Спросить
Войти

КРАЕВЕДЕНИЕ В СЕЛЕ СИДЕЛЬНИКОВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: МНЕНИЯ ЕГО ПОДВИЖНИКОВ

Автор: указан в статье

ми в управленческой политике туристское движение в области пошло на спад: исчезают многодневные полевые палаточные лагеря, неуклонно сокращаются исследовательские экспедиции, резко уменьшается количество туристских походов. Закономерный результат: по итогам мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации о развитии детского туризма за 2017 г. Вологодская область оказалась в числе аутсайдеров: в туристских походах и туристско-краеведческих мероприятиях приняло участие менее 1% школьников области. Хотелось бы надеяться, что черная полоса в детском туризме Вологодской области рано или поздно закончится и на туристском небосклоне зажгутся новые звезды, которые вновь поднимут вологодский туризм на достойную высоту.

КРАЕВЕДЕНИЕ В СЕЛЕ СИДЕЛЬНИКОВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: МНЕНИЯ ЕГО ПОДВИЖНИКОВ

И. А. Соколова

Сидельниковская сельская библиотека, с. Сидельниково, Звениговский район, Республика Марий Эл, e-mail: c9061350205@mail.ru В. Е. Кутасова

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл e-mail: Vkutasova@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены мнения подвижников А. П. Шитовой, Т. П. Яндовой, А. Г. Мартынова о развитии краеведения в селе Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл.

Краеведческие исследования приобретают в наше время все большую актуальность. Краеведением начинают интересоваться люди разных возрастов и профессий. Особенно важно, чтобы изучением истории своей малой родины занимались дети под руководством взрослых. Анализируя мнения подвижников краеведения, отметим, что тема эта была актуальна всегда. Село Си-дельниково входит в состав администрации Кокшамарского сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл. Дети учились и учатся в Кокшамарской средней школе. Деревню Кокшамары и село Сидельниково связывает много общего, поэтому некоторые вопросы истории села и деревни рассматривались в одних публикациях [1; 2]. История села Сидельниково, библиотеки, которая является центром краеведческого просвещения, продолжает изучаться и освещаться в статьях [3-6].

Село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл - одно из древнейших в Поволжье. Оно раскинулось на живописном левом берегу Волги. Живут в селе люди разных национальностей - мари, русские, чуваши, татары. Сидельнико-во отличается от других сел и деревень района своей самобытностью: диалектом, свадебным обрядом, национальным костюмом, лирическими, нежными, переливчатыми мелодиями [1, 2]. Еще в 1883 г. по инициативе его жителей было открыто земское начальное народное училище, построена пристань, люди занимались земледелием, работали в лесу. И в настоящее время работает колхоз, выращивается хмель.

Богато село людьми - простыми тружениками, любящими «малую родину». Подвижниками краеведения в сельской местности всегда были неравнодушные люди. Мы познакомим с Алевтиной Петровной Шитовой, учительницей русского языка и литературы, Таисией Петровной Яндовой, заслуженным работником культуры Республики Марий Эл, Анатолием Григорьевичем Мартыновым, заведующим сельским Домом культуры [7]. У них разные профессии, жизненный опыт. Их объединяет то, что они помогают понять, изучить историю села своим односельчанам, особенно детям, которым интересно узнавать что-то новое о жителях села, достопримечательностях окрестностей.

Алевтине Петровне Шитовой любовь к родному краю привили ее бабушка Евлампия Федоровна и соседка Вера Константиновна Ермакова. Они очень много знали об истории села и интересно рассказывали. В. К. Ермакова во время Великой Отечественной войны была в Карелии. Она рассказывала многое о том страшном тяжелом времени. И после общения с ней невольно задумываешься об истории нашего народа, о людях марийского края. Потом сама спрашивала у родственников, что же было раньше в нашем крае, как жило наше село? Особенно Ев-лампия Федоровна любила рассказывать об интересных людях.

Алевтина Петровна, еще учась в Марийском государственном педагогическом институте имени Н. К. Крупской, заинтересовалась историей края. Это идет из семьи: если в семье любят родную землю, помнят о родственниках, рассказывают об известных людях и если в школе интересный преподаватель, любящий родной край, то это прямая дорога к краеведению. Дети в школе всегда задавали и задают вопросы, на которые хотелось отвечать достойно и интересно. Алевтина Петровна спрашивала у родственников, что же было раньше в нашем крае, как жило наше село? Поэтому важно находить интересных людей, увековечить места, достойные памяти, историю своего народа передавать из поколения в поколение, оставлять летопись [7]. Алевтина Петровна считает, что нужно, чтобы и молодежь втягивалась в эту работу, и думаю, так как им тоже будет приятно прочесть в каком-либо источнике о своем родном селе, населенном пункте, о заслуженных людях. История живет в людях, в нас самих [7].

Большой вклад в краеведческую работу внесла библиотекарь - заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Таисия Петровна Яндова. Она проработала в библиотеке села более 25 лет [3-5] и может дать ответы практически на все вопросы по истории села, истории библиотеки. Таисия Петровна организовала клуб «Золотой возраст» («Шортно пагыт»), члены которого стараются осмыслить особенности края, его историю, экономику, культуру. Девиз клуба - «Нам года не беда, коль душа молода» [6].

Таисия Петровна не случайно стала интересоваться прошлым нашего края - это ее родные места, здесь она родилась. Каждый хочет знать историю своей Родины и краеведение дает каждому осознать свое место в истории и задачи, которые стоят перед ним. В наше время многие ошибаются, считая, что краеведческая работа и все, что связано с ней, - это дань моде, желание сохранить для наших детей, внуков, то, что еще возможно [7].

Анатолий Григорьевич Мартынов с мая 2014 г. заведует сельским Домом культуры. Он начал путь в культуру в фольклорном ансамбле «Юл сем» (Волжские мелодии), которым руководит в настоящее время. Его всегда интересовала история и события, которые проходили в нашей местности. Искал в книгах название родного села Сидельниково и гордился, если это получалось. А когда начал работать в доме культуры, понял, что недостаточно знает культуру своего родного села, песни, танцы, национальный костюм, традиции и обычаи. А ведь работа в фольклорном коллективе включает изучение старинных песен и обрядов, которые постепенно уходят в прошлое. И тут возникла вторая проблема - достоверность той или иной информации. Изучая культуру своего родного села, Анатолий Григорьевич сверял полученную информацию с наработками других краеведов и опубликованными материалами. И зачастую появлялись и появляются противоречивые факты. Приходится докапываться до истины, искать правду. Это и есть краеведение. Ведь изучением обычаев нужно заниматься не только во время проведения свадеб и ритуалов родильной и похоронной обрядности и других семейно-бытовых событий [7].

В истории жителей села Сидельниково есть биографии интересных людей. Их изучением занимается А. Г. Мартынов. Например, удивительным человеком был Михаил Петрович Давыдов, орловский мещанин из Вятской губернии. В июне 1883 г. он на свои средства помог сельчанам открыть школу, и на свои же средства содержал ее в течении двух лет. Через два года в 1885 г. он со своим помощником, жителем села Сидельниково Андреем Кирилловым построил храм, освященный в честь святого пророка Илии. Большого внимания заслуживает биография служителя местной церкви протоиерея Антония Ломоносова, репрессированного ложному доносу. Когда священника задержали, жители села выступили с прошением об освобождении их пастыря и возвращении его в Сидельниково. Он стал местноч-тимым святым. Чувашская митрополия собирала документы о причислении протоиерея Антония Ломоносова к сонму святых новомученников и исповедников российских. Память - это великое оружие. Ведь без прошлого нет настоящего, а тем более не может быть будущего. Особенно это актуально в нашем современном мире, когда практически каждый день в СМИ, мы можем наблюдать то, как «переписывается» история. Да и любой уважающий себя человек должен, вернее обязан, помнить своих предков, свою историю, хранить и передавать потомкам традиции, обычаи и культуру своего народа. И с возрастом каждый человек начинает ценить то, что осталось в его памяти, а значит, и в истории [7]. По мнению Анатолия Григорьевича Мартынова миссия краеведа заключается в том, что он возрождает память. А заслуга в том, что из мельчайших, интересных моментов, деталей, строит, пишет, восстанавливает историю. И чем больше этих интересных «мелочей», тем интереснее история, и тем интереснее жизнь [7].

Такова краткая история изучения края окрест села Сидель-никово, которая продолжается благодаря ее подвижникам, простым ее жителям, неравнодушным людям.

Литература:

1. Кутасова В. Е. Историческая судьба народа мари Кокшамар-ской стороны // Радетель родной земли (к 125-летию со дня рождения просветителя марийского народа Николая Матвеевича Орлова): материалы межрегион. Научн.-практ. конф. 5 дек. 2008 г., д. Кокшамары Звениговского района / Сост. В. Е. Кутасова; М-во культуры, печати и по делам национальностей РМЭ. - Йошкар-Ола, 2009. - С. 11-24.
2. Кутасова В. Е. Микротопонимика Кокшамарской стороны Звениговского района Республики Марий Эл // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / МарГУ; отв. ред. Р. А. Кудрявцева. - Йошкар-Ола, 2018. - С. 271-274.
3. Соколова И. А. Краеведение в патриотическом воспитании пользователей библиотек (на примере Сидельниковской сельской библиотеки Республики Марий Эл) // Международный академический вестник. - 2018. - № 10 (30). - С. 15-18.
4. Соколова И. А. Сидельниковская сельская библиотека Звени-говского района Республики Марий Эл в лицах // Богатство финно-угорских народов: материалы V междунар. финно-угорского форума. -Йошкар-Ола, 2018. - С. 475-477.
5. Соколова И. А. Сельская библиотека как центр исторической памяти (на примере Сидельниковской сельской библиотеки) // Богатство финно-угорских народов: материалы IV междунар. финно-угорского форума.- Йошкар-Ола, 2017. - С. 375-378.
6. Соколова И. А. Краеведческое просвещение среди пользователей Сидельниковской сельской библиотеки Республики Марий Эл // Проблемы марийской и сравнительной филологии: материалы У-ой Всеросс. науч.- практ. конф. - Йошкар-Ола, 2018. - С. 296-298.

Информанты:

1. Алевтина Петровна Шитова, учительница русского языка и литературы Кокшамарской общеобразовательной школы Звениговского района Республики Марий Эл;
2. Таисия Петровна Яндова, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл;
3. Анатолий Григорьевич Мартынов, заведующий Сидельников-ским сельским Домом культурыЗвениговского района Республики Марий Эл.

ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНТЕКСТЕ

100-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Е. Ф. Чувашева

БОУДО Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного образования детей», г. Ижевск, Россия, e-mail: rcdod.ur@gmail.com

Аннотация. В статьерассмотрена история становления и развития регионального учреждения дополнительного образования детей, координирующего развитие детско-юношеского туризма в Удмуртской Республике.

100-летие организованного детско-юношеского туризма в России - это значительная веха в истории дополнительного образования детей, когда подводятся итоги проделанной работы и определяются векторы развития. Данная тема актуальна и сего-
Сидельниково Республика Марий Эл краеведение
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты