Спросить
Войти

Развитие кооперативного движения в дореволюционной России: историография вопроса

Автор: указан в статье

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Безгина Ольга Анатольевна

кандидат исторических наук Тольяттинский государственный университет

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ:

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА*

Кооперативное движение России - уникальное явление социальноэкономической жизни конца Х!Х - начала ХХ в. Проблемы развития кооперативного движения в нашей стране получили широкое освещение в научной литературе. Написано большое количество трудов, в которых рассмотрено развитие количественных и качественных составляющих кооперативного движения.

На протяжении более чем вековой истории отечественная историография кооперативного движения проделала сложный путь, колебания которого определяли как качественные изменения в жизни российского общества, так и влияния политической конъюнктуры.

Первый этап в изучении кооперативного движения в России пришелся на пореформенный период. Идея кооперации появляется в сознании русского общества в первой половине 1860-х гг. благодаря публикациям популярных журналов и разнообразных экономических сочинений. Интерес к кооперации охватил представителей многих течений общественной мысли, исповедовавших разные взгляды и представления о будущем устройстве страны. Это был процесс осмысления и самой кооперации как социально-экономического феномена, и попыток ее реального воплощения в жизнь. Как писал историк кооперации и ее активный участник М.Л. Хейсин, «в 60-х годах общество было охвачено стремлением к общественной деятельности. Все европейские учения широко распространялись среди тогдашней интеллигенции. А в Западной Европе в это время идеи кооперации

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ: проект № 15-11-63003.

- 6 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

пользовались большим вниманием. Это и толкнуло интеллигенцию высших классов на организацию кооперативов»1.

Процесс теоретического осмысления кооперации в России происходил на основе аккумуляции идей как зарубежных, так и отечественных исследователей. Первоначально тему кооперации под влиянием теорий Р. Оуэна и Ш. Фурье начали пропагандировать и развивать литераторы и общественные деятели -М.В. Петрашевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.

Авторы этого периода акцентировали свое внимание не столько на экономической, сколько на социальной функции кооперации. Петрашевский в статье «Оуэнизм» характеризовал кооперацию как новую форму общественного устройства2. Чернышевский в статье «Капитал и труд», опубликованной в «Современнике» в 1860 г., утверждал, что «трудящиеся только тогда освободятся от эксплуатации, когда они сами станут хозяевами производства»3. Он писал: «...Потребности человека заставляют утверждать, что самостоятельность трудящихся, даваемая только формой товарищества, выгоднее для общества, нежели хозяйство отдельного капиталиста, как свобода выгоднее рабства для общества. Но как при свободе успешнее идет и самое производство, точно так же при форме товарищества оно должно идти успешнее, нежели при хозяйстве отдельного капиталиста» 4.

Оценивая вклад первых пропагандистов кооперативных идей нельзя говорить о какой-либо системе взглядов, все это, по словам А.В. Чаянова, лишь «хорошие, благородные и детски наивные слова.»5 Вместе с тем идеи этих мыслителей создали основу, на которой постепенно стала развиваться кооперативная практика в нашей стране.

Отражение первых шагов практической работы по внедрению кооперации на отечественную почву содержится в трудах членов Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. В течение ряда лет, с 1871 г. по 1906 г., Отделение издавало «Отчеты», в которых подводило итог своей годовой работе и деятельности товариществ; в 1881-1886 гг. - «Листок», где печатались, в том числе и статьи с мест; в 1890-1904 гг. -«Сообщения» - объемный журнал, выходивший 2 раза в год. Кроме периодических изданий Отделение выпускало книги, доклады, сборники материалов. Среди этих

1 Хейсин М.Л. 50 лет потребительской кооперации в России. (Исторический очерк и современное состояние). Пг., 1915. С. 9.
2 Петрашевский М.В. Оуэнизм // Кооперация. Страницы истории: В 3 т. М., 1998. Т. 1. Кн. 1. С. 133.
3 Чернышевский Н.Г Капитал и труд // Там же. С. 171.
4 Там же. С. 180.
5 Чаянов А.В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести. М., 1989. С. 163.

- 7 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

публикаций выделяются работы П.А. Соколовского, в которых содержится большой сводный материал по различным аспектам деятельности кооперативных товариществ, а также работы земства по устройству ссудосберегательных товариществ6. В ряду этих работ следует отметить и труды самарского общественного деятеля И.А. Лишина7.

Таким образом, в 70-90-е годы XIX в. в России были сделаны попытки формирования общих принципов кооперации и осмысления всех появившихся кооперативных форм. К концу XIX в. русская кооперативная мысль объединяла уже немалое количество имен, рассматривающих применение кооперативных идей в самых разных отраслях экономики и жизни8. Однако даже по названиям работ нетрудно заметить, что большинство авторов анализировали лишь отдельные вопросы или области кооперации. Сочинений же общего характера практически не было. Зачастую взгляды выразителей кооперативной идеи не отличались целостностью и последовательностью, несли на себе следы сложной социальноэкономической и общественно-политической обстановки того периода, что не позволяет применительно к этим годам говорить о каких-либо сложившихся кооперативных концепциях.

Вместе с тем роль первого поколения идеологов кооперации в России чрезвычайно важна. Они «посадили» идею кооперации на русскую почву и дали толчок для ее практической реализации. «Первые шаги кооперативного движения... обязаны энергичной проповеди энтузиастов народничества, приносивших в деревню в своем сознании готовые кооперативные системы и осуществлявших их с настойчивостью и прямолинейностью просвещенного абсолютизма», - писал А.В. Чаянов9.

6 Соколовский П.А.: 1) Ссудо-сберегательные товарищества по отзывам литературы. СПб., 1889; 2) Деятельность земства по устройству ссудосберегательных товариществ. СПб., 1890.
7 Лишин И.А.: 1) Очерк Николаевского уезда Самарской губернии в статистическом и

сельскохозяйственном отношениях. СПб., 1880; 2) По вопросу о реформе крестьянских учреждений // Самарская газета. [Самара], 1889. 6 января; 3) О земском зерновом кредите // Самарская газета. [Самара], 1889. 7, 8, 11 января.

8 «Оуэнизм» и «Краткий очерк начал системы Фурье» М.В. Буташевича-Петрашевского; «Капитал и труд» Н.Г. Чернышевского; «О рабочем классе и мерах к обеспечению его благосостояния» Ф.Г. Тернера; «Артели в древней и нынешней России» Н.В. Калачева; «Рабочие ассоциации» Н.В. Шелгунова; «О мерах к развитию в России молочного хозяйства на артельном начале» и «О распространении артельного сыроварения в России» Н.В. Верещагина; «О развитии рабочих ассоциаций как меры государственного благоустройства» В.С. Садовского; «Потребительные общества» и «Разбор теории общественной кооперации» Н.И. Зибера; «Ассоциация. Очерки практического применения принципа кооперации в Германии, в Англии и во Франции» А.К. Шеллер-Михайлова и др.
9 Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации // Экономическое

- 8 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Обращает на себя внимание тот факт, что уже на этой ранней стадии изучения феномена кооперации авторы рассматривали ее как двуединое явление, основываясь на понимании того, что крестьяне не подготовлены к социальноэкономическому перевороту «как материально, так и нравственно», как писали современники «переходной эпохи»10. Поэтому в кооперации видели не только форму экономической деятельности, но и возможность социального переустройства общества.

На рубеже XIX-XX вв. в кооперативной историографии начался новый этап, ознаменованный, по словам новейшего историка кооперативного движения Е.Ю. Болотовой, «изучением западного опыта и накоплением собственного», когда «экономическая и социальная востребованность кооперативной формы организации жизни стали основой для создания работ теоретического характера»11.

На этом этапе в России появилось новое поколение теоретиков и историков кооперации, вошедших в историю как классики кооперативной мысли. Среди них следует назвать В.Ф. Тотомианца, М.И. Туган-Барановского, С.Н. Прокоповича, М.Л. Хейсина, А.В. Меркулова и еще многих других, оставивших заметный след в общественном сознании. В этот же период в кооперативное движение пришли профессиональные экономисты, в числе которых были и такие выдающиеся, как А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, С.Л. Маслов. Многие из них являлись уже не только теоретиками, но и практиками кооперативного движения.

Появление работ этих авторов было вызвано активным развитием рыночных отношений, требующих новых решений социально-экономических проблем. С начала ХХ в. одна за другой в России стали выходить крупные фундаментальные работы по теории и истории кооперации12. Одновременно широко издавались книги

наследие А.В. Чаянова. М., 2006. С. 255.

10 Цит. по: Фигуровская Н.К., Подколзин Б.И. Петербургский кружок князя А.И. Васильчикова и зарождение кооперативного кредита в России // Кооперация. Страницы истории: В 3 т. М., 2001. Т 1. Кн. 2. С. 6.
11 Болотова Е.Ю. «В единении - сила». Потребительская кооперация в России в конце XIX - начале XX в.. Волгоград, 2003. С. 7.
12 Меркулов А, Хейсин М. Кооперативная пропаганда и культурно-просветительная работа в кооперативах. СПб., 1914; Озеров И.Х. Общества потребителей. Исторический очерк их развития в Западной Европе, Америке и России и краткое руководство по ведению потребительных обществ. Спб., 1894; Тотомианц В.Ф.: 1) Потребительские общества. История, теория и практика. СПб., 1908; 2) Сельскохозяйственная кооперация. СПб., 1908; 3) Кооперативный сбыт продуктов сельского хозяйства в России. СПб., 1911; 4) Кооперация в русской деревне. М., 1912; 5) Теория, история и практика потребительской кооперации. СПб., 1913; 6) Апостолы кооперации: Г. Шульце-Делич и Ф. Райфэйзен. М., 1914; Хейсин М.Л.: 1) 50 лет потребительской кооперации в России; 2) Исторический очерк кредитной кооперации в России. Пг., 1917; и др.

- 9 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

популярно-просветительского характера13. Эти издания были рассчитаны на широкого читателя и давали практические советы по организации и ведению кооперативной работы.

Уже на ранних стадиях развития социальная направленность многих кооперативных теорий обозначилась довольно явно. Выдающиеся практики и теоретики кооперативного движения видели в нем возможность преобразования общества, изменения не только экономических условий, но и социальных отношений.

В 1907 г. Кропоткин в работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» писал, что «в настоящее время наиболее пламенные сторонники кооперативного движения проникнуты убеждением, что кооперация ведет человечество к высшей, гармонической стадии экономических отношений... Большинство из них потеряло бы всякий интерес к кооперативному движению, если бы у них исчезла упомянутая сейчас уверенность»14. Подтверждал эту мысль и выдающийся отечественный экономист ХХ в. Б. Бруцкус: «Интерес ученых к кооперации был связан с их общественными устремлениями, наложившими отпечаток на теоретическую работу»15.

Один из наиболее активных исследователей и пропагандистов кооперации начала ХХ в. - В.Ф. Тотомианц. Он автор многочисленных трудов по теории и истории международного и российского кооперативного движения. Названия его работ дают представление об эволюции взглядов ученого16. Тотомианц воспринимал кооперацию прежде всего как «превосходную школу терпимости, уживчивости и совместного ведения сложных хозяйственных дел» и «искусство творить новые формы экономической жизни»17.

13 Вильбрандт Р. Значение потребительных обществ. М., 1914; Зельгейм В.Н. Организация и практика потребительных обществ в России. М., 1913; Меркулов А., Хейсин М. Как организовать и вести потребительное общество. СПб., 1914; Тотомианц В. Кооперация в борьбе с дороговизной. М., 1916; Хейсин М. Что такое потребительное общество и какая от него польза. М., 1916; и др.
14Цит. по: Тотомианц В.Ф. Теория, история и практика потребительской кооперации. С. 358.
15 Бруцкус Б.Д. Теории кооперации // Вопросы экономики. 1995. № 10. С. 125.
16 Тотомианц В.Ф. 1) Комитет о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. СПб., 1898-1907; 2) Задачи городского самоуправления. Краткий очерк муниципального социализма. 2-е изд., доп. СПб., 1906; 3) Потребительские общества. История, теория и практика; 4) Сельскохозяйственная кооперация; 5) Кооперативный сбыт продуктов сельского хозяйства в России; 6) Кооперация в русской деревне; 7) Теория, история и практика потребительской кооперации; 8) Апостолы кооперации: Г. Шульце-Делич и Ф. Райфэйзен; 9) Европа после войны в экономическом и социальном отношениях. Пг., 1916; 10) Кооперация и борьба с дороговизной; 11) Утопии (социальный рай на земле). М., 1917.
17 Его же. Теория, история и практика потребительской кооперации. С. 358, 359.

- 10 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

Наряду с анализом истории и теории кооперации, как в России, так и за рубежом, большое внимание в своих работах Тотомианц уделял социальным аспектам в деятельности кооперативных организаций. В кооперации он видел путь к примирению интересов различных классов и групп. В экономике, считал автор, должны сохраняться частная, государственная и муниципальная формы хозяйствования в качестве дополнения к «кооперативному строю», с тем, чтобы и кооперация не обюрократилась.

Обозначил он свою позицию и по отношению к политической деятельности кооперации. Отстаивая политический нейтралитет как основополагающий

кооперативный принцип, Тотомианц подчеркивал, что «...нейтралитет нами понимается больше как беспартийность, чем как полный аполитизм. Мы не отрицаем, что организация потребителей высшей стадии своего развития может нуждаться в воздействии на политику, но это воздействие никогда не может отождествляться с политической программой какой-либо партии или с тактикой профессионального движения»18.

К 50-летнему юбилею кооперации в России, отмечавшемуся в 1915 г., был приурочен выход монографии М.Л. Хейсина, где он проанализировал развитие потребительской кооперации, определил периодизацию и особенности «дореволюционного и послереволюционного периодов»19. В результате

сравнительного анализа европейской и отечественной кооперации, автор констатировал отставание последней как по проценту охвата населения, так и по среднему обороту обществ. Вместе с тем он подчеркивал, что «50 лет тому назад она (кооперация - О.Б.) была искусственным растением, а теперь корни ее глубоко вросли в народную жизнь»20.

Так же как и большинство отечественных теоретиков кооперации, Хейсин не обошел вниманием тему социальных основ кооперации, подчеркнув, что «.выяснение общественного значения кооперации - это первая основная задача кооперативной пропаганды»21.

В отличие от большинства других авторов, которые рассматривали культурнопросветительную деятельность кооперации лишь в контексте истории кооперации, Хейсин посвятил этой проблеме отдельную работу, написанную в соавторстве с другим историком кооперативного движения А.В. Меркуловым. В этой книге нашли отражение все виды культурно-просветительной работы кооперативов, а также

18 Тотомианц В.Ф. Теория, история и практика потребительской кооперации. С. 314.
19 Хейсин М.Л. 50 лет потребительской кооперации в России. С. 4.
20 Там же. С. 54, 55.
21 Меркулов А, Хейсин М. Кооперативная пропаганда и культурно-просветительная работа в кооперативах. С. 1.

- 11 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

содержатся важные статистические данные. Оценивая значение культурнопросветительной работы для кооперации, авторы подчеркивали, что условия русской жизни заставляют кооперативы расширять свои задачи в культурно-просветительной области, особенно в деревне. Так как в деревнях «не было мелкой земской единицы, и кооперативы невольно заменили ее и становились единственными культурными очагами»22. Рассуждая о перспективах развития кооперации, авторы выражали уверенность, что «весь ход экономического развития ведет к тому, что современное частнокапиталистическое хозяйство должно замениться общественным хозяйством, основанным на принадлежности обществу всех средств производства. В переходе человечества к этому хозяйству, которое представляет из себя одну огромную кооперативную организацию, кооперации суждено сыграть огромную подготовительную роль, и если кооперативы еще недостаточно проникнуты идеями нового хозяйства, то они должны ими проникаться»23.

Меркулов в своей монографии «Вопросы кооперативного движения в России» подчеркивал, что «крупнейшим фактом в жизни кооперации является тяга ее к внутреннему оздоровлению... и к повышению кооперативного уровня своих членов»24.

Наиболее значимым трудом этого периода стала монография М.И. Туган-Барановского «Социальные основы кооперации». В этом фундаментальном труде он обобщил опыт мирового кооперативного движения и глубоко проанализировал заложенные в нем идеи. Центральной темой исследования является проблема социального идеала, заложенного в теории кооперации. Хрестоматийным стало определение, в котором он подчеркивал двуединую природу кооперации: «Кооператив - не социалистическая община, а хозяйственное предприятие. ...Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом»25.

Проанализировав опыт развития кооперации в странах Западной Европы и России, Туган-Барановский пришел к выводу, что отличительными чертами истинной кооперации являются самостоятельность и самодеятельность. Если данные принципы организации кооперативного предприятия в силу каких-либо причин нарушаются, то кооперативы лишаются своей сущности. На основании этого он определил и роль государства в жизнедеятельности кооперации. Кооперация, по его мнению, может и должна принимать помощь со стороны государства только в том

22 Хейсин М.Л. Основы культурно-просветительной деятельности кооперативов. М., 1919. С. 46.
23 Меркулов А. Хейсин М. Кооперативная пропаганда и культурно-просветительная работа в кооперативах. С. 1.
24 МеркуловА.В. Вопросы кооперативного движения в России. Пг., 1918. С. 216.
25 Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989. С. 21.

- 12 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

случае, если эта помощь ни в какой мере не ведет к подрыву полной свободы и самостоятельности развития кооперации.

Другим не менее важным условием успешного функционирования любой формы кооперации, по мнению автора, является личная заинтересованность ее членов в достижении высоких экономических результатов. При этом охрана личного интереса членов кооперативов должна обязательно сочетаться с общими интересами: «не чистый эгоизм и не чистый альтруизм, а солидарность интересов -вот духовная основа кооперации».

Таким образом, Туган-Барановский проводил мысль, что, решая собственные экономические проблемы, кооператоры в то же время способствуют общей демократизации общества. Необходимо отметить, что он был теоретиком кооперативного движения никак не связанным с практиками, чья работа также мало пересекалась с абстрактными теориями. По словам новейшего исследователя кооперации В.В. Кабанова, «идеологические конструкции не довлели над кооперативной практикой»26.

Исследователем кооперации, активно совмещавшим научную работу и политическую деятельность, был С.Н. Прокопович, отстаивающий, по его собственному выражению, «исторический подход к изучению кооперации»27. Выделяя специфические черты кооперации, он подчеркивал ее отличие как от общины, так и от капиталистического предприятия: «Кооператив - добровольный союз людей, в отличие от общины, где люди поставлены в не зависящие от их воли отношения»28. С другой стороны, принципиальное отличие кооперативных предприятий от капиталистических заключается в том, что «кооперативные товарищества представляют собой союзы лиц, а не капиталов»29. Это, по мнению автора, являлось и основной социальной особенностью кооперативного хозяйства: «Каждый участник товарищества, независимо от величины внесенного им пая, является полноправным и равноправным его членом; с момента приема в члены он имеет права и несет обязанности, совершенно равные с правами и обязанностями всех других членов»30. В подтверждение этой мысли Прокопович писал: «Новые члены принимаются в кооператив только по постановлению общего собрания его членов или другого органа управления, которому поручен общим собранием прием членов»31. Отсюда Прокопович выделил основной признак кооперации: «Капитал в

26 Кабанов В.В. Кооперация, революция, социализм. М., 1996. С. 58.
27 Прокопович С.Н. Кооперативные товарищества и их классификация. М., 1919. С. 26.
28 Там же. С. 4.
29 Там же.
30 Там же. С. 12.
31 Там же. С. 5.

- 13 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

кооперативных товариществах играет не господствующую, а служебную роль; не он является носителем прав в кооперативе, а лицо, член кооператива»32.

Важной особенностью кооперации Прокопович называл то, что она организует только хозяйственную жизнь своих членов, но не вмешивается в их личные, семейные или общественные отношения. Еще одной важной чертой кооперации, по мнению автора, является то, что в кооперативных объединениях могут принимать участие только лица с «некоторым хозяйственным достатком» и только на добровольной основе.

Исходя из этого, Прокопович дал собственное определение социальноэкономической природы кооперативного товарищества. «Это - особая форма коллективного хозяйства, образованного добровольным соединением неограниченного числа лиц, имеющих равные права и обязанности, в целях повышения производительности и доходности их труда, а также удешевления их домашнего хозяйства»33. Вместе с тем Прокопович признавал, что это определение желательного, идеального характера кооперативного движения. Конкретная же действительность далеко отстает от этого идеала. Резюмируя все вышесказанное, он подчеркивал: «Социальное содержание кооперативной деятельности всегда и всюду одно и то же: организация трудящихся и защита материальных и духовных интересов»34.

В годы Первой мировой войны в связи с быстрым ростом крестьянских кооперативов возникла «организационно-производственная» школа. Активными представителями ее были А.В. Чаянов, Н.П. Макаров, А.Н. Минин, А.А. Рыбников А.Н. Челинцев и другие известные экономисты и кооператоры. В центре исследований экономистов этого направления были специальные проблемы сельскохозяйственной кооперации, в частности, разработка теории семейного трудового крестьянского хозяйства во взаимодействии с окружающей

экономической средой. Организационно-производственное направление связывало перспективы кооперативного движения с естественными процессами

организационной эволюции крестьянского семейного производства.

В последующие годы многие из этих ученых работали в созданном после Февральской революции высшем органе кооперации - Совете Всероссийских кооперативных съездов (просуществовал до 1920 г.). Одновременно ими были созданы и такие кооперативные центры, как «Лига аграрных реформ» и Сельскосовет (декабрь 1918 - январь 1920 г.).

32 Прокопович С.Н. Кооперативные товарищества и их классификация. С. 5.
33 Там же. С. 12, 13.
34 Там же. С. 14.

- 14 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

О становлении нового научного направления А.В. Чаянов писал во введении к работе «Организация крестьянского хозяйства»: «...В этой совершенно новой для всего русского общества работе агрономы и кооператоры нередко оказывались как в лесу, и многократно терялись. Перед нами вставало великое множество полутехнических, полуэкономических проблем, не предусмотренных никакими книгами и не рассмотренных еще никакими школами»35. Позднее Чаянов вспоминал, что одновременно в самых разных частях страны разнообразные специалисты, среди которых были агрономы, кооператоры, статистики, решали различные организационные вопросы сельскохозяйственного производства.

Это учение, - писал Чаянов, сложилось из постепенного накопления огромного эмпирического материала по вопросам организации крестьянского хозяйства, полученного частично путем обработки данных земской и государственной статистики, частично путем самостоятельных выводов. Целью этой научной деятельности Чаянов считал облегчение работы практиков. «Для этого, - писал он, -нужно, прежде всего, разработать и установить основные обобщения и понятия учения об организации трудового хозяйства». Можно сказать, что это и было основной задачей, которую пытался решить на протяжении всей своей деятельности Чаянов.

Революционный период и первые годы советской власти стали наиболее насыщенным временем для кооперативной историографии. В это время проблема роли кооперации в общественно-политическом и экономическом обновлении страны становится наиболее актуальной36. Предпринимались попытки обосновать роль кооперации и встроить ее в новые социально-политические условия. «Среди полной гибели и разрухи, быть может, только одна кооперация сумеет оказать помощь крестьянскому хозяйству... кооперация насквозь пропитана духом демократизма и равноправия своих членов»37. «По существу кооперативная работа 35 Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства // Экономическое наследие А.В. Чаянова. С. 290.

36 Дьяков Ф. Кооперация и просвещение. М., 1918; Каблуков Н. Новый строй и кооперация. (Почему теперь нельзя обойтись без кооперативов). М., 1917; Кильчевский В.А. Кооперация и партия. Пг., 1919; Кооперативы и профессиональные союзы / под ред. М. Хейсина. Пг., 1918; Кооперация и искусство: Сб. статей И. Грабаря, Н. Романова, А. Эфроса, А. Чаянова. М., 1919; Маслов С.Л. Наше народное хозяйство и грабительский мир. М., 1918; Мещеряков Н. Кооперация и социализм. М., 1920; Пекарский В.Ф. К вопросу о нашей экономической политике в связи с кооперацией. (Программа практической социалистической работы). Пг., 1917; Соколов Н.Н. Кооперация и демократия. М., 1918; Слобожанин М. К вопросу о кооперативно-социалистической программе. (Кооперативная печать о политическом выступлении кооперации). Пг., 1918; Тотомианц В.Ф. Политика как профессия. М., 1918; Фромметт Б.: 1) Ложь капитализма и правда кооперации. М., 1918; 2) Кооперация в борьбе с голодом и безработицей. М., 1919; и др.
37 Соколов Н.Н. Кооперация и демократия. С. 13.

- 15 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

работа социалистическая, только не политическая, а практическая», - писали современники38.

В 1920-е гг. вышел целый ряд работ по проблемам кооперации, носивших популярный характер39. К осмыслению феномена кооперации обращались также публицисты, политики, государственные деятели40. Одновременно издавались работы за рубежом41, где авторы, по словам Тотомианца, были свободны от влияния и «разрушительной энергии теперешних правителей страны»42.

В советской же историографии, по справедливому замечанию О.В. Ягова, «в исторической науке среди исследователей кооперации определились два полярных направления: «старо-кооперативное» и «советско-кооперативное»43.

Основоположником советской кооперативной историографии по праву можно считать В.И. Ленина. Эволюция взглядов Ленина на кооперацию была неоднозначной и сложной. Целый ряд его работ периода революции и Гражданской войны исходили из идеи огосударствления кооперации, но вместе с тем и использования ее аппарата, возможности которого он оценивал весьма высоко.

Ключевую роль в оценках кооперации в советской историографии на многие годы вперед сыграла статья Ленина «О кооперации», написанная в январе 1923 г. В этой работе Ленин отошел от своей предыдущей характеристики кооперации как одного из видов государственного капитализма, и, соответственно, как низшей ступени развития общества, предшествующей социализму. Начав с замечания о

38 Пекарский В.Ф. К вопросу о нашей экономической политике в связи с кооперацией. (Программа практической социалистической работы). С. 9.
39 Кисляков Е.Н. Кооперация в общем ходе хозяйственного строительства и ее организация в деревне. Тула, 1922; Кооперация о самой себе. М., 1921; Кооперация и налоги. Самара, 1926; Ленднр Н.Н. Кооперация подвела. Исповедь дяди Софрона. Л., 1924; Николаев В. Потребительская кооперация и сельское хозяйство. М., 1924; Николаев А. О некоторых недостатках нашей кооперации. М.; Л., 1926; и др.
40 Балабанов М.С. История рабочей кооперации в России. М., 1928; Илимский-Кутузов Д.Т. Кризис кооперации. М., 1922; Кооперация в Советской России. М., 1922; Куйбышев В. Задачи внутренней торговли и кооперация: Доклад на собрании активных работников Московской организации РКП (б), 21 апреля 1924 г. М., 1924; Кржижановский Г.М. Товарообмен и плановая работа. М., 1924; Лозовой А.Н. Ленин и кооперация. М., 1924; Целлариус В.М. ВКП(б) и кооперация. Харьков, 1928.
41 Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта. Берлин; Вильмерсдорф, 1923; Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. 2-е изд. Пг., 1919; Прокопович С.Н.: 1) Кредитная кооперация в России. М., 1923; 2) Крестьянское хозяйство. Берлин, 1924; Тотомианц В.Ф.: 1) Теория кооперации. Прага, 1921; 2) Кооперация в России. Прага, 1922; 3) Кооперативная хрестоматия. Сб. статей, речей и изречений о кооперации. Прага, 1922, 4) Основы кооперации. Берлин, 1923; Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. Берлин, 1923.
42 Тотомианц В.Ф. Кооперация в России. С. 6.
43 Ягов О.В. Кустарно-промысловая кооперация Поволжья в условиях реализации новой экономической политики. Самара; Пенза, 2008. С. 25.

- 16 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

недостаточном внимании к кооперации, Ленин определил кооперирование населения как важнейшую задачу, «...потому что теперь мы нашли ту степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам...»44

Очевидно, что именно ленинская идея о возможности перехода к социализму через кооперацию была положена в основу всех последующих рассуждений на темы кооперации. Сама же статья «О кооперации», по определению новейшего историка кооперации А.В. Воронина, превратилась «в настольную работу для большинства исследователей кооперативного движения»45. В результате многие годы в СССР тема развития кооперации, как правило, рассматривалась через призму ленинского кооперативного плана. История развития отечественного кооперативного движения в дореволюционный период исследователями практически не изучалась.

На 1920-е гг. пришелся период наиболее плодотворной работы представителей организационно-производственного направления. Однако под нажимом официальной идеологии, во второй половине 1920-х теоретики кооперации корректируют свои взгляды в сторону обоснования крупных общественных хозяйств. К концу десятилетия организационно-производственное направление было уже окончательно разгромлено.

Объектом исследования одного из ведущих представителей этого направления Чаянова был самый широкий слой хозяйств - трудовое крестьянское хозяйство. Такое хозяйство, по его мнению, сосредотачивает в одном лице и хозяина, и предпринимателя, и работника. В 1927 г. вышло второе издание его книги «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации». В ней он систематизировал свою кооперативную теорию. Кооперация, - писал Чаянов, - это путь и формы облегчения труда крестьянина и улучшения его жизни путем постепенного кооперирования тех производственных процессов, которые ему выгодны. По его мнению, «государственный капитализм, развивающийся в отношении сельского хозяйства в кооперативных формах, неминуемо. должен пройти ряд последовательных фаз своего исторического развития»46. Однако в советской России кооперации не суждено было пройти все «фазы своего исторического развития», ей была уготована другая роль.

С.Л. Маслов - еще один крупный теоретик кооперации этого периода. В 1921 г. он выпустил очередное дополненное и доработанное издание своего основного

44 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т 45. С. 370.
45 Воронин А.В. Кооперативная политика советской власти на Европейском Севере: центр и местные власти (1917 - начало 1930-х гг.): дис. ... д-ра ист. наук. Мурманск, 1997. С. 13.
46 Чаянов А.В. Сельскохозяйственная кооперация, как форма организации сельскохозяйственного производства СССР // Экономическое обозрение. 1925. № 6. С. 65.

- 17 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 3. Самара, 2015 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи

труда «Крестьянское хозяйство и сельскохозяйственная кооперация». В 1922 г. вышло в свет новое издание работы, специально посвященное кооперации, - «Кооперация в крестьянском хозяйстве»; в 1924 г. - еще одна работа «Современное состояние и политика с.-х. кооперации». И наконец, в 1928 г. был издан фундаментальный труд Маслова «Экономические основы сельскохозяйственной кооперации», обобщающий его двадцатилетние изыскания. Рассуждая о природе эволюции кооперативных форм, Маслов не соглашался с современниками, которые считали кооперацию в России «наследием средних веков» и связывали ее происхождение с артельной формой сотрудничества. По мнению Маслова, «современная сельскохозяйственная кооперация есть не что иное, как приспособившаяся к новым формам жизни, преобразованная древняя сельская община»47.

Маслов подчеркивал некапиталистический характер кооперации, утверждая, что «в социально-экономическом отношении хозяйственная деятельность кооперации на рынке представляет собой не что иное, как организационную борьбу крестьянских хозяйств с капиталом» 48. Он провел общий анализ исторического развития крестьянской кооперации в России и показал преемственность всех ее этапов, что уже было нетипично в тот период.

Довольно быстро обнаружилось, что коренные кооперативные принципы идут вразрез с принципиальными установками советской власти, поэтому в 1920-е гг. кооперации стали ставить в вину нежелание и невозможность изменить политический строй. «Кооперация вызвана к жизни не стремлением к преодолению капитализма путем преобразования капиталистического общества в общество социалистическое, а являлась средством защиты от натиска растущего капитализма для общественных слоев, наиболее страдающих от этого развития», - писал советский политический деятель Н. Мещеряков49. Прежние достоинства кооперации теперь трактовались как существенные недостатки. «Несмотря на все ее заслуги, кооперация обладает одним коренным недостатком - она врастает в капиталистический строй, приспосабливается к нему...» - утверждал еще один советский деятель А. Вышинский50.

Теоретики предпринимали попытки защитить кооперацию, подчеркивая ее промежуточное положение «между социализмом и капитализмом». К примеру, Л. Литошенко писал в 1922 г., что «кооперативная мысль гораздо ярче проводит черту между собой и капитализмом, чем между собой и социализмом», «кооперативы служат интересам не капиталистов, а тех, кто страдает от

47 Маслов С.Л. Экономические основы сельскохозяйственной кооперации. М., 1928. С. 4.
48 Там же. С. 657.
49 Мещеряков Н. Кооперация и социализм. М., 1920. С. 10.

50 Вышинский А. Политика Советской власти в области распр?

КООПЕРАЦИЯ КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИЯ ИСТОРИОГРАФИЯ cooperatives cooperative movement russian historiography
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты