DOI: 10.12737/article_5bf7e355cd3de1.12294639 1*Семенцов С.В., 1Акулова Н.А.
ФОРМИРОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В XVIII ВЕКЕ
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью разработки современной программы развития крупнейшей на северо-западе России Санкт-Петербургской агломерации на следующие 15-20 лет (вплоть до 2030-х гг.), с учетом выявления историко-генетических особенностей ее возникновения и формирования. Целью статьи стало изучение второго, стабильного этапа формирования столичной Санкт-Петербургской агломерации в 1725-1800 гг. (с учетом особенностей формирования агломерации на предыдущем этапе). Комплексное исследование данной темы включает градостроительно-ландшафтный и функциональный анализ, базирующиеся на изучение комплексов архивных документов и исторической картографии. Основными результатами стали выводы о том, что на протяжении всего XVIII в. осуществлялась целенаправленная кристаллизация грандиозной агломерации, включавшей три пояса: "внешний", "средний" "ближний" (какзоны интенсивной агломерации), суммарно пространственно простиравшиеся от Выборга до Ярославля. Ближний пояс агломерации объединил поясное, радиальное и узловое построения, распространяясь в широтном направлении от Устья р. Сяси до Нарвы и Ивангорода, а в меридианном направлении - от Сестрорецка до Орлино. В этот период ускоренное развитие главного агломерационного центра - самого столичного Санкт-Петербурга было поддержано дальнейшим формированием уже трех субагломераций. Этот вариант пространственного формирования и уникального структурирования столичной Санкт-Петербургской агломерации, с параллельным развитием субагломераций является нестандартным для мировой истории градостроительства. Материалы статьи могут быть полезными как для историков градостроительства, так и для современных урбанистов.
Введение. Исследование особенностей возникновения и развития агломераций в разных регионах России и, шире - всего мира, имеет большое значение для современного градостроительства. Эта тематика и применяемые при этом различные методики (вплоть до использования современных методов космического зондирования и съемок) проявляется в исследованиях очень широкого круга специалистов - от градостроителей и урбанистов, до эконом-географов, градоре-гионалистов, специалистов по социальному поведению, ландшафтных архитекторов и дизайнеров архитектурной среды и т.д. Естественно, увязывая вопросы исторического градоформирова-ния с проблемами режиссуры создаваемых рукотворных ландшафтов городов, поселений и окружавших природных и сельских ландшафтов и предполагая (хотя пока достаточно робко) варианты развития на этих осваиваемых территориях разных,особых по типам среды зон обитания. В этом смысле рукотворная «идеальная» Санкт-Петербургская агломерация может стать значимым образцом для исследований и выявления ее уникальных особенностей. [1-6].
Особый интерес всегда вызывают агломерации, не укладывающиеся в традиционные параметры. Таковой стала столичная Санкт-Петербургская агломерация, специально формировавшаяся по особым правилам на протяжении десятилетий. Что предопределило проявление здесь к концу ХУШв. особых качеств создания целостной, искусственной «идеальной» агломерации в целом и ее составляющих: в «регулярности» градостроительного каркаса и ткани, градострои-тельно-композиционных качеств и образности не только города-метрополии, но и ее периферийных городов, узлов, поселений и т.д.Одновре-менно, уже в те времена став образцом для подражания всего градостроительства всей России.
Методология. Изучение исторического и современного развития крупных и крупнейших городских агломераций, и входящих в них городов и поселений требует привлечения широкого круга источников. Материалов для данной статьи основываются на изучении корпусов исторических картографических материалов из разных собраний Санкт-Петербурга, на коллекциях архивных материалов из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Стокгольма, Парижа и т.д. на опубликованных работах специалистов разных областей знаний. Это комплексное параллельное изучение историко-картографических и архивных материалов позволило выявить и обосновать особенности развития не только самого Санкт-Петербурга, но и параллельно формировавшихся на протяжении всего ХУШ в. вокруг него зон столичного пространственно-функционального влияния - в ближнем поясе Санкт-Петербургской агломерации, в территориальных границах Санкт-Петербургской губернии, вне административно-территориальных границ столичной губернии.
Этапы формирования градостроительной-ландшафтной системы Санкт-Петербурга в XVIII веке. Развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга. Создание нерегулярной сельской системы расселения. Фундаментальные исследования архивных материалов об истории этих территорий начались с Х1Хв. [715]. Независимо от изучения исторических данных сформировалось общественное мнение о том, что столетиями до основания Санкт-Петербурга эти территории были очень слабо освоенными, и, естественно, преобладала традиция, ярко выраженная в стихах А.С. Пушкина о «пустынности берегов Невы».
Исследования последних двух десятилетий ясно показали, что Санкт-Петербург, его агломерация и вся Санкт-Петербургская губерния создавались не на «пустом месте», а на практически непрерывно и достаточно плотно обживавшихся, и вполне обжитых на протяжении более 1500 лет территориях. На территориях, по оси которых проходила единая трасса двух крупнейших в Евразии исторических транспортных коридоров: «Пути из Варяг в Греки» (из Северной Европы через Днепр и Черное море в страны Средиземноморья) и «Великого Волжского пути» (из Северной Европы через Волгу в Каспийское море и затем - в страны Азии). Эта трасса сначала шла единой транспортной линией и соединяла восточную оконечность Балтийского моря - Финский залив - Неву - Ладожское озеро - Волхов -озеро Ильмень, а далее разделялась на западную ветвь: верховья Днепра - в сторону Черного моря и Средиземного моря, на восточную ветвь: верховья Волги - в сторону Каспийского моря. Восточная часть Балтийского моря (Финский залив), Нева и зона Ладожского озера в этой транспортной системе была одним из важнейших звеньев. Это всеевропейское понимание значимости Приневья и Приладожья исторически привело не только к многочисленным военным нападениям на эти территории (здесь можно вспомнить о многих крестовых походах, организованных Папами Римскими), но и к постепенному сплошному освоению земель с созданием здесь плотной системы сельского расселения.
Еще древнейшие исторические источники (древнерусские летописи, скандинавские саги и
хроники и т.д.) включали информацию об этих территориях, но лишь фрагментарную, которая не позволяет точно и с подробностями определить древнюю систему поселений и дорожно-транспортный каркас этих территорий. Но Новгородские и Московские Писцовые книги (1490-х - 1580-х гг.), а также Писцовые книги шведского периода (1580-х - 1690-х гг.) и корпус поздней шведской картографии (середины XVII - самого начала XVIII вв.) дают возможность в нюансах выявить систему стабильно существовавшей на протяжении XV- XVII вв. системы расселения. Если рассмотреть данные по территориям существовавших к 1917 г. 4-х пригородных уездов вокруг самого Санкт-Петербурга, то на конец XV - конец XVII вв. выявляется практически однородная информация, показывающая, что в эти десятилетия эти пространства стабильно относились к 8 погостам (административным районам), в границах которых находились столетиями 900-1000 поселений. В том числе: в 1470-1490-е гг. (во времена Новгородской республики) - один город-крепость и не менее 998 поселений, в 1498-1501 гг. (во времена Московского Великого Княжества) - 1 город-крепость и не менее 994 поселения, в 1690-е гг. (во времена Шведской Ингерманландии) - 2 города-крепости, а также не менее 902 населенных пунктов разного размера, разной функциональности и разного типа. А если учесть всю Шведскую Ингерманландию (от р. Лабы до г. Нарвы), то число поселений возрастет до более 3000, а также буде включать 4 города с цитаделями-крепостями и 2 отдельных крепости. Сотни из этих поселений прослеживаются в исторических источниках на протяжении веков, последовательно проявляя многовековую плотность и стабильность системы расселения Приневья, независимо от государственной принадлежности этих территорий, сначала входивших в состав Новгородской республики, затем - Московского Великого Княжества, после этого - Королевства Швеции, а с 1702-1703 гг. - снова Российского государства.
Подавляющая число поселений были малод-ворными, так как природно-климатические условия Приневья не позволяли формировать многод-ворные, традиционные для Центральной России селения. Природный ландшафт этих территорий с бескрайними пространствами тайги и бесконечными зонами болот оставлял для расселения и обустройства поселений, лишь выступавшие из болот небольшие по размерам, но многочисленные всхолмления. На протяжении веков практически все эти выступающие из болот и более сухие места были освоены под селения, размерами чаще всего в один-три двора (хутора, деревни) и значительно реже - в несколько десятков дворов
(села). Существовала здесь и обычная для русского и финского севера гнездовая (кустовая, групповая) система расселения. Все эти поселения и/или гнезда (кусты, группы) поселений были объединены многотысячекилометровой сетью дорог разной значимости в единую плотную дорожную систему. Два крупных (по меркам тех времен и в понимании периферийного шведского Лена Ингерманландии) узла - шведский Ноте-бург (с древней русской крепостью Орешек) и основанный в 1611 г. Ниен (с цитаделью-крепостью Ниеншанц) были центрами жизни этого края. К началу ХУШ в. Нотебург и Ниен составили двух-центровую "композицию" вдоль р. Невы. Через эту зону с древнейших времен были проложены крупнейшие межгосударственные тракты:
Москва - Вологда - Тихвин - устье р. Волхов - Нотебург- Выборг (с ответвлением на Кексгольм); а также Москва - Новгород - Иван-Город - Нарва. После основания в 1611 г. в устье р. Невы шведского города Ниена возник новый тракт: Нарва -Кипень -Ниен и далее он соединялся с трактом на Выборг (с ответвлением на Кексгольм).
Это была сельская система расселения с четырьмя городами, 6 крепостями, с тысячами поселений разных размеров и многотысячекилометровой плотной сетью дорог разного класса (от государственных трактов до сельских) [16]. Но все это море сельских поселений и дорог еще не могли претендовать на какое-либо пространственное структурирование (рис. 1.). Естественно, в допетербургский период и никакой протоагломерации не было.
М, ^ (Н(*1жЬицрьИ31и.
N . ЬмЬп. (С:ивнкка
ириладк
и ?-->+1Г.. :иигриг при^пц;
N-3*.. и* II* &к.ч &т. 1Ли ипл прнвшЛ
N-J. -&ег&л нап 1..1 в»&л (ап) Иоде*:. ;Иьиил«
Л&1ьс1шй Чриаиыь^коА дагкг). N-4. Кл L-i.ii.dl а&. шИ Кш ш) Риу(Ы.
(Внмимп ВЭВД0И№£Н«НОЙ п»«*).
N 5, Мс11ЬРодео! ГСипшчй ИльинснеИ Колтушсда* погост], N А. Ки1«:в СКи^;к. КиЬчгая) Родпй. Ишниш-мыг Куй «.ииккил иикх|]. Ы-/. 1_с:>ри РодоЛ. (Гноили Сгсрмвской Лопьсиой погост).
N-3.ЭдокоНЗра^нГ1 Родсз! &.Ьывшгй Спакко# ГореденгмО& погост).
■сАу
Ш_^■ ;
г^&-.^ ГА ■■■ >Г
"ЛГ.:-.&-: : ■ . ..-г- , , ■■ &:.-■
& «йД" гЩ & ■
... *= . &
С-1. йгАЧ&ПгГЖ11 &Сгт1пн-п1& РппппГ.
Саг^чоЛо^И^ I- Эд«*, С 3. ОЗдИпаНо! (Ок; Г твгИсО Родо51 (быгшмн Ьи1 иронии шя Дч| инин-.мчп лиич). Г-4 ПАт1*П5<<Ч11 (ПвТй|1я«<+1Д| Пр^ГЦС V)!]
РодоЕЕ а пеший ПскрсвскЯ1 Дятел лиской
погост).
С 5. Fngr.it
С-е, КДОгм Кирр|мл) ^ьпаи^й
Дм-г-ряпссси Кмиенсадй паг«т>. С-7. Ог1Гл!>»л ^и^иьЬ С-8. Омнк.||ш СОяялЛк^) РиуиаС. С 1 <>!г?г Клгдл Рядоет С-10. Ва1з:г 54Ю1 ЮМНп? С-11 Лвто&сиЯ РодотИ. С 12. (лН-^сИи! (5»|П1:0 Риупи. С-1 ^. :»1¥1с1эс1~|01 <!лк111с1«с1) |&сд »1. С-14.ТаМолеЬа1 Радам. С-15.И«ейжг Катда ¡►Ровс-М.
Рис. 1. 1580-1703 гг. Система сельского рас
Эта сельская система расселения со времен Петра Первого была значительно преобразована. В зоне будущего Санкт-Петербурга и его пригородов - сельские поселения стали основой будущих дворцов, городских кварталов и комплексов. На сельских территориях будущей Санкт-Петербургской губернии - оставаясь сотнями (тысячами) селений уже петровского и послепетровского времени. Многие из древних поселений стали «почками роста» при формировании городских ансамблей и комплексов, а также городов Санкт-Петербургской агломерации, другие сохранили свой сельский деревенский и хуторской «статус». Точно так же, сотни километров древАт 1. I >62-1/03 гг, Система «пьегаго засселеиия чв территории Шсслской ^нгерма^лвидгл нчю-етруил-: иа.&Лвюеега Б з А4»&»М НА
ения на территории Шведской Ингерманландии
них дорог стали городскими улицами, или сохранили значение пригородных дорог. На карте современного Санкт-Петербурга в трассировке фрагментов десятков улиц, проспектов и магистралей можно увидеть память о дорогах допе-тербургского времени.
За двадцать лет преобразований при Петре Первом произошло удивительное - практически все допетербургские элементы сельской системы были включены в создававшуюся столичную городскую агломерацию. Каким образом? - Методами управляемой пространственной реконструкции и преобразования ландшафтной неурегулированной системы в регулярную и ансамблевую агломерацию.
Таким образом, формирование города на Неве не было случайным созданием города "на пустом месте". Определение места будущей российской столицы, сверхбыстрое формирование огромного сверхгорода (вернее, сразу Санкт-Петербургской агломерации) на территориях в сотни квадратных километров было во многом предопределено многовековой историей (по крайней мере с ХИ-ХУвв.) заселения этих территорий и устойчивостью в пространстве и времени системы расселения Приневья [17, 18].
столь же возникавшим городом не мог претендовать на центральные роли. Лишь в 1711-1725 гг. в составе губернии началась кристаллизация ее центра, - таким центром по разным причинам стал именно Санкт-Петербург, геополитическая энергия которого позволила ему стянуть на себя территориальный, функциональный, символический и т.д. потенциал этой безграничной территории. И вокруг этого возникавшего центра начали формироваться три возможных пояса -будущих (?) узлов агломерации: ближний (от Нарвы и Ямбурга до Олонца), средний (включая зоны Гдова, Пскова, Старой Руссы, Торжка-Твери, Ярославля-Углича-Романова, Каргополя, Заволочья, Повенца-Петрозаводска), дальний (Архангельск, Вологда, Владимир, Москва).
При развитии Санкт-Петербургской агломерации создавали осознанно и сразу (с 1710-1712 гг.):
Город-метрополию Санкт-Петербург с его ближними предместьями и ближними зонами усадеб почти сразу на многих островах и территориях дельты Невы (от берегов Черной речки и Каменного, Елагина и Крестовского островов на севере до берегов реки Фонтанной на юге), - идеального по общей композиции и в единстве "регулярности" и "ансамблевости", сформированного из регулярных прямоугольных и радиальных пространственно-композиционных сегментов (слобод), которые уже в первые годы жизни города стали занимать территории в 15-20 км в окружности.
Обширнейшие полосы и зоны пригородов (по отношению к городу-метрополии и его ближним предместьям), также на основе "регулярности" и "ансамблевости" (от Сестрорецка на севере до Гатчины на юге, от Ораниенбаума на западе до Шлиссельбурга на востоке), композиционно «идеальные» сами по себе и последовательно формировавшие "регулярные" прямоугольные, звездчатые и радиальные композиции. В эти «полосы» входили поселения разной значимости, парадности и функциональности - ремесленно-фабричные (Сестрорецк, Красное Село и другие), царские дворцово-парковые (Петергоф, Стрельна, Екатерингоф, Царское Село мыза и т. д.), загородные усадебные «мызы», «забавные домы» высшей знати (Гостилицы, Ораниенбаум, Монкураж и иные), ленты средних по величине и амбициям загородных дворянских и сановных усадеб (полосы усадеб вдоль Петергофской дороги, Черной речки на Выборгской стороне, Черного ручья на Большой Охте, вдоль рек Мойки и Фонтанной, вдоль обоих берегов Невы...). Систему таких осваиваемых загородных пространств объединяли огромные создаваемые с 1717 г. «этуали» в лесопарковых композициях в
южной части санкт-петербургских предместий: например, знаменитая «этуаль» южнее Стрельны (1717-1719 гг., арх. Ж.-Б.-А. Леблон), объединившая 12 просек (простиравшихся, по воспоминаниям очевидцев на многие десятки км), часть из которых сохранилась до нашего времени, в т.ч.: дорога Стрельна - Гатчина (сохранилась частично, была длиною более 40 км), «Волхонское шоссе» от Стрельны до Царского Села (сохранилась полностью, длиною более 30 км), Вся эта система пригородных полос охватила пространства, диаметром в 100-150 км.
Фортификационную систему, очень развитую, включая несколько «идеальных» по военно-техническим характеристикам и формам крепостей, редутов, фортов, оборонительных линий. Состояла из сухопутных фортеций центра и периферии самого города (Петропавловскую и Адмиралтейскую крепости, Кронверк, крепостные сооружения на Санкт-Петербургском, Васильевском островах, на Выборгской стороне), систему фортеций в истоках и вдоль русла Невы (Шлиссельбург и его окрестности), многочисленные батареи и форты вдоль южного и северного побережий Финского залива, систему морских крепостей, шанцев, морских фортов на острове Котлин (Кронштадт, Александр-Шанец, батареи) и вокруг него (форты Кроншлот, Цитадель и т. д.). Эта система пространственно распространилась почти на 100 км в диаметре.
Систему коммуникаций (сухопутных и водных). Часть из сухопутных коммуникаций проходила по дорогам допетербургского времени (древние Нарвский и Выборгский тракты, старая Петергофская дорога, дорога от Большой Охты на Шлиссельбург, дороги и бечевник вдоль берегов реки Невы), постепенно реконструируемых, но сохранявших живописные ландшафтные очертания и трассировки. Но значительная часть магистралей создавалась «с нуля», уже на принципах "регулярных" (прямолинейных, в единых габаритах и конструктивных решениях) дорог и трактов. Таковы, например, дороги («прешпек-тивы») от Санкт-Петербурга до Москвы (17061718 гг., длиною почти 700 км, с 1718 г. она уже действовала и включала 24 ямских селения), Санкт-Петербург - Пулково - Царское Село (длиною почти в 30 км), Царское Село - Гатчина (длиною почти в 40 км) и т. д. Одновременно сформировалась система судоходных водных коммуникаций-фарватеров (осуществленных частично или полностью), в которую были объединены фарватеры на акватории Финского залива между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, судоходные трассы по Неве и крупнейшим рекам всего региона. Одновременно сооружались крупнейшие рукотворные судоходные трассы: каналы
вдоль южного берега Финского залива (17211723 гг., выполнен частично), Ладожский канал (1718-1730 гг., длиною в 110 км, с 10 крупнейшими шлюзами и водонакопительными бассейнами). Были построены также водоводные каналы для подводки воды к царским резиденциям и районам города и пригородной зоне: Ропшин-ский (1720-1721 гг., длиною более 40 км), Лигов-ский (1718-1720 гг., длиною более 30 км).
Систему визуальных, символических, знаковых, общекультурных доминант на всем осваиваемом пространстве. Пространственно объединяющую сотни элементов. В том числе многочисленные объекты и ансамбли, а также дороги и фарватеры как фрагменты пространственной системы визуальных и символических связей.
Если учесть, что скоординированно формировались и громадные пригородные зоны от Сестрорецка до Ораниенбаума и от Кронштадта до Шлиссельбурга, то этот ареал единого регулярного пространственного развития станет вообще грандиозным. Речь пойдет о территориях единовременного регулярного освоения сразу в сотни квадратных километров, с параллельным созданием на этой единой территории многих композиционных узлов крупнейшего ансамблевого развития. Практически по единой «идеальной» стратегической программе освоения этих пространств. Такого размаха единых градостроительных действий не было в других странах Европы.
Таким образом, для 1703-1724 гг. в процессах эволюции самого Санкт-Петербурга, всей Санкт-Петербургской губернии и Санкт-Петербургской агломерации можно выделить следующие качественные этапы:
узлов и зон на этих магистралях. Начало преобразования формирующейся агломерации в «идеальную агломерацию» на принципах "регулярности" (с прямыми и геометрически четкими магистралями и прямоугольной планировкой городов и селений) [20-24] (рис. 2).
Впервые в истории возникавшего столичного города в городскую территорию были соединены зоны строительства всех ближних (к крепости Санкт-Питерс-Бурх) ведомственных слобод, сооружавшихся с 1703 г. Этим указом город впервые получил официальное разделение на части, но еще не получил свою городскую границу (которую исследователи XX в. приблизительно, ориентировочно и интуитивно показывали в разных местах, чаще всего - бездоказательно трассировали южную городскую границу по р. Мойке, а западную, северную и восточную границы вообще не указывали ). Но и этот момент оказался в истории столицы важнейшим.
Следующие этапы уточнения (значительного!) административно-территориального деления Санкт-Петербурга отмечены на всем протяжении ХУШ в. Они отражали процессы территориального развития города (в неразрывном единстве с его предместьями), усложнения его функциональной структуры и развития городского каркаса. Выдающимся этапным шагом в административном оформлении (и уточнении) территории Санкт-Петербурга стало крупное изменение
Рис. 2. 1710-1725 гг. Ближний пояс Санкт-Петербургской агломерации
Илл, 2. 17Ю-1Т2$£е. Ближний геяс СЧ^-& Г,-Петзрбурмской агломерации
Рекэняпрухииг: ^еижцда С.й, АцулчзЛА ¡Схслю ричлисачэ иа топкрафлчшй яграз
территорий полицейских частей в процессе постоянного расширения непрерывно реконструируемого города. В самом начале деятельности «Коммиссш о Санктпетербургскомъ строенш» (действовала в 1737-1746 гг.) императорским указом от 27 октября (7 ноября) 1737 г. территория столицы включила следующие полицейские части: «...1. Адмиралтейская [часть]. 2. Васильевская [часть]. 3. Санктпетербургская часть съ Выборгской стороной. 4. Литейная часть съ Большой и Малой Охтами. 5. Московская [часть]...» [26]. Но опять еще без четкой трассировки границ частей и всего города - их еще нужно было профессионально установить. С мая 1740 г., после разработки десятков проектов реконструкции уже застроенных территорий, а также проектов освоения новых периферийных и предместных гражданских и военных территорий, официально введено новое административное деление территорий, состоящее уже из 4 частей: «...1. Адмиралтейская [часть]. 2. Литейная [часть] съ Большой и Малой Охтами. 3. Московская [часть]. 4. Санктпетербургская [часть] съ Выборгской стороной...». Значительные территории Васильевского острова и Санкт-Петербургского острова были объявлены предместьями. Из территорий бывших Литейной и Московской частей также в качестве предместий выделены 4 зоны слобод лейб-гвардии полков: Конного, Преображенского, Семеновского, Измайловского. С 1742 г. на севере, на Санктпетербург-ском острове, также вне городских территорий возникли предместные слободы гарнизонных полков.
При Екатерине II в первые годы деятельности «Коммиссш о каменномъ строенш Санктпе-тербурга и Москвы» (или - «Коммиссш для устроешя городовъ Санктпетербурга и Москвы», действовала в 1762-1796 гг.) было подтвержено административное деление Санкт-Петербурга на 4 полицейские части: «...1. Адмиралтейская часть. 2. Литейная часть съ Большой и Малой Охтами. 3. Московская часть. 4. Санктпетербургская часть с Выборгской стороной... ». А в качестве предместных территорий: «...Слобода Лейбъ-Гвардш Измайловскаго полка. Слобода Лейбъ-Гвардш Коннаго полка. Слобода Лейбъ-Гвардш Преображенскаго полка. Слобода Лейбъ-Гвардш Семеновскаго полка. Слобода Галерной Гавани. Васильевскш островъ (без Галерной гавани)...». Указом от 26 апреля 1767 г. это административное деление столицы существенно уточнено, определено разделить территории на 3 городские части и 7 предместий. В том числе, полицейские части самого города: 1-я Адмиралтейская [часть]. 11-я Адмиралтейская [часть]. Васильевская [часть]. А предместья: Александронев-ское [предместье]. Лифляндское [предместье]. Московское [предместье]. Каретная и Московская Ямская слободы. Рожественские слободы. Санктпетербургское [предместье]. Слободы Галерной Гавани [27]. В связи с этим, городская граница Санкт-Петербурга была проложена по р. Фонтанке (на юге города), по оси между 12-й и 13-й линиями Васильевского острова (на западе города). Вся Санкт-Петербургская сторона, западная часть Васильевского острова, зоны восточнее и южнее р. Фонтанки остались предмест-ными (внегородскими), но, уже традиционно подлежащими наравне со всеми городскими территориями безусловному проектному решению и контролю за всеми строительными работами со стороны Императрицы, Высших органов государственного управления (Правительствующий Сенат, Коллегии), городского управления в лице Военного Губернатора.
Наконец, после утверждения императрицей Екатериной II Реформы городского управления и введения Городской Думы и Городской Управы указом от 8 апреля 1782 г. определено значительное расширение территорий города с четкой трассировкой на местности городской границы, разделение всей территории на 10 полицейский частей: «.Л-я Адмиралтейская часть, И-я Адмиралтейская часть, Ш-я Адмиралтейская часть, Литейная часть, Рожественская часть, Московская часть, Каретная Ямская часть, Васильевская часть, Выборгская часть...». С четким обозначением 6 предместий: «...Слобода Лейбъ-Гвардш Преображенскаго полка, Слобода Лейбъ-Гвардш Коннаго полка, Слобода Лейбъ-Гвардш Семеновскаго полка, Слобода Лейбъ-Гвардш Измайловскаго полка, Большое и Малое Охтенсюе се-лешя, Слобода Галерной Гавани...». А также определением городских выгонных земель, не подлежащих застройке [28].
Все градостроительные и административно-управленческие действия осуществлялись на основе разрабатываемых (практически в ритме через 15-30 лет) проектных генеральных планов (как тогда говорили - «планов урегулирования») и высочайше утверждаемых («конфирмуемых») всеми императрицами. В первое время в качестве единых "планов урегулирования" выступали комплекты проектных планов на крупные территории. Здесь можно упомянуть о выполненных на протяжении всего XVIII в. таких планах: серия проектных планов Д. Трезини (1712-1724 гг.) и, одновременно - «Плана Ж.-Б.-А. Леблона» (1717 г.); серия планов «Коммиссш о Санктпетербургскомъ строенш» (1737-1746 гг.) и других ведомств, объединенных в «Плане И.Ф. Трус-кота» (1748-1749 гг.); серии «Новыхъ плановъ
Столичнаго города Санктпетербурга» (1776 г.; 1792 г. и его редакции 1794 г.). Это последовательное распространение в рамках единого градостроительного, транспортно-коммуникацион-ного, функционального и образного переустройства городских и предместных территорий сопровождалось уточнением границ города и специальным осуществлявшимся процессом усиления особенностей градостроительно-композици-онного разнообразия разных типов его среды.
Таким образом, на протяжении всего XVIII
в. территория российской столицы и окружавших ее предместий неуклонно расширялась, проявляя процессы «взросления» столичного организма и кристаллизации в нем столичных функций. Одновременно, в рамках этого процесса осознанно велась линия на последовательную многоэтапную реконструкцию создаваемых планировочного каркаса и ткани, а также сопутствующих им правил застройки для создания особых, преднамеренно режиссируемых типов среды: ЦЕНТР ГОРОДА, ПЕРИФЕРИЯ ГОРОДА, ПРЕДМЕСТЬЯ, и все более проявляя главные типологические комплексные их качества, причем в единстве городского и предместного сосуществования. Для каждой из этих зон императорскими указами были определены не только «образцовые проекты» для строительства именно в каждой конкретной зоне, но и ПРАВИЛА прокладки улиц, устройства площадей, разбивки кварталов и участков в них, правила размещения зданий на участках и застройки самих участков [29-32].
А также проявляя «мозаичность» построения всех этих территорий. И, конечно, в рамках традиционных уже «регулярности» и «ансамбле-вости». Это уже тогда привело к градостроительной и визуальной дифференциации осваиваемых территорий. Столь важной при процессах регулируемого формирования среды обитания [33].
В эти же десятилетия, в 1720-е - 1790-е гг. территория Санкт-Петербургской губернии неуклонно сокращалась. Как известно, в 1711— 1725 гг. была проведена 2-я Губерская реформа, в 1726-1744 г. - новая губернская реформа. С 1765-1768 гг. велось масштабное «Генеральное межевание» всей территории Санкт-Петербургской губернии, третье по счету межевание со времен Петра Первого: сначала - «Ингерманланд-ское межеваше» (с 1720 г., не закончено) [34], затем - «Елизаветинское межевание» (с 1744 г., не закончено) [35], наконец - в рамках всероссий-ского«Генерального межевания» (начато с 1765
г.) указом объявлено о проведении с 1768 г. землеустроительных (межевых, землемерных) работ в Санкт-Петербургской губернии (Ингерманлан-дии) [36]. Все эти межевания и данные стали фундаментом для проведения на основе указа Екатерины II от 7 ноября 1775 г. новой Губернской реформы, которая значительно перекроила административную карту всей России, в том числе и самой Санкт-Петербургской губернии. В Российской Империи стало 40 губерний, причем размеры губерний были значительно уменьшены. Высочайшим указом от 1 января 1780 г. утверждены новые границы столичной Санкт-Петербургской губернии, в ее состав вошли 7 уездов, среди них 4 пригородные уезда: Санктпетербург-ский, Шлиссельбургский, Софийский, Орание-баумский. А также 3 дальних (периферийных) уезда: Рожественский, Ямбургский, Нарвский
[37]. По проведенным на основе указов Правительствующего Сената указов переписей, к 1780 г. в Санкт-Петербургской губернии насчитывалось 367 200 душ оброчного населения. Через год территории губернии и ее население были немного увеличены за счет присоединения по указу от 11 декабря 1781 г. Олонецкой области, а также Новоладожского, Гдовского, Лужского уездов
Так вся Санкт-Петербургская губерния за эти десятилетия «сократилась», пройдя «путь» от грандиозной губернии 1708-1725 гг. до губернии достаточно локального размера конца XVIII в., объединившей пространства «только» между Ладожским и Чудским озерами, став соизмеримой по территории с современной Ленинградской областью [39] (рис. 3).
Уже в эти десятилетия в пригородных уездах шли удивительные процессы, направленные на создание идеальных территорий и идеальной застройки. Так, в 1780 г. южнее императорского дворцово-паркового ансамбля "Царского Село" определено создать образцовый для всей России уездный город Софию, с показательной планировочной системой и «образцовыми» проектами пригородной застройки. А для размещенного на острове Котлин военно-морского города также разрабатывали альбомы «образцовых проектов» застройки в традиционном для всей санкт-петербургской среды духе «регулярности» и «ансам-блевости». Но с другими параметрами, чем для застройки города, его периферии и предместий. Эти различия проявлялись в модулях размещения улиц, в размерах кварталов и участков, в правилах размещения зданий на участках, в различной степени озелененности, в этажности построек и разрешенных материалах конструкций и т.д. Одновременно, в зонах сельского освоения вокруг пригородов также с первых десятилетий XVIII в. стали применять особые правила выделения участков (и их размеров), застройки, размещения зданий вдоль улиц и т.д. Здесь можно вспомнить о созданны?