и функциональным состоянием нервно-мышечной системы.
REFERENCES
Контактная информация: vnikitushkin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.11.2016
УДК 796.865
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ БОЯ К ОШИБОЧНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СУДЬИ В ФЕХТОВАНИИ НА САБЛЯХ
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент,
Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Александровна Нечаева, Заслуженный мастер спорта, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Актуальность проблематики судейства в различных видах спорта не вызывает сомнений в связи с тем, что одной ошибки порой достаточно для кардинального изменения результата соревновательного поединка. В частности, это предметно проявляется и в фехтовании, где один укол/удар определяет либо характер последующих действий фехтовальщика, либо сам результат. В работе рассматриваются конкретные компоненты систематизированной подготовки фехтовальщика к соревновательной деятельности, включающие саморегуляцию, репертуарные и показательные уроки, моделирование помех и проблемных ситуаций. Установлена их эффективность в тренировочном и соревновательном процессе.
INCREASE IN RELIABILITY OF MEANS OF CONDUCTING THE FIGHT AND WRONG ACTIONS OF THE JUDGE IN FENCING ON SABERS
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Aleksandrovna Nechaeva, the Honored Master of Sports, post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Relevance of the problem of refereeing in different types of sport doesn&t raise doubts because one mistake sometimes is enough for cardinal change of result of the competitive duel. In particular, it is in detail shown in fencing where one prick / blow determines either nature of the subsequent actions of the fencer, or result. In work the specific components of the systematized training of the fencer for competitive activities include the self-control, repertoire and demonstration lessons, modeling of hindrances and problem situations. Their efficiency in training and competitive process has been established.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка проблемы готовности к соревнованиям предусматривает обоснование оптимальных путей качественной организации процесса предсоревновательной подготовки спортсменов. Рациональный подход к изучению проблемы подготовки фехтовальщиков к соревнованиям должен базироваться на комплексном представлении интегральной готовности к управлению деятельностью спортсмена с учетом различных компонентов подготовленности, важнейшую роль в котором играет психологический компонент.
Проблематика исследований определяется сложностью целенаправленного подбора и активного использования действенных методов совершенствования психологической подготовки фехтовальщиков, изучения негативных причин, влияющих на эффективность соревновательной деятельности, и соответственно, способов их устранения в комплексе с физической, технической, тактической и интеллектуальной подготовкой спортсменов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Надежность в спорте рассматривается, прежде всего, с позиций высокоэффективной соревновательной деятельности в экстремальных условиях. При этом основным критерием надежности профессиональных действий спортсменов считается результативность соревновательной деятельности [1].
В целях повышения качества тренировочного процесса на современном этапе развития теории и практики систематизированы базовые понятия спортивного фехтования [5], актуализированы основные компоненты интегральной готовности фехтовальщиков [3], проанализированы качественные показатели технического мастерства фехтовальщиков высокой квалификации [2, 4], уточнены ключевые направления психокоррекции фехтовальщиков к соревновательной деятельности [6, 7].
Одним из общепризнанных специалистами экстремальных факторов соревновательной деятельности фехтовальщиков являются ошибочные действия судьи, что зачастую непосредственно влияет на результат соревновательного поединка.
Определяющими признаками ошибочных действий судьи считались, во-первых, выводы экспертной комиссии, а, во-вторых, характерные действия спортсмена, включающие пререкания с судьей, снятие маски без разрешения, импульсивные требования видео-повтора и т. п.
Полученные данные по результатам анализа 233 боев, приведенные в таблице 1, демонстрируют профильные особенности содержания и результативность основных боевых действий в соревновательных поединках.
Таблица 1 - Показатели применения основных средств ведения боя и их результативность при различном судействе_
Особенности действия соревновательных факторов Разновидности боевых действий Показатели применения действий
Объемы, (%) Результативность, (%)
Показатели при объективном судействе(п=159) Атаки 74,8 62,3
Защитно-ответные действия 15,4 49,6
Встречные нападения 9,7 51,9
Показатели при ошибочном судействе (п=74) Атаки 69,7 58,4
Защитно-ответные действия 15,9 46,7
Встречные нападения 14,2 50,1
Следует отметить, что из всех боевых действий преимущество отдается атакам, объем которых составляет 74,8% от всего количества действий при отсутствии судейских ошибок и 69,7% - при предметных судейских ошибках.
При ошибках в процессе судейства объем защитно-ответных действий и встречных нападений взрастает, хотя в первом показателе различия недостоверны.
Наиболее значительные различия по результативности боевых действий проявляются при характерных ошибочных действиях судьи. При этом особенно выраженно снижается результативность в атаках (различия достоверны).
МЕТОДИКА
Целью применения экспериментальной методики было эффективное совершенствование, в целом, психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности, и, в частности, повышение помехоустойчивости по отношению к ошибочным действиям судьи.
Экспериментальная методика включала в себя три основных педагогических компонента:
Обучение спортсмена методам саморегуляции предусматривало не только собственно использование самовнушения для успокоения и самонастройки на поединки, что позволяло регулировать свои психические процессы и эмоциональные состояния, но и самостоятельное проведение тренировок, проявление самодисциплины в соревнованиях.
Педагогические установки, направленные на саморегуляцию спортсмена в тренировочном процессе:
- подчинение приверженности к использованию средств и методов тренировки, выбора партнеров, стиля боя целям плановой подготовки, самостоятельная регуляция поведения в конкретных условиях тренировки и с любым партнером;
- сохранение концентрации внимания и направленности мышления на выполнение заданных упражнений;
- быстрое переключение внимания от осмысления второстепенных тактических деталей к ключевым компонентам ведения боя, от эмоциональной оценки качества завершенных действий, схваток к готовности продолжать урок, бой;
- подавление неудовлетворительных отклонений в психическом состоянии, негативное отношение к внешним проявлениям в случаях повышенной эмоциональности;
- регулирование психических процессов самовнушением.
Проведение репертуарных и показательных уроков, направленных на повышение помехоустойчивости спортсмена было ориентировано на повышение готовности к ошибочному судейству. В отличие от обычных репертуарных уроков в данном случае использовалась работа над наиболее выигрышными действиями в боевых ситуациях, направленных на оптимальное использование технических и физических возможностей. В процессе уроков акцентировалось внимание на использовании сильнейших сторон в подготовленности спортсмена к ситуациям с неквалифицированным судейством или ошибочными действиями судьи.
Содержательное развитие данного направления включало:
- освоение вариантов построения боев, имеющих высокую эффективность. Повышение надежности обеспечивалось повышенной требовательностью к выполнению элементов соревновательной деятельности, являющихся главным объектом контроля судей;
- реализацию практических заданий на исключение схваток с взаимными ударами;
- обеспечение направленности на использование атак с действием на оружие и контратак с оппозицией;
- создание условий для максимально возможного применения уколов в атаках и контратаках.
Показательные уроки перед различной аудиторией создавали внешние помехи, преодоление которых способствовало выработке устойчивости психической сферы к условиям официальных соревнований.
Моделирование разнообразных ситуаций с ошибочными действиями судьи и другими характерными помехами характеризовалось:
- повышением уровня спортивно-деловой направленности действий в тренировочном процессе, несмотря на различные помехи;
- совершенствованием ведущих технико-тактических составляющих успешности ведения поединков в ситуациях с помехами;
- собственно моделированием соревновательных ситуаций с ошибочным судейством и другими помехами;
- формированием предметных установок на успешное выступление в предстоящих соревнованиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные после педагогического эксперимента данные приведены в таблице 2. Таблица 2 - Показатели применения основных средств ведения боя и их результативЭтап исследования Разновидности боевых действий Показатели применения действий
Объемы, (%) Результативность, (%)
Показатели в начале эксперимента (п=31) Атаки 64,3 52,6
Защитные действия 16,1 45,2
Встречные нападения 19,4 47,7
Показатели в конце эксперимента (п=31) Атаки 71,5 67,2
Защитные действия 14,3 51,4
Встречные нападения 14,1 56,0
Они характеризуют результаты экспертных наблюдений за особенностью содержания и результативностью основных боевых действий в соревновательных боях фехтовальщиков-саблистов (всего 62 боя в условиях действия неблагоприятных факторов, связанных с ошибками судейства). В целом отмечается улучшение показателей эффективности соревновательной деятельности. Все различия между уровнями показателей до и после эксперимента достоверны.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что ошибки в судействе отрицательно сказываются на характеристиках соревновательной деятельности фехтовальщика, а применение экспериментальной методики целенаправленного повышения помехоустойчивости квалифицированных фехтовальщиков-саблистов к ошибочным действиям судьи, оказалось эффективным.
ВЫВОДЫ
В процессе исследования показано, что ошибочное судейство негативно сказывается на эмоциональном состоянии фехтовальщиков-саблистов и приводит к ухудшению различных параметров соревновательной деятельности, в том числе, характерному сужению репертуара боевых действий, что существенно ограничивает реализацию возможностей высококвалифицированных фехтовальщиков. Особенно проявляется снижение результативности атакующих и встречных нападений. В определенной мере, включение в тренировочный процесс методики повышения помехоустойчивости спортсменов, реализованной в виде базовых компонентов систематизированной подготовки, активно способствовало повышению уровня показателей соревновательной деятельности квалифицированных фехтовальщиков-саблистов.
REFERENCES
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 371:796.011.3
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
СРЕДЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Результаты многолетнего теоретического и эмпирического исследования позволили изложить концептуальные положения повышения эффективности физического воспитания школьников на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Практика осуществления гуманитарного преобразования в интегрированной физкультурно-спортивной среде, анализ результатов опытно-экспериментальной работы послужили основанием для выдвижения рекомендаций по организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды как некоего алгоритма, обеспечивающего её успешную реализацию. Рекомендации представлены для практического их применения в педагогических проектах по совершенствованию процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, для продуктивного взаимодействия школы и социальной среды, для развития муниципальных и региональных систем образования.
PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON INTEGRATED EDUCATIVE PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT ORGANIZATION
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk
Annotation
The results of many years theoretical and empirical research have allowed presenting the conceptual ideas of schoolchildren&s physical education effectiveness increase on the basis of integrated educative physical-sport environment organization. Practice of implementation of the humanitarian changes in the integrated physical-sport environment, the analysis of the results of experimental work served as the