Спросить
Войти

2008. 01. 028. Огунмола Д. , бадмус И. А. Нигерийское вмешательство в гражданскую войну в Сьерра-Леоне: дилемма доброго гегемона. Ogunmola D. badmus I. A. Nigeria's intervention in the Sierra Leonean civil war: the dilemma of the benign hegemon // Africa insight. - Pretoria, 2006. - Vol. 36, n 3/4. - P. 76-93

Автор: указан в статье

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2008.01.028. ОГУНМОЛА Д., БАДМУС И.А. НИГЕРИЙСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В СЬЕРРА-ЛЕОНЕ: ДИЛЕММА ДОБРОГО ГЕГЕМОНА. OGUNMOLA D. BADMUS I.A. Nigeria&s intervention in the Sierra Leonean civil war: the dilemma of the benign hegemon // Africa insight. -Pretoria, 2006. - Vol. 36, N 3/4. - P. 76-93.

Д. Огунмола (Городской университет Ибадана, штат Ово, Нигерия) и И.А. Бадмус (Центр исследования и развития общественных наук, Лагос, Нигерия) анализируют активное участие Нигерии в урегулировании гражданского конфликта в Сьерра-Леоне на фоне общей политической обстановки в Западной Африке.

Авторы полагают, что гражданский конфликт в Сьерра-Леоне для Западной Африки «стал первым типичным гражданским конфликтом после окончания противостояния СССР и США» (с. 76). В урегулировании конфликта не участвовала ни одна мировая держава. Решающую роль в этом сыграла Нигерия. Между президентом Нигерии С. Абачей и президентом Сьерра-Леоне Т.А. Каббой были подписаны четыре договора о военной взаимопомощи. Нигерия обеспечила подготовку личной охраны Каббы, сухопутных подразделений армии Сьерра-Леоне, а также ещё до начала конфликта «для стабилизации обстановки в дружественной африканской стране и защиты нигерийской общины» разместила возле столицы - г. Фритауна - десантно-штурмовой батальон (с. 79). После начала конфликта в страну прибыли ещё три усиленных батальона нигерийских вооружённых сил и различные тыловые подразделения. Нигерийцы составили основу миротворческих сил, созданных под эгидой региональной западноафриканской организации ЭКОВАС (Организации экономической кооперации Западноафриканских государств).

Сенегал, Гвинея и Буркина-Фасо заявили, что в силу «чрезмерно активного участия Нигерии в ликвидации конфликта произошла "нигеризация" миротворческих сил, а страна превратилась в тридцать седьмой штат Нигерии» (с. 81). В ответ на это президент С. Абача предложил «всем, кого смущает могущество Нигерии, также довести собственные миротворческие силы до численности

бригады... поскольку роты, предоставленные Сенегалом, Ганой и Гвинеей, способны выполнять только вспомогательные функции и часто сами нуждаются в помощи» (с. 82).

Авторы считают, что «активное участие Нигерии в урегулировании данного гражданского конфликта означало её внешнеполитический успех на региональном уровне, но на самом деле было обусловлено тесными полупреступными связями тогдашних правительств двух стран» (с. 83). На родственников президента С. Абачи были оформлены крупные акционерные капиталы алмазных приисков Сьерра-Леоне. Т. А. Кабба, его семья и приближённые часто посещали Нигерию, через нигерийские банки были получены крупные кредиты и открыты счета, миллионеры Сьерра-Леоне обналичивали незаконно полученные деньги при посредстве нигерийских властей. Активно были связаны с правительством Каббы и приближённые президента Либерии Ч. Тэйлора, позднее получившего убежище в Нигерии. Эта страна ещё раньше была охвачена гражданским конфликтом и также зависела от экспорта алмазов. Такими взаимными связями, по мнению авторов, объясняется «странная война и блокада по-африкански», когда находившиеся в официальной изоляции повстанцы успешно контролировали почти все алмазные прииски обеих стран, а небольшие контингенты частных военных компаний (ЧВК) обеспечивали своевременный вывоз сырья.

Миротворческая активность нигерийцев привела к относительной стабильности. Беженцы скопились в пригородах четыре крупнейших городов страны. Между повстанцами и частями, верными законно избранному правительству, был создан коридор от 25 до 50 км с минимальным присутствием населения и разрушенной миротворцами инфраструктурой, что исключало внезапность рейдов незаконных формирований. Как отмечают авторы, «. насилие было прекращено почти таким же насилием, нигерийские офицеры уведомляли местную администрацию о необходимости эвакуации людей и скота в 24 часа, по истечении этого времени в течение 8 часов любыми средствами, вплоть до жестоких избиений и убийств, выселяли оставшихся» (с. 85). С. Абача призывал миротворцев «. почаще использовать артиллерию, это сбережёт жизни как гражданских, так и военных, к тому же у нас остаётся много неиспользованных снарядов с истекающим сроком хранения, ... а огнемётная струя вразумит любого нарушителя спокойствия» (там же). Мародёров и активно сопротивлявшихся эвакуации часто расстреливали, несколько правозащитников из франкоязычных стран Африки заявляли, что «... нигерийские военные не зверствуют просто потому, что в отличие от повстанцев у них на это просто нет времени» (с. 86).

Авторы полагают, что «явное недовольство франкоязычных стран ЭКОВАС успехами Нигерии в Сьерра-Леоне объясняется завистью к внешнеполитическим достижениям субрегиональной державы» (с. 86). Для стран региона, получавших нигерийскую помощь и льготные кредиты во время нефтяных бумов 70-х годов, пришло время признать военное могущество Нигерии: 54% военнослужащих региона - солдаты Нигерии. Также в абсолютных цифрах Нигерия является экономическим гигантом ЭКОВАС. Активность Нигерии в англоязычных странах региона в 70-90-е годы косвенно стимулировала и активность в бывших колониях Франции, «обеспокоенной возможным созданием сильного субрегионального блока англоговорящих государств» (с. 87). Сама же Нигерия должна проводить миротворческую политику только исходя из возможной прямой экономической выгоды для всей страны, а не только её правящей группы. Решения о вводе миротворцев должны приниматься в обстановке открытости.

В.С. Олишевко

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты