Спросить
Войти

МАРКСИСТСКИЙ ФЕМИНИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, ГЕНЕЗИС И ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ХХ В

Автор: указан в статье

ВЕстн. Моск. ун-та. сер. 18. социология и политология. 2019. т. 25. № 1

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ и история социологии

Б01: 10 .24290/1029-3736-2019-25-1-111-129

марксистский феминизм: теоретический проект, генезис и опыт практической реализации в хх В.

С.А. Батуренко, канд . социол. наук, доц . кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр . 33, Москва, Российская Федерация, 119234*

На основании анализа первоисточников в статье рассматривается возникновение и развитие марксистского феминизма в России и в мире в целом. Проблема положения женщин вызывала живой интерес у представителей самых разных социологических школ в России в период их становления. Отдельным значимым направлением в русской социологической мысли был марксистский феминизм. Он развивался как особый теоретический проект, а также имел яркий опыт практической реализации. Среди представителей русской марксистской социологии следует назвать имена В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.М. Коллонтай, внесших большой вклад в развитие данного направления. В год двухсотлетия со дня рождения К. Маркса многочисленные научные конференции вновь поднимают вопросы общественного развития, вставшие перед Россией в начале ХХ в., попытки решения которых повлекли за собой дальнейшие изменения социальной жизни. Одним из значимых явлений в истории России и в истории отечественной социологии был марксистский феминизм. В настоящее время итоги и последствия деятельности сторонников русского марксистского феминизма переосмысливаются. В течение ХХ в. их основные идеи и достижения подвергались критике не только в русской, но и в зарубежной социологии. Вместе с тем, автор отмечает, что марксистский феминизм развивается и в настоящее время на основании общей идеи о том, что гендерные отношения параллельны классовым, перекликаются с ними и в известном смысле являются неотъемлемой их частью. В современной социологии сформировались различные направления в рамках социалистического феминизма.

* батуренко Светлана Алексеевна, е-шаИ: 1еуе1_8@гашЫег. ги

Marxist feminism as theoretical project, GENESIS and experience of IMPLEMENTATioN IN the xx century

Baturenko Svetlana A., Candidate Sci (Sociol. ), Associate Professor of Department of history and theory of sociology of Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninskiye Gory, 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: level_s@rambler. ru

The emergence and development of Marxist feminism in Russia and in the world in general is considered in article on the basis of the analysis of primary sources. The problem of position of women attracted a keen interest of representatives of the most different sociological schools in Russia during its formation. The Marxist feminism was the separate significant direction in the Russian sociological thought. It developed as the special theoretical project and also it had bright experience of implementation. Among representatives of the Russian Marxist sociology names of V.I. Lenin, N.K. Krupskaya, A.M. Kollontay which made a big contribution to development of this direction are known. The feminism of the Marxist direction made breakthrough in the theory and implementation of the ideas. In a year of the two-hundredth anniversary since the birth of K. Marx numerous scientific conferences bring up the questions of social development which were occurring in Russia and caused considerable changes of social life again. The Marxist feminism was one of such significant events in the history of the country and in the history of domestic sociology. Now results and consequences of activity of supporters of the Russian Marxist feminism are reinterpreted. During the XX century their main ideas and achievements were exposed to criticism not only in the Russian, but also in foreign sociology. At the same time the author notes that the Marxist feminism develops and now on the basis of the general idea that the gender relations are parallel to class, interact with them and in a sense are their integral part. In modern sociology various directions within socialist feminism were created.

В качестве отдельной проблемы и одного из главных направлений научного интереса в области феминистской социальной мысли в отечественной науке можно рассматривать марксистский феминизм . Этому вопросу посвящено огромное количество научных трудов . Нам хотелось бы проанализировать, с одной стороны, марксистский феминизм как теоретический проект, разрабатываемый приверженцами теории структурного угнетения, с другой стороны, его практическую реализацию, имевшую место в истории российского общества в начале ХХ в .

Сторонники теории структурного угнетения концентрируют свое внимание на установлении господства посредством механизмов социальной структуры или властных способов утверждения, возникающих с течением времени в процессе исторического развития общества. Главным предметом анализа при этом выступают структуры капитализма, патриархата, расизма. В качестве причины возникновения существующего господства и проявлений угнетения рассматривается фактор взаимодействия этих структур, возможности их совместной реализации . Одной из разновидностей теории структурного угнетения в рамках феминистской социологии является марксистский феминизм . Задачами теоретического проекта являются, во-первых, критический анализ проявления угнетения женщин в условиях капиталистической и патриархальной систем, во-вторых, разработка понятных приемлемых методов социального анализа на основе исторического материализма, и, в-третьих, учет сферы идей при анализе факторов, определяющих состояние общества очевидно, что сторонники социалистического феминизма, являющегося отдельным направлением, зачастую совмещают радикальный и марксистский феминизм .

Если говорить о феминистском движении, то следует отметить, что на феминистское движение в США марксистский феминизм не оказывает какого-либо значимого влияния сегодня в отличии от ситуации второй половины ХХ в . Для современного феминистского движения в России его значение в настоящее время не однозначно . Но в российском обществе рубежа Х1Х-ХХ вв . ему принадлежала особая роль, а основные положения марксистского феминизма оказались идеологической базой формирования женских пролетарских организаций

основоположники направления

Основы рассматриваемого направления были заложены А . Бебелем, К . Марксом и Ф . Энгельсом . Одним из первых авторов, которого можно назвать представителем марксистского феминизма, является деятель германского и международного рабочего движения, соосно-ватель и соруководитель Социал-демократической партии Германии, в рамках которой развивалось женское пролетарское движение, Фердинанд Август Бебель (1840-1913) . А . Бебель — автор знаменитой книги "Женщина и социализм" (1879), которая относится к числу наиболее известных в марксистской литературе В данной работе А. Бебель описывает положение женщины с первобытных времен до капиталистической эпохи и жизнь женщины при социализме и коммунизме . Автор рассматривает широкий спектр проблем, анализируя вопросы взаимоотношений мужчины и женщины, брака и семьи, воспитания детей и т п В своей работе А Бебель анализирует активное участие женщин в освободительной борьбе трудящихся и

отмечает следующее: "Не было ни одного значительного движения в мире, в котором женщины не выступали как борцы и мученицы"1. Одним из первых А . Бебель в 1869 г. поднял в германском рейхстаге вопрос о законодательной охране женского труда и материнства, также по его инициативе предложение об охране женского труда было внесено в программу германской Социал-демократической партии . Он ставил вопросы об отношении женщин к общественной деятельности и недооценке женщины общественностью . Как разработчик теории и тактики женского рабочего движения А. Бебель предлагает решение многих вопросов, выдвинутых этим движением перед социалистическими партиями

В настоящее время эта работа вызывает огромный интерес у исследователей, поскольку содержит идеи освобождения женщин от капиталистического угнетения . Разработку многоаспектного женского вопроса автор начинает с анализа его классового, политического значения . Женское рабочее движение рассматривается как неотъемлемая часть классовой борьбы пролетариата в целом2 .

А . Бебель критикует сторонников буржуазного феминистского движения, допускающих возможность полного правового равенства полов в условиях капитализма . Автор подчеркивает роль пролетарского женского движения, учитывая задачи, стоящие перед ним, касающиеся не только правового равенства мужчины и женщины, но главное — уничтожение двойного рабства женщины-работницы, ликвидацию экономической зависимости женщины от мужчины, государственную охрану материнства и детства, что означало полное решение женского вопроса . По мнению А . Бебеля, решение женского вопроса совпадает с решением рабочего вопроса, это значит, что "женщина-пролетарий должна. . . вместе с мужчиной-пролетарием, ее товарищем по классу и судьбе, вести борьбу за коренное преобразование общества"3 . В свою очередь рабочий как носитель классового сознания, утверждает автор, должен объяснить "женщине ее положение в обществе и воспитать ее как союзника в совместной освободительной борьбе пролетариата против капитализма"4 . Решение женского вопроса выстраивается в соответствии с общим направлением социалистического рабочего движения

В первом разделе своей работы А . Бебель анализирует положение женщины в прошлом, во многом опираясь на исторический материализм и те общие выводы, которые содержатся в работах К . Маркса и Ф . Энгельса. Автор описывает место и роль женщины в семье и обществе, где ее общественное положение обусловлено материаль1 Бебель А. Женщина и социализм . М. , 1959. С. 9 .

2 Там же .
3 Там же .С. 44.
4 Там же С 156

ными условиями жизни общества . В этой части работы на огромном историческом материале показаны процессы закрепощения женщины, связанные со сменой матриархата патриархатом и изменением общественных отношений, созданных частной собственностью на средства производства.

Вторая часть работы, которая называется "Женщина в настоящем", описывает положение женщины в капиталистическом обществе . Используя огромный фактический материал, автор показывает тяжелое положение женщины-пролетария, которое характеризуется двойным рабством, двойной буржуазной моралью, видимостью буржуазного равенства Видимость буржуазного равенства выражается в том, что женщине предоставляется "равное право" работать на капиталистических предприятиях, а вместе с тем и ощущение экономической самостоятельности, но фактически в реальности капитализм порабощает женщину, подвергая женский труд самой жестокой эксплуатации . А . Бебель пишет: "Домашняя работа приучила женщину не знать никакой меры во времени для своего труда, она без всякого сопротивления позволяет предъявлять к себе повышенные требования женщина, кроме того, более, чем мужчина, прикреплена к своему месту жительства добродетельный капиталист умеет очень хорошо оценивать эти женские качества"5 . На основании использования статистических данных автор показывает тяжелые условия работы женщин и их последствия, сказывающиеся на здоровье, продолжительности жизни, детской смертности6 . Кроме того, автор отмечает и тот факт, что женщина получает более низкую заработную плату по сравнению с мужчинами даже при условии выполнения ими одинаковой работы

Со времени написания книги прошли многие годы, но и теперь, в XXI в ., положение женщин в капиталистическом мире изменилось незначительно даже с учетом всех завоеванных прав . В современных условиях глобального капитализма становятся все более сложными и скрытыми методы эксплуатации женщин . Картина социальной реальности, представленная А . Бебелем, и в настоящее время кажется вполне современной . Доклады специальных организаций подтверждают множество неизменных фактов7 . В частности факт нарушений принципа равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, хотя этот принцип формально содержится в законодательстве всех современных государств . Одними из скрытых форм дискриминации в отношении трудящихся женщин и в настоящее время остаются предпочтение в некоторых сферах занятости использования мужского

5 Бебель А. Указ . соч . С. 266.
6 Там же . С. 284.
7 Неправительственная организация Всемирный экономический форум (ВЭФ). URL: https://www.weforum . org/ (дата обращения: 13.06.2017).

труда, труда незамужних женщин, практика увольнения беременных женщин или принудительного перемещения их на другие, менее выгодные и оплачиваемые должности Автор книги "женщина и социализм" однозначно указывал на причины ухудшающегося положения женщин, коренящиеся в "сущности буржуазного общества", связывая возможности изменения сложившейся ситуации исключительно с "другим общественным строем"8

Особое внимание автор обращает на проблему проституции как на одну из основных в буржуазном обществе . Анализируя причины этой проблемы, а также возможности борьбы с ней, А . Бебель приходит к выводу о том, что проституция присуща самой природе капитализма, в условиях которого просто не существует никаких средств для ее искоренения . Автор пишет: "Проституция. . . является для буржуазного общества необходимым социальным учреждением, подобно полиции, постоянному войску, церкви, предпринимательству"9 Капиталистический порядок создает экономические и нравственные условия для торговли живым товаром Вклад А Бебеля в разработку вопроса освобождения человеческой личности женщины на основании критики двойной буржуазной морали был высоко оценен одной из известных представительниц русского марксистского феминизма А . М . Коллонтай, продолжившей исследование данной проблемы .

А . Бебель также выступает с критикой известной теории биологической обусловленности положения женщины и утверждений о "естественной" склонности к домашнему образу жизни, используемых представителями буржуазного класса с целью подтверждения тех или иных выгодных им положений . Так, критике подверглись известные идеи теоретиков XIX в . : немецкого анатома и физиолога Теодора Людвига Вильгельма фон Бишофа (1807-1882), итальянского врача-психиатра, родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве Чезаре Ломброзо (1835-1909), немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) . Автор критиковал их как противников равноправия между полами, усматривающих в женщине "лишь половое существо" и не замечающих в ней "существа общественного"10

немецкий мыслитель пишет об укоренившемся общественном мнении относительно человеческих достоинств женщины, сложившемся в буржуазном обществе В этом устоявшемся общественном мнении, как утверждает автор, женщина всегда занимает второе место после мужчины Оно настолько укоренено в сознании людей, что "весь мужской род считает такое положение в порядке вещей,

8 Бебель А. Указ . соч . С 225.
9 Там же . С. 227.
10 Там же . С. 205.

а большинство женщин смотрит на это до сих пор, как на неизбежность судьбы В этом представлении отражается все положение женщины"11 А Бебель убежден в том, что только такой социальный порядок, при котором полностью отсутствует эксплуатация человека человеком, может способствовать исчезновению двойного рабства женщин и антагонизма полов Таким образом, по мнению автора, только в условиях социализма "женщина подымется на высоту полного совершенства, о котором у нас еще нет никакого правильного представления, так как до сих пор в истории развития человечества не было такого состояния"12

Последний раздел своей книги А Бебель посвятил описанию положения женщины в будущем, предлагая возможные способы ее раскрепощения . Следует отметить, что последний раздел его работы вызвал критические комментарии со стороны известных русских марксистов, касающихся по их мнению ошибочных положений относительно путей раскрепощения женщины в быту, преувеличивающих значение механизации домашнего хозяйства в капиталистическом обществе

Признанными классиками в области разработки проблемы являются К Маркс и Ф Энегельс, заложившие основы такого направления, как марксистский феминизм в социологии В работе "К еврейскому вопросу" (1843 г. ) К . Маркс утверждал, что в условиях капитализма предметом торговли становятся даже отношения, связанные с продолжением рода, взаимоотношения мужчины и женщины, а также тот факт, что женщина является предметом купли-продажи: "Даже отношения, связанные с продолжением рода, взаимоотношения мужчины и женщины и т д становятся предметом торговли! Женщина здесь — предмет купли-продажи"13 .

В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г. ), написанной Ф . Энгельсом с использованием наработок К . Маркса, рассматривается проблема социально-классового угнетения, а также проблемы гендерного угнетения Классическая марксистская теория угнетения, берущая начало в работах К . Маркса и Ф . Энгельса, исходит из того, что подчиненное положение женщины не является следствием ее неизменных биологических свойств, но основывается на социальных отношениях Подчиненное положение женщин, по мнению Ф . Энгельса, обусловлено существованием института семьи, рассматриваемого как система, позволяющая мужчинам контролировать действия женщин Авторы описывают археологические и антропологические факты, подтверждающие существование

11 Бебель А. Указ . соч. С 141.
12 Там же. С 299.
13 Маркс К., Энгельс Ф. Собр . соч . Т. 1. М. , 2014. С 451.

семьи как сравнительно новой системы отношений . Рассматривая доисторический период, существование мужчин и женщин в условиях родовых структур, авторы заметили, что положение женщин, обусловленное их экономической функцией (мастерицы, собирательницы), отличалось довольно большой автономностью . Ф . Энгельс указывает на то, что основной фактор, изменивший социальную систему такого типа, носил экономический характер . Оперируя категорией "собственность", авторы описывают экономику нового типа, в которой класс мужчин претендует на обладание общественными ресурсами экономического производства в качестве собственных, нуждаясь при этом в покорной рабочей силе в виде пленников, рабов, жены, детей Далее эксплуатация труда воспроизводилась во все более сложных структурах господства, что особенно заметно проявлялось в классовых отношениях Постепенно в процессе исторических изменений экономической системы семья становится зависимым социальным институтом, основанным на известных формах несправедливости и принудительном подчинении женщин

Происхождение патриархальной системы, таким образом, связывается авторами с возникновением отношений собственности Возможности достижения женщинами свободы политических, экономических, социальных, личных действий базируются исключительно на способности разрушения сложившейся системы, построенной на праве собственности . Таким образом, ученые рассматривают проблему угнетения женщин в общих рамках марксистского классового анализа Особое значение для социалистического феминистского направления имеет проведенный анализ классовых отношений, сложившихся в условиях капитализма и являющихся основным источником угнетения Однако для современного социалистического феминизма остается открытым вопрос о взаимосвязи патриархальной системы и экономических отношений, поскольку такая система также часто рассматривается в качестве независимой системы угнетения

развитие марксистского феминизма в россии начала хх в.

далее теоретические выводы, обобщающие разработки классиков марксистского феминизма, дают представители русского марксизма: В . И . Ленин, Н . К . Крупская, А . М . Коллонтай . Самый известный в мире русский марксист В . И. Ленин (1870-1924), развивавший дальше марксистскую теорию женского вопроса, делает выводы, обобщающие опыт женского рабочего движения в новую историческую эпоху

В И Ленин замечал некоторые неточности и противоречия в идеях своих предшественников, в частности высказанные А . Бебелем,

указывая на то, что технический прогресс сам по себе не облегчит жизнь женщины в современном обществе, утверждая, что если бы технический прогресс в капиталистическом обществе вел к улучшению жизни трудящихся, то капитализм перестал бы быть капитализмом Он всегда особенно подчеркивал прочную естественную связь освобождения женщины с уничтожением капиталистического социального порядка. «Главный шаг — отмена частной собственности на землю, фабрики, заводы Этим и только этим открывается дорога для полного и действительного освобождения женщины; освобождения ее от "домашнего рабства" путем перехода от мелкого одиночного домашнего хозяйства к крупному обобществленному»14 .

на основе анализа результатов женского освободительного движения в эпоху империалистических войн и пролетарских революций он доказывает огромное значение женских сил пролетарской революции в достижении победы и установлении диктатуры пролетариата Учение В . И . Ленина о раскрепощении женщины в социалистическом обществе внесло большой вклад в развитие научного социализма, обогатив его новыми положениями об условиях осуществления социалистической демократии, формирования социалистического строя, создания коммунистического общества . Свои идеи автор представил в работах "Великий почин", речи на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г "О задачах женского рабочего движения в Советской республике", опубликованной затем в газете "Правда"15

Ленин придавал женскому движению очень большое значение как особенно значимой составной части движения масс, которая становилась решающей его силой не подвергалась сомнению возможность полного равноправия между мужчиной и женщиной как основа нового социального порядка Вместе с тем, он ставил и более глобальную проблему — организации международного коммунистического женского движения, которая, по мнению лидера советского государства, должна быть решена немедленно, поскольку без такого движения работа Интернационала и его партий не может считаться полной . Свои впечатления о том, как высоко ценил В . И . Ленин вклад женского движения в общее дело революции и интересовался женским вопросом, приводит К . Цеткин в 1925 г.16 В личной беседе с ней В . И . Ленин интересовался коммунистической работой заграницей, участием женского рабочего движения, утверждая, что без женщин

14 Ленин В.И. Международный день работниц // Ленин В. И . Полн . собр. соч . Т. 42 . М. , 1970. С 369.
15 Правда . 1919 . 25 сент. № 213 . URL: http://comstol. info/2013/03/biblioteka/6073 (дата обращения: 13.06.2017).
16 Цеткин К. Воспоминания Цеткин: Ленин о женском вопросе (1925). URL: http://levoradikal.ru/archives/12889 (дата обращения: 13.06.2017).

не может быть настоящего массового революционного движения "Мы должны политически связать наш призыв также и в сознании женских масс со страданиями, нуждами и желаниями трудящихся женщин Они должны знать, что для них пролетарская диктатура значит: полное уравнение в правах с мужчиной как по закону, так и на практике, в семье, государстве и обществе, а также и сокрушение власти буржуазии"17 . Идеи В . И . Ленина были практически ориентированы и оказали огромное влияние на развитие представлений о преобразовании общества в целом и в частности социального положения женщин

Широко известна работа Надежды Константиновны Крупской (1869-1939) "Женщина-работница" (1899), повествующая о положении женщин в России В своей работе автор описывает положение женщины как члена рабочего класса, положение женщины-работницы в семье, вопрос о воспитании детей Следует отметить, что публикации Н К Крупской в основном не содержат развернутых теоретических выкладок и отличаются пропагандистской, агитационной и практической направленностью Очевидно автор преследовала одну главную цель — разъяснение представителям разных слоев женского населения политики советского государства в отношении женщин, вовлечение их в социалистические преобразования . Вместе с тем автор опирается на значительный существующий материал о работе женщин18

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952) — известный представитель русского марксизма и марксистского феминизма, революционерка, дипломат и государственный деятель, первая в истории женщина-министр . Впервые А .М . Коллонтай заинтересовалась "женским вопросом" в конце XIX в . , в период бурного развития социалистических идей, которые утверждались в качестве единственного политического движения, способного решить этот вопрос А М Коллонтай писала: "Женщины и их судьба занимали меня всю жизнь, и их-то участь толкнула меня к социализму"19 А . М . Коллонтай пишет большое количество работ, посвященных женскому вопросу, среди которых "Социальные основы женского вопроса" (1908), "Общество и материнство" (1916), "Женское движение в годы французской революции" (1921), "Положение женщины в эволюции хозяйства" (1923), "Женщина-работница в современном обществе" (1908), "Семья и коммунистическое государство" (1918) и др Автор работ поддерживает марксистские идеи о социальной революции и классовой борьбе, в результате которой наступит женское

17 Цеткин К. Указ . соч .
18 Крупская Н. Женщина-работница . СПб . , 1901.
19 Коллонтай А.М. Из моей жизни и работы . М. , 1974.

равноправие На основании своих убеждений она вступает в спор с феминистским движением, возникшим в России на рубеже XIX-XX вв ., развивавшимся вне рамок марксистского подхода, обвиняя его представителей в попытке раскола социалистического движения и препятствия на пути объединения женщин для классовой борьбы пролетариата Социальный портрет сложного российского женского движения начала ХХ в . наиболее полно описан современными отечественными учеными20 Выступая на первом Всероссийском женском съезде в Санкт-Петербурге в декабре 1908 г. , А .М . Коллонтай говорит о том, что требования политического и гражданского равноправия в условиях существующего строя служат исключительно интересам женщин буржуазного класса, а не пролетарского

Работу "Социальные основы женского вопроса" считают первым вкладом автора в развитие теории марксистского феминизма21 А. М . Коллонтай в русле марксизма призывает женщин к освободительной борьбе против причин, породивших угнетение, а не против внешних форм угнетения, выступая тем самым не за осуществление правительственных реформ, а за уничтожение правительства как за одно из основных условий достижения всеобщего женского равноправия Вместе с тем, изменений, по мнению автора, требует и традиционная система отношений в семье, и система экономической зависимости женщин от мужчин, без перестройки которых невозможно приобретение женщинами свободы и равноправия Идеи автора, высказанные в данной работе, характеризуют как радикальный марксистский феминизм . Являясь сторонником политического радикализма, А М Коллонтай стала не только одним из лидеров русского женского социалистического движения, но и известным экспертом своего времени по "женскому вопросу".

Настоящим социологическим трудом можно считать работу А . М . Коллонтай "Общество и материнство", написанную по просьбе социал-демократической фракции русской Государственной думы в качестве нового раздела законопроекта о страховании материнства22 данная работа, состоящая из более чем 600 страниц, демонстрирует огромный научно-исследовательский труд . Автор опирается на анализ фактического материала о положении фабричных работниц многих европейских стран В работе приводятся данные производственной и медицинской статистики, исторические факты, подтверждающие основные выводы относительно крайнего угнетения женщин в условиях капитализма. Однако выводы А .М . Коллонтай

20 Хасбулатова О.А. Женское движение в России как фактор социального прогресса (1900-1917) // Женщина в российском обществе. 2017. № 2 (83). С. 5-14.
21 Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса . СПб . , 1909.
22 Коллонтай А.М. Общество и материнство . Государственное страхование материнства Пг , 1916

касаются не только констатации факта сверхэксплуатации женского труда на фабриках, но также еще одного важного вопроса — вопроса возможности совмещения женского труда и материнства, стоящего на повестке дня и широко обсуждаемого ее предшественниками и современниками Автор настаивает на необходимости такого совмещения, которое станет возможным только при изменении ряда условий . Такими условиями должны стать преобразование характера труда и его условий для женщин и признание обществом необходимости охраны и обеспечения материнства посредством государственного страхования . Рассматривая меры, принятые в некоторых европейских странах по вопросу заботы общества о материнстве, А . М . Коллонтай считает их недостаточными и малоэффективными, приходя к выводу о необходимости и обязанности государственного обеспечения материнства . Вопрос о необходимости переложить заботу о матери и ребенке на государство был возможным решением проблемы . Автор продолжает рассматривать эту тематику в работе "Семья и коммунистическое государство", представляющую скорее проект идеального общества, социальную утопию . Модель нового социального порядка вместе с тем послужила ориентиром для практического действия, и многие идеи, изложенные в данных работах, были воплощены на практике: были созданы многочисленные столовые, кухни, прачечные, мастерские по починке одежды, ясли и детские сады Преобразования в этой сфере стали одним из достижений советской власти и были взяты на вооружение многими европейскими странами вслед за Советским Союзом .

Вклад А М Коллонтай не ограничивался вопросом о семье и материнстве . Для феминистской теории огромное значение имеет и другой аспект женской эмансипации — психологический . А .М . Кол-лонтай отмечала, что помимо достижения политического, гражданского и экономического равенства также следует пересмотреть и традиционные отношения между полами с точки зрения переоценки ценностей в половой морали . В статье "Новая женщина" (1913) автор пишет о такой необходимости, призывая женщину, привыкшую традиционно находиться на второстепенных ролях, измениться23 А . М . Коллонтай перечисляет те качества, которыми "новой женщине" необходимо обладать для того, чтобы обрести свободу и иное положение в обществе Возможности появления новой женщины автор связывает с условиями капитализма, при которых происходит ее вовлечение в производство; как участник производственной деятельности женщина приобретает экономическую свободу от мужчины, и именно трудовой процесс способствует изменению ее внутреннего облика и обретению тех черт, которые по мнению

23 Коллонтай А.М. Новая мораль и рабочий класс . М. , 1919 .

общества характеризуют современную женщину Пересматривая существующие в буржуазном обществе отношения между полами, А. М . Коллонтай критически оценивает три основные формы такого общения, сложившиеся в условиях капитализма: легальный брак, проституция, свободный союз Критике подвергаются принципы, названные автором ложными, такие как нерасторжимость брака и представление о так называемой "собственности" или о "безраздельной принадлежности" супругов друг другу

В статье "Отношения между полами и классовая борьба" автор пишет о необходимости коренного перевоспитания психики человека и формирования новой морали в отношении между полами А. М . Коллонтай абсолютно убеждена в необходимости пересмотра этих отношений и разработки новых моральных установок, поскольку это оказывает прямое влияние на социальное устройство общества и имеет огромное значение для исхода классовой борьбы Автор предлагает замену лежащих в основе буржуазной морали принципов индивидуализма, конкуренции, основанных на владении частной собственностью и неравенстве, на принципы коллективизма, сотрудничества, равенства, содержащихся в основе новой морали, морали рабочего класса При этом подчеркивается факт сложности осуществления такого перехода вследствие укоренившейся морали, основанной на индивидуализме, представлений о неравноценности полов

Работы А .М . Коллонтай раскрывают особенности социальных отношений в начале ХХ в Как государственный деятель она, так же как и В И Ленин, имела возможность реализовать свои идеи на практике А М Коллонтай активно участвует в составлении закона о равноправии женщин, который был принят в первые дни революции, а затем в написании "Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Принятый советскими властями закон о браке и семье оказался самым революционным в мире В соответствии с этим законом только гражданская регистрация брака может признаваться законной, при этом церковные церемонии не были запрещены, но лишались права легализации брачных состояний . Закон уравнивал права обоих супругов относительно семейной и личной собственности, в экономическом поведении, а также уравнивал права детей, рожденных как в браке, так и вне брака . А . М . Коллонтай принимала участие в создании Женского отдела при Центральном Комитете партии в целях организации политической и культурно-просветительной работы среди женщин, и являлась директором Женотдела в 1921-1922 гг.

действительно, русский марксизм в целом и марксистский феминизм отличались своей практической направленностью Все русские марксисты, представители марксистского феминизма прикладывали

большие усилия для воплощения своих идей в жизнь . В 1917-1918 гг. был принят ряд актов, в которых Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовых, семейно-брачных и гражданских правах, в сфере образования Были приняты меры по охране женского труда, материнства и младенчества, законодательно закреплен принцип равной оплаты за равный труд В результате формирования социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции советского общества, фактическое равенство женщины с мужчиной было в основном достигнуто Безусловно, этот процесс не был простым и равномерным, например, особенно большие трудности преодолевались в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока в силу устоявшихся вековых традиций рабского положения женщины Постепенно права женщин были зафиксированы в Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик 5 декабря 1936 г.: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов"24

марксисткий и социалистический феминизм:

современное влияние

Марксистский феминизм является одним из мощных направлений, получивших развитие в течении ХХ в . и представляющих интерес в условиях современных глобализационных процессов обществ XXI в . Несмотря на огромное количество критики в адрес данного направления в настоящее время основные положения марксистской феминистской теории продолжают переосмысливаться В середине ХХ в . с критикой этого направления выступали видные социологи своего времени, такие как Герберт Маркузе, представивший в марте 1974 г. свою очередную лекцию "Марксизм и феминизм" в Стенфордском университете, в которой ученый решает некоторые, по его мнению,

24 Конституция (Основнй закон) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. URL: http://www.hist. msu. ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения: 16.06.2017).

упущенные проблемы социализма и радикальные потенции женского движения, как подрывной силы25 . Также в конце 1970-х гг. получила широкую известность критика Хайди Хартманн — американской феминистки, специалиста в области разработки проблем гендерного неравенства и сегрегации на рабочем месте, двойной эксплуатации женщин в сфере домашнего и наемного труда, основавшей в 1987 Институт исследований в области женской политики в Вашингтоне В 1979 г. Х . Хартманн опубликовала статью под названием "Несчастливый брак марксизма и феминизма", в которой автор выступает за сочетание марксистского и радикально-феминистского подходов для комплексного понимания и преодоления подчи

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИСТСКИЙ ФЕМИНИЗМ НЕРАВЕНСТВО ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В.И. ЛЕНИН А.М. КОЛЛОНТАЙ women's issue russian sociology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты