Спросить
Войти

Морфофункциональные показатели юношей с различной двигательной активностью

Автор: Пащенко Лена Григорьевна

5. Паульс, А.А. О выборе сферы деятельности после завершения спортивной карьеры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 177181.

6. Паульс, А.А. Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 66-68.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

REFERENCES

1. Golubkov, E.P. (1979), "Program and target planning method", Development and deployment of an industry management system in the chemical and petrochemical industry, publishing house the Moscow institute of the petrochemical and gas industry, Moscow, pp. 54-67.
2. Kobelev, N.B. (2003), Bases of imitating modeling of difficult economic systems, Case, Moscow.
3. Kobelev, N.B. (2000), Practice of application of economic-mathematical methods and models, Finstatinform, Moscow.
4. Kotler, F., Armstrong, G., Saunders, J. and Wong V. (1998), Bases of marketing, house William, Moscow.
5. Pauls A.A. (2016), "About the choice of a field of activity after completion of sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3. pp. 177-181.
6. Pauls A.A. (2006), "Financial analysis in enterprise planning of the sphere of sports and improving services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 66-68.
7. Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., Moiseeva, M.V. and Petrov, A.E. (1999), New pedagogical and information technologies in education, publishing center "Academia", Moscow.

Контактная информация: mvp-brut@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2016

УДК 378.172

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования морфофункциональных показателей юношей, студентов вуза, имеющих различный недельный объем двигательной активности. Юноши были дифференцированы на группы: 1 - спортсмены; 2 - занимающиеся одним из видов физкультурно-оздоровительной деятельности со средним и выше уровнем здоровья; 3 - с ниже среднего и низким уровнем здоровья, также дополнительно занимающихся оздоровительной физической культурой; 4 - юноши с ограниченным учебными занятиями по физическому воспитанию двигательным режимом. Выявленные различия в исследуемых показателях требуют дифференцированного подхода к организации и содержанию обязательных учебных и внеучебных форм физического воспитания студентов вуза.

MORPHOFUNCTIONAL INDICES OF THE MALE STUDENTS WITH DIFFERENT

PHYSICAL ACTIVITY

Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the results of the study of morphological and functional indicators of the male students with different week volume of physical activity. The youths have been differentiated into the groups: 1 - athletes; 2 - involved in one type of physical activity with average and higher level of health; 3 - with below average and low level of health, including the additionally engaged in physical culture; 4 -were the men with limited motional regime. The differences in the studied indicators require the differentiated approach to the organization and content of the mandatory curricular and extracurricular forms of physical education of university students.

ВВЕДЕНИЕ

С современных позиций физическое воспитание молодежи с оздоровительной и профессиональной направленностью следует рассматривать как социально значимый педагогический процесс, призванный создать у будущих специалистов устойчивую мотивацию и потребность к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, оказывать содействие в приобретении знаний и личном творческом использовании средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к современным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста. Несомненно, только культурный, здоровый психически, морально устойчивый молодой человек с высокой умственной и физической работоспособностью может успешно решать современные социальные задачи. Достижение эффекта физической тренированности является центральным среди различных оздоровительных эффектов целенаправленной двигательной активности.

Под термином двигательная активность мы понимаем сочетание разнообразных двигательных действий, которые выполняются в повседневной жизни на организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Оптимальный уровень двигательной активности должен компенсировать затраты энергии и способствовать совершенствованию личности.

В настоящее время отсутствует единое мнение в вопросе количественной оценки двигательной активности студентов и ее качественного наполнения. По данным ВОЗ объем физической активности должен составлять от 2,5 до 5 часов в неделю при обязательном применении занятий аэробикой со средней интенсивностью продолжительность не менее 150 минут [7]. Е.Д. Минибаева и А.Г. Васильева считают достаточной двигательную нагрузку в объеме не менее 6-8 часов в неделю [3]. Т.В. Ивановской установлено, что обязательные учебные занятия по физической культуре в вузе обеспечивают двигательную активность студентов только на 35^50% от оптимального среднесуточного объема [2]. О необходимости достижения студентами недельного объема двигательной активности не менее 11 часов констатировали в докладе участники рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта [1]. Неоднозначность рекомендуемых параметров двигательной активности требует проведения дополнительных исследований в этом направлении.

Целью исследования явилось изучение морфофункциональных показателей юношей, обучающихся в вузе, имеющих различную двигательную активность.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов ФГБОУ ВО «НВГУ» (n=106), в числе которых юноши, занимающиеся спортом и имеющие спортивный разряд

не ниже 1 взрослого (п=21) - 1 группа; студенты, помимо обязательных учебных занятий по физическому воспитанию организованно или самостоятельно занимающиеся одним из видов физкультурно-оздоровительной деятельности, имеющих средний и выше уровень здоровья (п=21) - 2 группа; студенты с ниже среднего и низким уровнем здоровья, также дополнительно занимающиеся оздоровительной физической культурой (п=28) - 3 группа; юноши, чей двигательный режим ограничен обязательными занятиями по физическому воспитанию (п=36) - 4 группа. Все испытуемые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе и в условиях внедрения в процесс физического воспитания технологии личностно-ориентированного содержания избранных видов физкультур-но-спортивной деятельности, занимались волейболом, баскетболом, атлетической гимнастикой, единоборствами, плаванием.

Были изучены морфологические и функциональные показатели по стандартным методикам. Компонентный состав тела изучался с помощью аналитического метода определения количества жировой, костной, мышечной ткани. Функции внешнего дыхания - с использованием спирографа микропроцессорного СМП-21/01-Р-Д. Уровень здоровья определялся методом экспресс-оценки Апанасенко. Мотивы занятий физической культурой и спортом определялись с помощью модифицированной анкеты М.М. Безруких. Для обработки результатов использовались методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предварительные результаты проведенного исследования совпали с данными, представленными А. А. Третьяковым и соавт., констатирующими, что на уровень двигательной активности влияет как образовательный процесс, так и индивидуальное отношение к этому виду деятельности студентов [6]. Проведенное ранее анкетирование показало различия в проявлении мотивов у студентов, имеющих различный объем двигательной активности, о наличии более выраженной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у юношей с расширенным объемом двигательной активности [4].

Дифференцирование студентов по объему двигательной активности и уровню их здоровья показало, что значимыми для студентов-спортсменов является стремление к доминированию, а также приобретение практических навыков в физкультурно-спортивной деятельности. Для студентов, 2-ой группы важным является повышение физической подготовленности, стремление к доминированию, стремление к самосовершенствованию, а также получение удовольствия от движений. У студентов, вошедших в 3 группу, значимым является мотив самосохранения здоровья, стремление к самосовершенствованию, получение удовольствия от движений, а также общение. Мотивы получения удовольствия от двигательной активности и возможность общения на занятиях является значимыми для юношей, двигательная активность которых ограничена обязательной формой физического воспитания в вузе, предусматривающей свободный выбор физкуль-турно-спортивной специализации (4 группа).

Юноши, студенты НВГУ, принявшие участие в исследовании, по морфологическим и соматотипологических характеристикам не отличаются от аналогичных показателей юношей этого же возраста, проживающих в других регионах России [5]. Дифференцированный анализ морфологических показателей студентов вуза, имеющих различный режим недельной двигательной активности, показал отсутствие достоверных различий в росте (таблица 1). Вес юношей 2-ой группы не отличается от показателей спортсменов и достоверно меньше чем у их сверстников из 3-ей группы (1 = -2,84, р<0,05), а также студентов 4 группы (1 = -2,61, р<0,05). Весоростовой индекс Кетле этой группы студентов достоверно ниже, чем у юношей-спортсменов (1 = 2,38, р<0,05), юношей 3 группы (1 = 2,97, р<0,01) и 4-ой (1 = -2,36, р<0,05).

Силовой индекс правой кисти студентов 3-ей группы достоверно ниже чем у юношей 1-ой (1 = 2,08, р<0,05) и 2-ой группы (1 = 2,18, р<0,05). Достоверных различий

между показателями 1-ой, 2-ой и 4-ой группы не обнаружено, также как и между показателями силового индекса левой кисти.

Таблица 1- Морфологические показатели юношей с различным объемом двигательной активности

Группа Рост, см Вес, кг Кетле, г/см СИКпр, % СИКлев, %

1 177,0±1,6 / 7,5 74,4±2,8 / 12,8 421,4±13,9 / 64,1 49,0±2,2 / 10,3 45,5±1,9 / 8,9
2 177,0±1,4 / 6,7 68,1±1,4 / 6,4 384,4±6,6 / 30,6 47,7±1,4 / 6,6 45,0±1,6 / 7,7
3 177,4±1,2 / 6,5 78,1±3,2 / 17,1 439,8±17,3 / 91,8 43,7±1,1 / 6,0 41,4±0,8 / 4,3
4 179,8±0,9 / 5,7 76,4±2,8 / 17,1 424,8±15,7 / 94,3 45,2±1,3 / 8,0 43,3±1,3 / 7,8

Примечание: здесь и далее в числителе М±т, в знаменателе - о.

Таблица 2 - Компонентный состав массы тела юношей с различным объемом двигательной активности

Группа Компоненты состава массы тела, %

Мышечный Жировой Костный

1 47,2±0,7 / 3,4 11,1±0,8 / 3,6 15,7±0,5 / 2,6
2 47,3±0,6 / 2,8 9,3±0,9 / 4,1 17,2±0,5 / 2,4
3 44,8±0,8 / 4,6 13,4±1,4 / 7,5 15,9±0,3 / 1,8
4 44,5±1,0 / 6,1 13,6±1,1 / 7,0 16,0±0,3 / 1,9

Анализ компонентного состава тела юношей (таблица 2) показал отсутствие различий по показателю мышечного компонента у студентов 1-ой и 2-ой группы, а также 3-ей и 4-ой группы. При этом мышечная масса тела юношей первых 2-х групп достоверно выше, чем у остальных студентов (р<0,05). Количественный показатель жирового компонента студентов 2-ой группы достоверно выше, чем у сверстников 3-ей группы (1 = -2,428, р<0,05) и 4-ой группы (1 = -2,89, р<0,01) и не отличается от данных 1-ой группы (р>0,05). Различий по показателям костного компонента в исследуемых группах не обнаружено.

Достоверных различий в исследуемых группах не было обнаружено и в показателях артериального давления (таблица 3). Тогда как частота сердечных сокращений студентов-спортсменов и студентов с расширенным двигательным режимом (при отсутствии достоверных различий между ними) отличается от показателей 3-ей и 4-ой группы при достоверности различий р<0,01, при том, что в последних 2-х группах ЧСС также не отличаются.

Таблица 3 - Функциональные показатели юношей с различным объемом двигательной активности

Группа ЧСС АДс АДд ЖЕЛ ОФВЛ1

1 72,2±1,7 / 8,1 127,4±1,3 / 6,3 77,6±1,8 / 8,6 4,6±0,1 / 0,3 3,3±0,1 / 0,6
2 72,5±2,0 / 9,1 126,8±0,9 / 4,2 78,4±1,5 / 7,0 4,3±0,1 / 0,5 3,4±0,1 / 0,6
3 80,3±1,6 / 8,7 128,9±0,9 / 4,8 80,7±2,2 / 12,1 3,7±0,1 / 0,4 3,0±0,1 / 0,7
4 80,1±1,5 / 9,4 128,9±1,2 / 7,5 81,7±1,4 / 8,5 4,0±0,1 / 0,4 3,1±0,1 / 0,5

Анализируя состояние дыхательной системы по показателю ЖЕЛ оказалось, что у спортсменов достоверно больше полезная емкость легких, чем у студентов 2-ой группы (1 = 2,09, р<0,05), 3-ей (1 = 7,64, р<0,001) и 4-ой (1 = 5,62, р<0,001). Юноши 2-ой группы достоверно имеют более высокие показатели, чем студенты 3-ей (1 = 3,52, р<0,001), тогда как последние отстают от сверстников 4-ой группы (1 = -2,57, р<0,05). Объем форсированного выдоха за 1 сек. обнаружил достоверные различия только между результатами 2-ой и 3-ей группы (1 = 2,03, р<0,05).

ВЫВОДЫ

Наилучшие показатели физического здоровья были выявлены у студентов - квалифицированных спортсменов, а также у их сверстников, занимающихся, помимо учебных занятий по физической культуре еще дополнительно одним из видов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Низкие показатели были обнаружены у студентов, чей двигательный режим ограничен занятиями по физической культуре, а также у студентов с расширенным двигательным режимом, но имеющими низкие показатели здоровья, занимающиеся дополнительно тем или иным видом физкультурно-оздоровительной активности. При этом, наличие высокой мотивации последних к самосовершенствованию и решению задач оздоровления требует разработки и внедрения научно обоснованных методических подходов к подбору вида и режима их двигательной активности, его содержательному наполнению. Для улучшения морфофункциональных показателей студентов, чей недельный режим ограничен обязательными учебными занятиями по физической культуре, требуется подобрать такие средства и методы физического воспитания, которые будут способствовать не только достижению оздоровительного эффекта, а также повышению мотивации к расширению собственной двигательной активности.

Литература

1. Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения (март 2014) [Электронный ресурс] // URL : http://vzm1.edu.27.ru/files/documents/185_doklad_o_razvitii_massovogo_sporta_i_fizicheskogo_vospitan iya_naseleniya.pdf. - Дата обращения 10.10.2016.
2. Ивановская, Т.В. Оптимизация учебного процесса в институте физической культуры на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ивановская Т.В. - Ростов-на-Дону, 2003. - 27 с.
3. Минибаева, Е.Д. Разработка методики определения и оценки сформированности уровня двигательной активности студента технического вуза / Е.Д. Минибаева, А.Г. Васильева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 239-246.
4. Пащенко, Л.Г. Проявление мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вуза с различной двигательной активностью [Электронный ресурс] / Л.Г. Пащенко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 5. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67015. - Дата обращения 10.10.2016.
5. Погонышева, И. А. Соматотипологические особенности юношей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в сравнительном аспекте / И.А. Погонышева, Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 43-46.
6. Третьяков, А.А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью / А.А. Третьяков, В.В. Дрогомецкий, В.В. Агошков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 279.
7. Global recommendations on physical activity for Health Organization. 2010 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/en/. - Дата обращения 10.10.2016.

REFERENCES

1. Report on the development of mass sports and physical education of the population (March 2014), available at: http://vzm1.edu.27.ru/files/documents/185_doklad_o_razvitii_massovogo_sporta_i_fizicheskogo_vospitan iya_naseleniya.pdf
2. Ivanovskaya T. V. (2003), Optimization of educational process at the Institute of physical culture on the basis of monitoring of health status, functional and physical status of students, dissertation, Rostov-on-Don.
3. Minibaev E.D. and Vasiliev A.G. (2014), "Development of methodology and evaluation of formation level of physical activity of a technical University student", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 239-246.
4. Pashchenko, L.G. (2016), "The manifestation of the motives of physical culture and sport of University students with different physical activity", Modern scientific researches and innovations, No. 5, available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67015.
5. Pogonysheva I.A., Krasnikova O.S. and Pashchenko, L.G. (2015), "Somatotypological characteristics of young men Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra in a comparative perspective", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 43-46.
6. Tret&yakov A. A., Drogobitskiy V. V., Agoshkov V. V. (2014), "Analysis of the relationship between the level of somatic health of students with physical activity", Modern problems of science and education, No. 3, pp. 279.
7. Global recommendations on physical activity for Health Organization (2010), available at: http://www. who. int/dietphy sicalactivity/factsheet_recommendations/en/

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2016

УДК 796.012.1

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОВ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Георгиевич Жалбэ, магистрант,

Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования профессионально значимых физических и психофизиологических качеств у студентов направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» профиля «Электроснабжение» в процессе физического воспитания в условиях свободного выбора физкультурно-спортивной специализации, а также содержание учебно-тренировочных модулей для их целенаправленного развития на учебных занятиях по плаванию и волейболу. Реализация разработанных модулей показала достоверное улучшение показателей развиваемых качеств, что позволяет их рекомендовать к использованию в процессе физического воспитания.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PSYCHOPHYSICAL QUALITIES OF FUTURE ELECTROPOWER ENGINEERING SPECIALISTS

Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate pf pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Georgiyevich Zhalbe, the graduate student, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Annotation

The article presents the research results covering the professionally significant physical and psychophysiological qualities of the students studying under "Power and electrical engineering" profile of "Electricity supply" in the process of physical education in the conditions of free choice of the sports specialization, as well as the content of the training modules for targeted development at classes in swimming and volleyball. Implementation of the developed modules has shown the significant improvement of the developed qualities, which allows recommending them for applying in the process of the physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая профессия устанавливает свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, и свой уровень развития психофизических качеств. Чтобы удовлетворить этот высокий уровень требований со стороны сферы труда, государственные законы, приказы и стандарты в области образования обязывают высшие учебные заведения организовывать физическое воспитание студентов профессиональной направленности.

Ученые предлагают использовать различные подходы к применению современных физкультурных, спортивных и оздоровительных технологий в профессионально-прикладной физической подготовке к будущей профессиональной деятельности [6, 7].

СТУДЕНТЫ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты