ИСМАИЛИТЫ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
На прилавках книжных магазинов РФ появилась книга известного российского публициста С.Н. Плеханова "Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды"1, описывающая одну из крупных ветвей шиитского ислама - исмаилизм. Численность этой мусульманской общины составляет более 20 миллионов человек в странах Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Европы и Северной Америки. Книга, в которой освещён многовековой опыт взаимодействия исмаилитов и западной культуры, актуальна и востребована в свете углубляющегося цивилизацион-ного конфликта2.
Автор публикации поставил перед собой задачу проследить историю и познакомиться с сегодняшним днём ис-маилизма. Ему удалось сделать это и в то же время изложить материал в максимально сжатой и доступной для понимания форме. Монография С.Н. Плеханова - первая после распада СССР и пока единственная в своем роде публикация российского автора, широко и полно охватывающая малознакомую для российского читателя тему3. В отличие от
других публикаций на русском языке книга С.Н. Плеханова подробно освещает современную жизнь исмаилитов и их духовного предводителя - Имама. Для более глубокого ознакомления с исмаи-лизмом автор неоднократно ездил в Таджикистан, Пакистан, Кению, Занзибар, Швейцарию и ряд других государств, где проживает исмаилитская община или находятся структурные подразделения AKDN - Aga Khan Development Network (Сеть Организаций Ага-Хана по развитию).
Ещё в 1987 году по заданию журнала "Смена" С.Н.Плеханов побывал на советском Памире (в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР). Там он впервые познакомился с таджикскими исмаилитами, в частности исмаи-литами Памира. В ходе путешествия на Памир, как он пишет, ему представилась "возможность сравнения результата работы истории над разными типами человеческого материала" (с. 17). В первом разделе "Имам" автор кратко описывает горный регион современного Таджикистана - Памир, где многие исповедуют исмаилитское учение. Исмаилизм начал распространяться на Памире много столетий тому назад.
Концептуальное воззрение исмаи-литов заключается в том, что только имам - потомок пророка - может вести своих последователей (мюридов) по праведному пути. Ныне здравствующий
Ф. Дафтари Краткая история исмаилиз-ма, имевшая строго научную манеру изложения.
имам Ага-Хан IV личность в мире известная. Однако, как верно отмечает автор, в России сейчас мало кто знает об Ага-Хане (с. 3). В недавнем, по историческим меркам, прошлом об ис-маилизме в России писали известные русские востоковеды - граф А.А. Боб-ринский, И.И. Зарубин, А.А. Семёнов, В. А. Иванов и другие. Автор ссылается на научно-исторические работы, подробно рассматривает критические точки зрения на исмаилитов и исмаилитское учение, но делает свои - независимые, обоснованные и оригинальные выводы.
Поставив перед собой цель выяснения правды об исмаилизме, автор отмечает, что до сих пор по страницам популярных сочинений кочуют слухи, впервые пущенные в оборот во времена крестоносцев. В отличие от других современных авторов С.Н. Плеханов открыто ссылается и цитирует мнение критиков Ага-Хана IV и исмаилизма. Автор даёт сравнительную оценку высказываниям таких авторов, как М. Бос, А. Мехерали, Ю. Земмель, Д. Клугер, А. Орлов, Н. Шастик. Он беспристрастно взвешивает точки зрения и предлагает свою оригинальную версию. С.Н. Плеханов пишет, что активность этих критиков совершенно не повлияла на мировое признание исмаилитской общины (с. 140).
В разделах "Дом пророка" и "Потомство Исмаила" кратко излагается история возникновения ислама, жизнедеятельности пророка Мухаммеда и его семьи (с. 25-30). Автор говорит об исторических перипетиях возникновения шиизма и одной из его ветвей - исмаи-лизма, у истоков которого стоял двоюродный брат и зять пророка - Али.
Отличающаяся от других ветвей ислама практичность, цепкость, обеспечившие выживание в экстремальной среде, исходят, по мнению С.Н. Плеханова, из того, что у исмаилитов слабы эсхатологические ожидания; их духовный вождь всегда с ними, что делает их земное существование самоценным (с. 34). По стечению различных обстоятельств исмаилитские вожди не всегда имели возможность открыто общаться со своими мюридами. Были времена, когда требовалось идти в подполье как исмаилитским имамам, так и их пастве. Взаимодействие обеспечивала скоординированная иерархия, во главе которой стоял сам имам.
После долгого противоборства со своими идеологическими оппонентами в Х веке в Северной Африке и на западном Ближнем Востоке под руководством исмаилитов создаётся государство Фатимидов. Оно активно поддерживало науку, духовное и светское образование и основало первый в мусульманском мире Университет Аль Азхар и дом знания Дар ал-Илм. По мнению современников, в этих заведениях царила атмосфера терпимости к разным религиозным и философским учениям ислама, христианства, иудаизма и язычества. Так, при дворе ал-Азиза дружелюбное отношение к христианам стало повседневной нормой. Более того, один из зятьев аль-Азиза был архиепископом всего Египта. С.Н. Плеханов справедливо пишет о том, что невозможно представить себе подобное в тогдашней Европе, косневшей в обскурантизме и нетерпимости (с. 53).
В это время наблюдается противоборство двух основных мусульманских центров - исмаилитского Каира и суннитского Багдада. Покровительство учёным и писателям со стороны Фати-мидских правителей, по мнению автора, было продиктовано не только любовью к каллиграфии и поэзии, а политическими и геополитическими целями. Научно-образовательные центры фати-мидского Каира были центром пропаганды учения и подготовки проповедников (даи) исмаилизма.
В 1171 году завершилась почти 200-летняя эпоха правления Фатимидов. Последний имам нашел убежище в Иране,
Рецензии
но не получил там полного признания. Начался новый период - сокрытия имама, которое обеспечивало выживание династии (с. 61). К концу XI века центр исмаилизма переместился на восток благодаря персу из Хорасана Хасану Саб-бах. Ранее он учился в Дар ал-Илме и в 1090 году захватил горную крепость Аламут в Иране. На протяжении многих лет во враждебном окружении Аламут продолжал бороться за сохранение ис-маилитского учения (с. 59-71).
Исмаилиты Аламута, следуя за своими предшественниками - Фатими-дами, стали использовать науку и образование для изменения условий жизни своих единоверцев. Наряду с богословскими предметами в Аламуте исследовались и преподавались светские науки (с. 77). Несмотря на свою неприступность, в декабре 1256 года Аламут пал, и его правитель признал себя вассалом монгольского правителя Хулагу (с. 79).
Параллельно на территории современной Сирии происходило знакомство исмаилитов и европейских крестоносцев. Отношения между ними, отмечает С. Н. Плеханов, знали как периоды противоборства, так и союзничества. Так, к примеру, Синан поддерживал доверительные отношения с Фридрихом Вторым, Людовиком Святым. В 1173 году иерусалимский король Амальрих вел переговоры с исмаилитами о союзе против Саладина. Спустя некоторое время христианский Запад рассматривал предложения Аламута о союзе против монголов (с. 71).
После падения Аламута, исмаилиты ещё не раз участвовали в осуществлении внутренней и международной политики местного и регионального масштаба. В частности, Памир, благодаря деятельности даи Насир-и Хосроу постепенно превращался в район компактного проживания исмаилитов (с. 81). Но тяжёлый удар по исмаилитам нанёс эмир Тимур. С.Н. Плеханов считает,
что именно нашествие Тимура вызвало массовое переселение исмаилитов из давно обжитых мест в недоступные горные регионы и другие страны.
В разделе "Из тени в свет" автор обращает внимание на восстановление исмаилизма в Иране в середине XVIII века (с. 86-9). Исмаилитские имамы вновь становятся значимыми фигурами в политической жизни Ирана того времени. Так, при царствовании Фатх Али-шаха исмаилитские имамы получают почетный титул Ага-Хана (с. 87). Однако позже отношения между новым иранским царём и Ага-Ханом I резко ухудшаются. Он в сопровождении своей свиты покидает Иран и выбирает местом своего проживания сначала Афганистан, а потом Индию. Этот период совпал с англо-афганскими войнами. После 3-й англо-афганской войны Ага-Хан I стал посредником в переговорах англичан и афганских правителей (с. 94).
В дальнейшем сотрудничество имамов, носивших титул Ага-Хана, и англичан приняло характер перманентного взаимодействия. Оно ещё больше активизировалось при Ага-Хане III, которому британская королева пожаловала титул Его Высочество (с. 101-102). Ага-Хан III становится членом Законодательного Совета и в 1906 году первым президентом Мусульманской лиги Индии. В 1932 году Лига наций созвала конференцию по разоружению, и заместителем главы делегации Индии назначили Ага-Хана III, который впервые получил официальный статус дипломата высшего ранга. Его опыт дипломата был учтён во время ведения переговоров Чемберлена и Даладье с Гитлером, где он пытался предупредить назревший крупный конфликт в Европе в 1937 году. В конце 1930-х годов Ага-Хан III был избран президентом Лиги наций. К тому времени гуманитарная миссия Ага-Хана III уже была широко известна. После войны он продолжал участвовать как в духовных делах своей паствы, так и в светских (с. 120-121).
Ага-Хан IV вслед за своим дедом Ага-Ханом III продолжил гуманитарную миссию в постколониальных развивающихся странах Азии и Африки. Так, летом 1961 года Ага-Хан IV был принят президентом Дж. Кеннеди в Линкольновском зале Белого дома для обсуждения программы помощи Африке и Пакистану. Успеху благотворительной деятельности Ага-Хана IV способствовали его личные дружеские отношения с президентами Ж. Помпиду, Ж. д&Эстеном, иранским шахом М.Р. Пехлеви (с. 131-132). Для более чёткой организации и координации гуманитарной помощи экономически отсталым государствам в 1967 году Ага-Хан IV учредил Фонд Ага-Хана, вокруг которого выстроилась разветвленная сеть ЛКБК. В настоящее время она охватывает социально-экономическое, научно-образовательное, архитектурное, промышленное, медицинское, гостиничное и другие направления развития.
С.Н. Плеханов пишет также и о миротворческой деятельности Ага-Хана IV. Весной 1995 года он, например, предлагал свои посреднические услуги по урегулированию ситуации в Чечне. Ага-Хан IV приложил немало усилий для урегулирования межтаджикского противостояния (с. 138-139).
В заключение автор отмечает, что в те десятилетия, что Ага-Хан IV руководит исмаилитской общиной, мир жил под знаком сближения культур. В последнее время наметилась противоположная ситуация - столкновения цивилизаций. В этом тревожном контексте мировым сообществом могут быть востребованы императивы терпимости, которые определили путь исмаилитов под руководством их духовного лидера. Не забывая о своих корнях и высшем назначении человека, они сумели преломить трудный исторический опыт выживания в созидательную деятельность по переустройству земного бытия.
Сулаймони Шохзода, кандидат политических наук.