Спросить
Войти

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ ЛЯН ЦИЧАО "БУДУЩЕЕ НОВОГО КИТАЯ"

Автор: указан в статье

А.А. ЛОБОВА аспирантка кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Социально-политические проблемы в романе Лян Цичао «Будущее нового Китая»

В статье анализируется первый политический роман-утопия в Китае «Будущее нового Китая», написанный китайским реформатором Лян Цичао.

Lobova A.A. Social and political problems in the Liang Qichao novel. The article undertakes the analysis of the first political utopia in China -"The Future of New China", written by Liang Qichao.

Лян Цичао (1873-1929 гг.) является заметной фигурой в истории Китая конца Х1Х - начала ХХ в. Его публицистическая деятельность сыграла большую роль в интеллектуальной трансформации китайского общества и получила признание интеллектуальной элиты Китая. Как реформатор, он особенно подчеркивал влияние литературы на широкую общественность, призывал использовать литературу в качестве инструмента для проведения реальной политики.

В целом в Китае литература и общественная мысль оказались настолько близки, что стали взаимозаменяемыми или взаимообусловленными явлениями. Иными словами, в китайской культуре литература обладает ярко выраженным социально-политическим компонентом, и поэтому она имеет огромное идейное значение. Если смотреть с точки зрения социального влияния и просветительской роли литературы, то в Китае она была наиболее важным способом выражения и передачи идей.

* Лобова Алиса Андреевна, e-mail: alice.l.maps@gmail.com

Особенно это относится к концу Х!Х - началу ХХ .в., когда началась эпоха языковой и литературной революции в Китае. Следует отметить, что данный исторический период был полон поворотных событий для Китая. Среди них: две Опиумные войны 1840-1842 гг. и 1856-1860 гг. - военное столкновение Китайской империи с западными державами (Англия, Германия, Франция, Россия, Япония). В этих войнах и столкновениях Китай терпел поражения, что вызвало необходимость глубоких реформ.

Перед национальным, культурным и политическим кризисом Китая во второй половине ХЖ в. Лян Цичао пытался искать наименее жестокий путь для реформирования Китая и отдавал приоритет литературе как двигателю социальной и политической трансформации. Прежде всего Лян выступал за перевод политических романов. Он видел в них совершенно новый литературный жанр для китайцев, поучительную аналогию с конфуцианской классикой. Эта концепция была заимствована из теории британских романистов Б. Дизраэли (1804-1881) и Э. Бульвер-Литтона (18031873) и адаптирована японцами. Так же как классическая китайская литература давала читателям представление о нравственном пути, которым должны следовать люди. Политические романы должны были осуществлять функцию гражданского просвещения, а также выражать стремление к улучшению существующей социальной и политической среды. Именно такими улучшениями Лян Цичао был в первую очередь обеспокоен .

Одной из наиболее популярных работ Лян Цичао, которая может быть охарактеризована как политический роман, является его роман «Будущее нового Китая». Это был первый роман-утопия в истории китайской литературы. Роман публиковался по частям в 1902-1903 гг. в журнале «Новая литература»

В этом романе Китай предстает объединенным и сильным государством на международной арене, политическим и экономическим центром. Его влияние настолько велико, пишет Лян Цичао, что Китай открывает Институты Конфуция даже в таких удаленных уголках, как Пакистан и Руан1 Willcock Hiroko. Japanese Modernization and the Emergence of New Fiction in Early Twentieth Century China: A Study of Liang Qichao // Modern Asian Studies, 29.4, 1995, p. 817-840.

да. Действие произведения происходит в 2062 г. по западному календарю.

В своем произведении Лян Цичао делит весь мир на пять рас: желтую, черную, красную, белую и коричневую. Америка и Европа - белая раса, пишет Лян Цичао, пытаются распространить свое влияние на желтую расу. В ответ на это государства, представляющие желтую расу (Китай, Япония, Филиппины), объединяются и успешно противостоят белой расе. Противостояние заканчивается тем, что представители двух лагерей встречаются в Нанкине и подписывают мирный

1

договор, подчеркивая равные права всех рас .

Для автора важно признание за Китаем равного положения и неотъемлемости суверенитета. Лян Цичао был убежден, что всеобщая гармония и свобода в современном мире должны начинаться с взаимного уважения между автономными нациями. Дабы избежать участи быть порабощенными и обрести независимость, Лян Цичао призывает китайцев к национальному объединению перед лицом опасности. Он развивает концепцию единой китайской нации -общности, которая стремится к самостоятельности и самоуправлению, обладает национальным суверенитетом. Для достижения «статуса равенства и свободы наравне с другими странами»2, отмечает Лян Цичао, Китай должен сначала стать нацией. Так уже в начале романа возникает вопрос о создании Китая как единой нации.

Роман «Будущее нового Китая» начинается с описания празднования 50-летия с момента подписания мирного договора в Шанхае - городе культурного и коммерческого обмена. На праздновании ученые из разных стран встречаются для обмена идеями и разнообразные школы мысли и религии объединяются для участия в обсуждении будущего развития Китая. Лян называет эту культурную конвергенцию «датун», «великое мировое сообщество» или общество «великого единения». Для понимания произведения необходимо рассмотреть термин «датун» подробнее.

Данный термин имеет глубоко конфуцианское происхождение. Впервые он упоминается в древних конфуцианских

1 Лян Цичао. Синь Чжунго Вэйлай Цзи (Будущее нового Китая). Токио: Чжушихуэйшэ Дунфэн Шудянь, 1979.
2 Liang, Qichao. On the New Citizen. //On the New Citizen. Taibei: Zhonghua Shuju. 1978, p. 25.

канонах «Ши цзин» и «Ли цзи». В древности, по мнению Лян Цичао, царила эпоха «великого единения» («датун») -эпоха равенства и принадлежности всего всем. Однако со временем китайское общество перестало быть монолитным целым, имущественное неравенство разделило людей, и только основы иерархических моральных отношений удерживают их от недостойных поступков1. Таким образом, общество «великого единения» для Лян Цичао представляет собой некий гуманистический идеал, в котором все равны, важным аспектом этого термина является чувство гражданского долга каждого человека. «Великое мировое сообщество», по Лян Цичао, представляет собой равноправный культурный обмен в политических целях.

В первой главе романа во время празднования самый выдающийся ученый страны Конг Хундао, потомок Конфуция и один из отцов-основателей новой Китайской Республики, рассказывает историю создания государства. У истоков его стояли двое юных патриотов Хуан Кэцян и Ли Кубинг. Хуан Кэцян и Ли Кубинг подобно многим современникам Лян Цичао отправляются на обучение в Европу в поисках новых способов спасти страну от гибели после японо-китайской войны. По возвращении в Китай они создали конституционную партию, главной целью которой было спасение страны и создание единой китайской нации.

Вторую главу романа автор посвящает конституции и партии. Конституция, созданная Хуан Кэцянем и Ли Ку-бингом, фиксирует права монарха, права административного органа и права людей. Без указания прав людей, пишет Лян Цичао, конституция всего лишь лист бумаги. По его мнению, как демонстрирует пример Англии и Японии, монархия и конституция не являются взаимоисключающими вещами. Но только в том случае, если люди понимают, что такое права, ответственность, они политически просвещены. В романе функцию просвещения масс осуществляет партия. Вместо привилегированного класса конституционная партия привлекает население низших сословий и поддерживает все социальные слои. Путем мобилизации людей как источника политической энергии партия берет на себя инициативу по созданию национального государства.

1 Красная книга перемен. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_746 (Дата обращения 10.04.19).

Успех национального государства «зависит от всех людей, которые делают его своей страной» своими руками, пишет Лян Цичао. Эта концепция национального государства, возглавляемого партией, различает национальное государство и централизованную власть, которая представляет собой партию наиболее заинтересованных граждан с высокой способностью к сплочению и просвещению широкой общественности. Подобное различие национального государства и центральной власти описывал Дж. Левенсон, один из первых специалистов по истории Китая. По его мнению, национальное государство для Лян Цичао представляет собой элитарный клуб, а единая нация - народная

1

масса, открытая для революционного космополитизма .

Третья глава романа фокусируется на дебатах между Хуан Кэцяном и Ли Кубингом. Традиционная китайская литература делает упор на сюжет, но Лян Цичао сводит сюжет к политическим спорам.

Главные герои видят в народе основу нации, но жалуются на отсутствие у людей политического сознания и гражданской добродетели. Они оплакивают раздел Китая имперскими державами и рабский характер правительственных чиновников. Китай сравнивается ими с «загоном для скота, который не чистили в течение тридцати лет»2.

Обсуждая текущую политическую ситуацию и ища пути развития для Китая, два героя расходятся в своих взглядах. Поддерживая кровавую революцию, Ли Кубинг требует полностью разорвать с прошлым. Он иронизирует над рабской натурой людей и считает, что нет необходимости беречь культурное наследие, которое только мешает развитию национального государства. Хуан Кэцян же видит выход из сложившейся ситуации в постепенном реформировании государства. Однако в своих дебатах Хуан Кэцян и Ли Кубинг сходятся в одном - в необходимости создания нации и призывают к политическому просвещению людей.

По мере развития сюжета романа дискуссия между главными героями разворачивается в направлении обсуждения плюсов и минусов парламентской реформы и революции.

1 Levenson J. Richmond. Confucian China and Its Modern Fate. University of California Press, 1968.
2 Лян Цичао. Синь Чжунго Вэйлай Цзи (Будущее нового Китая). Токио: Чжушихуэйшэ Дунфэн Шудянь, 1979, с. 35.

Во время спора герои часто обращаются к примерам из европейской истории, упоминая Французскую революцию, Наполеона, Руссо, то говорят о демократии, тирании, конституционной монархии и т.д. Так, Ли Кубинг, рассуждая о необходимости революции, сравнивает себя с Дж. Мильтоном и Дж. Г. Байроном: «Когда я был в военной школе, я слушал иностранную военную музыку и осознал, эта музыка глубоко связана с национальным духом. Поэтому я пытался учиться музыке. ... Мильтон поддержал Оливера Кромвеля и посвятил себя великому делу английской революции. Байрон поддержал итальянскую революцию и отказался от своей жизни в борьбе за независимость Греции. Такие личности, полные добродетели, восхищают меня»1. Здесь Лян Цичао продолжает настаивать на том, что основой национального государства является нравственность людей: только люди, полностью осознающие себя национальной группой, могут изменить Китай, лишенный национального статуса.

Повествование неожиданно обрывается на пятой главе, роман так и не был дописан Лян Цичао, секрет достижения национального единения Китая так и не был раскрыт, и как планы двух героев воплощались на практике, неизвестно. Тем не менее благодаря первой главе становится ясно, что автор делает ставку на реформирование государства в конституционную монархию с демократически избираемым парламентом.

В целом роман Лян Цичао «Будущее нового Китая» представляет собой утопию - единое китайское государство, основанное на идее национального единства. Подобные националистические проекты, как правило, вызывают обсуждение прав, а также различий между группами угнетенных и меньшинств, которые могут бросать вызов национальному единству2. Именно эти темы являлись основными в романе.

1 Там же.
2 Heng Geraldine. A Great Way to Fly&: Nationalism, the State, and the Varieties of Third-World Feminism. Feminist Genealogies, Colonial Legacies, Democratic Futures. /Ed. M. Jacqui Alexander and Chandra Talpade Mohanty. N. Y.: Routledge, 1997.
КИТАЙ ЛЯН ЦИЧАО НАЦИЯ ГОСУДАРСТВО ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН china liang qichao nation government political novel
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты