Спросить
Войти

ЛЕВАДЫ И СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА (NORDIC WALKING)

Автор: указан в статье

ЛЕВАДЫ И СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА (NORDIC WALKING)

В. А. Широкова

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия, e-mail:shirocova@gmail. com

Аннотация. В статье показаны история сооружения и современное значение левад - древних ирригационных сооружений острова Мадейра. Левады начали строить в XVI в. для доставки воды с северной части острова в засушливую южную часть. Последние левады были созданы в 1970 г. Их уникальность не только в том, что они и сейчас продолжают играть роль оросительных каналов, но и стали популярным объектом различных продуктивных и стремительно-развивающихся видов туризма, особенно для «ходоков с лыжными палками».

В конце 1990-х гг. скандинавская ходьба приобрела большую популярность во всем мире. Скандинавская ходьба (от англ. NordicWalking, фин. Sauvaktively; на русском языке также называется северная ходьба или нордическая ходьба, еще реже финская ходьба) - ходьба с палками, вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок [3, 5]. Для таких «ходоков с лыжными палками» остров Мадейра стал настоящим «раем» для оздоровительного, спортивного, экологического и других видов туризма.

Первыми туристами на Мадейре были британские офицеры, которые, начиная с XVIII в., останавливались здесь по пути из тропических колоний для акклиматизации. Очень скоро остров приобрел славу климатологического курорта, куда направлялась лечиться вся состоятельная публика Европы.

Сегодня Мадейра имеет статус автономного политического региона Португалии со своим местным правительством. Одной из главных отраслей острова является оздоровительный туризм. На острове разработано множество туристических маршрутов, по которым можно путешествовать самостоятельно. Самые популярные маршруты пролегают вдоль развитой сети ирригационных каналов-левад.

Климат на острове Мадейра - мягкий средиземноморский с высокими температурами в более засушливый период. Остров нельзя назвать местом, страдающим от отсутствия влаги. Его-можно сравнить с гигантским автономным резервуаром дождевой воды, которая собирается непосредственно из естественных ручьев и переадресовывается на далекие расстояния из северной части острова, где выпадает около 200 см осадков в год, к южному побережью, которое может оставаться «сухим» в течение шести месяцев в году, и где расположены банановые плантации, виноградники, фруктовые сады, а также некоторые островные гидроэлектростанции.

Центральная часть острова используется как природные заповедники и резервуары главного водоснабжения на острове. Вода собирается у источников в резервуары, а затем бежит вниз и в обход по рельефам склонов, по извилистым ирригационным каналам (левадам), доставляя воду по всему острову.

Мадейра, крупнейший остров одноименного архипелага, имеет вулканическое происхождение. Это вершина подводного вулкана, поднимающегося на 6 км над дном Атлантического океана, составная часть подводной горной цепи Торе. Архипелаг был открыт финикийцами в I тыс. до н. э, позднее острова упоминались в трудах древнеримского ученого Плиния Старшего и древнегреческого философа Плутарха. Первый называл их Пурпурными островами, второй - Лесными. До XV в. острова оставались совсем необитаемыми. В 1418 г. Генрих Мореплаватель отправил к восточному побережью Африки экспедицию. Два корабля эскадры во время шторма прибило к острову, который матросы в благодарность за спасение от гибели назвали Порту-Санту, или Священная Бухта. В 1419 г., португальцы уже целенаправленно вернулись на острова и заселили их, объявив собственностью португальского королевства. В 1433 г. Ilha da Madeira (остров Мадейра или «древесный остров») впервые появился на карте.

Прибывших на остров первых колонистов сопровождали семьи, а также небольшие группы знати, которые состояли из близкого окружения капитанов и бывших узников Португальской империи. Ведение сельского хозяйства осложнялось густыми тропическими лесами, именуемыми лаурисилвы (порт. laurissilva), что вполне оправдывает имя острова, которое в переводе на русский язык означает «лес, древесина». Поселенцам пришлось вырубать лес. Вероятно, в южной части острова лес был полностью уничтожен огнем. Вначале рыба составляла около половины рациона поселенцев, дополнявшегося овощами и фруктами. Первым сельскохозяйственным успехом можно назвать выращивание пшеницы. Изначально она выращивалась колонистами только для собственного пользования, однако затем ее начали экспортировать в Португалию.

Зерновые культуры плохо произрастали, и тогда по приказу Генриха Мореплавателя сюда был завезен сахарный тростник для производства редкой в Европе, так называемой, «сладкой соли». А для его выращивания приехали лучшие специалисты из Сицилии. Вскоре после успешной попытки разведения тростника на острове поселяются купцы евреи, генуэзцы и португальцы. Объемы сахара росли настолько быстро, что для удовлетворения потребности в дополнительной рабочей силе были завезены чернокожие рабы из Марокко, Мавритании, Канарских островов, а позже и из других регионов Африки. Развитие сахарной промышленности продолжалось вплоть до XVII в., когда случайно был изобретен процесс получения мадеры - вина, получаемого в результате так называемой мадеризации. Очень быстро этот продукт стал самым главным экспортируемым товаром и символом острова во всем мире.

Остров Мадейра известен не только своим знаменитым вином. Он также популярен и своими удивительными «levadas» -уникальной сетью рукотворных узких каналов, опоясывающих своей паутиной верхние районы острова, которые начинаются в горной местности и постепенно спускаются вниз в более равнинные области [7].

В XV в. сахарный тростник не зря назывался «белым золотом». Первые поселенцы быстро поняли, как расширить площади посевов. Вдоль всех горных дорог и троп с XV в. прокладывались узкие террасы с канавами для сбора стекающей с гор воды и транспортировки ее до плантаций. Обвязанные в канатные веревки мужчины работали молотками и пробивали мили и

мили туннелей через твердую скалу, много рабов и заключенных погибли на этом строительстве. Каналы (желоба) соединили влажные северные и засушливые южные части острова, создав тем самым уникальную оросительную сеть. Так появились первые левады (от levar порт.&нести&) - оросительные системы, перераспределяющие дождевую воду из влажной северной части Мадейры в более сухие и солнечные южные районы острова [6].

Первые туннели были построены из деревянных планок. Затем в связи ростом спроса на воду техника строительства была улучшена, каналы расширены и полностью облицованы камнем. Они управлялись левадейром, человеком, ответственным за содержание левад и распространение воды к каждому землевладению. В начале 1900-х гг. многие левады находились в частной собственности. К середине 1930-х гг. одна треть сельскохозяйственных земель острова орошалась с помощью этих искусственных каналов. Бесконтрольное и незаконное распределение воды - самого ценного актива Мадейры - влекло за собой возникновение больших проблем в развитии сельского хозяйства. Поэтому государство, у которого имелись соответствующие денежные ресурсы, взялось и смогло технически и организационно осуществить и провести в жизнь мероприятия по равноправному и равномерному распределению воды на острове. Строительство самых последних левад (Левада до Норте и Левада дос Торнос) было окончено в 1970 г. Это был важный проект, авторизированный португальским правительством и направленный на получение гидроэнергии.

Левады, крест-накрест пересекая твердые базальтовые утесы, пролегая вдоль открытых горных пород и через пышные, густые леса, долины и горы, несут людям необходимую им воду. Сеть левад-каналов имеет общую протяженность свыше 2000 км, включая 40 км тоннелей (длиной от 50 до 2500 м). Большинство левад обустроено разветвленной системой шлюзов, резервуарами, фильтрами укрепленными руслами и бетонными берегами, но часть из них сохранилась в таком виде, какой имела на момент создания. За надлежащей работоспособностью этой ирригационно-оросительной системы приходилось следить. Для осуществления такого надзора и обслуживания к левадам необходимо было иметь постоянный надежный доступ.

Так вдоль них были обустроены пешеходные тропинки и ставшие впоследствии «раем для туристов».

Известный автор и журналист Лоуренс Грин в своей книге «Острова, не тронутые временем», писал: «Как и повсюду на Мадейре, водоснабжение поместья осуществляется с помощью ирригационной системы левада, от которой южноафриканские фермеры, посещающие остров, приходят в восторг. Жители острова вот уже пять веков строят левады, и эта разветвленная система позволяет им доставлять воду в любое место. Каждая такая система начинается от источника где-нибудь далеко в горах, и выдолбленные в горной породе русла, стоки и желоба позволяют доводить ее за счет небольших перепадов на расстояние до семидесяти миль. Там, где система пересекает участки других владельцев, вода проходит через туннели. Одни левады принадлежат государству, другие - компаниям. Стоимость воды определяется временем ее использования...

.. .Кружится голова от высоты, поэтому я с ужасом отметил, что некоторые левады высечены прямо на острых верхушках скал. В одних случаях выбивали траншеи, в других - делали желоба с помощью камня или цемента. К левадам вела узенькая тропинка. По ней можно было легко пройти, чтобы в случае необходимости устранить неисправность в системе. Теперь эти дорожки соединяют и деревни. Любители приключений, которые рискнут пройти по тропинкам левада, окажутся в самых изумительных местах: девственные леса и отгороженные от всего мира горами долины, пики, водопады. Для альпинистов левады - подлинное удовольствие. Для тех же, кому внезапные обрывы глубиной в несколько сотен футов большой радости не представляют, существуют обычные дороги. В районе Рибейро Фрио мне удалось найти место, где крутизна меня не пугала. Здесь я прошел по тропинкам левады, и эта прогулка стала одной из самых интересных в моей жизни. Пожалуй, никогда у меня не было такого чувства, словно я оказался где-то между небом и землей» [1].

Так, построенная несколько веков назад, она стала одной из туристических достопримечательностей Мадейры [2].

Идея об использование тропинок вдоль каналов как пешеходных маршрутов впервые была научно обоснована в 1970-х

гг. в книге «Landscapes of Madeira» (Ландшафты Мадейры) Pat and John Underwood [8].

Подобные системы существуют и в других местах планеты, но только мадерьянцам пришло в голову использовать левады еще и в качестве объекта туристского интереса. Вдоль них проложили пешеходные маршруты, которые с 1980-х гг. стали популярным видом активного отдыха. Все из них предлагают потрясающие виды и в то время, как некоторые являются легкими тропами, другие, более сложные, построены вдоль высоких гор Мадейры, проходящие через Лаурессильвский лес. Эта лесная местность представляет собой величайшую природную ценность и биологическое разнообразие с широким набором редких экземпляров флоры и фауны. Во всем мире Лауриссильвский лес (или лавровый лес) в Мадейре считается самым крупным лесом своего вида, и был классифицирован UNESCO как Место Мирового Наследия в 1999 г.

Маршруты вдоль левад имеют разную протяженность и степень сложности. Большинство из них представляют собой удобные дорожки и тропы, пологие линейные или круговые подъемы и спуски без резкого перепада высот. Поэтому они подходят для прогулок туристам любого уровня подготовки и возраста. Существуют левады с узкими шатающимися мостками, крутыми подъемами и отвесными спусками. Такие маршруты требуют специального снаряжения, навыков ориентации на местности и определенного уровня физической подготовки.

Для удобства и безопасности путешественников пешие переходы имеют градацию по степени сложности (по аналогии с горнолыжными спусками):

• синие - широкие и удобные пути; предполагают незначительные физические нагрузки, минимальный риск даже в плохую погоду; подходят всем, включая детей и пожилых людей;

• красные - узкие горные переходы с довольно сложными проходами, которые потребуют тренированности, опыта передвижения и ориентации на горной местности, отсутствия боязни высоты;

• черные - узкие и крутые маршруты, настоящие «козьи тропы» с неустойчивой, часто каменистой поверхностью; предполагают наличие риска обвалов (оползней); при прохождении

некоторых участков может потребоваться дополнительная страховка, поэтому они не рекомендуются туристам без специальной подготовки.

Каждый маршрут наносится на карту левад острова с указанием высот, имеет описание и краткую информационную справку. Там же отмечаются индексами пункты старта и назначения, точки отдыха и другие важные объекты по ходу движения. Почти все они имеют четкие, хорошо различимые указатели.

Известный историк техники Н. Н. Фальковский писал: «Древний Вавилон был славен своими каналами, Рим - акведуками, Франция Людовика XIV поражала воображение современников водоснабжением в Марли и фонтанами Версаля, Англия приобрела некогда известность своим санитарно-техническим законодательством» [4]. В таком «славном» перечне нельзя не отметить систему водоснабжения острова Мадейра, -левады - древние ирригационные сооружения, прорубленные в горной породе желоба (канавки), забетонированные или вымощенную камнем, идущие по склону горы для доставки воды с северной части острова в засушливую южную часть. Их уникальность не только в том, что они и сейчас продолжают играть роль оросительных каналов, но и стали популярным объектом различных продуктивных и стремительно-развивающихся видов туризма, особенно для «ходоков с лыжными палками».

Литература:

1. Грин Лоуренс. Острова, не тронутые временем / Перевод с английского Г. И. Головнева и Г. И. Гаева. - М.: Армада-пресс, 2001. - 320 с. То же - [Электронный ресурс]. URL: ШрзУ/ИйеБр.ги/сЬйайидата обращения: 01.01.2019).
2. Мадейра. [Электронный ресурс]. URL: https://www.walking-madeira.com/levadas (дата обращения: 01.01.2019).
3. Скандинавская ходьба. [Электронный ресурс]. URL: http://hodba-palki.ru (дата обращения: 01.01.2019).
4. Фальковский Н.И. История водоснабжения в России. - М.-Л., 1947. - 260 с.
5. Что такое Sauvakävely? [Электронный ресурс]. URL: https://nordic.by/a41627-chto-takoe-sauvakvely.html (дата обращения: 01.01.2019).
6. Широкова В. А., Александровская О. А., Лихачёва Э. А. Проблемы водных ресурсов и водопользования в аридных районах на примере древнего и современного Израиля // Геология и геофизика Юга России. -№3. - 2018. - С. 75-93.
7. Шлехт Н. Мадейра. Путеводитель. - Lisbon: Гранд-Фаир, 2014. -160 с.
8. Underwood J., Underwood P. Sunflower Landscapes of Madeira. Pokkari, englanti, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.amazon. co.uk/Madeira-Landscapes-John-Underwood/dp (дата обращения: 01.01.2019).

ИСТОРИЯ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС (НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЬЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «НЕВСКАЯ СТАНИЦА»)

В. А. Якимов

Санкт-Петербургский колледж туризма и предпринимательства, Санкт-Петербург, Россия, e-mail:volodka85_85@mail. ги

Аннотация. В статье рассмотрена деятельность общественных объединений по изучению истории и культуры петербургского казачества. Отмечены история казачества и потенциал краеведческих исследований в формировании нового туристического продукта в таком крупном мегаполисе как Санкт-Петербург, потенциал которого как туристического центра раскрыт далеко не в полной мере.

Санкт-Петербург - один из крупнейших туристских цен-тровРоссии, принимающий ежегодно от шести до семи миллионов туристов. Объясняется это тем, что город обладает уникальными культурными и историческими брендами: «Памятник под открытым небом», «Столица Российской империи», «Город трёх революций» и т. д. На наш взгляд, туристско-рекреационный потенциал Петербурга не раскрыт даже наполовину. Не реали-

экологический туризм гидротехнические сооружения скандинавская ходьба экономика туризма
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты