Спросить
Войти

Начало преодоления кризиса ценообразования в Карелии в 1970-1980-х годах

Автор: указан в статье

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 3 (156). С. 51-54 Исторические науки и археология 2016

УДК 94(470.22)

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КИСЕЛЕВ

аспирант кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) прН50@уаЫех. ги

НАЧАЛО ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КАРЕЛИИ В 1970-1980-х ГОДАХ

На базе неопубликованных ранее материалов Национального архива Республики Карелия впервые рассматривается работа региональных органов ценообразования РК в период с 1970 по 1990 год. Особое внимание уделено их составу, функциям, результатам работы и локальным нововведениям в ценовой практике. Цель исследования - на основе рассмотрения деятельности этих органов определить круг проблем в советской системе ценообразования и проанализировать эффективность способов их решения. Сформированная в советское время бюрократическая система по регулированию цен была малоэффективной, в результате чего с начала 1980-х годов стали вводиться первые договорные цены на товары. Обосновывается вывод о том, что принятые советским правительством меры в области ценообразования были нерешительными и не принесли положительных результатов. Ключевые слова: плановое ценообразование, застой, перестройка, местные органы ценообразования

В отечественной историографии ценовая практика в СССР подробно рассматривается, пожалуй, лишь в советских экономических работах [2], [4], [6], [8]. В них авторы раскрывают понятие, функции, виды цен в социалистической экономике. Краткий экскурс в историю регулирования цен прослеживается также у современных авторов [1]. Отдельные исследования посвящены политике ценообразования в первые годы советской власти, периоды нэпа и довоенных пятилеток [9]. Однако особенности работы региональных органов ценообразования в последние годы существования СССР до сих пор не рассматривались.

Начиная с 1970-х годов плановое ценообразование преобразовалось в самостоятельную отрасль, независимую от Госплана. Именно в те годы советская система формирования цен обрела свою окончательную форму и почти не изменялась до развала СССР. Государственный комитет цен при Госплане трансформировался в Государственный комитет цен Совета Министров СССР, функции и задачи которого были определены в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1971 года1. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 января 1970 года (п. (52)) и Указом Президиума Верховного Совета КАССР от 4 февраля 1970 года3, отдел цен Госплана КАССР был преобразован в отдел цен Совета Министров КАССР, который подчинялся Совету Министров КАССР и Государственному комитету цен Совета Министров РСФСР. Основные задачи отдела были направлены на: а) проведение в республике мероприятий по осуществлению единой политики в вопросах цен, улучшение системы цен и повышение их роли в стимулировании технического прогресса;

б) установление цены на продукцию, которая утверждалась Советом Министров КАССР;

в) контроль за соблюдением государственной дисциплины в установлении и применении цен предприятиями, расположенными на территории республики4.

Для реализации задач отдел имел право получать данные от предприятий (калькуляции себестоимости, образцы), проводить проверки, разрабатывать прейскуранты, отменять незаконно установленные цены. Розничные и оптовые цены утверждались на основании калькуляционных материалов, представляемых предприятиями и организациями республики.

Вторым государственным органом по ценам в КАССР была Междуведомственная комиссия цен. Заседания комиссии проводились раз в месяц, а ее персональный состав утверждался Советом Министров КАССР. На заседаниях комиссия заслушивала доклады министерств, ведомств, предприятий и организаций по вопросам ценообразования и соблюдению государственной дисциплины, а также утверждала новые цены и надбавки. Кроме того, комиссия заслушивала отчеты 3-й группы органов по контролю за ценами -городских и районных комиссий, участвующих в комплексных проверках предприятий общепита и розничной торговли. Гор(рай)комиссии формировались при местных райгорисполкомах и сотрудничали в свою очередь с многочисленными комитетами народного контроля. Формировались они сразу же после проведения ежегодных выборов в местные Советы. Для улучшения работы отделом цен в гор(рай)комиссии периодически высылались методические указания, организовывались семинары и совещания.

Кроме вышеприведенных организаций, контрольные функции также исполняли различные

© Киселев А. А., 2016

министерства, выполняя для этого ежегодные планы внутриведомственного контроля за правильным применением цен и тарифов. В сложившейся системе контроля очень сложно было разобраться не только обывателю, но и специалистам органов ценообразования. Служащие не могли понять, кто и что будет проверять. Для этого каждый год Госкомитет цен Совета Министров РСФСР составлял достаточно громоздкий сводный план проведения органами ценообразования государственной дисциплины цен. К этому плану прилагалось большое количество приложений, в которых раскрывались названия регионов и предприятий, подлежащих проверке. Такое повышенное внимание со стороны государства к дисциплине цен не случайно. Развитие многоотраслевого промышленного комплекса положительно влияло на экономическое развитие страны, но создавало большие проблемы для системы планового ценообразования. Расширение ассортимента и увеличение количества предприятий требовало полного контроля за соблюдением установленных цен. Именно по этой причине выстраивалась вертикаль из большого количества органов контроля, однако несоблюдение дисциплины цен стало в этот период фактически нормой. В 1969 году из проведенных в Карелии 2169 проверок в 733 случаях были установлены различные нарушения цен. В 1970 году проверки вновь вскрыли факты многочисленных нарушений: из проверенных 175 предприятий торговли нарушения были установлены в 58 магазинах5. Объемы нарушений в некоторых районах КАССР были значительно выше среднего процента по РСФСР. Например, в 1975 году в Медвежьегор-ском районе несоблюдения цен и правил торговли были обнаружены в 16 магазинах госторговли (26,6 %), 10 магазинах потребкооперации (33 %) и 4 предприятиях общественного питания (33 %)6. Во многих случаях нарушения цен являлись следствием несвоевременной и некачественной переоценки товаров. В магазинах неправильно применялись надбавки к розничным ценам на товары, неправильно маркировались фасованные товары, часто продавали нестандартную продукцию по ценам, установленным на качественную продукцию. В предприятиях бытового обслуживания распространялась практика бесквитанционного обслуживания, когда недобросовестные работники обслуживали население в обход кассы. В 1971 году было проверено 102 мастерских и ателье, или 17 % от общего числа предприятий бытового обслуживания, из которых 46 предприятий допустили нарушения7. Такая неэффективная практика ценообразования и контроля за соблюдением цен прослеживалась по всей стране. В 1970-е годы правительство обратилось за помощью к научному сообществу. Непосредственно для органов ценообразования были разработаны автоматизированные системы обработки информации (АСОИ) и автоматизированные системы управления (АСУ)8. Инновационные технологии

могли дать плановому ценообразованию второе дыхание. Однако эта работа не была завершена, так как разработка программ, обучение специалистов требовали большого количества времени и средств. Судя по имеющимся архивным данным и отсутствию упоминаний АСОИ в них, инновации до республики так и не дошли.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета КАССР от 30 ноября 1979 года, отдел цен Совета Министров КАССР был преобразован в Государственный комитет Карельской АССР по ценам. При Госкомитете до апреля 1980 года продолжала работать Междуведомственная комиссия цен. С апреля 1980 года она была упразднена, а ее функции переданы аппарату Госкомитета, состоящему из 10 человек. В целях повышения квалификации работников ежемесячно, за исключением летнего периода, проводилась учеба. На занятиях рассматривались вопросы порядка и практики ценообразования, организации контроля за дисциплиной цен в отдельных отраслях и др. Председатель занимался в школе партийно-хозяйственного актива при Обкоме КПСС. За каждым экономистом был закреплен определенный участок по ценообразованию и несколько отраслей народного хозяйства, по которым он рассматривал проекты цен и осуществлял контроль за правильностью применения цен и тарифов.

Для усиления дисциплинарного контроля были организованы два новых органа. В 1981 году, по примеру Чувашии и Ленинграда, при Госкомцен были утверждены внештатные ин-спекторы9. Количество инспекторов, равно как и количество предприятий, проверенных ими в течение года, было небольшим, поэтому ситуацию по контролю этот новый орган фактически не изменил. Кроме внештатных инспекторов, на помощь районным и городским комиссиям в 1982 году пришли сельские и поселковые комиссии, что существенно сократило объем работы для сотрудников районных комиссий.

В советской экономике цены на товары первой необходимости отличались стабильностью. Государство субсидировало как производителя, так и потребителя, поддерживая для него достаточно низкий уровень цен на эти товары. Однако сформированный в СССР дотационный механизм усиливал инфляционные тенденции. Дефицит финансовых ресурсов для дотирования провоцировал удорожание продукции, что приводило либо к убыточности совхозов и предприятий, либо к дальнейшему росту дотаций [10: 15]. Например, убыточность производства по совхозу «Тепличный», основному поставщику овощей в республике, составляла в среднем 50-60 %, в связи с чем цены на капусту цветную, петрушку, пастернак, салат росли10. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других низкорентабельных совхозах11. Величина дотаций достигла своего апогея в 1989 году, когда субсидии на продовольственное потребление в государственном бюджете страны составили 1/3 его расходной части [3: 212].

Начало преодоления кризиса ценообразования в Карелии в 1970-1980-х годах

53

Заметные перемены в ценообразовании начались с началом перестройки. Ключевым документом стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 года № 820 «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма»12. Документ подвергал жесткой критике функционирующую систему ценообразования, признавая, что цены в СССР «выполняли в основном учетно-расчетные функции, не создавая условий для улучшения хозяйственного механизма, повышения эффективности производства и ресурсосбережения».

Для выхода из сложившейся ситуации предлагались меры, направленные на обеспечение демократизации, оптимальное сочетание стабильности и гибкости в установлении цен на продукцию и услуги при одновременном усилении централизованных начал в управлении всем процессом ценообразования. В 1983 году в качестве эксперимента в Карелии стали вводить первые договорные цены на общую сумму 235 тыс. ру-блей13. За год объем выпуска товаров по договорным ценам значительно вырос. Карельское производственное швейное объединение поставило товаров на 480 тыс. руб., а Петрозаводская трикотажная фабрика - на 356 тыс. руб.14 Динамика роста постоянно шла вверх: 1985 - 1 млн 48 тыс. руб., 1987 - 2 млн 907 тыс. руб. Однако следует признать, что основная масса товаров по-прежнему реализовывалась по государственным ценам. Принятые решения об изменениях в ценообразовании только дестабилизировали и без того сложную ситуацию на потребительском рынке. В 1987 году Карелия в связи с невыполнением планов по госпоставкам вынуждена была закупать много плодо-овощной продукции по договорным ценам. Это резко повысило розничные цены. В то же время республика должна была свою промышленную продукцию (лес, пиломатериалы, бумагу и камень) реализовывать по твердым государственным ценам. В результате происходил неэквивалентный обмен продукцией между регионами страны15. В создавшейся ситуации из-за слабого авторитета власти неэффективно работал и бюрократический аппарат.

Вышедший в 1988 году Закон «О кооперации в СССР» позволял кооперативам самостоятельно, на договорных началах вести свою работу. Торговая и посредническая деятельность была оптимальным вариантом для многих кооператоров, так как она давала возможности, в рамках острого дефицита, реализовать потребности в сверхприбылях. Цены в коммерческих магазинах формировались с учетом спроса и предложения. При этом цены на товары в таких магазинах практически никем не контролировались, так как еще не было нормативных документов, которые позволяли бы поставить жесткие ограничения по ценам в этой сфере. Монополизм новых фирм и большие доходы дискредитировали

кооператоров в глазах населения. В Петрозаводске и других районах Карелии неоднократно регистрировались поджоги торговых киосков [5: 215]. Однако в 1990 году было принято постановление «О мерах по регулированию цен на товары (услуги), производимые и реализуемые кооперативами населению и организациям на территории КАССР»,16 согласно которому торговая деятельность кооперативов была ограничена предельными уровнями цен.

С 1990 года коммерческой торговлей стало заниматься государство, открыв специализированные магазины для продажи по коммерческим ценам отдельных видов высококачественных товаров отечественного и иностранного производства. На особо дефицитные товары импортного производства была организована аукционная продажа17. В этом же году впервые стали вводиться свободные цены на основную промышленную продукцию Карелии. Распоряжение Совета Министров КАССР от 19 сентября 1990 года разрешало предприятиям при расчетах за лесопродук-цию, гранит, мрамор, щебень, гранитные блоки, поставляемые за пределы республики в обмен на продовольственные и строительные товары, применять договорные цены18. Однако продажа по договорным ценам допускалась только на ле-сопродукцию и продукцию из природного камня, которая была произведена сверх установленного плана и государственного заказа.

Аналогичная ситуация была и в сельском хозяйстве. Постановлением Совмина КАССР от 24 сентября 1990 года № 25919 всем сельхозпредприятиям разрешалось продавать излишки по договорным ценам. При этом подчеркивалось, что вся выручка от реализации указанной продукции должна отражаться на отдельном счете. Использовать эти средства можно было по своему усмотрению, без каких-либо ограничений.

Весной 1990 года Госкомитет КАССР по ценам совместно с исполкомами городских и районных Советов народных депутатов и с участием органов народного контроля должен был в двухмесячный срок провести проверку ранее установленных временных и договорных цен20. Это была последняя проверка Госкомитета КАССР по ценам. 27 сентября Совет Министров КАССР упразднил Государственный плановый комитет КАССР и Государственный комитет КАССР по ценам, переложив исполнение некоторых функций на вновь созданный орган - Государственный комитет по экономике.

Сегодня часто говорят об СССР как о социально справедливом государстве, вспоминая низкие и стабильные цены. Говоря о стабильности цен, люди далеко не всегда понимали, на какие жертвы шло советское руководство для поддержания такой практики. Бывший председатель КГБ СССР В. А. Крючков признавал: «К числу серьезных проблем в нашей экономической политике надо отнести пренебрежение таким важнейшим рычагом, как ценообразование. Существовавшие

цены, словно тяжелый камень, тянули экономику ко дну. Цены не соответствовали реалиям, спросу и предложению, не влияли на производство товаров, порождали спекуляцию [7: 179-180].

До 1991 года правительство предпочитало вводить незначительные и уже запоздалые нововведения в области ценообразования, опираясь при этом на старый строй государственного социализма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Информационно-правовой портал «BesPravo» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-zakony/k8a.htm (дата обращения 15.02.2016).
2 Там же. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-praktika/c6b.htm
3 Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. Р-43. Оп. 1. Д. 4. Л. 31.
4 Там же. Л. 74.
5 Там же. Д. 12. Л. 16.
6 Там же. Д. 87. Л. 4.
7 Там же. Д. 12. Л. 29.
8 Там же. Д. 121. Л. 43-46.
9 Там же. Д. 44. Л. 51
10 Там же. Д. 171. Л. 45.
11 Там же. Д. 171. Л. 45.
12 Информационно-правовой портал «BesPravo» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-zakonyZx7v.htm (дата обращения 15.02.2016).
13 НА РК. Ф. Р-43. Оп. 2. Д. 106. Л. 29.
14 Там же. Д. 135. Л. 42.
15 Там же. Д. 237. Л. 44.
16 Там же. Д. 318. Л. 83.
17 Ленинская правда. 1990. № 71.
18 НА РК. Ф. Р-43. Оп. 2. Д. 318. Л. 59.
19 Там же. Л. 62.
20 Там же. Л. 20.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братановский С. Н. Правовая организация управления в сфере регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации. М.: Директ-Медиа, 2012. 133 с.
2. Гагарина И. С., Португалова О. В. Ценообразование в отдельных отраслях народного хозяйства. М., 1979. 77 с.
3. Гайдар Е. Т. Гибель империи: уроки для современной России. М: РОССПЭН, 2007. 447 с.
4. Гусаров А. С. О системе ценообразования в СССР М.: Экономист, 1973. 64 с.
5. История экономики Карелии: В 3 кн. Кн. 2. Экономика Карелии советского периода (1917-1991 гг.). Петрозаводск: ПетроПресс, 2005. 244 с.
6. Кантор Л. М. Ценообразование в СССР М.: Экономист, 1964. 182 с.
7. Крючков В. А. Личное дело. М: Эксмо, 2003. 480 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/ bookreader.php/147278/Kryuchkov_-_Lichnoe_delo.pdf (дата обращения 05.03.2016).
8. Обзоры в помощь экономическому образованию специалистов. Ценообразование в СССР в 1966-1970 гг. Вып. 2. М.: Науч.-иследов. институт по ценообразованию, 1984. 73 с.
9. Салимжанов И. К. Ценообразование: Учебник. М.: Крокус, 2007. 304 с. 10. Шохин А. Н. Потребительский рынок. М.: Знание, 1989. 63 с.

Kiselev A. A., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) PRICE FORMATION CRISIS BAIL OUT IN KARELIA IN 1970-1980s

On the basis of previously unpublished archival materials found in Karelian National Archives the work of local Karelian authorities in price formation policy in 1970-1990 is considered. Special attention is paid to the composition of financial authorities, their functions, results of their work, and local innovations in developing pricing practice. Based on the analysis of these authorities, we identified problems of the Soviet pricing system and analyzed the ways to solve them. These data suggest that the Soviet bureaucratic system of price regulation was ineffective and couldn&t cope with responsibilities assigned to it. As a result, in the early 1980s the practice of introducing the system of negotiated prices was implemented. Nevertheless, new pricing measures undertaken by the Soviet government were rather indecisive and, therefore, didn&t bring positive results. Coexistence of free prices with the centralized socialist state system was impossible.

REFERENCES

1. Bratanovskiy S. N. Pravovaya organizatsiya upravleniya v sfere regulirovaniya tsen (tarifov) vRossiyskoyFederatsii [Legal organization of management in the price regulation in the Russian Federation]. Moscow, Direct-Media Publ., 2012. 133 p.
2. Gagarina I. S., Portugalova O. V. Tsenoobrazovanie v otdel&nykh otraslyakh narodnogo khozyaystva [Price formation in different sectors of the national economy]. Moscow, Economist Publ., 1979. 77 p.
3. Gaydar E. T. Gibel&imperii: uroki dlya sovremennoyRossii [Empire death: Lessons for modern Russia]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2007. 447 p.
4. Gusarov A. S. O sisteme tsenoobrazovaniya v SSSR [About the pricing system in the USSR]. Moscow, Economist Publ., 1973. 64 p.
5. Istoriya ekonomiki Karelii: V3 kn. Kn. 2. Ekonomika Karelii sovetskogo perioda (1917-1991 gg.) [History of Karelian economy: in 3 books, Bk.. 2 Karelian economy in soviet period (1917-1991)]. Petrozavodsk, PetroPress Publ., 2005. 244 p.
6. Kantor L. M. Tsenoobrazovanie v SSSR [Price formation in the USSR]. Moscow, Economist Publ., 1964. 182 p.
7. Kryuchkov V. A. Lichnoe delo [Private file]. Moscow, Eksmo Publ., 2003. 480 p. Available at: http://www.e-reading.club/ bookreader.php/147278/Kryuchkov_-_Lichnoe_delo.pdf. (accessed 05.03.2016).
8. Obzory vpomoshch&ekonomicheskomu obrazovaniyu spetsialistov. Tsenoobrazovanie v SSSR v 1966 -1970 [Helpful reviews to economists. Pricing in the USSR in 1966-1970 gg]. Issue 2. Moscow, 1984. 73 p.
9. Salimzhanov I. K. Tsenoobrazovanie [Pricing: the textbook]. Moscow, Krokus Publ., 2007. 304 p. 10. Shohkin A. N. Potrebitel&skiy rynok [Consumer market]. Moscow, Znanie Publ., 1989. 63 c.

Поступила в редакцию 12.04.2016

ПЛАНОВОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЗАСТОЙ ПЕРЕСТРОЙКА МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ planned price formation stagnation reconstruction local authorities in price formation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты