11,05±2,34 -0,10
33 Тест Купера (м) 740±68,92 730±88,8 0,30

По результатам, представленным в таблице 1, просматривается тенденция отсутствия достоверных различий в большинстве исследуемых показателей, за исключением таких как: равновесие (1=2,8) и масса жировой ткани (1=6,5)

По данным результатам исследования был проведен корреляционный анализ, который показал, тесную взаимосвязь показателя роста с показателями: размаха рук (0,899); длины ног (0,704), веса (0,723) и костной ткани (0,730). Так же, этот показатель (рост) имеет меньшую корреляционную зависимость с показателями массы мышечной ткани

(0,691), что довольно предсказуемо для данного контингента испытуемых. Далее, по полученным результатам, чем ниже спортсмен, тем выше у него показатель ЧСС под нагрузкой (0,613) и диастолическое артериальное давление после нагрузки, однако, показатель ЖЕЛ слабо связан с показателем роста (0,365). Следовательно, данные результаты допустимы для этой выборки спортсменов.

Помимо этих особенностей физического развития, показатель размаха рук тесно связан с показателями: веса (0,800); массой костной ткани (0,714) и мышечной ткани (0,799). Средние по силе связи имеет показатель длины ног с показателями: веса (0,469); массой костной ткани (0,474); массой мышечной ткани (0,446). Интересной показалась обратная связь показателя длины ног и показателем равновесия (-0,358), то есть, объективно, из законов гидростатики, чем больше длина ног, тем ниже расположен центр тяжести, следовательно, несколько смещён.

Тесно связаны между собой показатель веса с показателями: массы костной ткани (0,762) и массы мышечной ткани (0,958). Менее выражена связь показателя веса с показателем частоты сердечных сокращений под нагрузкой (0,635) и после нагрузки (0,301) что довольно закономерно. Как и связь показателей массы мышечной ткани и частоты сердечных сокращений под нагрузкой (0,618), так как больший объем мышечной ткани при физической нагрузке необходимо физиологически успевать снабжать всем необходимым, при этом частота сердечных сокращений может значительно возрастать в этой возрастной выборке из-за гетерохронного развития ведущих систем организма, в частности сердечно-сосудистой системы.

Рассматривая показатель результата теппинг-тестирования, косвенно отражающий регуляцию деятельности центральной нервной системы, можно отметить ряд обратных зависимостей этого показателя с частотой сердечных сокращений в покое (-0,392), под нагрузкой (-0,335), после нагрузки (-0,354). Это может свидетельствовать о том, что более высокие и стабильные результаты теппинг-теста могут свидетельствовать о некотором снижении ЧСС в покое, под нагрузкой и после нагрузки. Такие результаты могут быть характерны конкретно для данной выборки испытуемых.

Тест Купера, как один из показателей, отражающих физическую подготовленность участвующей в исследовании выборки пловцов коррелирует обратной связью с показателем эффективности проплывания 100 метров вольным стилем (-0,513), который в свою очередь связан с целым рядом различных показателей: результатом на дистанции 200 метров комплексным плаванием (0,313); ростом (-0,376) и размахом рук (-0,385); весом (0,350); массой костной (-0,358) и мышечной (-0,399) ткани; частотой сердечных сокращений в покое (-0,341) и под нагрузкой (-0,428); оценкой плавучести (-0,337) и обтекаемости (-0,366). Обратная связь с двумя крайними показателями свидетельствует о том, что на спринтерских дистанциях плавучесть и обтекаемость влияют на результат, то есть, чем выше эти показатели, тем быстрее секунды, демонстрируемые на контрольном отрезке, преодолеваемом с соревновательной скоростью. Тогда как, показатель эффективности проплывания дистанции 200 метров комплексным плаванием, не коррелирует с показателем обтекаемости (-0,058), но коррелирует с показателем плавучести (-0,337).

На данном этапе исследования были получены результаты корреляционной связи показателей, отражающих функциональные особенности сердечно сосудистой системы, и они оказались довольно предсказуемы. Так показатель систолического артериального давления под нагрузкой тесно связан с показателем диастолического артериального давления под нагрузкой (0,757) и систолического артериального давления после нагрузки (0,714).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что средняя величина таких показателей у девочек 11-12 лет, занимающихся плаванием, как: 100 м в/ст.

- 73,4 с, 200 м к/пл. - 193,7 с, рост - 154,3 см, размах рук - 156 см, длина ног - 90,1 см, вес - 41,56 кг, ЖЕЛ - 2,52 л, теппинг тест среднее - 51,05 уд/мин, систолическое АД после нагрузки - 116,9 мм.рт.ст., диастолическое АД после нагрузки - 70,4 мм.рт.ст., ЧСС после нагрузки - 95,8 уд/мин, время скрытой реакции - 52,4 с, плавучесть - 4 балла, равновесие - 4,4 балла, обтекаемость - 10,95 м, тест Купера - 740 м.

Величина этих показателей у мальчиков 11-12 лет, занимающихся плаванием: 100 м в/ст. - 74,4 с, 200 м. к/пл. - 200,8 с, рост - 152,1 см, размах рук - 154 см, длина ног -91,3 см, вес - 43,24 кг, ЖЕЛ - 2,35 л, теппинг тест среднее - 55,25 уд/мин, систолическое АД после нагрузки - 119,6 мм.рт.ст., диастолическое АД после нагрузки - 67,9 мм.рт.ст., ЧСС после нагрузки - 94,3 уд/мин, время скрытой реакции - 56,3 с, плавучесть - 4 балла, равновесие - 3,5 балла, обтекаемость - 11,05 м, тест Купера - 730 м.

Исходя из выше перечисленных данных достоверность различий была выявлена только в двух показателях, таких как: жировая ткань (кг) и равновесие (балл).

2. По результатам исследования было выявлено достоверное различие всего в двух показателях: жировая ткань (кг.) (t=6,5) и показатель равновесие (t=2,80), следовательно, удалось обосновать то, что характер и объём выполняемых нагрузок в процессе подготовки к соревнованиям в этом возрасте не должен отличаться. Целесообразно при построении тренировочного процесса юных пловцов этой возрастной категории выстраивать схожим образом, как для мальчиков, так и для девочек, так как по показателям физической подготовленности и физического развития сильных различий выявлено не было.
3. Тест Купера коррелирует с показателем эффективности проплывания 100 метров вольным стилем, который, в свою очередь связан с рядом других показателей. А именно, такие показатели, как плавучесть и обтекаемость показали, что на спринтерских дистанциях результат этих тестов может влиять на время проплывания дистанции. На средних дистанциях связь этих показателей с результатом проплывания соревновательной дистанции имеет меньшую силу или полное отсутствие корреляционной связи.

Литература

1. Лаврентьева, Д. А. Особенности результатов соревновательной деятельности пловцов 10-12 лет с разными типами профилей моторной асимметрии / Д.А. Лаврентьева // Вестник АГУ. -2016. - № 2 - С. 125-132
2. Скворцов, Ю.Ф. Динамика результатов, физической работоспособности и подготовленности под воздействием тренировочных упражнений у пловцов - кролистов : дис. ... канд. пед. наук / Скворцов Ю.Ф. - М., 1978. - 209 с.
3. Фаворская, Е.Л. Зависимость гидродинамических качеств пловцов высокого класса от особенностей телосложения и физической подготовленности в связи с задачами отбора и дальнейшего спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фаворская Е.Л. -Малаховка, 1989. - 15 с.

REFERENCES

1. Lavrenteva, D.A. (2016), "Peculiarities of results of competitive activity of swimmers 10-12 years with different types of motor asymmetry profiles", VestnikAGU, No. 2, pp. 125-132.
2. Skvortsov, Yu.F. (1978), Dynamics of results of physical capacity and preparedness under the influence of training exercises for swimmers offree style, dissertation, Moscow.
3. Favorskaya, E.L. (1989), Dependence of the hydrodynamic qualities of swimmers of high class from different physical characteristics and physical fitness in connection with tasks of selection and further sports development, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: lavrdasha-lisa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2016

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЛАВАНИЕ ПЛОВЦЫ ТЕСТИРОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты