XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
Семенова Екатерина Юрьевна
доктор исторических наук
Самарский государственный технический университет
УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ЖИЗНИ ТЫЛОВОГО ГОРОДА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОВОЛЖЬЯ)
Жизнь российского общества тыловых городов России в годы Первой мировой войны была сопряжена с условиями нестабильной социально-экономической и общественно-политической ситуации, кризиса официальной идеологии. В исследовании подобной действительности особое внимание привлекают механизмы, позволившие обывателю взаимодействовать с окружающим социумом,
реализовывать себя в деятельности, которая одновременно являлась общественно полезной и позволяла найти человеку позитивное самовыражение. Их изучение раскрывает многогранность проявлений человека в нестандартной ситуации и выявляет опыт социальной активности, направленной на благо собственной личности и окружающих. Центрами, аккумулировавшими и транслировавшими социальную активность горожан в годы Первой мировой войны, являлись просветительские общества.
Деятельность просветительских обществ, действовавших в городах России в годы Первой мировой войны, привлекала интерес ряда исследователей1. На материалах регионов России, в том числе Поволжья, изучалась роль интеллигенции
межрегиональных краеведческих чтений, 24-25 апреля 2003 г. Саратов, 2003; и др.
- 296 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
в социокультурном процессе2, участие отдельных личностей в просветительской работе3. Однако в контексте выявления социокультурной составляющей жизни тылового города в военную эпоху деятельность просветительских обществ не получила освещения. В данной статье выдвинуты исследовательские задачи, связанные с характеристикой проблем, возникших в связи с войной и препятствовавших продуктивной деятельности просветительских обществ; выявлением обществ, деятельность которых даже в условиях войны была эффективной; определением мотивации горожан, участвовавших в работе просветительских объединений.
Источниковая база исследования представлена отчетами и изданиями культурно-просветительских обществ, материалами региональных архивов и Государственного архива Российской Федерации, периодическими изданиями времен Первой мировой войны, содержащими сведения о деятельности просветительских объединений в городах Поволжья. В опубликованных отчетах и архивных документах содержатся данные о составе просветительских обществ, их материально-технической базе, конкретной работе сотрудников в изучаемый период. В местной периодике военных лет можно обнаружить материалы о социально значимых мероприятиях просветительских объединений, обращения деятелей обществ к местному населению.
Социокультурное пространство поволжского города в годы Первой мировой войны включало различные компоненты. Одним из них являлись общества, ориентированные на предоставление их участникам и всем горожанам возможности разностороннего просвещения. По направлениям деятельности их можно разделить на общества, ставившие своей основной задачей образовательно-просветительскую деятельность, культурно-просветительские, просветительские, работавшие как клубы, объединявшие людей с одинаковыми увлечениями, и на научноисследовательские. Все эти общества обеспечивали возможности культурно2 Алехина Е.В. Тамбовское земство в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2005; Дятлова Г. Культурная жизнь Самары и земство в 1917 году // Самарский земский сборник. Самара. 1996. Вып. 3; Киценко О.С. Социально-культурная деятельность земских учреждений Саратовской губернии (1866-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2005; Купцова И.В. Художественная интеллигенция России в годы Первой мировой войны. М., 2007; Мартиновская А.И. Самарское общество Народных Университетов // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самара, 1991. Ч. 1; Моргунова Е.И. Земская интеллигенция в Самарской губернии в 19171918 годах // Краеведческие записки. Самара, 1995. Вып. VII; Смирнова А.М. Столичная интеллигенция в годы первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000; Турганова О.В. Культурно-просветительская деятельность земств Самарской губернии (1864-1917 гг.). Уфа, 2004; и др.
- 297 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
досуговой, образовательно-просветительской, научно-исследовательской практики как их сотрудникам, так и рядовым горожанам. Основой занятий сотрудников образовательно-просветительских обществ являлось расширение кругозора обывателей в рамках общих представлений об окружающем мире на базе начального образования или его углубления. Способы, содействовавшие данной работе, были разнообразны. Они включали общедоступные лекции, специальные образовательные курсы, использование в целях образования кино, музеев, театральных постановок. В культурно-просветительских обществах реализовывалось творчество горожан-любителей по постановке спектаклей, концертных программ, литературных вечеров, образовательно-просветительских курсов. В научных обществах велась исследовательская работа и на ее основе - деятельность по ознакомлению населения с историей, природой, животным миром края, техническим творчеством и прогрессом.
В условиях военного лихолетья работа просветительских обществ столкнулась с целым рядом проблем. Так, в отчете о работе Астраханского общества народных университетов (ОНУ) в сезон 1914-1915 гг. отмечалось, что оно «лишено было в течение всего отчетного года возможности пользоваться Городской Народной Аудиторией и рядом других» по причине размещения в них воинских частей, а количество сотрудников сократилось, поскольку «многие члены общества были мобилизованы», из-за чего бездействовали комиссии: естественно-научная,
историко-литературная и разумных развлечений4.
В отчете о сезоне работы 1914-1915 гг. Астраханского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) указывалось, что из-за мобилизаций работников музыкального училища не было возможности устроить традиционные симфонические собрания и оперные спектакли, поэтому состоялись только камерные собрания. Также сократилось по сравнению с предвоенным периодом количество приглашенных артистов5.
Из-за ограничения помещения вынуждено было свернуть работу музея Рыбинское отделение Ярославского естественно-исторического общества (РО ЯЕИО). А в сезон 1914-1915 гг. в рамках культурно-просветительской деятельности им не были организованы лекции, которые в предыдущем сезоне устраивались. Когда деятели общества по предложению своего руководителя Н.Н. Розова решили устроить «День Народного Дома» для сбора средств на постройку культурного центра со сценой, зрительным залом на 1 тыс. человек, читальней, библиотекой,
- 298 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
чайной, столовой, башней для обсерватории, помещениями для музея и приюта-яслей для детей воинов, то оказалось, что «потоки беженцев» и «общий лозунг "все для войны"» сделали сбор «несвоевременным», и РО ЯЕИО «отказалось от своей мысли до более благоприятного времени»6. Отсутствием пригодного помещения, а также отсутствием необходимых материальных и денежных средств объяснялась в годы войны «вялая» работа Саратовской губернской ученой архивной комиссии (ГУАК)7.
И все же, вопреки возрастающим затруднениям, работа просветительских обществ стала яркой составляющей социокультурного контекста развития поволжских городов в военные годы. А анализ деятельности обществ просветительской направленности позволяет выявить некоторые мировоззренческие императивы, свойственные городскому населению Поволжья рассматриваемого периода.
Разноплановую просветительскую работу, в том числе образовательную, осуществляли общества народных университетов. Ее составляющей были лекции и чтения, рассчитанные на самую широкую аудиторию, в том числе лечащихся в госпиталях и лазаретах фронтовиков. Деятелями секции районных лекций Самарского ОНУ только за сентябрь 1914 г. - октябрь 1915 г. было прочитано 17 лекций, которые прослушали около 12 тыс. человек, и 40 лекций для лечащихся в лазаретах военнослужащих. Работниками секции научных наглядных пособий осуществлялась демонстрация кинофильмов и слайдов. 98% из показов за период 1 сентября 1914 г. - 1 сентября 1915 г. были устроены для раненых. Работниками музыкальной секции предоставлялась горожанам возможность музыкального образования. В сентябре 1914 г. музыкальные курсы при ОНУ посещали 46 слушателей, в сентябре 1915 г. - 158. В апреле 1915 г. в Самаре была открыта Народная консерватория8. Сотрудниками Казанского ОНУ в ноябре 1916 г. было организовано 13 просветительских лекций и чтений, в декабре 1916 г. - 249.
Активная работа проводилась членами Саратовского ОНУ, несмотря на его создание в условиях военного лихолетья (зарегистрировано 19 декабря 1915 г.). В августе 1916 г. - феврале 1917 г. сотрудниками Общества были открыты отделения в городах Камышин, Аткарск и Балашов, посаде Дубовка. В ноябре 1916 г. в Саратове читались научно-популярные лекции по русской литературе, геометрии, истории. Об
- 299 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
их посещении в местной прессе сообщалось, что «слушателей было так много, что не хватило билетов»10. В январе 1917 г. при Обществе началась работа на курсах по внешкольному образованию. Курсы для взрослых при Балашовском отделении Саратовского ОНУ в период августа 1916 г. - февраля 1917 г. посетили 305 человек. Интерес к работе Общества был так велик, что с февраля 1917 г. оно получило право на аренду для чтения лекций зала Народного театра, а в марте -Физического института, вмещавшего 500 человек11. Общедоступные лекции и чтения по психологии, о хозяйственном быте, природе и другие устраивались в Саратове также обществом «Саратовский Маяк»12.
Работники Астраханского ОНУ в годы войны обращались за содействием в проведении лекций к столичным лекторам Д.С. Шору, П.С. Когану, московскому лекционному комитету «Война и культура». И несмотря на отказ многих из тех, с кем ранее сотрудничали, все-таки сумели организовать просветительские программы. Кроме просветительских лекций в сезон 1914-1915 гг. при обществе работниками технической комиссии было прочитано 45 образовательных лекций на технических курсах. Курсы посетили 723 астраханца, в основном рабочие местных заводов. По средней посещаемости курсов была превышена статистика предвоенного года (16 человек вместо 11,6)13.
Деятели просветительских обществ принимали участие в организации познавательного и разумного досуга для детей. В ряде городов для этого создавались детские сады, площадки, клубы. Так, в Нижнем Новгороде работало Общество по устройству летних санаториев для учащихся средних учебных заведений города. При нем устраивались санатории, в которых обеспечивались отдых, хорошее питание и приют детям со слабым здоровьем малоимущих родителей, воинов и беженцев. Только летом 1916 г. в них отдыхали 113 детей. Финансовой базой были средства с благотворительных киносеансов14. Таким образом, посредством осуществления культурно-просветительской деятельности сотрудники общества одновременно решали и насущные социальные проблемы помощи детям и заботы о них.
В Казани члены семейно-педагогического кружка в июне 1916 г. устроили две детские площадки для игр - на Черном озере и Швейцарскую, финансируемые городской думой. Ими руководили слушательницы московских педагогических
- 300 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
курсов П.Г. Сыроватко, С.Ф. Борисова, Е.Н. Фриде и М.П. Поройкова. Площадки работали до 1 августа. На Черном озере игровые занятия проходили ежедневно, кроме субботы, с 15 до 19 часов, на Швейцарской площадке - с 16 до 20 часов. Первую площадку посещали по 200-300 детей и подростков в теплые дни и по 100200 чел. в дождливые. Большинство детей были из семей нижних служащих, фронтовиков и ремесленников, но приходили и дети чиновников, купцов, приказчиков, духовенства, сироты. Швейцарскую площадку ежедневно посещали около 90 детей, а всего записались 213, в основном из семей рабочих, ремесленников и интеллигенции. На Черном озере устраивали игры с мячом, скакалкой, в крокет, в песочницах, на Швейцарской - организовали занятия гимнастики, русского танца. Для детей, посещавших площадки, устраивали походы в лес, совместные праздники15. При кружке также работали музей «световых картин», с осени 1916 г. - библиотека. В Суконной слободе кружковцы открыли школу для бедных, которую к началу 1917 г. посещали 55 детей, обеспечивавшихся учебниками, обедом. На рождество для них был устроен праздничный вечер с угощениями и подарками16.
В Самаре удалить от улицы детей, предоставленных самим себе, увлечь их познавательной, развивающей деятельностью пытались сотрудники секции летних детских садов Самарского ОНУ. В мае-августе 1914-1916 гг. были организованы бесплатные летние детские сады-площадки. Площадки работали в будни с 9 до 12 часов и с 16 до 19 часов, в праздники - с 16 до 19 часов. Воспитателями были люди с педагогическим образованием. Они работали с разновозрастными группами по 3040 детей. На площадках дети читали, играли, лепили, рисовали, пели, занимались огородничеством, рукоделием, столярным ремеслом, участвовали в семейных спектаклях и литературных утренниках, прогулках за реку Волга, экскурсиях в городской музей, на предприятия. Во время дневной экскурсии предоставлялось питание. Аудитория детских площадок менялась. В начале войны количество посещающих их детей сократилось, но в целом за лето 1914 г. показатель посещаемости был выше, чем в 1913 г. В 1913-1914 гг. на детские площадки приходили в основном дети рабочих, мастеровых, ремесленников. В 1915 г. около 1/3 посетителей были детьми фронтовиков, в 1916 г. 1/4 - беженцами. В 19151916 гг. при участии Общества были открыты городские детские сады. В 1914 г. в городе работали 3 детских площадки, в 1915 - 5, в 1916 г. - 917.
В Саратове аналогичной работой занималась Городская комиссия по
- 301 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
дошкольному воспитанию. Летом 1915 г. ее сотрудники открыли 4 площадки (в Пушкинском саду, Вакуровском парке, при 5-м училище, у Радищевского музея). Предполагалось ввести 10 площадок, «чтобы создать наиболее подходящую для детей атмосферу, в которой они могли бы проявлять и развивать свою духовную силу, находить радость и веселье»18. В ноябре 1916 г. комиссия решила открыть 5 детских садов, при них вечерние клубы, дающие детям возможность два раза в неделю с 11 до 13 часов и с 17 до 19 часов заниматься чтением, рисованием, играми, смотреть диафильмы. 3 клуба были открыты при школах города в ноябре 1916 г. Программа включала ручной труд, беседы, питание, подвижные игры. Занятия проводились 2-3 раза в неделю в 17-19 часов, по воскресеньям - в 11-13 часов. Руководили занятиями учительницы А.Г. Игнатова, В.С. Новинская и М.А. Никитина, а в феврале 1917 г. в клубах работали уже 7 человек19.
Забота об организации детского досуга в городах Поволжья в годы Первой мировой войны позволила частично разрешить проблему беспризорности, помогла родителям в содержании детей, одновременно содействовала их развитию. В разных городах она осуществлялась как в контексте социальной политики, так и при участии благотворителей. В детский досуг были включены разнообразные культурноразвлекательные и познавательные программы и занятия, содействовавшие развитию маленького человека.
В целях просветительской и образовательной деятельности в городах создавались Народные Дома. В Вольске (Саратовская губерния) 6 ноября 1915 г. было зарегистрировано Общество Вольского Народного Дома им. императора Александра II, поставившее цель «построить Народный дом, удовлетворять культурные потребности и развивать общественность среди населения города Вольска»20. В Красном Яре (Астраханская губерния) в ноябре 1916 г. было организовано «Общество Народного Дома», в состав которого вошли «почти все» представители местной интеллигенции и земства. Под здание было приспособлено помещение пустующего дома-школы21.
Культурно-просветительский аспект деятельности обществ помимо лекций о литературе, художественном творчестве был связан с проведением музыкальных программ и театральных постановок, защитой культурного достояния. В Самаре в январе 1916 г. поэт-лирик Я.М. Тисленко создал Самарское общество любителей искусства и литературы. Его деятели вначале устраивали семейные вечера, а с февраля 1916 г. организовывали общедоступные лекции и концерты, в том числе в
- 302 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
самарских лазаретах22. В Симбирске Музыкально-драматически-художественное общество в составе актеров-любителей Ф.Е. Вольсова, В.А. Варламова, Г. Горлова и других организовывало в годы войны музыкально-драматические программы для жителей города, в том числе и в благотворительных целях. С января 1915 г. в городе начал работать кружок любителей музыкально-драматического искусства в составе около 200 чел., образованный при Симбирском коммерческом собрании. Кружковцы ставили постановки, в том числе на сцене театра Т. Булычевой, установив плату для зрителей в 50 коп., участвовали в благотворительности, перечислили в конце сезона 600 руб. на нужды войны23.
В Саратове в начале войны работали кружок любителей старинной музыки в составе И.В. Липаева, Лебедевой и др., любительский драматический кружок Саратовского клуба подрядчиков, Саратовское отделение ИРМО, созданное на базе последнего в феврале 1914 г. Саратовское общество любителей драматического искусства и музыки (СОЛДИМ) - около 40 чел. Данные объединения продолжали функционировать и в условиях войны. Так, деятели СОЛДИМ в помещении кинематографа «Рояль-Вю» показывали спектакли, перечисляя сбор в пользу семей призывников24. В 1916 г. в городе открылись: 29 января - литературно-музыкальнодраматический кружок при 1-й женской гимназии и 1-м реальном училище, 6 марта - Саратовское отделение Первого литературно-драматического и музыкального общества им. А.Н. Островского, поставившее цель создать общедоступный театр, в составе актеров и актрис М.И. Велизарий, А.Ф. Бровцина, И.А. Слонова и др.25
Литературно-музыкальный и драматический кружок в Сердобске (Саратовская губерния) был единственным источником знакомства с театром, одним из немногих средств «заполнения досуга самой разнообразной публики»26. В Саратовской же губернии, в Кузнецке, в декабре 1916 г. был зарегистрирован художественный кружок с литературно-драматическим, художественным и музыкальным отделами. Его участниками были техник Г.А. Башкиров, мещанин М.М. Никоноров, владелец чугунно-литейного завода М.И. Шульгин и др.27
В Астрахани культурно-просветительскую работу осуществляло в годы войны Астраханское отделение ИРМО. За сезон октября 1914 г. - апреля 1915 г. им были организованы 15 концертов (4 общедоступных, 5 открытых ученических
- 303 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
музыкальных вечеров, 3 очередных)28.
Интересный феномен стремления человека к самореализации в условиях военного времени представляет работа обществ научной и научно-просветительской направленности. Несмотря на материальные затруднения ряд из них продолжали более или менее активную деятельность в период осени 1914 - начала 1918 гг., а также были образованы новые общества.
Активно действовало Рыбинское отделение Ярославского естественноисторического общества. На метеостанции велось наблюдение за снеговым покровом, метелями, замерзанием вод. В 1915 г. был выпущен 1-й номер «Известий» Общества, в 1917 г. - 2-й. Осенью 1914 г. был поднят вопрос об устройстве при Обществе Ботанического сада на территории участка, предложенного землевладельцем К.А. Никитиным. В мае 1915 г. там был осуществлен посев семян лекарственных трав, посадка саженцев лиственницы, в августе - посев кормовых трав. В годы войны расширился состав членов общества. Если к 1 сентября 1914 г. в нем насчитывалось 74 члена, то к 1 сентября 1915 г. - 77, к 1 сентября 1916 г. - 108, к 1 сентября 1917 г. - 134. Регулярными были собрания членов общества (11 в 1915-1916 гг., 11 в 1916-1917 гг. и 6 в 1917-1918 гг.)29.
В Самаре незадолго до войны образовалась Самарская ГУАК в составе увлеченных историей края людей (М.М. Зеленского, Ф.Т. Яковлева и др.). В 1914 г. в ее состав входили 35 членов, в начале 1917 г. - уже 52. В годы войны деятели Самарской ГУАК описывали храмы и монастыри губернии, изучали историю населенных пунктов края, собирали материалы по истории театра, участвовали в создании отдела истории войны в Городском музее. В 1917 г. они спасли архивы бывшего Губернского правления, библиотеки Самарской духовной семинарии и Александровского гусарского полка30.
- 304 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
народные песни, продолжали данную работу и весной-летом 1917 г.31
В Симбирске сотрудники открывшегося в начале 1914 г. церковноархеологического общества обсуждали в годы войны вопросы археологии. В августе 1915 г. ими было открыто Симбирское древлехранилище (архив)33.
Членами Саратовской ГУАК в годы войны организовывались собрания членов Комиссии и рассматривались научные сообщения. В 1914 г. продолжалась разведка Хвалынских городищ, в 1915-1916 гг. были изданы сборники «Трудов», осуществлялась опись и инвентаризация документов34. Сотрудники саратовского общества естествоиспытателей поддерживали работу музея, Волжской
биологической станции, рыбоводного завода35.
В годы войны в своей работе сотрудники просветительских обществ столкнулись с серьезными проблемами, такими как мобилизация сотрудников, изъятие помещений для размещения военных, отсутствие финансовых поступлений. Это, однако, не помешало их деятелям продолжить работу, организуя ее с учетом новых условий. Во многих поволжских городах были образованы просветительские общества, участники которых занимались культурной, образовательной, научноисследовательской деятельностью. Поддержание деятельности образованных ранее и организация новых просветительских обществ обеспечивали включенность горожан в культурное пространство, его сохранение и развитие.
Деятельность просветительских обществ охватила новые группы городского населения: раненых фронтовиков, беженцев, детей. Стало уделяться большое внимание миссии по просветительству широких социальных слоев. Полагаем, что
- 305 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/
Статьи и сообщения
данная тенденция отражала потребности горожан Поволжья в духовном общении, восприятии и передаче культурных ценностей, компенсировавших напряжение, вызванное войной, а также стремление к самовыражению. Включенность представителей различных социальных групп в деятельность просветительских обществ подчеркивает актуальность в условиях войны среди жителей тылового города и духовных исканий и осуществления социально ориентированной практической миссии в просвещении и культурном строительстве.