Спросить
Войти

Знание механизмов обменных нарушений - мотив к здоровому образу жизни студенческой молодежи

Автор: Ашастин Борис Викентьевич

REFERENCES

1. Artemyev, A. A. (2014), "Organization of sports and recreation activities in the structure of health care activities of educational institutions", Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and health care, No. 1, pp. 9-30.
2. Vinogradov, P. A. and Okounkov, Y.V. (2015), Physical culture and sport workers: scientific and methodological, sociological and organizational aspects, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
3. Galkin, U. P. (2008), Physical education, operability and health of workers: challenges and prospects, Smolensk, Russian Federation.
4. Koltan, S.V. and Koneeva, E. V. (2014), "Corporate sports and its mission in the development of an international company", Bulletin I. Kant Baltic State University, No. 5, pp. 75-79.
5. Sanoyan, G.G. (1979), Physical culture and sport in the mode of the day workers, Physical culture and sport, Moscow, Russian Federation.
6. Semirekov, V. A. (2013), Modular method of organizing sports and recreation activities in the production team, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
7. Furmanov, A.G. (1992), Theoretical and organizational-methodical bases of the production of physical culture, dissertation, Minsk, Republic of Belarus.
8. Oortwijn, W., Nelissen, E. and Adamini, S. (2011), Health of people of working age: summary report, University Medical Centre, Netherlands.

Контактная информация: kireeva_an@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2016

УДК 613.6.02:796

ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБМЕННЫХ НАРУШЕНИЙ - МОТИВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Выполнен краткий научный анализ педагогической и медицинской литературы, посвященный проблеме здоровьесбережения студенческой молодежи в условиях урбанистического общества. Показано, что одним из наиболее важных показателей, отражающих здоровье человека, является его вес (масса тела). В России избыточный вес тела имеют почти 25% населения, а ожирение 18%. В молодежной среде (18-25 лет), излишний вес зафиксирован у 8^9% респондентов, что является значимым фактором в развитии атеросклероза и сахарного диабета. Ведущую роль в накоплении излишнего веса и развитии ожирения, играет абдоминально-висцеральная жировая ткань, которая является мощным эндокринным органом, синтезирующим кортизол, интерлейкин-6 и ряд других гормонов. Кроме того, она является «ловушкой» для половых гормонов, в результате создаются предпосылки для развития онкологических заболеваний. Исследования, проводимые в нашем вузе, показали, что у 82% студенток и у 25% студентов зафиксирован повышенный объем абдоминального жира, что может рассматриваться в качестве вероятного ожирения. Установленные факты требуют проведения разъясняющих и обучающих мероприятий валеологической направленности, а также повышения физической активности обследованных.

KNOWLEDGE OF MECHANISMS OF EXCHANGE VIOLATIONS - MOTIVE TO THE HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENT&S YOUTH

Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg

Annotation

The short scientific analysis of the pedagogical and medical literature devoted to the problem of health-saving of student&s youth in the conditions of urbanistic society is made. It has shown that one of the most important indicators reflecting the health of the person is his weight (body weight). In Russia the excess weight of the body weight is observed among nearly 25% of the population, and obesity is among 18%. In

the youth environment (18-25 years), the excessive weight is recorded among 8-9% of respondents that is a significant factor in development of atherosclerosis and diabetes. The leading role in putting on the excessive weight and development of obesity has been taken by the abdominal and visceral fatty tissue which is the powerful endocrine body synthesizing the cortisol, interleykin-6 and some other hormones. Besides, it is "trap" for sexual hormones; as a result the prerequisites for development of oncological diseases are created. The researchers conducted in our higher education institution showed that at 82% of the female students and 25% of the male students the increased volume of abdominal fat has been registered that can be considered as probable obesity. The established facts demand carrying out the explaining and training actions of the valeo-logical orientation, including the increase of physical activity of the surveyed.

По данным Госкомстата на сегодняшний день почти шестая часть социума Российской Федерации составляют люди в возрасте 15 24 лет (20 миллионов 359 тысяч). Из них, около 4,7 миллиона обучаются в высших учебных заведениях, образовательные программы которых в качестве инструмента здоровьесбережения и здоровьеформирования предусматривают использовать средства физической культуры. Обычно эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций оценивается по показателям заболеваемости студентов и уровню их физического развития.

Мониторинговые исследования обозначенных критериев указывают на недостаточную результативность здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, о чем свидетельствуют данные высокого уровня студенческой заболеваемости. Так почти 42% учебных занятий по дисциплине «физическая культура» студенты пропускают по причине заболеваний различного генезиса. При этом около 80% не могут сдать нормативы ГТО в беге на 3000 метров и 52% - подтягивание на перекладине. В связи с этим педагогический коллектив кафедры физического воспитания УрГУПС ставит перед собой задачу сформировать у студентов понимание необходимости сохранения и укрепления своего здоровья, что создаст предпосылки в последующем для эффективной личностной и профессиональной деятельности. Отдельно следует подчеркнуть, что создание мотива к здоровьесберегающей деятельности лежит через путь познания субъектом объекта исследования, это создает предпосылки для направленного рефлексивного участия индивида на предмет своего познания.

В настоящее время большое количество публикаций посвящено вопросам здоровье-формирования молодежи [1, 5]. Здоровье, по мнению академика В.П. Казначеева, это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [3]. В.П. Петленко вносит дополнение в структуру дефиниции «здоровье». Он трактует «здоровье», как способность организма адаптироваться к все более богатой и насыщенной жизни во все менее эволюционно благоприятной среде обитания [4]. Такое определение здоровья, как нельзя лучше, подходит современной молодежи и, тем более, студентам вузов, ориентированных на насыщенную социальную жизнь.

Не секрет, что одним из наиболее важных компонентов здоровья является углеводный обмен, и, как его проявление, уровень веса. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, избыточный вес имеют почти треть населения США. В Европе количество людей, страдающих от полноты, ничуть не меньше. Как минимум, семь европейских стран оспаривают это «лидерство» с США. В России, по самым скромным расчетам, избыточный вес имеется у 25% населения, а ожирение у 18%. В некоторых возрастных группах эти показатели значительно выше (у 75%, женщин в возрасте 40-55 лет зарегистрирован избыток веса; у 46% ожирение). У молодежи (18-25 лет) излишний вес имеют 8^9% респондентов.

Всемирная федерация по борьбе с сердечными заболеваниями (WHF) предупреждает, что ожирение становится одной из главных причин болезней сердца. У тучных людей в 3 раза чаще наблюдаются инфаркты миокарда. Лишний вес это еще и мощный фактор развития атеросклероза и сахарного диабета. Так, почти 90% больных сахарным

диабетом второго типа страдают ожирением. За последние пять лет их число увеличилось на 11%. Лишний вес - это еще и мощный фактор развития сахарного диабета. Фактические данные говорят сами за себя - до 90% больных сахарным диабетом второго типа страдают ожирением. За последние пять лет их число увеличилось на 11%. Важную роль в развитии ожирения, основой которого является инсулинрезисентность, играет абдоминально-висцеральная жировая ткань.

В норме эта ткань тончайшим слоем «пеленает» наши внутренние органы, включая сердце, печень, легкие, кишечник, поджелудочную железу и даже некоторые сосуды, таким образом, предохраняя их от переохлаждения, ударов, сотрясений и тому подобных воздействий. Однако, при накоплении избыточной массой тела (в 30^35%) висцеральный покров превращается в объемный матрац, который сдавливает внутренние органы, нарушая их кровообращение и метаболизм.

Следует учитывать, что висцеральная жировая ткань является мощным эндокринным органом, который синтезирует гормон стресса - кортизол. Соответственно, повышенная активность абдоминальной жировой ткани может приводить организм человека в состояние хронического стресса, заставляя все органы работать с повышенной нагрузкой. Помимо этого излишнее накопившаяся висцеральная жировая ткань начинает неконтролируемо синтезировать в больших количествах интерлейкин-6 (основной гормон воспаления). В результате у тучных людей формируются процессы, ответственные за развитие серьезных заболеваний. Кроме того, избыточная жировая ткань является «ловушкой для мужских половых гормонов», она превращает их в женские. В результате, у мужчин нарушаются половые функции, что влечет импотенцию и бесплодие. У женщин наблюдается похожая ситуация, только с обратным эффектом. Висцеральная жировая ткань становится генератором мужских половых гормонов с соответствующими негативными проявлениями.

Возникает вопрос, как оптимизировать объем висцеральной жировой ткани. Существует заблуждение, что от висцерального жира легко избавиться благодаря диете или с помощью липосакции. Однако, как показали научные наблюдения, от висцерального жира такими методами избавиться невозможно в принципе.

На самом деле, в практике подержания здоровья основным средством избавления от излишнего накопления висцеральных жировых является умеренная физическая нагрузка аэробной направленности в сочетании со сбалансированной диетой, энергетическая стоимость которой не должна превышать уровень расходуемых калорий. Таким образом, анализ научных публикаций и врачебно-педагогический опыт наших коллег, только подтверждает значимость здорового образа жизни в поддержании здоровья личности.

Естественно, знание процентного содержания жира (ПСЖ) в суммарной массе тела, в первую очередь, висцеральной ее составляющей, может создать необходимую мотивацию для своевременного принятия действенных мер по сохранению здоровья.

Из известных к настоящему времени методов определения ПСЖ наиболее точными являются подводное взвешивание (ПВ), компьютерная и магниторезонансная томография (КТ и МРТ), однако высокая стоимость этих исследований ограничивает их использование в клинической практике [2]. В этих условиях несомненные преимущества имеет доступный, безвредный, легко воспроизводимый биоимпедансный метод, разработанный специалистами японских фирм ОМЯОМ и ТАМТА.

Цель работы. Определить уровень понимания здоровья студентами вуза, их мотивацию по ведению здорового образа жизни и реальный уровень здоровья (на основе анализа ПСЖ).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 120 студентов (70 женщин - 20,04±2,20 лет и 50 мужчин - 20,02±2,21 лет). Группа для обследования была сформирована путем случайной выборки. Было проведено социологическое обследования данной группы в форме индивидуально-группового анкетирования с помощью вопросов открытого и закрытого типов.

Были исследованы следующие показатели: индекс массы тела (ИМТ, кг/м2), окружность талии (ОТ, см), окружность бедер (ОБ, см), отношение ОТ/ОБ, а также процент содержания жира в организме (ПСЖ), определявшийся с помощью прибора «ОМЯОМ ББ 306». Нормальными считаются показатели ПСЖ 8,5^17% для мужчин и 17^22% для женщин, ИМТ 18^25 кг/м2.

При статистической обработке данных были использованы тесты на нормальность распределения (Г.В. Суходольский) и ранговой корреляции (Ч.Э. Спирмена).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На вопрос: «Что такое здоровый образ жизни, установите приоритеты по порядку их значимости» большинство (70% юношей и 88,5% девушек), придали наибольшее значение ответу «не употреблять наркотики», на втором месте - «не пить», на третьем - «не курить». В то же время ответ «заниматься физической культурой или спортом» находиться только на пятом месте, понятия «самосовершенствования» и «правильного питания, соблюдения диеты и контроль калорийности пищи» по результатам анкетирования находятся у студентов только на одиннадцатом и девятом местах соответственно.

Анкетируемые единодушно (97%) признали необходимость вести здоровый образ жизни, однако при этом только 35% опрошенных обосновали данную необходимость требованиями социальной жизни, связав здоровье и социальную активность, способность преодолевать жизненные задачи; в то время как 65% анкетируемых дали ответ, что «здоровье способствует красоте», «красота - личностный успех». Интересно, что при этом большая часть (87%) опрошенных признали, что эффективность жизни напрямую зависит от образа жизни. Таким образом, мы видим противоречие в понятийной составляющей (здорового образа жизни) и, как следствие, мотивационной структуре сознания. Здоровый образ жизни для того, чтобы «в полной мере осуществлять свои способности» готовы вести лишь 20% опрошенных, чтобы «быть всегда в форме» - 35%, а большая часть (45%) - для того, чтобы «быть красивым».

На вопрос, «какие обстоятельства могли бы побудить Вас изменить образ жизни?» на первом месте (у 60% опрошенных) - тяжелая болезнь, на втором (20%) - общее неудовлетворительное самочувствие. «Стремление быть здоровым» встречается лишь в единичных ответах (1^2%).

Данные анкетирования хорошо согласуются с полученными нами данными инструментальных методов обследования таких параметров здоровья организма, как ПСЖ. Так, средние значения ИМТ, отношения ОТ/ОБ и ПСЖ у студенток составили 23,06±3,24 кг/м2, 0,69±0,05 и 31,04±5,04%, а у студентов 21,46±3,40 кг/м2, 0,80±0,05 и 13,25±3,70%. При видимом благополучии композиционных показателей избыточность массы тела была констатирована у 3% студенток и 5% студентов. Было также отмечено, что при нормальных значениях ИМТ и ОТ/ОБ жировая составляющая в композиции тела обследованных студенток в среднем превышала нормальные значения (31,04±5,04%), в то время как в группе студентов ПСЖ в среднем равен 13,25±3,70%, т.е. не выходил за пределы колебаний нормы.

Детальным анализом ситуации было установлено, что среднее превышение нормальных значений ПСЖ в организме студенток определялось не столько сверхнормативными значениями ИМТ и исследуемого показателя (только у 2%), сколько частотой избыточного ПСЖ (у 82% обследованных с нормальными значениями ИМТ и ОТ/ОБ).

Несколько менее благополучной, в сравнении с общей картиной, оказалась ситуация и среди студентов: при нормальных значениях ИМТ и отношения ОТ/ОБ превышение нормативных значений жировой составляющей имело место в 25% случаев.

Таким образом, из проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Среди студентов отсутствует целостное понимание здорового образа жизни, необходимости его соблюдения, и как следствие этого, отсутствия мотивации для проведения каких-либо изменений своего образа жизни.
2. При нормальных значениях ИМТ и отношения ОТ/ОБ сверхнормативные величины ПСЖ, выявленные у 82% студенток и у 25% студентов, могут рассматриваться в качестве вероятного ожирения.
3. Установленные факты требуют проведения обучающих мероприятий валеоло-гической направленности, а также повышения физической активности обследованных

Литература

1. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 314 с.
2. Значимость определения процента содержания жира в организме для диагностики метаболического синдрома у женщин в пери- и постменопаузе / А.Н. Дмитриев, Ю.В. Кодолова, С.Б. Бортник, Е.М. Футерман // Здравоохранение Урала. - 2003. - № 5 (23). - С. 30-32.
3. Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека / В.П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1986. - 120 с.
4. Петленко, В.П. Валеология человека. Здоровье-Любовь-Красота / В.П. Петленко. -СПб. : Изд-во «Петроградский и К», 1997. - 268 с.
5. Третьякова, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность в системе профессионального образования: основные направления и проблемы / Н.В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 6 (34). - С. 85-90.

REFERENCES

1. Brekhman I.I. (1990), Valeology - science about health, Physical culture and sport, Moscow.
2. Dmitriev, A.N., Kodolova Yu.V., Bortnik, S.B. and Futerman E.M. (2003), "The importance of determination of percent of the content of fat in an organism for diagnostics of a metabolic syndrome at women in peri-and post menopause", Health care of the Urals, No. 5 (23), рр. 30-32.
3. Kaznacheev, V.P. (1986), Adaptation and constitution of person, Science, Novosibirsk.
4. Petlenko, V.P. (1997), Valeology of the person. Health-Love-Beauty, publishing house "Petrograd and K°", St. Petersburg.
5. Tretyakova, N.V. (2013), "Health saving activity in system of professional education: main directions and problems", Health saving education, No. 6(34), рр. 85-90.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2016

УДК 376.42

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Александрович Киласьев, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Аннотация

Статья раскрывает современные технологии обучения детей с задержкой психического развития, которые являются актуальными в сфере физической культуры, так как помогают успешно решать специфические задачи, используя комплекс методов и методических приёмов, которые имеют взаимосвязь между собой. Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогут внедрить современные образовательные технологии в учебный процесс детей с задержкой психического раз-

АБДОМИНАЛЬНЫЙ ЖИР БОЛЕЗНЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты