Спросить
Войти

ПАМЯТЬ НАРОДА: ГЛАВНЫЙ ХРАМ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: указан в статье

■ SIS&i®*

УДК 94(470) + 394

ПАМЯТЬ НАРОДА: ГЛАВНЫЙ ХРАМ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE MEMORY OF THE PEOPLE: THE MAIN TEMPLE OF THE ARMED FORCES

OF THE RUSSIAN FEDERATION

© Гурьянов Константин Валентинович

Konstantin V. Guryanov кандидат технических наук, доцент, Почётный сотрудник МВД России, преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, юридический колледж (г. Саратов).

PhD (Technical), Associate Professor, Honored worker of the Russian Interior Ministry, lecturer, Saratov State Law Academy, Law College (Saratov).

И gur_57@mail.ru

Аннотация. Приводится краткий анализ истории возникновения идеи строительства Главного Храма Вооружённых Сил Российской Федерации, нормативно-правовой базы по теме официального воссоздания института военного духовенства и стремления удовлетворить права военнослужащих на вероисповедание.

1 Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» (Московская область, Одинцовский район, 55 км Минского шоссе) официально открылся 16 июня 2015 года; за сравнительно небольшой период работы стал популярным местом отдыха.
75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» будет возведён Главный храм Вооружённых Сил России в память о защитниках Родины1.

В России испокон веку возводились храмы в память о защитниках Родины, а воинский долг всегда находился в поле зрения служителей Церкви. Религия выполняла роль духовной опоры государства, обосновывала необходимость воинского долга, освящала ратный труд, призывала к его достойному выполнению, а в воинском служении государству видела важный фактор его защиты и безопасности.

В настоящее время открывается новая страница истории Отечества и русского оружия, взаимодействия

Abstract. A brief analysis is made of the history of the emergence of the idea of building the Main Temple of the Armed Forces of the Russian Federation, the regulatory framework on the theme of the official re-establishment of the institute of military clergy and the desire to satisfy the rights of servicemen to religion.

Церкви и Армии - впервые в истории России будет воздвигнут Главный храм Вооружённых Сил России (рис. 1).

Это будет Храм в честь Воскресения Христова2, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны.

Говоря о Главном храме Вооружённых Сил России необходимо отметить, что в последние годы со стороны государственной власти и военного управления были разработаны конкретные меры для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

В научной литературе, историографии в настоящее время немало работ посвящён-ных военным храмам, начиная с известной работы Г. А. Цитовича [11] и заканчивая современными научными и диссертационными исследованиями А. Г. Баимова, С. А. Бурьянова,

A. А. Вихревой, Н. Ю. Григорьева, Т. Н. Губской,

B. Д. Доценко, К. Г. Капкова, В. В. Клавинга,

C. А. Мозгового, Б. А. Скупова, Ю. В. Охотниковой,

2 Автор проекта Главного Храма ВС РФ - Смирнов Дмитрий Михайлович - генеральный директор ООО «Сретенские архитектурные мастерские» (г. Москва) архитектор, руководитель мастерской Сретенского монастыря.

Рис. 1. Проект Главного Храма Вооружённых сил Российской Федерации [6]

А. Г. Туманика и др. Эти работы посвящены развитию православного храмового строительства, вопросам архитектуры, социально-философским аспектам взаимодействия и взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации; в отдельных работах выражаются оценки строительства религиозных сооружений в военных частях с юридической точки зрения.

Отдельно следует отметить труды военных учёных А. Н. Каньшина, А. А. Крупника, И. Н. Кудинова, В. И. Лутовинова, А. А. Озерова, Ю. Н. Трифонова, В. М. Чугунова, И. М. Щёголева, которые в той или иной степени рассматривают влияние православной культуры на различные области воинской деятельности.

Отдавая дань уважения научным исследованиям указанных авторов, отметим, что в их исследованиях, естественно, не могли быть рассмотрены все существующие проблемы взаимодействия и взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации. Реальная жизнь требует новых исследований - по-прежнему актуально в России стоят вопросы совершенствования правовых основ взаимодействия Армии и Церкви в России, механизма взаимодействия армии с учреждениями религиозных конфессий, обновления форм и способов взаимодействия Вооружённых Сил и Церкви в современных условиях и т. п.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы, целью нашей работы является: на основе анализа теоретических источников и документов официального воссоздания института военного духовенства для удовлетворения прав военнослужащих на вероисповедание, рассмотреть этапы истории возникновения идеи строительства Главного

Храма Вооружённых Сил Российской Федерации и его современное состояние.

Объектом исследования в нашей работе выступает процесс взаимодействия Вооружённых Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви на современном этапе. Предметом исследования - тенденция развития процесса взаимодействия Вооружённых Сил России и Русской Православной церкви в современных условиях, история появления идеи возведения Главного Храма Вооружённых Сил Российской Федерации и опыт его строительства.

Впервые тему о взаимодействии религиозных конфессий и армии, возрождении в Вооружённых силах России института военного духовенства поднял патриарх Алексий II в 1992 году на первой конференции, посвящённой памяти Святого благоверного Великого князя Александра Невского, проходившей в стенах Академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

Начиная с этого времени в России постоянно проходили диспуты, дискуссии, конференции, военно-патриотические мероприятия, объединявшие учёных, военнослужащих и священнослужителей, различного рода учебные и учебно-методические сборы с привлечением к участию священников и военных. Вырабатывались решения, принимались постановления, высказывались предложения «за» и «против», но дальше этого дело не шло. В основном, по объективным причинам в российской армии. Во-первых, после распада Советского Союза, то есть смены общественно-политического строя образовался идеологический вакуум, что способствовало тому, что ни населению в целом, ни российской армии и церкви в частности было не до этого, все выживали, как могли.

■ г^®*

Во-вторых, в течении немногим более десяти лет - с начала 1990-х до начала 2000-х годов - в Вооружённых силах России сменилось восемь (!) министров обороны, среди которых был и Борис Николаевич Ельцин (и. о. Министра обороны Российской Федерации - с марта по май 1992 года). В-третьих, были сомневающиеся в необходимости такого взаимодействия армии и церкви на современном этапе - они были и в церковной среде, и среди армейского генералитета.

В отличие от армии, интерес различных конфессий к Вооружённым Силам стал проявляться более активно. Необходимо констатировать, что в обозначенном направлении церковь двигалась планомерно: начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей, появились новые общественные организации военнослужащих («Вера и мужество», «Движение за духовное возрождение армии», Ассоциация христиан-военнослужащих и др.). Эти организации провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.

Первыми официальными актами, закрепляющими сотрудничество между армией и религиозными организациями стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами и конфессиями. Именно таким документом стало Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 02 марта 1994 г. министром обороны РФ Павлом Сергеевичем Грачёвым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

08 апреля 1994 года в Управлении воспитательной работы Министерства Обороны России Постановлением Коллегии МО РФ «О мерах по усилению военно-патриотического воспитания военнослужащих и молодёжи в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации» была сформирована группа по связям с религиозными объединениями. 10 июня 1994 года. издана директива Начальника Генштаба ВС РФ в соответствии с которой в органах воспитательной работы видов Вооружённых Сил, родов войск, объединений и соединений введены должности офицеров по связям с религиозными объединениями.
16 июля 1995 года решением Священного Синода был создан Синодальный отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами - священники

РПЦ стали посещать воинские части и военные образовательные учреждения. Со временем стали налаживаться контакты и выстраиваться взаимопонимание.

Основой такого взаимопонимания стала государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», принятая 16 февраля 2001 года Правительством Российской Федерации. Первыми шагами на пути практического взаимопонимания и взаимоотношения Армии и РПЦ, более чем через десять лет, стала Всероссийской научно-практическая конференция «Отечество. Армия. Церковь», состоявшаяся 25 ноября 2003 года.

Слова приветствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам этой конференции объяснили длительность в реализации процесса взаимодействия Церкви и армии: «... Последствия духовных и нравственных разрушений эпохи государственного атеизма и богоборчества слишком масштабны, чтобы надеяться на лёгкий путь к возрождению традиций военно-патриотического воспитания. <...> ... радует, что, несмотря на все трудности духовного возрождения России, подавляющее большинство граждан чувствуют острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Церковью и государством, Церковью и армией.» [8].

Следствием действия Программы патриотического воспитания и реализации решений конференции «Отечество. Армия. Церковь» стало Заявление Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принятое 11 апреля 2006 года. В Заявлении, в частности говорилось: «.Как и во все времена, сегодня в армии несут службу наши близкие: отцы, сыновья, братья. Для нас, православных, небезразлична их жизнь и условия службы. Исполняя высокое служение Родине, они не должны лишаться права на полноценную религиозную жизнь. <.> На протяжении веков Россия имела славную традицию духовного попечения о военнослужащих. Во время войны священнослужители ободряли воинов, молились за них, делили с ними все тяготы военной службы. В мирное время они поддерживали и укрепляли дух солдат и офицеров. <...> Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института военного духовенства способно принести пользу государству и обществу. Сегодня в российской армии священнослужители традиционных для России религий могли бы участвовать в духовном, нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих...» [2].

Переломным и решающим моментом в сфере практической реализации взаимодействия и взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации можно назвать 2009 год. В адрес Президента России поступило обрарШ

щение от руководителей ведущих россииских конфессий о введении в Вооружённых Силах отдельного института воинских и флотских священнослужителей в интересах укрепления воинского духа и соблюдения конституционных прав верующих, пребывающих в армейских рядах. Принимая во внимание это обращение и тот факт, что отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания исключительно важны, затрагивают вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей человека, правил поведения в обществе, 21 июля 2009 года состоялось совещание при Президенте РФ по вопросам введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей [9].

Значительным фактором, приведшим к принятию конкретного решения о воссоздании института военного духовенства, стала твёрдая совместная позиция лидеров православия, ислама, буддизма и иудаизма в Российской Федерации по вопросу присутствия представителей традиционных религий в структурах военных частей. Достижение согласия по данному вопросу между религиозными лидерами конфессий привело к тому, что по результатам этого совещания в 2010 году официально был воссоздан институт военного духовенства и при военных частях появились должности помощников командира по работе с верующими военнослужащими (ПК РВВ), занимаемые священнослужителями разных конфессий.

Весной 2013 года в Военном университете Министерства Обороны Российской Федерации были открыты месячные курсы для вновь назначенных военных священников. В декабре 2013 года Священный Синод РПЦ утвердил «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации», в котором изложены общие задачи, обязанности и основные требования к военным священникам, определена организация их деятельности в войсках. В июле 2014 года пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси сообщала о более, чем 100 священнослужителях, назначенных на должности в войсках России.

В настоящее время религиозные организации стали использовать современные возможности в донесении духовных начал и укреплении моральных устоев в войсках с помощью современных форм - зарегистрировано официальное издание - журнал «Вестник военного и морского духовенства», появились сайты военно-религиозной тематики, проводятся вебинары.

В структуре Главного Управления по работе с личным составом МО РФ создан специальный орган - Управление по работе с верующими военнослужащими (УРВВ МО РФ). Подписан важный нормативно-правовой документ - Приказ Министра Обороны РФ № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооружённых Силах Российской Федерации» [5].

Весьма интересным моментом является то, что в разработке распорядка дня командиры подразделений получили право учитывать религиозный фактор и выделять верующим военнослужащим определённое количество времени для удовлетворения религиозных нужд.

Роль духовенства в российской армии была всегда велика, и руководство вооружённых Сил России планируют эту роль вернуть - дух солдата - это тоже оружие. Поскольку высшие формы боевой подготовки - героизм, готовность к самопожертвованию ради выполнения боевой задачи, ради своих товарищей. Дух солдата не может появиться на пустом месте - его нужно созидать и воспитывать целенаправленной и планомерной работой. И значительная роль в этом принадлежит как военным священникам, так и замполитам. Первый должен формировать у солдата веру в Бога, второй - веру в свою Родину, страну и правоту своего дела.

Отметим, что совершение отдельных обрядов в различных религиях требует наличия специального помещения, обставленного специальной религиозной утварью: храмов, мечетей, синагог и т. д. В силу специфики воинской службы, военнослужащие подчас лишены возможности посещать эти специальные помещения. В связи с этим в последние годы на территории военных частей возникла практика строительства военных храмов для военнослужащих этих частей.

04 сентября 2018 года на селекторном совещании с руководящим составом Вооружённых Сил России Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу объявил о решении постройки в парке культуры и отдыха «Патриот» уникального храма [3].

Министр обороны Российской Федерации заявил, что этот храм станет не только местом богослужений, но это будет и весьма серьёзный просветительский центр для военнослужащих. В этом центре планируется открыть музей, посвя-щённый церковно-армейским отношениям, кинолекторий и библиотеку духовной литературы. Кроме этого, там же будут проходить профессиональную подготовку группы штатных военных священников и сестёр милосердия. В комплексе будут проходить занятия с командным составом вооружённых сил, психологами, социологами и помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими.

Эта идея получила одобрение органов государственной власти, военного управления, общественности, священноначалия и уже через две недели, 19 сентября 2018 года прошла церемония освящения закладного камня нового храма. На церемонии присутствовали Президент России Владимир Владимирович Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (рис. 2).

Если вспомнить историю, то заметим, что до Петра I у русской армии специальной

Рис. 2. Церемония освящения закладного камня Главного храма Вооружённых Сил России 19 сентября 2018 года (фотография с официального сайта Президента Российской Федерации)

геральдической символики не существовало, и воинские знамёна заменяли иконы: икона укреплялась на древке и тем самым становилась воинской хоругвью. Русские войска сражались под вышитым золотом стягом Спаса Нерукотворного.

Центральная икона храма - Спас Нерукотворный - выполнена на совершенно уникальной деревянной осно-ве1 - комбинации фрагментов частей лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года - его подняли со дна Невы в 1974 году недалеко от домика импе1 Автор проекта центральной иконы Главного Храма ВС РФ - Михаил Леонтьев -главный художник ООО «Сретенские архитектурные мастерские» (г. Москва), иконописец.

Икона выполнена размером 98x84x10 см и помещена в бронзовый складень размерами в раскрытом виде 300x250x70 см, в сложенном виде - 300х1з6х70 см и массой около 100 килограммов. Изготовление иконы и складня осуществлено на личные средства Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина (рис. 4).

Колокола для главного храма Вооружённых сил отливали Воронежские мастера на колоколо-литейном заводе «Вера» (рис. 5). 18 колоколов изготовили за три месяца, последним отлили самый главный - 23 апреля 2019 года. Полностью звонница будет также готова к 9 мая 2020 года и её выставят в парке «Патриот». Самый больРис. 4. Президент России В. В. Путин, Министр обороны России С. К. Шойгу и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл перед освящением иконы «Спас Нерукотворный» [7]

шой благовест весит 10 тонн, самый маленький - 8 килограммов. Общий вес ансамбля из восемнадцати колоколов превысит 20 тонн.

На главные колокола-благовестники -они размеренными ударами сообщают о начале богослужения, - нанесены изображения святых и эмблемы войск. Воскресный колокол, весом 4,2 тонны, будет звонить во славу Сухопутных войск, он украшен иконой Александра Невского.

Рис. 3. Обратная сторона центральной иконы Главного Храма Вооружённых Сил России (фото с сайта «Комсомольская правда»)

ратора Петра I в Санкт-Петербурге и прикладов стрелкового оружия, которым солдаты защищали наше Отечество (рис. .3) [1].

Рис. 5. Отливка колокола на воронежском колокололитейном заводе «Вера» (фотография с официального сайта «Российской газеты»)

Рис. 6. Отлитые колокола и их фрагменты (фотографии с официального сайта «Российской газеты»)

1300-килограммовый будничный с великомученицей Варварой - посвящён Ракетным войскам стратегического назначения и т. д.

Главный, 10-тонный колокол (диаметр -2,4 метра, высота - 2,2 метра), - Праздничный, посвящён всей российской армии. На нём четыре иконы и 16 сцен Великой Отечественной войны: от обороны Брестской крепости до взятия Берлина (рис. 6).

Весь дизайн колоколов разработан в Даниловом монастыре, сцены Отечественной войны нарисовали в студии военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова.

07 мая 2019 года начался путь Главной иконы Главного храма ВС РФ - Спас Нерукотворный - по стране. В течение года, с мая 2019 по май 2020 года, Спас Нерукотворный провезут по соединениям и воинским частям российской армии, расположенным на всей территории России. Кроме этого, Главная икона побывает более чем в 120 городах и 150 храмах Русской православной церкви, для того, чтобы святыне могли поклониться не только российские военнослужащие, но и православные верующие в разных уголках нашей родины. Предполагается, что более 57 тысяч километров святыня преодолеет по земле, по воде, по воздуху. Завершит свой путь кона в Москве в Главном храме ВС РФ в 75-ю годовщину Великой Победы.

В качестве начала пути Главной иконы по стране был выбран кафедральный собор Святого Иоанна Предтечи в Керчи - старейший

каменный храм в Крыму. Датой начала пути стал день особого поминовения усопших - Радоница.

Прибытие Главной иконы Главного храма ВС РФ в Радоницу в кафедральный собор Святого Иоанна Предтечи стало вдвойне знаковым событием. Оно совпало, во-первых, с 75-ой годовщиной освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и, во-вторых, предоставило возможность вспомнить имена всех погибших перед этим святым образом и почтить их светлую память.

В день прибытия Главной иконы в кафедральный собор Святого Иоанна Предтечи прошло соборное служение, в котором приняли участие военнослужащие парадных расчётов из состава подразделений Черноморского флота, Южного военного округа, епархиальное духовенство и прихожане храма (рис. 7).

Министерство Обороны Российской Федерации в рамках подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы выступило инициатором и организатором акции, которую назвали «Горсть Памяти».

Память о погибших воинах, - дедах, прадедах, где бы они ни были похоронены, - именно это объединяет нас всех в этот скорбный день. Бесконечной чередой идут и проходят годы, но в каждой семье жива память о своих родственниках, не вернувшихся с войны! С каждым прошедшим годом эта память становится сильнее, она напоминает о тех страшных годах уходом каждого ветерана, каждого человека,

■ г^®*

Рис. 7. Соборное служение в кафедральном соборе Святого Иоанна Предтечи в г. Керчь, Республика Крым (фотография с официального сайта телеканала «Звезда»)

пережившего воину, каждого свидетеля тех почти полутора тысяч страшных днеИ и ночеИ, принёсших трагедию в каждую советскую семью.

Память о тех страшных годах всем нам нужна как сила, для того чтобы выстоять в той незримой информационной войне, которая сейчас идёт. Только помня свои корни, только объединившись, как это сделали наши предки в 1941-м, можно победить любые трудности. Поэтому, по инициативе Министерства обороны России, ровно в 12 часов, в День памяти и скорби, 22 июня 2019 года, по всей России прошло знаковое событие - после традиционных траурных митингов, минуты молчания, под звуки воинского салюта, в торжественной обстановке с мест всех воинских захоронений страны была взята горсть земли и помещена в специальные контейнеры - «Солдатские кисеты».

Эту землю в дальнейшем поместят в гильзы артиллерийских снарядов и с воинскими почестями установят в историко-мемориальном комплексе Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации в Парке Победы.

И каждый год, 22 июня, в День памяти и скорби, каждый житель нашей страны сможет придти в этот мемориальный комплекс, и у той земли, в которой предположительно похоронен его дел, прадед или прапрадед поставить и зажечь свечу в память о том,

кто отдал свою жизнь за Отечество, за Родину. А поставив свечу памяти, рассказать своим детям и внукам, для чего это делается, научить их через этот ритуал передавать память о павших предках из поколения в поколение, сотворив им Вечную Память!

Кроме этого, на территории комплекса «Патриот» будет сделана галерея «Дорога памяти» длинною 1418 шагов - по количеству дней и ночей войны, в которой с помощью технологии микрофотографии поместят 33 миллиона фотографий участников Великой Отечественной войны.

22 апреля 2019 года Министерство обороны Российской Федерации открыло на своём сайте раздел «Дорога памяти», куда любой желающий сможет загрузить фотографии и данные о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Немногим более чем за одну неделю, то есть по состоянию на 01 мая 2019 г. в реестр было загружено более 90 тыс. фотографий.

В уникальной мультимедийной галерее «Дорога памяти» будет также создан единый информационный массив с данными обо всех участниках Великой Отечественной войны, который объединит в себе десятки миллионов фотографий фронтовиков и работников оборонных предприятий, партизан и жителей блокадного Ленинграда, сотрудников учреждений культуры и военных корреспондентов (рис. 8).

9 Мая 2019 года на торжественном приёме в честь Дня Победы Президент России В. В. Путин заверил фронтовиков: «... Молодые люди стремятся узнать как можно больше о своих дедах и прадедах. Участники поискового двиРис. 8. Проект мультимедийной галереи «Дорога памяти» [4]

жения, волонтёры в деталях восстанавливают события войны, судьбы безвестно пропавших бойцов, помогают потомкам найти могилы родных, погибших за Родину». Глава государства подчеркнул, что у каждой российской семьи есть своя сокровенная летопись войны, состоящая из писем с фронта, похоронок и пожелтевших фотографий, а также воспоминаний и напутствий ветеранов. <.. .> Делают это по зову своей души, равняясь на вашу жизнь, дорогие ветераны, вашу подлинную, безусловную любовь к Отечеству. -сказал президент. - Мы, ваши наследники, сделаем всё, чтобы быть достойными вас, дорогие ветераны, чтобы выполнить ваш главный завет - беречь Родину, трудиться на её благо, любить её всем сердцем.» [10].

После окончания проверки полученных сведений и объединения всех документов пользователь получит письмо от администрации сайта «Дорога памяти» со ссылкой на сведённую запись со всеми прикреплёнными к ней документами и о размещении материалов в мультимедийной галерее.

Подводя итог нашего исследования, констатируем, что для достижения поставленной цели, исходя из объекта и предмета исследования, в работе осуществлён краткий теоретический анализ характера взаимодействия Вооружённых Сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях.

Данный анализ свидетельствует о том, что первый этап военно-религиозных отношений, начавшийся в начале 1990-х годов характеризовался переходом от жёсткого ограничения и администрирования государственной и военной властью деятельности религиозных

организаций к свободе вероисповедания. Этот процесс сопровождался возрастанием интереса военнослужащих к религии, её роли в истории как государства - в целом, так и российской армии - в частности, религиозным традициям, праздникам, обрядам в военных частях. На этом этапе взаимодействия Вооружённых Сил Российской Федерации и религиозных конфессий были выявлены общие основные проблемы. В результате было определено, что ориентация на религиозное мировоззрение, в первую очередь на РПЦ, должна обеспечить лучшую управляемость всех армейских институтов.

Это обстоятельство привело к тому, что в начале 2000-х годов начался следующий, второй, этап взаимодействия и взаимопонимания Вооружённых сил России и религиозных организаций. Руководство МО РФ пришло к выводу о необходимости установления контактов с руководством религиозных организаций, в первую очередь с РПЦ, использования имеющегося религиозного потенциала в целях патриотического воспитания военнослужащих. Начавшийся этап установления взаимовыгодных контактов характеризовался не только публичными выступлениями руководства Министерства обороны России и религиозных конфессий, но и подписанием важных официальных соглашений и документов между силовыми министерствами (ведомствами) и религиозными конфессиями. Важным итогом стало подписание соответствующих приказов по силовым министерствам (ведомствам) о взаимодействии и взаимоотношениях Армии и Церкви в Российской Федерации. Завершением данного этапа стало стремление удовлетворить права военнослужащих на вероисповедание

■ SIS&i®*

и, как итог - воссоздание института военного духовенства в российской армии.

К третьему этапу взаимодействия Вооружённых Сил Российской Федерации и РПЦ (с конца 2000-х гг. - начала 2010-х гг.) относится начало создания и строительства воинских храмов на территории воинских подразделений. В этом содержится большой потенциал укрепления духовных основ воинского служения Отечеству, повышения нравственных и патриотических настроений, чувства братской взаимопомощи и служения народу и Родине. Реализация этого направления взаимодействия Армии и Церкви зависит как от степени ответственности должностных лиц министерства обороны России, принимающих соответствующие решения, так и от общего понимания российским обществом истинной роли военного духовенства в укреплении обороны и безопасности страны.

Закономерным итогом в этом направлении стало принятие решения Министром обороны Российской Федерации генералом армии С. К. Шойгу о начале строительства в парке «Патриот» уникального храма - Главного храма Вооружённых Сил России. Храм должен стать не только местом богослужений, но и просветительским центром для военнослужащих. Это будет, в том числе, музей, посвящённый цер-ковно-армейским отношениям, кинолекторий и библиотека духовной литературы. Именно там будут проходить профессиональную подготовку группы штатных военных священников и сестёр милосердия, занятия с командным составом вооружённых сил, психологами, социологами и помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими.

Таким образом, приоритетными направлениями взаимодействия Армии и Церкви в Главном храме Вооружённых Сил России станут:

- создание правового поля взаимодействия путём проведения совместных конференций, семинаров, «круглых столов», диспутов и т. д.

- изучение теории и практики военно-церковных отношений;

- воинское воспитание и возрождение православных воинских традиций;

- участие священнослужителей в воспитательных мероприятиях с военнослужащими;

- введение системы духовного образования офицеров и военнослужащих;

- совместная работа в средствах массовой информации в целях противодействия духовной агрессии в стране.

В настоящее время российские Вооружённые силы, как и всё общество, находятся на духовном перепутье. Российские военнослужащие нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного не на политической идее, а на общих принципах гражданственности, патриотизма, государственности, верности долгу, веротерпимости, традиций народа, на которых создавалась Древняя Русь и развивалась Россия, укреплялись её Вооружённые Силы.

У Вооружённых сил России всегда была одна главная цель - оградить страну от нападения и утвердить мирное развитие гражданской жизни. Проходящая в российском обществе смена ценностных ориентаций оказывают влияние на мировоззрение граждан России - возрастает уровень их патриотизма и любви к Родине, соблюдение достоинства и чести.

Большую роль в этом должен сыграть строящийся Главный храм Вооружённых Сил Российской Федерации и уникальная мультимедийная галерея «Дорога памяти» с данными обо всех участниках Великой Отечественной войны, которая объединит в себе десятки миллионов фотографий.

Автор статьи предлагают всем читателям журнала принять участие в создании самого крупного мемориала защитникам Отечества и прислать фотографии родных - участников Великой Отечественной войны для наполнения информационного ресурса и размещения фотографий и имён на памятнике1.

Материалы поступили в редакцию 23.06.2019 г.

Библиографический список (References)

1. Бойко, А. Обратная сторона главной иконы Российской армии [Электронный ресурс] / А. Бойко. - URL: https://www.saratov. kp.ru/daily/26952/4005461 (дата обращения: 18.06.2019).
2. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении института военного духовенства в Российской армии [Электронный ресурс] // официальный сайт Московского Патриархата. - URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/104390.html (дата обращения: 18.05.2019).
1. Bojko, A. (2019). Obratnaja storona glavnoj ikony Rossijskoj armii [The Reverse side of the main icon of the Russian army ]. URL: https://www. sarat0v.kp.ru/daily/26952/4005461 (accessed 18 June, 2019).
2. (2006). Zajavlenie Svjashhennogo Sinoda Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi o vosstanovlenii instituta voennogo duhovenstva v Rossijskoj armii [Statement of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church on the restoration of the Institute of military clergy in the Russian army]. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/104390.html (accessed 18 May, 2019).
1 https://foto.pamyat-naroda.ru.
3. Минобороны России построит главный храм Вооружённых Сил в парке «Патриот» [Электронный ресурс] // официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. -URL: https://function.mil.ru/news_page/country/ more.htm?id=i2i94035@egNews (дата обращения: 25.04.2019).
4. Мультимедийная галерея «Дорога памяти» [Электронный ресурс] // официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - URL: http://doroga.mil.ru/ (дата обращения: 29.04.2019).
5. Об организации работы с личным составом в Вооружённых Силах Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министра Обороны Российской Федерации от 12.10.2016 г. № 655. - URL: http://docs.cntd. ru/document/456046040 (дата обращения: 18.06.2019).
6. Официальный сайт Проекта «Дорога Памяти» Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://foto. pamyat-naroda.ru/about (дата обращения: 25.04.2019).
7. Патриарх Кирилл освятил икону для главного храма Вооружённых сил РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vesti.ru/doc. html?id=3142428 (дата обращения: 28.04.2019).
8. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам Всероссийской научно-практической конференции «Отечество. Армия. Церковь», 25 ноября 2003 года [Электронный ресурс]. - URL: http://patriarh-i-narod.ra/slovo-patriarha/tserkov-i-armiya/2462-uchastnikam-vserossijskoj-25-noyabrya-2003-güda (дата обращения: 18.06.2019).
9. Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей [Электронный ресурс] // официальный сайт Президента Российской Федерации. -URL: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/4863 (дата обращения: 18.05.2019).
10. Торжественный приём по случаю Дня Победы [Электронный ресурс] // официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http:// http://kremlin.ru/events/president/ news/60493 (дата обращения: 10.05.2019).
11. Цитович, Г. А. Храмы армии и флота, состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства: Историко-статистическое описание / Г. А. Цитович. -Пятигорск : Типография А. Н. Нагорного, 1913. - 520 с.
3. (2018). Minoborony Rossii postroit glavnyj hram Vooruzhjonnyh Sil v parke «Patriot» [The Russian defense Ministry will build the main temple of the Armed Forces in the Park «Patriot»]. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id=i2i94035@egNews (accessed 25 April, 2019).
4. (2019). Mul&timedijnaja galereja «<Doroga pamjati» [Multimedia gallery «Memory Road»]. URL: http://doroga.mil.ru/ (accessed 29 April, 2019).
5. (2016). Ob organizacii raboty s lichnym sostavom v Vooruzhjonnyh Silah Rossijskoj Federacii [About the organization of work with staff in Armed Forces of the Russian Federation ]. Prikaz Ministra Oborony Rossijskoj Federacii ot 12.10.2016 g. № 655. URL: http://docs.cntd.ru/ document/456046040 (accessed 18 June, 2019).
6. (2019). Oficial&nyj sajt Proekta «Doroga Pamjati» Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii [Official website of the Project «memory Road» of the Ministry of defence of the Russian Federation]. URL: https://foto.pamyat-naroda.ru/about (accessed 25 April, 2019).
7. (2019). Patriarh Kirill osvjatil ikonu dlja glavnogo hrama Vooruzhjonnyh sil RF [Patriarch Kirill consecrated the icon for the main Church of the Russian Armed forces]. URL: https://www.vesti. ru/doc.html?id=3142428 (accessed 28 April, 2019).
8. (2003). Privetstvie Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija II uchastnikam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Otechestvo. Armija. Cerkov&» [Greeting of Patriarch Alexy II of Moscow and all Russia to the participants of the all-Russian scientific and practical conference «Fatherland. Army. Church»]. URL: http: //patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/tserkov-i-armiya/2462-uchastnikam-vserossijskoj-25-noyabrya-2003-goda (accessed 18 June, 2019).
9. (2009). Stenograficheskij otchjot o soveshhanii po voprosam prepodavanija v shkolah osnov religioznoj kul&tury i svetskoj jetiki i vvedenija v Vooruzhjonnyh Silah Rossijskoj Federacii instituta voinskih iflotskih svjashhennosluzhitelej [Verbatim report on the meeting on teaching the basics of religious culture and secular ethics in schools and the introduction of the Institute of military and naval clergymen in the Armed Forces of the Russian Federation].URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/4863 (accessed 18 May, 2019).
10. (2019). Torzhestvennyj prijom po sluchaju Dnja Pobedy [Solemn reception on the occasion of Victory Day]. URL: http:// http://kremlin.ru/ events/president/news/60493 (accessed 10 May, 2019).
11. Citovich, G. A. (1913). Hramy armii i flota, sostojashhie v vedomstve protopresvitera voennogo i morskogo duhovenstva: Istoriko-statisticheskoe opisanie [Churches of the army and Navy, including the office of Protopresbyter of military and sea clergy]. Pyatigorsk. Tipografija A. N. Nagornogo, 520 p.
ВОЕННЫЙ ХРАМ ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО АРМИЯ РЕЛИГИЯ military temple military clergy army religion
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты