Спросить
Войти

К вопросу о необходимости исследования казахстанско-российских отношений в условиях современности (1991-2011 гг)

Автор: указан в статье

Потребительской защиты, Бюро Компьютерного Мошенничества, ресурсы по выбору банков с лучшими условиями кредитования, денежных переводов за границу. Лига также предоставляет образовательные центры и программы, дистанционные учебные курсы для детей и родителей. ЛУЛАК занимается практикой получения жилья латиноамериканцами, распределения их на общественных работах (медсестры, доноры, волонтеры), располагает более 60 центрами по свободному допуску в интернет для малоимущих латиноамериканских граждан.

Региональные представительства Совета ведут регистрационные списки избирателей на местах и на уровне штата, просвещают население о способах получения американского гражданства и его последних изменениях, проводят ярмарки здоровья и повышают стипендии для «Национального Стипендиального Фонда» ЛУЛАК. Совместно с «Национальными Центрами Обслуживания» Лига оказала помощь почти 10% от 1,1 миллиона общего числа испаноязычных, обучающихся в колледжах. Советы ЛУЛАК на местах своевременно реагируют на рост ксенофобии в отношении испаноязычного населения США, проводят семинары и публичные симпозиумы по вопросам языка и иммиграции, используют телевидение и радио в знак протеста против движения «Только Английский», стремящегося ограничить публичное использование меньшинствами своего родного языка.

ЛУЛАК первая мексикано-американскя организация за гражданские права и политическое объединение, охватившая впоследствии, всех испаноязычных граждан

США Она создавалась в ответ на политическое бесправие, сегрегацию и расовую дискриминацию, отсутствие политического представительства, независимого американо-мексиканского голосования, не включение Латинос в жюри судов присяжных. Сфера интересов организации лежит в плоскости повседневной жизнедеятельности латиноамериканского гражданина и облегчение отстаивания его гражданских в сфере занятости, приобретения жилья, в области здравоохранения и образования.

Список литературы:

1. Jose Francisco Segovia, "BOTAS AND GUARACHES," Handbook of Texas Online (http://www.tshaonline.org/handbook/online/articles /pqb01), accessed August 26, 2014. Uploaded on June 12, 2010. Published by the Texas State Historical Association.
2. Cynthia E. Orozco, "LEAGUE OF UNITED LATIN AMERICAN CITIZENS," Handbook of Texas Online

(http://www.tshaonline.org/handbook/online/articles /wel01), accessed August 30, 2014. Uploaded on June 15, 2010. Published by the Texas State Historical Association.

3. Официальный сайт «Лиги Объединенных Латиноамериканских Граждан» http://lulac.org/
4. Hispanic-Americans: an under-represented group in American politics// http://www.americansc.org.uk/опубликовано 5 февраля 1996 года.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙ-СКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (1991-2011 гг)

Исабаев Нурлан Жанатович

докторант Ph.D, кафедры евразийских исследовании ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, г. Астана

Аннотация

В данной статье анализируется необходимость исследования казахстанско-российского вопроса, особенности партнерства и сотрудничества двух государств, а также стратегическая важность экономического взаимодействия как основной фактора устойчивого развития взаимодействия РФ и Казахстана.

Annotation

The article is devoted to necessity of examining the question ofpartnership and collaboration of Kazakhstan and Russia, and strategic importance of their economical interaction as the main factor of stable developing of these two countries& cooperation.

Актуальность выбранной темы для написания статьи обусловлена тем фактом, что отношения между Россией и Казахстаном вполне можно считать примером взаимовыгодного партнерства и сотрудничества, что, собственно, определено исторической общностью связей между этими двумя государствами, а также рядом геополитических и геоэкономических факторов, и похожим вектором экономического развития, основой которого является ресурсный сектор. Также необходимо отметить и стратегическую важность экономического взаимодействия как основного фактора устойчивого развития взаимодействия РФ и Казахстана.

Напряжение международной обстановки в текущем году заставляет по-новому взглянуть на опыт взаимоотношений двух братских государств. Сложившиеся в течение веков взаимоотношения не только в экономической, но и в культурной, политической и национальной сферах могут послужить ориентиром построения мирной политики для других государств, в особенности для держав постсовет-кого пространства. Кроме того, определить перспективы дальнейшего развития мирного взаимодействия Казахстана и России гораздо проще опираясь на опыт прошлых лет. Особый интерес в этом отношении занимает двадцатилетие, прошедшее со времён распада СССР [7, с. 36].

Исследование взаимоотношений России и Казахстана проводится в рамках с 1991-го года, когда данные государства стали независимыми, по 2011-й год, что характеризуется преодолением последствий от мирового финансового кризиса посредством развития региональной интеграции и выход российско-казахстанского сотрудничества в сфере экономики на более новый уровень [1, с. 36].

Отметим, что особую важность в российско-казахстанских отношениях имеет исследование работ, посвященных изучению экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном в историческом аспекте, а также определение основных предпосылок становления данного сотрудничества и анализу взаимных интересов двух государств.

Так, огромное значение для исследования казах-станско-российских отношений представляют труды, посвященные анализу истории экономиического сотрудничества между государствами, включая и рассмотренные Вардомским вопросы приграничного сотрудничества. Кроме того, за последнее время значительно выросла научная актуальность понимания и анализа казахстанско-российского сотрудничества в сфере энергетики, что отмечено Жанабиловым. Труды, посвященные вопросам двусторонней интеграции России и Казахстана, также занимают в современной историографии взаимоотношений двух государств особое место, как отметил Лихачев. В целом же, несмотря на то, что у работ, посвященных взаимоотношениям России и Казахстана, характер достаточно многоаспектный, сохраняется все же актуальность системного анализа данных вопросов, включая и вопрос определения нового места исследуемых государств в системе мировой глобальной экономики [4, с. 27].

Если анализировать все выше указанные аспекты в контексте образования пространства ЕврАзЭС, то нет необходимости рассматривать входящие в него государства как составляющие для возможного механического объединения совокупности хозяйственных единиц совместно с отраслями национальных экономик, так как в результате подобного взаимодействия происходит изменение качества и специфики как внутренних, так и внешних связей [6, с. 49].

Более того, современные аспекты развития идей «евразийства» на фоне экономического интеграционного взаимодействия между государствами-участниками ЕврАзЭС, включая Казахстан и Россию, также обусловлены единством задач развития стран в технологическом плане, определяющихся функциями в территориальном разделении труда. В целом, необходимо подчеркнуть, что процесс накапливания преимуществ территориального разделения труда формирует эффективную «подушку безопасности» для экономик многих государств [3, с. 28].

Кроме того, необходимость интеграции евразийского пространства обуславливается, изначально, потребностью в достижении «эффекта масштаба», так как образование общеэкономического пространства перед государствами ЕврАзЭС открывает огромные возможности для роста «емкости рынка», определяя привлекательность его как для предпринимателей с инвесторами, так и для партнеров из-за рубежа [3, с. 30].

Вместе с тем, промежуточные итоги мирового финансового кризиса показали уязвимость государств евразийского пространства перед негативными трендами,

связанными с глубинными дефектами в мировой экономике и с недостаточно высоким уровнем экономической диверсификации национальных экономик.

Так, можно констатировать, что образование общего экономического пространства даст возможность эффективно и сбалансировано ответить на основные угрозы современности. Вместе с тем возрастает значимость решений задач межгосударственного характера, для чего необходимо формирование и развитие дополняющих производств, и в первую очередь - различного рода инфраструктурных сфер. Развитие экономического сотрудничества в столь непростой системе в условиях рыночной экономики направлено должно быть на формирование требующихся условий для создания всех типов кооперационных связей в ЕврАзЭС [6, с. 57].

Между тем, необходимо принимать во внимание тот факт, что вопросы «евразийства» анализировались различными историками, экономистами и т.д. в рамках исследований, которые концентрировали свое внимание на вопросах развития взаимоотношений России и Казахстана и двустороннем, и многостороннем форматах. Так, к примеру, имеет место ряд разноплановых работ, среди которых особое место отведено статьям и книгам Президента Казахстана. В них Назарбаев Н.А. проводит подробный анализ истории и современного состояния отношений между данными странами. Так, работы национального лидера Казахстана рассматривать необходимо не просто в контексте политических практик, но также и в качестве серьезных научных исследований, вносящих весомый вклад в исследование вопросов российско-казахстанского сотрудничества [8, с. 37].

Как уже отмечалось, усиление российско-казахстанских отношений началось в 1991-м году, когда, приобретя независимость, Казахстан начал строить национальную модель экономики. Были исследованы наилучшие мировые практики и впоследствии они адаптированы были к национальным условиям. Подчеркнем, что как раз синтез мирового опыта экономического развития и учет внутренних специфик развитых государств был положен в основу последовательных преобразований в сфере экономики в девяностых годах [9, с. 19].

Основным конкурентным преимуществом Казахстана стал ресурсный фактор совместно с наличием обширных запасов минерально-сырьевых ресурсов. Так, к концу девяностых годов Казахстан смог остановить падение производства, в особенности, в сырьевых отраслях. Уже к 1997-му году уровень инфляции в Казахстане снижен был до показателя менее пятидесяти процентов в год. Данные задачи решены были именно благодаря завершению первого этапа рыночных реформ; многие из них в СМИ обозначены были таким понятием, как «шоковые» [5, с. 81].

Таким образом, требующаяся стабилизация была все же достигнута, и с 2000-го года до самого наступления мирового кризиса наблюдался устойчивый рост объемов ВВП государства, что в среднем составлял 10 процентов.

Логическое продолжение широкомасштабных политических, экономических и социальных реформ, последовательно осуществляемых Казахстаном с момента обретения им независимости, стало принятие в 1997-м году Стратегии развития Казахстана до 2030-го года «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех ка-захстанцев».

Таким образом, можем сделать вывод относительно того, что за годы проводимых реформ Казахстан сумел эффективно осуществить собственный политический и экономический потенциал, а также обрести лидирующие позиции в развитии экономического потенциала среди всех государств региона. Так, и в отечественной, и в зарубежной историографии Казахстану приписали звание «Middle State», в качестве государства, у которого стабильный уровень развития, и которое является полноправным участником системы международных отношений [5, с. 69].

В целом, за достаточно короткое с исторической точки зрения время Казахстан смог занять лидирующие позиции среди государств СНГ по объемам иностранных инвестиций. Наибольший удельный вес привлеченных в Казахстан иностранных инвестиций приходится на США, Великобританию, Японию и Китай. Значимый фактор, которым определяются позиции Казахстана в глобальной экономической системе, - это наличие на территории государства крупнейших запасов природных ресурсов. Собственно, именно географическое положение страны, которым обусловлена важнейшая роль государства в качестве «транзитного коридора», а также наличие на территории Казахстана весомых объемов энергоресурсов, дает возможность отметить высокую степень интеграции РК в мировые экономические связи.

Но все же Казахстан как государство с открытой экономикой, в значительной мере интегрированной в мировые процессы, как экономические, так и политические, на себе испытал все риски, связанные с данным процессом. Собственно, Казахстан первым из всех государств СНГ столкнулся с весьма негативным влиянием кризисных тенденций. Началось замедление темпов роста национальной экономики, включая и понижение темпов прироста в промышленность, строительство, услуги связи и пр.; также образовался дефицит внешнего фондирования для банков, как следствие - упали темпы роста объемов кредитов в экономику, ускорились темпы инфляционных процессов [1, с. 45].

Выходить из данного кризиса Казахстан начал благодаря слаженным взаимоотношениям с Россией. Так, стратегический характер российско- казахстанского сотрудничества определен не просто геополитическим положением двух государств, а, скорее, многовековой совместной историей, поскольку именно историко-географические предпосылки, которые подкрепляются мощнейшим экономическим потенциалом, дают возможность совместного укрепления экономического положения этих стран.

Уточним, что сотрудничество данных государств основано, в первую очередь, на основательной и прочной правовой базе, которая включает в себя больше трехсот двусторонних соглашений и договоров. Наличие такого комплекса нормативно-правовой документации между Россией и Казахстаном дает возможность решать множество задач взаимодействия, исходя из их масштабов и от уровня на интеграционном, межправительственном, межгосударственном и территориальном уровнях [1, с. 49].

Назарбаев Н.А. отметил, что Республика Казахстан связана с Российской Федерацией вечной дружбой, которая и есть основной залог их политической стабильности, национальной безопасности и процветания. Двухсторонние связи будут динамично развиваться на протяжении нового тысячелетия по принципам вечной дружбы, добрососедства и союзничества [10, с. 32].

Исходя из всего вышесказанного, подытожим, что руководства двух государств имеют глубокую заинтересованность в усилении взаимодействия, в котором должны объективно отражаться национальные интересы двух стран. Необходимость исследования казахстанско-рос-сийских отношений в современных условиях можно подтвердить как изменением общего состояния международных связей на мировом пространстве, так и стремлением к созданию Евразийского Союза. Два этих фактора в корне меняют существующую политику, поэтому построение перспективного плана развития взаимоотношений между Казахстаном и Россией возможно только через доскональный анализ их исторического развития, в особенности полезно будет рассмотрение двадцатилетнего этапа казахстанско-российских отношений после распада Советского Союза.

Рассмотрев вопрос о необходимости исследования казахстанско-российских отношений в условиях современности в хронологических рамках 1991-2011 годов, мы пришли к выводу, что именно этот период становления взаимоотношений двух стран позволит составить наиболее точное представление о формировании стратегических перспектив взаимовыгодного партнёрства. Анализ исторического опыта построения политики мирного сосуществования во всех сферах жизни двух соседних государств послужит уроком современным политикам в их стремлении к стабилизации международной ситуации в целом и казахстанско-российских отношений - в частности.

Список использованной литературы:

1. Вардомский Л. Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 - 32.
2. Жанабилов М.С.. Экономическая интеграция в нефтегазовом комплексе РК. СПб, 2000.
3. Келимбетов К.Н. Предкризисная экономика, наступление кризиса и роль государственного холдинга в действиях по стабилизации банковской системы (2007-2010 гг.). // Вестник экономической интеграции. № 3. 2010.
4. Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и оценки. Т.1. Алматы, 2000.
5. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Экономика, 2006.
6. Мансуров Т. Политическое партнерство России и Казахстана //Акикат,2001. № 7. С.5-15.
7. Мансуров Т.А. Отношения России и Казахстана в эпоху изменений. - Алматы, 1991-2001.
8. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда, 11 октября 1997 г.
9. Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. Алматы, 2009.
10. Назарбаев Н.А. Призываю всех пошире раскрыть глаза//Независимый Казахстан 06.04.2000.
ПАРТНЕРСТВО СОТРУДНИЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты