необходимо уделять внимание не только практической, но и теоретической части учебного процесса. Включать в занятия учебные фильмы, разбирать технику выполнения упражнений и вместе с учениками выявлять характерные ошибки. А также в течение года проводить контрольные срезы для сравнения с предыдущими годами и динамикой роста физической подготовленности учащихся в течение учебного года.
REFERENCES
Контактная информация: garina82@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Александрович Снесарев, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны
Аннотация
Несмотря на то, что развитие человека во многом определяется наследственными факторами, значительное влияние на развитие организма детей оказывают факторы окружающей среды. Среди различных факторов, определяющих развитие и здоровье человека, наиболее важным представляется двигательная активность. В нашей работе мы попытались изучить влияние занятий различными видами спорта на физическое развитие школьников. В течение двух лет исследовались физические данные и некоторые функциональные показатели детей младшего школьного возраста.
FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF BOYS AGED 8-10 YEARS UNDER
VARIOUS MOTOR ACTIVITIES
Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Sergey Aleksandrovich Snesarev, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University,
Naberezhnye Chelny
Annotation
In spite of the fact that development of the person in many respects is defined by the hereditary factors, the significant influence on development of the organism of children is rendered with the factors of environment. Among the various factors defining the development and health of the person, the motor activity is represented as the most important. In our work we have tried to study the influence imposed by various kinds of sports on physical development of schoolboys. Within two years the authors have investigated the physical data and some functional parameters of the children at younger school age.
ВВЕДЕНИЕ
Ученые в области медицины, педагогики и других областей науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение здоровья подрастающего поколения. Эти неблагоприятные изменения ученые объясняют рядом причин экономического, социального и экологического характера. Одной из ведущих причин в этом ряду, безусловно, является снижение двигательной активности школьников, что, несомненно, сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
Систематическая двигательная активность является одним из факторов, определяющих морфологическое и функциональное формирование аппарата кровообращения в процессе возрастного развития. Регулярные активные физические упражнения вызывают повышение функциональных резервов сердца, что выражается в снижении ЧСС в условиях покоя. У мальчиков, регулярно занимающихся физическими упражнениями, совершенствуется система дыхания, повышаются кардиораспираторные возможности, а, следовательно, повышаются резервные возможности растущего организма.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе трех школ г. Набережные Челны № 5, 10, 20, расположенных в одной части города. В шаговой доступности от школ находятся лыжная школа «Титан», стадион «Строитель», бассейн «Дельфин» и спортивный комплекс «Яр Чаллы». Такое удобное расположение школ гарантировало высокий процент детей, начавших заниматься спортом в группах начальной подготовки.
Первый этап тестирования физического развития детей выполнен в апреле-мае 2014 года, совместно с медицинским персоналом школ по тестам, обозначенных в таблицах 1 и 2. Второе тестирование проведено в мае 2015 года. Заключительный этап проведен в мае 2016 года, после чего по имеющимся документам школьных учителей и анкет детей основной медицинской группы (88 человек), выявили школьников, не занимающихся физическими упражнениями, кроме уроков физической культуры. В эту группу не занимающихся «Н» определили 35 человек. Дети, занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, легкая атлетика, лыжи), составили группу «Ц» - 21 человек. Занимающиеся ациклическими видами спорта (футбол, гимнастика, единоборства) составили группу «А» - 32 человека.
Тестирование физического развития проводили по общепринятым методикам. Максимальное потребление кислорода определяли по степ-тесту Добельна, уточненного для детей Великановой Л.К (1998)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как следует из данных таблицы 1, средние показатели длины и массы тела, а так же окружности грудной клетки детей в наших исследованиях, соответствует среднему уровню физического развития [3, 5], который сохранился на протяжении всех этапов исследования. Статистически достоверных различий между группами нет. Однако следует отметить значимые различия по приросту показателей экскурсии грудной клетки на третьем этапе исследования. Прирост группы «Н» составил 0,5 см, против 1,4^1,5 см у группы «А» и «Ц».
Таблица 1 - Показатели физического развития мальчиков 8-10 лет
Этап Группа Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки Становая сила Динамометрия кистей рук
Вдох Выдох Экскурс грудной клетки Правая Левая
I Н 132,6±0,9 27,0±2,1 64,1±1,1 59,1±1,1 5,0±0,27 47,2±1,9 14,3±0,8 14,2±0,6
А 131,6±1,1 26,3±0,9 63,5±1,2 58,8±1,1 4,7±0,42 45,1±23 14,5±0,8 13,5±0,7
Ц 132,0±1,6 26,9±0,9 64,0±0,9 58,9±0,7 5,1±0,34 48,0±2,6 14,5±0,8 13,8±0,7
II Н 134,2±1,9 29,5±0,9 64,8±0,7 59,4±1,2 5,4±0,37 52,1±2,3 17,5±0,6 17,5±0,5
А 133,3±1,1 28,4±0,8 66,1±0,8 60,6±0,6 5,5±0,24 52,3±1,8 16,7±0,8 16,4±0,8
Ц 133,9±1,4 29,2±1,1 68,3±0,7 62,4±1,2 5,9±0,4 54,9±1,5 17,5±0,8 17,1±0,9
III Н 139,0±0,9 32,9±1,3 68,3±0,8 62,2±0,6 5,5±0,26 57,7±1,6 19,5±0,6 18,4±0,6
А 138,3±1,0 31,5± 1,1 68,5±0,5 63,5±1,3 6,0±0,28 62,9±1,5 18,4±0,7 17,5±0,8
Ц 139,2±1,5 32,4±1,4 70,7±0,7 64,2±0,6 6,5±0,20 66,3±2,3 19,8±1,2 19,4±0,9
По данным источников [3, 4, 5] сила сгибателей кистей рук в возрасте 8-10 лет у мальчиков имеет индивидуальный разброс от 9 до 24 кг, а средние результаты соответствуют данным, полученным в нашем исследовании. Анализ полученных данных таблицы 1 позволяет констатировать отсутствие прямой зависимости показателей кистевой динамометрии между занимающимися и не занимающимися спортом. В то же время, в показателях становой силы выявлены достоверные различия между занимающимися спортом и не занимающимися, особенно на третьем этапе исследования. Результаты мальчиков группы «Н» соответствуют «среднему уровню» физического развития [4, 5], группы «А» и «Ц» «выше среднего».
Функциональные показатели физического развития представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Функциональные показатели физического развития мальчиков 8-10 лет
Этап Группа ЧСС, ЖЕЛ, Жизненный Проба МПК, л/мин
уд/мин мл индекс Штанге, с Абсолютное Относительное
I Н 87,5±2,2 1725±61 63,9 26,4±2,3 1,244±0,08 46,08±0,31
А 89,2±1,9 1641±47 62,5 26,9±1,4 1,215±0,09 46,27±0,38
Ц 89,7±2,5 1718±42 63,9 25,8±1,5 1228±0,09 45,72±0,33
II Н 85,9±1,3 1864±38 63,1 30,9±1,9 1,453±0,02 45,17±0,38
А 83,7±1,0 1887±31 66,4 34,7±1,5 1,404±0,07 47,81±0,26
Ц 80,5±1,5 1973±36 67,5 37,1±1,5 1,485±0,09 48,77±0,28
III Н 83,2±1,6 1960±43 59,6 32,1±1,9 1,526±0,08 46,32±0,24
А 77,5±1,2 2061±47 67,7 41,5±2,1 1,623±0,08 53,27±0,25
Ц 74,8±1,3 2250±39 69,4 44,8±1,0 1,831±0,07 55,32±0,21
За период исследования ЧСС заметно снизилась во всех группах, однако, в разной степени. В группе «Н» снижение ЧСС достигло 4,3±0,28 уд/мин., в группе «А» -11,7±0,41 уд/мин., в группе «Ц» - 14,9 уд/ мин. Результаты третьего этапа исследования ЖЕЛ по сравнению с первым показали достоверный прирост во всех группах (Р < 0,5), однако наибольший прирост показателей выявлен в группе «Ц» 532 мл, в группе «А» -421 мл, в группе «Н» -235 мл. Анализ показателей жизненного индекса (ЖИ) свидетельствует о недостатке двигательной активности у детей группы «Н», поскольку их ЖИ заметно снизился на 4,3 пункта. Показатели группы «А» возросли на 5,2 пункта, группы «Ц» на 5,5 пункта. Следовательно, можно констатировать, что для полноценного физического развития детей 8-10 лет недостаточно только уроков, поскольку у них отсутствует
положительная динамика относительных показателей.
У детей регуляция дыхания осуществляется при ином, чем у взрослых состава альвеолярного воздуха, а задержка дыхания (ЗД) прерывается уже при насыщении крови кислородом менее 90^92%, вместо 80^85% у взрослых. Поэтому считается, что дети не могут длительно задерживать дыхание, норма которого у взрослых составляет 30^50 сек.
Результаты первого этапа исследования предоставленных в таблице 2 показывают, средний результат длительности задержки дыхания (проба Штанге) на вдохе у мальчиков восьмилетнего возраста составила 23,7±1,3 с. Эти показатели согласуются с данными, полученными в других работах [1, 7] для детей этого возраста, не занимающихся спортом. Из данных видно, способность переносить гипоксемическое состояние у детей с возрастом повысилась во всех группах, однако, показатели детей группы «А» и «Ц» значительно превосходит (Р < 0,01) показатели детей, не занимающихся спортом.
Известно, что уровень МПК (максимальное потребление кислорода) достаточно полно характеризует аэробные возможности организма. Он интегрирует «содружество» кардиореспираторной и кровеносной системы. Абсолютные показатели МПК за время эксперимента в группе «Н» возросли на 14, 45%, в группе «А» на 25,11%, в группах «Ц» на 32,93%. Прирост же относительных показателей оказался значительно ниже. В группе «Н» этот показатель оказался практически на прежнем уровне и согласно данным Л. К. Великановой [2] соответствует удовлетворительному уровню. Показатели мальчиков группы «А» приблизились к уровню «хорошо». Результаты мальчиков группы «Ц» соответствуют оценке «отлично».
По результатам нашего исследования можно констатировать, что двигательная активность детей группы «А» и «Ц» способствует увеличению их кардиореспираторных возможностей, а уровень относительного МПК приближается к уровню взрослых не тренированных людей. В результате проведенного эксперимента выявлено, что:
• Занятия спортом не оказали влияние на показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки, динамометрию кистей рук.
• В показателях экскурсии грудной клетки, частоты сердечных сокращений, жизненного индекса, задержки дыхания, максимального потребления кислорода, становой силы выявлено достоверное превосходство детей, занимающихся спортом (Р < 0,05).
• Во всех показателях кардиореспираторной системы показатели детей, занимающихся циклическими видами спорта в возрасте 8-10 лет, значительно превосходят показатели детей, занимающихся ациклическими видами (Р < 0,05).
REFERENCES
Контактная информация: larisa_288@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.11.2016
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ПАССИВНЫМ
ПРОГИБОМ НА ТОНУС ПАРАВЕРТЕБРАЛЬНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Андрей Валентинович Гусаров, преподаватель, Надежда Евгеньевна Ерешко, старший преподаватель, Подольский спортивно-социальный институт (НОУ ВО ПССИ), г. Подольск; Марина Валентиновна Яшарова, старший преподаватель, Академия труда и социальных отношений (ОУП ВО АТиСО), г. Москва; Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО «РГСУ»), г. Москва; Сергей Викторович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Подольский спортивно-социальный институт (НОУ ВО
ПССИ), г. Подольск
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения статических упражнений с пассивным прогибом при занятиях физической культурой оздоровительной направленности; исследовано влияние пассивного прогиба на тонус паравертебральной мускулатуры.
RESEARCH OF INFLUENCE OF STATIC EXERCISES WITH PASSIVE DEFLECTION ON TONUS OF THE PARAVERTEBRAL MUSCLES
Andrew Valentinovich Gusarov, the teacher, Nadezhda Evgenievna Ereshko, the senior teacher, Podolsk Sports and Social Institute, Podolsk; Marina Valentinovna Yasharova, the senior teacher, Academy of Labor and Social Relations, Moscow; Alexander Sergeevich Ma-khov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Sergey Viktorovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Podolsk Sports and Social Institute, Podolsk
Annotation
The application of static exercises with passive deflection at physical culture lessons is considered in the article; the effects of passive deflection on the tone of the paravertebral muscles have been studied.