Спросить
Войти

ИСТОРИЯ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС (НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «НЕВСКАЯ СТАНИЦА»)

Автор: указан в статье

6. Широкова В. А., Александровская О. А., Лихачёва Э. А. Проблемы водных ресурсов и водопользования в аридных районах на примере древнего и современного Израиля // Геология и геофизика Юга России. -№3. - 2018. - С. 75-93.

7. Шлехт Н. Мадейра. Путеводитель. - Lisbon: Гранд-Фаир, 2014. -160 с.
8. Underwood J., Underwood P. Sunflower Landscapes of Madeira. Pokkari, englanti, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.amazon. co.uk/Madeira-Landscapes-John-Underwood/dp (дата обращения: 01.01.2019).

ИСТОРИЯ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС (НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «НЕВСКАЯ СТАНИЦА»)

В. А. Якимов

Санкт-Петербургский колледж туризма и предпринимательства, Санкт-Петербург, Россия, е-тай:\о1ойка85_85@тай. ги

Аннотация. В статье рассмотрена деятельность общественных объединений по изучению истории и культуры петербургского казачества. Отмечены история казачества и потенциал краеведческих исследований в формировании нового туристического продукта в таком крупном мегаполисе как Санкт-Петербург, потенциал которого как туристического центра раскрыт далеко не в полной мере.

Санкт-Петербург - один из крупнейших туристских цен-тровРоссии, принимающий ежегодно от шести до семи миллионов туристов. Объясняется это тем, что город обладает уникальными культурными и историческими брендами: «Памятник под открытым небом», «Столица Российской империи», «Город трёх революций» и т. д. На наш взгляд, туристско-рекреационный потенциал Петербурга не раскрыт даже наполовину. Не реализованы в полной мере этнокультурные ресурсы для развития туризма, в частности, история и культура казачества.

Казачество - неотъемлемая часть истории России и Санкт-Петербурга. Однако изучать историю появления казачества в нашем городе, жизнь казаков и созданное ими культурное насле-диеначали относительно недавно. Реконструкция культурного следа казачества - сложная задача, в решении которой принимают участие не только научные институты, но и краеведческие объединения, действующие в рамках различных общественных организаций.

Следует отметить, чтов восстановлениисвязанных с историей качества объектов заинтересовано нескольких социальных институтов. Есть экономические и идеологические потребности властных структур (местных ицентральных) в создании культурных достопримечательностей как арены для взаимодействия с определёнными слоями общества, патриотического воспитания масс, базы для развития туризма. Есть заинтересованность местного бизнеса, видящего в таких достопримечательностях объекты для развертывания маркетинговой стратегии.

Толчком к повышению интереса к истории казачества среди краеведов и профессиональных историков послужил процесс его возрождения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. не только на Донуи в Кубани, в местах традиционного проживания, но и в Ленинграде. В конце 1980-х гг. в городе возникло два объединения занимавшихся историей и культурой казачества: военно-исторический клуб «Лейб-гвардии казачий полк», проявлявший особый интерес к казачьей форменной одежде (руководитель Ю. Ю. Алексеев) и религиозно-политический кружок Н. М. Смирнова. Однако казаками в ленинградских объединениях были только их лидеры: Ю. Ю. Алексеев - казак из Новочеркасска (Ростовская область), Смирнов - из станицы Кумылжен-ской (Волгоградская область) [2].

Вскоре в Ленинграде сложилась инициативная группа, состоявшая из Б. А. Алмазова, Е. Гребенникова, В. Ф. Шаповалова, отца Владимира (Сергиенко), в тот период сторожа церкви на Парнасе. Был собран Первый Казачий Круг и основано первое официальное казачье общественное объединение - «Невская станица». Оно занималось общественной деятельностью и одним из первых начало вести краеведческую работу по изучению истории казачества в Ленинграде - Петербурге [1]. Объединение реконструировалоряд казачьих традиций (обучение верховой езде, демонстрацииджигитовка - казачьего искусства владения конем, реконструкция униформы и др.) и отдельные особенности семейного быта, включая возрождение религиозности. Большое внимание уделялось исторической памяти, историческому обоснованию мест проведения мероприятий. Была проведена реконструкция и заново освящен комплекс храмов Кресто-воздвиженского собора, объявленного «казачьим храмом». Храм стал неформальным центром культуры городского казачества [2].

Обычно подобные процессы происходят там, гдеесть инициативные и креативные люди. Иначе говоря, человеческий капитал может конвертироваться в исторический и туристский ресурс. Особо стоит отметить военно-исторический клуб «Лейб-гвардии казачий полк», в рядах которого состояло много краеведов, исследователей истории полка, который с конца XIX в. размещался в Санкт-Петербурге.Члены клуба изучали и восста-навливалиисторию и военные традиции казачества, шили мундиры времён Наполеоновских войн и Первой Мировой войны, занимались изучением уставов и боевого пути полка, быта и нравов расквартированных в городе казаков. По инициативе клуба установлена мемориальная табличка на здании, входившем в комплекс казарм Лейб-гвардии казачьего полка (наб. Обводного канала, 23-39).

Помимо общественной деятельности и изучения истории казачества «Невская станица» провеларяд военно-исторических праздников и реконструкций, а также ряд совместных акций с Русской Православной Церковью и городскими властями, в частности, устанавливала казачье оцепление вокруг Свято-Троицкого собора на Пасхальном Богослужении. Когда у хра-мавстали 200 казаков, в том числе 100 человек из объединения «Лейб-гвардии казачий полк», пришедших в форме, впервые, по признанию владыки Иоанна, не было никаких эксцессов [1]. 43 казака стояли в оцепление внутри Исаакиевского собора, где29 апреля 1992 г. происходило отпевание великого князя Владимира Кирилловича. Они были приглашены по благословению митрополита Симона, владыки Иоанна. Акция прошла согласование с А. Г. Крамаревым, который в тот период возглавлял правоохранительные органы Ленинграда. Казаки оказались единственной силой, которая обеспечивала порядок внутри Исаакиевского собора, так как из-за образовавшейся давки милиция не смогла даже попасть внутрь. Казаки держали караул во все время нахождения гроба Владимира Кирилловича в Никольской церкви и при погребении в Петропавловском соборе [1].

Следуя принятой на очередном кругу программе: «Храм. Земля. Становление казака. Дети. Милосердие и гостеприимство. Здоровье. Казачьи взаимосвязи и взаимоотношения. Защита. Управление» [3], казаки провели первую научную конференцию «Казачий Петербург» в Доме офицеров. Реализуя пункт программы «Родина», делегация казаков из 15 человек приняла участие в праздновании 350-летнего юбилея Азовской победы [1]. В дальнейшем среди казаков наступил серьёзный раскол, однако последствия их культурной деятельности ощущаются и сейчас. Доказательством этому служит вышедший в 2016 г. «Путеводитель по Казачьему Санкт-Петербургу», в котором дано подробное описание мест и памятников, связанных с казачеством, а также знаменитых атаманов и потомков казаков, когда-либо проживавших в Санкт-Петербурге [4].

Таким образом, в городе сложилась инициативная группа, которая формирует новый исторический туристский ресурс Петербурга. Под историческим ресурсом автор понимает историю, принявшую форму повествования (устного или письменного) или исторического памятника. Если этот ресурс включается в рыночный оборот, становится источником прибыли, то стоимость его возрастает, и он превращается в исторический капитал (разновидность культурного капитала).

Прошлое не имеет ценности. Оно нейтрально в контексте экономики. Оно приобретает ценностный компонент в процессе исторического повествования, представленного в той или иной его форме. Историческая топология как разметка географического пространства маркерами исторического прошлого позволяет наделить выбранное городское пространство (место) дополнительной ценностью - идеологической, культурной, религиозной, рыночной и т. д. Продукт такого процесса - историческая достопримечательность, которая является потенциальным ресурсом для развития познавательного туризма.

При благоприятных рыночных условиях и эффективной маркетинговой стратегии достопримечательность превращается в исторический капитал как самовозрастающую в процессе рыночного оборота стоимость. Такая достопримечательность не является объективным феноменом, существующим независимо от людей, она возникает как продукт стратегий и практик конструирования. В ходе этого процесса историческая образованность местных жителей превращается в ресурс, дающий дополнительные, а нередко и единственные возможности для развития, например, малого населенного пункта. Такой крупный мегалополис как Санкт-Петербург обладает огромнымпотенциа-лом для развития образовательного туризма, и он продолжает расти, благодаря деятельности краеведческих объединений, изучающих тот или иной пласт городской антропологии и культуры. Сотрудничество туристских организаций с краеведческими объединениями и клубами военно-исторической реконструкции способствует формированию новых достопримечательностей и экскурсионных маршрутов для разных категорий потребителей, тем самым, повышая рейтинг Санкт-Петербурга среди отечественных и зарубежных туристов.

Литература:

1. Алмазов Б. А. Слава тебе господи, что мы казаки! [Электронный ресурс]. URL: http://borisalmazov.narod.ru/stati/nevskaia_stanitsa.htm (дата обращения: 13. 11. 2007).
2. Из личного интервью с Ильёй Пивником - членом военно-исторического клуба «Лейб-гвардии казачий полк» с 1990 по 1993 гг. От 2. 03. 2010.
3. Казачий путь. 1991. сентябрь. С. 2.
4. Смирнов А. А. Путеводитель по казачьему Санкт-Петербургу: адреса, памятники, уроженцы. - СПб., 2016. - 56 с.
туризм казачество Санкт-Петербург Лейбгвардии казачий полк «Невская станица»
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты