Спросить
Войти

ЭТНОСОСЛОВИЕ РУССКИХ В НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Автор: указан в статье

„ „ вопросы НАЦИОНАЛИЗМА 2016 № 2 (2 6)

рустем вахитов

ЭтносословиЕ русских В

НАЦИОНАЛЬНОЙ рЕспублИКЕ РФ

(На примЕрЕ Республики Башкортостан)

1. Сословия и этносословия

В отечественной социологии уже в начале 2000-х гг. была выдвинута концепция, согласно которой российское общество носит не классовый, а сословный характер (см. работы С.Г Кордонского)1. Под сословиями в этой концепции понимаются социальные группы, наделяемые государством определенными привилегиями (ресурсами) и обязанностями (служениями) в соответствии с законами, подзаконными актами или традицией (это понимание отличается от понимания сословий, укоренившегося в исторической науке, хотя архаические сословия можно рассматривать как частный случай сословий в широком смысле).

Необходимым условием существования сословий является раздаток — система нерыночного распределения жизненно важных материальных и духовных благ государством, согласно господствующим в данном обществе представлениям о социальной справедливости и задачам, поставленным господствующей идеологией. Экономический раздаток был описан и проСтатья входит в сборник Р.Р. Вахитова «Национальный вопрос в сословном обществе. Этносословия современной России», который готовится к выходу в свет при поддержке Фонда социальных исследований «Хамовники» (г. Москва).

1Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

анализирован в теории О.Э. Бессоновой2.

Такими сословиями (в широком смысле) являются гражданские чиновники разных рангов, военные, правоохранители, но также и бюджетники, члены финансируемых государством творческих союзов и вообще всевозможные льготники — от жителей закрытых городов до детей-сирот. Эти сословия отличаются от сословий традиционного общества главным образом отсутствием передачи привилегий по наследству, но в периоды упадка идеократических механизмов государства имеется и тенденция превращения этих служебных сословий и в сословия в архаическом смысле (например, когда дети муниципальных чиновников тоже становятся муниципальными чиновниками). Сословия противостоят классам — группам, возникающим при рыночном и квазирыночном распределении духовных и материальных благ без помощи государства и разделяющимся по уровню потребления их членов. Таковы высший, средний и низший классы современного западного общества. Сословия и классы3 существуют и на Западе, и в России, но на Западе превалирует классовая структура, а в России — сословная.

В одной из предыдущих работ4, раз2 Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России. М., 2006.

3 В указанном смысле.
4 Вахитов Р.Р. Этносословия в советском
114

вивая эту концепцию, я ввел понятие «этносословия». Этносословия — это сословия, образованные по этническому признаку. Они не совпадают ни с этносами, ни с нациями. Этносы — это культурные общности, членов которых объединяют язык, культура, представления об истории и т.д. Они могут и не иметь привилегий, полученных от государства, и тогда они не будут эт-носословиями. Нации же совершенно противоположны этносословиям, потому что представляют собой институты гражданского общества и предполагают существование классов. Нация — самоуправляющееся политическое сообщество, и в этом смысле она самодостаточна5, тогда как этнососло-вие получает свои привилегии от государства, которое является внешним по отношению к нему, то есть этнососло-вия, даже если они и располагают элементами самоуправления, вмонтированы в некое возвышающееся над ними государство.

Этносословия существуют и на Западе (например, американские индейцы, которые имеют в США множество государственных привилегий, начиная с права на бесплатное высшее образование и кончая правом на открытие игорного бизнеса в резервациях), но в нашей стране этносословность стала основой этнической политики государства. Так называемые национальные республики в составе РФ суть не что иное, как ансамбли этносословий и сросшихся с ними сословных корпораций, осваивающих выделенные государственные ресурсы6.

обществе (на примере этносословия башкир в БАССР) // Отечественные записки. 2012. №1.

5 См. об этом работу Крейга Калхауна «Национализм» (М., 2006). Из отечественных авторов об этом пишут С. Сергеев, К. Крылов, М. Ремизов, П. Крупкин и др.
6 Теорию этносословий развивает П.Л. Крупкин, но на свой лад, отказавшись от термина «этносословие» и заменив его поняВ одной из своих работ я проанализировал титульное7 сословие национальной республики на примере башкир в республике Башкортостан8. Однако было бы большим упрощением считать, что в нацреспубликах существуют лишь титульные этносословия. В целях сохранения этнического баланса и предотвращения конфликтов на этнической почве республики создают другие, нетитульные этнососло-вия, наделяя определенными привилегиями (конечно, меньшими, чем те, что предназначены для титульного этно-сословия) представителей других этносов или тех, кто позиционирует себя как таковых. Среди прочих создается и этносословие русских. Оно представляет большой интерес для исследователя. В «губернских» субъектах федерации русские не являются этно-сословием (что, на мой взгляд, спровоцировало появление политического русского национализма)9, это сугубо принадлежность нацреспублик. Изучение этого феномена не только поможет лучше понять механизмы стабильности нацреспублик, но и попытаться предвосхитить будущее русского «национализма».
2. Этносословие русских: дефиниция

Итак, этносословием русских мы будем называть социальную группу,

тием «этнокорпорация». Я употребляю термин «корпорация» в другом смысле.

7 Этносословие, центральное для республики, собственно, она и создана для поддержания его бытия.
8 Вахитов Р.Р. Структура постсоветского этносословия (на примере этносословия башкир Республики Башкортостан). Входит в указанный готовящийся к выпуску сборник.
9 Так как основной его лозунг — предоставление русским привилегий, то есть превращение их в титульное этносословие России. Здесь возникает вопрос о соотношении отечественного национализма с западными «аутентичными» национализмами. Он выходит за рамки этой статьи.

создаваемую государством путем наделения определенным объемом привилегий либо этнических русских, либо тех, кто позиционирует себя как русских «по культуре» и признается таковыми обществом. Привилегии эти указываются в законах, подзаконных актах (указах, приказах по госорганам, инструкциях, федеральных и региональных целевых программах и т.д.) либо сохраняются в общественном сознании в рамках политической традиции.

Как я уже упоминал, этносословия русских существуют только в нацре-спубликах России. Федеральные законы и подзаконные акты предполагают распределение государственных ресурсов носителям русского языка, при этом их национальность в документах не оговаривается10.

Рассмотрим этносословие русских в одном из субъектов РФ — Республике Башкортостан (Башкирии)11. Его можно разделить на ряд подсословий, в зависимости от характера выделяемого ресурса и типа служения12. Одним из самых главных подсословий, конечно же, является подсословие госслужащих.

3. Подсословие госслужащих

Еще в советские времена положение русских в национальных республиках России (тогда — автономных республиках РСФСР) имело определенную специфику. Так, были негласные квоты на занятие определенных должностей в советских и партийных органах этническими русскими. К примеру,

10 См. Закон о государственном языке Российской Федерации. URL: http: // www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_53749/
11 Выбор определен местожительством автора и владением им местным материалом.
12 Далее я выделил несколько подсословий,

конечно, их больше, я говорю лишь о тех, по

которым располагаю эмпирическим материапервый секретарь обкома КПСС (реальная власть в республиках принадлежала обкомам партий, а не Верховным советам этих республик, как значилось в конституции) обязательно был представителем титульной национальности, а вот второй секретарь — русским, причем назначался он не из местных русских, а из Москвы. Такова же была практика в союзных республиках, только там речь шла не об обкоме, а о ЦК нацкомпартии13. Кроме того, почти при каждом номенклатурном руководителе коренной национальности был «надзирающий за ним» русский заместитель. Не говоря уже о том, что руководство КГБ и военное руководство в автономных и союзных республиках было в основном русское, а немногочисленные «нацкадры» были обрусевшие, получившие образование в Москве, говорящие только по-русски и как правило женатые на русских14.

Таким образом, можно было говорить о квотировании определенных мест в госструктурах за русскими в нацреспубликах.

Что касается Башкирской АССР, то в ней сложилась следующая традиция. Существовали четыре ключевые должности в иерархии руководства автономной республики: первый секретарь обкома, председатель Совета министров, председатель Верховного совета, председатель горисполкома столицы республики — города Уфы. После войны и до эпохи перестройки не было ни одного случая, чтобы первым секретарем башкирского обкома был русский (Вагапов С.А. — 1946-1953, Нуриев З.Я. — 1957-1969, Шакиров М.З. — 1969-1987, Хабибуллин Р.Х. — 1987-1990). Но, конечно, должность второго секретаря обязательно была закреплена за русским. В 1990 году на пост первого секретаря был назначен Игорь Горбунов, который был на нем

13 См.: Восленский М. Номенклатура. М., 1991. Глава 6.
14 Там же.

до 1991 года, но к тому времени это уже давно не был пост «руководителя республики», власть уже перешла к Верховному совету, которым руководил будущий первый президент Башкортостана Муртаза Рахимов.

Пост председателя Совета министров также занимали башкиры или татары (Уразбаев Н.Р. — 1946-1951, Набиуллин В.Г. — 1951-1962, Акна-заров З.Ш. — 1962-1986, Миргазя-мов М.П. — 1986-1992). При этом среди заместителей председателя совмина и министров обязательно были представлены русские.

На посту председателя Верховного совета также русских не было вплоть до 90-х гг. (Кадыров И.Г. — 1947-1955, Нуриев З.Н. — 1955-1959, Тимер-газин К.Р. — 1959-1963, Исмагилов З.Г. — 1963-1975, Гирфанов В.К. — 1975-1979, Мирзагитов А.М. — 19801989, Рахимов М.Г. — 1990-1993).

Зато председателями горисполкома Уфы за все советские годы башкиры и татары были лишь дважды (Ва-леев А.Х. — 1969-1983, Рахматуллин Р.Х. — 1983-1987). Не только после войны, но и до войны на эту должность назначались за указанными двумя исключениями только русские. Это и понятно: Уфа — бывший русский губернский город, даже после превращения ее в столицу Башкирской республики и притока в нее башкир из сельских районов количество русских в ней всегда превышало количество башкир (даже в 1979 году башкир в Уфе было меньше, чем русских, почти в 5 раз)15.

Итак, в советские годы одна из четырех ключевых руководящих должностей в республике была зарезервирована за русскими, и, как правило, это была должность руководителя столицы республики — города Уфы.

Приход к власти М.З. Рахимова и начало «эпохи суверенитета» принесли

определенные изменения. Москва перестала присылать своих представителей на ключевые места в республиках. Постепенно башкиры на разных уровнях госслужбы стали теснить русских. По заявлению социолога М.Д. Киекба-ева, сделанному в конце 90-х г.: «Если в элите 1986 года башкиры составляли 44,7%, то в руководстве 1990-1991 годов достигают уровня 50%, а в 1995 и 1999 годах контролируют уже 55,6% и 56,6% состава соответственно. Происходит "нацификация"»16.

М.З. Рахимову одно время удалось даже вытеснить русских из руководства местного МВД, которое формально назначалось Москвой и должно было подчиняться ей. Главой МВД по республике стал Р.У. Диваев17, про которого в 2003 г. тогдашний министр внутренних дел Б. Грызлов в своем приказе писал: «Диваев и его заместители направляли деятельность своего ведомства на выполнение распоряжений региональных органов власти, зачастую противоречащих федеральному законодательству, позволили МВД республики быть втянутым в разрешение хозяйственных и политических споров между региональными и федеральными структурами, а также в криминальные схемы»18. Однако в 2008 году в рамках кампании по укреплению федеральной вертикали главой МВД по РБ был назначен Игорь Алешин и, если верить прессе, в местном отделении МВД была произведена кадровая чистка, в результате которой процент башкир заметно уменьшился. Что же касается гражданской госнаселения

_ 15 Всесоюзная перепись

116 1979 г. Демоскоп. Электронный ресурс: http: _ //demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php
16 Не все так хорошо как говорят витии. Как живется русским в Башкирии? URL: http: //www.voskres.ru/articles/sobinfo1.htm
17 Р. Диваев был татарин, и вообще МВД в Башкирии называли «татарским ведомством», но при этом он входил в клан Рахимовых и отстаивал интересы этносословия башкир.
18 Антикомпромат Ру. URL: http: //www. anticompromat.org/rahimov/divaibio.html

службы, то здесь башкиризация была еще более явной.

Однако при этом на отдельные ключевые посты стали назначать и русских. Обычно это объясняют тем, что таким образом режим Рахимова стремился избежать обвинений со стороны федерального центра в национализме в кадровой политике. Это, конечно, верно, но можно добавить, что сыграло свою роль и «давление снизу» со стороны небашкирского чиновничества и кандидатов в чиновники. В Башкирии 37% населения составляют русские, закрыть для них путь во власть — значит спровоцировать революционную ситуацию.

Разумеется, пост президента республики (с недавних пор официально называемого главой) был зарезервирован за представителями «титульной национальности». По Конституции РБ существует языковой ценз для занятия должности президента, кандидат должен владеть башкирским языком19. По закону это не закрывает для русского путь к данной должности, но фактически сдать языковой экзамен такого уровня даже для городского башкира, выросшего в смешанной языковой среде, трудно. За новую историю президентами Башкирии были Муртаза Рахимов и Рустэм Хамитов. Первый — представитель «кугар-чинского клана» башкирской элиты, второй хотя и не принадлежит к местной башкирской элите и воспринимается ими как «московский варяг», активно позиционирует себя как башкира (в свою очередь башкирские националисты уличают его в татарском происхождении). Председателем прави19 Статья 86 гласит: «Глава Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан», а в статье 1 помимо прочего сказано: «...Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки». URL: http: //constitution.garant.ru/ region/cons_bashkor/chapter/1/

тельства Башкирии с 1992 по 1994 год был Анатолий Копсов, ушедший с этой должности в Совет Федерации России. Среди следующих шести его преемников (Бакиев, Байдавлетов, Сарба-ев, Хамитов, Илимбетов) уже русских не было. В настоящее время должность председателя правительства занимает Рустэм Хамитов, совмещающий ее с должностью главы республики.

Зато на должности председателя местного парламента были и остаются только русские. С 1993 по 1995 год эту должность, которая тогда еще именовалась «председатель Верховного совета республики», занимал Юрий Демин, в 1995 году вместо Верховного совета было создано Госсобрание (курултай) республики, и его председателем стал Михаил Зайцев, который оставался главой Госсобрания до 1999 года, в 1999 году его сменил Константин Толкачев, который остается на должности до сих пор. Можно заключить, что должность председателя местного парламента зарезервирована за представителями этносословия русских.

На посту мэра Уфы (именующегося теперь главой городской администрации) также дважды за постсоветский период были русские — с 1992 по 1995 год Михаил Зайцев (который до этого занимал тот же пост — председателя горисполкома с 1987 по 1992) и с 2003 по 2011 г. — Павел Качкаев, ушедший с этой должности в Госдуму РФ.

Итак, в годы «суверенитета» на фоне башкиризации низшего и среднего звена бюрократии в РБ, где преобладают башкиры и татары, позиции русских чиновников в высшем слое бюрократии усилились. В отличие от советских времен, когда русские из числа местной элиты могли претендовать разве что на должность председателя горисполкома Уфы из числа четырех ключевых должностей республики, теперь они получили право на занятие «по молчаливой традиции» должности руководителя местного парламента и,

117

кроме того, могут претендовать по-прежнему и на место мэра (хотя дважды за постсоветскую историю его теряли). В начале 1990-х гг. в Башкирии вообще была уникальная ситуация, когда русские чиновники в течение одного года занимали три ключевые позиции в республике: при президенте-башкире М.Г. Рахимове в 1993-1994 гг. главой правительства был Анатолий Копсов, главой парламента — Юрий Демин, мэром Уфы — Михаил Зайцев.

Следует подчеркнуть эту парадоксальную тенденцию, которую мы обнаружили, анализируя события недавней истории, и которая идет вразрез с распространенным стереотипом. По мере усиления башкиризации и суверенизации доля русских на ключевых должностях высшей бюрократии республики возрастает (видимо, по мере того, как она падает на низшем и среднем уровне, но последнее предположение нуждается в эмпирической проверке); здесь показателен пример с началом 90-х, когда республика фактически не зависела от центра и даже не высылала туда налоги и когда русские занимали три ключевые должности из четырех. И наоборот, десуверенизация приводит к уменьшению доли башкир на низших и средних уровнях за счет увеличения там количества русских, но к уменьшению доли русских на ключевых высших должностях: при ставленнике федерального центра президенте Хамитове русские утеряли традиционную для них должность мэра Уфы, которым стал Ирек Ялалов.

Социологические исследования такого рода не проводятся, и трудно привести точные цифры, но по нашему предположению20 в целом сейчас21 русские занимают от четверти до трети должностей на гражданской госслужбе в республике. Так, среди семи

20 Подтверждаемому данными анонимного устного интервью с высокопоставленным гражданским госслужащим.
21 Статья писалась в 2015 г.

заместителей действующего премьер-министра РБ двое (Шаронов Дмитрий Владимирович, Нагорный Владимир Александрович) русские22. Среди министров русскими являются министр земельных и имущественных отношений (Гурьев Е.А.), министр жилищно-коммунального хозяйства (Афонин С.И.), министр молодежной политики и спорта (Иванюта А.И.), министр промышленности и инновационной политики (Карпухин А.И.), министр сельского хозяйства (Коваленко Н.А.), министр экономического развития (Новиков С.В.), т.е. 6 из 14, почти половина. Иногда можно встретить утверждения, что это — второстепенные должности, но это также не совсем верно. Так, председатель администрации главы (до этого — президента) — Сергей Молчанов, его заместитель по внешней политике — Максим Михайлов. До этого председателем администрации президента был Владимир Балабанов. Министром экономического развития до Новикова был Евгений Маврин, а эта должность в правительстве одна из ключевых. В 2010-2012 гг. государственным советником при Президенте РБ Муртазе Рахимове был Сергей Лаврентьев.

Итак, в Башкирии существует под-сословие госслужащих этнососло-вия русских. Русские по происхождению чиновники могут рассчитывать на получение определенных должностей в том числе и благодаря этнической принадлежности (поскольку во власти обязательно должны быть представлены и русские). Перед нами выделенный государством ресурс для данной группы, которая именно в силу того превращается в этносос-ловие. Однако права этого подсосло-вия не указаны в законах и подзаконных актах и существуют в силу негласной политической традиции, ко22 См. состав правительства РБ на сайте правительства. URL: http: //www.pravitelstvorb. ru/ru/government/structure.php

торая, правда, устойчиво воспроизводится.

4. Подсословие общественников

Еще при президенте М.З. Рахимове в Башкирии возникли этнополити-ческие общественные организации, такие как Всемирный курултай башкир, Республиканское общественное объединение «Съезд татар Башкортостана», Общественная организация «Ка-наш (съезд) чувашей республики Башкортостан» и др. Они представляют собой провластные общественные объединения, члены которых получают политическую, медийную, карьерную и в определенной форме финансовую поддержку от республиканского руководства. В их обязанности входит демонстрация межнациональной гармонии в республике, поддержка национальной политики руководства и в то же время действительное развитие репрезентируемых национальных культур, действительное налаживание механизмов межнационального сосуществования, действительное сдерживание национализмов. Иначе говоря, им полагаются определенные привилегии, но на них наложены и определенные обязанности. Фактически — это не что иное как определенные подсосло-вия соответствующих этносословий.

В 1998 году была создана и аналогичная организация русских — Собор русских Башкортостана (СРБ). СРБ имеет несколько региональных отделений в городах и районах Башкирии, управляется исполкомом во главе с председателем. Исполком включает в себя комитеты по культуре, молодежной политике, спорту и туризму, межнациональным отношениям, по социальным проблемам и проблемам семьи, по редакционно-издательской деятельности, по предпринимательству. В руководство организации входит также ответственный за организацию работ по сохранению памятников культуры и ответственный по связям с Уфимской митрополией РПЦ МП.

Исполком избирается съездом. С 1998 года было проведено 4 съезда (причем перерыв между первым и вторым съездом составил 13 лет, так что в правление Рахимова съезды, кроме учредительного, не проводились). В руководстве СРБ представлены все сколько-нибудь заметные фигуры системной русской общественности республики (госслужащие районного, городского и республиканского уровней, депутаты местного парламента, ученые, писатели, директора школ и учителя русского языка и литературы, руководители русских фольклорных творческих коллективов и музеев, руководители СМИ, предприниматели, священники РПЦ, общественники и т.д.).

О численности СРБ можно судить по тому, что его 2-й съезд насчитывал около 300 делегатов от региональных отделений (по одному делегату от 4500 человек)23.

Руководство Собора заседает в Доме дружбы народов, расположенном в центре Уфы, где располагаются и другие национально-культурные общественные организации, в том числе Ассамблея народов Башкортостана, в которую входит на правах коллективного члена СРБ. Члены этой ассамблеи (руководители соответствующих организаций) входят в общественный совет при главе (ранее — президенте) Башкирии.

Организация не имеет своего печатного органа, лишь сайт в Интернете, но зато ее деятельность регулярно освещается республиканскими СМИ: газетами, журналами, радио, телевидением.

Главной целью организации объявляется «объединение усилий русской общественности Республики Башкортостан для формирования и распространения идей духовного единства,

23 Башкортостан собирает русских. URL: http: //journalufa.com/1610-bashkortostan-sobiraet-russkih.html

дружбы народов Башкортостана, патриотизма, любви к родному краю и его народам, ко всей великой России»24.

Собор в связи с выполнением этой цели ставит перед собой следующие задачи: распространение знаний о жизни русских в Башкирии, проведение научно-исследовательской работы по актуальным вопросам русских Башкирии, содействие краеведческому движению, содействие сохранению русского языка, обычаев, промыслов, культуры русского народа в Башкирии, взаимодействие с православной церковью с целью развития православной культуры и духовности в среде русских Башкирии, содействие в выработке механизмов правового регулирования межнациональных отношений, равного участия народов в духовной, экономической, политической жизни региона25. Несмотря на общую поддержку Собором православия, некоторых его функционеров упрекали в Интернете в пропаганде славянского неоязычества26.

СРБ организует различные мероприятия. Прежде всего это научные конференции. Приведем несколько их тем: «Русский язык в эпоху глобализации мира»27, «Русский язык, история и культура в дохристианский период», «Русский язык, история и культура на стыках эпох». Среди организаторов конференций кроме СРБ значатся Министерство культуры РБ и Министерство образования РБ. В выставочном зале СРБ проводятся выставки картин (так, в октябре 2015 г. проводилась выставка картин Н. Рериха)28. Собор про120

24 http: //www.soborrusbash.ru/?page_ id=16
25 Цели и задачи СРБ. Собор русских Башкортостана. Официальный сайт: http: //www. soborrusbash.ru/?page_id=16
26 Чудинология. Живой журнал. Электронный ресурс: http: //chudinologia.livejournal. com/427220.html
27 Так в оригинале.
28 Сегодня картины Николая Рериха увидеводит праздники русской песни и частушек29, участвует в Международных аксаковских празднествах, ежегодно проходящих в Башкирии (на малой родине С.Т. Аксакова), организует литературные марафоны, конкурсы чтецов, мероприятия, посвященные юбилеям русских классиков, агитирует за подписку на русские газеты и журналы в районах республики.

Мероприятия проводятся за счет республиканского бюджета, как правило, через министерства и ведомства, которые курируют мероприятия Собора (Министерство культуры РБ и Министерство образования РБ). Финансирование гораздо более скромное, чем финансирование «титульных организаций» (по сообщениям СМИ, на проведение 2-го съезда Собора в 2011 году было выделено из бюджета республики 500 000 рублей)30.

Судя по заявлениям бывшего руководителя Собора генерала Тимофея Азарова31 (снятого с должности после его критики национального героя башкир Салавата Юлаева)32, руководство Собора не финансируется из госбюджета и не имеет привилегий (например, лишено служебных автомобилей). Однако его предшественника на этом посту — Владимира Самородова оппозиция обвиняла в том, что «клан Рахимоли учащиеся МБОУ СОШ №98. URL: http: // www.soborrusbash.ru/?p=932#more-932

29 В Башкортостане прошел XIII Межрегиональный праздник русской песни и частушки. URL: http: //nko-pfo.ru/10386
30 Башкортостан собирает русских. URL: http: //journalufa.com/1610-bashkortostan-sobiraet-russkih.html
31 Какую дружбу народов мы имеем в виду? Интервью Т. Азарова газете «Единая Россия. Башкортостан». URL: http: //journalufa. com/2616-kakuyu-druzhbu-narodov-my-imeem-v-vidu.html
32 Вахитов Олег. Тимофей Азаров снялся с караула Собора русских Башкортостана. URL: http: //www.kommersant.ru/ doc/1878005

ва» субсидировал его, в частности, посредством премий33. Если это верно, то можно предположить, что субсидирование руководства Собора, и без того крайне скудное, полностью прекратилось с концом «эпохи суверенитета» и приходом второго президента (главы) РБ — Рустэма Хамитова.

В политическом отношении для СРБ характерна поддержка республиканской власти. Уже на первом учредительном съезде (конгрессе) делегаты поддержали кандидатуру М.Г. Рахимова на проводившихся в том году выборах президента РБ34, где одним из главных его соперников мог стать кандидат от русской внесистемной оппозиции Александр Аринин (затем не допущенный к регистрации), критиковавший Рахимова за политику башкиризации. Руководство Собора мотивировало свою поддержку Рахимова тем, что он проводил «взвешенную» и «продуманную» национальную политику.

В 2011 году тогдашний руководитель СРБ Тимофей Азаров помог новоиспеченному главе республики Ру-стэму Хамитову погасить скандал, связанный с национальным вопросом. При встрече с Д.А. Медведевым студент из Башкирии пожаловался последнему (в тот период Президенту России) на национализм в Башкирии. Т. Азаров «от лица русских Башкирии» заявил: «На прошедшем накануне заседании Исполкома Собора русских Башкортостана мы сочли необходимым проинформировать Президента России о реальном положении дел, о том, что никакой межнациональной розни и напряженности в нашей республике на самом деле нет»35.

33 Швецов Николай. О шакалах среди русских. URL: http: //journalufa.com/973-o-shakalah-sredi-russkih.html
34 Об учреждении республиканского общественного объединения Собор русских Башкортостана. URL: http: //docs.pravo.ru/ document/view/27520931/27652313/
35 Собор русских доложил президенту РосРуководители Собора традиционно встречают высших глав российского государства, приезжающих в Уфу, и произносят слова о дружбе народов и национальной гармонии в республике.

В связи с этим внесистемая русская оппозиция объявляет Собор «созданной властями марионеточной общественной организацией»36. Однако это не совсем верно. В действительности мы имеем дело не только с отношениями «патрон-клиентского типа», но и с определенным административным торгом. Даже в самые сложные для русских годы «суверенитета» руководство Собора, соглашаясь поддерживать местную власть и декларировать об успехах национальной политики в регионе, все же стремилось получить взамен нечто полезное для русской общественности в Башкирии. Так, они добились от Муртазы Рахимова создания в республике «толстого» литературного журнала на русском языке, который финансируется из госбюджета (аналогов такого рода изданий в большинстве «русских регионов» нет, там издание литературных журналов — частное дело самих литераторов). Кроме того, некоторая доля истины в дежурных словах о «взвешенности» нацполитики Рахимова также была. Оппозиция пыталась представить Муртазу Рахимова как проводника политики башкирского национализма, что неверно. С башкирскими националистами у Рахимова также были серьезные разногласия и натянутые отношения. Скорее, он манипулировал ими и использовал как аргумент для торга с Москвой. Процесс башки-ризации по сравнению с татаризацией в соседнем Татарстане был довольно

сии: «Национализма в Башкирии нет!» URL: http: //journalufa.com/1918-sobor-russkih-dolozhil-prezidentu-rossii-nacionalizma-v-bashkirii-net.html

36 Не все так хорошо, как говорят витии? Как живется русским в Башкирии? URL: http: //www.voskres.ru/articles/sobinfo1.htm

умеренным (например, башкирские националисты возмущались малым количеством телевещания на башкирском языке на местном телевидении, которое действительно сводится к нескольким часам в день)37.

Нельзя и сказать, что Собор полностью конформистская организация. Руководство Собора выступало против установления в Уфе памятника Ахмет-Заки Валиди — лидеру башкирских националистов начала ХХ века, непопулярному среди татар и русских Башкирии, и никаких репрессий со стороны властей не встретило. Правда, до этого главу Собора генерала Азарова принудили к отставке из-за критики национального героя башкир Салавата Юлаева и преподавания в школах Башкирии башкирского языка. Видимо, перед нами границы свободы провласт-ной организации. В число руководства Собора входят общественники, связанные с внесистемной русской оппозицией. В реальности Собор — своего рода буфер между властной элитой республики и внесистемной русско-националистической оппозицией. Через него власть и оппозиция «прощупывают друг друга», выслушивают противоположную сторону, «вбрасывают» идеи и предложения.

СРБ был и остается этносослов-ной структурой, вписанной в республиканский механизм раздачи ресурсов. Его руководство включено в расширенный список номенклатуры республики (пусть и не в первый ее эшелон), пользуется медийной поддержкой, может рассчитывать на помощь в карьерном смысле в рамках респу122

37 Даже к 2012 году, когда эпоха суверенитета уже пережила свой апогей и завершилась, на канале Башкирское Спутниковое Телевидение вещание на башкирском и других национальных языках составляло 5-7 часов в сутки, на что башкирские националисты из организации «Кук-буре» жаловались президенту Хамитову. URL: http: //www.kyk-byre. ru/286-za-bashkirskoe-televidenie.html

блики. Ему достается и часть, хотя и весьма скудная, финансовых ресурсов. Но при этом оно не просто поддерживает власть, но и пытается с этой власть торговаться, обеспечивает связь власти и оппозиции, тем самым, несмотря на свою малочисленность, играя важную роль в республике.

5. Подсословие деятелей культуры

В Башкирии еще с советских времен существуют творческие союзы, среди которых один из самых значимых — Союз писателей. Еще с советских времен в этом союзе было три секции: башкирская, татарская и русская. Русская секция включает в себя литераторов, которые не обязательно являются по происхождению русскими, но обязательно позиционируют свою приверженность к русской культуре и воспринимаются в республике именно так.

Значительные привилегии, которые в советские времена имели официальные писатели, конечно, давно ушли в прошлое. Союз писателей (отделение общероссийского «ганичевского» Союза писателей России) теперь является общественной организацией, которая формально существует на взносы. Фактически ситуация несколько иная. В Башкирии при президенте Рахимове был принят закон РБ «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» (№191-з)38 (кстати, столичные творческие работники давно добиваются от федерального правительства такого же закона, но безуспешно). Согласно этому закону государственные органы РБ предоставляют зарегистрированным в законном порядке творческим союзам, например, такие права:

38 Закон РБ «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» (№191-з) // Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и научно-технической документации. Электронный ресурс: http: //docs.cntd.ru/document/935102923

- выдвигать кандидатуры на государственные премии, награды и почетные звания,

- вести коммерческую деятельность в рамках заявленных уставных целей,

- иметь налоговые льготы вплоть до освобождения от некоторых налогов,

- получать целевое финансирование (в виде государственных грантов) на программы деятельности творческих союзов, проведение мероприятий, а также на поддержку отдельных творческих работников,

- получать от государства в аренду и безвозмездное пользование здания, служебные помещения, помещения для студий, мастерских и т.д.,

- получать от государства земельные участки для размещения учреждений отдыха (домов творчества),

- получать от государства кредиты для строительства зданий, служебных помещений, учреждений отдыха и т.д.

Члены творческих союзов имеют также по этому закону право на дополнительную жилплощадь до 20 кв. метров в случае отсутствия мастерской и работы дома.

В рамках Союза писателей действует отделение Литературного фонда России. Через Литфонд осуществляется материальная поддержка писателей и их семей (оплата командировок, еди-норазовая материальная помощь, организация и оплата похорон, помощь членам семей покойных писателей).

Разумеется, значительная часть льгот и привилегий достается башкирской секции, которая после 1991 стала самой многочисленной, но часть достается и другим секциям.

Наконец, самое главное, что получают русские писатели, вступая в башкирское отделение Союза писателей России, — возможность опубликовать книгу в государственном издательстве. Большинство современных литераторов вынуждены публиковаться за свой счет, а тут — совершенно официальное издание, которое будет распространяться через сеть госмагазинов, да еще за него и гонорар заплатят.

Союз писателей тесно связан с центральным республиканским государственным издательством (ГУП Башкирское книжное издательство «Ки-тап» им. З. Биишевой), финансируемым из республиканского бюджета. В советские времена оно просто печатало книги членов СП по специальной разнарядке. Теперь, поскольку СП превратился из государственной в общественную организацию, схема усложнилась. При президенте (с недавних пор — главе) РБ существует Комиссия по книгоизданию, которая занимается формированием государственного заказа на издание литературы. Госзаказ формируется на основе заявок юридических и физических лиц республики, которые подаются в издательство «Ки-тап», где они регистрируются, систематизируются, проходят экспертизу, согласуются с Агентством по печати и СМИ РБ и затем уже поступают в Комиссию для окончательного решения. Обязательной инстанцией, участвующей в экспертной оценке, является Союз писателей РБ. Вместе с тем Союз писателей — одно из основных юридических лиц (наряду с органами власти), которое направляет заявки в издательство, естественно, рекомендуя для публикации рукописи своих членов. Таким образом, сосредоточив в своих руках подачу заяв?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты