Спросить
Войти

Заседание секции № 2 16 декабря 1965 г.

Автор: указан в статье

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ № 2 НАУЧНОЙ СЕССИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 60-летию РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 гг. В РОССИИ

16 декабря 1965 г.

Председатель П.Г. Галузо

Воробей П.И. (Одесса). Национальный вопрос и национально-освободительное

движение на Украине в 1905-1907 гг.

Если по аграрному вопросу и о крестьянском движении на Украине есть в советской литературе свыше 100 работ, то по вопросу о национальноосвободительном движении на Украине трудно назвать какие-либо солидные работы. Движущие силы национально-освободительного движения, характер участия в нем отдельных классов, социальных групп и различных политических партий, особенности этого движения - все эти вопросы очень слабо изучены, и делаются только первые шаги в их изучении. Главным в национально-освободительном движении была судьба национального развития украинского народа. Если взять всех рабочих Украины, то свыше половины из них - это украинцы, а что касается крестьян, то украинцы составляют подавляющее их большинство. При этом национальный вопрос не исчерпывался только украинским вопросом, т.к. было и национальное движение других угнетенных на Украине национальностей - польское движение, еврейское движение. Очень важен также вопрос о взаимоотношениях русского населения, которое жило на Украине, с угнетенными национальностями. Здесь сталкивались две тенденции: с одной стороны, вековые связи украинского и русского народов, славные традиции революционной борьбы, культурные, политические и другие связи. Известна национально-освободительная война XVII в., которая в конечном итоге сменилась добровольным вхождением Украины в Россию, что создало предпосылки для связи между всеми этими народами. Но в то же время была и другая тенденция. Царское правительство ликвидировало широкую автономию украинского народа и Запорожской сечи, которая была тем центром,

- 98 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

который всегда отличался стремлением к свободе и созданию своего государства. Законы 1890-х гг. фактически лишали украинцев возможности развития своего родного языка и культуры. Это затормозило национальное развитие Украины, хотя прогрессивные силы русского общества выступали против этого. К тому же вам известны события 1930-1940-х гг., когда национальным вопросом вообще на Украине не интересовались.

Конечно, в таком небольшом выступлении нельзя остановиться на всех вопросах, и я хочу остановиться только на некоторых из них. Прежде всего, надо отметить, что национально-освободительное движение на Украине развернулось в самом конце 1905 г. и вылилось в создание прессы на украинском языке и различных культурно-просветительных организаций - «просвитов». А в I Думе в 1906 г. буржуазия Украины сделала попытку создать свою парламентскую фракцию. Что такое «просвиты»? Это культурно-просветительные организации, которые были еще в середине XIX в. и за пределами Украины. Но на Украине они имели определенные специфические особенности. «Просвиты» занимались различными вопросами - библиотеками, читальнями, школами на украинском языке, изданием книг и т.д. Но их создание натолкнулось на резкое противодействие местных властей, и буржуазия особенно старалась повернуть эти организации в сторону от революционного движения. Интеллигенция играла очень большую роль в создании «просвитов», но это очень колеблющаяся прослойка, и, с одной стороны, была революционная, демократическая ее часть - М.М. Коцюбинский, Леся Украинка и др., а с другой - либералы. Скажем, первая «Просвита» была создана в Одессе. Она оформилась с 7 октября по 25 ноября 1905 г. нелегально, самочинно и только 25 ноября была утверждена. И вот что интересно в отношении этой «Просвиты». Инициаторами ее создания были критик и издатель Комаров и Смоленский -деятели демократического направления. Состав «Просвиты» был многонациональный: большинство составляли украинцы, затем были греки, евреи, поляки, был даже один армянин. Были организованы два митинга - 23 ноября и в начале декабря, направленные против национального притеснения, и эти митинги стали настоящим политическим событием на Украине. Там выступали и социал-демократы, были и революционные речи, что оставило след в политической жизни Одессы.

Надо сказать, что либеральные деятели, пользуясь тем, что местные власти установили за каждым шагом «Просвиты» слежку, пытались перевести эту организацию на умеренные позиции. К 25 ноября в ней было до 500 человек. Правда, собиралось гораздо меньше половины из них, но заседания проходили в обстановке дискуссий. В них принимали участие местные докладчики, представители других партий, в том числе эсеры. Но в 1906 г. «просвиты» переходят на более умеренные позиции. Аресты, обыски, контроль - все это приводит к тому,

- 99 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

что демократические слои населения отходят от этой «Просвиты». Но сам факт развертывания событий очень интересен. Возьмите еще Киевскую и Черниговскую «просвиты». Киевскую основали Леся Украинка и В.К. Виниченко, а Черниговскую в конце 1906 г. - Коцюбинский. В результате «просвиты» стали сворачивать свою деятельность. Трое «просвит» вообще были закрыты - это в Полтаве, Харькове и в Лубнах. Точных сведений, сколько было «просвит» на Украине, нет. Но я могу сказать, что по крайней мере 16 «просвит» на Украине были, а за ее пределами - в Краснодаре, в Белоруссии, Новочеркасске и в других местах.

Я скажу еще вот о каком интересном моменте: до 1904 г. не было на Украине ни одной газеты, ни одного журнала на украинском языке. Лишь менее полупроцента книжной продукции составляли книги, выпущенные на украинском языке в 1904 г. А вот за 1905-1907 гг. вышел 31 (по моим подсчетам) печатный орган - газеты и журналы на украинском языке, причем 26 из них - это литература прогрессивного направления. Назову такие имена, как писатель Гринченко, Смоленский, Комаров, К. Салус и др. Надо прямо сказать, что ряд историков боятся заниматься этими вопросами, в которых много путаницы. И я еще раз повторяю, что хотелось бы, чтобы большее количество людей занимались этим. Думаю, что эта конференция даст толчок всему этому.

Мужев И.Ф. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа в

1905-1907 гг.

Если национально-освободительное движение отдельных народов Северного Кавказа, например Ингушетии, Чечни и Дагестана, в какой-то степени нашло отражение в таких работах, как «История Дагестана» и в очерках революционного движения в Кабардино-Балкарии, то хуже обстоит дело с ингушами, чеченцами и др. Так, в капитальном труде «Крестьянское движение в России в 1905 г.», в сборнике статей о революционном движении в национальных районах эта тема даже не упоминается. Северный Кавказ - это своеобразный самый многонациональный уголок нашей страны, и я думаю, что, пожалуй, мы не найдем другого такого места на всей ее территории. Пестрота наций здесь особенно бросается в глаза. Достаточно сказать, что в Дагестане насчитывалось больше 30 национальностей. В Терской области живут ингуши, чеченцы, осетины, кабардино-балкарцы, а на Кубани - черкесы, многочисленные племена адыгейского происхождения и др.

Такая пестрота усложняет исследование вопроса о национальноосвободительном движении на Северном Кавказе. Не меньшая пестрота была и в уровне социально-экономического развития отдельных народов. С одной стороны, имелись крупные очаги промышленного капитализма: Грозный - центр нефтяной

- 100 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

промышленности, Северная Осетия - центр цветной металлургии, а с другой -имелись также и самые отсталые формы социально-экономического развития. И в целом можно сказать, что Северный Кавказ ни ко времени революции, ни после нее еще не прошел стадии капитализма, и здесь можно найти многоукладность, включая даже патриархально-родовые отношения (например, в Дагестане сохранились даже феодально-крепостнические отношения).

Поскольку Северный Кавказ был в основном сельскохозяйственным районом, промышленность здесь была слабо развита и, главным образом, была насаждена сверху в виде акционерных компаний смешанного типа, например русскобельгийских. Поэтому здесь не могло сложиться ни своего национального пролетариата, ни своей национальной буржуазии. Это необходимо иметь в виду, когда мы говорим об общем характере национально-освободительного движения, которое пошло, прежде всего, по линии крестьянского освободительного движения. При этом земельный вопрос и земельные отношения имели здесь свою особенность. Монополия владения землей принадлежала царскому правительству. Ему принадлежало значительное число земельных угодий, пастбищ, сенокосов, лесов, а мы знаем, какое значение они имеют для Северного Кавказа, поскольку скотоводство в Карачае, Балкарии и других районах играло решающую роль. В итоге важнейшим фактором в деле порабощения горского крестьянства являлась колониальная политика царизма в области земельного вопроса. Достаточно сказать, что в Дагестане почти все общинные земли принадлежали царской казне. Не лучше обстояло дело и в других национальных районах и округах.

Расхищение общинных земель горцев происходило также путем массовой раздачи их ханам, князьям, местной знати. И делалось это в целях мирного завоевания Северного Кавказа. Так, например, князь Черкасский получил 90 тыс. десятин земли в дар за свою службу. Значительная часть горских земель была передана царским правительством под казачьи поселения. Таким образом, земельный вопрос имел свои отличительные особенности от постановки этого вопроса в других национальных районах, тем более в русских. Следовательно, аграрное движение горцев в 1905 г. было направлено, главным образом, на ликвидацию казенных земель, которые были отобраны у них царским правительством. Горцы же имели наделы размером от 0,5 до 0,25 десятины. Такое явление было обычным, особенно в Осетии, Балкарии, Карачае и других местах.

Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа определялось не только своеобразными аграрными отношениями, но и всей системой колониальной политики царизма, прежде всего политикой в области сбора налогов. Налоги для горцев Северного Кавказа были введены вскоре после отмены крепостного права. Налоги довлели как над русским населением, так и над горским, но в отношении горцев была определенная дискриминация, так как ставки налогов

- 101 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

для горских округов были выше, чем в округах с русским населением. Были и натуральные повинности, многие из которых связаны с родовыми обычаями горцев, на которых я не имею возможности остановиться, но которые довлели над горцами Северного Кавказа.

Или возьмем политику царизма в области здравоохранения. По официальным данным, один врач в областях, где жили русские, приходился на 23 800 человек, а там, где жило горское население, - на 66 589 человек. И неудивительно поэтому, что была очень высокая смертность среди горского населения.

Формы национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа были очень разнообразны, начиная от порубочного движения, которое охватило почти все районы Северного Кавказа, населенные горцами, до солидных антиправительственных выступлений, сопровождавшихся погромами правительственных учреждений, административных лиц и открытыми вооруженными восстаниями и захватом в свои руки органов управления.

Это движение особенно большую роль играло в Осетии, где охватило огромные районы, а затем перекинулось в уезды. В Чечне и Ингушетии борьба крестьян за ликвидацию военно-бюрократической колониальной системы управления, вылилась в особую форму - абречество. В нашей исторической литературе до сих пор это движение мало исследовано. Дореволюционные историки изображали абреков не иначе, как разбойниками, считая, что разбои вообще присущи горцам по натуре. И абречество толковалось именно с таких позиций. Неправильный подход к абречеству имел место и в советской историографии. Так, Н. Еуркин, например, считает, что оно возникло на почве мести и только.

Абречество - явление давнишнее в жизни горцев. В разное время оно принимало разную окраску. Оно было протестом против социального гнета своих эксплуататоров и национально-колониального угнетения со стороны царской администрации. На этой почве возникли не одиночки абреки, как было прежде, а целые отряды народных мстителей, имевшие большую поддержку среди трудящихся масс. Абречество имело свои социально-политические корни. Оно было порождено острым безземельем горцев, лучшие земли которых были отобраны в казну, либо отданы казачеству. Даже сама царская администрация признавала, что безземелье ингушей и чеченцев толкало их на путь разбоев. Абречество было направлено на экспроприацию эксплуататорских классов и носило также антиколониальный характер, так как объектом «разбоя» были правительственные учреждения и представители царской администрации, непосредственно осуществлявшие колониальную политику на Кавказе.

Основной причиной появления абреков, как правильно отмечал А. Шарапов, была «преступная администрация Кавказа и общая политика притеснения». Начальник Терской области, перечисляя «разбой» абреков на подвластной ему

- 102 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

территории, также признает, что они были направлены на повальное пленение зажиточных обывателей и систематическое уничтожение верных своему долгу чиновников Терской нагорной администрации.

В начале XX в., когда обострились аграрные отношения и усилился национально-колониальный гнет, в Чечне и Ингушетии заметно возросло абреческое движение. В годы революции деятельность абреков Зелимхана усилилась. Участились нападения на правительственные учреждения, банки, купеческие и помещичьи дома. Царское правительство принимало жесткие меры против абречества: выселяло жителей селений, заподозренных в укрывательстве абреков, облагало их высокими штрафами, устраивало экзекуции и прочее. Царские власти бросали специальные отряды для ликвидации абреческого движения, которое, по признанию местной администрации, «периодически вспыхивало, как какой-то стихийный пожар». Деятельность абреков приняла настолько широкий размах, что это вызвало большую озабоченность местной администрации, так как, по донесению с мест, «Чечено-Ингушетия стала сплошь абречная». Пора все-таки подойти вплотную к решению этого вопроса и сказать, в конце концов, какое социальное значение и какой политический характер имеет это движение для того, чтобы все виды этого национально-освободительного движения для нас были бы ясными.

Смиян П.К. (Луцк). Влияние Первой русской революции на развитие национальноосвободительного движения в Закарпатье.

Развитие капитализма привело к окончательному разорению трудящихся масс Закарпатья. Этот процесс еще сильнее толкал их к единению со всем украинским народом и к укреплению дружбы с Россией. Из боязни потерять богатые земли и бесплатные рабочие руки венгерские завоеватели бросили все силы на их мадьяризацию. Добиваясь этого, они усилили преследование украинского языка и обычаев. На территории Закарпатья полностью закрывались украинские и насаждались венгерские школы. Все органы административного управления и предприятия очутились в руках оккупантов или тех, кто омадьяризовался и принимал католицизм. Но это еще больше усиливало национально-освободительную борьбу трудящихся Закарпатья, которая выражалась в выступлениях против венгерских чиновников, их ставленников на выборах, в отказе принять унию, переходах в православную веру и т.д.

Народная революция в России и на Украине 1905-1907 гг. оказала большое влияние на развитие революционной и национально-освободительной борьбы трудящихся Закарпатья. Этот важный вопрос до настоящего времени еще не нашел своего освещения в литературе. Закарпатье было составной частью еще древнего

- 103 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Киевского государства. В XIII в. оно было захвачено Венгрией, потом стало колонией Австро-Венгерской империи. Поэтому национально-освободительная борьба закарпатцев шла, прежде всего, за национальную независимость и воссоединение с остальными украинскими землями. В этой национальной борьбе было две линии -одна демократическая, народная, а другая - буржуазная, националистическая. Остановимся только на демократической линии.

Первая русская революция усилила тяготение закарпатцев к воссоединению со своими единокровными братьями на востоке. Они начали с этого времени более решительно выступать против ненавистных чиновников, назначаемых венгерскими властями на разные административные должности. Особенно большой остроты национально-освободительная борьба достигала во время выборов старосты в с. Ильница Иршавского округа, которые происходили в январе 1906 г. Старостой этого села был венгерский ставленник Тейтельбаум, но жители села категорически запротестовали против его избрания. Собравшись в центре села, они требовали избрать старостой своего односельчанина Ивана Палаша. Мадьярские оккупанты прислали в с. Ильницу отряд жандармов под командой известного в то время жестокого палача Бузынкая. Последний заявил, что он прибыл в село провести выборы так, как подобает благородным людям. Зачитав решение венгерского правительства о необходимости вновь избрать старостой Тейтельбаума, Бузынкай начал угрожать населению жестоким преследованием, если оно не согласится с решением правительства. Однако запугивание их венгерским чиновником вызвало новую волну негодования среди крестьян. Венгерские власти вынуждены были пойти на некоторые уступки, но немного погодя арестовали большое количество крестьян за их настойчивое требование дать политические права всему населению.

Более убедительным примером венгерского своеволия в Закарпатье были выборы старосты в с. Билки. Старостой этого села был венгерский кулак Шандор Орбан. На протяжении 12 лет оккупанты принуждали крестьян отдавать за него свои голоса. 15 января 1906 г. истек срок его последнего «избрания». Собравшись на квартире Шандора Орбана, они приняли решение снова оставить его старостой. Против этого решительно выступили крестьяне, хотевшие иметь старостой украинца. Дело дошло до расстрела крестьян жандармами: 13 человек были убиты, до

30 ранены, 13 брошены в тюрьму. Аналогичные «выборы» в том же году прошли и в Заречье, Ботфалве, Радванке Угочанской жупы, Грушево Тячевского округа и других селах.

Еще одной из форм национально-освободительной борьбы, достигшей в Закарпатье под влиянием Первой русской революции большого развития, была борьба против униатской и католической церкви и переход в православие, что расценивалось венгерскими властями как бунт, продолжавшийся и в 1908-1913 гг.

- 104 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Нафигов Р.И. (Казань). К характеристике национально-освободительного движения

татар Поволжья в дооктябрьский период.

Во-первых, хотелось бы сказать о том, что при характеристике национальноосвободительного движения в Поволжье (я беру только Поволжье) нужно несколько по-новому подойти к изучению источников и их характеристике. Нужно сказать, что даже численность татарского населения Поволжья приводится в официальных источниках неправильно. Нельзя даже согласиться с данными переписи 1897 г., потому что там татары разбиты по нескольким категориям, и из них исключены, например, тептяри, включенные в особую рубрику мещеряков. К чему это приводит, можно судить уже по тому, что иногда неправильно приводятся количественные данные и, может быть, связанные с этим проблемы владения землей. Это одна сторона вопроса. Вместе с тем нужно сказать, что вообще очень специфично расселение самой татарской нации. Татары ни в одной поволжской губернии не составляли большинства, и в свете этого положения возникает проблема изучения их складывания в нацию.

Второе положение связано с источниками. Многие исследователи совершенно исключают некоторые архивные источники, не нашедшие отражения в литературе и печати. Многие страницы архивных документов Москвы и Ленинграда не вошли в оборот. Многие статьи, монографии, брошюры социально-экономического, философского и политического содержания в свое время не увидели света, а их нужно использовать для окончательного решения многих проблем. Ни в одной работе до последнего времени эти документы не использовались.

Надо учесть, что татары жили в тесном общении с русскими в ряде районов царской России. Это наложило отпечаток на характер национальноосвободительного движения в Татарии Поволжья. Классовые противоречия и влияние русского рабочего класса были очень сильными. И поэтому можно говорить о том, что классовые противоречия в этих районах выступали, может быть, сильнее и в каком-то отношении быстрее, чем в некоторых других районах - Средней Азии и Казахстане. Вместе с тем интересным является сам процесс формирования татарских рабочих. Следует сказать, что в самом Поволжье, например в Казанской губернии, промышленных рабочих насчитывалось не больше 5 тысяч. Гораздо больше их было в Симбирской, Саратовской и других губерниях. Много было рабочих в Орехово-Зуеве, в Баку, а также в Донбассе. В итоге количество татарских рабочих было в других местах больше, чем в самой Татарии. При этом они были в единых партийных организациях вместе с русскими рабочими.

Следующий момент, связанный с рабочим движением, - это то, что часть рабочих татар и башкир эмигрировала за границу. Вербовка шла на такие

- 105 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

предприятия во Францию, например, где местные рабочие отказывались работать на урановых рудниках. То же самое было и в Аргентине. Вместе с тем хотелось бы сказать, что крестьянское движение (по этому вопросу были споры в кулуарах) шло под влиянием общего крестьянского движения. В Поволжье выставлялись общие аграрные требования. Этот момент тоже надо учесть, и имеются многочисленные факты совместных выступлений татар, чувашей, мордвы и т.д., т.е. слияние натиска на самодержавие со стороны многонационального крестьянского движения.

Говоря о татарах, надо сказать, что татарская буржуазия успешно пыталась взять руководство начинающимся национальным самосознанием крестьян под свою эгиду. С этой целью в 1905-1906 гг. был организован Мусульманский союз, который в районах Поволжья выступал как контрреволюционная сила. Это нужно отметить для того, чтобы не было ненужных обвинений и путаницы в изложении этой очень интересной проблемы, связанной с национально-освободительным движением. Это особенно касается роли в нем татарской демократии. Это были преимущественно учащаяся молодежь, писатели, учителя и демократическая интеллигенция. В период 1905-1907 гг. издавались 9 органов демократической печати - 9 газет и, кроме того, 4 журнала демократического направления. Причем нужно заметить, что настолько сильна была революционная демократия, что побивала в идеологической борьбе органы буржуазной печати. Этот момент я бы хотел особенно выделить.

И теперь вопрос о панисламизме и пантюркизме. Контрреволюционеры Татарии и духовенство были связаны с заграницей и пытались отравить этим ядом трудящиеся массы. Но надо отметить, что панисламизм и пантюркизм почему-то приписывались целым народам, что неверно.

Сулейменов Б.С. Национально-освободительное движение в Казахстане в годы

Первой русской революции.

В период буржуазно-демократических революций в России аграрный и национальный вопросы на ее колониальных окраинах, в том числе и в Казахстане, был основой национально-освободительного движения. Обострилась классовая борьба в казахском колониальном ауле вокруг аграрного вопроса. Об этом обследовавший в 1907 г. колониальный аул чиновник Переселенческого управления Чиркин писал: «Экономические интересы 80% киргизского народа, имевших до десяти единиц скота, настолько противоречили остальным 20% киргизских богачей, что на каждом шагу встречаются проявления более или менее явной, открытой борьбы между ними за землю. Тогда как богачи настаивают на общинном, нераздельном пользовании зимними пастбищами и пахотными землями, стараясь в то же время всеми правдами и неправдами прибрать к рукам в свое исключительное

- 106 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

распоряжение возможно большую площадь сенокосных угодий, - продолжает он, -бедняки хотят, чтобы все общинные земли были разделены поровну между всеми общинниками».

К началу XX в. в Казахстане на предприятиях и железных дорогах работали немало русских рабочих, авангардная роль которых ярко проявлялась в 19051907 гг. В этот период складывался и укреплялся союз русских рабочих с формирующимся казахским национальным пролетариатом, переселенческой бедноты из России с беднотой из казахского аула. В национальном движении в Казахстане в годы Первой русской революции выделялись два направления: народно-революционное и феодально-байское, колебавшееся между царизмом и русской либеральной буржуазией. В национальном движении в Казахстане имелась и известная общенациональная общность интересов и вместе с тем - непримиримое расхождение, обусловленное классовыми противоречиями. В итоге национальноосвободительное движение казахских крестьян развивалось в годы Первой русской революции в условиях, когда баи-феодалы и мусульманское духовенство по существу стремились увести трудящиеся массы от революционной борьбы. С этой целью они открыли петиционную кампанию, например, на Куяндинской ярмарке (25 июля 1905 г.), в гор. Аулие-Ата и т.д. В этих петициях главное место занимали вопросы вероисповедания, то есть организации особого мусульманского духовного управления в Казахстане, строительства мечетей, открытия духовных школ, выдачи заграничных паспортов для хаджа в Мекку и т.п.

Слабость национально-освободительного движения в Казахстане объясняется целым рядом обстоятельств: отсутствием помещичьего землевладения,

отдаленностью края от промышленных центров страны, слабым развитием капиталистической промышленности и в связи с этим - малочисленностью пролетариата. Возникшие в городах и на больших железнодорожных станциях местные группы и кружки РСДРП не смогли развернуть революционную работу среди трудящихся масс аула. Сельскохозяйственный пролетариат, как и бедняцкие и середняцкие слои местного крестьянства, был отсталым и забитым, причем их сознание было опутано пережитками средневековья и проповедями мусульманского духовенства.

Национально-освободительное движение казахских крестьян развивалось в форме подачи жалоб, заявлений, прошений, петиций в правительственные органы, протестов против невыносимого налогового бремени, произвола, злоупотреблений и вымогательств со стороны царских чиновников. Нередко казахские крестьяне оказывали прямое сопротивление проведению колонизаторской политики царизма, изъятию земель и созданию местного переселенческого фонда, выступали против захватов земель мелких производителей крупными баями-феодалами, против

- 107 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

национальной дискриминации, ограничения политических прав, против политики натравливания одних народов на другие и т.д.

Казахские крестьяне писали обращение к русскому народу под названием «От киргиз - русским». «Обращаясь к правительству, - писали они, - мы много потратили сил, денег и времени, но все бесполезно. Теперь же мы обращаемся к другому, самому великому властелину на земле - это ко всей трудящейся России». Они жаловались на грабительский характер колонизаторской политики самодержавия, насильственно сгонявшего с занятых ими испокон веков земель в бесплодные пустыни. Казахские крестьяне жаловались русскому народу: «Граждане! О, если бы видели, что творится у нас в степи летом чинами переселенческой партии! Мало того, что они пользуются бесплатно услугами аксакалов, рассыльных, они творят от своего ума всякие правительственные страхи, грозят тюрьмой и протоколом, пугают Сибирью и каторгой, карательными отрядами, казаками и солдатами». «Киргизскому народу, в особенности беднякам, - подчеркивалось в обращении, - от того произвола живется страшно тяжело». Поэтому казахские крестьяне заявляли, что право пользования землею «принадлежит лишь тому, кто обрабатывает ее своим трудом. Мы, киргизы, присоединяем свой голос к великому голосу всех трудящихся масс России, чтобы все земли были изъяты из владения отдельных лиц или группы лиц по всей России, были бы обращены в общенародное достояние». Обращаясь к русскому народу, казахские крестьяне писали, что они готовы поделиться с русскими и просили их начать «дележ сначала у себя дома», т.е. конфисковать помещичьи земли. Они далее заявляли о том, что «пусть все земли перейдут к общинно-уравнительному трудовому достоянию всего народа и тогда мы от вас не отстанем».

Это обращение было опубликовано на русском языке в 1906-1907 гг. в местных газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» и др. В редакционной статье большевистская газета «Русский Туркестан» в 1905 г. писала: «Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что туземное население Туркестанского края совершенно безучастно относится к революционному движению в России и не понимает поставленных этим движением ближайших целей. Мы имели возможность неоднократно убеждаться в том, что интерес к революционному движению в России и его проявления у нас в Туркестане в туземной среде вырастает с каждым днем и что отдельные, довольно многочисленные представители этой среды, несмотря на недостойные попытки дискредитировать в их глазах это движение, выработали вполне правильный взгляд на события последнего времени».

Известно, что казахские крестьяне оказывали и прямое сопротивление царской администрации в Уральском, Актюбинском, Иргизском уездах (нападение на баев, убийства и избиение волостных управителей, сопротивления чинам межевых партий и снятие межевых знаков). В Акмолинском, Атбасарском, Павлодарском, Копальском,

- 108 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Верненском уездах были отмечены нападения на стражников, баев и волостных управителей. Более тысячи верховых казахских джигитов совместно с переселенческой беднотой выступили 15 ноября 1905 г. в Каркаралинском уезде. К ним присоединились рабочие, ремесленники, солдаты местной команды. В одних рядах шли казахи, русские, украинцы, татары и другие угнетенные национальности. С пением революционных песен и криками «ура» демонстранты шли по улицам уездного города Каркаралинска. Они несли красные флаги, окружили уездное управление, выкрикивали: «Долой полицию! Долой крестьянских начальников! Землю и волю!» Выступлением руководил адвокат Якуп Акпаев и помощник лесничего Глебов. Демонстранты не раз слушали зажигательные революционные речи. Каркаралинский уездный начальник телеграфировал Степному генерал-губернатору о том, что развернулось национальное движение, которым руководит и направляет революционный комитет. «Эти беспорядки, вызванные некоторыми злонамеренными лицами, имеют столь огромное моральное значение для всего вверенного мне Каркаралинского уезда, - доносил уездный начальник Оссовский, -что я считаю необходимым по долгу службы и присяги доносить о них как о первом звуке грома приближающейся грозы. В настоящее время... степь возбуждена до крайней степени».

Во второй половине ноября 1905 г. казахские крестьяне Омского уезда Акмолинской области на многолюдном собрании, обсудив свои насущные нужды, политическое и правовое положение, решили ехать массовым «походом» в административный центр области и всего Степного края город Омск и демонстративно выставить свои требования военному губернатору. Громадная масса верховых казахских джигитов отправилась в Омск. В течение двух дней - 24 и 25 ноября они собирались против здания областного управления на центральной площади города, окружали здание областного правления и квартиру военного губернатора области. Немного спустя, 15 декабря 1905 г. газета «Сибирская жизнь», выходившая в Омске, поместила специальную корреспонденцию, где сообщалось, что «на площади против областного управления и квартиры губернатора 24 и 25 ноября наблюдалось громадное скопление киргиз, по временам доходившее до 1 000 человек». «Толпа эта собралась и открыто протестовала против незаконных действий крестьянского начальника Омского уезда Вологодского, - сообщалось дальше в упомянутой корреспонденции, - обвиняя его в целом ряде вымогательств и получении взяток с разных лиц и требуя немедленного смещения с должности». Таким образом, национально-освободительное движение в колониальном Казахстане, происходившее под влиянием мощного рабочего и аграрного движения в центре страны, явилось составной частью Первой народной революции в России.

- 109 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Турсунов Х.Т. (Ташкент). О национально-освободительном движении в Туркестане в

1905-1907 гг.

Мне кажется, что в национально-освободительном движении 1905-1907 гг. в Туркестане участвовало все местное население. (С места: правильно, правильно). Конечно, основными движущимися силами в данном случае были крестьяне и городская беднота, причем совершенно правильно здесь говорили, что первой и решающей силой были крестьяне. Тем не менее, рабочий местной национальности -одна из важных фигур в национальном движении, и из 40% рабочих половина была местной национальности. Но они подвергались двойному гнету - использовались на менее квалифицированных, черных работах, меньше получали. Поэтому они выступали не только как борцы за социальное освобождение, но и как борцы за национальное освобождение. Этот водораздел надо различать, хотя национальная борьба и социальная борьба шли одновременно, и китайской стены между ними нет. Третьей важной революционной силой в демократическом движении является революционная демократическая интеллигенция - писатели, преподаватели, адвокаты и т.д. Они являлись большой революционной силой. Среди них были выходцы и из буржуазных слоев, но по своим устремлениям они были с народом, боролись против социального и национального гнета, и из этой среды были такие, которые ратовали за союз с Россией. И, наконец, о самой национальной буржуазии, которая в лучшем случае выступала только с национальными требованиями.

Каримов Г. Национально-освободительное движение в Таджикистане в период

революции 1905-1907 гг.

Таджики в период Первой русской революции не имели еще единой территории, т.к. были искусственно разобщены. Так, северные районы современного Таджикистана и Памира входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а юго-центральные районы - в состав Бухарского ханства, являвшегося типичной колонией царской России. Поэтому о самостоятельных революционных выступлениях на территории Таджикистана в этот период ввиду крайней отсталости его населения и разобщенности территории не могло быть и речи. Но отправной их точкой было присоединение Средней Азии к России со всеми ее отрицательными и положительными сторонами. Суть движения трудящихся Таджикистана в 19051907 гг. составлял аграрный вопрос, решить который таджикам можно было не иначе, как в союзе с русским пролетариатом.

- 110 XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 1. Ч. II. Самара, 2013 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Решающую роль здесь сыграли русские рабочие, которые соз

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты