Спросить
Войти

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДЕЛИ: ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯАНТИКОНГРЕССИСТСКОЙ ОППОЗИЦИИ В НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ

Автор: указан в статье

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 1

И.Б. Спектор

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДЕЛИ: ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОНГРЕССИСТСКОЙ ОППОЗИЦИИ В НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматривается развитие политической жизни в Дели в 19401960 гг. Особое внимание уделяется эволюции индусского националистического движения - созданию и раннему этапу деятельности партии БДС (Бхаратия джана сангх - Индийский народный союз). Изучение политической обстановки в Дели дает возможность говорить о том, что с самого момента независимости в Индии существовали влиятельные оппозиционные силы, способные соперничать с ИНК на местах.

После достижения Индией независимости в 1947 г. начинается тридцатилетний период доминирования на политической арене партии Индийский национальный конгресс. На первых парламентских выборах в 1951 г. ИНК получил почти половину голосов избирателей и абсолютное большинство мест в нижней палате (363 из 489)1. До 1977 г. партия стабильно одерживала победу на всех общенациональных выборах. В 1950-е годы же монополия на власть ИНК и его лидера Джавахарлала Неру и вовсе казалась неоспоримой.

Для внешнего наблюдателя может показаться странным резкое усиление оппозиционного движения в 1970-х годов и успехи оппозиции в борьбе с Конгрессом. На наш взгляд, исследуя историю оппозиционных Конгрессу партий, необходимо уделять особое внимание тому периоду, когда в силу ряда причин (прежде всего -мажоритарной системы выборов, обеспечивающей абсолютное преимущество победившей партии), они были малозаметны. В перСпектор Илья Борисович - аспирант кафедры истории Южной Азии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: spektorilya93@gmail. com).

1 Statistical Report On General Elections, 1951 To The First Lok Sabha, New Delhi, 1951. V. I. P. 43.

вую очередь, речь идет о так называемой эпохе Неру (1947-1964). В эти годы оппозиция не могла составить серьезной угрозы ИНК на общенациональном уровне. Тем интереснее рассмотреть те немногочисленные примеры индийских штатов и территорий, в которых в 1940-е - 1950-е годы происходила реальная политическая борьба. В качестве примера мы рассматриваем ситуацию в Дели - исход политического противостояния в столице оказывал серьезное влияние на ситуацию в стране.

Кроме того, в Дели существовала очень сильная оппозиция Индийскому национальному конгрессу. В первые десятилетия независимости именно крупные города Индии являлись базой оппозиции в то время, как Конгресс побеждал за счет огромной массы сельских избирателей. Кроме Дели существовали и другие регионы, где положение Конгресса было непрочно, но основной оппозиционной силой там чаще всего были движения левого толка. В Дели же эту роль играли индусские националисты - предшественники ныне правящей Бхаратия джаната парти2.

Политические настроения жителей Дели во многом определились в последние десятилетия колониальной эпохи. В 1911 г. столица Британской Индии была перенесена из Калькутты в Дели. Не в последнюю очередь это было сделано из-за гораздо более спокойной политической обстановки в Дели. Даже после обретения столичного статуса Дели не стал в полной мере центром деятельности ИНК. Интересным показателем роли Дели для партии являются места проведения съездов Конгресса. До 1947 г. ИНК провел 54 съезда - из них девять в Калькутте, по шесть - в Бомбее и Мадрасе и по три - в Дели, Лахоре и Аллахабаде3.

Совершенно иную роль играл Дели для Мусульманской лиги, фактически став главным центром мусульманской общественно-политической жизни. Следует помнить, что до событий 1947 г. в Дели была гораздо более высокая доля мусульман - в 1901 г. они составляли 24% населения. Недалеко от города располагался мусульманский интеллектуальный центр - Алигархский университет. Можно сказать, что Дели стал одним из центров борьбы за Пакистан, не войдя позднее в его состав. Мусульманская лига до 1947 г. провела 32 съезда, из них шесть в Дели - больше чем в каком-либо другом индийском городе.

2 Индийская народная партия.
3 Indian National Congress. INC Sessions. URL: http://inc.in/INCSessions.aspx (дата обращения: 18.01.2017).

Влияние индусских националистов в Дели до середины 1940-х городов было несравнимо с ролью ИНК или Мусульманской лиги. Несмотря на то что в северных и северо-западных районах Индии у партии Хинду махасабха4 было наибольшее число сторонников, даже там она не могла соперничать с Конгрессом за избирателей-индусов. Несколько большим влиянием в городе пользовались индусские общественные организации, в том числе созданный в начале 1920-х годов Раштрия сваямсевак сангх5. РСС возник в Махараштре, но уже в начале 1930-х годов первые шакхи (отделения) РСС появились на севере страны. Первоначально группы членов организации возникали в районах, где преобладало неиндусское население. Отделение РСС появилось в Дели в середи1930-х годов, еще при К.Б. Хедгеваре, первом руководителе организации6.

Главным последствием раздела Британской Индии было уменьшение доли мусульманского населения до 11-12% и изменение социального состава мусульманской общины. Непропорционально большую долю эмигрантов составляли представители образованных слоев, мусульманская община Дели фактически потеряла политическое руководство. Вместе с тем, увеличилась роль индусов и индусского фактора в политике. В Дели из Панджаба, Синда и прочих территорий, отошедших к Пакистану, прибыло огромное количество вынужденных мигрантов. Столица была местом, где наблюдалась наибольшая концентрация беженцев по всей территории страны. Согласно переписи 1951 г., из 1 744 тыс. жителей Дели 475 тыс. (т.е. более 27% населения) родились на территориях, вошедших в состав Пакистана7. Абсолютное большинство из них прибыло в Дели именно в 1947-1948 гг.

Аналогичный поток беженцев-мусульман двинулся в 1947 г. из Индии в Пакистан, но там беженцы (мухаджиры) стали основой нового государства, заняв ключевые места в политике и в армии. Индусские же мигранты были небезосновательно недовольны своим местом в стране.

И до раздела Британской Индии ИНК был не слишком популярен среди индусов северо-западных провинций, среди которых велико было число сторонников ХМС. Теперь же многие беженцы винили Конгресс во всех своих бедствиях, считая Ганди и Неру «предателя4 Великое собрание индусов.

5 Организация национальных добровольцев.
6 Andersen W.K. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsewak Sangh and Hindu Revivalism. New Delhi, 1987. P. 38.
7 Yadav S. The Invasion of Delhi. Gurgaon, 2008. P. 20.

ми индусских интересов». Показательно, что после убийства Ганди полиция активно искала организаторов именно в кругах пакистанских беженцев, несмотря на то, что преступление совершила группа выходцев из Махараштры.

РСС до 1947 г. имел сильные отделения в Карачи, Лахоре и других крупных городах будущего Пакистана. Непропорциональное количество деятелей организации и будущих индусских националистических политиков вышли из кругов беженцев. Л.К. Адвани, многолетний президент БДП и будущий министр внутренних дел, возглавлял отделение РСС в своем родном Карачи. Б. Мадхок, создатель партийной организации индусских националистов, перебрался в Индию из пакистанской части Кашмира. В Дели члены РСС развернули работу по помощи беженцам, привлекая последних на свою сторону.

К августу 1947 г. РСС стал одной из самых влиятельных сил в городе. К этому времени более 20% членов организации было сосредоточенно в Дели и Панджабе8. Представители делийских властей встречались с М.С. Голвалкаром, вторым руководителем РСС, обсуждая вопросы недопущения анархии в столице9. Многие делийские конгрессисты более, чем сочувственно относились к сваямсевакам.

Одновременно происходила перегруппировка сил в политическом крыле лагеря индусских националистов. ХМС была дискредитирована после убийства Ганди, организатором которого называли ее лидера В.Д. Саваркара. Возникла необходимость создания общенациональной политической силы, представлявшей индусских националистов. Естественно, такая сила могла создаваться только в Дели. Лидером новой партии стал Ш.П. Мукерджи - единственный представитель индусских националистов, входивший в правительство Неру. В 1950 г. Мукерджи вышел из правительства в знак протеста против соглашения с Пакистаном. Вскоре он вышел и из ХМС, руководство которой не желало адаптироваться к новым условиям. Мукерджи собрал вокруг себя группу политиков федерального уровня, но без низовых организаций. Такая группа нуждалась в союзе с массовым индусским движением и единственным вариантом был союз с РСС. С весны 1950 г. велись переговоры между Мукерджи и Голвалкаром. О подробностях этих переговоров нет достоверных данных, но можно предположить, что обсуждалось участие людей

8 Jaffrelot C. Religion, Caste, and Politics in India. New Delhi, 2010. P. 191.
9 Andersen W.K. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsewak Sangh and Hindu Revivalism. New Delhi, 1987. P. 49.

из РСС в новой партии - БДС. Никакими письменными обязательствами соглашения Голвалкара и Мукерджи скреплены не были (неформальность соглашений вообще стала нормой для отношений между РСС и БДС-БДП).

Летом 1951 г. Мукерджи и его сторонники (Б. Мадхок, М.Ч. Шарма) основывают региональные отделения партии и готовятся к общенациональной конференции, которая и была проведена в Дели 21 октября 1951 г. Состав избранного на конференции рабочего комитета достаточно точно отражает первоначальную структуру БДС. Из 18 членов РК только один представлял юг страны. Также в РК состояли четыре члена РСС (в том числе Упадхьяя и Мадхок). Видно, что в это время РСС еще не стремился полностью контролировать партию. Организация продвигала в руководство БДС своих представителей, но Мукерджи, в то время пытавшийся создать альянс оппозиционных сил, ее вполне устраивал. Смерть Мукерджи в июне 1953 г. не только повлекла за собой распад только что начавшего консолидироваться альянса правой оппозиции, но и вызвала кризис в самом БДС. За короткое время члены РСС полностью взяли контроль над партией в свои руки, оттеснив сторонников Мукерджи и сместив президента Шарму. Генеральным секретарем и фактическим лидером БДС на долгие годы (пост президента потерял свою значимость) стал Диндаял Упадхьяя. В отличие от других деятелей РСС 1930-1940-х годов Упадхьяя происходил не из Махараштры. Он родился в традиционной индусской семье в Джайпуре, а во время обучения в Канпуре стал членом РСС. С середины 1940-х годов Упадхьяя фактически руководил деятельностью организации в Соединенных Провинциях. Став одним из руководителей БДС с момента основания партии, он занимался организационными вопросами, одновременно редактируя делийский журнал РСС. Именно при Упадхье произошла трансформация БДС в массовую партийную организацию индусских националистов. Сильно укрепилась и делийская организация - если в 1951 г. в новосозданном БДС было 12 тыс. членов, то к 1959 г. их число достигло 20 тыс., а к 1968 г. после успехов на национальных и региональных выборах - 50 тыс.10 Несмотря на медленный рост числа членов в 1950-е годы, БДС был самой крупной партией в Дели после Конгресса.

В 1960-е годы БДС пытался расширить электорат, выйдя за пределы своей базы - беженцев из Пакистана и местных высоко10 Puri G. Bharatiya Jana Sangh - Organisation and Ideology. Delhi: a Case Study. New Delhi, 1980. P. 36.

кастовых индусов. Партия хочет распространить свое влияние на низкокастовых, сикхскую общину и мусульман Старого города. Некоторые лидеры мусульманской общины были недовольны политикой Конгресса, плохо отражавшей их интересы (позднее такое недовольство распространится среди всех мусульман Индии). Они приняли решение поддержать БДС, как единственную альтернативу Конгрессу на уровне города. По утверждению партийных деятелей БДС, в конце 1960-х в городе было уже 2 тыс. мусульман-членов БДС11. В 1967 г. партия впервые выдвигает на муниципальных выборах кандидата-мусульманина Анвара Али Дехлеви, победившего в своем округе. Важно отметить, что БДС не пытался создать мусульманскую организацию с нуля, а поддерживал самостоятельных кандидатов, составляющих оппозицию Конгрессу. Такой союз совершенно не гарантировал того, что мусульмане голосовали бы за индусов-кандидатов БДС на общенациональных выборах.

В 1950-е годы Дели чаще всего становится центром общенациональных кампаний БДС - за права беженцев, за решение кашмирского вопроса, изгнание португальцев из Гоа, запрет убоя коров. Все эти кампании активно поддерживал и РСС. Одной из наиболее громких стала кампания по «индианизации» («бхартиякаран»), развернутая Мадхоком, возглавившим городское отделение партии. «Даже после семи лет независимости» - говорилось в 1953 г. в резолюции делийского комитета БДС - «дороги, улицы и парки Дели носят имена иностранцев, порабощавших страну»12. БДС требовал переименования объектов в Дели в честь «героев борьбы за независимость», прежде всего деятелей индусского движения. По сравнению с избирателями в сельских регионах жители Дели гораздо более остро реагировали как на подобные идеологические кампании индусских националистов, так и на события общенационального и международного характера.

Кроме проблемы «индианизации», БДС старался уделять внимание и повседневной жизни Дели. Депутаты от партии в муниципальном собрании обвиняли конгрессистскую администрацию в неграмотной транспортной политике, утверждая, что общественный транспорт в Дели существенно дороже, чем в Бомбее и Калькутте. Вместе с тем БДС противился передаче автобусного сообщения в собственность города, отстаивая права частных перевозчиков. Основные социальные программы, продвигаемые БДС, были связа11 Ibid. P. 41.

12 Puri G. Bharatiya Jana Sangh - Organisation and Ideology. Delhi: a Case Study.

New Delhi, 1980. P. 67.

ны с поддержкой беженцев. Партия требовала легализации жилья, построенного переселенцами из Пакистана, приоритетного возведения школ в переселенческих колониях. В отличие от остальных территорий в Дели не стоял остро вопрос земельной реформы, раскалывавший руководство БДС. Кастовые вопросы имели для делийского избирателя несколько меньшее значение, чем для избирателей деревенских. Казалось бы, кастовая структура руководства БДС в Дели должна была бы быть из-за этого более сбалансированной. Однако к 1973 г. в Чандни Чоук среди партийных работников было 87% высококастовых и только 9,6% далитов13.

Организация БДС в Дели была создана в июле 1951 г. В октябре того же года прошли выборы в муниципальный совет, первые выборы в которых приняла участие партия. БДС получила 14% голосов (против 84% голосов у Конгресса). В 1952 г. прошли первые выборы в законодательное собрание Дели, ставшие крайне удачными для Бхаратия джана сангх. Несмотря на то что партия смогла провести в законодательное собрание всего пять кандидатов из 47, за БДС отдали голоса 21,9% избирателей14. Это значит, что БДС получил в Дели в семь раз больше голосов, чем в среднем по стране на первых выборах в Лок сабху.

На выборах 1951 г. БДС получил 22%, в тех округах, где выставлялись его кандидаты - 29%. Индусские националисты были фактически единственной оппозиционной силой в Дели. БДС взял пять округов из 47, ХМС - еще один. Кроме индусских националистов и Конгресса, в выборах участвовали также социалисты (Социалистическая партия Дж. Нараяна и КМПП15 Дж. Крипалани) - обе партии набрали по 2% голосов. КПИ выдвинула всего одного кандидата.

На прошедших в том же году общенациональных парламентских выборах БДС получил в Дели 26% голосов, две остальные индусские националистических партии - ХМС и РРП - по 0,5%16. Характерной чертой выборов в Дели был сравнительно низкий по сравнению с остальными штатами процент голосов полученный независимыми кандидатами - всего 12%. Это связано с тем, что за термином «независимые» в Индии 1950-х годов скрывались представители земельной аристократии. Большой процент «независимых» говорит

13 Ibid. P. 82.
14 Statistical Report On General Elections, 1951 To The Legislative Assembly of Delhi. New Delhi, 1951. P. 6.
15 Кисан маздур праджа парти - Крестьянско-рабочая народная партия.
16 Statistical Report on General Elections, 1951 To The First Lok Sabha. New Delhi, 1951. V. 1. P. 66.

о неразвитости партийной политики в регионе. В Дели также не была возможна характерная для провинции ситуация выдвижения нескольких кандидатов- «однопартийцев» по одному округу.

На выборах 1951 г. Конгресс уступил одно место от Дели в Лок сабхе КМПП. Эта партия была далеко не самой влиятельной оппозиционной силой. Успех партии в Дели объясняется тем, что в столице от нее баллотировалась Сучета Крипалани - участница антиколониального движения и супруга основателя партии А. Крипалани. В своем округе она сравнительно легко победила Манмохини Сахгал - кузину Неру, впервые принимавшую участие в политической борьбе. Крипалани стала депутатом Лок сабхи, но противоречия между КМПП и ИНК были минимальны - вскоре Крипалани вступила в Конгресс, а в 1963-1967 гг. даже возглавляла правительство Уттар-Прадеш.

Полноправный законодательный орган действовал в Дели недолго. С начала 1950-х годов существовали различные проекты реорганизации управления городом. Часть конгрессистов продвигала проект «Большого Дели» - объединения столицы с хиндиязычными районами Панджаба и частью западных районов Уттар-Прадеш в самостоятельный штат. Проект не поддерживался собственно делийскими деятелями, опасавшимися того, что интересы сельских регионов перевесят интересы Дели. Против концепции «Большого Дели» выступал и БДС. В итоге штат так и не был создан, а Дели стал союзной территорией. Вместе с новым статусом в 1956 г. была упразднена и законодательная ассамблея. Городская политическая жизнь сконцентрировалась вокруг выборов в муниципальный совет.

Вопрос о присвоении Дели статуса штата постоянно поднимался различными политическими силами, в зависимости от текущей ситуации. В 1954 г. БДС настаивал на том, что Дели должен управляться напрямую союзным правительством. Ситуация изменилась в конце 1960-х - после победы на муниципальных выборах партия стала добиваться прав штата для Дели.

В марте 1958 г. прошли первые выборы в новый муниципальный совет. Конгресс получил 31 место из 80, БДС - 2517. К этому времени произошло разделение города по политическим предпочтениям, не менявшееся в течение нескольких десятилетий. БДС побеждал в пригородах и в районах, где расселились беженцы из Панджаба, Конгресс - в Старом городе. В 1958 г. наиболее сильные позиции у БДС были в районе Пахарганджа (четыре депутата из пяти), Шахд17 Smith D.E. South Asian Politics And Religion. Princeton, 1966. P. 94.

хары (все четыре) и в лагерях беженцев (восемь из 15)18, а наиболее слабые - в сельских районах, недавно включенных в состав национальной столичной территории, в Карол Багхе и мусульманских районах Старого города.

После этих выборов в муниципальном совете сложилась сильная оппозиция Конгрессу. Помимо БДС, фракцию в муниципальном совете также сформировали и коммунисты, вступившие в коалицию с ИНК. Однако, после того как Неру в 1958 г. отправил в отставку коммунистическое правительство в Керале, КПИ отказало в поддержке Конгрессу. В муниципальном совете сформировалась парадоксальная коалиция БДС и КПИ. Адвани утверждает, что между партиями было заключено письменное соглашение19. В 1958 г. БДС поддержал кандидатуру Аруны Асаф Али, члена КПИ и героини национально-освободительного движения, на пост мэра Дели. На следующий год коммунисты поддержали кандидатуру Кедарнатха Сахани - члена БДС и РСС.

На выборах 1957 г. результаты БДС ухудшились. В Нью-Дели Крипалани, на этот раз выдвинувшаяся от ИНК, легко победила кандидата от БДС, набрав более 70% голосов20. В остальных трех округах сложилась гораздо более интересная ситуация. В районе Чандни Чоук (Старом Дели) победа Конгресса была не столь очевидна. Кандидат от БДС набрал 31% голосов, а кандидат от Народно-социалистической партии Мир Муштак Ахмед - 24%. В последнем случае важна скорее не партийная, а конфессиональная принадлежность кандидата - стало очевидно, что делийские мусульмане представляют собой самостоятельную силу. Естественно, они не могли поддержать индусских националистов, главную альтернативу ИНК в Дели. Но это не значило, что их лояльность Конгрессу была абсолютной. В округе Дели Садар кандидаты от ИНК и БДС практически поровну поделили голоса избирателей - 54 против 41%.

На выборах 1962 г. Конгресс вновь победил во всех избирательных округах, но нужно отметить и улучшение результатов БДС -ни в одном из округов партия не получила менее 25% голосов. Мусульмане в Чандни Чоук выдвинули независимого кандидата, который набрал 18% голосов, усложнив для ИНК победу в округе. Округ Карол Багх был зарезервирован для представителей зареги18 Puri G. Bharatiya Jana Sangh - Organisation and Ideology. Delhi: a Case Study. New Delhi, 1980. P. 115.

19 Advani L.K. My Country My Life. New Delhi, 2008. P. 105.
20 Statistical Report on General Elections, 1957 To The Second Lok Sabha. New Delhi, 1957. V. I. P. 107.

стрированных каст. Этим попыталась воспользоваться основанная Б.Р. Амбедкаром Республиканская партия, претендовавшая на выражение интересов всех далитов. Однако ее кандидат в Карол Багхе уступил не только конгрессисту, но и представителю БДС21. Слабость самостоятельного низкокастового движения характерна для Дели - впоследствии низкие результаты будут и у других партий, представлявших низкокастовые группы. Республиканцы не смогли добиться успеха, но раскололи электорат Конгресса, сыграв на руку индусским националистам.

Влияние БДС укреплялось на протяжении всего периода правления Неру - уже в 1950-х - начале 1960-х годов это была сильнейшая оппозиционная партия в столице. Ослабление Конгресса на парламентских выборах 1967 г. совпало с триумфом БДС. Партия получила шесть мест из семи мест в парламенте от Дели. В 1971 г. партия получила абсолютное большинство мест в муниципальном совете (53 из 100).

На примере Дели можно наблюдать успешное развитие оппозиционной силы в Индии 1940-х - начала 1960-х годов БДС смог консолидировать протестный электорат, избежать расколов и сделать Дели одним из центров своего влияния. Во многом это объясняется специфической организацией индусского политического движения -его централизованным характером и подчинению руководству РСС. В то же время нельзя не обратить внимания, что описываемый на примере Дели процесс (постепенное усиление индусских националистов и ослабление ИНК) повторился затем в большинстве североиндийских штатов, и Дели определил настроения хиндиязычного региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.
2. Куценков А.А. Многоликая хиндутва // Восток. 2010. № 2. С. 73-94.
3. Advani L.K. My Country My Life. New Delhi, 2008.
4. Andersen W.K. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsewak Sangh and Hindu Revivalism. New Delhi, 1987.
5. Baxter C. The Jana Sangh - A Biography of an Indian Political Party. Philadelphia, 1969.
6. Bharatiya Jana Sangh. Party Documents. Delhi, 1973.
7. Brass P. The Politics of India Since Independence. Cambridge, 1994.
8. Statistical Report On General Elections, 1951 To The First Lok Sabha. New Delhi, 1951.
9. Statistical Report On General Elections, 1957 To The Second Lok Sabha. New Delhi, 1957.
10. Statistical Report On General Elections, 1962 To The Third Lok Sabha, New Delhi, 1962.
21 Statistical Report On General Elections, 1962 To The Third Lok Sabha, New Delhi, 1962. V. I. P. 162.
11. Graham B.D. Hindu Nationalism and Indian Politics: The Origins and Development of the Bharatiya Jana Sangh. Cambridge, 1990.
12. Jaffrelot C. Religion, Caste, and Politics in India. New Delhi, 2010.
13. Jaffrelot C. The Hindu Nationalist Movement and Indian Politics: 1925 to the 1990s. New Delhi, 1999.
14. Kanungo P. RSS Tryst with politics. From Hedgewar to Sudarshan. Delhi, 2003.
15. Legg, S. Spaces of Colonialism: Delhi&s Urban Governmentalities. Oxford, 2007.
16. Puri G.. Bharatiya Jana Sangh - Organisation and Ideology. Delhi: a case study. New Delhi, 1980.
17. Smith D. E. South Asian Politics and Religion. Princeton, 1966.
18. Yadav S. The Invasion of Delhi. Gurgaon, 2008.

Ilya B. Spektor

THE POLITICAL LIFE IN DELHI: THE ORIGINS OF THE ANTI-CONGRESS OPPOSITION IN THE INDEPENDENT INDIA

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

The article is devoted to the analysis of the political life in Delhi in 1940s-1960s with the special attention to the development of the Hindu nationalist movement - the emergence and the early phase of BJS (Bharatiya Jana Sangh - Indian Popular Union). The author emphasizes the crucial role of RSS (Rashtriya Swayamsevak Sangh -National Volunteer Organisation) in the consolidation of the anti-Congress opposition movement in the early 1950s. The analysis of the changing political situation in the Indian capital is based on the results of the national and regional elections in Delhi. The consequences of the Partition of British India also had a significant impact on the political preferences of the population of Delhi. The study of the political life in Delhi reveals the fact that powerful opposition parties, which could challenge INC at the regional level, were active in India since independence.

About the author: Ilya B. Spektor - postgraduate student, Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies (e-mail: spektorilya93@gmail.com).

REFERENCES

1. Alayev L.B., Vigasin A.A., Safronova A.L. Istoriya Indii (History of India). M.: Drofa, 2010.
2. Kutzenkov A.A. Mnogolikaya Hindutva (A Diverse Hindutva). 2010, № 2, pp. 73-94.
3. Advani L.K. My Country My Life. New Delhi: Rupa Publications India Pvt. Ltd., 2008.
4. Andersen W.K. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsewak Sangh and Hindu Revivalism. New Delhi: Vistaar Publications, 1987.
5. Baxter C. The Jana Sangh - A Biography of an Indian Political Party. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1969.
6. Bharatiya Jana Sangh. Party Documents. Delhi: Vithalbhai Patel Bhavan, 1973.
7. Brass P. The Politics of India Since Independence. Cambridge University Press, 1994.
8. Graham B.D. Hindu Nationalism and Indian Politics: The Origins and Development of the Bharatiya Jana Sangh. Cambridge University Press, 1990.
9. Jaffrelot C. Religion, Caste, and Politics in India. New Delhi: Primus, 2010.
10. Jaffrelot C. The Hindu Nationalist Movement and Indian Politics: 1925 to the 1990s. New Delhi: Penguin Books, 1999.
11. Kanungo P. RSS Tryst with politics. From Hedgewar to Sudarshan. Delhi: Manohar Publishers, 2003.
12. Legg S. Spaces of Colonialism: Delhi&s Urban Governmentalities. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2007.
13. Puri G. Bharatiya Jana Sangh - Organisation and Ideology. Delhi: a case study. New Delhi: Sterling Publishers, 1980.
14. Smith D.E. South Asian Politics and Religion. Princeton University Press, 1966.
15. Statistical Report On General Elections, 1951 To The First Lok Sabha, New Delhi: Election commission of India, 1951.
16. Statistical Report On General Elections, 1957 To The Second Lok Sabha, New Delhi: Election commission of India, 1957.
17. Statistical Report On General Elections, 1962 To The Third Lok Sabha, New Delhi: Election commission of India, 1962.
18. Yadav S. The Invasion of Delhi, Gurgaon: Worldwide Books, 2008.
РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ republic of india ДЕЛИ delhi РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА regional politics ИНДУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ hindu nationalism ИНДУССКИЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ hindu nationalist organizations
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты