Спросить
Войти

2009. 02. 005. Бигельбауэр П. Опыт из-за границы: программа К-плюс, выдвинутая австрийским центром компетентности. Biegelbauer p. learning from abroad: the Austrian competence Centre programme Kplus // Science and Publ. Policy. - Guildford, 2007. - Vol. 34, n 9. - p. 606-617

Автор: указан в статье

2009.02.005. БИГЕЛЬБАУЭР П. ОПЫТ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ: ПРОГРАММА К-ПЛЮС, ВЫДВИНУТАЯ АВСТРИЙСКИМ ЦЕНТРОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

BIEGELBAUER P. Learning from abroad: the Austrian competence centre programme Kplus // Science and publ. policy. - Guildford, 2007. -Vol. 34, N 9. - P. 606-617.

Автор - старший исследователь отдела социологии Института специальных исследований в Вене (Австрия) - анализирует программу научно-технического развития Австрии (1997-2004).

В 1995 г. австрийские чиновники посетили Канаду и Швецию с целью ознакомления с деятельностью центров компетентности в этих странах и получения опыта для создания таких центров в Австрии. При создании австрийской программы К-плюс за основу была взята Техническая программа центров исследования Национального научного фонда США (ННФ), но она была доработана с учетом опыта стран - партнеров по ОЭСР и собственного опыта.

В 1998 г. Австрийский центр компетентности представил обществу свою первую программу К-плюс, построенную иначе, чем программы ИР ранее. Инновационность программы состояла в том, что при ее создании был учтен положительный опыт, накопленный другими странами при формировании и реализации их научно-технической политики.

В 90-е годы отставание Австрии по уровню научно-технического развития от наиболее развитых стран Европы стало очевидным. Основной проблемой было недофинансирование науки, что не позволяло австрийским ученым участвовать в крупных проектах. В программе должно было быть предусмотрено создание центров компетентности, в задачу которых входило объединение университетов, академий и частных организаций для взаимовыгодного сотрудничества. Предлагалась также новая схема финансирования, состоящая из трех уровней - федерального, регионального и частного. Эти центры предполагалось финансировать в течение

пяти лет и затем провести оценку результатов деятельности каждого из них.

Поступили также предложения создать три фонда. Фонд центров компетентности и правительственных инициатив (Kompetenzzentren, Impulsprogramme, Regierungsinitiativen - KIR) и индустриальный Фонд содействия исследованиям (Fonds zur Förderung der gewerblichen Forschung - FFF) должны были сконцентрироваться на малых и средних проектах (предприятиях), а фундаментальная наука должна была стать приоритетом для основного Фонда финансирования научных исследований (Fonds zur Förderung der Wissenschaftlichen Forschung - FWF). Некогда единственный инструмент финансирования науки - Фонд инноваций и технологии (Innovations- und Technologiefonds - ITF) предлагалось упразднить.

Выдвинутая инициатива натолкнулась на сопротивление со стороны министра науки и транспорта и министра экономики, поскольку новая программа предполагала уменьшение их роли в формировании научно-технической политики. Фонд Европейской программы восстановления (European Recovery Programme - ERP), сформированной на основе «плана Маршалла», которая являлась главным инвестором австрийского научно-технического развития, также сопротивлялся нововведению.

Окончательный вариант программы К-плюс был сформирован и представлен правительству в декабре 1997 г. Программа была принята. Она решала три главные проблемы австрийского научно-технического развития: 1) повышался уровень расходов на науку;

2) сокращался разрыв между университетами и промышленностью;
3) возрастала мотивация проведения университетами промышленных исследований.

Было создано 20 центров компетентности, в которых успешно сотрудничали государство, ученые и предприниматели. Государство осуществляло 60% финансирования, оставшуюся часть вносил частный сектор. После начальной фазы роста (около трех лет) результаты работы каждого центра оценивались Министерством науки и транспорта. В случае положительной оценки деятельности центра предоставлялось дальнейшее финансирование еще на четыре года. Для управления программой было создано специальное агентство (Technologie Impulse Gesellschaft - TIG) - достаточно

независимая организация, хотя она и управляла проектами, которые финансировало Министерство науки и транспорта.

В 1998 г. Министерство науки и транспорта и Министерство экономики, не желая терять влияние в отрасли, создали центры индустриальной компетентности К-инд и К-нет. Между этими программами и программой К-плюс существует много общего, главная их цель - увеличение количества австрийских участников в системе мирового научно-технического развития, объединение ресурсов и повышение инвестиционной привлекательности страны.

К различиям следует отнести то, что К-плюс была более четко структурирована и направлена на проведение фундаментальных исследований мирового уровня, а К-инд и К-нет направлены в первую очередь на решение прикладных задач и развитие процессов передачи технологий. В целом такое разделение было не вполне эффективно, но оправдывалось соперничеством министерств за влияние на научно-техническое развитие Австрии.

В январе 2004 г. в статье «Оценка будущего программ центров компетентности» были опубликованы результаты оценки настоящего и будущего этих программ. К-плюс заслужила положительные оценки и звание «пример передового опыта». К-инд и К-нет критиковали за отсутствие значимых результатов и нечеткое разделение между инстанцией, принимающей решения, и агентством - исполнителем этих решений. Как общий минус всех трех программ было отмечено слабое взаимодействие между ними.

К 2005 г. около 270 компаний различных масштабов сотрудничали с исследовательскими организациями в 18 центрах К-плюс. Агентство финансирования исследований (Forschungsforderungs-gesellschaft - FFG) потратило на эту программу 11,2 млн. евро, это была вторая по величине инициатива среди структурных программ. Ее обошли только К-инд и К-нет, совместный бюджет которых составил 12,6 млн. евро. 22 центра К-инд и К-нет сотрудничали со 180 компаниями.

После очередной оценки реализации программ была сделана попытка объединить все три программы в одну, но вопросы финансирования решались в течение еще двух лет. В результате появилась новая программа центра компетентности COMET (Competence Centres for Excellent Technologies), которая была представлена общественности в августе 2006 г. Были созданы три подпрограммы.

Краткосрочными, более гибкими проектами занимаются центры К-инд и К-нет; более крупными проектами - центры К-1, которые отбирали в соответствии с жесткими критериями; а для фундаментальных ИР, ориентированных на глобальный уровень, формировались центры К-2. Финансируются все центры из трех источников: федеральных властей, промышленности и региональных бюджетов. Проекты группируются в программы по определенным научным направлениям. Первые проекты и центры были отобраны в сентябре 2007 г.

Для того чтобы появление подобных программ стало возможным, Австрия прошла сложный путь. Главное достижение на этом пути - появление экспертных советов при правительстве. Большое влияние на научно-техническую политику Австрии оказали процессы глобализации, членство в ЕС и ОЭСР. Хотя Австрия не принимала активного участия в общих проектах ЕС, их стиль и содержание сказывались на действиях австрийского правительства.

В.В. Чурин

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты