Спросить
Войти

Исмаилиты и западная культура

Автор: указан в статье

ИСМАИЛИТЫ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

На прилавках книжных магазинов РФ появилась книга известного российского публициста С.Н. Плеханова "Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды"1, описывающая одну из крупных ветвей шиитского ислама - исмаилизм. Численность этой мусульманской общины составляет более 20 миллионов человек в странах Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Европы и Северной Америки. Книга, в которой освещён многовековой опыт взаимодействия исмаилитов и западной культуры, актуальна и востребована в свете углубляющегося цивилизацион-ного конфликта2.

Автор публикации поставил перед собой задачу проследить историю и познакомиться с сегодняшним днём ис-маилизма. Ему удалось сделать это и в то же время изложить материал в максимально сжатой и доступной для понимания форме. Монография С.Н. Плеханова - первая после распада СССР и пока единственная в своем роде публикация российского автора, широко и полно охватывающая малознакомую для российского читателя тему3. В отличие от

1 Плеханов С.Н. Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды. - М.: "Национальное обозрение", 2006. - 189 с.
2 См. например, нашумевшие книги С. Хантингтона Столкновение цивилизаций (переведена на русский язык) и Б. Бербера Jihad versus McWorld (N.Y.).
3 Ранее на русский язык была переведена монография британского исследователя

других публикаций на русском языке книга С.Н. Плеханова подробно освещает современную жизнь исмаилитов и их духовного предводителя - Имама. Для более глубокого ознакомления с исмаи-лизмом автор неоднократно ездил в Таджикистан, Пакистан, Кению, Занзибар, Швейцарию и ряд других государств, где проживает исмаилитская община или находятся структурные подразделения AKDN - Aga Khan Development Network (Сеть Организаций Ага-Хана по развитию).

Ещё в 1987 году по заданию журнала "Смена" С.Н.Плеханов побывал на советском Памире (в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР). Там он впервые познакомился с таджикскими исмаилитами, в частности исмаи-литами Памира. В ходе путешествия на Памир, как он пишет, ему представилась "возможность сравнения результата работы истории над разными типами человеческого материала" (с. 17). В первом разделе "Имам" автор кратко описывает горный регион современного Таджикистана - Памир, где многие исповедуют исмаилитское учение. Исмаилизм начал распространяться на Памире много столетий тому назад.

Концептуальное воззрение исмаи-литов заключается в том, что только имам - потомок пророка - может вести своих последователей (мюридов) по праведному пути. Ныне здравствующий

Ф. Дафтари Краткая история исмаилиз-ма, имевшая строго научную манеру изложения.

имам Ага-Хан IV личность в мире известная. Однако, как верно отмечает автор, в России сейчас мало кто знает об Ага-Хане (с. 3). В недавнем, по историческим меркам, прошлом об ис-маилизме в России писали известные русские востоковеды - граф А.А. Боб-ринский, И.И. Зарубин, А.А. Семёнов, В. А. Иванов и другие. Автор ссылается на научно-исторические работы, подробно рассматривает критические точки зрения на исмаилитов и исмаилитское учение, но делает свои - независимые, обоснованные и оригинальные выводы.

Поставив перед собой цель выяснения правды об исмаилизме, автор отмечает, что до сих пор по страницам популярных сочинений кочуют слухи, впервые пущенные в оборот во времена крестоносцев. В отличие от других современных авторов С.Н. Плеханов открыто ссылается и цитирует мнение критиков Ага-Хана IV и исмаилизма. Автор даёт сравнительную оценку высказываниям таких авторов, как М. Бос, А. Мехерали, Ю. Земмель, Д. Клугер, А. Орлов, Н. Шастик. Он беспристрастно взвешивает точки зрения и предлагает свою оригинальную версию. С.Н. Плеханов пишет, что активность этих критиков совершенно не повлияла на мировое признание исмаилитской общины (с. 140).

В разделах "Дом пророка" и "Потомство Исмаила" кратко излагается история возникновения ислама, жизнедеятельности пророка Мухаммеда и его семьи (с. 25-30). Автор говорит об исторических перипетиях возникновения шиизма и одной из его ветвей - исмаи-лизма, у истоков которого стоял двоюродный брат и зять пророка - Али.

Отличающаяся от других ветвей ислама практичность, цепкость, обеспечившие выживание в экстремальной среде, исходят, по мнению С.Н. Плеханова, из того, что у исмаилитов слабы эсхатологические ожидания; их духовный вождь всегда с ними, что делает их земное существование самоценным (с. 34). По стечению различных обстоятельств исмаилитские вожди не всегда имели возможность открыто общаться со своими мюридами. Были времена, когда требовалось идти в подполье как исмаилитским имамам, так и их пастве. Взаимодействие обеспечивала скоординированная иерархия, во главе которой стоял сам имам.

После долгого противоборства со своими идеологическими оппонентами в Х веке в Северной Африке и на западном Ближнем Востоке под руководством исмаилитов создаётся государство Фатимидов. Оно активно поддерживало науку, духовное и светское образование и основало первый в мусульманском мире Университет Аль Азхар и дом знания Дар ал-Илм. По мнению современников, в этих заведениях царила атмосфера терпимости к разным религиозным и философским учениям ислама, христианства, иудаизма и язычества. Так, при дворе ал-Азиза дружелюбное отношение к христианам стало повседневной нормой. Более того, один из зятьев аль-Азиза был архиепископом всего Египта. С.Н. Плеханов справедливо пишет о том, что невозможно представить себе подобное в тогдашней Европе, косневшей в обскурантизме и нетерпимости (с. 53).

В это время наблюдается противоборство двух основных мусульманских центров - исмаилитского Каира и суннитского Багдада. Покровительство учёным и писателям со стороны Фати-мидских правителей, по мнению автора, было продиктовано не только любовью к каллиграфии и поэзии, а политическими и геополитическими целями. Научно-образовательные центры фати-мидского Каира были центром пропаганды учения и подготовки проповедников (даи) исмаилизма.

В 1171 году завершилась почти 200-летняя эпоха правления Фатимидов. Последний имам нашел убежище в Иране,

158

Рецензии

но не получил там полного признания. Начался новый период - сокрытия имама, которое обеспечивало выживание династии (с. 61). К концу XI века центр исмаилизма переместился на восток благодаря персу из Хорасана Хасану Саб-бах. Ранее он учился в Дар ал-Илме и в 1090 году захватил горную крепость Аламут в Иране. На протяжении многих лет во враждебном окружении Аламут продолжал бороться за сохранение ис-маилитского учения (с. 59-71).

Исмаилиты Аламута, следуя за своими предшественниками - Фатими-дами, стали использовать науку и образование для изменения условий жизни своих единоверцев. Наряду с богословскими предметами в Аламуте исследовались и преподавались светские науки (с. 77). Несмотря на свою неприступность, в декабре 1256 года Аламут пал, и его правитель признал себя вассалом монгольского правителя Хулагу (с. 79).

Параллельно на территории современной Сирии происходило знакомство исмаилитов и европейских крестоносцев. Отношения между ними, отмечает С. Н. Плеханов, знали как периоды противоборства, так и союзничества. Так, к примеру, Синан поддерживал доверительные отношения с Фридрихом Вторым, Людовиком Святым. В 1173 году иерусалимский король Амальрих вел переговоры с исмаилитами о союзе против Саладина. Спустя некоторое время христианский Запад рассматривал предложения Аламута о союзе против монголов (с. 71).

После падения Аламута, исмаилиты ещё не раз участвовали в осуществлении внутренней и международной политики местного и регионального масштаба. В частности, Памир, благодаря деятельности даи Насир-и Хосроу постепенно превращался в район компактного проживания исмаилитов (с. 81). Но тяжёлый удар по исмаилитам нанёс эмир Тимур. С.Н. Плеханов считает,

что именно нашествие Тимура вызвало массовое переселение исмаилитов из давно обжитых мест в недоступные горные регионы и другие страны.

В разделе "Из тени в свет" автор обращает внимание на восстановление исмаилизма в Иране в середине XVIII века (с. 86-9). Исмаилитские имамы вновь становятся значимыми фигурами в политической жизни Ирана того времени. Так, при царствовании Фатх Али-шаха исмаилитские имамы получают почетный титул Ага-Хана (с. 87). Однако позже отношения между новым иранским царём и Ага-Ханом I резко ухудшаются. Он в сопровождении своей свиты покидает Иран и выбирает местом своего проживания сначала Афганистан, а потом Индию. Этот период совпал с англо-афганскими войнами. После 3-й англо-афганской войны Ага-Хан I стал посредником в переговорах англичан и афганских правителей (с. 94).

В дальнейшем сотрудничество имамов, носивших титул Ага-Хана, и англичан приняло характер перманентного взаимодействия. Оно ещё больше активизировалось при Ага-Хане III, которому британская королева пожаловала титул Его Высочество (с. 101-102). Ага-Хан III становится членом Законодательного Совета и в 1906 году первым президентом Мусульманской лиги Индии. В 1932 году Лига наций созвала конференцию по разоружению, и заместителем главы делегации Индии назначили Ага-Хана III, который впервые получил официальный статус дипломата высшего ранга. Его опыт дипломата был учтён во время ведения переговоров Чемберлена и Даладье с Гитлером, где он пытался предупредить назревший крупный конфликт в Европе в 1937 году. В конце 1930-х годов Ага-Хан III был избран президентом Лиги наций. К тому времени гуманитарная миссия Ага-Хана III уже была широко известна. После войны он продолжал участвовать как в духовных делах своей паствы, так и в светских (с. 120-121).

11 июля 1957 года исмаилитскую общину по завещанию Ага-Хана III возглавил ныне здравствующий имам принц Карим Ага-Хан IV, о котором автор подробно рассказывает в разделе Hazar Imam (с. 122-145). Ага-Хан IV окончил швейцарскую школу Ле Розей и Гарвардский университет. С.Н. Плеханов тонко замечает, что "Ага-Хан III был, возможно, первым религиозным лидером Востока, кто всем своим образом жизни показывал, что её внешние формы не должны заслонять духовной сути бытия". Для него такая позиция была революционной, ибо паствой его было одно из традиционалистских сообществ, к тому же в значительной степени подвластное кастовой морали, типичной для Индии. А теперь перед преемником его, Ага-Ханом IV, встала проблема противоположного свойства: стать внутренне близким ходжа (индийские исмаилиты. - С.Ш.), не жертвуя внешними атрибутами привычного образа жизни (с. 123).

Ага-Хан IV вслед за своим дедом Ага-Ханом III продолжил гуманитарную миссию в постколониальных развивающихся странах Азии и Африки. Так, летом 1961 года Ага-Хан IV был принят президентом Дж. Кеннеди в Линкольновском зале Белого дома для обсуждения программы помощи Африке и Пакистану. Успеху благотворительной деятельности Ага-Хана IV способствовали его личные дружеские отношения с президентами Ж. Помпиду, Ж. д&Эстеном, иранским шахом М.Р. Пехлеви (с. 131-132). Для более чёткой организации и координации гуманитарной помощи экономически отсталым государствам в 1967 году Ага-Хан IV учредил Фонд Ага-Хана, вокруг которого выстроилась разветвленная сеть ЛКБК. В настоящее время она охватывает социально-экономическое, научно-образовательное, архитектурное, промышленное, медицинское, гостиничное и другие направления развития.

С.Н. Плеханов пишет также и о миротворческой деятельности Ага-Хана IV. Весной 1995 года он, например, предлагал свои посреднические услуги по урегулированию ситуации в Чечне. Ага-Хан IV приложил немало усилий для урегулирования межтаджикского противостояния (с. 138-139).

В заключение автор отмечает, что в те десятилетия, что Ага-Хан IV руководит исмаилитской общиной, мир жил под знаком сближения культур. В последнее время наметилась противоположная ситуация - столкновения цивилизаций. В этом тревожном контексте мировым сообществом могут быть востребованы императивы терпимости, которые определили путь исмаилитов под руководством их духовного лидера. Не забывая о своих корнях и высшем назначении человека, они сумели преломить трудный исторический опыт выживания в созидательную деятельность по переустройству земного бытия.

Сулаймони Шохзода, кандидат политических наук.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты