казнике «Изониха» в Тотемском районе Вологодской области // Постановление Правительства Вологодской области от 28 июня 2010 года № 727 «Об утверждении Положений об особо охраняемых природных территориях областного значения комплексных (ландшафтных) государственных природных заказниках в Тотемском районе Вологодской области. Приложение 2.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПУТЬ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ"» СО СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ»
В. Н. Седнев
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр туризма,краеведения и спорта», Смоленск, Россия, e-mail: smolsytour@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации проекта «Путь "из варяг в греки" глазами учителя географии» в Смоленской области и соседних с ней регионах.
В современном мире очевидно падение интереса у подрастающего поколения к участию в походах, экспедициях, вообще к путешествиям по родному краю. Тому есть ряд объективных и субъективных причин. Трудно выбрать среди них наиболее весомые. Большая загруженность детей в школе, отсутствие заинтересованности в «походной жизни» у родителей и школьного сообщества в целом вносят свой негативный вклад в дело развития детского туризма. Сюда следует добавить объективное ухудшение здоровья детей, сокращение материальных возможностей учреждений дополнительного образования, ужесточение требований санитарных норм и охраны жизни и здоровья детей и другие.
Однако практический многолетний опыт показывает, что «путешествия по родному краю» дают самые широкие возможности в познании истории, природы, а через них - формирование патриотичного отношения к малой родине, но не в условиях книжных истин и кабинетных стен, а на реальных примерах, объектах, формах.
В 2018 году Смоленский областной детско-юношеский центр туризма, краеведения и спорта реализовал проект «Межрегиональная школьная экспедиция «Путь "из варяг в греки" глазами учителя географии», поддержанный Русским Географическим обществом, который предполагал раскрытие исторического и культурного потенциала отдельных регионов России через вовлечение обучающихся в практическое изучение, уточнение и расширение объема информации об исторических и природных объектах большого географического пространства, на протяжении которого осуществлялись взаимосвязи между разными племенами и народами.
Экспедиция позволила практически на уровне школьных образовательных программ по географии и истории России погрузиться в проблематику формирования Древнерусского государства, можно сказать, провести «инвентаризацию» музейных, археологических фондов, исторических документов, географических названий, дала возможность на основе имеющегося доступного материала попробовать школьникам сформировать представление о том «откуда есть пошла Русская земля».
Смоленщина всегда находилась на важных перекрестках водных и сухопутных путей, поддерживая, тем самым, связь между государствами Северной Европы и древнейшими центрами цивилизации. Одним из торговых путей у истоков образования Древней Руси, на котором возник Смоленск, был «путь из варяг в греки». К проблеме его изучения обращались многие исследователи, начиная с начала ХХ в. Также в прошлые годы ряд экспедиций занимались реконструкцией этого пути. У них были разные цели и, соответственно, получены разные результаты. Нами же впервые были применены географические методы исследования для обоснования существования в прошлом «дороги времен и народов».
В связи с этим, целью экспедиции стало изучение географических особенностей, историко-археологических и топонимических подтверждений формирования в IX веке Древнерусского государства вдоль водного пути «из варяг в греки» для выработки предложений по использованию полученного материала в школьном учебном и воспитательном процессе и для разработки туристских и экскурсионных маршрутов.
Экспедиция проходила в несколько этапов.
Подготовительный этап. Наблюдения на местности во время шестнадцати пеших, лыжных, водных походах и автобусных поездках по территории Смоленской, Псковской, Новгородской областей и изучение научной и научно-популярной литературы отечественных и зарубежных авторов дали следующие результаты:
Рис. 1. Встреча участников проекта с проф. Т. А. Пушкиной на кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Основной этап экспедиции разделился на три экспедиционных блока:
(рис. 2) - Новоладожский канал - р. Нева - г. Санкт-Петербург (рис. 3). Протяженность маршрута - 442 км.
В ходе проведения экспедиций основного этапа применение географических методов исследования впервые позволило выполнить описание пройденных маршрутов и установить гидрографические, навигационные характеристики десятков археологических памятников, расположенных по берегам рек и озер, составляющих исследуемую водную магистраль. А именно:
- расстояние от воды, наличие удобных бухт, стоянок;
- место памятника в речной системе (на плесе, в створе, на излучине, рукаве, над порогами и тому подобное);
- значимость памятника в качестве водного ориентира;
- взаимосвязь памятников и других речных и ландшафтных объектов;
- расстояния между памятниками с набором «навигационных характеристик» и практическая проходимость этого расстояния на гребных или парусных судах (проверено на байдарках и моторных лодках).
С помощью ретроспективного подхода произведен анализ генезиса отдельных отрезков маршрута древней торговой дороги, который позволил ответить на вопросы, как использовалась и изменялась на протяжении времени территория пути «из варяг в греки» в отдельных субъектах РФ. В результате исследования были составлены картосхемы, отражающие, прежде всего, географию смоленской части маршрута «пути из варяг в греки», схемы будущих туристических маршрутов, проведен анализ наличия и состояния важных объектов и их размещения (рис. 4).
Следует отметить, что большой объем работы был выполнен старшими школьниками. Они принимали участие в обзорно-познавательных экскурсиях, фото и видеосъемке, ведении индивидуальных дневников, встречались с интересными людьми, выполняли задания, направленные на творческое развитие личности и накопление практического опыта. Иными словами, ребята - участники экспедиций совместили теоретические знания, полученные ранее как в школе, так и на подготовительном этапе
экспедиции, и практику, а также новые информацию и навыки, которые впоследствии смогут применить и на школьных уроках, и, при необходимости, в жизни. В общей сложности за время экспедиции пройдено 2086 км.
Рис. 4. Волок из реки Лелеквы в Купринское озеро
Таким образом, реализация проекта «Межрегиональная школьная экспедиция «Путь "из варяг в греки" глазами учителя географии» позволила максимально использовать большой краеведческий потенциал Смоленской области и других регионов России, а также различные формы, методы и средства обучения и воспитания школьников. Специфическая среда экспедиции позволила создать особое учебно-воспитательное пространство, в котором средствами культурно-исторического педагогического краеведения успешно решались задачи нравственно-патриотического воспитания, идейного и культурологического аспектов ориентации личности. Изучение географии и истории родного края происходило в условиях углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. Кроме того, вся деятельность в экспедиции включала в себя не только высокое эмоциональное содержание, но затрагивала физические и общеобразовательные стороны развития личности ребенка, удовлетворяла потребность подростков в общении.
Проделанная работа имеет большую практическую значимость. Пройденный маршрут от г. Смоленска через г. Великий Новгород до с. Старая Ладога стал основой межрегионального туристского проекта «К истокам Руси» осуществляемого с 2012 г. на территориях Смоленской, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. В рамках реализации экспедиции «Путь "из варяг в греки" глазами учителя географии» разработан ряд экскурсионных маршрутов, связанных с темами формирования и развития Древнерусского государства вдоль древнего торгового пути в окрестностях Смоленска, Великого Новгорода и Старой Ладоги. Эти маршруты на сегодняшний день включены в работу туристско-экскурсионного отдела Смоленского областного детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта.
Другим практическим результатом экспедиции стали развитие культурных связей внутри Смоленского региона и за его пределами, активизация экскурсионного туризма через изучение и сохранение культурного, культурно-исторического, турист-ско-рекреационного и природного потенциала. Большое значение имеет так же привлечение внимания общественности к развитию экскурсионного туризма, получение обучающимися и педагогами теоретических и практических знаний и навыков в сфере экскурсоведения. В целом, это способствует развитию интереса всего населения Смоленской области, и, в первую очередь, подрастающего поколения, к истории и достопримечательным местам своей малой Родины, их патриотическому воспитанию.